«Звуки глубины веков»



Скачать 416.5 Kb.
страница1/2
Дата04.05.2016
Размер416.5 Kb.
  1   2
Печатала в январе 2005!!!
Календарное планирование к урокам музыки во 2-х классах
на II полугодие.

III четверть. Тема: «Звуки глубины веков»

(1 раз в неделю)



Содержание тем и разделов.

11 часов

1

Звуки глубины веков. Музыкальное искусство, которое раскрывается перед слушателями в движении.

1

2

Песни и кюи социального протеста. Историческая сноска. Исполнительское и композиторское развитие. Жаяу Муса «Ак сиса», Курмангазы

«Не кричи, не шуми...», Бетховен и музыка протеста.

1

3

Жизнь и творчество Курмангазы «Кишкентай».

Звукоизобразительность и выразительность кюев Курмангазы.

1

4

Жизнь и инструментальное творчество Махамбета, «Кайран Нарын».

Старинные казахские инструменты. Своеобразие тембров казахских народных инструментов.

1

5

Повествование в музыке. Развитие музыки: лад, тембр инструмента.

1

6

Повествовательные интонации и развитие музыки Л.Бетховена. Этот урок давать, если выпадает 11 часов, а если 10, то его внести в 5-й

1

7

Прощальные песни и кюи. Кенен Азербаев «Базар-Назар», Коркут « Вой Ушар» – сравнительный анализ.

1

8

Провожаем зиму. Развитие музыки: темп, тембр, динамика.

1

9

Сходство и различие интонаций. Римский - Корсаков «Снегурочка»

1

10

Встречаем весну. «Жарапазан» Развитие музыки с помощью средств выразительности. Смена характера в музыке. Развитие образа в стихах.

1

11

Встречаем весну. Наурыз – Новый год. Есдаулетова «Наурыз».

Развитие музыки: исполнительское и композиторское развитие.

Ладогармоническая сторона развития музыки (dur-moll).

1


Поурочное планирование на I I полугодие 2 класс III четверть




Тема четверти: «Звуки глубины веков »


Урок № 1

Срок проведения: январь

Число:

ТЕМА УРОКА: « Звуки глубины веков». Древняя музыка.

ПОДТЕМА: Музыкальное искусство, которое раскрывается перед слушателем в движении.

ЦЕЛЬ УРОКА: Музыкальное искусство, которое раскрывается перед слушателями в движении.

Дать понятие древняя музыка, рисунки, книги, вещи, здания, пришедшие к нам из глубины веков и рассказывающие о людях, живших очень давно.

ТИП УРОКА: Урок введения в тему четверти.

ЗАДАЧИ:

Воспитательная:

1.Воспитывать уважение к культуре разных народов и интерес к прошлому.

2.Вызвать эмоциональный отклик.

Образовательная:

1.Послушать и обсудить произведения разных композиторов.

2.Учить находить связи нашей жизни и жизни людей, живших в давние времена.

3.Учить находить те ценности, что нам оставили после себя прошлые цивилизации.

Обучающая:

1.Дать понятие «искусство и движение»

2.Дать понятие о том, что ценности из древности как бы «идут» нам навстречу из прошлого

3.Продолжить обучение нотной грамоте, пение сольфеджио по записи.

4.Разучить I и II голос попевки.



Оборудование:

1.портреты композиторов: Палестрины, Бетховена.

2.учебник с.29

3.фонохрестоматия, Диск № 1 /28/

4.фортепиано.

5.проигрыватель.

6.репродукции картин.

Методы музыкального обучения:

1.наблюдения за музыкой.

2.музыкальной импровизации.

3.эмоциональной драматургии.

4. забегание вперёд.

5.сравнения.

6.обобщения.

7.метод различного исполнения песни /солист, группа, хор/


СОДЕРЖАНИЕ
УРОКА

Музыкальный материал:

1.«Как у нашего Степана» - разбор, пение по нотам с.29

2. Песня о зиме по выбору ребят – исполнение.

3. Палестрина «Месса папы Марчелло» - слушанье, беседа о музыке из глубины веков.

4. «Звуки глубины веков» - беседа.

5. Кюй Коркыта - слушанье

6.Бетховен «Сурок» - слушанье, беседа о зарубежной музыке из глубины веков.

Художественный материал:

1.Легенда о Коркыте

ЭТАПЫ УРОКА:

1.Организационный момент, приветствие учителя, установление рабочей обстановки.

2.Беседа о каникулах.

3.Исполнение попевки, работа по нотной записи.

3.Объяснение новой темы.

4.Слушанье различных произведений: Палестрина, Коркыт / легенда /, Бетховен.



5.Беседа о них, что хотели нам рассказать композиторы.

6.Обобщение.

7.Домашнее задание.

ЗНАНИЯ:

1.Знать музыкальные жанры, пришедшие из глубины веков, в чём их ценность.

УМЕНИЯ:

1.Применять ранее полученные знания при анализировании и разборе произведений.

2.Уметь связать произведения древности с нашей жизнью.

НАВЫКИ:

1.Высказывать вслух свои впечатления о музыке.

2.Навыки пения по нотам, музыкальной грамоты.

Домашнее задание: Нарисовать рисунок к понравившемуся музыкальному произведению.

P.S. При объяснении новой темы использовать знания детей о наскальных рисунках, древних постройках, старинных вещах. Что нам дают эти вещи? Почему люди их реставрируют, хранят, выставляют в музеях, хранят их, как семейные реликвии.



Урок № 2

Срок проведения: январь

Число:


ТЕМА УРОКА: Песни и кюи социального протеста. Историческая сноска.
ПОДТЕМА: Исполнительское и композиторское развитие.

Жаяу Муса, Курмангазы, Бетховен и музыка протеста.



ЦЕЛЬ УРОКА: Дать понятие музыка социального протеста.



ТИП УРОКА: Урок погружения в тему




ЗАДАЧИ:

Воспитательная:

1.Воспитывать уважение к культуре разных народов.

2. Послушать и сделать художественный анализ музыкальных произведений.

3.Рассказать о ценностях, которые для нас создали и оставили /пирамиды, картины, дворцы/ прошлые поколения.
Образовательная:

1.Дать понятие песня и кюй социального протеста. Протест в симфонической музыке.
Обучающая:

1.Учить находить связи в нашей жизни с жизнью людей, которые жили в давние времена.

2.На основе песен разных народов сделать сравнительный анализ.

3.Повторить ранее разученные произведения, исполнить попевку с элементами двухголосия.


Оборудование:

1.портреты композиторов

2.учебник с.111

3.фонохрестоматия

4.фортепиано

5.видеомагнитофон

6.проигрыватель

Методы музыкального обучения:

1.наблюдения за музыкой.

2.музыкальной импровизации

3.эмоциональной драматургии.

4. забегание вперёд.

5.сравнения.

6.обобщения.


СОДЕРЖАНИЕ
УРОКА


Музыкальный материал:

1.«Про Степана и кота» - исполнение с элементами двухголосия.

2.«Коркыт» - древний кюй - слушанье фрагмента, повторение.

3.Беседа о понятии «Социальный протест»

4.Курмангазы «Не кричи, не шуми» - слушанье.

5.Курмангазы «Кишкентай» - слушанье, рассказ.

6.Жаяу Муса «Ак, сиса» - разучивание 1-го куплета, с.111

7.Бетховен «Симфония» № 5 – слушанье фрагмента.
Художественный материал:

«Старший брат» Махамбет

Старший мой брат, Исатай, герой, белой кольчуги ворот родной.

Ханскому роду чуждым ты был простому народу нужен ты был,

Грозно на хана двинулись мы, поздно на хана ринулись мы.

Искоренить это чёрное зло раньше бы надо-время ушло:

Волею Тенги всё решено! От кобылицы рождён Тулпар-

Я от сказанного не отступал, о горе народном в родном краю

И перед ханом не дрогнув, спою, много лет бунтовал наш край!

Много лет волновал Исатай непокорную степь мою.

Не родился чубарый тот, тот герой, что тебя превзойдёт,

Про тебя, Исатай, пою! Про того, кто шлемы врагов вместе с головами сносил.

С золотой рукоятью меч кровью вражеской напоил!!!



ЭТАПЫ УРОКА:

1.Организационный момент, приветствие учителя, установление рабочей обстановки.



2.Исполнение попевки, разучивание двухголосия.

3.Беседа о теме прошлого урока, на фоне музыки Коркыта.

4.Объяснение новой темы

5.Слушанье и анализирование кюя Курмангазы «Кишкентай»

6.Рассказ о Курмангазы, кюй «Не кричи, не шуми»

7.Разучивание песни «Ак, сиса» - 1 куплета

8Бетховен - слушанье, беседа

9.Обобщение, подведение итогов, оценки за работу в классе

10.Домашнее задание.



ЗНАНИЯ:

1.Знать, что такое социальный протест, как своё недовольство выражали композиторы.

2.Знать, что может быть общего между музыкой Курмангазы, Бетховена и Жаяу Мусы.
УМЕНИЯ:

1.Уметь анализировать музыку, делать сравнительный анализ

2.Уметь исполнять песни в сложном ритме / «Ак сиса»/
НАВЫКИ:

1.Петь двухголосно небольшие попевки.

2.Сопоставления музыки разных композиторов.



Домашнее задание:

с.111 « Ак сиса» - читать дома слова



Дополнение к уроку:

Среди народных композиторов, сочинявших исторические кюи, особое место занимает Курмангазы. Хотя он не участвовал в восстании Исатая Тайманова, но всем сердцем ему сочувствовал. Подтверждение тому - кюй «Кишкентай». Считая Исатая своим старшим братом, Курмангазы назвал кюй «Кишкентай» - «Меньшой». В произведении отражена трагическая судьба восстания. В казахском музыкальном и поэтическом искусстве большой след оставило национально-освободительное движение 1836 — 1838 гг. в Букеевском ханстве. Учащиеся знакомятся с творчеством пламенного жырау, будившего общественное сознание, призывавшего народ к борьбе за свободу,- Махамбета, сподвижника предводителя восстания Исатая Тайманова.
Тема «Песни и кюи социального протеста» даётся более доступно, через понятие несправедливости. Казахские музыканты, имея в руках лишь домбру, нередко выступали против несправедливости, насилия и сочиняли произведения, наполненные таким содержанием.

«Ак сиса». Слова и музыка Жаяу Мусы. Энергичная, подвижная. Жаяу Муса играл не только на домбре, но и на скрипке, гармони. В его песнях появляются элементы татарской и русской музыки. Рассказать о том, почему Мусу называют «Жаяу» - пешим (Мустафа Чорманов отобрал у меня коня, и потому зовусь я пешим). Настоящая фамилия Жаяу Мусы - Байжанов. Жаяу Муса получил широкую известность как певец, композитор, акын.
Ещё одно произведение Курмангазы «Не кричи, не шуми». История создания кюя такова: Арба, на которой везли Курмангазы, приблизилась к парому, на котором надо было перебраться на другой берег. Один из крестьян со своей арбой находился на краю парома. Урядник, сопровождавший даму, хотел пройти мимо. Лошадь, испугавшись пышного платья дамы, дернулась, и оглобля от телеги задела женщину. Урядник с криком напустился на крестьянина, стал пугать его тем, что прогонит его с парома, обругал всех, кто находился на пароме. «Не кричи, не шуми» это слова, обращенные к уряднику. Тогда даже те солдаты, которые сопровождали Курмангазы, рассмеялись, а народ попросил еще и еще раз сыграть этот кюй.



P.S. Можно дать увертюру «Эгмонт» вместо симфонии №5 Бетховена.
  1   2


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница