Земля наш дом!



Скачать 126.63 Kb.
Дата20.11.2016
Размер126.63 Kb.
Министерство образования и науки Волгоградской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Дубовский зооветеринарный колледж

имени героя Советского Союза А.А. Шарова»

Методическая разработка на тему:
«Земля – наш дом!»
Выполнена классным руководителем 411группы Кругловой С.Р.

Дубовка


2013
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по подготовке, организации и проведению классного часа на тему:

«ЗЕМЛЯ - НАШ ДОМ»

Тема классного часа была выбрана в соответствии с главным направлением воспитательной работы в колледже. Была проведена большая подготовительная работа.

В начале учебного года студентам группы было предложено подумать над формой проведения этого классного часа, над тем, какие вопросы рассмотреть на нем. В результате совместного обсуждения классного руководителя и студентов группы было решено провести социологический опрос среди студентов I и II курсов, чтобы выяснить их отношение к проблемам охраны природы, знания местных экологических проблем, влияния плохих экологических условий на здоровье человека.

Социологический опрос проводили студенты 411 группы во всех группах 1 и II курсов в начале апреля месяца. Проанализировав итоги социологического опроса, мы решили классный час провести в форме заседания круглого стола.

В результате опроса выяснилось, что ребята плохо представляют экологические проблемы Дубовского района. Поэтому было решено встретиться с теми людьми, которые их решают на районном уровне.

Мы посетили Администрацию Дубовского района и побеседовали с руководителем «Экологического фонда» Дубовского района Волгоградской области» Семёновым михаилом Юрьевичем. Он познакомил нас с работой территориального отдела по экологии. Так как студенты слабо представляют влияние плохих экологических факторов на здоровье, мы пригласили на классный час медицинского работника колледжа Рубцову Зою Ивановну. Чтобы всесторонне обсудить вопросы охраны окружающей среды, при подготовке использована разнообразная литература.

Классный час проводился в читальном зале колледжа, на стене в центре висел плакат «Земля - наш дом», вокруг - картины русских художников пейзажистов и небольшие букеты полевых цветов. Столы были поставлены полукругом, где расположились участники круглого слота. Полукругом были поставлены и стулья для зрителей. На классный час были приглашены классные руководители и студенты второго курса.

Начался классный час с песни о природе. После вступительного слова ведущего (классный руководитель) выступили студенты, которые представляли социолога, историка, юриста, журналистов, выступил также медицинский работник. Затем студенты показали, что можно сделать из упаковочного материала (из пластиковых бутылок - совок, кормушку для птиц, пульверизатор, лейку, вазу для цветов и многое другое).

Закончился классный час прослушиванием отрывка из «Лунной сонаты» Л, Бетховена и стихотворения.

ПЛАН

открытого классного часа на тему: «ЗЕМЛЯ - НАШ ДОМ»
Дата проведения: 03 июня 2013 г.

Место проведения: читальный зал

Цели:

- познакомить студентов с экологическими проблемами Дубовского района;

-воспитывать бережное отношение к окружающей среде;

-воспитывать чувство ответственности за окружающий мир;

-развивать эстетические чувства.

Оформление: магнитофон, диск, плакат, картины русских художников о природе, цветы, поделки из упаковочного материала.

Форма проведения: заседание круглого стола


ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ:
1.Песня.

2.Вступительное слово ведущего.

3.Выступление социолога.

4.Историческая справка.

5.Выступление медицинского работника.

6.Юридическая справка.

7.Экологические проблемы Дубовского района.

8.Что можно сделать из упаковочного материала.

9.Заключительное слово ведущего.
СЦЕНАРИЙ

классного часа на тему: «ЗЕМЛЯ - НАШ ДОМ»
Ведущий: Природа кричит «SОS», «Планета в опасности!». Как часто в последнее время мы встречаем эти высказывания на страницах газет и журналов, в радио - и телепередачах. Все большее количество людей на Земле обеспокоено состоянием окружающей нас природы. Какие экологические проблемы стоят перед людьми, как справиться с ними, кто должен их решать? Эти и другие вопросы мы обсуждаем сегодня за нашим круглым столом.

И первое слово я представляю нашему социологу.



Социолог: Мы провели социологический опрос среди студентов первого и второго курсов. В нем участвовало 108 человек.

На вопрос - почему экологическим проблемам в последнее время уделяется так много внимания, были получены следующие ответы.

Больше всего - 27 % студентов ответили, что не знают.

25 % -отметили, что это связано с загрязнением воздуха, воды и почвы;

8 % -считают, что с экологией связано здоровье человека.

Из других высказываний можно отметить следующие:

эти проблемы коснулись каждого, планета наша на грани вымирания, люди губят природу, если сейчас об экологии не подумать, мы превратимся в грязную яму.

Ведущий: Как видим из результатов опроса, большое число студентов не могут объяснить остроты экологической ситуации в настоящее время. Поэтому предлагаю историческую справку.

Историческая справка: На заре человечества воздействие общества на природу было мало заметно и касалось главным образом крупных животных.

В эпоху первобытно-общинного строя уже проводились некоторые меры защиты животных или участков природы. С развитием скотоводства и особенно земледелия изменения, вносимые человеком в природу, резко возросли. Стало заметно не только сокращение численности животных, но и оскудение рек, нарастающее опустынивание больших территорий. В эпоху рабовладельческого строя и при феодализме появились первые законы по защите земель, водоемов, лесов и животных. У древних народов Египта, Индии священными считались животные (змеи, обезьяны, тигры, некоторые копытные и насекомые), растения (лотос, деревья), скалы, водные источники и их обитатели. Все они строжайше охранялись.

С целью охраны крупных земельных наделов феодалы создавали заповедные территории. В XI - XII вв. такие заповедники возникли на территории нашей страны: Беловежская пуща, Семь Островов. При Ярославе

Мудром был составлен свод законов, в котором отражались разделы по охране лесов и отдельных животных. Петром I были заложены основы организованного лесоводства, созданы инструкции о порядке рубок и охраны лесов, об упорядочении охоты на ценных промысловых животных.

При капитализме с развитием техники и частной собственности на природные ресурсы воздействие человека на природу стало особенно заметным.

В Западной Европе во многих местах были уничтожены тур, лось, косуля. В промышленно – развитых странах – Англии, Германии, Франции – складывались тяжелые ситуации в городах и промышленных районах в результате отравления воздуха и воды загрязняющими веществами.

Именно в это время, в конце XIX - начале XX веков возникло понятие «ОХРАНА ПРИРОДЫ», но понимали ее лишь как охрану отдельных видов животных, растений или отдельных участков дикой природы.

В 30-е годы XX века стала очевидной опасность истощения большинства природных ресурсов, необходимых для производственной деятельности. Появилось понятие «ОХРАНА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ».

В 50 – 60-е годы, когда в результате бурного развития техники оказалось, что вся биосфера Земли находится под влиянием радиоактивных осадков, ядохимикатов, отходов промышленности, угрожающих здоровью человека, экономике – возникло понятие «ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ».

В настоящее время воздействие человека на биосферу нашей планеты стало поистине всеобъемлющим. Отсюда необходимость международного сотрудничества и принятие всеобщих радикальных мер, направленных на рациональное использование ее богатств и предохранение биосферы от загрязнения.



Ведущий: Да, действительно, деятельность человека на нашей планете глубоко затрагивает природные процессы. Возникли острые проблемы: изменение климата Земли, что ведет к опустыниванию, таянию ледников и повышению уровня Мирового океана; образование озоновых дыр; загрязнение атмосферы, водных систем; уничтожение лесов и другие. Но волнует ли это наше поколение? Вернемся вновь к социологическому опросу.

Социолог: Мы задали студентам вопрос:

«Какие экологические проблемы вас волнуют?»

Предложили варианты ответов.

Загрязнение воздуха, воды, почвы волнуют 79 % опрошенных.

Сокращение лесов, видов животных - 68 %.

Опустынивание - 38 %.

Потепление климата - 32 %.

Другие проблемы - 13 %.

Правда, они не написали - какие. Только три студента ответили, что их это не волнует совсем. Следовательно, можно сделать вывод, что молодежи небезразличны эти проблемы.

Следующий вопрос, который нас интересовал:

«Как влияют плохие экологические условия на здоровье человека?» Мы попросили ответить на этот вопрос конкретнее. Какие результаты мы получили?

78 % опрошенных считают, что плохо. Лишь некоторые студенты попытались ответить подробнее. Были получены такие высказывания:

влияют на сердце, повышают давление, ведут к смерти и раковым заболеваниям, рождаются неполноценные дети,

продукты питания становятся вредными.

Как видим, студенты мало знают о последствиях для здоровья плохих экологических условий.

Ведущий: Здесь присутствует медицинский работник Рубцова Зоя Ивановна, которую мы попросим рассказать об этом подробнее. (Выступление медработника)

Ведущий: И снова слово социологам.

Социолог: На вопрос:

«Кто должен решать экологические проблемы?»

были предложены варианты ответов:

международные организации – так считают 33 студента,

государство – 35 ,

общественные организации – 24 ,

местная власть – 25.

Самое большое количество студентов – 94 человека выбрали ответ – каждый человек должен решать экологические проблемы. И это радует. Действительно, каждый на своем месте должен в этом участвовать.



Ведущий: Хотя значение международных организаций не все студенты считают важным, все-таки надо признать их большое значение. Ведь нет границ в атмосфере и океане. И радиоактивное облако с Чернобыльской атомной электростанции достигло европейских стран.

В настоящее время действует большое количество международных договоров, конвенций и соглашений. В 1972 году была принята «Декларация об охране окружающей среды», она постановила считать 5 июня Международным днем охраны природы. С 1973 года осуществляет работу учреждение «Программа ООН по окружающей среде», членами Совета которого являются и представители нашей страны.

В 1948 году во Франции был основан Международный союз охраны природы и природных ресурсов - МСОП. Заслугой МСОП является подготовка и издание международной Красной книги. В 1982 году Генеральной ассамблеей ООН принята «Всемирная хартия природы», согласно которой на государствах лежит ответственность за сохранение планеты и ее богатств.

Как решаются экологические проблемы на государственном уровне мы узнаем из краткой юридической справки.



ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Статья 42 Конституции Российской Федерации гласит: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

В статье 58 Конституции РФ говорится: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

В 1992 году в нашей стране принят Закон «Об охране окружающей природной среды». Объектами охраны окружающей природной среды являются: естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, заповедники и заказники, национальные парки, памятники природы, редкие растения и животные, места их обитания.

В стране действует централизованная система руководства мероприятиями по охране природы. В Государственной Думе существует Комитет по экологии и охране окружающей среды. Министерство природных ресурсов является центральным органом государственного управления в области охраны природы.

В уголовном кодексе 1999 года выделен специальный раздел «Экологические преступления». В статьях этого раздела предусмотрены строгие наказания за нарушения правил охраны неживой и живой природы. Например, за нарушение ветеринарных правил, повлекших распространение эпизоотии, предусмотрены исправительные работы до 2 лет, либо ограничение свободы до 3 лет, либо лишение свободы до 3 лет. Незаконная добыча рыбы в местах нереста предусматривает штраф от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда, либо исправительные работы до 2 - х лет, либо арест на 4 - 6 месяцев.



Социолог: На вопрос:

«Какие экологические проблемы существуют в Дубовке

и Дубовском районе?»

мы получили следующие ответы:

29% студентов отметили, что в Дубовке много мусора,

27 % - загрязнена окружающая среда,

32 % - сказали, что не знают.

Некоторые студенты отметили, что мало зелени, загрязнена Волга, много выхлопных газов транспорта.



Ведущий: Чтобы подробнее узнать об экологических проблемах Дубовского района мы встретились с руководителем «Экологического фонда» Дубовского района Волгоградской области» Семёновым Михаилом Юрьевичем. Он познакомил нас с работой территориального отдела по экологии по Дубовскому району в 2012 году.

Состояние окружающей природной среды Дубовского района:

Главным источником загрязнения атмосферного воздуха является автомагистраль федерального значения Волгоград - Сызрань, на которой поток автотранспорта ежегодно увеличивается.

В Дубовке основными загрязнителями являются предприятия ООО «Дорстрой», АОЗТ «Сельхозтехника», «ДОЗ», МУП ЖКХ.

Водные ресурсы. В 2012 году загрязнение водоемов снизилось за счет уменьшения сельскохозяйственными предприятиями внесения минеральных удобрений, ядохимикатов.

На территории Дубовского района протекает 12 малых рек, находится 58 озер и прудов, 150 артскважин. Дубовское месторождение минеральной воды используется санаторием «Дубовка» (минеральная вода «Дубовская»,


«Аридная»)

Жилищно-коммунальный комплекс. В Дубовке городские канализационные сети изношены, поэтому было выделено на строительство канализационных сетей 450 тысяч рублей. Для утилизации твердых бытовых отходов в районе имеются 15 санкционированных свалок. Но, к сожалению, много свалок несанкционированных.

Сельское хозяйство. Выбросы промышленных предприятий и транспорта оказывают негативное влияние на экологию растениеводства и животноводство района.

Неправильное применение минеральных удобрений приводит к загрязнению продукции нитратами и тяжелыми металлами. Применение ядохимикатов в борьбе с сорняками, болезнями и вредителями растений также ухудшают экологию.

Транспорт. Дорога общегосударственного значения Волгоград – Сызрань проходит через территорию района, это приводит не только к увеличению загрязнения атмосферы, но и захламлению лесополос, земель, прилегающих к автодорогам бытовыми отходами и отработанными нефтепродуктами.

Комитет проводит государственное регулирование охраны окружающей среды:

Проводится охрана редких и исчезающих видов животных и растений.
Районный экологический фонд осуществлял финансовую поддержку воспроизводства рыбных запасов р. Волга, выпуск в водоемы мальков сазана, толстолобика. Леспромхозом Дубовского района в 2012 году
засажено 50 га сосной и ясенем.

Формируются особо охраняемые природные территории:

«Система балок кучугуры - безымянная» - природный заказник.

«Резерват «Заячий» - природный заказник

«Дуб - Патриарх» - памятник природы. Дубу более 400 лет,
запрещается рубка, повреждение дерева, разведение костров, разбивка мест отдыха

4 родника: Балыклейский, Екатерининский, Песковатский, Черемуховский.

«Полунино» (место скопления костей древних животных) – памятник природы

«Бельджамен» - археологический памятник - XIV - XV вв.


Комитетом проводился государственный контроль в сфере обращения с отходами, за использованием и охраной земель, за охраной атмосферного воздуха, за поступлениями платежей за использование природных ресурсов.

Ведущий: Как видим, многие международные организации, государственные органы решают экологические проблемы, но сколько остается еще не решенных!

Социолог: На вопрос, что может сделать каждый человек для решения экологических проблем:

44 % студентов считают, что не нужно мусорить,

20 % - посадить цветы, деревья,

17%- ответили, что не знают.

Были также предложения закрыть заводы, выбрасывающие вредные вещества, организовать субботники по уборке улиц, следить за чистотой, экономить воду и другие.

Ведущий: Очень простые предложения, но ведь многие и их не выполняют. Ежедневно выметает дворник кучи окурков около входа в наш колледж, а вся окружающая природная территория завалена пластмассовыми бутылками, полиэтиленовыми пакетами и другим мусором. И если это не убирать, то он будет здесь находиться годами, ведь в отличие от природных эти отходы не перерабатываются бактериями.

Чтобы вокруг нас стало чище, участники круглого стола предлагают дать вторую жизнь упаковочному материалу: банки от кофе, чая можно использовать для хранения мелких предметов, например, гвоздей, пуговиц и прочего. Из пластмассовых бутылок можно сделать емкости для сыпучих продуктов, вазу для цветов, лейку, совок, кормушку для птиц, пульверизатор, емкости для выращивания цветов и рассады. (Демонстрация поделок из упаковочных материалов).



Ведущий: Природа необходима нам не только для того, чтобы дышать чистым воздухом, есть качественные продукты, но и для того, чтобы ею любоваться.

Здесь представлены картины русских художников, на которых изображена природа нашей Родины. А скольких композиторов, поэтов, писателей вдохновили прекрасные уголки природы на создание замечательных произведений искусства. Я предлагаю послушать одно из них - «Лунную сонату» Л. Бетховена.

А завершить заседание нашего круглого стола я хочу стихотворением:

Земля родная, как прекрасны

Твои луга, твои леса!

Как велики и необъятны

Твои бескрайние поля.

Весеннее ручьев журчанье,

Ночное пенье соловья,

И шелест листьев утром ранним —

Все это - родина моя!

Не перестану любоваться

Цветеньем вишни за окном,

Дождю и снегу удивляться,

Плакучей иве над прудом.

О, сколько радости и света

Земля в подарок нам дала.

В металл теперь она одета,

Но все ж для всех она мила!

Не заменить природы звуки

Машинам сложным и простым.

Оставим Землю нашим внукам

Ее природу сохраним!
ЛИТЕРАТУРА:

1.Н.Г. Васильев «Охрана природы с основами экологии», М.: Экология,1993г.

2.А.Г. Банников, А.К. Рустамов «Охрана природы», М.: «Колос», 1995 г.

3.Конституция РФ.



4.Уголовный кодекс.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница