Yehoshua Eliyahu Rohr Содержание Предисловие редактора Что такое еврейская традиция? Основа традиции Вопросы для повторения Что такое Тора? Дарование Торы Еврейский закон



страница1/6
Дата01.11.2016
Размер0.83 Mb.
  1   2   3   4   5   6
Еврейская традиция

Учебник для 8-10 классов еврейских школ с преподаванием на русском языке

Под общей редакцией проф. Германа Брановера
«ШАМИР»
СОЮЗ РЕЛИГИОЗНОЙ
ЕВРЕЙСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
ИЗ СССР И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ
ИЕРУСАЛИМ 5758 • 1998
This volume was published thanks to the generosity of
THE ROHR FAMILY
(Miami, Florida)
and is lovingly dedicated to the memory of
Yehoshua Eliyahu Rohr
Содержание

Предисловие редактора

1. Что такое еврейская традиция?

Основа традиции

Вопросы для повторения

Что такое Тора?

Дарование Торы

Еврейский закон

Различия в традиции разных общин

Лексикон


1. Что такое еврейская традиция?

2. Еврейский народ

Общины

Вопросы для повторения



Еврейские языки

Названия еврейского народа

Еврейская земля

Первые евреи

Кто еврей?

Евреи сегодня

Лексикон

2. Еврейский народ

3. Основные периоды еврейской истории

Замечание для учителей:

Эпоха праотцев

Из египетского рабства в Эрец-Исраэль

От завоевания Эрец-Исраэль до разрушения Первого Храма

От вавилонского плена до прихода римлян

Разрушение второго Храма и начало римского изгнания

Долгое изгнание

Новое время

Вопросы для повторения

Лексикон

3. Основные периоды еврейской истории

4. Дарование Торы. Заповеди

Кому дарована Тора?

Вопросы для повторения

Что именно дано в дар?

Текст Торы

Язык и буквы

Знаки чтения

Числа


Переводы Торы

Заповеди


Связь «религиозности» и Заповедей

Избранность Израиля

Тора и другие народы

Лексикон


4. Дарование Торы. Заповеди

5. Главные книги еврейской традиции

Еврейские книги и их изучение

Вопросы для повторения

Танах (Библия)

Тора


Комментарии к Торе

Пророки


Писания

Комментарии к Танаху

Талмуд

Мишна


Гмара

Агадическая литература

Галахическая литература

Другие книги

Лексикон

5. Главные книги еврейской традиции

Танах (Библия)

6. Синагога и молитва

Молитва и благословения

Вопросы для повторения

Общественная и личная молитва

Особые функции участвующих в общественной молитве

Как устроена синагога

Чтение Торы

Личные молитвы

Молитвенник

6. Синагога и молитва

7. Земля Израиля

Связь Народа Израиля с его землей

Вопросы для повторения

Границы Эрец-Исраэль

Иерусалим

Алия и йерида

8. Принципы Рамбама

Рамбам

Вопросы для повторения



«Я верю...»

Приход Машиаха

Лексикон

8. Принципы Рамбама


Предисловие редактора


Людям свойственно неимоверно быстро забывать о мечте, которая сбылась. Многие из нас – представителей старшего поколения евреев, родившихся и живших в Советском Союзе, десятки лет мечтали о чуде – о воссоздании там еврейского воспитания, разрушенного большевистской революцией, растоптанного Евсекцией. Мечтали, и в то же время исключали какую бы то ни было вероятность того, что мечта эта когда-нибудь сбудется. Ведь для этого необходимо было, чтобы стальной коммунистический режим прекратил свое существование. А такое могло произойти только каким-то сверхъестественным образом. В сверхъестественное же нас отучил верить все тот же режим...
И все же чудо это произошло. Но, увы, фанфары не звучали... Жители обретших независимость республик бывшего Советского Союза, в том числе и евреи, стонали от ран развалившейся экономики, завидовали новоявленным бизнесменам-миллионерам, дивились обилию товаров в магазинах, товаров столь дорогих, что многие могли ими только любоваться. Американские и израильские борцы за права советских евреев утратили всякий интерес к этой теме, переставшей быть сенсационной. О реализовавшейся возможности воссоздать систему еврейского воспитания думали очень немногие. Прежде всего это были любавичские хасиды, которые, следуя наставлениям Ребе, не переставали секретно распространять учение Торы даже в годы сталинского режима, каравшего такую деятельность смертью. Естественно, что именно они начали создавать еврейские школы уже в 1988-1989 годах.
Как известно, ныне на территории бывшего Советского Союза функционируют несколько десятков еврейских школ (увы, все еще катастрофически мало!), большая часть которых финансируется и управляется любавичской организацией «Ор Авнер».
Есть, однако, также значительное число школ, созданных другими организациями, в том числе и секулярные школы. Координация методики преподавания еврейских предметов, программ и т. д. производится как Министерством просвещения Израиля, так и Ассоциацией директоров еврейских школ СНГ и Балтийских стран, созданной Мемориальным фондом еврейской культуры (Нью-Йорк) и действующей под эгидой этого фонда.
Учителям еврейских предметов в этих школах приходится преодолевать много трудностей. Одной из главных трудностей было отсутствие систематического учебника еврейской традиции на русском языке. Книга, лежащая перед вами, является первой попыткой восполнить этот пробел. Инициатива создания учебника исходила от Ассоциации директоров. Мемориальный фонд еврейской культуры и, прежде всего, его директор – доктор Джерри Гохбаум, с большим энтузиазмом поддержал эту инициативу. Создание учебника было поручено иерусалимскому издательству «Шамир». Первоначальный текст был написан Зеэвом Гейзелем (Иерусалим). Текст этот был критически прочитан и в ряде мест изменен Любой Горелик (Кфар-Хабад). Черновой вариант учебника был опробован в более чем десяти школах России, Украины, Прибалтики. И снова учебник несколько раз переделывался и редактировался. Однако авторы и редактор понимают, что работа эта далеко не завершена. Мы ждем дальнейших замечаний и предложений от учителей, родителей, а также от учеников.
Учебник предназначен для учеников 8-х-10-х классов как религиозных, так и нерелигиозных школ. Он дает только общий и весьма краткий обзор еврейской традиции. По замыслу должны быть созданы еще 2-й и 3-й тома учебника, посвященные более детальному описанию еврейской традиции в отношении праздников и заповедей, связанных с циклом жизни человека. Предполагается также выпустить упрощенный вариант всех трех томов учебника, предназначенный для учеников 5-х-7-х классов.
Профессор Герман Брановер, Иерусалим, месяц мархешван 5758 г.

1. Что такое еврейская традиция?


Еврейский народ существует уже более трех тысяч лет. Его образ жизни и философия, моральные нормы и календарь, обучение детей и взгляд на историю – все это и многое другое объединяется понятием «еврейская традиция». Когда говорят о еврейской традиции, имеют в виду нечто существенно отличное от того, что называется национальной традицией у других народов – древних и молодых. Почему?
Нет никакого сомнения, что существует, скажем, французская, венгерская или корейская национальная традиция. Но невозможно четко ответить на вопросы: «Что является источником французской (венгерской, корейской) традиции и с какого момента можно отсчитывать начало этой традиции?».

Основа традиции


Еврейская же традиция, в отличие от других, имеет свой конкретный источник – Тору. И религиозные, и нерелигиозные евреи соглашаются, что Тора – основа еврейской традиции, хотя и не все одинаково ревностно следуют этой традиции в повседневной жизни.
Еврейская традиция называется на языке иврит (о нем мы будем подробнее говорить в следующем параграфе) «масорет Исраэль»; слово «масорет» происходит от глагола масар, означающего «передавать», так как традиция – это то, что передается из поколения в поколение. Но часто используют и термин «морешет Исраэль»; слово «морешет» происходит от глагола яраш, означающего «наследовать». Это выражение, следовательно, можно было бы точнее перевести как «еврейское наследие».
Таким образом, эти два названия выражают два качества еврейской традиции: это и фундамент жизни народа, и то, что объединяет его во всех поколениях.

Вопросы для повторения


В чем отличив еврейской традиции от других национальных традиций?
Что является источником еврейской традиции?
Как называется еврейская традиция? Почему?

Что такое Тора?


Тора – означает на иврите «учение, наставление». Торой обычно называют всю совокупность «еврейского учения», данного самим Вс-вышним Моисею (Моше) на горе Синай. Различают следующие части Торы:
Письменная Тора (на иврите «Тора шебихтав» — в узком смысле книга (в русскоязычной литературе обычно называемая Пятикнижием, а на иврите – Хумаш), которую получил еврейский народ от Вс-вышнего на горе Синай более трех тысяч лет тому назад; в широком смысле так называют Танах. Слово Танах является аббревиатурой слов «Тора», «Невиим», «Ктувим», означающих «Учение», «Пророки», «Писания» (подробнее мы будем говорить об этом в главе «Главные книги еврейской традиции»). На европейских языках Танах называется Библией.
Устная Тора («Тора шебеалпэ» — вся остальная часть еврейского учения; называется она «Устной» потому, что, в отличие от Письменной, передавалась устно от одного поколения к другому и только после завоевания древнего Израиля Римом, когда угрожала опасность потери традиции, наиболее важные ее части были записаны. Самая известная книга устной традиции называется «Талмуд», что буквально означает «изучение». Подробнее о Талмуде, Мишне и других книгах, содержащих записанную часть устной традиции, мы также будем говорить в главе «Главные книги еврейской традиции».
Когда говорят «Тора», имеют в виду и Письменную, и Устную Тору. Еврейская традиция рассматривает их как нечто единое и цельное; она относится к Устной Торе с таким же уважением, как и к Письменной. Устная Тора истолковывает и объясняет Письменную Тору. Письменная Тора является главной Книгой еврейства, но без Устной Торы она осталась бы только книгой, а не основой жизни. В следующих уроках мы еще вернемся к этой теме, а пока приведем эпизод из жизни выдающегося еврейского мудреца раби Гилеля (слово раби означает «учитель»), жившего примерно две тысячи лет тому назад.
Пришел к нему один неграмотный человек, который заявил: «Я хочу учиться у тебя Торе. Но только Письменной Торе, потому что Устную Тору я не принимаю». – «Хорошо, – ответил ему раби Гилель, – начнем с алфавита, которым записана Письменная Тора. Это - буква алеф...» На следующий день раби Гилель показал ему ту же букву и сказал: «Это – буква бет...» – «Как же так, – возмутился ученик, – ведь вчера ты мне объяснял, что это – буква алеф?!» - «Правильно, – ответил ему раби Гилель. – Это – буква алеф; но откуда нам это известно? Из того, что мы учили с тобой, то есть из устной традиции. Точно так же, как Устная Тора донесла до нас названия букв Письменной Торы, она донесла до нас все указания о том, как правильно читать и понимать ее».
Когда во время молитвы в синагоге читают текст из Торы, используют свиток Торы («Сефер Тора»). Такие свитки находятся в каждой синагоге; они написаны от руки по определенным правилам на пергаменте специальными чернилами и содержат текст Письменной Торы в том виде, в каком она была получена еврейским народом от Вс-вышнего. Подробнее мы поговорим об этом в главе «Синагога и молитва».

Вопросы для повторения


Что означает слово «Тора»?
В каком смысле традиция упоминает слово «Тора»?
Что такое Письменная и Устная Тора? Какая между ними связь?
Что такое свиток Торы?

Дарование Торы


Согласно еврейской традиции, Тора была дарована еврейскому народу после его исхода из Египта. Произошло это более 3300 лет тому назад на горе Синай, на Синайском полуострове. Об этом написано в самой Торе.
Дарование Торы – центральное событие всей еврейской истории, оно занимает особое место в традиции. Подробнее мы будем говорить о нем в главе «Дарование Торы. Заповеди».

Еврейский закон


В еврейской традиции существует понятие галаха, которое можно перевести как «правило поведения». Галаха является законом, обязательным для каждого еврея.
Как уже было сказано, Тора – основа традиции всего еврейского народа. Однако за тысячелетия в разных еврейских общинах возникали свои особые обычаи (на иврите мингаг). Все эти обычаи, если они не противоречат галахе, составляют часть еврейской традиции, и нет смысла выяснять, который из них «правильнее».

Различия в традиции разных общин


Как уже было сказано, Тора – основа традиции всего еврейского народа. Однако за тысячелетия в разных еврейских общинах возникали свои особые обычаи (на иврите мингаг). Все эти обычаи, если они не противоречат галахе, составляют часть еврейской традиции, и нет смысла выяснять, который из них «правильнее».
Традиция относится с исключительным уважением к обычаям каждой еврейской общины: ведь эти обычаи определяли жизнь общины в течение долгого периода и позволили ей сохраниться как части еврейского народа. Более того, существует правило, что если еврей попадает в какую-нибудь еврейскую общину, он должен уважать ее обычаи.

Вопросы для повторения


Какое событие является, согласно традиции, центральным в еврейской истории?
Что такое гапаха и мингаг?
Есть ли разница в традициях разных еврейских общин?

Лексикон
галаха


масорет
масорет Исраэль
мингаг
морешет Исраэль
Сефер-Тора
Талмуд
Тора
Тора шебеалпэ
Тора шебихтав

кегила
лешон кодеш


Леа
левиим
Рахель
Ривка
Сара
сфаради
эда
Эрец-Исраэль
Яаков

3. Основные периоды еврейской истории

Замечание для учителей:
Эти главы ни в коем случае не заменяют курса «Еврейская история». Их задача -дать представление о делении еврейской истории на основные периоды и напомнить ученикам общую канву событий, чтобы облегчить восприятие материала в остальных частях учебника.

Эпоха праотцев


С праотцев начинается история еврейского народа, как она описана в первой книге Торы «Брейшит» («В начале»), начиная с главы «Лех леха». Там рассказывается о том, что Вс-вышний повелел Аврагаму идти в страну, «...которую Я покажу тебе...». Повеление это было дано именно Аврагаму, так как был он человеком, верившим в единого Б-га вопреки господствовавшему тогда в мире идолопоклонству, и Аврагам проповедовал эту веру всюду, куда он приходил. Кроме того, Вс-вышний заключил с ним союз, согласно которому, от Аврагама произойдет великое и особенное потомство, которое выполнит задачу Аврагама – свидетельствовать всему человечеству о том, что Вс-вышний не только создал, но и управляет этим миром. В дальнейшем Вс-вышний возобновил этот союз с Ицхаком и с Яаковом.
Земля, о которой Вс-вышний говорил Аврагаму, – Эрец-Исраэль, Земля Израиля. Почти вся эпоха праотцев проходит в этой стране (например, Ицхак провел в ней всю свою жизнь), но в конце концов, из-за страшного голода Яаков со всем семейством уходит в Египет, где к этому времени Йосеф, один из сыновей Яакова, достиг высочайшего положения, став правителем страны.
Уход еврейского народа из Эрец-Исраэль (XVI в. до н. э.) называется в традиции ивритским словом «галут» – «изгнание». Уход Яакова с сыновьями в Египет стал началом самого первого галута - египетского.

Из египетского рабства в Эрец-Исраэль


Во второй книге Торы – «Шмот» («Имена») рассказывается: через некоторое время после смерти Йосефа отношение к евреям в Египте изменилось – они стали рабами. Но, несмотря на тяжелое и унизительное положение, евреи верили, что придет день, и они выйдут из египетского рабства и обретут свободу в Эрец-Исраэль. В еврейском народе появился руководитель по имени Моше бен-Амрам. К этому человеку еврейская традиция относится с огромнейшим уважением и называет его Моше-рабейну, то есть «наш учитель Моше». Б-г повелел Моше вывести евреев из Египта, и Моше пошел к фараону. «Отпусти народ Мой, чтобы они служили Мне», -передал Моше приказ Вс-вышнего, но фараон отказал. Тогда (XIV в. до н. э.) на Египет были обрушены страшные несчастья, известные в традиции под названием десяти казней египетских, и фараон вынужден был отпустить еврейский народ. Однако вскоре египтяне передумали и египетская армия пыталась преследовать евреев, но Б-г сотворил чудо, и евреи перешли через расступившееся перед ними Красное море, а египтяне вместе со всеми своими колесницами утонули, пытаясь пройти по дну моря следом.
Пройдя через тяжелое сражение с Амалеком – самым враждебным по отношению к евреям народом, – израильтяне вышли к горе Синай в пустыне. В 1312 г. до н. э. на этой горе состоялось самое главное событие в истории евреев: Вс-вышний через Моше-рабейну передал еврейскому народу дар – Тору (см. главу «Дарование Торы. Заповеди»). С этого дня мы ведем отсчет еврейской истории. Здесь был духовно возобновлен союз между Вс-вышним и Его народом (подробнее об этом мы узнаем в главе «Дарование Торы. Заповеди»).
Через несколько дней евреи подошли к границам Эрец-Исраэль. Как подробно рассказывается в Торе, ими овладел страх перед жителями этой страны и, вопреки наставлению, полученному Моше-рабейну от Б-га, они отказались войти в нее. В наказание за это евреи были обречены блуждать по пустыне еще 40 лет, пока не вымерло все поколение рабов, что вышли из Египта, пока евреи не освободились от рабской психологии (отсюда происходит выражение «поколение пустыни»; подробнее об этом мы будем учить в разделе «9-ое Ава» во второй части учебника).
В Торе рассказывается, что в результате другого события самому Моше-рабейну тоже не было разрешено войти в Землю – евреи вошли в нее под руководством преемника Моше по имени Йегошуа бин-Нун.

От завоевания Эрец-Исраэль до разрушения Первого Храма


Войдя в Эрец-Исраэль и завоевав большую ее часть под руководством Йегошуа, евреи начали строить свою страну, развивать сельское хозяйство и ремесла. При этом надо было отражать набеги филистимлян – враждебного соседнего народа. Тем не менее, долгое время евреи не создавали своего государства, так как это означало бы служить земному царю, что противоречило клятве евреев служить только Царю Небесному – Б-гу. Евреями управляли люди, которых называли шофтим – судьи, хотя их функции выходили далеко за рамки суда. Шофет был, в сущности, полноправным правителем, пока придерживался законов Торы, и поэтому пользовался огромным авторитетом среди евреев. Наиболее известными шофтйм были Эгуд, Гидеон, Шимшон и пророчица Двора. Наконец, пророком Шмуэлем был помазан на царство первый еврейский царь – Шауль из колена Биньямин. Но он не проявил себя как человек, полностью достойный этого звания, и погиб. После него царем стал Давид из колена Йегуда – самый знаменитый из всех еврейских царей, бывший одновременно и великим пророком. От него произошла царская династия, некоторые ее потомки известны и сегодня. После Давида на престол взошел его сын Шломо, известный своей необычайной мудростью; он был удостоен Вс-вышним права построить Иерусалимский Храм, ставший символом служения еврейского народа Вс-вышнему и самым святым для еврея местом: с точки зрения еврейской традиции Храм – это место на земле, где постоянно пребывает Шхина - Б-жественное присутствие. Он был построен в 832 г. до н. э.
При Давиде и Шломо еврейское государство расширилось до наибольших за всю свою историю пределов.
Евреи первыми разделили власть в государстве на исполнительную, законодательную и судебную. Исполнительная власть находилась руках царя. Законы принимались Собранием Старейшин еврейского народа, состоявшем из наиболее уважаемых мудрецов Судебные разбирательства проводил еврейский суд – бейт-дин, состоявший из хорошо разбиравшихся в законах людей.
После смерти Шломо в стране произошел раскол, и возникли два еврейских государства: северное – Израиль и южное – Иудея Несмотря на кровное родство их граждан, государства эти так и не смогли вновь объединиться, их правители зачастую отходили от Торы, и в итоге сначала пало Северное Царство, а затем в результате нападения царя Ассирии Невухаднецара (Навуходоносора) – и Южное. Простояв 410 лет, Первый Храм был разрушен, а евреи угнаны в рабство. Начался новый галут – вавилонский. Но пророки, в свое время предупредившие о начале галута, обещали: и этот галут закончится!

От вавилонского плена до прихода римлян


Через 70 лет после изгнания евреев из Эрец-Исраэль завоеватель Вавилона персидский царь Кореш (Кир) разрешил евреям вернуться на свою землю. Вернулось лишь около 40 тысяч, которые избежали ассимиляции. Эти вернувшиеся из галута евреи стали восстанавливать Храм. Храм был восстановлен, и весь период, пока он существовал (350 до н. э. – 70 н. э.), называется «эпохой Второго Храма».
Через год после завершения восстановления Храма в Иерусалим с группой в 1500 человек прибыл из Персии еврей по имени Эзра, известный своей ученостью и пользовавшийся большим авторитетом. По приезде он обнаружил, что духовная жизнь евреев в Эрец-Исраэль находится в упадке, люди пренебрегают изучением Торы и соблюдением ее законов, да и о восстановлении нормальной хозяйственной жизни нет речи. Положение осложнялось тем, что самаритяне (на иврите – шомроним) – потомки язычников, переселенных в Эрец-Исраэль ассирийским царем вместо угнанных в рабство жителей Северного Царства и смешавшихся с немногочисленными оставшимися евреями, – переняли от них частично веру в единого Б-га и поэтому считали себя подлинными хозяевами страны и мешали евреям заново в ней устроиться. Вместе с богатым евреем по имени Нехемъя, занимавшим до этого высокий пост в Вавилоне, Эзра возродил нормальную еврейскую жизнь в Эрец-Исраэль: Иерусалим был отстроен, возобновилось изучение Торы, еврейские суды решали спорные вопросы в согласии с Законом Торы. Было создано собрание из 120 величайших еврейских мудрецов, называвшееся Кнесет гагдола («Великое собрание»), впоследствии получившее название Сангедрин. Минимальное число его членов, необходимое для достижения кворума, равнялось 71.
В 332 г. до н. э. Эрец-Исраэль была завоевана и оказалась в составе империи Александра Македонского. Сам Александр относился к евреям с большим уважением, но после его смерти империя раскололась, и евреи оказались во власти греко-египетской династии Птолемеев. Все больше и больше евреев ассимилировались, то есть превращались в «греков еврейской национальности», пока правитель Антибх Эпифан из рода Селевкидов не запретил под страхом смертной казни исполнение важнейших еврейских законов. Евреи поднялись на борьбу – и с греческой властью, и с ее еврейскими прислужниками – «эллинизаторами», которых ослепила основанная на культе тела греческая (эллинская культура). В 167 г. до н. э. коген Мататьягу Хашмонай и его сыновья Йоханан, Шимон, Йегуда, Эльазар и Йонатан подняли восстание. Оно превратилась в войну, руководил которой третий сын Мататьягу – Йегуда, по прозвищу Макабй; поэтому войну эту называют маккавейской, а ее руководителей – Маккавеями. В ходе войны (в 164 г. до н. э.) Храм был освобожден и освящен заново, был заключен союз с Римом, и впоследствии страна получила автономию. Во главе евреев стояли цари из рода Хашмонаим.
В это время проявился разный подход к изучению Торы среди евреев. Часть из них, называвшая себя цдуким; по-русски принято писать «саддукеи»), заявляла, что Устная Тора ни к чему не обязывает, и поэтому многие из законов можно отменить, чтобы «идти в ногу со временем». Другая часть – ессеи – проповедовала аскетизм, то есть отказ от нормальной жизни, вегетарианство, самобичевание и даже безбрачие. Несмотря на искренность побуждений и тех, и других, от них не осталось никакого следа в еврейском народе, что еще раз продемонстрировало, насколько опасно пытаться «исправлять» Тору – «в духе времени» или «по моральным соображениям». Осталась живой лишь еврейская традиция, основанная на Торе (Письменной и Устной).

Разрушение второго Храма и начало римского изгнания


В 63 году до н. э. римский полководец Помпеи вошел в Иерусалим. Сначала отношение римских властей к евреям Эрец-Исраэль было вполне терпимым и даже благожелательным, но с течением времени это положение изменилось и в конце концов отношения приняли открыто враждебный характер. В 66 году н. э. в Иерусалиме вспыхнуло восстание, которое затем переросло в тяжелую кровопролитную войну на всей территории Эрец-Исраэль. В ходе войны евреям удалось освободить Иерусалим, но в конце концов огромная римская армия победила. Значительная часть еврейского населения погибла от рук римлян, голода и болезней, многие были угнаны в рабство. Последний очаг сопротивления – крепость Мецада у Мертвого моря – держалась до 73 г. н. э., и только когда уже не оставалось никакой надежды, все 960 защитников крепости покончили с собой.
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница