Задача педагогов начальной школы обеспечить успешность социализации младших школьников, что очень важно для вступления их впоследствии во взрослую жизнь



страница1/4
Дата02.05.2016
Размер0.76 Mb.
  1   2   3   4




Автор-составитель Шомахова Людмила Львовна
Предлагаемые разработки уроков и внеклассных мероприятий по учебным предметам в 1-4 классах составленны с учетом новых подходов, образовательных целей и различных программ обучения.

Пособие предназначено учителям начальных классов.

Текст книги написан на двух языках (русском и кабардинском).

Пособие поможет учителю успешно реализовать как федеральный, так и региональный компоненты базисного учебного плана.



Рецензенты: Керженцева Анна Владимировна

Кулимова Римма Хусеновна доцент кафедры начального общего образования.

В в е д е н и е
Младший школьный возраст – важнейший этап в развитии личности, период социализации ребенка, время установления отношений с ведущими сферами бытия – миром людей, миром природы и собственным внутренним миром.

Предметы, изучаемые в начальных классах, несут в себе большой образовательно-воспитательный потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, развиваются их познавательные интересы и способности; складываются отношения их с миром людей и собственным внутренним миром.

Задача педагогов начальной школы – обеспечить успешность социализации младших школьников, что очень важно для вступления их впоследствии во взрослую жизнь.

В данном пособии собран богатый материал, позволяющий превратить уроки и внеклассные мероприятия в интересные и полезные приключения.

Предложенные нетрадиционные формы работы (уроки КВН, уроки-игры, уроки-путешествия, внеклассные мероприятия в форме турниров, праздников, учебно-познавательных игр, интеллектуальных марафонов) способствуют успешному усвоению младшими школьниками знаний.

В содержании уроков и внеклассных мероприятиях учтены основные образовательно-воспитательные цели, возрастные особенности учащихся их способности опираться на личный уровень подготовки.

Содержание уроков и внеклассных мероприятий может быть использовано учителем в качестве дополнительного материала для индивидуальных занятий с учащимися, во внеклассной работе.

В книге читатели найдут практические ответы на такие актуальные вопросы современного образования в России, как: «Как обеспечить преодоление негативных сторон трансляционного метода обучения?», «Какими путями следует снизить здоровьезатратный характер образования?», «Каковы пути применения современных инновационных образовательно-воспитательных технологий на уроках и во внеклассной работе?».



С о д е р ж а н и е

1. «Где живут белые медведи и слоны?» (интегрированный урок с использованием сети Интернет в 1-ом классе).

2. «Смысл сложения. Выражение. Равенство» (урок математики в 1-ом классе).

3. «Математика вокруг нас» (утренник во 2-ом классе).

4. «Экологическая безопасность» (интегрированный урок по окружающему миру во 2-ом классе).

5. «Родовые окончания имен прилагательных» (урок русского языка в 3-м классе).

6. «Имя существительное и имя прилагательное» (урок – КВН по русскому языку в 4-ом классе с ипользованием компьютерной техники).

7. «Дэ доджэгу нарт л1ыхъужьхэу» (внеклассное мероприятие по кабардинской литературе в 3-х, 4-х классах).

8. «Адыгэ 1уэры1уатэ» (внеклассное мероприятие по кабардинскому фольклору).

9. «Нэхъыжьым хуэфащэщ пщ1э лей» (воспитательное мероприятие во 2- 4 классах).

10. «Маф1ащхьэтыхь» (праздник, посвященный дню весеннего равноденствия во 2-4 классах).

Урок окружающего мира в 1-м классе

Тема урока:

«Где живут белые медведи и слоны?»

Цели урока:

1. Повторить и закрепить изученное на предыдущих уроках.

2. Формировать у детей представление о разнообразии природы Земли.

3. Познакомить детей с холодными и теплыми районами Земли, а также с животным миром этих районов.

4. Научить детей умению сравнивать предметы (определять их сходства и различия).

5. Научить младших школьников умению отвечать на вопросы в устной форме (с элементарным обоснованием правильности своих ответов).

6. Дать детям представление о таких понятиях, как экватор, Северный полюс, Южный полюс.

Оборудование:

- глобус.

- рисунки животных Северного Ледовитого океана, Антарктиды, саванны и тропического леса или картины с изображением этих природных зон.

- шаблоны животных для аппликации.

- «Цветик-семицветик».

- карточки с и (у каждого ученика).

- видеомагнитафон.

- рабочие тетради.

- картинка с изображением Антарктиды, и др.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок, На уроках не скучаем:

Начинается урок. Пишем, думаем, считаем.

Будем все внимательны, Очередь пришла играть,

И еще старательны. Ответы будем выбирать.
II. Повторение пройденного.

Ребята, урок начнем с повторения пройденного. И проведем его в виде игры. «Да – нет». Сейчас я буду читать вам предложения (вопросы). Если вы согласны с этими предложениями, берете карточку с , а если нет, карточку с - ком. (Ответы должны быть с пояснениями).



Вопросы:

1. Столица Кабардино-Балкарской Республики - г.Нальчик.



(Да. Столица КБР г. Нальчик, а столица нашей большой Родины России г.Москва).

2. Солнце движется вокруг Земли.



(Нет. Земля постоянно движется вокруг Солнца. Да еще сама вращается наподобие детского волчка).

3. Электричество вырабатывается на электростанциях.



(Да. Электричество вырабатывается на электростанциях и приходит в наш дом по проводам. Люди научились создавать электри- чество в батарейках.)

4. Снег хрупкий, бесцветный, прозрачный.



(Нет. Снег рыхлый, белый, непрозрачный, а лед хрупкий, бесцветный, прозрачный).

5. В прошлом вы были взрослыми.



(Нет. В прошлом мы были малышами, а взрослыми мы будем в будущем).

6. Мед делают пчелы.



(Да. Пчелы готовят мед из сладкого сока – нектара, который собирают на цветках).

7. Понедельник, вторник, среда – это месяцы.



(Нет. Понедельник, вторник, среда – это дни недели.)

8.Зима, весна, лето, осень – это дни недели.



(Нет. Это времена года).

9. Шоколад растет на дереве.



(Нет. В жарких странах выращивают шоколадные деревья, или деревья какао. Семена этих деревьев называют какао-бобы. Из них получают порошок какао. На кондитерской фабрике, смешивая порошок с сахаром и молоком, делают шоколад.)

10. Все птицы умеют летать.



(Нет. Не все птицы летают. Страусы не умеют летать и крылья им служат для украшения. У них длинные и очень сильные ноги, на которых они бегают также быстро, как лошади. Пингвины тоже не летают. Это морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают.)

11. Телефон газовой службы – «01».



(Нет. Телефон газовой службы «04». «01» - это телефон пожарной службы.)

12. Компьютер – это игрушка.



(Нет. Компьютер – это машина. Она хранит информацию, помогает учиться, может играть с тобой, проигрывает музыку, может посылать электронные письма).

13. Растениям для жизни необходима только вода.



(Нет. Растениям для жизни необходимы вода, воздух, свет и тепло).

(Дети переворачивают карточки и получаются слова «Учимся играя»).



III. Работа над новой темой:

А сейчас, ребята, мы перейдем к изучению новой темы: «Где живут белые медведи и слоны?» А поможет нам узнать об этом «Цветик-семицветик». Кто-то из вас отрывает лепесток и произносит волшебные слова:

Лети-лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.



Все: Лишь коснешься ты земли,

Быть по-нашему вели!



(Ученики встают, кружатся с закрытыми глазами, садятся.)

Где же мы, ребята? Кругом снег, лед, здесь очень холодно. (На севере.)

Нам нужно срочно вооружиться всем необходимым. Посмотрите задание №1 на странице 31 в рабочей тетради и обведите синим карандашом то, что понадобится в путешествии.

На Земле есть очень холодный район. И мы очутились там – это Северный Ледовитый океан. Большая его часть постоянно покрыта льдом и снегом.

(Показать на глобусе и на карте).

В этом районе Земли расположен Северный полюс (показать на глобусе).

Ребята, посмотрите на стр. 72 учебника, кто нас встречает?

(Ученики читают названия животных: белый медведь, поморник, морж, тюлень).



(Демонстрирую короткий видеофильм о жизни белых медведей).

Итак, ребята, мы узнали, что белые медведи живут на Северном полюсе. На Земле есть два полюса: Северный и Южный (показать на глобусе полюса).

Район Земли, где расположен Южный полюс, называется Антарктидой. Ребята, как вы думаете, надо ли будет снимать теплую одежду, если мы окажемся на Южном полюсе в Антарктиде? (Нет. Потому что там тоже холодно).

Антарктида – участок суши, покрытый толстым слоем льда.

А сейчас «цветик-семицветик» поможет нам оказаться в Антарктиде. (Снова читают стихи, отрывают лепесток и учитель произносит желание).

Вели, чтобы наш класс оказался на Южном полюсе.

(Вывесить картинку с изображением природы Антарктиды).

Мы оказались в Антарктиде. (Какие животные здесь обитают?) стр.73). (Рассказывают о пингвинах).

- Мудрая черепаха приготовила для вас очень интересный вопрос: «Охотятся ли белые медведи на пингвинов?»

Мы побывали в самых холодных районах земли, теперь мы отправимся в те районы Земли, где круглый год тепло, где живут слоны.

Какая одежда будет в этих районах?

Вновь «Цветик-семицветик».

(На среднюю часть доски вывешиваю картину с животным миром саванны и тропического леса).

(Показываю на глобусе экватор).

Земля делится этой линией – экватором на две части – Северное и Южное полушарии. По обе стороны от экватора и находятся жаркие страны.

(Продемонстрировать видеофрагмент о жизни в этих районах Земли).

Класс делится на две группы: (отправляется в путешествие)

1 группа в саванну;

2 группа – в тропические леса.

Свой рассказ – отчет о путешествии строят по плану (План записан на карточку и дается каждой группе)

1. В каких районах побывали?

2. Какая была погода?

3. Каких животных встретили?



IV. Практическая работа (Две группы выполняют аппликации «Кто живет в теплых районах Земли?», «Кто живет в холодных районах Земли?».)

V. Работа по рабочей тетради. Остальные ученики выполняют задание № 2 в рабочей тетради на странице 31. Они находят отличия на рисунках; задание №3 «Сколько животных спряталось в лесу? Назови их.»)

VI. Закрепление изученного материала.

Ребята, наше путешествие завершилось. Нам нужно вернуться в класс. («Цветик-семицветик»)



Заполнение схемы с помощью детей.



Вопросы:

1. Какие районы есть на Земле?

2. О каких холодных районах Земли мы узнали?

3. Чем похожи эти районы?

4. В каких районах Земли круглый год жарко?

5. Где живут белые медведи?

6. А где живут слоны?
VII. Подведение итогов урока.
Урок математики в 1-ом классе.

Тема: Смысл сложения. Выражение. Равенство

Цели:

1) Разъяснить детям смысл действия сложения;

2) Познакомить младших школьников с терминологией, которая употребляется в математике при сложении (выражение, сумма, слагаемые, значение суммы, равенство) на основе взаимосвязей сложения натуральных чисел с операцией объединения попарно непересекающихся конечных множеств, легко интерпретируется на действиях с предметами;

3) Развить логическое умение детей анализировать, синтезировать, сравнивать и обобщать;

4) Способствовать воспитанию у младших школьников бережного отношения к дарам природы.
Оборудование:

- таблички со словами: выражение, сумма, слагаемые, значение суммы, равенства;

- кодоскоп с заданиями на пленке, таблица «Грибы», счетный материал (белки и грибы (30 шт.);

- наборное полотно, калькуляторы, корзинки, кондитерские грибы;

- на ватмане рисунок Старичка – моховичка;

- схема объединения множеств.


Ход урока

I. Оргмомент.

Прозвенел, друзья, звонок.

Начинается урок.

II. Устный счет.

Отдохнуть вы все успели?

А теперь вперед - за дело.

Математика нас ждет,

Начинаем устный счет.

Приглашаю вас, друзья,

По грибы сегодня я.

Очень хочется узнать,

Кто их может собирать

И, конечно, различать.

А в лесу нас с вами ждет

Старичок - моховичок.

Приготовил он заданья.

На смекалку и на знанья.

1. По тропинке вместе с нами

Идут числа в два ряда.

Старичок желает знать,

Где здесь натуральный ряд.

(на пленке 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9...

кодоскопа:9, 8. 7, 6. 5. 4. 3. 2, 1)

- Почему этот ряд № ? Что обозначают точки...?

- Сравните эти ряды, что вы заметили?

(в 1-ом ряду числа расположены в порядке возрастания, в 2-ом ряду - в порядке убывания)

2. Коля с мамой в лес ходил,

Там грибы он находил,

А когда домой пришел,

Все грибы сложил на стол.

Тут сестренка его Оля,

Принялась считать их вскоре.

Помогите, дети, Оле

Сосчитать грибы у Коли.

( счет до 10 в прямом и обратном порядке)

-Назову я вам число,

Всем известное оно.

Попрошу вас не зевать

«Соседей» у числа назвать.

У 4 ? 7 ? 9 ?

3. Белочки грибы сушили,

Ну, а посчитать забыли.

Кто ответит быстро, детки,

Хватит ли грибов всем белкам?

(на наборном полотне 6 белок и 7 грибов) (Хватит)

Как узнали, объясните? (установили соответствие)

Свое мнение докажите, (у доски показывают). Как сделать поровну?

Калькуляторы возьмите,

Число цифрой покажите.

Сколько белок? (6)

А грибов? (7)

Белок 6, а грибов 7,

Какой вывод ясен всем (6<7, а 7>6)

4. Вот на солнечной полянке

Повстречались нам грибы.

Поразмыслите, ребятки,

Что за группы здесь даны?

(1 группа - съедобные и несъедобные

2 группа - большие и маленькие

3 группа - по 2 грибка и по одному)

- Каких грибов больше больших или маленьких?

- Съедобных или несъедобных? Назовите их.

Вижу можете, ребятки.

Вы грибочки различать,

Ну, а кто же мне подскажет,

Как грибочки собирать?

(срезать аккуратно, не повреждая грибницу, брать только хорошо известные грибы, не сбивать ногой несъедобные грибы - это вкусная и полезная еда для лесных жителей).



5. Вот рисунок перед вами,

А задачу составьте сами.

- Как узнали? Почему прибавили?

6. На полянке у дубка

Ёж увидел 2 грибка,

Походил вокруг осин

И нашел еще один.

Ну-ка, кто считать готов,

Сколько ёж нашел грибов?

III. Сообщение темы и целей урока.

Нам решение задач не составит затрудненья,

Если выучим мы с вами действия сложения.

Познакомимся с названием компонентов при сложении

И научимся записывать математические выражения.

Вы узнаете, друзья, что такое равенство

И чем неверные от верных равенств отличаются.

IV. Новый материал.

(Выходят мальчик и девочка с корзинками).



Дети в лес пошли гулять

И грибочки собирать.

Повезло вначале Саше.

3 грибка нашел он сразу.

Даша тоже не отстала,

2 грибочка увидала

И в корзиночку поклала.

Стали дети их считать:

один, два, три, четыре, пять

Ребятишкам повезло

Пять - хорошее число.

Нам придется выяснять,

Как же получилось пять?

(К 3 прибавили 2)

- Почему прибавили?

Действия Саши и Даши, без сомнения, можно записать математическим выражением.

- Откройте кассы. Сколько грибов собрал Саша? (3)

- Сколько нашла Даша? (2)

(Учитель на доске, а дети на наборном полотне выставляют числа

3 и 2)


- Что мы сделали с их грибами? (Объединили) (учитель показывает схему)

- Множество Сашиных и Дашиных грибов объединили в одно множество. Сложить - это значит объединить два множества в одно.

- Что значит сложить?

- В математике для обозначения этого действия используют знак сложения «+», называется плюс.

Найдите его в своих кассах, поставьте между числами 3 и 2. Получилась запись: 3+2 - это выражение. Такие выражения называются сумма, а числа которые складываются - слагаемые.

- Как называется эта запись? выражение? числа?

- Это выражение читают по - разному:

3 плюс 2; к 3 прибавить 2; сумма чисел 3 и 2;

I слагаемое 3, II слагаемое 2.

- Кто сможет прочитать по-разному выражение?

5+3

V. Физминутка.

Мы грибочки собирали

И немножечко устали.

А сейчас мы дружно встанем

Отдохнем мы на привале.

Влево, вправо повернись,

Наклонись и поднимись.

Ручки вверх и ручки в бок.

И на месте прыг да скок.

А теперь бежим вприпрыжку:

Молодцы, мои зайчишки.

Замедляем, зайки, шаг

И на месте стой. Вот так.

А сейчас мы сядем дружно,

Нам еще работать нужно.

VI. Закрепление.

1) Работа по учебнику

- Расскажите, что делают Маша и Миша? (Из двух банок объединяют рыбок в одном аквариуме)

1) - Давайте найдем результат действий Маши и Миши - Как вы узнали? (посчитали)

2) - Выложите слева 4 кружка, справа 2 квадратика.

-Сколько всего фигур? (считают справа налево и наоборот)

3) - Установите соответствие между результатом действий Миши и Маши и рисунками.

- Результат сложения называется значением суммы.

(учитель показывает схему):

- Как вы думаете, равны они между собой?

- Для обозначения равенства в математике используется знак «=».

Найдите его в кассах.

- Эта запись называется равенство.

- Запишите это равенство в тетради: 4 + 2 = 6

- Дайте название каждому числу.

4) - Запишите выражение и найдите значение:

1-ое слагаемое 4, 2-ое слагаемое 2; сумма чисел 5 и 3. (4 + 2 = 6; 5 + 3 = 8) - Придумайте свои равенства.

5) - Посмотрите на доску (по кодоскопу), что здесь записано? (равенства) 4 + 3 = 7 3+4 = 6 3 + 4 =7

- Нет ли здесь ошибок?

- Как это проверить? (По числовому лучу).

- Кто объяснит как? (показывает по лучу).

- Равенства, у которых сумма чисел и значение суммы равны, называются верными; если не равны - неверными. Запишите самостоятельно только верные равенства.

- Какие бывают равенства? Как это проверить?

6) Работа в тетради.

7) Игра «Собери грибы», (на магнитной доске)

Проведем соревнования

И проверим ваши знания.

На каком ряду у нас

Грибники высокий класс?
VII. Подведение итогов.

Наш урок к концу подходит,

Старичок итог подводит.

-С каким действием вы познакомились?

-Как называются числа при сложении?

-Как называется эта запись? (6 + 3 = 9) -Какие бывают равенства?



VIII. Оценка и анализ работы.

-(За полные, правильные ответы дети получают грибок.)

-Кто собрал больше всех грибов?

Вот пришел миг расставаться.

Очень хочет на прощанье

Старичок - моховичок

Всем вручить боровичок.

(Все дети получают кондитерские грибки).

«Математика вокруг нас» во 2-м классе

Тема: « Числа и знаки действий»

Цели внеклассного мероприятия:

1. Дальнейшее углубление знаний учащихся, полученного на уроках.

2. Раскрытие роли арифметических знаков действий.

3. Ознакомление младших школьников с краткой историей введения в математику знаков арифметических действий.

4. Совершенствование умений учащихся по решению примеров на

сложение, вычитание, умножение и деление.

5. Развитие логического мышления второклассников путем проведения игр, отгадывания ребусов и загадок.

6. Пробуждение в детях интереса к изучению учебного предмета, вооружение их знаниями, умениями и навыками; необходимыми для самостоятельного решения новых вопросов, новых учебных и практических задач.

7. Воспитание у детей самостоятельности и инициативы, привычки и любви к труду, чувства ответственности, настойчивости в преодолении трудностей.

К утреннику красочно оформляется зал: вывешиваются плакаты с высказываниями видных ученых и методистов о математике, стенная газета, ребусы, загадки.

Для участников: головные уборы в виде картонного колпака с большим кольцом (обручем) посередине. На этом кольце рисуются арифметические знаки действий: +, -, =, х, :; числа 6, 1, 9, 25, 5, 35, 7, 8, 2, 18 ост. 4, 0. (Один ученик может играть несколько ролей).

Ведущий: Начинаем наш утренник «Числа и знаки действий».

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки, все для вас!

Пожелаем вам удачи.

За работу в добрый час!

(На сцену выходят арифметические знаки действий: : +, -, =, х, :.

1. Как нет на свете

Без ножек столов,

Как нет на свете

Без рожек козлов.

Котов без усов,

Без панцирей раков,

Так нет в математике

Действий без знаков.



Плюс.

Я - Плюс.

И этим я горжусь!

И для сложения гожусь.

Я добрый знак соединенья,

И в этом мое предназначенье.

(Все знаки, кроме + и =, уходят со сцены. Появляются три цифры:

мальчик, изображающий единицу, и две девочки, одна из них изображает цифру «6», другая «9». Они весело кружатся под музыку. Затем единица и цифра «6» берутся за руки, образуя число «16», а цифра «9» грустно склоняет голову. Знак плюс (+) становится между числом «16» и обиженной цифрой «9». Справа от цифры «9» появляется знак равенства, а за ним число «25». Дети образуют равенство:

16+9=25

Затем дети меняются местами, и участники утренника видят равенство:



9+16=25

2. Шестнадцать и девять

Всегда двадцать пять.

Их можно спокойно местами менять,

И будет все время

Двадцать пять.

На сцене появляются числа и арифметические знаки: семь пятерок, шесть знаков «+», знак «=» и число «35».

Взявшись за руки, они образуют равенство:

5+5+5+5+5+5+5=35

(Выходит знак умножения).

Знак умножения.

Я – знак умножения.

Для облегчения сложения.

Знак «+» и шесть пятерок убегают, вместо них выходит одна цифра 7. Числа и знаки образуют равенства:

сначала 5х7=35, а затем 7х5=35

Все: Семь на пять -

Всегда тридцать пять.

Числа можно местами поменять.

И будет как прежде,

Тридцать пять.

(Появляется минус).



Минус.

Я – минус, тоже добрый знак,

Ведь не со зла я отнимаю,

А свою роль выполняю.

Мальчик и девочка – цифры «8» и «2» – танцуют. Они хотят взяться за руки, но между ними встает знак «-» ; цифры тянут друг к другу руки, меняются местами.

Ведущий: Ребята, можно ли цифрам «8» и «2» меняться местами?

Дети: Нет, при вычитании этого делать нельзя. Надо на сцену пригласить знак равно и цифру «6».

Дети хором читают равенство:

8 – 2 = 6

На сцену выходят два «0», две цифры «6» и знаки: +; -; =.



Нули.

Нуль на месте на пустом

Ставят, как известно,

Только он при всем при том

Не пустое место.

Коль нуль к числу ты прибавляешь

Иль отнимаешь от него,

(Дети, взявшись за руки, образуют два равенства 0+6=6, 6-0=6)

В ответе тотчас получаешь

Опять то самое число.

Попав как множитель средь чисел,

Он сводит мигом всех на нет.

И потому в произведении

Один за всех несет ответ.

Дети поочередно образуют равенства:

6 х 0 = 0; 3 : 0 = 0

Делить на нуль нельзя,

Не забывайте об этом никогда!


Знак деления:

Не все ведь делится так гладко:

Что целиком, а что с остатком.

(Дети берутся за руки и образуют равенства:

18 : 9 = 2; 18 : 7 = 2 (ост.4))

На сцену выходят все знаки арифметических действий.



Ведущий:

Знаки арифметических действий введены в математику 300 лет назад. Они помогают нам производить действия над числами: складывать, вычитать, делить и умножать.

А сейчас проведем соревнование: кто больше составит занимательных фигур из частей прямоугольника.

Условия игры: 1) в каждой фигуре надо использовать все 14 частей;

нельзя накладывать одну часть на другую.

Два ученика на сцене составляют фигуры на большой доске, а остальные ученики в зале на картоне. Время работы 5-6 минут. Лучшие фигуры демонстрируются.

Жюри объявляет победителей.

Ведущий:

А сейчас проведем соревнование команд.

«Кто быстрее?»

1) Отгадайте ребусы:

100 лб; 100 лица; 7 я и др.

2) Примеры ребусы:

х 9; 6 + 5 х и другие

(ответ - в – 0 – семь;

Поэтому х 9 = 8 х 9 = 72

3) Загадки:

Два кольца, но без конца,

В середине нет гвоздя.

Если я перевернусь,

То совсем не изменюсь.

Ну, какая я цифра? (8)

Я важней всех потому,

Что запутать вас могую

Если я перевернусь,

То в другую превращусь.(9)
(Жюри подводит итоги соревнований)

Урок по окружающему миру во 2-ом классе

по теме: «Экологическая безопасность»

(Интегрированный урок: окружающий мир; математика; чтение)



Цели урока:

  1. Продолжение работы над темой «Экология».

2) Ознакомление детей с термином «Экологическая безопасность».

3) Выполнение правил личной экологической безопасности.

4) Развитие речи, мышления, обогащение словарного запаса учащихся.

5) Подведение детей к выводам: Земля – наш общий дом; бережем дом – бережем здоровье.

6) Воспитание детей в духе бережного отношение к окружающей природе.
Оборудование:

- таблица «Будь природе другом».

- таблица «Экологические задачи».

- карточки с терминами «Эколог», «Экология», «Экологическая безопасность», «Воздух», «Вода».

- эмблемы, глобус.

- учебники по окружающему миру (автор А.А. Плешаков).



Ход урока:

I. Организационный момент.

Заливистый школьный звонок

Позвал опять на урок.

Будем все внимательны,

А еще старательны.

II. Сообщение темы, целей урока.

Сегодня, ребята, мы продолжим работу над темой «Экология», повторим, как мы связаны с окружающей средой. Еще мы будем решать задачи, которые помогут нам относиться к природе бережно и помогать ей.



III. Повторение пройденного.

Ребята, закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова! Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. А было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар, - это Земля. Жизнь начинается, мир ослепительно переливается, и как важно, чтобы это продолжалось вечно…



(Дети поднимают головы, открывают глаза, показываю глобус).

Посмотрите, как красива наша планета, наша Земля.

А без чего невозможно жизнь на нашей земле, вспомним отгадав кроссворд.

1. Звезда, благодаря которой существует жизнь на Земле.

2. Вещество, которое существует на нашей планете в трех состояниях.

3. Плодородный слой земли.

4. Смесь газов.

(Солнце, вода, почва, воздух).

Все это - окружающая нас природа. И мы очень тесно связаны с ней невидимыми нитями: животные с растениями, растения с животными, человек с растениями и животными.

Учитель: Какая же наука изучает, что разные живые существа связаны с неживой природой и между собой и что человек, связан с окружающей его природой?

Ученик: (Это экология).

Учитель: А что значит экология? Как образовалось это слово?

Ученик: Слово «экология» образовалось из двух греческих слов «экос» - значит «дом» и «логос» - это значит «наука».

Учитель: О каком доме говорится: о том, который мы строим из кирпича и бетона?

Ученик: Нет. Это природный дом, который есть у каждого растения, животного и человека.

Ученик: Это наука о природном доме, о земле и о законах по которым мы должны жить. Все живое на земле взаимосвязано, причем так тесно, что даже малейшие бактерии могут привести к необратимым последствиям в жизни людей.

Учитель: А кто же пытается определить, изучить, какое влияние оказывает друг на друга человек и природа?

Ученик: Ученые-экологи пытаются определить, какое влияние оказывает друг на друга человек и природа, как добиться взаимопонимания и сотрудничества между ними.

Учитель: А вы хотели бы стать экологами? (ответы детей)

Учитель: Каждый из нас знает, как должно выглядеть образцовое рабочее место, убранная комната или сверкающая чистотой квартира. А вот для наведения и поддержания порядка в окружающей нас среде, нужны хорошо подготовленные специалисты – экологи.

Учитель: Мы уже знаем, что люди загрязняют окружающую среду: воздух, воду, почву. Источниками загрязнения являются промышленные предприятия, наши дома, где каждый день появляется много мусора. А из воздуха, воды загрязненные вещества движутся по цепочке. Ее называют цепью загрязнения. Человек вынужден дышать загрязненным воздухом, пить загрязненную воду, использовать продукты питания, в которых содержатся загрязненные вещества. Может ли при этом человек остаться здоровым?

Как же защититься от загрязненного воздуха, загрязненной воды и продуктов питания, содержащих загрязненные вещества?

Вам нужно было составить экологические памятки о воде, воздухе и продуктах питания.

Учащиеся разделены на три группы. (Каждая группа делает сообщение по конкретной теме).

Информация I группы по теме:

«Как защититься от загрязненной воды?»

- Нельзя купаться в загрязненных водоемах, пить из них воду.

- Если ты живешь недалеко от предприятия загрязнителя, во время дождя старайся не выходить на улицу, а если дождь застал в пути, обязательно надень головной убор.

- Пей только кипяченую воду.

- Очищай воду в домашних условиях с помощью специальных бытовых фильтров. Если нет их в доме, отстаивай воду в открытой емкости в течение суток, полезно положить на дно серебряную ложку или монетку.

Информация II группы по теме:

«Как защититься от продуктов питания,содержащих загрязненные вещества?».

- Не собирай грибы, ягоды, овощи, вблизи автомагистралей, свалок, заводов.

- Перед едой мой фрукты и овощи в кипяченой воде.

- Не ешь продукты, у которых истек срок годности.

- Все продукты должны иметь сертификат качества.

- Не ешь рыбу, выловленную в загрязненной воде.



Информация III группы по теме:

«Как защититься от загрязненного воздуха?».

- Никогда не останавливайся на улице, возле автомобиля с работающим двигателем.

- Старайся не задерживаться в тех местах, где накурено.

- Если в твоем городе, селе, районе, находятся предприятия с вредным производством, необходимо о нем знать, предвидеть возможные неприятности, например, аварии.

- Не занимайся физкультурой и спортом вблизи автомагистралей, ты будешь вдыхать большое количество вредных газов.

- Не оставайся в закрытом помещении (гараже) во время работы двигателя машины, ты можешь потерять сознание, а при сильном отравлении вредными газами даже умереть.

-Разводи комнатные растения, которые очищают воздух.

- Попроси взрослых не курить в квартире.

Учитель: Мы говорим о том, как защититься от загрязненных веществ. А что же мы сможем сделать для охраны нашего здоровья? Не лучше было бы, если бы мы не загрязняли окружающую природу?

Сейчас послушаем стихотворение С.Михалкова «Прогулка»



(дети читают стихи и показывают соответствующие рисунки).

1. Мы приехали на речку

Воскресенье провести,

А свободного местечка

возле речки не найти.

Тут сидят и там сидят,

Загорают и едят.

Отдыхают как хотят

Сотни взрослых и ребят.

2. Мы по берегу пошли

и поляночку нашли.

Но на солнечной полянке

Тут и там пустые банки,

И, как будто нам назло

Даже битое стекло.
3. Мы по берегу пошли

Место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели:

Жгли костры, бумагу жгли,

Тоже пили, тоже ели, -

Насорили и ушли.

4. Мы прошли, конечно, мимо…

-Эй, ребята! – крикнул Дима,

Вот местечко хоть куда!

Родниковая вода!

Чудный вид! Прекрасный пляж!

Распаковывай багаж!

5. Мы купались, загорали,

Жгли костер, в футбол играли –

Веселились как могли:

Пили квас, консервы ели,

Хоровые песни пели…

Отдохнули и ушли.

6. И остались на поляне

У потухшего костра

Две разбитых нами склянки,

Две размокшие баранки.

Словом, мусора гора.

7. Мы приехали на речку

Понедельник провести,

Только чистого местечка

Возле речки не найти!
Учитель: Почему они не нашли другого места?

А не было ли с вами такого?



(ответы детей).
Сабий джэгук1эхэр.

Егъэджак1уэ: Дэтхэнэ зы лъэпкъми хуэдэу, адыгэхэм л1эщ1ыгъуэ зыбжанэк1э зэрагъэпэщауэ я1эщ щ1эблэм и акъылым зегъэужьынымк1э 1уэры1уатэ хьэлэмэт. Сабий 1эры1уатэм мыхьэнэшхуэ и1эщ ц1ык1ухэм емрэ ф1ымрэ зэхащ1ык1ыу, къэк1ыгъэхэмрэ псэущхьэхэмрэ ф1ыуэ ялъагъуу, нэхъыжьым пщ1эрэ нэмысрэ хуащ1у, мыхъумыщ1эу щымыту, тэмакък1ыхьу, бэшэчу, щхьэх ямыщ1эу гъэсэнымк1э.

Еджак1уэ: Щ1эблэр щагъасэк1э адыгэхэм 1эмал зэмыл1эужьы- гъуэхэр къагъэсэбэпырт. Абыхэм ящыщ зыт джэгук1э зэмыл1эужьыгъуэхэр. Сабийм и 1эпкълъэпкъым, акъылым, гупсысэк1эм зрагъэужьу, 1эрыхуэу, къарууф1эу ирагъасэу адыгэхэм я1эщ джэгук1э куэдхэр. Абыхэм ящыщщ: «Гъуэргъуапщк1уэ», «К1эн джэгу», «Пы1э къуэдзэ», «Хэш», «Жьынду», нэгъуэщ1хэри.

(«Хэш» джэгук1эм мэджэгу).

Къебжэк1хэр, джэгузэхэшэхэр, щ1энэк1алъэхэр.

Егъэджак1уэ: Сабий 1уэры1уатэм и жанр гъэщ1эгъуэнхэм ящыщщ къебжэк1хэр, джэгузэхэшэхэр, щ1энэк1алъэхэр. Джэгузэхэшэхэр е зэрабж усэхэр хьэлэмэту зэгъэк1уауэ зэхэлъщ. Абы къыхэк1к1э, ахэр жы1эгъуаф1э, гум иубыдэгъуаф1э мэхъу. Джэгузэхэшэхэм я нэхъыбэр гушы1эу зэхэлъщ. Зэрабж усэ ц1ык1ухэм я къалэн нэхъыщхьэр гупыр джэгук1э гуэрым хуэгъэхьэзырынырщ. Апхуэдэхэмк1э къыщ1адзэ джэгук1эхэмк1э псори аразыщ. Зэрызабж усэм и щ1эдзап1эр хуозэ усэр жызы1эм, адэк1э псоми я бгъэм е1усэурэ усэм щыщ зы пычыгъуэ е псалъэ ц1ык1у къэс къа- лъегъэс, и к1э дыдэ пычыгъуэр зытехуэр хок1, апхуэдэу къыщ1адзэжурэ забж, псори хэк1ыу, зы ф1эк1а къэмынэжыху.

(зэрызабж усэхэр).

1. Инэмыкъуэ.

2. Уэри-уэр.

3. Зэк1.


4. Унэку.

5. Шэ фэндырэ.

6. Инэ коп.

Егъэджак1уэ: Ц1ык1ухэр джэгуурэ зыгуэрк1э щызэщыхьэжым деж, къагъэсэбэпырт щ1энэк1алъэхэр. Абыхэмк1э ауан иращ1 сабий зыгъэгусэрейр, джэгум хэмызагъэр, пц1ыупсыр, щхьэхынэр.

Еджак1уэ: Щхьэхынэм зэрыщ1энак1э.

Уцэ щхьэц бапхъэ, кхъуейжьапхъэ 1упэ.

Бжьыпэ убыд, къаубыдыр зы1эщ1эк1.

К1элъэфыр зи дагъуэ, шэджагъуэрытэдж.



VI. Физминутка.

Мы немножко отдохнем,

Встанем глубоко вздохнем

Руки в стороны, вперед,

Нас работа еще ждет.

Руки вниз, на пояс, вверх,

Убегаем мы от всех.

Побежим скорее в класс,

Там послушаем рассказ.

Учитель: Для развития науки и техники требуется огромное количество угля, нефти, древесины. Для развития сельского хозяйства распахиваются все новые земли. При возведении гидроэлектростанций сооружаются плотины, изменяются русла рек, затапливаются большие территории. Мы получаем свет, тепло, но при этом губим тысячи животных и растений. Природа переживает сегодня немалые потрясения. Чаще звучат слова: неблагоприятная экология, экологический кризис, экологическая катастрофа. Загрязненные вещества попадают в воздух, воду и почву. А из воды, почвы и воздуха они попадают в организм растений и животных. А затем оказываются в продуктах питания растительного и животного происхождения.

Получается, что загрязненные вещества движутся по цепочке. Ее называют цепью загрязнения.

Самое главное для каждого из нас, не допускать загрязнения окружающей нас среды.

Сейчас, ребята, мы послушаем экологический рассказ и составим таблицу знаков по предупреждению экологической безопасности. («В лесу» )

(Учащиеся находят ошибки, допущенные детьми, и составляют таблицу).

Учащиеся исполняют песню «Песенка защитников природы».
VII. Экологические задачи (таблица)

На семью из трех человек в сутки требуется 51 кг чистого воздуха. Сколько килограммов воздуха потребуется на семью из 5 человек?



(составляем обратные задачи)

На семью из пяти человек в сутки потребуется 85 кг чистого воздуха. Сколько килограммов воздуха потребуется на семью из 3 человек?

На семью из трех человек в сутки потребуется 51 кг чистого воздуха. На сколько человек хватит 85 кг чистого воздуха?

Учитель: Что вы заметили в этих задачах?

(В этих задачах все числа связаны между собой, как в природе все связано невидимыми нитями).


VIII. Тестирование. (самостоятельная работа учащихся)

Проверь себя.



1. Что такое цепь загрязнения?

а) загрязняющие вещества попадают в реку.

б) загрязняющие вещества попадают в организм растений и животных, а затем оказываются в продуктах питания .

2. Какими путями в организм человека попадают вредные вещества?

а) через воду, воздух, почву.

б) через воздух, воду и продукты питания.

3. Что же такое экологическая безопасность?

а) экологическая безопасность – это защита от вредного действия загрязненной окружающей среды.

б) как растения и животные, люди, живут вместе, влияют друг на друга и окружающую среду.

4. Как можно себя защитить от загрязненного воздуха?

а) отойти в сторону.

б) не задерживайся в тех местах, где грязный воздух

5. Как защититься от загрязненной воды, если в доме нет бытового фильтра?

а) не пей воду.

б) отстаивай воду в открытой емкости в течение суток.

Выводы:

- Нельзя забывать о том, что в природе все взаимосвязано. Поэтому, охраняя растения и животных, нужно помнить о борьбе с загрязнением воздуха, воды и почвы.

- Продолжая использовать природу, надо стремиться к тому, чтобы не причинить природе вреда.

- Важно знать и предвидеть, что может случиться.

- Природа, как израненная птица кричит, просит о помощи.

Мы должны знать о том, как сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на земле после нас.

- Если ты взял что-то от Земли, отдай ей. Посади дерево, почисти родник, подкорми птиц, только тогда земля останется прекрасной.

- Любое живое существо, в том числе и человек, множеством невидимых нитей связано с тем, что его окружает: с неживой природой, с другими организмами, с тем, что создано руками человека. Вот эти невидимые нити как раз и исследует наука «Экология».

Давайте же стараться жить так, чтобы Земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели цветы, пели птицы.

Прекрасен мир живой природы, а люди - часть его. Нам надо сообща беречь, умножать, познавать этот великий мир!

Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, а значит и человека в самом высоком смысле этого слова.

Ученик:Любите родную природу:

Озера, леса и поля.

Ведь это же наше с тобою

Навеки родная Земля.

На ней мы с тобой родились

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.



Ученик:Берегите эту Землю, эту воду.

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы.

Убивайте лишь зверей внутри себя!



IХ. Подведение итогов урока
Урок русского языка в 3-м классе

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница