Знакомство с имением М. Ю. Лермонтова Тарханы



Скачать 164.69 Kb.
Дата31.10.2016
Размер164.69 Kb.

Материалы к уроку литературы (2 часа)



«Заочная экскурсия в лермонтовский музей-заповедник «Тарханы»

(9 класс)

Автор разработки учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 59


Воробьева Лариса Ивановна.
Тема урока:

Знакомство с имением М. Ю. Лермонтова Тарханы.


Цель урока:
Показать, что в течение первых двенадцати лет жизни Тарханы были для Лермонтова «окном», через которое он познавал жизнь, людей себя… Что Тарханы на всю жизнь остались для М.Ю.Лермонтова живительным источником, питавшим его поэзию; что темы, мотивы, образы, связанные с Тарханами, с воспоминаниями о детстве, проглядывают во многих его произведениях.

Помочь «почувствовать живого, трепетного, с огненною душою Михаила Юрьевича» (Ф.В.Гладков).

Показать, что тарханский период сыграл огромную роль в формировании мировоззрения будущего поэта.
Маршрут заочной экскурсии:


  1. Барский дом:

    • зала;

    • классная комната;

    • комнаты М.Ю.Лермонтова.

  2. Церковь Марии Египетской.

  3. Дом ключника.

  4. Дуб, посаженный М.Ю.Лермонтовым.

  5. Беседка.

  6. Дальний сад.

  7. Большой пруд.

  8. Церковь Архангела Михаила.

  9. Фамильная усыпальница Арсеньевых.


Конспект урока

П. (После оргмомента). Тема и цель урока-экскурсии названы.


Учитель: Ребята, сегодня мы совершим заочную экскурсию в одну из «столиц» на «литературной карте страны», в заповедный уголок Пензенской области, Тарханы. Здесь прошли двенадцать лет жизни Михаила Юрьевича Лермонтова – почти половина его короткого жизненного пути. Сюда возвращался поэт летом 1828 года и зимой 1835/36 гг.

До 1805 года село Тарханы называлось Никольское или Яковлевское. Жители Тархан издавна занимались хлебопашеством, скорняжным промыслом, скупали мед, сало, шерсть, но больше всего шкуры домашних животных. Выделанный меж продавали далеко за пределами своей округи. Таких скупщиков, разъезжавших по селам, называли тарханами. Отсюда новое название села – Тарханы.

Село Тарханы раскинулось на северо-западе Пензенской области (посмотрите на карту) среди необозримых полей, лесов и перелесков и извилистых речушек.

На восточной окраине имения находились дубовые рощи, где брала начало небольшая речушка Милорайка. По ее руслу были устроены пруды, окружавшие усадьбу с трех сторон – Большой, Средний и Верхний, или Барский. На восточном берегу Милорайки два сада – Средний и Дальний с декоративными участками; на западном берегу – Круглый сад, соединенный липовой аллеей с дубовой рощей.

Тарханы были приобретены за два десятилетия до рождения Михаила Юрьевича его дедом и бабушкой - Михаилом Васильевичем и Елизаветой Алексеевной Арсеньевыми. Маленький Миша был привезен сюда ранней весной 1815 года.

Отец Михаила Юрьевича – Юрий Петрович Лермонтов (показываю портрет Ю.П.Лермонтова), молодой, но уже вышедший в отставку офицер. Мать – Мария Михайловна (показываю на портрет М.М.Лермонтовой) – единственная дочь в богатой помещичьей семье. Мать Лермонтова была типичной для того времени романтически настроенной девушкой. Она играла на клавикордах, пела романсы, мечтала о любви…

Брак Юрия Петровича и Марии Михайловны по понятиям времени был неравным. Небогатый и нечиновный, всего лишь капитан в отставке, - не такого мужа хотела для своей единственной дочери Елизавета Алексеевна, урожденная Столыпина. В столыпинском кругу привыкли к громким именам, высоким званиям. Но Мария Михайловна полюбила Юрия Петровича, и ее мать уступила.

Гордая и властная, Елизавета Алексеевна Арсеньева, суровая помещица и крепостница, хотя и добрый, но вспыльчивый Юрий Петрович, мечтательная Мария Михайловна, вскоре после замужества разочаровавшаяся в муже, - трое этих разных по характеру людей не смогли ужиться и поладить между собой.

Юрий Петрович был красивый и пылкий молодой человек. Нрав у него был добрый, но вспыльчивый до безрассудства. Между родителями часто случались размолвки. Однажды во время ссоры Юрий Петрович ударил жену. Это было для нее настолько сильным потрясением, что она захворала, а здоровье ее и без того было ослаблено рождением сына. У нее быстро развилась чахотка…
Ученик читает: «В Тарханах долго помнили, как тихая, бледная барыня, сопровождаемая мальчиком-слугою, носившим за нею лекарственные снадобья, - пишет биограф Лермонтова, - переходила от одного крестьянского двора к другому с утешением и помощью. Помнили, как возилась она и с болезненным сыном. И любовь и горе выплакала она над его головой. Мария Михайловна была одарена душою музыкальною. Посадив ребенка своего себе на колени, она заигрывалась на фортепиано, а он, прильнув к ней головкой, сидел неподвижно, звуки как бы потрясали его младенческую душу, и слезы катились по его личику. Мать передала ему необычайную нервность свою».
Учитель: Мария Михайловна скончалась в возрасте 22 лет и была похоронена в Тарханах. Здесь происходили тяжелые объяснения между отцом Лермонтова и его бабушкой, по требованию которой Юрий Петрович был вынужден отказаться от воспитания сына. Всю свою жизнь Михаил Юрьевич тяжело переживал семейную драму. Трудно решить, кто был прав и кто виноват в этой семейной распре. Для нас важен сам факт непримиримых столкновений между матерью, отцом и бабушкой Лермонтова: ведь эта вражда предопределила появление некоторых трагических мотивов в творчестве Лермонтова. Достаточно вспомнить строки:
Ужасная судьба отца и сына

Жить розно и в разлуке умереть…


В одном из черновых набросков 1831 года молодой Лермонтов писал:
Я сын страданья. Мой отец

Не знал покоя по конец.

В слезах угасла мать моя;

От них остался только я,

Ненужный член в пиру людском,

Младая ветвь на пне сухом…


Смерть дочери глубоко потрясла Елизавету Алексеевну. Она не хотела жить в доме, где произошла трагедия. Дом был снесен, а на его месте Арсеньева построила церковь Марии Египетской в память дочери. Для себя же с внуком поставила в саду одноэтажный деревянный дом с мезонином, обшитый тесом, с балконами, незамысловатыми наличниками в крылечком с парадного входа.

Сейчас в бывших Тарханах музей-заповедник. И нашу заочную экскурсию мы начнем с главной и самой значительной части заповедника – барской усадьбы. Для этого нужно пройти к плотине перед Большим прудом. Посмотрите, пожалуйста, на план музея-заповедника. Обсаженная густыми ветлами плотина выводит на широкую зеленую поляну в центре усадьбы. Здесь стоит барский дом, выкрашенный желтой краской. Окна детской комнаты Лермонтова выходили в сад, который спускался к оврагу и пруду. Лермонтов жил в это доме с 1815 по 1827 год. (показываем слайды)


Ученик читает: Вот как описывает Тарханы историк 19 века Н.Рыбкин: «Это было большое здание с антресолями: кругом его был сад, спускавшийся к оврагу и пруду. По оврагу бежал ключ, в некоторых местах не замерзавший и зимою. За оврагом виднелась огромная гора и к ней тянулся лес, и лес казался без конца, утопая где-то вдали…»
Учитель: Елизавета Алексеевна все свое внимание, всю любовь сосредоточила на внуке. В Тарханах все было подчинено заботе о нем. Чтобы Миша не скучал, в Тарханы приглашались его сверстники – дети дальних родственников и соседей-помещиков. Они учились вместе с Лермонтовым и были товарищами его детских игр.

Катание с гор зимой, лесные прогулки летом, игры в войну (до сих пор в Тарханах сохранились остатки траншей, где мальчики разыгрывали сражения), верховая езда, забавы с маленькими оленем и лосем, специально привезенными из Москвы, качание на качелях, устроенных на огромном вязе около дома, - этот счастливый мир детства должен был сделать Лермонтова гармоничным человеком, защитить от грядущих бурь и бед.

В течение двенадцати лет Тарханы были для Михаила Юрьевича «окном», через которое он познавал жизнь, людей, себя. На всю жизнь Тарханы остались живительным источником, питавшим его поэзию. У Лермонтова нет ни одного стихотворения, посвященного Тарханам, но темы, мотивы, образы, связанные с ними, проглядывают во многих его произведениях.

Деревянный с мезонином дом многое претерпел. После смерти Елизаветы Алексеевны его пытались разобрать, а в 1906 году он сильно пострадал от пожара, но был восстановлен. В 1973 году дом реставрировали с максимальным приближением к виду лермонтовского времени.

А сейчас войдем в барский дом, но посетим лишь те комнаты, которые нам могут больше рассказать о Михаиле Юрьевиче.
Зала (показываю слайд). Елизавета Алексеевна была гостеприимной хозяйкой. В зале собирались родственники и соседи-помещики, вели долгие разговоры о России, крестьянах, ценах на хлеб. Вот как пишет П.А.Висковатый, биограф Лермонтова: «Святками каждый вечер приходили в барские покои ряженые из дворовых, плясали, пели. Зал заполнялся девушками, приходившими катать яйца».

Ампирные кресла карельской березы с их классическими формами – лепными позолоченными спинками и узорчатыми сиденьями, ломберный столик красного дерева, бронзовые с позолотой канделябры и бра знакомят нас с обстановкой дворянского быта первой четверти 19 века.

Фамильные портреты доносят черты строгой и загадочной Елизаветы Алексеевны, хрупкость и нежность облика Марии Михайловны, расскажут о характере Юрия Петровича. И в центре – Лермонтов 3-х лет, в белом платьице, немного похожий на девочку, с карандашом и листом бумаги в руке.

На старинной рояле лежит женский платок из тонкого батиста с кружевом, принадлежавший Марии Михайловне, рядом – автограф Лермонтова из московских тетрадей: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она произвела бы прежнее действие. Ее певала мне покойная мать».



Классная комната (слайд) была специально отведена для занятий маленького Миши науками. Здесь мы видим второй его портрет, выполненный неизвестным художником в 1820-1822 гг. Он заставляет вспомнить свидетельство художника М.Е.Меликова о Лермонтове.



Ученик читает: «В детстве наружность его невольно обращала на себя внимание… Он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остается для меня загадкой» (на экране портрет).
Учитель: Лермонтов прошел курс домашнего обучения. Учебники русского и латинского, книги по истории и математике, географический глобус и другие школьные принадлежности дают представление о предметах, которые мальчик изучал в Тарханах.
Ученик читает: «Троюродный брат и друг детства Лермонтова А.П.Шан-Гирей пишет в своих воспоминаниях: «Вообще он (Лермонтов) был счастливо одарен способностями к искусствам: уже тогда рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашеного воску целые картины. В домашней жизни своей Лермонтов был почти всегда весел, ровного характера, занимался часто музыкой, а больше всего рисованием…»
Учитель: Рано проявился интерес Лермонтова к литературе – книги Пушкина, Жуковского, французских писателей были знакомы ему с детства.
Комнаты Лермонтова (1 комната) (слайд).

Первая комната Лермонтова наверху, в мезонине: портрет поэта работы художника П.Е.Заболоцкого (1837) (показываю портрет), два кресла из тарханского дома, личные вещи Лермонтова – портсигар, трубка, дорожная шкатулка для бумаг; портреты товарищей по Лейб-Гвардии Гусарскому полку. Все эти предметы характеризуют поэта того времени, когда он приезжал в отпуск, будучи офицером. Известно, что еще в конце 1850-х годов в комнате Михаила Юрьевича в запертом шкафу красного дерева стояли на полках книги, принадлежавшие поэту, но они не сохранились. Здесь собраны и выставлены издания того времени.

О незаурядном таланте Лермонтова-художника дает представление его картина «Кавказский вид возле селения Сиони» (показываю картину). Картина была написана в 1837\1838гг. маслом для бабушки.
Вторая комната (слайд) обставлена как рабочий кабинет поэта. Центральное место занимает старинный письменный стол с книгами и рукописями, над ним – портреты любимых писателей: Пушкина, Байрона, Скотта.

Здесь мы узнаем, над чем работал в Тарханах зимой 1836 года поэт, когда приехал погостить к бабушке. На письменном столе, рядом с мемориальной чернильницей находятся страницы из авторизованных копий стихотворения «Умирающий гладиатор», драма «Два брата», автограф поэмы «Сашка».

16 января 1836 года Михаил Юрьевич писал своему товарищу С.А.Раевскому: «Я теперь живу в Тарханах, у бабушки, слушаю, как под окном воет метель… Пишу четвертый акт новой драмы».

В этот приезд Михаил Юрьевич много работал. Зима стояла снежная и суровая. Он редко выезжал в соседние поместья. Допоздна засиживался за письменным столом. В течение двух месяцев Лермонтов написал поэмы «Тамбовская казначейша», «Сашка», драму «Два брата» и еще несколько небольших произведений.


Следующий этап нашей экскурсии – Церковь Марии Египетской (показываю слайд), воздвигнутая бабушкой поэта в память об умершей дочери на месте старого барского дома. Это единственное здание в усадьбе, которое дошло до нас в своем первозданном виде.

Лермонтов, будучи ребенком, часто бывал у исповеди и причастия. Здесь он встречал многих крепостных и дворовых людей из соседних сел;. Много раз крестил детей дворовых Арсеньевой. Присутствовал и на «благодарном молебне», устроенном Елизаветой Алексеевной в честь его приезда в Тарханы 31 декабря 1835 года.

В церкви сейчас много местных икон. Особый интерес вызывает икона 17 века со святцами на ноябрь месяц, когда отмечался Михайлов день.

Первая запись о Лермонтове сделана в марте 1815 года в книге, которая велась еще в Никольской церкви. Интересна страница в другой книге – в 1821 году Лермонтов записан в качестве крестного отца у пяти младенцев – детей тарханских дворовых.

Через церковь доводились до народа сведения о важнейших политических событиях. Каждый год 25 декабря в церкви совершался благодарственный молебен в честь победы русского оружия в войне 1812 года. Эти события не могли не оставить следа в памяти Лермонтова.

С младенческих лет мальчика окружали дворовые люди. К ним он относился с большим сочувствием и уважением, любил слушать их песни. Позже он писал: «…если захочу вдаться в поэзию народную, то, верно, нигде больше не буду ее искать, как в русских песнях».

В лермонтовское понятие отчизны, народа навсегда вошли знакомые с детства образы крестьян, русской деревни, родной природы.
Мир тарханской деревни времен Лермонтова раскрывается в экспозиции Дома ключника (слайд). Сам домик заставляет вспомнить о человеке, который долгое время опекал Лермонтова, был ему предан. Здесь жил Андрей Иванович Соколов, дядька поэта. Лермонтов находился на попечении Соколова с двухлетнего возраста. Андрей Иванович заботился о нем, сопровождал в Москву, Петербург и на Кавказ.

В 1867 году Тарханы посетил пензенский журналист. В очерке о Тарханах он рассказывал о Соколове:


Ученик читает:

«На дворе, в ста шагах от дома, построен маленький флигелек, где давно проводит грустные дни бывший слуга Лермонтова, дряхлый, слепой старик, когда-то всей душой преданный поэту, о котором одно воспоминание до сих пор приводит в волнение его престарелое существо»,


В 1843 году Соколов получил вольную, но до конца дней своих жил в Тарханах в доме ключника. Андрей Иванович умер в 1875 году и погребен в Тарханах. При жизни он бережно хранил вещи, принадлежавшие когда-то Лермонтову. Благодаря ему, часть этих вещей сохранилась до наших дней.

Экспонаты дома ключника отражают уклад жизни крестьян села Тарханы. Здесь выставлены предметы быта и народного искусства.

Известно, что Лермонтов владел шестнадцатью семьями дворовых, унаследованных от матери. Восемь семей в полном составе были отпущены на волю.

Михаил Юрьевич уважал простых людей. Его мечтой было построить всем своим крестьянам новые каменные избы.


Ученик читает: П.К.Шугаев описывает случай,»произошедший во время одного из приездов в Тарханы Михаила Юрьевича, когда он был офицером Лейб-гвардии. В это время все солдаты, пробывшие в военной службе не менее 20 лет, были отпущены в отставку по домам; их возвратилось из службы в Тарханы шесть человек, и Михаил Юрьевич, вопреки обычая и правил, распорядился дать им всем и каждому по1\2 десятины пахотной земли в каждом поле и необходимое количество строевого леса для постройки изб без ведома и согласия бабушки. Узнав об этом, Елизавета Алексеевна была очень недовольна, но все-таки распоряжения Мишеньки не отменила.»
Постоянное общение с простым народом в Тарханах помогло поэту понять мысли, стремления и уклад жизни русского крестьянства. Уже в пятнадцатилетнем возрасте он пишет:
Ученик читает:

Ты знал ли дикий край под знойными лучами,

Где рощи и луга поблекшие цветут?

Где хитрость и беспечность злобе дань несут?

Где сердце жителей волнуемо страстями?

***


Там рано жизнь тяжка бывает для людей,

Там за утехами несется укоризна,

Там стонет человек от рабства и цепей!..

Друг! Этот край… моя отчизна!


Учитель:

Хотя стихотворение называется «Жалобы турка», в нем Лермонтов отразил явления окружавшей его действительности.

Тарханские впечатления запомнились поэту на всю жизнь. Его одаренность и повышенная восприимчивость помогли почувствовать, а затем понять и воплотить в своих произведениях трагические контрасты окружающего его мира. В юношеских драмах, в незаконченном романе «Вадим», в поэме «Сашка» поэт верно изобразил нравы крепостнической деревни.

Маленький Миша любил смотреть на народные гуляния, праздники.


Ученик читает: А.П.Шан-Гирей вспоминал: «Зимой на пруду мы разбивались на два стана и перекидывались снежными комьями; на плотине с сердечным замиранием смотрели, как православный люд, стена на стену сходился на кулачки, и я помню, как раз расплакался Мишель, когда Василий-садовник выбрался из свалки с губой, рассеченной до крови».
Учитель:

Когда входишь в мир крестьянского праздника, нельзя не вспомнить следующих строк: И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом…

За бытовой, внешней стороной крестьянского мира Лермонтов сумел рассмотреть и его высокую духовность.

В Тарханах будущего поэта окружала прекрасная среднерусская природа. К барскому дому примыкал старый парк с тремя садами – Дальним, Средним и Круглым.

В парке каждая дорожка ведет к памятному лермонтовскому месту. У Среднего сада стоит могучий дуб (слайд), его когда-то посадил Лермонтов.

Ученик читает:

Высокий дуб, краса холмов,

Перед явлением снегов

Роняет лист, но вновь весной

Покрыт короной листовой.

И, зеленея в жаркий день,

Прохладную он стелет тень,
И буря вкруг него шумит,

Но великана не свалит;

Когда же пламень громовой

Могучий корень опалит,

То листьев свежею толпой

Он не оденется вовек…

Ему подобен человек!..
Учитель: Земляная дамба приводит в Круглый сад к двухсотлетним липам, оставшимся от большой аллеи, связывавшей сад с Дубовой рощей.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты

Глядит вечерний луч, и желтые листы

Шумят под робкими шагами…
У начала дамбы – углубление, живописно обросшее черемухой и акацией. Здесь в лермонтовское время стояла беседка (слайд).
Ученик читает:

На склоне гор, близ вод, прохожий, зрел ли ты

Беседку тайную, где грустные мечты

Сидят задумавшись? Над ними свод акаций;

Там некогда стоял алтарь и муз и граций,

И куст прелестных роз, взлелеянных весной.

Там некогда, кругом черемухи млечной

Струя свой аромат, шумя, с прибрежной ивой

Шутил подчас зефир и резвый и игривый…
Своеобразна и восточная окраина усадьбы – Дальний сад. В него ведет длинная аллея лип. В центре сада кругом посажены липы. От кольцевой дорожки лучами расходятся восемь аллей, обсаженных липами и вязами. Весной в саду густо зацветают яблони, вишни, груши, буйно разрастается многотравье.

По-прежнему широко простираются «синеющие степи», тот же звенящий тишиной воздух… и над всем этим рождается лермонтовский стих.


Ученик читает:

Когда волнуется желтеющая нива

И свежий лес шумит при звуке ветерка (стихотворение до конца)

В самое тревожное для поэта время, когда он находился под арестом за стихи на смерть Пушкина, было создано это стихотворение. Все мысли и чувства Лермонтова тогда были устремлены к единственному в мире месту, где он был счастлив – к родным Тарханам.

Рано пробудилась у Лермонтова любовь к природе. Своеобразная ее красота запечатлелась в его душе, развила в нем чувство прекрасного. Тарханы поэт считал колыбелью своего творчества. Здесь пробудился у него талант к «священной музе», здесь еще ребенком он рифмовал слова, пробовал складывать первые строфы.

Осознание несовершенства бытия, поиски идеалов вызывают у поэта романтическую ностальгию по миру детства:


Ученик читает:

И вижу я себя ребенком; и кругом

Родные все места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,

А за прудом село дымится – и встают

Вдали туманы над полями.
Большой пруд. (слайд).

А.П.Шан_Гирей вспоминал: «У бабушки были три сада, Большой пруд перед домом, а за прудом роща; летом простору вдоволь».

В своих произведениях Лермонтов возвращается в родные с детства места. Его герой в неоконченном романе «Вадим» «вспомнил свою молодость, и отца, и дом родной, и высокие качели, и пруд, обсаженный ветлами… все, все…»
С лермонтовских времен без изменений сохранилось здание церкви Михаила Архистратига (слайд). Начало ее строительству было положено еще в 1826 году «тщанием означенного села помещицы Гвардии поручицы Елисаветы Алексеевны Арсеньевой». – так говорится в ведомостях о церкви за 1836 год. Новую церковь было решено поставить вместо церкви Николая Чудотворца, «за ветхостью уничтоженной», престол которой когда-то дал название селу – Никольское.

Архангел Михаил считался покровителем Лермонтова, и Елизавета Алексеевна добилась, что в 1840 году престол новой церкви был освящен во имя святого Михаила Архистратига. Будучи в Тарханах зимой 1836 года, Лермонтов мог увидеть почти отстроенное здание, действующую церковь ему, очевидно, довелось увидеть во время своего последнего приезда сюда в 1841 году.

В церкви Михаила Архистратига двое суток стоял гроб с прахом поэта, доставленный в Тарханы из Пятигорска. 23 апреля 1842 года он был предан земле.
Ученик читает:

…Я родину люблю

И больше многих: средь ее полей

Есть место, где я буду отдыхать,

Когда мой прах, смешавшися с землей,

Навеки прежний вид оставит свой.


Сейчас в здании церкви Михаила Архистратига – литературная экспозиция, рассказывающая о жизни и творчестве Лермонтова со времени переезда его из Тархан в Москву и до трагической гибели поэта.
От церкви дорожка ведет к небольшой кирпичной часовне (слайд семейного склепа Арсеньевых), ставшей фамильной усыпальницей членов семьи Арсеньевых. Она воздвигнута в 1842 году Елизаветой Алексеевной на том месте, где когда-то перед алтарной частью старой церкви Николая Чудотворца были похоронены муж и дочь Арсеньевой. Рядом с ними обрел вечный покой и Михаил Юрьевич Лермонтов.

В часовне три памятника: самый большой, черного мрамора, с белой траурной урной и бронзовым крестом, поставлен над могилой поэта (слайд памятника поэту). На нем позолоченным лавровым венком вырезана надпись: « Михайло Юрьевич Лермонтов» и даты – с двух боковых сторон: «Родился 1814-го года, 3 октября» и «Скончался 1841-го года, 15 июля».

За памятником Лермонтову в одном ряду стоят памятники Михаилу Васильевичу Арсеньеву и Марии Михайловне Лермонтовой. Над могилой Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, умершей в 1845 году, установлена белая мраморная плита с ее именем.

В 1974 году между часовней и церковью Михаила Архистратига появилась еще одна могила – отца поэта. Прах его был перенесен из села Шипово Липецкой области. На гранитной плите выбито: «Юрий Петрович Лермонтов.1787-1831».

После погребения Юрия Петровича его сын написал горестную «Эпитафию», в которой обращался к отцу со словами:
Ученик читает:
Прости! Увидимся ль мы снова?

И смерть захочет ли свести

Две жертвы жребия земного,

Как знать? Итак, прости, прости!..

Ты дал мне жизнь, но счастья не дал;

Ты сам на свете был гоним,

Ты в людях только зло изведал…

Но понимаем был одним…


Пауза.
Учитель:
В 1917 году Тарханы были переименованы в Лермонтово, а в 1939 году в барском доме открылся дом-музей поэта, преобразованный спустя пять лет в музей-усадьбу.

В 1969 году был создан государственный лермонтовский музей-заповедник «Тарханы», заочную экскурсию в который мы провели.

Закончить нашу экскурсию я хочу словами писателя Ф.В.Гладкова: «Лермонтов – первый, кто потряс меня на всю жизнь и останется навсегда любимым поэтом. Я мечтал увидеть Тарханы, дом, где он жил в раннюю пору своей жизни. Понятно мое волнение, когда я увидел эти места. Эти дорогие минуты я не забуду до гроба. Кажется, что я почувствовал живого, трепетного, с огненной душою Михаила Юрьевича».

Нашу экскурсию мы провели для того, чтобы вы хотя бы мысленно прошли по аллеям старого парка, по сырой глинистой тропе, обросшей по краям кустарником, обошли Большой пруд, вышли в полынную степь. Чтобы в молчании постояли в подземелье перед свинцовым гробом поэта, освещенным пламенем свечей. Чтобы вы вошли в хранящий память о поэте, о его жизни, стоящий над прудом тарханский дом. Чтобы еще ближе сделался вам проживший в этих местах почти половину своей короткой жизни великий русский поэт.



Иллюстрационные материалы, используемые в ходе экскурсии



  1. Фотоальбом «Кругом родные все места». Составитель А.Бархатов. М.: Планета.




  1. Портреты Лермонтова М.Ю. Лермонтовой М.М., Лермонтова Ю.П., Арсеньевой Е.А.



  1. Карта-план музея-заповедника Тарханы. Путеводитель по лермонтовским местам. М.: Профиздат.



  1. Репродукции картин М.Ю.Лермонтова

«Кавказский вид возле селения Сиони»;

«Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби»;

«Тифлис»;



«Развалины на берегу Арагвы в Грузии»;

«Крестьянин под деревом».


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница