Задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку 9 класс задание №1



Скачать 110.54 Kb.
Дата03.05.2016
Размер110.54 Kb.


Задания муниципального этапа

Всероссийской олимпиады школьников

по русскому языку

9 КЛАСС

Задание № 1

Дайте определение фонетической транскрипции. Как называется знак (’), используемый в фонетической транскрипции слов, например: [м’ал’и], [д’эрск’ий]? Каковы функции этого знака? Когда данный знак в фонетической транскрипции не используется?


Задание № 2

Объясните связь разговорного высказывания Корову через ять пишет с древнерусской кириллицей. Раскройте смысл этого высказывания. Почему оно имеет шутливую окраску?


Задание № 3

Прочитайте высказывание И. Андроникова:

Я пошёл на колхозный базар и стал предъявлять местным жителям фотографию с лермонтовского рисунка. Очень скоро я достиг значительных результатов: превратил базар в настоящий базар.

Как называется используемый автором приём? На чём этот приём основан? Объясните смысл высказывания. Раскройте эстетическую функцию данного приёма.


Задание № 4

Объясните значение каждого фразеологизма. Определите, какой фразеологизм построен по модели двусоставного неполного предложения, свой ответ аргументируйте:

1. Бьюсь об заклад.

2. Сошёл с ума.

3. Андроны едут.

4. Бросает в жар.


Задание № 5

Прочитайте предложения:

1. Некоторые своими собственными глазами видели, как небрежно обращаются с инструментами молодые рабочие.

2. Школьная газета регулярно и систематически освещает вопросы ученического самоуправления.

3. План работы строительного отряда был продуман до мельчайших подробностей.

4. Я лично хотел бы заниматься изучением современной художественной литературы.

Какая речевая ошибка допущена в данных предложениях? Исправьте эту речевую ошибку в каждом предложении.
Задание № 6

Прочитайте слова:

Колбасник, ягодник, телятник, соусник, сапожник, осинник, коровник, салатник.

Определите, что общего у данных слов с точки зрения их морфемного состава и образования. Чем эти слова различаются (помимо лексического значения)? Распределите их по группам и объясните, на каком основании вы осуществили группировку.


Задание № 7

Определите частеречную принадлежность и синтаксическую функцию выделенных слов:

1. Мне грустно голос ваш звучал. (Я.П. Полонский)

2. Радушного нельзя не помнить слова мне твоего, когда звучат сурово твои слова. (К.К. Павлова)

3. Только горько видеть жизни край. (С.А. Есенин)

4. И потому так горько речи льются. (С.А. Есенин)

5. Нищету твою видеть больно и берёзам, и тополям. (С.А. Есенин)

6. В тебе надежды наши не сбылись, и на душе с того больней и горше, что у отца была напрасной мысль, чтоб за стихи ты денег брал побольше. (С.А. Есенин)


Задание № 8

Определите, союзом или союзным словом является что в каждом из предложений. Докажите свою точку зрения: приведите хотя бы один приём разграничения подчинительных союзов и союзных слов. В каждом сложноподчинённом предложении определите вид придаточного:

1. Но мнилось, что в розовый вечера час

Та степь повторяла мне памятный глас. (М.Ю. Лермонтов)

2. Я не слыхала звонов тех,

Что плавали в лазури чистой. (А.А. Ахматова)

3. Изведал враг в тот день немало,



Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой! (М.Ю. Лермонтов)

4. Прости, что я жила, скорбя,

И солнцу радовалась мало. (А.А. Ахматова)


Задание № 9

В «Российской грамматике», в «наставлениях» по морфологии, М.В. Ломоносов выделил 8 частей речи и указал их основные функции. Назовите эти части речи по данным им характеристикам:

1. Для называния вещей –

2. Для сокращения наименований –

3. Для названия деяний –

4. Для сокращения соединением имени и глагола в одно речение –

5. Для краткого изображения обстоятельств –

6. Для показания принадлежности обстоятельств к вещам и деяниям –

7. Для изображения взаимности наших понятий –

8. Для краткого изъявления движения духа –


Задание № 10

Прочитайте древнерусский текст и переведите его на русский язык:

В дому своемь не лЂнитеся, но все видите; не зрите на тивуна, ни на отрока, да не посмЂются приходящии к вам ни дому вашему, ни обЂду вашему. На войну вышедъ, не лЂнитеся, не зрите на воеводы; ни питью, ни Ђденью не лагодите, ни спанью; и сторожЂ сами наряживайте, и ночь, отовсюду нарядивше около вои тоже лязите, а рано встанЂте; а оружья не снимайте с себе вборзЂ, не розглядавше лЂнощами, внезапу бо человЂкъ погыбаеть. ЛжЂ блюдися и пьяньства и блуда, в томъ бо душа погыбаеть и тЂло.

Выполните следующие здания:

1. Выделите исторический корень в слове лагодите, определите исконное значение корня, подберите 2 слова современного русского языка с данным корнем и объясните их значения.

2. Выделите корень в слове вборзЂ, определите исконное значение корня, подберите 2 слова современного русского языка с данным корнем и объясните их значения.

3. Выделите исторический корень и приставку в слове наряживайте. Определите исконное значение корня. Назовите однокоренное слово современного русского языка с этой же приставкой и объясните его значение.


Задания муниципального этапа

Всероссийской олимпиады школьников

по русскому языку

10 КЛАСС

Задание № 1

Ошибки в написании слов типа театор, октябырь довольно частотны, особенно в начальной школе. Какова природа этих ошибок? Каков механизм их возникновения? Почему они возникают?


Задание № 2

Объясните связь просторечного высказывания Смотреть фертом с древнерусской кириллицей. Объясните смысл этого высказывания. О каком человеке так говорят?


Задание № 3

Прочитайте высказывание Д. Лихачёва:

Страна начала ездить по стране. За последние пять лет передвижение частных граждан увеличилось в несколько раз.

Как называется используемый автором приём? На чём этот приём основан? Объясните смысл высказывания. Раскройте эстетическую функцию данного приёма.


Задание № 4

Объясните значение каждого фразеологизма. Выпишите старославянский фразеологизм, укажите приметы его старославянского происхождения:

1. Без году неделя.

2. Козёл отпущения.

3. Городить чушь.

4. Берёзовая каша.


Задание № 5

Прочитайте предложения:

1. В основании романа лежит история типичной дворянской семьи.

2. Журнал широко представляет свои страницы начинающим поэтам.

3. Базаров пускается в пространственные рассуждения о трудностях крестьянской жизни.

4. После первой же встречи они невзлюбили друг друга и их отношения стали холодными и вражескими.

Какая речевая ошибка допущена в данных предложениях? Исправьте эту речевую ошибку в каждом предложении.
Задание № 6

Выделите в слове разбойничать морфемы. Определите, от какого слова оно образовано, и докажите свою точку зрения. Укажите способ словообразования.


Задание № 7

Определите частеречную принадлежность и синтаксическую функцию выделенных слов:

1. Хорошо бы, на стог улыбаясь, мордой месяца сено жевать. (С.А. Есенин)

2. Грустно стучали дни, словно дождь по железу. (С.А. Есенин)

3. Я вас знавал тому давно, мне, право, стыдно и грешно, что я тогда вас не заметил. (И.С. Тургенев)

4. Нищету твою видеть больно и берёзам, и тополям. (С.А. Есенин)

5. Люби его радостно телом, а сердцем люби его больно. (М.А. Волошин)
Задание № 8

Определите, союзами или союзными словами являются как и где в приведённых предложениях. Докажите свою точку зрения: приведите хотя бы один приём разграничения подчинительных союзов и союзных слов. В каждом сложноподчинённом предложении определите вид придаточного:

1. Смотрел, как горцы мчатся к бою

Иль скачут смело над рекою. (М.Ю. Лермонтов)

2. Ты помнишь ли, как мы с тобою

Прощались позднею порою? (М.Ю. Лермонтов)

3. Пойду в скуфье смиренным иноком

Иль белобрысым босяком

Туда, где льётся по равнинам

Берёзовое молоко. (С.А. Есенин)

4. Люблю я звёздную России снежной сказку

И лес, где лик берёз – венчальный лик невест. (К.Д. Бальмонт).


Задание № 9

В «Российской грамматике», в «наставлениях» по орфографии, М.В. Ломоносов следующим образом определил назначение правописания: «В правописании наблюдать надлежит: 1) чтобы оно служило к удобному чтению; 2) чтобы не отходило далече от главных Российских диалектов, которых суть три: Московский, Северный, Украинский; 3) чтобы не удалялось много от чистого выговору; 4) чтобы не закрылись совсем следы произвождения и сложения речений».

Раскройте смысл первой функции орфографии – служить «к удобному чтению». Как вторая функция правописания связана с первой? Объясните на основе второй цели – не отходить «далече от главных Российских диалектов» – важнейшее предназначение орфографии. К выделению каких принципов русской орфографии, действующих в современном русском правописании, приближается М.В. Ломоносов, указывая два последних «требования»? В чём суть этих принципов?
Задание № 10

Прочитайте древнерусский текст и переведите его на русский язык:

В дому своемь не лЂнитеся, но все видите; не зрите на тивуна, ни на отрока, да не посмЂются приходящии к вам ни дому вашему, ни обЂду вашему. На войну вышедъ, не лЂнитеся, не зрите на воеводы; ни питью, ни Ђденью не лагодите, ни спанью; и сторожЂ сами наряживайте, и ночь, отовсюду нарядивше около вои тоже лязите, а рано встанЂте; а оружья не снимайте с себе вборзЂ, не розглядавше лЂнощами, внезапу бо человЂкъ погыбаеть. ЛжЂ блюдися и пьяньства и блуда, в томъ бо душа погыбаеть и тЂло.

Выполните следующие здания:

1. Выделите исторический корень в слове лагодите, определите исконное значение корня, подберите 2 слова современного русского языка с данным корнем и объясните их значения.

2. Выделите корень в слове вборзЂ, определите исконное значение корня, подберите 2 слова современного русского языка с данным корнем и объясните их значения.

3. Выделите исторический корень и приставку в слове наряживайте. Определите исконное значение корня. Назовите однокоренное слово современного русского языка с этой же приставкой и объясните его значение.

Задания муниципального этапа

Всероссийской олимпиады школьников

по русскому языку

11 КЛАСС

Задание № 1

Выполните фонетическую транскрипцию слова что. Чем обусловливается такое произнесение данного слова? Как называется фонетический процесс, наблюдаемый при произнесении этого слова? В чём суть данного фонетического процесса? Почему он происходит?


Задание № 2

Назовите все буквы древнерусской кириллицы, соответствующие современным русским буквам е, з, и, о, ф, я.


Задание № 3

Прочитайте фрагмент из произведения Н. Гоголя «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка» («Вечера на хуторе близ Диканьки»; подзаголовок «Повести, изданные пасичником Рудым Паньком»):

С этой историей случилась история: нам рассказывал её приезжавший из Гадяча Степан Иванович Курочка. Нужно вам знать, что память у меня, невозможно сказать, что за дрянь: хоть говори, хоть не говори, всё одно. То же самое, что в решето воду лей. Зная за собою такой грех, нарочно просил его списать её в тетрадку. Положил я её в маленький столик <…>. Старуха моя, с которой живу уже лет тридцать вместе, грамоте сроду не училась; нечего и греха таить. Вот замечаю я, что она пирожки печёт на какой-то бумаге. <…> Как будто сердце у меня знало, прихожу к столику – тетрадки и половины нет!

Как называется приём, используемый автором в первом предложении? На чём этот приём основан? Объясните смысл высказывания. Раскройте эстетическую функцию данного приёма.


Задание № 4

Объясните значение каждого фразеологизма. Выпишите старославянские фразеологизмы, укажите приметы их старославянского происхождения:

1. Сапоги всмятку.

2. По образу и подобию.

3. Помирать со смеху.

4. Нищий духом.


Задание № 5

Прочитайте предложения:

1. В письменных работах абитуриентов допускаются однотипные ошибки.

2. Многие специалисты просмотрели неясные места в найденной рукописи.

3. Из-за рассеянности шахматист не раз на турнирах терял очки.

4. Результаты двух экспериментов были отличные.

Какая речевая ошибка допущена в данных предложениях? Исправьте эту речевую ошибку в каждом предложении.
Задание № 6

Выделите в слове обескрылить морфемы. Определите, от какого слова оно образовано, и докажите свою точку зрения. Укажите способ словообразования.


Задание № 7

Определите частеречную принадлежность и синтаксическую функцию выделенных слов:

1. Уж видно: чем любовь сильнее, тем за неё страшнее нам. (С.П. Щипачёв)

2. Но ужасно вспоминать лукавый сон. (А.И. Полежаев)

3. Нищету твою видеть больно и берёзам, и тополям. (С.А. Есенин)

4. Люби его радостно телом, а сердцем люби его больно. (М.А. Волошин)

5. Я ночью спокойней и строже, и радостно мне потому, что ты в этих блёстках похожа на русскую зиму-зиму. (Я.В. Смеляков)
Задание № 8

Определите, союзом или союзным словом является когда в каждом из предложений. Докажите свою точку зрения: приведите хотя бы один приём разграничения подчинительных союзов и союзных слов. В каждом сложноподчинённом предложении определите вид придаточного:

1. Ещё люблю я чёрную пантеру,

Когда она глядит перед собой

В какую-то внежизненную сферу,

Как страшный сфинкс в пустыне голубой. (К.Д. Бальмонт)

2. Я расскажу о чуде старых дней,



Когда, опустошая нивы, долы,

Врываясь в сёла шайками теней,

Терзали нас бесчинные монголы. (К.Д. Бальмонт)

3. Когда сквозь иней на окне

Не видно света Божья,

Безвыходность тоски вдвойне

С пустыней моря схожа. (Б.Л. Пастернак)

4. И в День Победы, нежный и туманный,



Когда заря, как зарево, красна,

Вдовою у могилы безымянной

Хлопочет запоздалая весна. (А.А. Ахматова)
Задание № 9

В «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке» М.В. Ломоносов выделил в словарном составе современного ему русского языка три группы «речений» (слов): 1) слова, «которые у древних славян и ныне у россиян общеупотребительны» (бог, слава, рука); 2) церковнославянизмы, которые малоупотребительны в живой речи, «в разговорах» (отверзаю, взываю); 3) собственно русские слова, которых «нет в остатках славянского языка, т.е. в церковных книгах» (говорю, ручей, пока, лишь).

Из слов каких групп, по мнению М.В. Ломоносова, формируются три разграниченные им «штиля» (стиля) речи: высокий, средний и низкий?

Высокий –

Средний –

Низкий –


Задание № 10

Прочитайте древнерусский текст и переведите его на русский язык:

В дому своемь не лЂнитеся, но все видите; не зрите на тивуна, ни на отрока, да не посмЂются приходящии к вам ни дому вашему, ни обЂду вашему. На войну вышедъ, не лЂнитеся, не зрите на воеводы; ни питью, ни Ђденью не лагодите, ни спанью; и сторожЂ сами наряживайте, и ночь, отовсюду нарядивше около вои тоже лязите, а рано встанЂте; а оружья не снимайте с себе вборзЂ, не розглядавше лЂнощами, внезапу бо человЂкъ погыбаеть. ЛжЂ блюдися и пьяньства и блуда, в томъ бо душа погыбаеть и тЂло.

Выполните следующие здания:

1. Выделите исторический корень в слове лагодите, определите исконное значение корня, подберите 2 слова современного русского языка с данным корнем и объясните их значения.

2. Выделите корень в слове вборзЂ, определите исконное значение корня, подберите 2 слова современного русского языка с данным корнем и объясните их значения.



3. Выделите исторический корень и приставку в слове наряживайте. Определите исконное значение корня. Назовите однокоренное слово современного русского языка с этой же приставкой и объясните его значение.




База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница