Замечания и предложения по результатам рассмотрения «Концепции стратегии развития фармацевтической промышленности…», разработанной фарма 2020



Дата11.11.2016
Размер50.3 Kb.
Замечания и предложения по результатам рассмотрения «Концепции стратегии развития фармацевтической промышленности…», разработанной ФАРМА 2020
1.В числе оснований для подготовки документа названа задача разработки концепции стратегии развития здравоохранения Р.Ф. до 2020 года, одной из целей которой, что совершенно очевидно, является решение проблемы лекарственного обеспечения.

Такая задача диктует необходимость разработки, в первую очередь, «Концепции стратегии насыщения фармацевтического рынка Российской Федерации медикаментами до 2020 года». И только в рамках этой концепции могут и должны быть выработаны концептуальные предложения по развитию химико-фармацевтической промышленности.

Логика в том, что развитие промышленности не самоцель, а средство насыщения рынка той или иной продукцией. Пути же насыщения могут быть разными: либо отечественное производство, либо поставки по импорту, либо то и другое вместе.

Каким должно быть соотношение этих источников на фармацевтическом рынке России в 2020 году?

Это предстоит определить в ходе разработки стратегий развития в прогнозируемом периоде.

2.Генеральная цель государства – это максимальное удовлетворение потребности здравоохранения страны в современных высокоэффективных лекарственных средствах.

Во имя достижения генеральной цели разрабатываются основные цели.

И в их числе – развитие химико-фармацевтической промышленности.

Для разработки «Стратегии насыщения фармацевтического рынка России медикаментами до 2020 года» целесообразно создать межведомственный координационный совет из ответственных руководителей Минпромэнерго Р.Ф. и Минздравсоцразвития Р.Ф., в который необходимо вовлечь руководителей промышленных ассоциаций производителей лекарственной продукции, руководителей крупных промышленных предприятий и дистрибъюторских компаний, руководителей академических и отраслевых научно-исследовательских институтов и проектных организаций.

Речь идёт о возрождении химико-фармацевтической промышленности. Это именно так, если следовать цифрам, обозначенным в рассматриваемой нами «концепции».

К концу 2020 года отечественная промышленность должна поставлять на рынок продукции на сумму $15млрд. (против $2,6 млрд. в 2007 году)

. Это означает, что необходимо за 12 лет ввести в строй действующих примерно 60 современных предприятий по выпуску готовых лекарственных форм, сравнимых по мощности с предприятием, запроектированным к строительству в с. Тербуны Липецецкой области.

Потребность в инвестициях -$4,5 млрд.

К этому следует добавить проектирование и строительство предприятий по производству субстанций для обеспечения новых заводов по выпуску фасованной продукции и потребность в инвестициях возрастёт, как минимум, до $5,5 млрд.(130 млрд. рублей). Это без затрат на обустройство работников и их семей (140-160 тыс. человек).

Чтобы новые предприятия заработали, нужно подготовить 35-40 тысяч высококвалифицированных специалистов. Такая потребность в кадрах определена при условии, что их труд будет почти в восемь раз производительнее, чем на действующих предприятиях.

3.Масштабы предстоящего строительства новых предприятий и огромность инвестиций диктуют необходимость разработки «Схемы развития и размещения предприятий химико-фармацевтической промышленности на период до 2020 года».

Известно, что ошибки, либо недостатки в техническом оснащении производства влекут за собой серьёзные финансовые потери. Но эти ошибки в большинстве случаев поправимы. Иное дело ошибки в размещении предприятий.

Избежать их позволяют «схемы размещения», разработка которых всегда входила в область компетенции проектных организаций. Если даже допустить возможность хаотичного подхода к выбору пунктов нового строительства, то «привязку» предприятий невозможно выполнить без участия проектной организации.

Вот почему в составе межведомственной комиссии и в рабочей группе по разработке «стратегии» необходимо присутствие представителей проектирующих организаций.

К сожалению, в рассматриваемой нами «концепции» нет ни одного слова о проектировании и строительстве новых предприятий.

4.В рассматриваемой «концепции» присутствует вся атрибутика «стратегии»: наличествуют цели и задачи с указанием параметров их выполнения (прогнозируемые объёмы рынка, присутствие на рынке отечественных производителей и импортёров в процентном соотношении, удельный вес инновационных препаратов и т. д.), а также имеются программы (совокупность мероприятий).

Это вносит некоторую путаницу в восприятии документа: то ли это «концепция», то ли это уже «стратегия».

Если это «концепция» (некий замысел, намерение, способ понимания проблемы) с элементами стратегии её выполнения, то параметры («пункты назначения») «стратегии», на наш взгляд, должны быть обоснованы. Иначе возникают безответные вопросы: почему такая цифра, а не больше или меньше?

Так, например, один из ключевых прогнозируемых параметров «объём фармацевтического рынка» определён в размере $30млрд. Те, кто близко знаком с проблемами потребления лекарственной продукции в стране и за рубежом могут предположить, что разработчики «концепции» имели в виду выход России на фактически достигнутый среднеевропейский уровень потребления медикаментов и согласятся с предложенной цифрой.

Другие будут настаивать на «привязке» прогнозируемых объёмов насыщения рынка к росту доходов населения.

И тогда перспективная потребность в лекарственных средствах увеличится более чем в два раза. Минздравсоцразвития Р.Ф. должен предоставить научно-обоснованные объёмы и структуру потребления лекарственной продукции до 2020 года.

В результате появиться возможность проектировать развитие химико-фармацевтической промышленности на достаточно крепком фундаменте, а не на предположениях и догадках.

5.Цифры, приведенные в «концепции» показаны в долларовом исчислении. Это плохо смотрится и воспринимается. Нам представляется, что пора уже переходить на рублёвое исчисление. Мы не призываем к полному отказу, но просим (или советуем) чтобы долларовое исчисление показывалось бы наряду с рублёвым (а не наоборот или вовсе без).

6.И последнее. Сложившаяся практика выполнения работ на конкурсной основе, в принципе, демократична и вполне приемлема. Но только для работ, которые носят, в основном, разовый характер.

Иное дело работы, которые должны выполняться на постоянной, систематической основе.

Концепция долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2025 года (одобрена межведомственной комиссии по научно-инвестиционным вопросам протоколом от 27 декабря 2006 г. №3)., разработанная Министерством образования и науки Российской Федерации, содержит рекомендацию: «долгосрочный прогноз научно- технологического развития следует разрабатывать как систематически проводимую процедуру, встроенную в систему государственного управления».

Опираясь на это указание и сообразуясь со здравым смыслом, нужно создать специализированную отраслевую структуру, которая бы на постоянной основе занималась анализом и разработкой прогнозных сценариев развития промышленности, внося в них корректировки в свете меняющихся возможностей, тенденций мирового развития экономики, рисков и многих других факторов.

Зам. генерального директора

по научной работе

ОАО « ГипроНИИмедпром» В.М.Захарова

Кандидат экономических наук В.Л Шматов


84954244181

8499 2423140







База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница