Занятие. Ролевая игра «Бабушкин сундук или в мире старинных вещей» Первый этап. Чтение истории «Один день из жизни купеческого дома»



Скачать 80.93 Kb.
Дата11.11.2016
Размер80.93 Kb.
Музейно-педагогическое занятие. Ролевая игра «Бабушкин сундук или в мире старинных вещей»
1. Первый этап . Чтение истории «Один день из жизни купеческого дома»
Давайте пройдём по комнатам купеческого дома и узнаем, чем же заняты его обитатели.

В опочивальне находится хозяйка дома. Она приводит себя в порядок: сидя перед зеркалом, хозяйка расчёсывает волосы гребнем, достаёт красивый платок.

Из детской раздаётся плач. Там расположились хозяйский ребёнок и две его няньки. Ребёнок забавляется с игрушкой. Чтобы унять его плач, одна из нянек трясёт погремушку, а другая – читает книжку.

В это время в горнице кипит работа: ткачиха ткёт полотно для будущих рукотворных изделий; вышивальщица готова украсить полотна орнаментальной вышивкой; кружевница занята вязанием – изготовлением ажурных салфеток. Остальным работникам шляхетского дома досталась менее творческая работа: они гладят господскую одежду, постельное бельё, скатерти, рушники и другие домашние принадлежности. Для этого им понадобились старинные приспособления.

Скоро время обеда, а продукты не все куплены. Приказчик отправляется за покупками в лавку. Там лавочник с помощью старинных весов отмеряет фунт с лишком пшена. Ещё он предлагает приказчику промышленный товар – отменные ленты. Покупатель приобретает несколько локтей лент на подарки хозяйским гостям. Дома кухарка получает пшено и толчёт его в ступе для приготовления крупени. Ленты приказчик отдаёт хозяйке.

Гости появляются в доме ближе к полудню. Они очень рады видеть хозяев. Настроение всем поднимают и дворовые музыканты, исполняющие незатейливые наигрыши на рожке и бубенцах.

2. Второй этап. Распределение ролей с указанием действий участников, но без указания конкретных названий необходимых для ролей предметов
Хозяйка

Проходит в опочивальню. Там она готовится к встрече гостей: красуется перед зеркалом, расчёсывает волосы, достаёт красивый платок.



Ребёнок

Плачет в детской. Потом играется с игрушкой, состоящей из нескольких частей.



Нянька 1

В детской успокаивает плачущего ребёнка: читает из книжки «успокоительную» песню.



Нянька 2

В детской успокаивает плачущего ребёнка: трясёт специальной игрушкой.



Ткачиха

Занимается в горнице изготовлением полотна: берёт специальный старинный станок и нитки.



Кружевница

Плетёт в горнице за столом кружевные изделия: берёт специальное приспособление, нитки и готовое изделие.



Вышивальщица

Сидит в горнице за столом, при помощи специальных приспособлений и ниток вышивает узор.


Гладильщик 1

Идёт в горницу. Там на столе он гладит рушник с помощью тяжёлого прибора для разглаживания белья.



Гладильщик 2

Идёт в горницу. Там на столе он гладит рушник с помощью двух предметов для разглаживания белья.



Приказчик

Отправляется в лавку за пшеном. С собой он берёт удобную ёмкость. В лавке ему взвешивают товар и пересыпают в эту ёмкость. Кроме того, он приобретает ленты, которые отмеряет локтями. Потом он приходит домой и отдаёт пшено кухарке, а ленты – хозяйке.



Кухарка

Ожидает прихода приказчика. Когда тот приносит пшено, кухарка размельчает его: толчёт в специальной посуде определённым предметом.



Лавочник

Встречает в лавке покупателя – приказчика. Взвешивает при помощи старинных весов пшено, достав его из специального сосуда и переложив в тару покупателя. Предлагает купить ленты.



Музыкант 1

Перед гостями выступает с весёлым наигрышем на музыкальном инструменте.



Музыкант 2

Перед гостями выступает с весёлым наигрышем на музыкальном инструменте.


3. Третий этап. Демонстрация вещей, находящихся в бабушкином сундуке. Раздача их согласно ролей участников игры.

Вещи сундука: Павлопосадский платок, гребень, высушенная тыква (погремушка), старинная книга колыбельных, пяльцы, крючок, рубель, старинный утюг, элемент ткачкого станка (бердо), вышитые и тканные рушники, старинный безмен, пестик (толкало), музыкальный рожок.


4. Четвертый этап. Заключительный. Игра-представление.

После небольшой подготовки участники-исполнители выполняют роли по сценарию, предложенному вначале и прочитанному вновь. Для каждого экспоната сундука предлагается справка по истории его создания и использования.


Приложение

  • Павлопосадский платок. Павлопосадские набивные, шерстяные и полушерстяные платки, украшенные традиционным красочным набивным орнаментом, возникли в подмосковном городе Павловский Посад в 1860-80-х гг. В настоящее время каждый платок - уникален, его оформляют лучшие декораторы. Наверное, потому-то слава о русских платках и шалях гремит по всему миру

  • Гребень. Самый древний гребень был обнаружен при раскопках на территории Древнего Рима. Он был сделан из кости животного и имел 8 зубчиков В мифологии расчёска — символ женственности. Во времена антики с расчёской особенно тесно были связаны водные существа. Расчёсывались, например, сирены, русалки и нереиды. Расчёска была атрибутом многих богинь, особенно богинь любви и воды — Венеры, Афродиты и Фетиды.Расчёсывание как магическое действие и сама расчёска имели разные значения: с одной стороны, это символ красоты и сексуальной привлекательности женщин, но с другой — символ таинственного, непроходимого. В сказках многих культур встречаются герои, которые во время бегства бросают за собой расчёску, из которой вырастает дикий непроходимый лес или куст, не пропускающий преследователей.

О ведьмах говорили, что они расчёсыванием своих волос могли влиять на погоду и вызвать бурю.

  • Высушенная тыква Высушенные тыквы, глиняные шары с камешками внутри и раковины были первыми погремушками человечества -- ими отгоняли злых духов.Впервые греметь для развлечения малышей ими стали в Египте -- их находили в детских захоронениях 1360 года до н.э. Глиняные погремушки без острых частей, раскрашенные в голубой цвет, радовали глаз младенцев трехтысячелетней давности.

  • Матрешка. Матрёшка (уменьш. от имени «Матрёна», восходящего к латинскому слову «Matrona» — знатная дама, мать семейства) — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно шесть или более. Почти всегда они цилиндрической формы. У них нет рук (они просто нарисованы). По традиции рисуется женщина в сарафане, хотя внутри может быть и мужчина. Самой маленькой фигурой, которая уже не раскладывается, является ребёнок. Темы для рисования могут быть очень разными: от сказочных персонажей и до политических деятелей. Предполагается, что русская матрёшка была выточена по образцу, привезённому из Японии. Изобретение формы русской матрёшки приписывается токарю В. П. Звёздочкину в 1890-х годах, а автором первой росписи был профессиональный художник С. В. Малютин. Из воспоминаний Звёздочкина следует, что ему не доводилось видеть японских точёных игрушек. Кроме того, ещё до появления матрёшки русские мастера изготавливали деревянные пасхальные яйца, которые были разъёмными и полыми. Таким образом, вопрос о прямой преемственности между японской и русской матрёшкой остаётся не вполне ясным. В 1900 году М. А. Мамонтова, жена С. И. Мамонтова представила кукол на Всемирной выставке в Париже, где они заработали бронзовую медаль. Вскоре матрёшек начали делать во многих местах России.

  • Рушник. Рушни́к — расшитое декоративное полотенце из домотканого холста. Предмет народной культуры и народного творчества восточных славян.

Издревле на Руси рушник имел не только эстетическое предназначение, но и ритуально-обрядовое. Узоры, вышитые на рушнике служат не только украшением повседневного быта, но и являются символическим напоминанием о невидимых связях, соединяющих каждого человека с его родом, предками. До XVIII—XIX века каждый вышитый узор имел свой сакральный смысл, ритуальное предназначение. После петровских реформ в вышивке на рушниках стали появляться бытовые мотивы, не несущие обрядовой смысловой нагрузки, а к концу XIX века вышивка практически полностью утратила своё ритуальное значение.[4] Основными цветами, применяемыми при оформлении рушников являются красный (разных оттенков: «алый», «рудый», «кирпичный», «малиновый», «огневой», «чермный», «червленый», «маковый», «багряный», «вишнёвый») и белый, имевшие изначально своё значение в языческой народной культуре Руси.

  • Пяльцы. Само слово "пяльцы" произошло от слова "пяло" (шест, доска для растяжки чего-либо, распорка) и обозначается в словаре В.Даля, как "женский рукодельный верстак: раму для впяленья ткани, по которой шьют, которую стегают". Отсюда, предположительно пошло и известное выражение "пялить глаза", то есть "стойко, упорно глядеть на что-то". Вышивание, кстати, невозможно представить без напряженного, внимательного всматривания в работу. Этот вид женского рукоделия сначала освоили народы Азии, а вслед за ними греки и римляне. Первые пяльцы были из упругого древесного прута, согнутого в кольцо, внутри которого при помощи веревки туго натягивали ткань. Они были похожи на барабан ("барабан" по-французски — "тамбур", отсюда термин "тамбурный шов").

  • Крючок. Вязание является одним из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства, он существует более трех тысяч лет. Вязаные вещи были найдены в древних захоронениях Египта, Рима, Греции. Известно, что тогда, как правило, вязанием занимались мужчины, а не женщины

  • Пестик. Прообразом современной толкушки был пестик, впрочем, и до сих пор используются такие деревянные или металлические толкушки И вот несколько примеров из разных мест.Сперва он сидел на крыльце, слушая, как стучит толкач: хозяйка мнет в деревянной бадье картошку... (текст про Белоруссию)




  • Рубель. На Руси довольно долго использовали глажку при помощи двух инструментов: небольшой палки с ровным круглым сечением, называвшейся «вальком», «качалкой» или просто «скалкой», и рифленой доски, имевшей множество названий — «рубель», «ребрак», «пральник».На Руси для борьбы со складками использовали рубель

Высушенное белье наматывалось на «качалку» и каталось по столу «рубелем».

  • Бердо. Народное ткачество - одно из наболее распространенных и древних ремесел. Во многих помещичьих хозяйствах работали ткаческие мастерские Изготовление тканей в домашних условиях выполнялось на горизонтальном ткацком стане. Наиболее характерен для белорусской деревни рамный стан, основу его составляла четырехугольная рама, на которой располагались навои для пряжи и полотна; нити крепились в верхней части рамы на понебнике

  • Утюг. Долгое время держался на пике популярности классический угольный утюг. Выглядел он, как маленький ларец, запросто открывающийся одним движением руки. Внутрь специальным совком насыпали крупные горячие угли. Но, чтобы он "заработал", хозяйке нужно было активно им помахать из стороны в сторону - чем не замена современному фитнесу, и мышцы подкачать, и мужа отпугнуть, чтоб под ногами не мешался. Усовершенствованная модель такого утюга напоминает маленькую подводную лодку - сбоку возвышается толстая труба, похожая на выхлопную. В музее есть красивый утюг с трубой в виде головы дракона. Он устроен по принципу русской печи. Есть труба и поддувало - за счет этих двух отверстий образовывалась тяга, а за счет тяги - угольки сами разгорались, и уже не нужно было утюгом размахивать

  • Безмен. Старинный (русский, или скандинавский) безмен с неравномерной шкалой Безмены использовались в рыночной торговле, да и сейчас кое-где на рынках в небольших городах можно их увидеть – это так называемые римские весы. Работа безмена основана на принципе действия неравноплечного рычага. На одном конце рычага находится груз неизменной массы, а к неподвижному крюку подвешивается тело. Небольшой груз, действуя на большое плечо, может уравновесить тело значительной массы. В России часто использовали безмен без перемещаемого противовеса. Использование этого вида весов в торговле было запрещено в первой половине XX в. из-за возможности мошенничества

  • Музыкальный рожок. В настоящее время искусство игры на рожках имеет разнообразное развитие. Оно широко используются в фольклорных ансамблях, где бережно сохраняются исполнительские традиции пастухов – музыкантов.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница