Значение и влияние педагогической системы иезуитов



Скачать 62.83 Kb.
Дата03.05.2016
Размер62.83 Kb.


Глава 5
ЗНАЧЕНИЕ И ВЛИЯНИЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ИЕЗУИТОВ
Общество Иисуса стало первым в истории католицизма монашеским орденом, который рассматривал обучение и воспитание молодежи как одну из приоритетных сфер своей деятельности. Революционным нововведением XVI в. можно считать сам факт, что монахи пришли преподавать в среднюю школу; в значительной степени благодаря иезуитам и другим монашеским орденам во многих странах, оставшихся после реформации в орбите влияния Католической Церкви, и сложилась разветвленная сеть средней школы.

Несомненная заслуга Общества заключается в том, что общие для той эпохи педагогические идеи оно сумело обобщить в Ratio Studiorum – учебном плане, который не был теоретической конструкцией, но обобщением многолетнего педагогического опыта. Более того, план этот не остался на бумаге, а был воплощен в деятельности сотни учебных заведений по всему миру, став, в свою очередь, источником для подражания не только католических, но и протестантских педагогов. Общество одним из первых осознало необходимость профессиональной подготовки педагогических кадров, создав для этой цели специализированные учебные заведения. Изменились и требования к самому педагогу: помимо знания своего предмета, он должен был обладать определенными дидактическими навыками и приемами, разбираться в юношеской психологии и уметь обращаться с детьми. Деятельность иезуитов в сфере образования в значительной степени способствовала росту престижа профессии школьного учителя, становлению профессиональной этики педагогов Нового времени.

Педагоги Общества стремились превратить школу в единый и сплоченный коллектив учителей и учеников, где учебный процесс и дисциплина основаны не на принуждении, но на взаимном уважении и высоком авторитете педагога. В отличие от средневековой школы, иезуиты стремились сделать учебу более легкой и приятной, использовали многообразную и гибкую систему мотиваций и поощрений, практически не знакомую другим педагогическим системам того времени.

Вслед за иезуитами (а в ряде случаев – и под их непосредственным влиянием) стали возникать и другие монашеские конгрегации и объединения духовных лиц, посвятившие свои силы педагогической деятельности. Масштабность их усилий на ниве просвещения позволяет сделать вывод о том, что они оказали гораздо большее влияние на развитие новоевропейского общества, чем многие видные и несравненно более оригинальные теоретики педагогической мысли; что новоевропейское общество, по крайней мере та его часть, которая осталась в орбите влияния католической церкви, было в значительной степени воспитано монахами.

Некоторые из возникших после иезуитов педагогических монашеских конгрегаций открыто заявили о своей оппозиции Обществу, хотя опирались на те же, что и иезуиты, традиции. Главным их отличием было то, что они изначально ориентировались на определенные социальные слои и группы. Орден пиаров (Ordo Scholarum Piarum), основанный в 1617 г. Иосифом Калазанцем (1556–1648), связал себя специальным обетом обучения детей бедняков и сирот; ораториане (Institutum Oratorii S. Ph. Nerii) Филиппа Нери (1515–1595) были ориентированы главным образом на приходские школы, реже – на сферу среднего образования; конгрегация “Благовещения Богородицы” (Ordo Visitationis Beatae Mariae Virginis) (1609) может считаться пионером женского образования; салезиане (Societas Sancti Francisci Salesii) (1859) делали акцент на профессиональную подготовку молодежи. Хотя иезуиты не уделяли внимания женскому образованию, их теоретические разработки и педагогический опыт особенно активно использовался целым рядом женских монашеских конгрегаций. Следы непосредственного влияния Ratio Studiorum заметны, например, в регламенте урсулинок (Ordo Sanctae Ursulae, 1537), занимавшихся бесплатным воспитанием молодых девушек. Заимствования из учебного плана иезуитов присутствуют и в официальных документах “Общества братьев христианских школ”. Вслед за Обществом Иисуса, Ласаль и его последователи стали уделять первостепенное внимание профессиональной подготовке учителей начальной и средней школы; но зато отказались и от ряда педагогических находок иезуитов – атмосфера в школах Ласаля была более суровая и аскетичная, существовали ограничения на внеклассное общение, для разговоров использовалась специальная система знаков.

Общество Иисуса оказало определенное влияние также и на православную систему образования. Одним из каналов распространения этого влияния стали базилиане – греко-католический орден св. Василия Великого (Ordo Sancti Basilii Magni), образованный в начале XVII в. из ряда реформированных по католическому образцу православных монастырей на землях Литвы, Украины и Белоруссии. Многие базилиане первого поколения учились в коллегиях иезуитов в Польше (где для них существовала определенная квота мест), а высшее образование получали в руководимых Обществом папских алюмнатах и в Греческой коллегии в Риме, которая с 1615 г. по распоряжению Павла V ежегодно за свой счет принимала 4 послушников-базилиан. В том же году учебные заведения, создаваемые самими базилианами на землях Литвы, Украины и Белоруссии, были приравнены по статусу к коллегиям иезуитов. И в XVII, и в XVIII в. в своей школьной практике базилиане активно использовали опыт Общества Иисуса, разработанные иезуитами учебные планы, пособия и материалы.

В качестве главной оппозиционной силы выработанной иезуитами педагогической системы в XVII в. выступали педагоги Порт-Рояля. Янсенисты, как и Общество Иисуса, основное внимание уделяли средней школе. Их несомненной заслугой является то, что они одними из первых среди католических педагогов отвергли авторитет латыни и ввели обучение на родном языке; они также отказались от принципов формального образования. Но в силу свойственных янсенизму как философско-теологическому течению пессимистических воззрений на природу человека, педагоги Порт-Рояля уделяли по сравнению с иезуитами меньше внимания физическому воспитанию детей в своих школах, отказались от идеи соревновательности (не отвечающей, по их мнению, требованиям христианской морали), от системы стимулов и поощрений в учебном процессе.

Педагогическая деятельность Общества в XIX-XX вв. К моменту ликвидации Общества в 1773 г. в руках иезуитов было около 900 образовательных институций в 39 провинциях ордена. Их материальный потенциал и педагогический опыт активно использовался во Франции, Испании, Португалии, Австрии, Польше для создания государственной сети средней и высшей школы. В ряде университетов (например, в Ингольштадте, Вене, Праге, Кёльне, Вроцлаве, Вильнюсе) основную часть профессорского состава составляли бывшие иезуиты.

После восстановления Общества в 1814 г. (булла Пия VII Solicitudo omnium Ecclesiarum от 7 августа) лишь очень незначительная часть собственности, в том числе и учебных заведений, была возвращена иезуитам. В 1824 г. в их ведение был передан Григорианский университет в Риме. XIX в. ознаменовался адаптацией педагогической деятельности Общества к меняющимся социальным условиям. Во-первых, иезуиты уже не могли рассчитывать на активную материальную помощь от светских или церковных меценатов. Это привело к постепенному и частичному отказу Общества от системы бесплатного обучения. Во-вторых, Общество возрождалось в условиях формирования государственных систем образования и не могло не учитывать, что эти системы приобретают все большую национальную специфику, что в различных странах складываются свои, задаваемые государством, стандарты образования.

Уже в 1820 г. на ХХ Генеральной конгрегации была создана комиссия по пересмотру Ratio Studiorum 1599 г., но ее работа не была результативной. Через 9 лет генерал Джон Филипп Роотхан (1785–1853) созвал новую международную комиссию из представителей Италии, Сицилии, Франции, Германии, Австрии, Англии и Испании. Процедура подготовки и утверждения нового Ratio Studiorum полностью повторила процедуру подготовки документа 1599 г., но на этот раз принимались во внимания не только замечания педагогов-иезуитов из разных провинций и новейшие достижения в области педагогической теории, но и специфика формирующихся систем национального образования. Ratio Studiorum 1832 г. носил исключительно рекомендательный характер. Главные изменения коснулись содержания учебных планов. В классах начального отделения вводилось изучение национальных языков и литератур; история и география выделялись в качестве самостоятельных учебных дисциплин. В школьном расписании появились химия и астрономия (физика преподавалась повсеместно уже в XVIII в.); приветствовалось разумное использование последних достижений научной и гуманитарной мысли. В курсе философии Аристотель утратил позиции единственного и непререкаемого авторитета, на факультете теологии вводились курсы церковной истории и канонического права. Объем преподаваемых дисциплин устанавливался по усмотрению префектов отдельных коллегий. Изменения практически не затронули использовавшихся до этого методов преподавания, структуры учебных заведений и т.п.

В XX в. постепенно складывается практика, когда, при сохранении единства фундаментальных принципов, каждая провинция или группа провинций создает свой учебный план (так называемый Ordo Regionalis Studiorum), который лишь одобряется генералом Общества. Общие принципы и стратегия деятельности Общества в сфере образования обсуждались на XXXII и XXXIII Генеральных конгрегациях иезуитов (1974–1975; 1983) и были обобщены в целом ряде документов (например, Normae generales de studiis, 1980). В ХХ в. появились специализированные учебные заведения, готовящие специалистов в области бизнеса, права, сельского хозяйства. Но, как и прежде, основное внимание уделяется сфере среднего и высшего образования, учебные заведения создаются в форме учебных комплексов; начальные школы открываются преимущественно в районах миссионерской деятельности. В настоящее время члены Общества Иисуса численно доминируют в США. Во всем мире иезуиты работают в более чем 50 университетах, содержат до 4,5 тысяч средних школ и около 400 профессиональных учебных заведений.





База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница