Закон о краевой целевой программе развитие туризма



страница1/5
Дата02.05.2016
Размер0.82 Mb.
  1   2   3   4   5
14 ноября 2008 года N 332-ПК


ПЕРМСКИЙ КРАЙ
ЗАКОН
О КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА

В ПЕРМСКОМ КРАЕ (2008-2012 ГОДЫ)"
Принят

Законодательным Собранием

Пермского края

23 октября 2008 года


(с изм., внесенными Законом Пермского края

от 23.12.2008 N 374-ПК)


Статья 1. Утвердить краевую целевую программу "Развитие туризма в Пермском крае (2008-2012 годы)" (прилагается).
Статья 2. Объем финансирования краевой целевой программы "Развитие туризма в Пермском крае (2008-2012 годы)" определять ежегодно при формировании краевого бюджета отдельной строкой.
Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.
Губернатор

Пермского края

О.А.ЧИРКУНОВ

14.11.2008 N 332-ПК


Приложение

к Закону


Пермского края

от 14.11.2008 N 332-ПК


КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

"РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В ПЕРМСКОМ КРАЕ (2008-2012 ГОДЫ)"
I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование
Программы

Краевая целевая программа "Развитие туризма в Пермском
крае (2008-2012 годы)"

Основание
разработки
Программы

Постановление Законодательного Собрания Пермского края от
19.04.2007 N 166 "О концепции целевой программы "Развитие
туризма в Пермском крае (2008-2012 годы)"

Государственный
заказчик
Программы

Министерство развития торговли и предпринимательства
Пермского края

Основные
разработчики
Программы

Министерство развития торговли и предпринимательства
Пермского края, ООО "Агентство "Медиаинформ"

Руководитель
Программы

Министр развития торговли и предпринимательства Пермского
края

Исполнители
Программы

Министерство развития торговли и предпринимательства
Пермского края

Участники
Программы

Исполнительные органы государственной власти Пермского
края, органы местного самоуправления Пермского края,
образовательные и научные учреждения, государственные и
негосударственные организации, являющиеся субъектами
туристской деятельности

Цель и задачи
Программы

Цель:
создание благоприятных условий для полноценного развития
туризма как познавательного и оздоровительного вида
деятельности и как эффективной отрасли экономики в
Пермском крае.
Задачи:
1) создание благоприятных и стимулирующих условий для
развития туристской индустрии и туристской
инфраструктуры;
2) кадровое обеспечение туристской индустрии Пермского
края;
3) научно-исследовательское обеспечение туризма и
туристской индустрии;
4) содействие в привлечении инвестиций в туристскую
отрасль Пермского края и развитии предпринимательства в
сфере туризма;
5) формирование системы информационно-рекламного
обеспечения туристской отрасли;
6) создание эффективной системы координации туристской
сферы и управления туристской отраслью экономики

Общая стоимость
Программы

Общая стоимость Программы - 285,83 млн. рублей,
в том числе:
средства краевого бюджета - 129,54 млн. рублей,
внебюджетные источники - 156,29 млн. рублей.
Из них по годам:
2008 г. из средств краевого бюджета - 0,0 млн. рублей;
2009 г. из средств краевого бюджета - 40,83 млн. рублей;
2010 г. из средств краевого бюджета - 34,07 млн. рублей;
2011 г. из средств краевого бюджета - 28,07 млн. рублей;
2012 г. из средств краевого бюджета - 26,57 млн. руб.

Ожидаемые
конечные
результаты
реализации
Программы

- Рост туристского потока к 2012 году до 600 тыс. человек
в год;
- привлечение инвестиций на развитие индустрии туризма в
объеме 156,29 млн. рублей;
- увеличение коэффициента загрузки коллективных средств
размещения до 0,62;
- создание 1,8 тыс. новых рабочих мест во вновь
создаваемых и расширяющихся организациях туриндустрии;
- увеличение доли отрасли туризма в валовом региональном
продукте края до 4,3% (с учетом мультипликативного
эффекта)

Организация
контроля
реализации
Программы

Отчет о ходе исполнения и реализации Программы
представляется губернатору Пермского края,
Законодательному Собранию Пермского края, Контрольно-
счетной палате Пермского края.
Текущая и окончательная оценка эффективности реализации
Программы и ее отдельных мероприятий осуществляется на
основе статистики и мониторингов

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Краевая целевая программа "Развитие туризма в Пермском крае (2008-2012 годы)" (далее - Программа) направлена на развитие въездного и внутреннего туризма в Пермском крае и определяет механизмы государственной поддержки развития туристской индустрии в Пермском крае.
1. Понятия и термины, используемые в Программе
Туризм - временные выезды (путешествия) граждан Пермского края, Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания;

туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;

туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее - туроператор);

турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - турагент);

туризм внутренний - туризм в пределах территории Пермского края лиц, постоянно проживающих в Пермском крае;

туризм выездной - туризм лиц, постоянно проживающих в Пермском крае, за пределы Пермского края;

туризм въездной - туризм в пределах Пермского края лиц, не проживающих постоянно в Пермском крае;

туризм самодеятельный - туризм, организуемый туристами самостоятельно;

турист - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания;

туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил;

туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников;

туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и(или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.


2. Правовая основа для принятия Программы
Разработка Программы осуществлена на основе нормативных правовых актов, регламентирующих основные положения реализации государственной политики в сфере туристской деятельности, требования к применению программно-целевых методов решения поставленных задач с учетом образования с 1 января 2005 г. нового субъекта Российской Федерации - Пермского края.

Программа разработана в соответствии с Постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 19.04.2007 N 166 "О концепции целевой программы "Развитие туризма в Пермском крае (2008-2012 годы)".

Основополагающими документами при разработке Программы являлись:

Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации";

Закон Пермского края от 09.03.2006 N 2903-656 "О туризме и туристской деятельности";

Постановление Законодательного Собрания Пермской области от 17.02.2005 N 2086 "О концепции развития туризма в Пермской области на 2005-2010 годы";

Постановление Законодательного Собрания Пермского края от 19.04.2007 N 166 "О концепции целевой программы "Развитие туризма в Пермском крае (2008-2012 годы)";

Закон Пермской области от 05.02.2003 N 620-120 "Об областных целевых программах";

Указ губернатора Пермской области от 27.06.2003 N 122 "Об утверждении Порядка разработки и реализации областных целевых программ".
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ

ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


1. Анализ текущего состояния туристской отрасли

Пермского края


Современная туристская индустрия является одной из высокодоходных отраслей в мировой экономике. Темпы роста доходов от туризма значительно опережают рост дохода от большинства других отраслей экономики. Отрасль оказывает стимулирующее воздействие на торговлю, строительство, транспорт, промышленность и сельское хозяйство.

В настоящее время Пермский край имеет достаточно большой туристско-рекреационный потенциал для зимнего и летнего отдыха, что явилось основой для развития значительного числа видов туризма в Пермском крае.

Лечебный туризм традиционно является одной из главных форм туристско-рекреационной активности населения Пермского края. Имея давнюю историю становления, развитую специализированную инфраструктуру, он остается доступным широким массам населения лишь благодаря социальной поддержке.

Оздоровительный туризм и рекреация охватывают наиболее массовые потоки населения, которые слабо поддаются учету, так как зачастую не пользуются услугами специализированных рекреационных предприятий. Он принимает разнообразные конкретные формы: дачный отдых, пригородная рекреация и отдых в природной среде, сельский туризм.

Среди активных (спортивных) форм туризма наибольшую популярность на территории Пермского края получили водные маршруты на гребных и надувных судах - сплавы, горнолыжный спорт и спелеотуризм.

Познавательный туризм реализуется в крае в виде экскурсий по историческим местам, а также посещений специализированных учреждений (музеев, галерей) и объектов культовой архитектуры.

Главный паломнический центр Пермского края, значимость которого выходит далеко за пределы края, - монастырский комплекс на Белой горе.

Деловой туризм - сегодня один из самых важных мотивов посещения Пермского края. Более 40% въездного туристского потока в Пермский край - это туристы, прибывшие с деловыми целями. Среди его видов выделяются бизнес-поездки (командировки) и конгрессно-выставочный туризм - проводимые в Пермском крае мероприятия делового характера (конгрессы, форумы, конференции, симпозиумы, ассамблеи, съезды, семинары, круглые столы, экономические встречи, выставки и ярмарки).

Стимулом событийного туризма выступают многочисленные культурные, спортивные и прочие зрелищные мероприятия, проводимые в крае.

Анализ показал, что среди всех видов туристических поездок наиболее востребованными в Пермском крае в 2006 году были деловые, профессиональные поездки - 41,9% от общей численности туристов (или 168,7 тыс. человек), а также поездки, совершенные с целью лечения и профилактики, - 31,3% от общей численности (или 125,8 тыс. человек) (таблица 1).


Таблица 1 - Распределение численности туристов Пермского края по целям посещения в 2006 году


Цели посещения

Иностранные
граждане

Граждане
России




тыс.
человек

%

тыс.
человек

%

Деловые цели

7,7

1,9

161

40

Лечение и профилактика

0

0

125,8

31,3

Отдых

0,433

0,11

88

21,9

Прочее

1

0,25

18

4,5

Паломничество

0,006

0,0015

0,009

0,002

Однако несмотря на достаточный туристский потенциал, Пермский край занимает далеко не ведущее положение на туристском рынке России.

Доля туристской отрасли в валовом региональном продукте Пермского края в 2006 г. вместе с доходами от смежных отраслей составила 1,988%. По данным Пермьстата, в 2006 г. туристский поток на территории Пермского края составил 427 тыс. человек, что на 4% больше по сравнению с 2005 г.

Практически не предлагаются такие турпродукты, как спортивная охота и рыбалка, спелеотуризм, экологический и горно-пешеходный туризм. Слабо развит паломнический туризм.

Поступления доходов в краевой бюджет от туристской деятельности крайне незначительны. В 2005 г. обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды составили 7615,2 тыс. рублей, или 0,24% от консолидированного бюджета края.

Число туристских фирм, зарегистрированных в Пермском крае, составило в 2006 г. 91 фирму (более чем в 4 раза больше, чем в 2000 г.).


Таблица 2 - Динамика количества туристских фирм, зарегистрированных на территории Пермского края


Годы

2000 год

2002 год

2004 год

2005 год

2006 год

Количество фирм

22

27

57

88

91

Из всех функционирующих на территории Пермского края туристских организаций 19 входят в состав Российского союза туриндустрии. Почти все туристские фирмы (98,9%) имеют частную форму собственности, в основном - индивидуальные предприниматели.

Общее число туристов (въездной, выездной и внутренний туризм), воспользовавшихся услугами туристских фирм, составило 589,2 тыс. человек, экскурсантов - 793 тыс. человек, в том числе въездной поток составил 58,1 тыс. человек (или 10%).

Для Пермского края, как и для Российской Федерации в целом, характерно преобладание выездного туризма над въездным.

В 2006 г. среди всех туристов, которые были обслужены пермскими турфирмами, в путешествие по России были отправлены 38,2 тыс. человек (данный показатель на 10,4 тыс. человек превышает число выехавших на отдых за границу). По сравнению с 2005 г. численность туристов, отправленных в туры по России, увеличилась на 3,6 тыс. человек. Наибольшее число туристов (20 тыс. человек) отдыхали в Пермском крае, 5,2 тыс. человек - в Астраханской области, 4,6 тыс. человек - в Краснодарском крае, 2,2 тыс. человек - в Республике Татарстан.

По сравнению с 2005 г. (12,7 тыс. человек) количество жителей Пермского края, отдыхающих на территории Пермского края в 2006 г. (20 тыс. человек), возросло в 1,5 раза.

Туристы, прибывающие в Пермский край, делятся на категории прибывающих из России, из других государств бывшего СНГ и зарубежных стран. На основе информации о количестве ночевок в Пермском крае (таблица 3) можно определить среднюю продолжительность пребывания: 8,6 дня в 2006 г. по сравнению с 7,5 дня в 2005 г.
Таблица 3 - Динамика численности размещенных лиц на территории Пермского края


Показатели

2005 г.

2006 г.

Число ночевок - всего, тыс. единиц

3080

3696,6

в том числе граждан:







России

3052

3652

из них детей

841

804

государств - участников СНГ

7,5

5

стран вне СНГ

20,5

38,9

Число ночевок иностранных граждан

28,0

44,0

Численность размещенных лиц - всего, тыс. человек

409,5

427,2

Средняя продолжительность пребывания, дни

7,5

8,6

Одним из основных факторов, влияющих на уровень развития туризма в Пермском крае, является развитость туристской инфраструктуры, включающей в себя как объекты, предназначенные только для обслуживания туристов (средства размещения, питания), так и обеспечивающую и поддерживающую инфраструктуру края (дорожная сеть, информационные учреждения и т.д.).

Пермский край занимает только пятое место среди регионов Приволжского Федерального округа по количеству средств размещения туристов. По данным за 2006 г., в Пермском крае функционирует 165 коллективных средств размещения (далее - КСР) туристов.

Анализируя изменения состояния КСР в Пермском крае с 2004 по 2006 г., нужно отметить увеличение числа КСР со 137 в 2004 г. до 165 в 2006 г. (на 20%). Также увеличилось число гостиничных номеров - с 7 тыс. ед. до 8,3 тыс. ед. (на 18,5%). Число мест в месяц максимального развертывания в 2004 г. составляло 16 тыс., в 2006 г. - 19,5 тыс. мест. Однако коэффициент использования наличных мест в КСР всех типов с 2004 г. практически не изменился (0,47 в 2004 г. и 0,52 в 2006 г.), что свидетельствует о росте туристского потока в Пермском крае.


Таблица 4 - Распределение коллективных средств размещения по типам в Пермском крае


Наименование средства размещения

Количество,
ед.

Структура,
%

Гостиницы

62

37,6

Санаторий-профилакторий

43

26,1

Прочие КСР спецназначения

25

15,2

Общежития для приезжающих

10

6,1

Детский санаторий

8

4,8

Санаторий для взрослых, пансионат
с лечением

7

4,2

Другие организации

6

3,6

Меблированные комнаты

4

2,4

По количеству предприятий, оказывающих ресторанные и гостиничные услуги, Пермский край уступает основным регионам Приволжского федерального округа:

Пермский край - 699 единиц;

Республика Башкортостан - 969 единиц;

Нижегородская область - 1101 единица;

Республика Татарстан - 1370 единиц.

В крае отсутствует инфраструктурное обеспечение туристской отрасли, нет сети учреждений общественного питания, придорожной инфраструктуры.

В части транспортного обеспечения Пермский край находится на пересечении речных, железнодорожных, автомобильных, авиационных дорог, а также располагает международным аэропортом, что создает возможности для посещения края туристами как из России, так и других стран мира.

Основой инфраструктуры автомобильного транспорта является протяженная автодорожная сеть. По территории края проходит федеральная автодорога Казань - Пермь - Екатеринбург. В настоящее время край имеет автодорожные выходы в Удмуртию, Башкортостан, Кировскую и Свердловскую области.

Территорию Пермского края пересекают две железнодорожные магистрали трансконтинентального значения: Москва - Ярославль - Киров - Пермь - Екатеринбург - Курган - Омск - Владивосток и Москва - Казань - Екатеринбург - Курган - Омск.

  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница