Знаки препинания в сложносочинённом предложении Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении



Скачать 288.52 Kb.
Дата13.11.2016
Размер288.52 Kb.
Знаки препинания в сложносочинённом предложении

1. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

День угасал () и стала быстро надвигаться вечерняя тем­нота.

1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

2) Простое предложение с однородными членами, перед сою­зом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед сою­зом И нужна запятая.



2. Туман рассеялся () и очертания предметов стали четче.

1) Простое предложение с однородными членами, перед сою­зом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед сою­зом И нужна запятая.

3. Мелодично звенели вершины сосен () и едва слышно пере­шёптывались осинки.

1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

2) Простое предложение с однородными членами, перед сою­зом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед сою­зом И нужна запятая.

4. Дома не сиделось () и мы решили проведать наших ста­рых знакомых.

1) Простое предложение с однородными членами, перед сою­зом И нужна запятая.

2) Простое предложение с однородными членами, перед сою­зом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

5. Дорога становилась всё хуже () и мы решительно повер­нули назад.

1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед сою­зом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед сою­зом И нужна запятая.

6. Солнце пригревало совсем по-летнему () и вернувшиеся из тёплых краёв скворцы начали вить гнезда.

1) Простое предложение с однородными членами, перед сою­зом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед сою­зом И нужна запятая.

7. Прошёл короткий ливень () и на улицах запахло горькой сладостью берёзовых почек.

1) Простое предложение с однородными членами, перед сою­зом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна; запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

8. Небо с каждой минутой становилось светлее () и вот яр­кие лучи солнца вырвались из-за гор.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Простое предложение с однородными членами, перед сою­зом И нужна запятая.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

9. Она в праздники наряжалась простой бабой () и это очень шло ей.

1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

2) Простое предложение с однородными членами, перед сою­зом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

10. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окно () и ветер иногда усыпает мой стол белыми лепестками.

1) Простое предложение с однородными членами, перед сою­зом И запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед сою­зом И нужна запятая.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

11. Он чувствовал какой-то испуг перед новой жизнью () и она казалась ему смертельной борьбой за право существовать на земле.

1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

2) Простое предложение с однородными членами, перед сою­зом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед сою­зом И нужна запятая.

12. Зоське снились счастливые сны () и вся ее детская жизнь была преисполнена предвкушением какой-то радости.

1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед сою­зом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед сою­зом И нужна запятая.

13. В ворота были видны просторный двор () и барский дом с высокой крышей.

I) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2} Простое предложение с однородными членами, перед сою­зом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед сою­зом И нужна запятая.

14. Заморосил мелкий дождик () и весь видимый горизонт обложило тучами.

1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

15. По ночам земля быстро выхолаживалась () и к рассвету степь покрывалась налётом недолговечного инея.

1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед сою­зом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна | запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед сою­зом И нужна запятая.

16. Извозчик неутомимо погонял лошадей () и во всё горло распевал песни.

1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед сою­зом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед сою­зом И нужна запятая.

17. Блеснула огненная нить () и густой смешанный лес мгновенно озарился светом ярко-красного пламени.

1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед сою­зом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед сою­зом И нужна запятая.

18. Зимним утром прилетают на берёзу тетерева () и клюют её бурые серёжки.

1) Простое предложение с однородными членами, перед сою­зом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

1) Простое предложение с однородными членами, перед сою­зом И нужна запятая.

19. Человеческое мышление формируется с помощью язы­ка () и оказывается с ним прочно связанным.

1) Простое предложение с однородными членами, перед сою­зом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед сою­зом И нужна запятая.

20. Леонардо да Винчи в «Споре живописца с поэтом» утвер­ждал преимущество живописи перед поэзией () и многие со­временники разделяли его точку зрения.

1) Простое предложение с однородными членами, перед сою­зом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая! не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед сою-] зом И нужна запятая.

21. Представители экспрессионизма считали любое бессознательное действие отражением психического состояния ху­дожника () и в этом видели смысл изображаемого.

1) Простое предложение с однородными членами, перед сою­зом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед сою­зом И нужна запятая.

22. Тишина в лесу ( ) и среди тишины — только голос кукушки.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Простое предложение с однородными членами, перед сою­зом И нужна запятая.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

23. Воздух совершенно прозрачен () и простым глазом заметны его переливы в ярком утреннем свете солнца.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед сою­зом И нужна запятая.

24. Жизнь для равнодушного человека быстро теряет крас­ки () и он остаётся один со своим благополучием.

1) Простое предложение с однородными членами, перед сою­зом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед сою­зом И нужна запятая.

25. Ничего не известно о происхождении Атлантиды () и поэтому исследователями строятся самые фантастические предположения.

1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед сою­зом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед сою­зом И нужна запятая.

26. Лес замолк О и в свете пылающего костра он показался волшебно-призрачным.

I) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед сою­зом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И не нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

27. Горел яркий костёр () и дорогу заносило дымом.

1) Простое предложение с однородными членами, перед сою­зом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед сою­зом И нужна запятая.

28. Для метода голландских художников определяющее зна­чение имеет опыт непосредственного созерцания () и реали­зации его в художественном образе.

1) Простое предложение с однородными членами, перед сою­зом И нужна запятая.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

3) Простое предложение с однородными членами, перед сою­зом И запятая не нужна.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

29. Через несколько дней после ухода «Святой Марии» в Карском море разразился страшный шторм () и тотчас стали распространяться слухи о гибели экспедиции у берегов Но­вой Земли.

1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Простое предложение с однородными членами, перед сою­зом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед сою­зом И запятая не нужна,

30. В картине «Боярыня Морозова» Суриков запечатлел тра­гический эпизод русской истории () и несокрушимой духов­ной силе национального характера придал осязаемые черты.

1) Простое предложение с однородными членами, перед сою­зом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Простое предложение с однородными членами, перед сою­зом И нужна запятая.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

31. На небе появились сизые тучи () и повеяло сыростью.

1) Простое предложение с однородными членами, перед сою­зом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Простое предложение с однородными членами, перед сою­зом И нужна запятая.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

32. Взошла луна ( ) и сквозь неплотные тучи и падающий снег бросила на землю свой холодный свет.

1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Простое предложение с однородными членами, перед сою­зом И запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед сою­зом И нужна запятая.

33. Вещи Пушкина живут особой жизнью () и хранители музеев читают скрытые в них письмена.

1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед сою­зом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении
1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В своих пьесах Чехов создал образы людей (1) жизнь (2) I которых (3) пришлась на переломный момент истории.

1)1 3)1,3

2)2 4)2,3



2. Вокруг ходили (1) какие-то странные люди (2) интересы (3) которых (4) были совсем чужды Эдуарду Андреевичу.

1) 1,4 3) 3

2)2 4)1,3

3. Я вернулся на уютную полянку (1) около (2) которой (3) | недавно собирал грибы.

1)1 3)3


2)1,3 4)2,3

4. Холодные осенние тени (1) бродили по лесу (2) деревья (3) в котором (4) замерли в ожидании зимы.

1)1,3 3)3

2)2 4)3,4

5. Хлестакову удалось провести (1) даже городничего (2) плутовство (3) которого (4) было известно всему городу.

1)1,3 3)2,4

2)2 4)1,3,4

6. Мы оказались на лугу (1) трава (2) на котором (3) была по­крыта росой.

1)1 3)3


2)1,3 4)2,3

7. Я видел счастливого человека (1) заветная мечта (2) кото­рого (3) осуществилась.

1)1 3)1,2 .

2)2,3 4)1,3

8. Перед нами (1) простиралось жёлтое поле (2) край (3) ко­торого (4) вдалеке замыкался синим лесом.

1)1,2 3)2,4

2)2 4)3,4

9. Каменные дорожки (1) извилистые линии (2) которых (3) символизируют поток энергии (4) приобретают особое значе­ние в японском саду.

1)1,3 2)1,4

3)2,3,4 4)2,4

10 Для понимания вашего конспекта (1) необходимо иметь перед глазами ту книгу (2) по поводу (3) которой (4) сделаны заметки.

1)1,2,4 3)1,3

2)2 4)2,4

11. В начале 1930 года (1) С.М. Бонди (2) идеи (3) которого (4) позже осуществились при издании академического собрания сочинений Пушкина (5) начинает систематическое изучение рукописей поэта.

1)1,3,5 3)2,5

2)2,4 4)3,5

12. Биологи (1) каждый из которых (2) изучает опре­делённую группу морских организмов (3) выходят в океан на огромных исследовательских судах.

1)1 3)1,3

2)1,2 4)2,3

13. Долгое время (1) киты (2) наблюдать (3) которых (4) уда­валось раньше немногим (5) считались рыбами.

1)1,3 3)2,3,4

2)2,4 4)2,5

14. Самое гигантское животное на земном шаре (1) питается всякой мелочью (2) вес (3) которой (4) составляет всего доли грамма.

1)1,3 3)3

2)2 4)2,4

15. Иногда (1) в экспериментах используются задачи (2) ло­гическая структура (3) которых (4) не имеет аналогов в ре­альной жизни.

1)1,3 2)2

3)3 4)2,4

16. Потом (1) инженер проводил великого комбинатора (2) до самой двери (3) переступить порог (4) которой (5) сам он страшился.

1)1,3,5 3)3

2)2,4 4)3,5

17. Мышление (1) обеспечивает способность человека пра­вильно реагировать на новую ситуацию (2) для разрешения (3) которой (4) нет готового рецепта.

1)1,2 2)2

3)3 4)2,4

18. Чувствительной героине (1) роль (2) которой (3) играет дочь Фамусова (4) нужен мечтательный и робкий собесед­ник.

1)1,2,4 2)2,4

3)1,4 4)1,3

19. Енисей вился белой лентой (1) среди высоких берегов (2) вдоль (3) которых (4) шёл густой лес.

1)1,3 2)2 .

3) 3 4)1,4

20. Михаил Васильевич Ломоносов (1) гений (2) которого (3) проявился в различных областях науки и искусства (4) осно­вал первый российский университет.

1)1,2 3)3

2)1,4 4)3,4

21. Память (1) благодаря (2) которой (3) накапливается опыт и прошедшее входит в настоящее (4) противостоит разрушающей силе времени.

1)1,3 3)1,4

2)2 4)2,4

22. Байкал (1) вид которого (2) открылся путешественникам (3) выглядел величественно спокойным.

1)1,3 3)2,3

2)2 4)1,2

23. Со временем (1) Печорин всё сильнее ощущал некую раздвоенность (2) причины (3) которой (4) крылись в про­тиворечии между глубиной его натуры и жалкими дейст­виями.

1)1,3 2)2

3)2,4 4)1,4

24. Каждый писатель является психологом (1) в задачи (2) которого (3) входит понимание мотивов поступков героя и раскрытие его души.

1)1 3)2,3

2)2 4)1,3

25. Полотно Репина «Бурлаки на Волге» — монументальное произведение (1) главными действующими лицами (2) кото­рого (3) являются не герои древности, а простой народ совре­менной автору России.

1)1 2)2


3)3 4)1,3

26. В Киеве на высокой горе на берегу Днепра установлен па­мятник (1) князю Владимиру (2) во времена княжения (3) ко­торого (4) состоялось крещение Руси.

1)1,2 3)3,4

2)2 4)1,2,3,4

27. Психологический портрет героя литературного произве­дения (1) примером (2) которого является (3) описание Маши Мироновой в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (4) призван раскрыть внутренний мир героя через его внешность.

1)1 3)1,4

2)1,2 4)2,3

28. Я пробрался туда (1) где гуще зелень (2) и в этих зарослях солнечный луч (3) словно бежал вслед за мной.

1)1 3)1,2

2)2 4)1,3

29. Мне казалось (1) что никто не мог нарушить (2) окружав­шего меня покоя (3) и тем неожиданнее было внезапное появ­ление Алексея с друзьями.

1)1 3)3


2)1,2 4)1,3

30. Я вижу (1) как по стеблям растений (2) движутся насекомые (3) и хочется понять их жизнь.

1)1 3)3


2)1,3 4)2,3

31. Учёные говорят (1) что лён сберегает здоровье человека (2) и я решил носить (3) льняную рубашку.

1)1 3)1,2

2)2 4)1,2,3

32. Существует мнение (1) что погода влияет на самочувствие человека (2) и (3) я в этом не раз убеждался.

1)1 3)1,3

2)1,2 4)1,2,3

Тире и двоеточие в простом и сложном предложении

1. В каком предложении не ставится тире? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Ты идёшь по земле молодой зеленеет трава за тобой.

2) Дежурный сказал освещая лестницу фонариком Долго изволили гулять.

3) Ненависть плохой советчик.

4) Черёмуха бузина горчица петрушка растения воздействующие на насекомых своими летучими веществами.

2. В каком предложении не ставится тире? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Повторенье мать ученья.

2) Летние дни продолжительны.

3) На всем побережье в Судаке Феодосии Ялте рыбаки гото­вятся к охоте на белугу.

4) Кто идет спросил часовой.

3. В каком предложении ставится тире? (Знаки препинания не рас­ставлены.)

1) Путь в лесах это километры тишины.

2) Лес точно терем расписной.

3) Обедали на свежем воздухе в доме было душно.

4) Настоящему рыболову нужно многое река утренние зори голубые вечера и тишина.

4. В каком предложении ставится тире? (Знаки препинания не рас­ставлены.)

1) Степь как море.

2) Сосна дерево долговечное.

3) Я взглянул в окно на безоблачном небе разгорались звезды.

4) Ничего не видно ни скал ни лесов.

5. В каком предложении ставится тире? (Знаки препинания не рас­ставлены.)

1) Дорожки в саду словно ручьи.

2) Всё говорило о близости весны и птичья суета и рыхлый снег и запах земли.

3) Мы собирались выйти затемно путь предстоял длинный.

4) «Мизантроп» Мольера образец высокой комедии.

6. В каком предложении ставится тире? (Знаки препинания не рас­ставлены.)

1) Пески точно море.

2) Всё виделось мне сказочным и избы и поленницы дров и бесконечные изгороди.

3) Я любил бродить с Егором по лесам он знал все тропы и глухие углы леса.

4) Речь язык в действии.

7 В каком предложении ставится тире? (Знаки препинания не рас­ставлены.)

1) Жизнь как река.

2) Эта комнатка носила три названия маленькая проходная и тёмная.

3) Летом скворцов не видно они прячутся в густых тёмных лесах.

4) Женьшень ценное и редкое растение.

8. В каком предложении ставится тире? (Знаки препинания не pacставлены.)

1) Источник романтических драм Лермонтова ранние драмы Шиллера.

2) Никитину всё нравилось у Шелестовых и дом и сад при доме и вечерний чай и плетёные стулья.

3) Вечер тёплый.

4) Поставить сети на пути уходящей с отливом рыбы невоз­можно сильное течение сносит любые заграждения.

9. В каком предложении ставится тире? (Знаки препинания не pacставлены.)

1) Время есть величайший из новаторов.

2) Энергопитание станции уже кончалось станцию консервировали.

3) Пароход не мог идти дальше в тумане не было видно бакенов.

4) Язык лучший посредник для установления согласия.

10. В каком предложении ставится тире? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Я выглянул в окно всё было в инее.

2) Эта княжна Мери прехорошенькая.

3) Повсюду расползается туман над нами вокруг нас и до самого леса.

4) Поэмы Пушкина классические образцы прекрасного русского слова.



11. В каком предложении ставится двоеточие? (Знаки препинания расставлены.)

1) Наташины глаза как васильки.

2) И небо и воздух и мокрая от росы трава сейчас всё было не обыкновенным.

3) Я верю новый век взойдёт средь всех несчастных поколений.

4) Вдохновение строгое рабочее состояние человека.

12. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Писатель — не сочинитель: первый пишет, чтобы изложит свои мысли, второй сочиняет, чтобы что-нибудь написать.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3) Обобщающее слово стоит после однородных членов пред­ложения.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на причину того, о чём говорится в первой части.



13. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, а потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясня­ет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на условие того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на следствие того, о чём говорится в первой части.



14. Н. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

С природой Алексей жил одной жизнью: он понимал и журчанье ручья, и говор листвы, и шёпот трав.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясня­ет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3) Первая часть бессоюзного сложного предложения содер­жит условие того, о чём говорится во второй части.

4) Содержание второй части бессоюзного сложного пред­ложения противопоставляется содержанию первой части.



10. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Речная вода обладает удивительным свойством: труд­но отличить настоящие берега и заросли от их отражения в поде.

I) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения содер­жит условие того, о чём говорится во второй части.



16. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Не ошибусь, если скажу, что желание большинства писателей совпадает в одном: важно найти истину, показать че­ловеку и утвердить её.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на причину того, о чём говорится в первой части.

2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3) Первая часть бессоюзного сложного предложения содер­жит условие того, о чём говорится во второй части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясня­ет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой.



17. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Это озеро было без берегов: сначала под ногами мягко сте­лилась трава, и вдруг на уровне той же травы начиналась лесная поросль, а затем сама вода.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится в первой части.

2) Обобщающее слово стоит перед однородными членам предложения.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясня­ет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на следствие того, о чём говорится в первой части.



18. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Сопротивление зимы было упорным, но непродолжи­тельным, и в две недели она сдала большую часть своих укре­плений: снег растаял, и в долины устремились бурные пото­ки — сперва прозрачные, чистые, а потом мутные.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на условие того, о чём говорится во второй части.

3) Первая часть бессоюзного сложного предложения проти­вопоставлена второй части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясня­ет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.



19. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Стекло всё шире входит в нашу жизнь: оно в предметах быта и в колоннах метрополитенов, оно защищает наши квартиры от холода и превращается в эластичную ткань, ко­торая служит людям.

1) Обобщающее слово стоит перед Однородными членами предложения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясня­ет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на условие того, о чём говорится во второй части.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на время того, о чём говорится во второй части.



20. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

В портрете воссоздаётся облик человеческой индивиду­альности: вместе с внешним сходством художник запечатле­вает духовный мир изображаемого человека.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясня­ет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения проти­вопоставлена первой части.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на время совершения того, о чём говорится во второй части.



21. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Музыка П.И. Чайковского волнует слушателей: композитор с мастерством психолога глубоко проникает в слож­ный и противоречивый внутренний мир человека и средствам ми своего искусства раскрывает духовно-эмоциональную I жизнь людей.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части.

2) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. Г

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй] части.



22. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Левитан оставил около ста осенних пейзажей: на них бы­ли изображены стога сена, почернелые от сырости, малень­кие реки, кружащие в медленных водоворотах палую лист­ву; одинокие берёзы и небо, похожее на тонкий лёд.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения проти­вопоставлена первой части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения соде жит сравнение с тем, о чём сказано в первой части.

3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на условие совершения действия, обозначенного во второй части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясня­ет, раскрывает содержание первой части.



23. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

У Плещеева озера под Переславлем-Залесским два совер­шенно разных по своим очертаниям берега: один — древний, высокий, изрезанный оврагами и потоками, другой — низ* кий, пологий, болотистый у воды.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения проти­вопоставлена по содержанию первой части.

3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на условие совершения того, о чём говорится во вто­рой части.



24. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

После долгих споров было принято твёрдое решение: бу­дущее лето целиком посвятим путешествию по Владимир­ской земле.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противо­поставлена первой части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на следствие того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясня­ет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на причину того, о чём говорится в первой части.



25. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Обаяние, как дар особой привлекательности, было у ве­ликого актёра Качалова подлинно артистическим: ему были даны и статность фигуры, и пластичность жеста, и прослав­ленный голос, поражавший своим диапазоном и неисчерпае­мым разнообразием красок.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на условие совершения того, о чём говорится во вто­рой части.

2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясня­ет, раскрывает содержание первой части.



Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на места которых в предложении должны стоять запятые?

Снег засыпал танки (1) и (2) когда танкисты выбирались из башни подышать (3) он мгновенно покрывал их разго­рячённые лица (4) как будто пытался охладить их.

1)1,3 3)1,4

2)2,3 4)1,2,3,4



2. К вечеру пошёл дождь (1) и (2) пока мы ехали по проселку (3) i лошади еле переступали (4) будто потеряли последние силы.

1)1,3 2)2,3 3)3,4 4)1,2,3,4



3. Прямо над головой вспыхнула запоздалая молния (1) и (2) пока она светила (3) я увидел (4) как мерцает какая-то белая точка на берегу.

1)1,3,4 2)1,2,3,4 3)2,4 4)1,3



4. Зубры очень заинтересовали меня (1) и (2) когда нас не пустили в питомник (3) я был раздосадован (4) что не удалось их увидеть поближе.

1)1,2,3,4 2)2,4 3)1,2,3 4)1, 3, 4



5. Все меня любили (1) и (2) хотя я безмерно шалил (3) мне прощалось всё (4) что бы я ни сделал.

1)1,3,4 2)2,3 3)1,2,4 4)1,2,3,4



6. Туман таял (1) и (2) когда лодка пошла к берегу (3) видно было (4) как пятнышки кувшинок и лилий покачиваются на волнах.

1)1,3 2) 2, 3 3) 1,2,4 4)1,2,3,4



7. Хозяйка поняла (1) что (2) если сейчас гости опять окажутся в зале (3) то уже не увидят дальнюю аллею в лучах заходящего солнца (4) и она предложила прогуляться по саду.

1)1,3 2)1,3,4 3)1,2,3,4 4)2,3,4



8. Когда Иван вечером вернулся домой (1) все дневные впе­чатления нахлынули на него (2) и (3) так как им овладели са­мые разноречивые чувства (4) он стал доискиваться причин своего душевного волнения. 1)1,2,4 2)1,2,3,4 3)2,3 4)3,4

9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Полина вышла к гостям на открытую веранду (1) и (2) по­ка дамы восторженно выражали восхищение её изящным нарядом (3) она думала о том (4) как хорошо было бы ока­заться вдалеке от этой надоевшей пустой суеты.

1)1,2,3,4 2)1,3,4 3)2,3 4)3,4



10. Митя часто просто любовался сестрой (1) и (2) даже когда ему приходилось выслушивать её жалобы на то (3) что она плохо выглядит после ночных дежурств в больнице (4) Любаша казалась ему самой красивой.

1)1,2,4 2)1,2,3,4 3)1,3 4)3,4



11. В любой роли талантливый актёр чувствует себя свободно и естественно (1) и (2) когда выражает на сцене характер сво­его героя (3) то он обычно доходит до полного ощущения (4) что он и есть тот самый герой.

1)1,2,3,4 2)1,3,4 3)1,4 4)2,4



12. Пушкин любил путешествовать (1) и (2) если он и жало­вался в стихах на дорожную скуку (3) то это была «поэтиче­ская жалоба» (4) которая не имела никакого отношения к со­провождавшему поэта в пути живому удовольствию.

1)1,2,3,4 2)2,3 3)2,4 4)1,3,4



13. Наступила такая усталость (1) что (2) если бы даже не бы­ло приказания (3) расположиться на отдых (4) люди не в со­стоянии были бы сделать ни шагу дальше.

1)1,2,4 2)1,4 3)2,3 4)1,2,3,4



14. А старушка всё говорила и говорила о своём счастье (1) и (2) хотя слова её были привычными (3) у внука от них вдруг сладко защемило сердце (4) словно всё услышанное происхо­дило с ним.

1)2,3 2)2,3,4 3)1,2,3,4 4)1,4



15. Снег засыпал следы путников (1) и стало ясно (2) что (3) если снегопад не прекратится к ночи (4) то обратную дорогу придётся искать с трудом.

1)1,2,3 2)2,3 3)1,3,4 4)1,2,4



16. Елена размечталась до того (1) что (2) когда услыхала зво­нок в дверь (3) не сразу поняла (4) что происходит.

1)1,3,4 2)2,3 3)1,2,3,4 4)1,4



17. Когда нужно было спешить в гимназию (1) Николенька изо всех сил старался не отставать от старшего брата (2) и (3) так как тот всегда двигался стремительно (4) то первокласс­нику часто приходилось догонять его вприпрыжку.

1)1,2,4 2)1,2,3,4 3)1,3 4)2,4



18. Когда художник жил в Крыму (1) он всё своё время по­свящал созерцанию картин природы (2) и (3) если погода рас­полагала к прогулкам (4) часами изучал на морском берегу рисунок бесконечно бегущих одна за другою волн.

1)1,2,3,4 2)2,4 3)1,3 4)1,3,4



19. Над Волгой уже синела летняя ночь (1) и (2) когда мы оказались на берегу (3) то увидели (4) как мерцают вдали огни на мачтах проплывающих теплоходов.

1)1,3,4 2)1,2,3 3)1,2,4 4)2,3



20. В родительском доме всё было по-прежнему (1) и (2) если Володе казалось домашнее пространство как будто сузив­шимся (3) то это только оттого (4) что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос.

1)1,2,3,4 2)1,3 3)1,3,4 4)2,3,4



21. Весной того года я окончил лицей (1) и (2) когда приехал из Москвы (3) просто поражён был (4) как изменился наш уг­рюмый дом.

1)1,4 2)1,2,3,4 3)3 4)2,3,4



22. По календарю мы прибыли в Болдино в одно время с по­этом (1) и (2) если учесть разницу между новым и старым стилем (3) то дней на десять раньше (4) когда в природе ещё везде царил зелёный цвет.

1)1,2,3 2)1,2,3,4 3)1,3,4 4)1,4



23. Молодой журналист внимательно приглядывался к жителям северной деревни (1) и (2) если подмечал что-нибудь интересное (3) записывал свои наблюдения (4) чтобы затем использовать их в статьях и очерках.

1)1,2,3,4 2)1,4 3)2,3,4 4)3,4



24. В тот день мы завтракали втроём (1) и (2) когда подали вишневый кисель (3) сестра капризно сказала (4) что десерт невкусный.

1)1,3 2)2,3 3)1,2,3,4 4)1,3,4



25 В воображении писателя теснились самые разные замыс­лы (1) и (2) если он усилием воли заставлял себя останавли­ваться на чём-то одном (3) то он опять забывал (4) каким должно быть начало.

1)1,2,3,4 2)1,3 3)1,3,4 4)2,3,4



26. Птиц не было слышно (1) потому что они не поют в часы зноя (2) и в застывшем лесу (3) стояла тишина.

1)1 2)2 3)1,2 4)1,2,3



27 После того как прозвучал третий звонок (1) занавес дрогнул и медленно пополз вверх (2) и (3) как только публика увидела своего любимца (4) стены театра буквально задрожали от рукоплесканий и восторженных криков. 1)1,2,3,4 2)1,2 3)3,4 4)2,4


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница