Задача добиться обеспечения всеобщего базового обра­зования была поставлена еще десятилетие тому назад на Всемирной конференции по образованию для всех, которая состоялась в приморском городе-курорте Джомтьен, Таиланд, в марте 1990 г



страница1/5
Дата27.04.2016
Размер1.09 Mb.
  1   2   3   4   5
Вступление
В апреле 2000 г. в Дакаре, Сенегал, на Всемирный форум по образованию собрались 1100 человек из 164 стран. Среди них были учителя и премьер-министры, академики и политические деятели; были представлены активисты из общественных организаций, руководители крупных международных организаций.
Хотя участники Форума представляли разные слои общества и организации, их объединяло единое стремле­ние: они мечтали о мире, в котором все - дети и взрослые - овладеют элементарными навыками чтения и счета, которые необходимы для того, чтобы стать полноцен­ными гражданами, трудящимися, членами семей, и до­стичь полного расцвета личности в формирующемся гло­бальном обществе. Цель этой продолжавшейся три дня встречи заключалась в том, чтобы преобразовать общее стремление в стратегию, позволяющую превратить мечту об "образовании для всех" (ОДВ) в реальность.
Задача добиться обеспечения всеобщего базового обра­зования была поставлена еще десятилетие тому назад на Всемирной конференции по образованию для всех, которая состоялась в приморском городе-курорте Джомтьен, Таиланд, в марте 1990 г. На этой Конференции участники, прибывшие из 155 стран, и представители 160 правительственных и неправительственных органи­заций приняли "Всемирную декларацию об образовании для всех", в которой подтверждалось, что образование является основным правом человека, и содержался призыв к государствам мира активизировать свои уси­лия, направленные на удовлетворение основных потреб­ностей всех людей в образовании. На этой же конфе­ренции были приняты "Рамки действий по удовлет­ворению базовых потребностей в получении образо­вания", в которых излагались задачи и стратегии, направленные на достижение этой цели к 2000 г.
Всемирный форум по образованию в Дакаре был созван для того, чтобы дать оценку тому, что удалось сделать на пути к ОДВ после Джомтьена, проанализировать, где и почему этой цели так и не удалось достичь, взять на себя новые или обновить те обязательства, которые позво­лили бы превратить эту мечту в реальность. В течение трех дней участники обменивались информацией, обсуж­дали стратегии, заслушивали разных ораторов начиная со студентов из развивающихся стран и кончая главами государств. В своем основном выступлении Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Кофи Аннан объявил о новой крупной инициативе Организации Объединенных Наций, направленной на то, чтобы "за­метным образом сократить разрыв между девочками и мальчиками" в охвате начальным и средним образо­ванием к 2005 г. Руководители нескольких крупных донорских организаций и делегаты ряда основных стран, предоставляющих донорскую помощь, со своей стороны также заявили о начале осуществления новых крупных программ.
Работа участников Форума осуществлялась не только в помещениях, которые были предоставлены им для его проведения. В день открытия Форума сотни сенегальских детей, одетые в белые безрукавки, приняли участие в манифестации под лозунгом "Глобальная кампания за образование", которая состоялась у главного входа в здание, где проводился Форум. Они несли плакаты и лозунги, на которых были начертаны слова в поддержку ОДВ, высоко поднимали желтые карточки, тем самым как бы предупреждая разные страны мира о том, что они не выполняют своих обязанностей и не дают образо­вание каждому ребенку. Представители неправительст­венных организаций - некоторые из которых были офици­альными участниками Форума - встречались с делега­тами, передавали им литературу, вовлекали в беседы в залах заседаний и выступали перед представителями средств информации.

В ходе заключительного пленарного заседания, состояв­шегося 28 апреля 2000 г., делегаты Форума приняли документ "Дакарские Рамки действий", насчитывающий 2000 слов, который получил название "Образование для всех: выполнение наших коллективных обязательств". В этом документе вновь подтверждается задача ОДВ в том виде, в котором она была поставлена в Джомтьене и на других международных конференциях. Этот документ обязывает участников действовать для достижения конкретных целей в области образования к 2015 г., а если удастся, и ранее. В нем вновь подтверждается, что "отсутствие средств не помешает ни одной стране, серь­езно решившей обеспечить образование для всех, достичь этой цели". В нем также содержится призыв к разработке или совершенствованию национальных пла­нов действий и созданию новых организационных меха­низмов, в том числе путем укрепления существующих национальных, региональных и международных структур, с целью координации глобальных усилий и ускорения продвижения к ОДВ.


Настоящий документ представляет собой доклад о Все­мирном форуме по образованию. На его страницах изло­жены ход дискуссий и принимаемые меры, которые от­ражают убежденность участников в том, что образова­ние, как это отметил в своем выступлении Кофи Аннан, является "залогом того, что последующие поколения будут обладать более широкими возможностями".

Введение
Созванной в 2000 г. крупной международной конференции по ОДВ предшествовала состоявшаяся в 1990 г. Все­мирная конференция по образованию для всех. Участники Джомтьенской конференции, взяв на себя обязательство стремиться к тому, чтобы начальным образованием был охвачен каждый ребенок и чтобы к 2000 г. добиться значительного сокращения неграмотности среди взрос­лых, позаботились о том, чтобы создать механизмы, обеспечивающие постоянное и систематическое осущест­вление этой работы. Поэтому они создали Консуль­тативный форум по образованию для всех, на который была возложена обязанность периодически рассмат­ривать прогресс на пути к достижению этих целей, в том числе задача проведения оценки по истечении 10 лет.


В июне 1996 г. 250 участников из 73 стран собрались в Аммане, Иордания, на совещании Консультативного форума по образованию для всех, который продолжался четыре дня, с целью оценки достигнутых к тому времени результатов. В заключительном коммюнике форума, который получил название "Амманское заявление", гово­рилось, что за шесть лет, прошедших после Джомтьен­ской конференции, "был достигнут значительный про­гресс в развитии базового образования, и, хотя он был не столь велик, как хотелось бы, и достигнут не во всех странах, этот прогресс вполне реален". Прогресс был отмечен также участниками других международных конференций, которые состоялись в ходе 1990-х г.1
В качестве предварительного шага, ведущего к десяти­летнему обзору, который был предпринят на Всемирном форуме по образованию в Дакаре, участвующие страны подготовили "оценку ОДВ 2000", которая представляет собой обширный и подробный анализ положения дел в области базового образования во всем мире. Каждая страна сама оценивала достигнутый ею прогресс в деле достижения намеченных в Джомтьене целей и затем сообщила о своих выводах на одном из 6 региональных совещаний, которые состоялись в конце 1999 г. и в начале 2000 г. Общее резюме этих выводов было пред­ставлено в Дакаре (см. Часть II). Помимо национальных оценок было проведено 14 тематических исследований по вопросам образования, представляющим собой гло­бальный интерес, 12 отдельных исследований, посвя­щенных конкретным вопросам, а также выборочные об­зоры, посвященные успеваемости учащихся и условиям обучения и преподавания. Все эти сведения, данные, итоги анализа и наблюдений затем использовались участниками Форума в качестве основы для пересмотра и обновления стратегий и для разработки пересмотрен­ных "Дакарских Рамок действий" с целью удовлетворе­ния базовых образовательных потребностей к 2015 г.
Так же, как и Джомтьенская конференция, Всемирный форум по образованию был проведен по инициативе пяти учреждений-спонсоров: Программы развития Организа­ции Объединенных Наций (ПРООН), Организации Объ­единенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Фонда по народонаселению Орга­низации Объединенных Наций (ЮНФПА), Детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) и Все­мирного банка. Среди участников Форума были пред­ставлены делегаты 182 стран, а также представители учреждений-спонсоров, неправительственных организа­ций, других учреждений и групп, занимающихся вопроса­ми образования в разных странах мира.
Работа Форума началась с выступления г-на Абдулайе Ваде, Президента Республики Сенегал, который в своем обращении к его участникам подчеркнул значение образования в качестве основополагающего права че­ловека, "корни которого уходят как в правовую и соци­альную сферы, так и в желание каждого отдельного человека воспользоваться своими правами в полном объеме". Уважение и соблюдение таких прав, отметил он, является совершенно необходимой составной частью функционирования демократического общества. "Так же, как и здание, - сказал он, - демократия строится из блоков свободы, кирпичей прав, и это здание, если кто-то решится нарушить его равновесие, вынув кирпич из его стен, может рухнуть".
В своем обращении к Форуму Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Кофи Аннан сказал то, что стало лейтмотивом Дакарского форума: хотя и достигнут значительный прогресс в плане достижения задачи ОДВ, по-прежнему предстоит сделать еще очень много. "Сейчас, когда мы вступаем в XXI век, можно сказать, что у нас есть определенные достижения", сказал он участникам Форума. "Уровень образования во многих развивающихся странах существенно вырос. Процент неграмотных взрослых в мире постоянно снижается. Взрывообразное развитие новых технологий дало миллионам людей новые возможности для получения образования. Мы достигли нового уровня в деле укрепления потенциалов и в понимании того, каким образом наша работа может привести к обеспечению образования для всех. И тем не менее, по крайней мере 880 миллионов взрослых людей во всем мире по-прежнему неграмотны, большая часть из них - женщины. Ширится "цифровая пропасть" между теми, кто имеет доступ к новым технологиям, и теми, кто его не имеет. Около четверти миллиарда детей работает, зачастую в опасных для жизни или вредных для здоровья условиях. Даже по самым скромным оценкам более 110 миллионов детей школьного возраста не посещают школы".
Надежды и ожидания лучшего были главной характерной чертой настроений участников Всемирной конференции по образованию для всех в Джомтьене. Благодаря Джомтьену концепция ОДВ стала частью глобальной повестки дня развития и удалось также добиться гло­бального осознания важных стратегических проблем, в том числе необходимости сосредоточить внимание на образовании девушек и женщин. По прошествии деся­тилетия концепция ОДВ продолжает сохранять свою жизненность и актуальность.

Если участники Конференции в Джомтьене обращали свои взоры главным образом в будущее, то участники Всемирного форума в Дакаре должны были охватить взглядом то, что удалось сделать за прошедшее деся­тилетие. Джомтьенский оптимизм пришлось умерить, признав, что, несмотря на все достижения, задача обес­печения в глобальных масштабах базового образования к 2000 г. так и не была решена. Как заявил Генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура участникам Фору­ма, "широкое видение образования для всех, о котором говорилось в Джомтьене 10 лет назад, отнюдь не утра­тило ни своей актуальности, ни своей разумности. Чего мы не смогли предвидеть, так это тех трагических собы­тий прошедшего десятилетия, которыми оказались затронуты все общества и соответственно их образова­тельные системы".


Значительная часть состоявшихся в Дакаре дискуссий по этой причине прошла под знаком признания того, что мир претерпел такие изменения, которые участники Джомтьенской конференции не могли предвидеть. По сравнению с 1990 г. к международному сообществу добавилось еще 30 стран. Крах коммунизма в Европе и последовавшее за этим окончание холодной войны привели к изменению всемирной карты и основных союзов между государст­вами; эти события содействовали также увеличению числа этнических конфликтов и появлению значительно большего числа беженцев и перемещенных лиц. Сейчас повсеместно признается, что образование должно рас­сматриваться как в его "глобальных", так и в "националь­ных" аспектах; сейчас в гораздо большей степени признается важная роль частного сектора в деле обеспе­чения "государственного" образования. По сравнению с 1990 г. критика в адрес донорских учреждений со стороны неправительственных организаций и других представи­телей гражданского общества стала еще более острой.
Участники Дакарского форума особенно часто говорили о трех событиях, происшедших за последнее десяти­летие. Первое заключалось в революционных измене­ниях в сфере коммуникационных и информационных технологий, под воздействием которых сейчас транс­формируются практически все созданные человеком институты. Во время Джомтьена фактически не сущест­вовало ничего похожего на Интернет или на Всемирную сеть, которые сейчас известны всем. Участники Форума стремились понять и осознать способы, ведущие к тому, чтобы овладеть этими новыми технологиями в целях достижения ОДВ.
Второе событие - это пандемия ВИЧ/СПИДа, которая оказала ужасное по своим последствиям воздействие на преподавательский состав во многих странах, особенно в странах к югу от Сахары. И, наконец, последним собы­тием было то, что г-н Мацуура назвал "все более увели­чивающимся разрывом между богатыми и бедными". Оратор за оратором напоминали участникам Форума, что нищета остается самым главным фактором, лежащим в основе неспособности многих правительств решить по­ставленные ими задачи, связанные с ОДВ. Многие участ­ники говорили о списании долгов в качестве предвари­тельного первого шага на пути решения этой проблемы.
С рассмотрения именно этих проблем участники Всемирного форума по образованию начали свою работу. "Этот Форум является испытанием для всех нас, кто именует себя международным сообществом", - сказал участникам Форума Кофи Аннан. "Десять лет тому назад в Джомтьене мы поставили перед собой цель - базовое образование для всех. Мы еще далеки от ее достижения. Давайте же начнем нашу встречу с того, что примем решение не останавливаться до тех пор, пока оно не станет реальностью".

1. Всемирная встреча на высшем уровне в интересах детей (1990 г.), Конференция по окружающей среде и развитию (1992 г.), Международная конференция по народонаселению и развитию (1994 г.), Всемирная конференция по правам человека (1993 г.), Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество (1994 г.), Всемирная встреча на высшем уровне в интересах социального развития (1995 г.), четвертая Всемирная конференция по положению женщин (1995 г.), Международная конференция по образованию взрослых (1997 г.) и Международная конференция по проблемам детского труда (1997 г.).

Вера и идеал Дакара

Мы настроены оптимистично, потому что для нас всеобщее образование вопрос не денежных затрат, а прежде всего политической воли - решимости идти напролом и искоренить этот порок и несправедливость, мобилизовав все слои населения. Мы утописты, и нас следует оставить с нашими утопиями до тех пор, пока они побуждают нас к действию, до тех пор, пока они служат для нас мотивацией. Ибо утопия, которая побуждает к действию, несомненно предпочтительна утопии, которая приводит к инерции и пустым мечтаниям.

Дамы и господа, если вы считаете, что наши дискуссии откроют новый подход, если вы думаете, что идея образования должна распространиться и на дошкольное воспитание, и образование взрослых с использованием национальных языков, если вы верите, что эта задача не только правительств, но и всех слоев населения, почему бы не изложить нашу веру и идеал и назвать их Дакарской декларацией и Дакарским призывом?

Этим вопросом я объявляю Всемирный форум по образованию открытым.



Абдулайе Ваде, Президент Республики Сенегал (вступительное слово)
Часть І
Прогресс после Джомтьена
Всемирному форуму по образованию предшествовала Оценка ОДВ 2000 - один из наиболее углубленных анализов базового образования в истории. В этом обзоре подробно рассматривается нынешнее состояние базо­вого образования в более чем 180 странах. Его цель - оценка успехов, достигнутых в каждой стране в течение 1990-х годов в продвижении к цели образования для всех и сбор важной информации относительно широкого ряда программ, действий и услуг, направленных на содействие базовому обучению.
Результаты Оценки помогут государствам и их партнерам определить, как далеко они находятся от достижения цели ОДВ, и разработать эффективные стратегии для обеспечения дальнейших успехов. На международном уровне Оценка послужит основой для диалога и сотрудничества в ближайшие годы. По мнению Дениз Ливеслей, директора Статистического института ЮНЕСКО, обзор является "исключительно важным этапом, позволяющим нам оценить будущий прогресс и удостовериться, что намеченные нами цели реальны и что для этого мы располагаем соответствующими ресурсами".
Оценка, в основном, базируется на национальных ана­лизах того, в какой степени государства удовлетворяют базовые потребности в обучении своего населения. В осуществлении проекта приняли участие тысячи препо­давателей и других лиц во всем мире, связанных между собой сетью, включавшей 10 региональных технических консультативных групп, которыми руководили регио­нальные сотрудники учреждений, созвавших Форум. Национальные координаторы каждой страны, обычно назначаемые министерствами образования, отвечали за Оценку и составили доклады своей страны. Результаты были оглашены на 6 региональных совещаниях в 1999 и 2000 годах, которые проводились в порядке подготовки к Форуму в Дакаре.
В дополнение к индивидуальным национальным докла­дам Оценка обеспечила выборочные обследования успеваемости и условий преподавания и обучения в начальных школах в более чем 30 развивающихся странах, в основном, Африки. Эти обследования дают точное описание условий работы учителей, школьной среды и качества обучения. Двадцать заинтересованных стран провели также конкретные социологические исследования по определению уровня грамотности и достижений в области образования молодых людей и взрослых.
Другая особенность всемирного обзора заключалась в проведении исследований, по проблемам глобального значения в области образования, и финансировавшихся учреждением по развитию или крупной неправитель­ственной организацией, по следующим темам: образо­вание взрослых; использование новых технологий; дети в трудных условиях; децентрализация и участие общины; демографический переход; финансирование ОДВ доно­рами; развитие детей младшего возраста; образование лиц с особыми потребностями; образование в периоды экономических кризисов, образование девочек; бежен­цы; гигиена и питание в школах; учебники и дидакти­ческие материалы. В каждом тематическом исследо­вании дается ряд примеров использования наиболее эффективной практики и описываются удачные и неудачные эксперименты по осуществлению политики.
Наконец, от участвующих в рамках Оценки ОДВ 2000 стран были собраны данные по 18 статистическим показателям, которые количественно определяют успехи по достижению целей ОДВ. Полный список документов, подготовленных в связи с Оценкой содержится в приложении .
Основные выводы Оценки ОДВ 2000 изложены в докладе Education for All: Global Synthesis ("Образование для всех: глобальный синтез"). Малколм Скилбек, автор доклада, осветил основные моменты документа на вступительном пленарном заседании Всемирного форума по образованию. Он назвал несколько направлений, по которым был достигнут прогресс в реализации раз­личных целей ОДВ за последние 10 лет.
Больше детей в школах.

Основная зада­ча, сформулированная в Джомтьене, заключается в обеспечении всеобщего доступа к базовому образованию и его завершении. Количество детей, посещающих школы, возросло с приблизительно 599 млн. в 1990 г. до 681 млн. в 1998 г. Это говорит о том, что каждый год контингент учащихся увеличивается на 10 млн., что примерно в два раза больше среднего роста, наблю­давшегося в течение предшествующих 10 лет. Сегодня Восточная Азия, Тихий Океан, Латинская Америка и Карибский бассейн близки к обеспечению полного доступа к всеобщему начальному образованию. Китай и Индия достигли впечатляющих успехов на пути к обеспечению всеобщего начального образования, осо­бенно для девочек и женщин. В этих же странах вместе с Бангладеш отмечается довольно значительное сокра­щение темпов прироста населения - результат, который способствовал успеху.


Расширение образования детей младшего возраста.

В Джомтьене стремились как расширить глобальное понимание важности образования и ухода в первые годы жизни, так и поддержать создание программ, способствующих развитию и обучению детей младшего возраста. Понимание важности первых лет жизни привело к тому, что теперь этот вопрос включен в международную повестку дня, а мысль о том, что обучение начинается с рождения, укоренилась во многих обществах. В резуль­тате, количество детей, охваченных дошкольным обра­зованием, выросло на 5% за последние 10 лет. Однако, несмотря на общие достижения, осуществление программ для детей младшего возраста несистематично: в некото­рых странах и регионах эти программы являются практи­чески всеобщими, тогда как в других они фактически отсутствуют. Во многих странах нет соответствующих ресурсов для того, чтобы недавно признанная важность заботы об охране здоровья и питании матерей сопровож­далась адекватными практическими мерами.


Меньше детей вне школы (График).

Количество детей, не посещающих школу, уменьшилось с приблизи­тельно 127 млн. в 1990 г. до 113 млн. в 1998 г. Например, в Латинской Америке и Карибском бассейне их коли­чество уменьшилось вдвое с 11,4 млн. в 1990 г. до 4,8 млн. в 1998 г. Такие страны, как Бангладеш, Бразилия и Египет идут в том же направлении, выделяя около 6% валового национального продукта на образование. С другой стороны, принимая во внимание непрерывно увеличивающийся рост населения и другие факторы, многим странам Африки к югу от Сахары очень трудно добиться значительного сокращения количества неуча­щихся детей.


График. Число детей, посещающих и не посещающих школу, по регионам, 1990 и 1998 гг.

Источник: Document statiatique. Education pour tous (2000)



Больше грамотных взрослых.

За последние 10 лет количество грамотных взрослых значительно возросло с приблизительно 2,7 млрд, в 1990 г. до 3,3 млрд. в 1998 г. Общий глобальный показатель грамотности взрослых теперь составляет 85% среди мужчин и 74% среди женщин. В некоторых африканских странах уровень грамотности среди взрослых сейчас очень высок и достигает, например, 90% в Свазиленде и 77% в Кении; таким образом, можно предположить, что стремление понизить уровень неграмотности и добиться равенства между мужчинами и женщинами практически осущест­вимо. В Китае уровень неграмотности среди взрослых старше 15 лет сократился с 22% до 16% в период между 1990 и 1997 годами. Но несмотря на подобные до­стижения, неграмотность среди взрослых остается серьезной проблемой. Приблизительно 880 млн. взрос­лых не умеют ни читать, ни писать, а в наименее раз­витых странах - это каждый второй взрослый. Женщины составляют две трети всех неграмотных взрослых; это соотношение не изменилось за последние 10 лет.


Ликвидация некоторых неравенств.

В соответствии с Джомтьенским призывом, в некоторых странах был достигнут прогресс в ликвидации нера­венств, касающихся распределения образовательных возможностей в зависимости от пола, инвалидности, эт­нической принадлежности, проживания в городской или сельской местности или работы детей. Однако и поло­жительные тенденции в начальном образовании не скры­вают неравенства доступа между многими странами и внутри них, а неравенства в качестве образования про­должают существовать, даже когда степень доступа высока.


Люди, живущие за чертой нищеты, сельские и отда­ленные общины, а также этнические меньшинства и коренное население достигли малого прогресса или вообще его не достигли за последние 10 лет. В Южной Азии и в Африке к югу от Сахары менее 3-х учеников из 5 доучиваются до 5-го класса. В наименее развитых странах чуть больше половины учеников достигают этого уровня, а многие бросают школу после первого или второго класса. Снижающийся уровень охвата девочек является важной проблемой для некоторых стран в целом и частично для других, а именно в сельских местностях или среди семей с низким доходом. С другой стороны, низкий уровень успеваемости и посещаемости мальчиков все больше считаются проблемой например, в Карибском бассейне, и то же самое наблюдается в индустриальных странах Европы, Северной Америки и Новой Зеландии на уровне среднего образования.
Другие положительные признаки

Оценка ОДВ 2000 выявила другие положительные результаты за 10 лет после Джомтьена. Многие страны разработали новые стратегии и приняли новые поли­тические, регламентарные и законодательные меры, направленные на достижение одной или нескольких целей ОДВ, и обеспечили их дополнительными финан­совыми и другими ресурсами. По сравнению с 1990 г., сегодня неправительственные организации, общест­венные группы и родители более активно участвуют в процессе принятия решений относительно школьной политики, мер по развитию детей младшего возраста и предоставления возможностей в области образования. Многие страны значительно повысили свой потенциал в использовании национальных оценок и других форм анализа для предоставления информации разработчи­кам политики в области образования.


Иными словами, ни одна из конкретных целей ОДВ не была достигнута в полном объеме и, особенно, ее основная задача, - обеспечение к 2000 г. возможности "всеобщего доступа" к базовому образованию и его "завершения". Однако существует достаточно дока­зательств того, что много стран предприняли серьезные шаги по выполнению повестки дня Джомтьена и что многие из этих действий увенчались успехом. Другие страны и некоторые регионы испытали большие неудачи, проявившиеся в снижении охвата среди кон­кретных групп, по широкому ряду причин, включая недостаток политической воли и гражданские бес­порядки.
Представляя свой синтез Оценки, Малколм Скилбек вы­сказал мнение, что уже сам факт установления целей Всемирной конференции по образованию для всех имеет побуждающее воздействие и что эти цели, пока еще пол­ностью не реализованные, сейчас более достижимы, чем 10 лет назад. По его словам, "нельзя считать события в Джомтьене провалом, только потому, что цели не были реализованы; хотя, тот факт, что прогресс был слабым, а иногда его не было вообще, должен вызывать большую озабоченность. Однако важно установить, были ли уси­лия оправданы, было ли достаточно решимости, сил и на­ходчивости, и стоит ли предпринимать дальнейшие шаги. Ответ, вытекающий из Глобального синтеза показывает, что приложенные усилия действительно были оправданы и что миссия ОДВ должна продолжаться с еще большей решимостью и возобновленными силами. Слишком много поставлено на карту, чтобы не приложить таких усилий".
В этом ключе участники Всемирного форума по обра­зованию перешли к обсуждению важных тем, которые в итоге нашли свое отражение в Дакарских рамках дейст­вий. Обсуждения приняли форму обращений к пленар­ным сессиям и дискуссий на ряде менее широких суб­пленарных и стратегических сессий, касавшихся четырех широких тем: справедливость и качество, эффективное использование ресурсов, сотрудничество с гражданским обществом и содействие образованию в интересах демо­кратии. Резюме этих дискуссий изложено ниже.
Образование - стержень стратегии развития

С того времени, когда политические лидеры впервые собрались в Джомтьене, по всему миру прокатилась новая волна политических и экономических потрясений. Однако было нечто, оставшееся неизменным на протяжении этих 10 лет - острая потребность в образовании- В любом случае, необходимость дать приоритет образованию для всех сейчас еще более морально и экономически оправдана, чем когда-либо ранее. Снова и снова, в исследовании за исследованием и в стране за страной хорошо организованные программы образования доказали, что они являются наилучшей инвестицией для средств, выделяемых на развитие. От Республики Корея, где целое поколение родителей позволила государству вложить заработанные тяжким трудом деньги в образование их детей, до моих собственных воспоминаний во время первого посещения США, когда я ехал на автобусе по всей стране и видел, что самые старые здания в городе и за городом были церковь или школа, вывод один: образование приносит плоды.


Спросите мать в кенийской деревне, девочку на высокогорьях Боливии или мальчика на рисовых чеках Таиланда, и ответ будет один - образование не заменить ничем. И вот почему мы в ПРООН весьма гордимся тем, что являемся одним из спонсоров Международного консультативного форума по образованию для всех.
Во многих частях мира мы достигли огромного прогресса после Джомтьена, однако, даже для тех стран, которые выполнили поставленные в области образования задачи, вехи уже сместились; начального образования недостаточно. Образование уже больше не является фундаментом, на котором страна строит свой успех в конкурентной борьбе, а становится успехом. Такие более старые меры конкурентоспособности, как затраты на труд, наличие ресурсов или инфраструктуры вытесняются людским капиталом. Самый главный вопрос для экономического успеха теперь таков: насколько умелы ваши люди? Знания преодолевают любые географические и экономические границы. Идеи крылаты, а в век информационной технологии они летят со скоростью света.

Марк Маллок Браун, Администратор ПРООН

(выступление на пленарном заседании)

Часть ІІ
Образование для всех: обеспечение более высокого качества и справедливости


Джомтьенская декларация ясно продемонстрировала, что достижение цели образования для всех требует обеспечения двух условий: всеобщего и справедливого доступа и высокого уровня преподавания и усвоения знаний. В начале 1990-х годов ставился сильный акцент на количественные показатели, например, повышение числа учащихся, поступающих в школу. К середине деся­тилетия, однако, политики и организаторы просвещения стали обращать все больше внимания на тот факт, что расширение доступа в отсутствие качественного обуче­ния представляет собой пиррову победу.
В течение ряда общих и специальных заседаний, посвя­щенных вопросам стратегии, участники Форума провели углубленное обсуждение многих аспектов этих двух вза­имосвязанных целей. Проведенный ими анализ роли но­вых педагогических технологий безусловно показал, что в общем плане невозможно разделить вопросы доступа, справедливости и качества. Ниже представлены резюме дискуссий, проходивших по теме I "Образование для всех: обеспечение более высокого качества и справедливости".
Технология базового образования: роскошь или необходимость?

Одним из важных изменений, произошедших в период между встречами в Джомтьене и Дакаре, было появле­ние новых информационных и коммуникационных техно­логий, особенно Интернета. Участники Форума хорошо осознавали, что в том смысле, в котором это воздейст­вует на стремление обеспечить образование для всех, революция в информационной технологии является потенциально обоюдоострым оружием. С одной стороны, новые технологии дают дополнительные возможности для распространения базового образования на недоста­точно охваченные районы и группы. Они способны преодолевать географическую отдаленность, вооружать учителей и учащихся информацией и открывать в классе мир с помощью кнопок и экрана. С другой стороны, распространение технологий усугубляет существующие неравенства между имущими и неимущими в области образования.


Форум рассмотрел воздействие как новых, так и традиционных технологий на базовое образование на субпленарной сессии, которая началась с обсуждения вопроса о том, является ли использование информа­ционной технологии роскошью или необходимостью. Участники пришли к выводу, что такая технология может рассматриваться как роскошь лишь в том случае, если определение базового образования настолько узко, что оно включает лишь грамотность, умение считать и элементарные жизненные навыки. Все мы живем в обществе, в котором быстрые изменения и расширение знаний требуют постоянного обучения. В данной ситу­ации, когда базовое образование следует рассматривать как учебную деятельность, проходящую постоянно, везде и среди всех, информационная технология стано-. вится насущной необходимостью. В бедных странах в нынешних условиях технологии должны быть доступны по цене и, как это и ни парадоксально, новая реальность такова, что бедные страны не могут себе позволить не использовать их в полной степени.
Участники отметили многие способы, посредством которых Интернет позволяет достичь сельских и других общин, которые пока еще не имеют традиционной проводной связи как, например телефона, и возможно никогда не будут ее иметь. Доступность по цене представляет собой проблему, однако такие страны, как Гана успешно решают ее с помощью "общинных учебных центров". Эти центры, работающие под эгидой местных организаций, послужили эффективным с точки зрения затрат средством укрепления базового образования, подготовки учителей, развития местного предпринима­тельства, укрепления правительственных и гражданских организаций и обеспечения населения малых деревень медико-санитарной информацией. Общинное радио является еще одним исключительно мощным средством, потенциал которого значительно увеличился благодаря таким новым технологиям, как недорогие портативные станции вещания частотной модуляции и цифровые радиосистемы, передающие через спутники или сотовую телефонную связь.
Выступавшие подчеркнули, что технология является лишь средством и что ее успех в укреплении качест­венного образования зависит от качества предшест­вующих решений в отношении задач, методологий и содержания образования. Как подчеркнул один из ораторов, ни одна из технологий не сможет исправить ошибочную теорию и практику в образовании или компенсировать недостаток политической привержен­ности. Проблема заключается в том, что необходимо переосмыслить учебные цели и согласовать решения, касающиеся соответствующих технологий, оборудования и программного обеспечения, с задачами образования. На заседании были представлены данные о том, как в Коста-Рике были согласованы приоритеты в отношении оборудования, программного обеспечения и людских ресурсов в рассчитанной на 12 лет программе, в рамках которой к компьютерам получили доступ 50% учащихся первой ступени среднего образования и 80% учащихся второй ступени среднего образования.
Часто упоминалось в обсуждениях и значение солидной инфраструктуры для внедрения новых технологий. Нереально ожидать, что учителя, впервые столкнув­шиеся с новой технологией могут взять на себя ответ­ственность за техническое обслуживание оборудования. Более того, поскольку включение новых технологий в образование является сложным и многогранным процес­сом, важно проводить опытно-показательные проекты и вносить соответствующие коррективы, прежде чем предпринимать деятельность в широких масштабах.

Ораторы подчеркнули, что нельзя рассматривать новые технологии как чудодейственное средство достижения образования для всех. Тем не менее, в связи с постоянным появлением новых педагогических техно­логий и резким снижением их стоимости даже бедные страны должны изыскивать пути для использования этих новых средств соответствующим образом. Международ­ному сообществу, со своей стороны, принадлежит важная роль в смягчении правил, которые ограничивают установление связей, в создании необходимых инфра­структур, содействии обмену программами, опытом и знаниями, и в поддержке разработки программного обеспечения.


Преодоление препятствий, мешающих образованию девочек

Широко признано, что выделение ресурсов на качест­венное образование девочек является одной из наибо­лее выгодных инвестиций для любого общества. Огром­ные социальные преимущества образования девочек включают целую гамму последствий от более высокого семейного дохода и снижения фертильности до улуч­шения здоровья и питания семьи, значение которых еще более возрастает с каждым последующим поколением.


Распространение базового образования на девочек и сокращение разрыва по признаку пола были определены в качестве приоритетов в Джомтьене, однако продви­жение по пути к достижению этих целей за последнее десятилетие было медленным по разным причинам, начиная с укоренившейся дискриминации в отношении женщин и кончая тем фактом, что помощь от стран и межправительственных организаций Севера оказалась гораздо меньше, чем ожидалось на Джомтьенской конференции. В некоторых странах то, что на первый взгляд представляется успехом в сокращении разрыва между мальчиками и девочками, фактически является результатом снижения записи в школу мальчиков.
Субпленарная сессия по этой теме рассмотрела сложные аспекты вопроса о разрыве по признаку пола с особым акцентом на значение создания такой учебной обста­новки, которая способствует образованию девочек. Ора­торы отмечали, что установки в обществе являются ключевыми факторами образования девочек, и что улуч­шение качества образования не обязательно побуждает родителей к тому, чтобы отправлять своих дочерей в школу. Они призвали расширить определение "качества", с тем чтобы оно включало концепцию "доброжела­тельного отношения к девочкам" или "учета специфики полов" в образовании. Участники также отметили, что обеспечение физической безопасностью в школах осо­бенно важно для привлечения к образованию девочек.
Выступавшие на этой сессии признали острую необхо­димость поставить больший акцент на образование девочек и рассматривать образование как средство обеспечения равенства женщин и предоставления им больших возможностей. Особое внимание было обра­щено на необходимость обеспечить, чтобы большее число девочек выбирали научно-техническую или профессионально-техническую специализацию и чтобы на уровне высшего образования во всех областях увеличивалось число студенток.
Подспудное значение культурных, социальных и экономических факторов в качестве причины разрыва по признаку пола рассматривалось как причина для того, чтобы принять холистический и комплексный подход к проблеме - такой подход, который сочетает улучшения в школе с мерами по укреплению программ развития детей младшего возраста, сокращению детского труда и переподготовке учителей и школьных администраторов. Выступавшие также признали, что при подготовке преподавателей имеет большое значение учет различий между мужчинами и женщинами; это касается также улучшения условий их безопасности и обеспечения отдельных туалетов для девочек.
И наконец, выступавшие подчеркнули, что хотя от­сутствие ресурсов, несомненно, является препят­ствием к сужению разрыва по признаку пола почти во всех развивающихся странах, ни одна страна не может оправдать бездействие ограниченностью ресурсов.
Удовлетворение особых и разнообразных образовательных потребностей: сделать инклюзивное образование реальностью

Концепция "инклюзивного образования" появилась в результате растущего консенсуса в отношении того, что все дети имеют право на одно и то же образование в местах их проживания, независимо от их происхождения, успеваемости и состояния здоровья. В Рамках действий подчеркивалась задача удовлетворения потребностей в обучении всех молодых людей и взрослых.


Забота об инклюзивности переросла из борьбы за интересы детей, имеющих особые потребности, в борь­бу против всякой политики и практики в образовании, которые ограничивают возможность обучения для некоторых детей с точки зрения программы обучения, культуры или местных учебных заведений. Вместо того чтобы концентрироваться на подготовке детей к обу­чению в существующих школах, новые идеи направлены на то, чтобы подготовить школы к работе со всеми деть­ми. Было также признано, что успехи в отношении досту­па не всегда сопровождались улучшением качества.
Обсуждения на стратегической сессии по этому вопросу показали, что не имеется убедительных результатов успешного инклюзивного образования во всеобъемлю­щем масштабе и что многие учителя не полностью верят в то, что инклюзивность может дать положительные ре­зультаты. Распространение образования для всех на са­мых обездоленных детей и взрослых требует применения целостного подхода, направленного на изменение не только нынешней практики, но и также ценностей, убеждений и установок.
Выступавшие на стратегической сессии по этой теме призывали использовать холистический подход к вклю­чению, который ясно ставит эту цель в замысле отчет­ности и систем финансирования, а также подкрепляет ее с помощью поддерживающего и охранного законода­тельства или соответствующей политики. Препода­ватели должны получать такую педагогическую под­готовку, которая позволяет удовлетворять различные по­требности в обучении с помощью множественных педа­гогических стратегий, гибких программ обучения и посто­янной оценки. Необходимо устанавливать партнерские отношения между учителями и администраторами, НПО, организациями родителей, профсоюзами, объедине­ниями предпринимателей и общинными организациями.
Обеспечение всеобщего и бесплатного начального образования

Дискуссия по этой теме концентрировались на кон­кретных стратегиях, которые оказались успешными в плане ускорения прогресса по достижению всеобщего обязательного и бесплатного начального образования в разных странах.


В докладе представителя Уганды указывалось, что реше­ние правительства оплачивать обучение до четырех де­тей из каждой семьи, привело к резкому увеличению за­писи в школу. Выступающий из Бразилии сообщил, что за­дача всеобщего доступа к начальному образованию почти достигнута в этой стране частично благодаря более четко определенным и сконцентрированным мерам по финан­сированию, которые оказали значительное воздействие в более бедных районах, где дети, особенно мальчики, вынуждены работать, чтобы прокормить семью.
Были также представлены данные из Индии о расши­рении школьного обучения благодаря таким мерам, как сокращение ранее считавшихся удовлетворительными расстояний от места жительства до школы, децентра­лизация планирования, привлечение общин к школьному планированию и картированию и использование гибкого графика обучения и альтернативных школ.
Докладчик от Международной организации труда под­черкнул значение ликвидации наихудших форм детского труда в целях содействия доступу к школьному обучению среди наиболее маргинализованных групп.
Многие участники призвали облегчить бремя долгов в качестве средства высвобождения ресурсов на на­чальное образование и подчеркивали, что междуна­родному сообществу необходимо разработать процедуры для повышения потенциала на местном и национальном уровнях. Другой часто упоминавшейся темой была необ­ходимость стимулировать спрос на школьное обучение со стороны семей, а не концентрироваться исключительно на вопросах предложения возможностей образования.
Расширение доступа к программам развития детей младшего возраста

Вопрос заботы о детях младшего возраста и их развитии рассматривался в Джомтьене как один из элементов расширения базового образования на основе призна­ния, что обучение начинается с рождения, а не с поступления в начальную школу. С тех пор осознание важности первых лет жизни возросло как в развитых, так и в развивающихся странах частично благодаря новым достижениям в исследовании мозга. В послед­нее время акцент в основном ставится на преду­преждение проблем, а не на "компенсацию" после их появления.


Несмотря на растущее понимание этих вопросов успехи в доступе к программам развития детей младшего воз­раста неравномерны. В наименее развитых странах очень малое число детей в возрасте до 4 лет охватыва­ется организованными программами, а в некоторых райо­нах, например в странах бывшего Советского Союза, ох­ват на практике снизился. Внимание по-прежнему кон­центрируется на "дошкольном образовании" для детей, которые скоро должны поступить в начальную школу.
Участники этой стратегической сессии подчеркивали необходимость многостороннего подхода к задаче повы­шения осознания важности воспитания детей в до­школьные годы и расширения программ развития детей младшего возраста. Такой подход должен обязательно быть многосекторальным и включать мероприятия и планы действий на местном, провинциальном и нацио­нальном уровнях. Участники обсуждения отметили, что распространение функциональной грамотности среди родителей имеет большое значение для расширения понимания важности дошкольных лет, и подчеркивали значение того, чтобы дети-инвалиды не исключались из программ развития детей младшего возраста и чтобы эти программы в равной мере были ориентированы на девочек и мальчиков.
Построение содержания базового образования в соответствии с потребностями и ценностями общества

Экономические, социальные и другие преобразования, захлестнувшие человечество в последние годы, потре­бовали пересмотра вопроса о том, какие знания, навыки и ценности необходимы для успеха в жизни. Движение к более открытым и демократическим обществам поро­дило потребность в таком обучении, которое выходит за пределы академической программы и усвоения фактов и ставит акцент на решение проблем и неограниченный поиск. Бурное развитие коммуникационных и инфор­мационных технологий требует более интерактивных и поисковых форм обучения, а ускоряющиеся темпы из­менений особо подчеркивают актуальность принципа "век живи - век учись". Кроме того, новым фактором является острая необходимость обеспечить, чтобы образование на всех уровнях и во всех ситуациях укрепляло культуру мира, терпимость и уважение прав человека.


Участники дискуссии на этой стратегической сессии отметили, что ни одна страна не сможет в будущем успешно функционировать на основе жестких и закры­тых систем образования. Имеется много типов обра­зования, однако каждая форма базового образования должна быть специально построена так, чтобы включать активную гражданственность и участие на всех уровнях, во всех обществах. Для обеспечения актуальности содержание базового образования должно быть привя­зано к поисковому исследовательскому обучению, охватывать всех учащихся и поощрять их к тому, чтобы они активно участвовали в решениях, касающихся планирования. Культура, искусство и творчество явля­ются неотъемлемыми компонентами образования для всех. Участники предложили рассматривать обеспечение образования с точки зрения целостной "экологии обучения". Такой подход признает, что обучение проис­ходит постоянно в ходе любых видов деятельности и на протяжении всей жизни человека.
Дать возможность учителям открыть горизонты для учащихся

Очевидно, что учителя играют ключевую роль в обеспе­чении образования, и качество образования в значи­тельной мере зависит от того, насколько компетентными и подготовленными учителя приходят в класс. К сожа­лению, этому препятствует много факторов, включая низкие оклады, низкий социальный статус, большую рабочую нагрузку, переполненные классы и отсутствие возможностей профессионального роста.


На данной стратегической сессии рассматривались возможные способы и пути повышения качества обра­зования за счет обеспечения большей поддержки учи­телям. Все согласны с тем, что во многих странах необ­ходимы дополнительные ресурсы; страна в Юго-Восточ­ной Азии, которая выделяет 20 долларов на учащегося в год, не может конкурировать с промышленными стра­нами, которые вкладывают более 5 000 долларов на уча­щегося; кроме того, необходимо более эффективно использовать существующие ресурсы.
Участники также подчеркивали значение постоянного повышения квалификации и профессионального роста с тем, чтобы дать возможность учителям оставить позади лекторство и зубрежку. Они подчеркивали необходи­мость использовать контроль за работой учителей и инспекцию как средство оказания им поддержки, а не выявления их ошибок и провинностей. Другие приводили примеры исследований, показывающих, что мотивация учителей тесно связана с качеством преподавания и что качество преподавания улучшается, когда учителям выделяют определенную роль в принятии педагоги­ческих решений и в разработке планов для совер­шенствования школ.
Оценка успехов в обучении

Во всемирной декларации об образовании для всех подчеркивается не только необходимость расширить доступ к образованию, но и значение обеспечения высококачественного образования для детей и взрос­лых. Повышение качества, разумеется, предусматривает определенный способ его измерения. Так, за последнее десятилетие росло сознание того, какую роль может сыграть в повышении качества базового образования оценка успехов в обучении.


На данной стратегической сессии были рассмотрены основные выводы из недавних оценочных обзоров, включая ряд крупных проектов в развивающихся странах Африки и Латинской Америки. Участники дискуссии отметили, что различие в успехах между отдельными районами в странах зачастую больше, чем между странами. Они продемонстрировали, как данные оценки использовались в качестве средства для более эффективного распределения малых ресурсов за счет выявления сельских и других групп населения с особыми потребностями. Многие выступавшие подчеркивали необходимость проводить оценку на постоянной основе и создать "культуру мониторинга". В качестве приоритета была выдвинута разработка концептуальной структуры и методологии для оценки жизненных навыков.
Большинство из дискуссий концентрировались на том, каким образом можно было бы использовать между­народную поддержку для создания местного и нацио­нального потенциала постоянной оценки.
Почему нужно отдавать приоритет образованию девочек

Опыт всех стран в области развития показывает экономическую ценность образования. Вместе с первичной медико-санитарной помощью образование является основой развития. Опыт также показывает значение концентрации усилий на образования девочек, Как мы слышали, девочки составляют две трети детей и подростков, которые не ходят в школу, и две трети неграмотных в мире - женщины.


Имеется много препятствий, мешающих сократить разрыв в образовании по признаку пола, однако ни одно из них не является непреодолимым. Многие из них существуют лишь умозрительно. Как-то так получается, что разработчики политики, политические лидеры и даже родители все еще не понимают острейшей необходимости давать образование девочкам, Во многих обществах именно те блага образования для девочек и женщин, которые выражаются в знании своих прав, чтобы защитить себя от насилия, болезней и нежелательной беременности, а также в экономической власти, как раз и являются теми причинами, по которым общества/страны сознательно или подсознательно лишают девочек возможности получить образование. В ряде стран содержание образования девочек селективне и направлено на то, чтобы подготовить их к роли жены или матери. Образование для девочек и молодых женщин все еще рассматривается как нечто необязательное - цель. которую можно попытаться достичь, когда будут удовлетворены другие, более острые потребности. Однако нет более насущной необходимости, чем высвободить людской потенциал и обеспечить экономический вклад половины наших молодых людей, которые принадлежат к женскому полу. Вот почему политическая приверженность и лидерство будут столь важны для достижения цели образования для всех, особенно для девочек.
Нищета зачастую выставляется как причина ранней выдачи девушек замуж, однако я считаю, что более веской причиной является культурный консерватизм, в соответствии с которым для девочек не предусматривается иной роли, кроме роли будущих жен и матерей. Будущее девочки зачастую предопределено, и ее выборы и альтернативы заранее ограничены культурными нормами и практикой. Культура, которая на дает женщине возможности выбора, должна быть изменена.
За последние 30 лет страны, которые инвестировали в образование девочек в качестве одного из приоритетов в этой области и части комплексного подхода к социальному развитию, получили великолепные результаты. Как у группы, у них отмечается более медленный демографический рост, более быстрый экономический рост и более высокий уровень социального единства. Всем странам пора отбросить сомнения и опасения в отношении образования женщин и выделить ему самый высокий приоритет.

Нафис Садык, Исполнительный директор ЮНФПА

(выступление на пленарном заседании)

Сквозная тема
Значение создания школ доброжелательного отношения" к ребенку
Достижение всеобщего начального образования - это не просто вопрос записи всех детей в школу Необходимо, чтобы ребенок оставался в школе достаточно долго, для того чтобы овладеть элементарной грамотностью и арифметикой, а по оценкам на это требуется около 5 лет обучения.
Дети отсеиваются из школы по разным причинам, включая впечатление родителей, что школа не обеспечивает эффективного удовлетворения потребностей ребенка и не отвечает его наилучшим интересам Таким образом, для достижения всеобщего начального образования, повышения качества образования, содействия равенству образования и инклюзивности и для достижения справедливого отношения к обоим полам исключительно важное значение имеет создание школ "доброжелательных к ребенку".
Необходимость доброжелательной к ребенку школы родилась как тема, которая пронизала несколько сессий Форума Участники дискуссии определили, по крайней мере, 3 области, имеющие большое значение для создания такой учебной обстановки здание и инфраструктура, политика и обслуживание, учебная программа и преподавание.
Первое требование к школе, доброжелательной к ребенку, заключается в том, чтобы здания и инфраструктуры были в хорошем состоянии, чтобы там имелось достаточно пространства для каждого ребенка, соответствующая мебель, хорошее освещение и общая светлая приветливая и радостная обстановка Нужно, чтобы туалеты и умывальники отвечали санитарным требованиям, а школы находились на более близком расстоянии к домам учащихся, что особенно важно для девочек.
В дополнение к обычной учебной программе доброжелательные к ребенку школы предлагают консультации, обеспечивают услуги в области здравоохранения и питания, а также возможности принимать участие во внеклассных мероприятиях, например, заниматься в спортивных группах и в различных кружках Для того чтобы удовлетворять потребности специфических групп учащихся, например из коренных народов или имеющих особые образовательные потребности, необходимы специальная политика и позитивные программы действий Во многих странах, особенно в некоторых районах Южной Азии и Африки к югу от Сахары, специальная политика требуется для привлечения и удержания в школах девочек.
И, наконец, доброжелательные к ребенку школы работают по программам и учебникам, составленным на основе уважения к местным языкам, культурам и особенностям познания, а их педагогические методы концентрируются на обучаемых, а не на обучающих.
Участники провели бурную дискуссию в отношении того, как добиться, чтобы в центре внимания школ находились дети Все согласились с тем, что преподавателям необходима подготовка, чтобы они могли использовать более творческие и нестандартные подходы и вскрыть учебный потенциал ребенка Участники дискуссии не пришли, однако, к единому мнению по вопросу об участии и ответственности общины Многие считали, что общины и родители являются важным источником информации, наставничества и поддержки для педагогов, тогда как другие считали, что родители не имеют достаточных педагогических знаний, позволяющих им определять, что лучше для образования их ребенка.
Выступавшие также отметили, что децентрализация власти иногда может стать предлогом для центрального правительства, чтобы избавиться от собственной ответственности за финансовую и другую поддержку образования Очень важно, чтобы программа децентрализации и предоставления больших полномочий общине сопровождалась передачей ресурсов, которые позволят общинам взять на себя эту ответственность Ресурсы местного происхождения должны дополнять, а не заменять финансовые обязательства центрального правительства.
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница