Занятие № Тема «Из истории русского языка. Некоторые явления и тенденции языка нашего времени»



страница1/3
Дата09.05.2016
Размер0.63 Mb.
  1   2   3
Занятие № 1. Тема «Из истории русского языка. Некоторые явления и тенденции языка нашего времени».


  1. Понятие о литературном языке в лингвистическом и культурологическом аспектах. Русский литературный язык как обработанный и нормированный вариант русского языка и нелитературные варианты. Назовите формы существования русского языка.

  2. Характеристика понятия "культура речи". Ортологический, коммуникативный и этический аспекты культуры речи. Культура речи и риторика. Краткие сведения из истории риторики.

  3. Каковы основные особенности русского языка советского периода?

  4. Какие явления характерны для русского языка конца ХХв?

  5. Нормализация литературного языка и его кодификация. Понятие нормы. Система норм русского литературного языка. Словари и справочники по русскому языку и культуре речи.

  6. Как вы оцениваете уровень речевой культуры современного общества? Каковы причины плохой «языковой компетенции» носителей русского языка? Насколько правомерны, на ваш взгляд, разговоры об оскудении или вырождении русского языка?


Литература:


  1. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. В.И. Максимова. М., 2000, с.293 – 323.

  2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону, 2001. Раздел 2. Глава 3. Раздел 3. Глава 2.

  3. Русский язык конца ХХ столетия (1985 – 1995). М., 1996.



Занятие № 2. Тема «Структурные и коммуникативные свойства языка».
1.Раскройте значение термина «язык». В чем состоит семиотическая сущность языка? Докажите, что русский язык, как и любой другой язык, представляет собой систему.

2. Назовите основные функции языка.

3. Какова структура языка и его уровни?

4. Чем отличаются парадигматические, синтагматические и иерархические отношения между языковыми единицами?

5. Что такое речь? Как соотносится язык и речь?

6. На основании каких факторов можно классифицировать речь? Назовите основные разновидности речи.

7. Какие особенности имеют устная и письменная формы речи? Как они связаны с функциональными стилями русского языка?

8. Дайте определение диалога и монолога как форм устной речи.

9. Что является основной единицей коммуникативно-речевой структуры диалога и каким образом создается диалогическое единство?

10. В каких случаях диалог может быть неинформативным?

11. Почему для диалогической речи характерны неполные структуры?

12. Укажите три функционально-смысловых типа речи и дайте их краткую характеристику.


Литература

  1. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. В.И. Максимова. М., 2000.

  2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Русский язык и культура речи (любое издание).

Практикум. Задание № 1.
Тема занятия: Орфоэпические нормы и типичные ошибки ударения.
Упр. 1. Поставьте ударение в приводимых ниже словах в соответствии с нормами литературного языка, пользуясь орфоэпическим словарём. Укажите варианты, если они есть. Отметьте, какие варианты допускаются в русском литературном языке и какие не рекомендуются.

Августовский, афера, баржа, дефис, заговор, каучук, километр, мастерски, медикаменты, миллиметр, мышление, обеспечение, партер, плесневеть, похороны, на похоронах, ржаветь, случай, творог, усугубить, экскурс, юродивый.

Агент, баловать, бомбардировать, валовой, высоко, договоренность, закупорить, заговор, заискрить, заклинить, иконопись, инструмент, искра,

квартал, кремень, кухонный, приобретение, таможня, фланговый, цемент, ходатайство, щавель.


Упр. 2. От следующих слов образуйте Родительный падеж единственного числа и поставьте ударение.

Бант бинт герб дверь гуляш жезл торт ясли



Упр. 3. Образуйте формы Родительного падежа множественного числа, расставьте ударения.


Область

отрасль

ведомость

местность

Ступень

простыня

прибыль

доска

Хор

сирота

торт

порт

Шарф

дно

уголь

торг


Упр. 4. Прочитайте словосочетания и предложения, обращая внимание на произношение выделенных слов.

Принципы взаимовыгодных договорных отношений; приглашаем к сотрудничеству оптовых покупателей; акции крупных промышленных предприятий, нефтепроводов и газопроводов; специалисты по маркетингу;

денежные средства акционеров работают во всех ключевых отраслях экономики; для оптовых покупателей – скидки; размер уставного фонда; разнообразие услуг фирмы приятно удивит занятых людей; вы правы.

Подтвердили намерение продолжить переговоры с целью обеспечения мира; подписание договора; решение экспертной комиссии; необходимо углубить и упрочить позитивные процессы; прибытие экспертов; в результате сложных маневров самолеты наемников смогли бомбардировать военные объекты противника; правительства ряда стран осудили инцидент и выразили соболезнования семьям погибших.

Работа с каталогом; я очень занята; большой выбор тортов; вы правы; этот торт вкуснее и красивее; вчера мы были в пиццерии; раз в месяц, обычно по средам, она клала деньги в банк; хозяева делали все, чтобы облегчить жизнь своим гостям.
Упр. 5. Отметьте слова, в которых допускаются вариантные ударения. Укажите нормативные ударения, допустимые (т.е. менее желательные, но находящиеся в пределах нормы), устаревающие, имеющие стилистическую окраску.

Августовский, безудержный, береста, девичий, делящий(ся), джинсовый, казаки, камбала, колледж, ломоть, мизерный, нормированный, одновременный, петля, пригоршня, симметрия, творог, усугубить.


Упр. 6. От предложенных существительных образуйте глаголы и причастия. Расставьте ударения.

Образец: Блок – блокировать – блокированный.



Национализация –

Экспорт –

Норма -

Приватизация -

Копия -

Пломба –

Делегация -

Премия –





Упр. 7. Расставьте ударения.

Углубить, облегчить, ободрить.

Договор, созыв, обеспечение, сосредоточение, намерение, упрочение.

Безудержный, зубчатый, кухонный, одновременный, тигровый, сливовый, госпитальный, гербовый, давнишний, искристый, каменноугольный, мизерный, украинский, юродивый, втридорога, донельзя, издревле, мастерски, наголо.

Отнять – отнял – отняла – отняли; понять – понял – поняла- поняли; начать – начал – начала – начали; начаться – начался – началась –начались; создать – создал – создала – создали; класть – клала – клали.

Взята – взяты; занята – заняты; начат – начата – начаты.


Упр. 8. Распределите слова в три группы: с ударением на первом слоге; с ударением на втором слоге; с ударением на третьем и последующих слогах.

Предложить, диспансер, агентство, приняла, намерение, щавель, каталог, занять, партер, гравер, украинец, документ, атлас (ткань), диалог, заем, обняла, красивее, верба, звонит, некролог, эксперт, шасси, заняла, процент, еретик, хвоя, вечеря, генезис, принудить, духовник, нефтепровод, газопровод, мусоропровод, нормировать, мощностей, премировать, индустрия, община, досуг, балованный, усугубить, феномен, обеспечение.



Упр. 9. Произнесите слова, соблюдая правильное ударение. Отметьте слова, в которых профессиональный вариант ударения отличается от литературного.

Агент, алкоголь, алфавит, арест, включишь, газопровод, гренки, диспансер, добела, договор, документ, досуг, завсегдатай, заговор, заем, закупоренный, запломбировать, звонишь, изобретение, инструмент, инсульт, исчерпать, каучук, квартал, километр, компас, некролог, свекла, маневр, соболезнование, столяр, таможня, упрочение, феномен, ходатайство, цемент, черпать, чистильщик, щавель, языковой (кружок), языковая колбаса.


Упр. 10. Расставьте ударения, прочитайте предложения вслух.

Диалог продолжался два часа. Нужно повторить алфавит. Свеклу помогали убирать студенты. Эти туфли красивее и удобнее. Мусоропровод временно не работает. Программа была принята. Кухонный нож затупился. Щавель уже продали. Договор облегчит нашу работу. Не балуйся! Магазин «Кулинария» - в километре от остановки. Задание первого квартала выполнено. Мы прошли два квартала до кинотеатра. Ты позвонишь мне завтра? Давайте созвонимся. Принято решение премировать отличившихся.

Комиссия создана вчера. Ответы верны. Мы пришли одновременно.
Упр. 11. Е или Ё ? Прочитайте слова, обращая внимание на чтение ударной гласной. В каких словах допустимы варианты.

Афера, бытие, житие, гренадер, зев, опека, оседлый, преемник, местоименный, недоуменный, иноплеменный, безнадежный, блеклый, белесый, трехведерный, издевка, маневры, наемник, осетр, желчный, сметка, платежеспособный, бесшерстный, валежник, желчь, жердочка, зацветший, клест, нареченный, острие, платеж, никчемный, облекший, обнесший, одноименный, планер, предрекший, расседланный, старьевщик, тетерка, решетчатый,.





Упр. 12. Определите значения слов.

Железка – желёзка, истекший – истёкший, небо – нёбо, падеж – падёж, оглашенный – оглашённый.


Прочитайте следующие омографы, объясните их значение. Дайте определение омографа.
Парить – парить, рефлекторный – рефлекторный, наголо – наголо, броня- броня, видение – видение, проклятый – проклятый, кредит – кредит, мокрота – мокрота, острота – острота, лавровый – лавровый, характерный – характерный, языковой – языковый, забронировать – забронировать, прогруженный – погружённый, склонен – склонён, трусить – трусить.
Упр. 13. Объедините слова с твердым согласным перед Е в одну группу, с мягким согласным в другую.

Индексация, компьютер, академия, интеграция, музей, тезис, бизнес, крем, бартер, продюсер, термин, пресса, тенденция, кофе, прессинг, бутерброд, декада, тест, юриспруденция, Одесса, менеджер, менеджмент, альтернатива, анестезия, бандероль, бассейн, гейзер, геодезия, гипотеза, гротеск, декан, демагог, депо, депрессия, идентичный, индекс, кларнет, крепдешин, нейрохирург, панель, пастельные тона, партер, полонез, сервис, синтез, стратегия, экспресс, дельта, интервью, кредо, крейсер, нетто, орхидея, патент, пенсне, сессия, свитер, тент, фланель, штемпель, энергия, аннексия, декадент, сейф, сонет, тенор, фанера, шинель, шоссейный, эссенция. Зажжен, обожжен.


Упр. 14. Прочитайте слова, обращая внимание на:

А) твердость согласных З и С:

Капитализм, плюрализм, монополизм, тоталитаризм, сосиски;

Б) мягкость М:

Семь, семьдесят, восемь;

В) оглушение звонких в конце слов:

Дивиденд, фонд, прогноз, налог (Но: дивиденды, асфальт);

Г) чтение Г:

Год, гарант, налог, лизинг, Господи, ага, ого, бог, легкий, первого, сегодня, бухгалтер.
Упр. 15. Возможны ли варианты произношения в данных словах?

Булочная, конечно, молочный, скучно, нарочно, пустячный, сливочный, яичница, ячневая, Ильинична, скворечник, беспорядочный.

Подсвечник, будничный, войлочный, селедочница, девичник, горничная, гречневый, непорядочный, перечница, спичечный, к шапочному разбору.

Закадычный, поточный, съёмочный, Никитична, пшеничный, горчичник, точно, научный, молочная, сердечный, ничтожный, нечто, что, чтобы, кое-что, ничто, дождь, дождик, дождливый, визжать, позже, дрожжи.



Упр. 16. Найдите и исправьте орфографические ошибки, которые появились в связи с неправильным произношением слов.

Беспрецендентный, дермантин, дикообраз, желантин, подскользнуться, подщечина, прецендент, скурпулезный, инцидент, компроментировать, конкурентноспособный, будующий, жаждующий.



Но: конъюнктура – конъектура.

Занятие № 2. Ошибки словоупотребления: употребление слова в несвойственном ему значении; ошибки в употреблении иноязычных слов и терминов.


Упр. 1. Проверьте ваше знание значений заимствованных слов: подберите к ним слова-синонимы русского происхождения (в случае затруднений воспользуйтесь толковым словарем или словарем иностранных слов).
А. Абориген, адаптация, ажиотаж, аккредитив, аксессуар, альтернатива, альтруизм, аномалия, антагонизм, антипатия, апелляция, апогей, апологет, арбитраж, аспект, аудиенция, базис, бюджет, вето, генезис, геноцид, гриф, девальвация, демагогия, диапазон, дилемма, дилетант, дискриминация, дислокация, диспропорция, диссонанс, доктрина, досье, идиллия, иллюзия, импульс, инкогнито, инфляция, интуиция, кампания, камуфляж, кворум, коалиция, коллектор, коммюнике, контекст, концепция, конъюнктура, корпорация, лейтмотив, лимит, лицензия, локаут, меморандум, меценат, нюанс, обструкция, оппозиция, паллиатив, параметр, пацифизм, приоритет, протекция, профилактика, проформа, регресс, резюме, референдум, симпозиум, статус-кво, стереотип, суверенитет, тезис, фактор, филантропия, фрагмент, эволюция, экспертиза, экспозиция, юрисдикция.

В. Адекватный, актуальный, аналогичный, анонимный, вакантный, виртуозный, гипертрофированный, диаметральный, импозантный, иррациональный, канонический, капитальный, коллегиальный, компактный, конкретный, корректный, курьезный, лаконичный, лояльный, миниатюрный, монолитный, негативный, номинальный, одиозный, оптимальный, органический, ординарный, педантичный, позитивный, полярный, потенциальный, продуктивный, пунктуальный, радикальный, спонтанный, стационарный, схоластичный, тотальный, тривиальный, уникальный, утилитарный, фатальный, филигранный, формальный, эквивалентный, экстравагантный, эксцентричный, эпизодичный.

С. Администрировать, аннексировать, аргументировать, ассимилировать, ассоциировать, баллотироваться, бравировать, деградировать, дезавуировать, дезинформировать, денонсировать, дискутировать, доминировать, дублировать, зондировать, идеализировать, имитировать, интерпретировать, компенсировать, конкурировать, констатировать, координировать, корректировать, котироваться, курировать, лимитировать, манкировать, мигрировать, монополизировать, нивелировать, ориентировать, постулировать, провоцировать, санкционировать, тарифицировать, фальсифицировать, фиксировать, функционировать, экспроприировать.
Упр. 2 Пользуясь словарем, определите значения следующих слов.

Антагонизм

деструкция

муниципалитет

саммит

апартеид

дайджест

нувориш

унитаризм

аннексия

депортация

рандеву

феминизм

авторитаризм

гильдия

саботаж

феномен

бартер

консолидация

субкультура

харизма

венчурный

консерватизм

псевдопатриотизм

эксклюзивный

вето

ликвидность

импичмент

экстремизм

волонтер

либерализм

маркетинг




демагог

масс-медиа

прессинг





Упр. 3. По образцу словарной статьи составьте собственные толкования лексических значений слов, сравнительно недавно вошедших в нашу разговорную речь (или изменивших традиционное значение) и получивших в ней широкое распространение.

Беспредел, крутой, тусоваться, зависнуть, кинуть, электорат.



Приведите собственные примеры.
Упр. 4. Прокомментируйте и исправьте ошибки, связанные с неточным пониманием значения выделенных слов.

  1. В последние годы было создано массовое количество инновационных форм. 2. Сельским товаропроизводителям стало экономически ущербным реализовывать продукцию по сложившимся ценам. 3. Эти данные позволили автору основать следующие выводы и предложения. 4. На предприятии использовалось более прогрессивное оборудование. 5. Стала очевидной нетождественность замыслов программы социальным условиям жизни. 6. Далеко не все предприниматели вступили в новую эпоху с видом на будущее. 7. В парке было заложено 32 дерева. 8. Он познакомился с плеядой новейших компьютеров. 9. Принятое решение способствует улучшению отмеченных недостатков. 10. Бабушка ласково кивает добрым морщинистым лицом. 11. В зале в основном были люди изрядного возраста.


Упр. 5. Укажите причины возникновения двусмысленности в данных предложениях и устраните ее.

  1. После повторного анализа были получены отличные данные.

  2. Эту особенность поведения модели просмотрели.

  3. Остаться одному невозможно, а собраться необходимо – иначе трудно рассчитывать на успех.

  4. Недостаток приборов ставит под сомнение результаты экспериментов.

  5. После тяжелого приступа больной начал отходить.

  6. Врач обошел седьмую палату.


Упр. 6 Истолкуйте значения интернациональных словообразовательных элементов, подберите термины, в состав которых они входят.

авто-

библио-

гуман-

мета-

пост-

фил-

аква-

био-

демо-

микро-

прото-

-фоб

анти-

гео-

- дром

моно-

псевдо-

хрон-

архе-

гипо-

интер-

морфо-

-скоп

экстра-

архи-

гипер-

интра-

мульти-

суб-




ауди-

-грамма

-лог

нео-

супер-




баро-

граф-

макро-

поли-

-тека





Занятие № 3. Нарушения лексической сочетаемости слов, трансформация устойчивых выражений, фразеологизмов. Ошибки в употреблении паронимов.
Упр. 1. Исправьте ошибки в использовании устойчивых словосочетаний.

  1. Известно, какую важную роль в воспитании нашей молодежи имеет наша литература. 2. Иван Степанович Иванов уже защитил кандидатскую степень. 3. Я поднял тост за моих друзей. 4. Один за одним друзья вышли из школы. 5. Кое-кто пытается вбить клин под отношения Таджикистана и Афганистана. 6. Получив с ворот поворот, фирма обратилась к другим поставщикам. 7. Во главе угла были поставлены два вопроса. 8. Когда я об этом узнал, у меня душа отлегла. 9. Отношения России и Германии всегда играли важное значение в жизни обоих народов. 10. Встрече глав правительств всегда уделяют огромное значение. 11.Татьяна Михайловна, сестра царя Алексея Михайловича, занимала почетную роль при дворе. 12. Медики города оказывают медицинское обслуживание морякам. 13. Сейчас важно осознать ту роль, которую заняла церковь в жизни общества. 14. Пасхальным праздникам отводится особое значение в церковном календаре. 15. Специалисты оказывали экономические консультации правительству. 16. Комитет сделал компромиссное решение без совета с экспертами. 17. Русские вложили значительный вклад в освоение Аляски. 18. Нужно держать свое обещание. 19.Действия наемников подставили под угрозу границы государства. 20. Тело погибшего будет передано земле. 21. Большую половину своего выступления докладчик посвятил анализу сложившейся ситуации. 22. Это важный шаг и его нужно пройти.


Упр. 2. Как говорят? (в качестве ответа используйте фразеологические выражения).

1) о том, кого трудно уговорить пойти, поехать, сделать что-либо; 2) о том, кто часто меняет свои решения; 3) о том, кто вдруг стал понимать, замечать что-либо; 4) о человеке, который пришел не вовремя, некстати; 5) о кротком, безобидном человеке; 6) о человеке, который держится неестественно прямо; 7) о болтливом человеке; 8) о бесследном исчезновении кого-либо; 9) о положении, когда опасность грозит со всех сторон; 10) о чем-нибудь надоевшем, много раз слышанном; 11) о человеке, от которого ожидают успеха в какой-либо деятельности; 12) о чувстве большой неловкости, стыда; 13) об очень дальних родственниках; 14) о чем-нибудь необычайном, невероятном; 15) о беспорядке, неразберихе, царящих где либо;16) о том, кто не знает чего-либо всем известного.


Упр. 3. Объясните разницу в значении словосочетаний.

Опасный человек – опасливый человек; освоить прочитанное – усвоить прочитанное; осудить действия – обсудить действия; представить возможность – предоставить возможность; демократический метод – демократичный метод; тактичные шаги – тактические шаги; техническое исполнение – техничное исполнение; фактический материал – фактичный материал; хозяйские дела – хозяйственные дела, гуманный – гуманистический.


Упр. 4 . Подберите подходящие синонимы из скобок к данным паронимам.

Длинный – длительный (протяженный, долговременный)

Запасный – запасливый (предусмотрительный, резервный, дополнительный)

Злой – злостный (недобрый, вредный, злонамеренный, свирепый)

Комический – комичный (смехотворный, комедийный)

Нестерпимый – нетерпимый (недопустимый, невыносимый)

Оборотливый – оборотный (предприимчивый, противоположный)

Опасный – опасливый (рискованный, осторожный)

Понятный – понятливый (ясный, способный)

Скрытый – скрытный (неоткровенный, тайный)

Удачный – удачливый (счастливый, везучий, успешный)

Фактический – фактичный (действительный, достоверный, документальный)

Явный – явственный ( бесспорный, нескрываемый, четкий, отчетливый)
Упр. 5. Выберите из приведенных паронимов тот, который необходим в данном контексте.


  1. Отчет (представляется, предоставляется) в двух экземплярах. 2. Девочка (одела, надела) маскарадный костюм. 3. Его (исполнительный, исполнительский) талант высоко оценен критикой. 4. (Критичный, критический) анализ этого исследования был не очень критичный, критический). 5. Мы не поняли, почему он так поступил, и не считаем его действия (логичный, логический). 6. Он привык работать (методически, методично), четко выполняя все (методический, методичный) рекомендации. 7. К моему пребыванию в этом учреждении относятся (нестерпимо, нетерпимо), это уже стало для меня (нестерпимый, нетерпимый). 8. Мы с вами должны собраться и (оговорить, обговорить) те вопросы, которые не были (оговорены, обговорены) в соглашении. 9. Прошу (представить, предоставить) мне очередной отпуск с 3-го по 27-е число сего месяца. 10. Я собираюсь (представить, предоставить) свою работу на конкурс. 11. Думаю, что ваши планы не могут считаться (реалистический, реалистичный). 12. Я посмотрел ваш (фактический, фактичный) материал и нахожу его не очень (фактический, фактичный). 13. Он проявил (хозяйственный, хозяйский) заинтересованность в решении этих (хозяйственный, хозяйский) вопросов.


Упр. 6. Исправьте ошибки, допущенные в результате смешения паронимов.

  1. Артист завоевал признательность зрителей. 2. Главное для писателя – душевный мир человека. 3. Командировочному пришлось долго ждать оформления документов. 4. Взгляд у него не то умоляющий, не то серьезный, не то возмутительный.


Упр. 7. Определите, в каких случаях лексическая сочетаемость нарушена намеренно, в каких – в результате незнания истинного значения слова.

Живой труп, три единственные дочери, обыкновенное чудо, очевидное – невероятное, большая или меньшая половина, облокотиться спиной, страшная красавица, сломать стеклянную вазу, отменный негодяй, ужасно интересная книга, страшно удобная обувь.


Упр. 8 . Определите, какие из приведенных плеонастических словосочетаний закрепились в языке и стали допустимыми, а какие воспринимаются как избыточные и не соответствуют языковой норме.

Народная демократия, патриот своей родины, экспонат выставки, букинистическая книга, свободная вакансия, прейскурант цен, народный фольклор, автобиография жизни, монументальный памятник, габаритные размеры, реальная действительность, период времени, огромная махина, практика работы, взаимно друг к другу, памятный сувенир, частная собственность.

Информационное сообщение, вечерняя серенада, травматическое повреждение, хронометраж времени, мизерные мелочи, коллега по профессии, ведущий лидер, внутренний интерьер, движущий лейтмотив, демобилизация из армии, необычный феномен, ответная контратака, прогрессировать вперед, странный парадокс, временный цейтнот.
Упр. 9. Замените неправильно выбранный пароним. Для справок обратитесь к словарю паронимов.

1. Семнадцатого ноября в Московском театре юного зрителя состоится премьера спектакля «Гроза», в заглавной роли с Юлией Свежаковой – молодой восходящей звездой. 2. А я в детстве, всегда мечтала работать мороженицей. 3. Эти деньги можно было затратить и по-другому. 4. В современной школе остаются работать подлинные сподвижники. 5. Джек поразил тем, что после стольких страданий совершенно не озлобился и не утерял доверия к людям. 6. Бальзам для натирания в кожу. 7. Список подобных методов коррекции фигуры можно бы продлить. 8. Мэр поднес обитателям сада еще один подарок – за счет города отреставрировал здание «Новой оперы». 9. Косметической фирме требуются: косметологи, визажисты, массажеры. 10. На помощь «Новороссийску» подошли спасательные суда, и все-таки предпринятые меры не смогли помочь беде. 11. Эти болезненные бактерии могут оказаться где угодно. 12. Нам надо держать контакт с губернаторами. 13. К сожалению, в последнее время далеко не все родители в состоянии оплатить за поездку.


Задание № 4. Стилистическое использование многозначности слова, иноязычной лексики, неологизмов и омонимов.
1. Найдите случаи неудачного использования многозначности слова. Исправьте ошибки.

1) Дорога к славе распахнулась только одному финалисту Кубка. 2) С 1990 года ее судьба тесно переплелась с районом. 3) Даже случайное знакомство может взорвать вас любовью. 4) Защитник углубился в середину поля. 5) А впрочем, публика была любопытная, и Варе в клубе понравилось. 6) Тамара, в отличие от многих коллег, потерявших под давлением обстоятельств собственный голос, не разучилась говорить уверенно. 7) Такова корзина основных событий к этому часу. 8) Воздушные змеи сочтены угрозой. 9) Чем объяснить долгое молчание властей, когда они всячески оттирали прессу от расследования.


2. Отметьте случаи намеренного использования омонимичных слов. Найдите также примеры двусмысленности и устраните ее.

1) Когда он едет от Манилова к Собакевичу, то заблуждается и падает в грязь. 2) Мы прослушали почти все вопросы. 3) Каждый раз, когда я вожу маму в поликлинику, она очень волнуется. 4) Нужно почитать уголовный кодекс! 5) В магазине были и финки тоже. 6) Но ведь хорошее дело браком не назовут! 7) На все деньги он купил марки. 8) На полке лежали отобранные рукописи. 9) Всю шумиху вокруг кризиса во властных структурах подняли те, кто пытался таким образом провести собственные интересы. 10) Без стипендии учиться он бы не смог, потому что семья была совсем недостаточная.


3. Найдите неологизмы, охарактеризуйте их стилистически.

1) Известная художница-авангардистка Александра Эстер в начале века разъезжала по Европе, лихо промотируя новое русское искусство. 2) Эта история может стать самым смотрибельным сериалом. 3) Помните, не апрель был, а какой-то перемарт: руку в форточку высунешь, отломишь сосульку, и она лопается с коротким стеклянным звоном. 4) Супертаун, к населению которого каждый день добавляется по 3-4 миллиона приезжих, напоминает прожорливого великана. 5) Великий и ужасный переводчик с "березовского". 6) Этот молодой креатор, несмотря на свое бесспорное присутствие в рядах великих, - единственный, кто может позволить себе быть смешным и веселым. 7) Пух, перья, канкан - эта тенденция становится мейнстримовой на здешних поп-подмостках. 8) Круг подобных совпадений будет расширяться по мере неизбежной натоизации районов Прикаспия. 9) Видимое-невидимое количество речевых погрешностей, а иногда и настоящих грехов автора создает просто невероятную трудность для восприятия книги даже доразвитыми и не рассоренными полушариями.


4. Найдите иноязычные слова, определите уместность его употребления, сделайте стилистическую правку.

1) На самом деле у этих московских ребят свое время и свое место. Время - наше. Место - школа или университетский кампус. 2) Публицистический фермент в творчестве Белинского. 3) Тотальный музыкальный проект (реклама мюзикла "Метро"). 4) У меня на работе сейчас глобальные проблемы. 5) Группа стала популярна даже в российских больших городах, где космополитической молодежи во время затянувшегося простоя "Prodigy" явно не хватало настоящего брутального угара. 6) Обращу ваше внимание только на один многозначительный факт. На то, что чуть ли не мгновенное наше возвращение к императивам большевизма имперского настроя произошло не только в результате сохранения рудиментов коммунистической системы и эфемерности многих демократических новаций. 7) Прежде всего президент расправляется с фатумом тоталитаризма или иностранной колонизации России. 8) Купите подарок любимому человеку у авторизованных дилеров фирмы! 9) Рабочих-мигрантов хотят уравнять в правах с аборигенами. Гастарбайтеры наконец-то перестанут быть самой бесправной категорией работников в России. 10) После проведения операции в районах городских свалок за черту города была выдворена крупная когорта бомжей. 11) Многим в деревне были известны его ночные вояжи в лес за грибами. 12) Теперь у вас получился беспрецедентный омлет.




  1. Дайте определения следующих слов:

абрис

догмат

катарсис

крамола

апокриф

дискант

киноварь

максима

багет

епархия

клирос

маренго

визави

игумен

квадрига





Задание № 5. Стилистическое использование устаревшей лексики (историзмов и архаизмов). Использование жаргонизмов. Употребление терминов и профессионализмов.
1. Дайте определение историзма и архаизма, разграничьте эти понятия (приведите примеры). Объясните, в чем разница между профессионализмами и терминами.
2. Найдите устаревшие слова, определите их значения по словарю:

1) Я постепенно изучил дагерротипы с выцветшими мальчиками, держащими в руках какие-то дурацкие букеты. 2) В высокой шляпе с вуалью, в черном дипломате, в фетровых сапожках, с огромным ридикюлем в руках, она спускалась вниз. 3) Варя увидела статного гусарского офицера, с лихими усами и новеньким "георгием" на ментике. 4) От больших доз искусства очень устают нижние конечности, так что расставленные везде скамеечки - отличное вспомоществование для подлинных любителей живописи. 5) Мытари совершили контрольную закупку и тут же уличили несчастного торговца в невыдаче чека. 6) К торчащим посреди зеленых кущ унылым голым ветвям понемногу привыкаешь. 7) Вместо обговоренных 92 метров предприимчивый делец оттяпал под свой торговый павильон ажно 200, а вот места для старика-инвалида в хоромах не нашлось. 8) Затем убиенную пекинскую утку по-китайски тщательно потрошат.


3. Найдите нелитературную лексику, сделайте стилистическую правку, заменив жаргонное слово на литературный синоним.

1) Отделы пропаганды при ГИБДД уже не один десяток лет пытаются вправить мозги школьникам, втолковывая им правила дорожного движения. 2) Певец, видимо, решил покончить с блатным прошлым и перейти на обычную попсятину. 3) Панки носили гребни и рванину, хиппи - длинные волосы и фенечки, металлисты - не менее длинные волосы и косухи. 4) К столь сугубой дате все начнут мутить всевозможные акции. 5) На звонок ответили по-английски и перевели меня к кому-то, кто на хорошем русском языке сообщил, что директора нет. 6) Глава Олимпа, видимо, не просек всего коварства придворной интриги, внял мольбам одинокой девушки - и вместо красавца внука вызвал к жизни андрогенное существо. 7) Видно, так сказать пособачились они здорово, а не просто семейные проблемы обсудили. 8) В ней нет ни великодержавной спеси, присущей английскому королевскому двору, ни закидонов монакской династии. 9) Впрочем, читая Донцову, убеждаешься, что богачи в российском варианте отличаются от простых смертных не только количеством денег. У отечественных гэтсби есть специальные знаки отличия: малиновый клифт, шестисотая тачка, мобила, голда, наконец, ранняя смерть. 10) Партий, и тем более лидеров, у нас нет - есть паханы.


4. Найдите в отрывке из газетной статьи термины и профессионализмы. Определите способы их введения в текст.

В 1996 году в Великобритании был зарегистрирован первый случай смерти человека от нового варианта болезни Крейцфельдта-Якоба. Приставку "новый вариант" заболевание получило сразу, так как имело радикальные клинико-патологические отличия от классической формы болезни (включая нормальную энцефалограмму). Было доказано, что новый вариант вместе с губкообразной энцефалопатией коров относится к группе новых прионных инфекций, которые вызываются штаммом возбудителя. Это заболевание, безусловно, относится к категории зооантропонозов - инфекций, общих для человека и животных.




  1. Дайте определения следующих слов:

обскурант

парвеню

паблисити

ренегат

перипетия

петроглиф

ортодоксия

пюпитр

панегирик

ростр

ризница

рубище

факсимиле

смальта

травести

пустынь

тулья

слобода

филистер

экслибрис
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница