«Золота рота» по пьесе М. горького



Скачать 72.94 Kb.
Дата30.10.2016
Размер72.94 Kb.
Урок литературы в 11 классе .

Тема: «Золота рота» по пьесе М.горького «На дне».

Цель: Обобщение и систематизация знаний по изученной пьесе, привлечение учащихся к заинтересованному чтению, формирование внимательного отношения к детали в художественном произведении, работа в команде, развитие коммуникативных навыков.


Игра рассчитана на три команды. За каждый правильный ответ присуждается один балл.
1. Кто ты будешь такой?

- «Что за удивительные, живые типы в этой пьесе!» - восторгался Ф.Шаляпин, побывавший на премьере во МХАТ в 1902 году. Герои пьесы – в прошлом представители различных классов и социальных слоёв. Ныне это босяки, нашедшие временное пристанище в костылёвской ночлежке. «Какие они люди? Рвань, золотая рота…», - говорит один из ночлежников.

Задача игроков – узнать персонажей пьесы, исходя из тезисов, предложенных ведущим. Если действующее лицо угадано сразу же, то команда получает три очка., если со второй – два, с третьей – одно.


  • Задание команде №1.

Этот герой:

  1. как утверждают окружающие, «только пьяный и похож на человека»;

  2. «думал, что до самой смерти не отмоет» рук своих;

  3. «задумал укокошить жену…крепко задумал! Но вовремя спохватился…»

(Бубнов)

Этот герой:



  1. нелюбим окружающими за то, что занимался»скрипучей, беспокойной для всех» работой ;

  2. чрезмерно гордился званием «рабочего человека»;

  3. «заездил жену-то до полусмерти»

(Клещ)

Этот герой:



  1. по замечанию одного из персонажей, «образованный человек, а карту передёрнуть не может» за игорным столом;

  2. испытывал неловкость из-за того, что «всю жизнь только» и делал, что «переодевался»;

  3. ностальгировал по былым временам, когда он, лёжа в постели, пил кофе со сливками.

(Барон)

    • Задание команде №2

Этот герой:

  1. отказался участвовать в уборке помещения, мотивируя это тем, что ему «вредно дышать пылью»;

  2. с горечью констатировал, что «пропил душу»;

  3. страдая тяжёлой формой склероза на почве алкоголизма, не мог вспомнить «ни слова» из некогда любимого стихотворения.

(Актёр)

Этот герой:



  1. заявлял, что ему «надоели… все человеческие слова», так как «каждое из них слышал» «наверное, тысячу раз»;

  2. был не в силах простить окружающим того, что его «обидели и - на всю жизнь сразу»; «презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми»;

  3. на улице зачастую удостаивался резких и презрительных замечаний прохожих «Мерзавец! Шарлатан!»; объективно и беспощадно оценивал себя : «Я арестант, убийца, шулер…»

(Сатин)

Этот герой:



  1. причину собственного облысения видел в том, что «баб-то… больше знал. Чем волос на голове было;

  2. едва не был «продан» властям за «три копейки», но вовремя «исчез от полиции яко дым от лица огня»;

  3. «для многих был… как мякиш для беззубых», «как пластырь для нарывов», на некоторых же «подействовал как кислота на старую и грязную монету».

(Лука)

    • Задание команде №3.

Этот герой:

  1. Имел убеждение, по должности своей, что «человек должен вести себя смирно»;

  2. Устами льстивого собеседника был произведён в «ундеры» якобы за видимость самую геройскую;

  3. Лишившись родственников, в глазах окружающих стал «и не бутошник, и не дядя… А просто тёткин муж».

(Медведев)

Эта героиня:



  1. имела «мясу. Жиру, кости – десять пудов, а мозгу – золотника нету»;

  2. не собиралась выходить замуж даже за «принца американского», довольствуясь положением «свободной женщины»;

  3. в день, когда «издох муженёк», была вне себя от радости, не веря своему счастью.

(Квашня)

Этот герой:



  1. похвалялся, что его, как всех ярославских, «голыми руками не возьмёшь»;

  2. готов был принять смерть от руки своей возлюбленной у всех на глазах;

  3. «сызмалетства» прозывался «вор… воров сын».

(Пепел)

2. «Мысль изречённая»

Ф.Шаляпин в интервью сотруднику одной газеты заявил: «Я нахожу, что по красоте языка и по глубине содержания «На дне» напоминает «Снегурочку» Островского…» Действительно, речь персонажей яркая, сочная.

Учащиеся получают карточки с записью высказываний, три из которых принадлежат одному и тому же человеку, а четвёртое - совершенно другому. Необходимо обнаружить лишнее высказывание.

3. Беседа найдёт соседа.

Суждения героев друг о друге отличаются меткостью и остротой. О ком из героев пьесы идёт речь в приведённых ниже высказываниях?



4. Каков вопрос – таков ответ

Учащиеся выбирают правильный ответ на вопрос из четырёх имеющихся вариантов.



5. Больше, быстрее.

Каждой команде ведущий адресует определённый набор вопросов. Отвечать нужно тут же, без промедления. Выигрывает команда, правильно ответившая на большее количество вопросов.



    • Задание команде №1.

  1. Блюдо, приготовление которого служило источником доходов Квашни. (Пельмени)

  2. Напиток, регулярно употребляемый бароном по утрам в прежние времена ( кофе со сливками)

  3. Цвет, который приобрели руки одного из героев пьесы в результате соприкосновения с вредным красителем. (Жёлтый)

  4. Сценический псевдоним Актёра (Сверчков- Заволжский)

  5. Рыба «огромаднейших» размеров, приснившаяся во сне Ваське Пеплу. (Лещ)

  6. Учреждение, находящее, по едкому замечанию одного из персонажей, «в полуверсте от края света» (Лечебница для органонов)

  7. То, без чего , по мысли Актёра, «нет человека». (Имя)

  8. Трагедии Шекспира, текст которых неоднократно цитировал Актёр. («Гамлет», «Король Лир»)

  9. Героиня, чья «горничная… видно , гулять пошла». (Анна)

  10. Документ, который, по утверждению Костылёва, должен иметь всякий хороший человек. (паспорт)

    • Задание команде №2.

  1. углубление под землёй или в горном массиве, на которое походит ночлежка. (Пещера)

  2. роль, некогда исполняемая Актёром в спектакле по пьесе Шекспира «Гамлет». (Могильщик)

  3. Родственник Анны, которого ей напомнил Лука. (отец)

  4. То, чего, по замечанию Медведева, нет у верблюда. (Уши)

  5. Профессия Бубнова в прошлом (Скорняк)

  6. Музыкальное произведение, которое недавно выучил Алёшка. (похоронный марш)

  7. Бесплатное заведение, которое собирался устроить Бубнов, «кабы… был богатый» (Трактир)

  8. Игра, за которой проводят время Бубнов с Медведевым. (Шашки)

  9. «Бог свободного человека», в представлении Сатина. (Правда)

  10. Государство в Европе, выходцами из которого были предки Барона . (Франция)

    • Задание команде №3.

  1. Одежда из гардероба Квашни, которую «таскал» на себе Медведев. (Кофта)

  2. «полезная вещь», которую Сатин советовал завести Актёру. (Характер)

  3. Русский царь, в период правления которого Баронов дед. Густав Дебиль, «занимал высокий пост». (Николай 1)

  4. Нынешняя профессия Бубнова (Картузник)

  5. Персонаж, которого Актер перед самоубийством просил помолиться за него. (Татарин)

  6. Музыкальный инструмент, который Клещ чинил для Алёшки. (Гармонь)

  7. Приз, ради которого Барон готов был лаять по-собачьи. (Полбутылки)

  8. «Золотая сторона», где человеку живётся , «как огурцу в парнике». (Сибирь)

  9. Должность, на которой служил у инженера одного под Томском-городом. (Сторож)

  10. время года, когда происходит действие в пьесе. (Весна)


6. Цифры и факты.

Пьеса изобилует всякого рода цифровыми подробностями. Они-то и будут центром внимания в конкурсе.

Участникам предлагаются цитаты из пьесы, в которых опущены детали, связанные с какими-то цифрами. В помощь соревнующимся на доске материал для справок : два, три, трёшница, четыре, пять, пятак, шесть, гривенник, целковый, полдюжины, дюжина, сорок, пятьдесят, сто, сорок тысяч, миллион.
7. подведение итогов.

2. Задания команде №1.



      1. «В карете прошлого никуда не уедешь»

      2. «Барство-то – как оспа… и выздоровеет человек, а знаки-то остаются…»

      3. «Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша!»

      4. Существует только человек, всё же остальное – дело его рук и мозга!»

2. Задания команде №2.



  1. «Снаружи как себя не раскрашивай – всё сотрётся…»

  2. «Все хотят порядка, да разума нехватка»

  3. «Да и все люди на земле лишние»

  4. «Старику – где тепло, там и родина»

2. Задания команде №3.



  1. «Шум смерти не помеха»

  2. «Вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!»

  3. «Если кто кому хорошего не сделал, тот и худо поступил»

  4. «Человек всё может, лишь бы захотел»

3. Задание команде №1.



  1. «Хороша парочка – баран да ярочка»

  2. «Издохнешь скоро, а всё о полтинниках думаешь»

3. Задание команде №2.

  1. «Ты – как молодая ёлочка- и колешься, а сдержишь…»

  2. «Раскрашивай, ворона, перья… валяй!»

3. Задание команде №3.

  1. «Врешь ты хорошо… сказки говоришь приятно!»

  2. «Эх… испортил песню…дур-рак!»

4. Задание команде №1.



  1. Как назывался роман, который читала Настя?

А) «Первая любовь»

Б) «Роковая любовь»

В) «Роковая ошибка»

Г) «Роковые яйца»




  1. Продолжите фразу Сатина: Нет на свете лучше…»

А) воров

Б) попов


В) странников

Г)алкоголиков


4. Задание команде №2.



  1. Какая песня была любимой у ночлежников?

А) «Солнце всходит и заходит»

Б) «Сижу за решёткой в темнице сырой…»

В) «отворите мне темницу…»

Г) «Шумел камыш»




  1. Какое сравнение употребил Актёр, вспоминая о своём прошлом: «Ты не знаешь, что такое аплодисменты… Это, брат, как…»

А) сигара

Б) водка


В) понюшка табаку

Г) «опиум для народа»


4. Задание команде №3.



  1. Как герои произведения именовали место на земном шаре, где люди друг дружку…уважают, друг дружке завсяко-просто помогают»

А) святая земля

Б) праведная земля

В) земля обетованная

Г) Новая Земля

2. Пепел: «В женщине – (………………..) должна быть».

Лука: «В любимом – вся (………………..) душа».

Какое «несущественное» понятие имели в виду оба героя?

А) тайна


Б) красота

В) душа


Г) «изуминка»

6. Задание команде №1.



  1. Квашня: «Ни за (………….) печёных раков под венец не пойду»

  2. Клещ: «Я здесь полгода прожил… а всё равно как (……………)лет»

  3. Алёшка: «А я такой человек, что ничего не желаю! Давай мне (……………..) – не хочу!»

6. Задание команде №2.



  1. Актёр: «Напьюсь как (…………………………) пьяниц»

  2. Сатин: «Я (…………………)года семь месяцев в тюрьме отсидел».

  3. Сатин – Актёру: «Дай мне (……………….), и я поверю, что ты талант, герой крокодил, частный пристав».

6. Задание команде №3.



  1. Лука: «Всяк думает, что для себя проживает, ан выходит, что для лучшего! По (……………………) лет, а может, и больше – для лучшего человека живут».

  2. Кривой Зоб: « Коли им честно жить начать, они в (……………….)дня с голоду издохнут».

  3. Барон – Татарину: «Проиграл два двугривенных, а шум делаешь на (…………………)… ещё князь».


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница