Яхта устройство и управление



Скачать 221.07 Kb.
Дата06.05.2016
Размер221.07 Kb.

ЯХТА

УСТРОЙСТВО И УПРАВЛЕНИЕ


комплектация

системы навигации

двигатель

определение положения

курсы относительно ветра

повороты


работа с парусами

влияние ветра и течения

маневрирование

сигналы гонок





УСТРОЙСТВО ПАРУСНОЙ ЯХТЫ





КОМПЛЕКТАЦИЯ ЯХТЫ



ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЕНИЯ ПАРУСНОЙ ЯХТЫ

Основным размерением яхты, определяющим ее класс, является общая длина корпуса (в футах или метрах). Обычно она выносится в название модели, например Sun Odyssey 32. Минимальный комфорт (полноценный гальюн и камбуз в полный рост человека) возможен на яхтах длиной более 25 футов. Такие яхты называются крейсерскими.

При перевозке или небольших перемещениях яхты следует знать ее общие габариты вместе со средством доставки — прицепом или кильблоком.

При движении по водоемам важно знать максимальную осадку яхты, чтобы выбирать достаточные по глубине места акватории, где она может пройти, а также учитывать высоту мачты над водой для прохода под мостами и линиями электропередачи, висящими над водой.





СИСТЕМЫ НАВИГАЦИИ

GPS-приемники

Спутниковая навигационная система является

стандартным оборудованием для всех судов.

Позволяет с максимальной точностью определять

местоположение судна, направление и скорость его

движения, пройденный путь, путевые точки

и маршрут. Представляет данные

в алфавитно-цифровой или графической форме.

КАРТПЛОТТЕР (ЧАРТПЛОТТЕР)

Позволяет получить наиболее полное представление о своем местонахождении и перемещении судна на электронной карте в различных масштабах в любой момент времени. Помогает решать задачи предварительных расчетов, строить маршруты переходов, а также существенно облегчает процесс судовождения: от возврата в заданную точку («человек за бортом»), сигнализации при уклонении от курса и дрейфе на якоре, поиска информации о маринах и портовых службах до подключения авторулевого для следования по маршруту. Используются цифровые карты, стандарт С-Мар NT+ и С-Мар NT Max. Интерфейс некоторых картплоттеров русифицирован.

ЭХОЛОТЫ И АКУСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ОБЗОРА

Представляют собой навигационные акустические системы измерения расстояний до отражающих объектов в морской среде (дно, скалы, косяки рыб и т. д.).

Раздельный экран эхолота с акустической системой обзора дает полное представление о перемещении судна относительно грунта под килем и препятствиях по носу судна.




РАДАР (РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СТАНЦИЯ)

Необходим при ухудшении видимости

в тумане или ночью для безопасного

расхождения со встречными судами

и определения места судна на локационной

видимости от берега.

Принцип работы основан на измерении

расстояний до отраженных объектов

в окружающей воздушной среде

и отображении полученной информации

на экране в географической или судовой

системе координат.

Часто в одном приборе сочетаются радар и картплоттер. Управление некоторыми приборами настолько продумано и логично, что пользоваться ими сможет начинающий судоводитель без особых навыков.



ДВИГАТЕЛЬ

Подавляющее большинство неисправностей в работе двигателя связано с топливной системой и прежде всего с чистотой самого топлива. Особое внимание уделяйте заправке и не доверяйте ее людям некомпетентным. Нередки случаи, когда вместо топлива заливается вода или вместо бензина — дизтопливо. Если на вашем судне два двигателя, у каждого должен быть свой танк и своя изолированная топливная система.



Топливные танки периодически подвергаются профилактическим осмотрам и чисткам. Для предотвращения появления конденсата и коррозии во время длительных стоянок танки должны быть полностью заправлены.

Перед выходом в плавание всегда проверяйте наличие необходимого количества топлива, которое следует иметь с резервным запасом не менее 30% от предполагаемого расхода. Рекомендуется также иметь неприкосновенный запас топлива в канистрах.

Смазка двигателя определяет долговечность его работы. Замена масла и масляного фильтра, катодов выполняется в рамках технического обслуживания судна. Необходимо следить за уровнем масла и доливать его в случае необходимости согласно инструкции по эксплуатации, для чего держать на борту небольшой запас масла нужной марки.

Особое внимание обратите на состояние стартерной аккумуляторной батареи, т.к. при выходе ее из строя невозможно запустить двигатель. Рекомендуется иметь комплект перемычек для использования сервисной батареи в режиме стартерной.

Система охлаждения судового двигателя состоит из следующих основных элементов: внутреннего замкнутого контура с антифризом для предотвращения коррозии и размораживания, внешнего контура охлаждения забортной водой и теплообменника между ними. Внешний контур охлаждения защищен специальным фильтром от попадания в систему ила или песка. Система состоит из трубопроводов и водяных помп

на каждом контуре.

Исправная система охлаждения гарантирует длительную работу двигателя.

Перегрев двигателя обычно связан с засорением фильтра внешнего контура охлаждения или нарушением герметичности. Не исключено попадание в приемное отверстие водорослей, целлофана и т.д.

При перегреве мощность двигателя падает и срабатывает аварийная сигнализация. Первое, что нужно сделать, — остановить двигатель и проверить фильтр забортной воды. Если состояние фильтра в норме, вызовите специалиста. Возможно, вышла из строя крыльчатка помпы или ремень привода генератора или помпы.



Поэтому необходимо иметь запасные крыльчатку и ремни для двигателя.

Кроме топлива для работы двигателя необходим воздух. Проблемы с подачей воздуха в двигатель случаются реже, чем с топливом, но также могут вывести двигатель из строя. Первый признак плохой подачи воздуха — потеря мощности или неустойчивые обороты двигателя при полной нагрузке (при снижении оборотов неустойчивость в работе двигателя пропадает), появление черного дыма в выхлопной системе. Для устранения этих эффектов необходимо почистить или заменить воздушный фильтр. В аварийной ситуации на некоторое время фильтр можно снять.



При своевременном и квалифицированном техническом обслуживании обязательно проверяется состояние воздушного фильтра. РАБОТА РУЛЯ

Перо руля эффективно работает, когда судно имеет некоторую скорость относительно воды либо на него отбрасывается поток воды от винта при расположении пера руля в одной плоскости с винтом.

Если плоскость пера руля расположена параллельно диаметральной плоскости (ДП) судна, вода симметрично обтекает его с двух сторон и судно движется прямолинейно.

При отклонении пера руля от ДП вода оказывает давление на него со стороны того борта, куда переложен руль, и поворачивает судно в сторону того же борта.

При движении назад перо руля работает от набегающей воды, т.е. когда судно набрало скорость. Пока судно не набрало скорость, действует заброс винтом кормы судна в сторону вращения винта, а перо руля не работает эффективно.

ПОВОРОТЛИВОСТЬ

Когда вы перекладываете руль на борт при

движении вперед, корма отклоняется в сторону,

противоположную повороту, примерно на

полкорпуса судна. Поэтому при повороте в тесной

гавани необходимо убедиться в отсутствии

препятствий и оставлять больше места для маневра.

На малом ходу нецелесообразно (неэффективно) перекладывать руль сразу до упора!



РАБОТА ГРЕБНОГО ВИНТА

Когда винт вращается, возникает продольная сила, которая отбрасывает воду в одном и двигает судно в противоположном направлении. Эта сила называется осевым упором. Она зависит от конструкций винта: его диаметра, шага, от количества, формы и площади лопастей винта.

На парусных яхтах стало популярным иметь гребной винт со складывающимися лопастями. При движении под парусами это заметно снижает сопротивление.



ПОПЕРЕЧНЫЙ УПОР. ЭФФЕКТ ЗАБРОСА ВИНТОМ

Кроме осевого упора при вращении винта возникает также поперечный упор, который действует перпендикулярно осевому. Это выражается в том, что при трогании с места корма судна может разворачиваться в сторону вращения винта. При движении вперед этот эффект незначителен и намного ощутимее при работе винта на задний ход. С набором скорости судна влияние этого эффекта уменьшается.

Необходимо четко знать, как проявляется этот эффект на вашем судне. При знакомстве с новой лодкой проверьте, как ведет себя корма при движении назад. Если корма идет влево — у вас «правый» винт, вращающийся по часовой стрелке при движении вперед. Если вправо — у вас «левый» винт.



Эффект заброса винтом можно

успешно использовать при

маневрировании.

Для разворота в узкости

переложите руль на правый борт,

если у вас «правый» винт.

Включите ход вперед на

несколько секунд.

После того как лодка начала

движение, включите реверс на

такое же время — ход вперед

уменьшится, корма пойдет влево,

придав лодке дополнительный

импульс правого разворота.

Повторяйте включение-выключение хода вперед-назад, оставляя инерцию переднего хода, и ваше судно будет разворачиваться с очень малым радиусом разворота.

Соблюдайте режим включения

реверса, для избежания поломки

редуктора. НАПРАВЛЕНИЕ ОБЗОРА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ ОТНОСИТЕЛЬНО ВЕТРА



КУРСЫ ЯХТЫ ОТНОСИТЕЛЬНО ВЕТРА

Ни одно судно под парусами не может двигаться прямо против ветра. Чтобы яхта пошла вперед, нужен определенный угол между линией ветра и диаметральной плоскостью яхты (ДП). Красным цветом на рисунке обозначен сектор, при нахождении в котором яхта продвигаться вперед не будет. На разных лодках минимальный угол к ветру, под которым двигается яхта, составляет 40-50° и называется углом лавировки.

Положение яхты носом против ветра называется левентик, а движение под парусом относительно ветра называется галсом.

Если ветер дует в правый борт, считается, что яхта идет правым галсом. Если ветер в левый борт — яхта идет левым галсом. Если ветер с кормы — галс судна определяется бортом, противоположным тому, где находится гик. Уметь определять галс яхты, причем не только своей, но и встречной, необходимо при расхождении и маневрировании!





ИЗМЕНЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЕТРА

Заходом ветра называют

смещение ветра к носу

(уменьшается угол

направления ветра к

направлению движения).

Отход ветра — смещение

ветра к корме (угол

направления ветра к

направлению движения

увеличивается).

ИЗМЕНЕНИЕ КУРСА ОТНОСИТЕЛЬНО ВЕТРА

Изменение курса на парусной яхте, в отличие от катера, называв' поворотом только при смене галса (правого на левый или наоборот), т.е. яхта пересекает линию направления ветра или носом (поворот оверштаг), или кормой(поворот фордевинд).



Изменение курса яхты без смены галса

называется приведением или уваливанием.

При приведении яхта изменяет курс к ветру

(уменьшается угол между направлением

ветра и направлением движения яхты). При

уваливании яхта изменяет курс от ветра

(увеличивается угол между направлением

ветра и направлением движения яхты).

ПОСТАНОВКА СТАКСЕЛЯ

Постановку стакселя удобно производить на курсе бейдевинд, когда яхта идет под двигателем. Чтобы привести стаксель в рабочее состояние, нужно снять со стопора таль закрутки, раскрутить парус при помощи стаксель-шкота, проведенного через каретку стаксель-шкота и заложенного на шкотовую лебедку.

Система закрутки стакселя также используется для уменьшения площади стакселя при значительном усилении ветра.

ЗАКРУТКА СТАКСЕЛЯ

Передняя шкаторина стакселя вставлена в ликпаз обтекателя с барабаном внизу и вертлюгом вверху, которые жестко соединены и имеют свободное вращение относительно штага. На барабане закреплена таль закрутки, ходовой конец которой проведен в кокпит. Выбирая таль закрутки, можно стаксель намотать вокруг обтекателя полностью или частично.

УМЕНЬШЕНИЕ ПЛОЩАДИ СТАКСЕЛЯ

1. Из кокпита потравить стаксель-шкот и выбрать таль закрутки; при этом барабан и передняя шкаторина вращаются, и стаксель накручивается на обтекатель, уменьшая свою площадь.

2. Закрепить в стопоре таль барабана закрутки. Выбрать шкот и настроить парус (перемещая каретку стаксель-шкота вперед-назад). Если ветер ослаб, можно

вернуть стакселю первоначальную площадь, потравив таль закрутки и выбирая подветренный стаксель-шкот.

3. Для соблюдения правильной центровки яхты и баланса парусов следует определить степень уменьшения площади стакселя, соответствующую взятию на гроте одного, двух и т. д. рядов рифов.





ПОСТАНОВКА И УБОРКА ГРОТА

ПОСТАНОВКА ГРОТА

Постановку грота удобнее производить на курсе бейдевинд, когда яхта идет под двигателем.

1. Отвязать крепление паруса к гику. Проверить наличие лат и их крепление, проследить, чтобы оттяжка гика и гика-шкот были потравлены.

2. Начать ставить (поднимать) грот, выбирая грота-фал, вправляя ликтрос или ползуны передней шкаторины в ликпаз, начиная с фаловой дощечки.

Проследить, чтобы мякоть паруса и латы не зацепились за ловушку грота.

3. Обтянуть грота-фал, потравить топенант (он должен быть без натяжения).

4. Закрепить грота-шкот, топенант, добрать оттяжку гика, парус должен быть без морщин. Грот готов к работе.

УБОРКА ГРОТА

1. Лечь на курс против ветра, запустив двигатель.

2. Выбрать гика-шкот, выбрать слабину топенанта гика, затем травить грота-фал, укладывая полотнище паруса на гик. Фаловый угол (фаловую дощечку) паруса оставить в ликпазе мачты. Закрепить (обвязать) полотнище паруса к гику.

3. Потравить оттяжку гика и гика-шкот, выбрать топенант и зафиксировать гик на нужной высоте. Выбрать гика-шкот.

Для удобства уборки грота к гику крепят специальную «ловушку» (Lazy Jack), которая удерживает грот при уборке. Ловушка представляет собой или сетку с обеих сторон паруса, или брезентовый карман.

Если грот оборудован закруткой (в мачту), его постановка и уборка производится аналогично постановке и уборке стакселя.

Если ветер слишком силен и яхта получает большой крен, необходимо уменьшить площадь парусности («брать рифы»).



ПОРЯДОК ВЗЯТИЯ РИФОВ НА ГРОТЕ

1. Изменить курс яхты до бейдевинд (привестись к ветру, выбрать гика-

и стаксель-шкоты). Запустить двигатель и дать малый ход для удобства удержания яхты на курсе. Выбрать слабину топенанта.

2. Приспустить грот, потравливая грота-фал, до нужного ряда рифов. Люверс галсового угла рифов надеть на специальный крюк на гике («бараний рог») или подвязать к мачте и гику, подобрать грота-фал.

3. Выбирать предварительно заведенный риф-шкентель нужного ряда рифов; при этом проследить, чтобы грот был обтянут по гику без морщин.

4. Нижнюю свободную часть грота сворачивают «колбаской»

и крепят к гику риф-штертами; риф-штерты вяжутся вокруг гика рифовыми узлами.

5. Обтянуть грота-фал, гика-шкот и оттяжку гика (натяжение не должно рвать парус). Ослабить топенант.

После взятия рифов на гроте яхта пойдет с меньшим

креном, но не всегда с меньшей скоростью.

При ослаблении ветра отдача рифов производится в

обратном порядке:

травят оттяжку гика, набивают топенант, отдаются

риф-штерты, затем риф-шкентель и, наконец,

люверс передней шкаторины снимается с

«бараньего рога» (для этого надо слегка

потравить грота-фал). Грота-фал выбирают

до полного подъема грота. Ослабляют

топенант.

Решение о необходимости брать рифы принимает капитан. От этого зависит безопасность плавания, целостность парусов и такелажа. Иногда бывает очевидным, что усиление ветра имеет кратковременный характер. В этом случае нет смысла возиться с рифами. Достаточно встать на безопасный курс и слегка притравить паруса, давая работать лишь задним шкаторинам.

Если же ожидается ветер или шквал исключительной силы, экипаж должен быть готов быстро убрать все паруса и завести двигатель.

*На рисунке формально показан грот, торчащий ниже гика, чтобы показать фиксацию риф-штертами. На самом деле ловушка (Lazy Jack) не даст ему опуститься ниже гика.



КУРС БЕЙДЕВИНД

Курс бейдевинд является острым к ветру. При нем яхта идет с креном навстречу ветру (круто к направлению ветра, «забираясь на ветер»). Гика и стаксель-шкоты должны быть максимально выбраны, но не перетянуты (особенно в слабый ветер). Форма парусов должна напоминать крыло и, желательно, по всей высоте паруса.

Минимальный угол, при котором яхта может идти против ветра не теряя скорости (угол лавировки), определяется опытным путем.

Можно увлечься остротой и идти слишком круто к ветру с потерей скорости (а). Есть другая крайность: стараясь идти с большей скоростью - вы уваливаетесь, уходя от нужного (генерального) курса (в).

Выбор оптимального угла к направлению ветра без потери скорости — это и есть основная задача рулевого при лавировке (б), т.е. при движении яхты навстречу ветру — галсами.

Стаксель необходимо настраивать путем перемещения каретки стаксель-шкота до положения, при котором нижняя и задняя шкаторины имеют одинаковое натяжение.

Паруса яхты должны быть уравновешены (стаксель уваливает, грот приводит) и на руле не должно быть приводящей или уваливающей нагрузки.

В слабый ветер с помощью регулировок нужно добиваться более полного (пузатого) профиля парусов.



Наиболее точно выставить паруса и корректировать курс яхты можно по специальным индикаторам (колдунчикам) или контролируя положение передней шкаторины стакселя, которая должна слегка подрагивать (быть на грани заполаскивания).



Подветренный и наветренный* колдунчики должны быть параллельно вытянуты обтекающими парус потоками.





Если наветренный* колдунчик вытянут, а подветренный полощет, то есть возможность привести яхту круче к ветру.

Если подветренный

колдунчик вытянут,

а наветренный* нет,

то нужно увалить яхту под

ветер.

* Красный колдунчик с наветренной стороны Чрезмерный крен от воздействия ветра на курсе бейдевинд способствует дрейфу (сносу) яхты в сторону от заданного курса. Смещение каретки гика-шкота (при ее наличии) к подветренному борту должно помочь избавиться от излишнего крена. Но более действенным в такой ситуации будет уменьшение плошади стакселя, следующий этап — взятие рифов на гроте (1-й ряд, 2-й ряд и т.д.). При резком порыве ветра во избежание появления значительного крена можно немного привести яхту к ветру острее обычного. Угол дрейфа яхты определяют опытным путем при различных условиях. Затем его учитывают при навигационных расчетах.



В навигации дрейфом называют угол между ДП судна и линией пути относительно грунта.

На практике дрейф учитывают, ведя яхту не точно на выбранный ориентир, а выше его по ветру.

Если ветер встречный, то яхта идет галсами, делая повороты оверштаг в конце каждого

галса. Основная цель рулевого при лавировке — достичь заданной точки, находящейся на

ветре, с наименьшей затратой времени и с наименьшим количеством

галсов. При этом в море продолжительность каждого галса

определяет рулевой, а в узкостях она ограничивается

правилами плавания и навигационными опасностями.

Если известно будущее уменьшение ветта.

то галс выбирается на ветер

(быть выше к будущему

ветру).




При плавании в открытом море направление ветра обычно не совпадает с направлением волны, поэтому один галс поперек волны, а другой вдоль (более удобный). При выборе галса следует прежде всего ориентироваться на:

- навигационную безопасность;

- прогнозируемое изменение курса (галс на ветер предпочтительнее);

- направление волны относительно галса. КУРС ГАЛФВИНД

Это такой курс яхты относительно ветра (в полветра), при котором он дуете траверза (перпендикулярно диаметральной поверхности яхты).

На курсе галфвинд паруса выставляются примерно под углом 50—55 градусов к диаметральной плоскости яхты.

Настройка парусов аналогична настройке на курсе бейдевинд — наблюдение за их передними шкаторинами и колдунчиками.

Рулевой старается вести яхту ориентируясь по ветру, или курсом по компасу, либо на видимый ориентир.

Нагрузка на паруса на курсе галфвинд заметно меньше, чем на курсе бейдевинд. Крен яхты не так велик, но все же он есть и его надо уменьшать теми же способами, что и на курсе бейдевинд.

Следите за настройкой парусов

и корректируйте линию пути с учетом

дрейфа (сноса).

При свежем ветре и трудностях с открениванием можно немного потравить оттяжку гика и сдвинуть каретку стаксель-шкота чуть назад, а каретку гика-шкота — к подветренному борту. При этом верхние части парусов «откроются» в подветренную сторону и будут сбрасывать излишнюю нагрузку от давления ветра. Если эти меры не помогают — следует брать рифы, сначала на стакселе, затем на гроте.





КУРС БАКШТАГ

Курс бакштаг считается самым выгодным по скорости и находится на диаграмме курсов между галфвиндом и фордевиндом. Дрейфом на этом курсе можно пренебречь — он практически равен нулю. Бакштаг — удобный для управления курс, но и на нем бывают трудности.

Во-первых, на курсе полный бакштаг (близком к фордевинду) грот перекрывает ветер стакселю, который при этом заполаскивает. Это легко исправить, если привести яхту немного круче к ветру.

Во-вторых, при наличии волны возможны толчки в кормовую часть борта (раковину), что вызывает рысканье, уводящее яхту с курса. С этим борются путем упреждающих движений рулем в сторону уваливания под ветер.







КУРС ФОРДЕВИНД

Это курс, при котором ветер дует в корму.

Стаксель в этом случае ставится с другого

борта («бабочкой»). Курс считается

опасным в свежий ветер из-за

возможности самопроизвольного

переброса гика с одного борта на другой

при заходе ветра или под действием волны

при рыскании яхты. Последствиями могут

оказаться удар гиком по голове,

порванные паруса, ванты, бакштаги,

сломанный гик и даже мачта. Чтобы этого

избежать, гик фиксируют на галсе с

помощью завал-тали.

На курсе фордевинд под действием волны

яхта может раскачиваться с борта на борт.

Возникает вероятность падения людей за

борт, так как амплитуда может быть очень

значительной. Если нет опыта

уравновесить раскачивание путем

упреждающих движений рулем (нос яхты

— в сторону предполагаемого крена),

то предпочтительней сменить курс на

бакштаг.



ПОВОРОТЫ НА ПАРУСНОЙ ЯХТЕ

Поворотом называется изменение курса яхты, при котором меняется галс. При изменении галса яхта пересекает линию направления ветра. Если яхта пересекает линию ветра носом, то поворот — оверштаг, если кормой, то поворот — фордевинд. Об этих и других маневрах яхты рулевой или капитан заранее предупреждает экипаж и пассажиров.



ПОВОРОТ ОВЕРШТАГ

Очень важно совершать поворот оверштаг на

достаточной скорости, чтобы инерции яхты

хватило пересечь линию ветра.

Рекомендуется выполнять поворот

оверштаг с курса бейдевинд одного

галса на курс бейдевинд другого

галса. В этом случае управляют

только стакселем, грот

перекидывается

самостоятельно.

При повороте оверштаг управляем стакселем,грот работает сам.

Лечь на курс бейдевинд, шкоты выбраны.



1. Подготовка к повороту

Наветренный стаксель-шкот приготовиться выбрать, завести 1—2 шлага стаксель-шкота на лебедку. Подготовиться отдать подветренный стаксель-шкот. Увалить яхту на 3-5°, чтобы набрать ход. При наличии бакштагов на яхте перед поворотом выбирают слабину подветренного бакштага, в момент поворота растравливают работающий бакштаг и по окончании поворота набивают бакштаг, ставший наветренным.



2. Поворот

Энергично повернуть на ветер и пересечь

линию ветра носом яхты. Как только стаксель

заполоскал - сбросить шлаги с лебедки

подветренного борта и быстро выбрать с

другого борта. Яхта должна изменить курс на

90-100°.

Если скорость яхты мала или волна мешает

энергичному повороту, то задерживаем

стаксель на наветренном борту, что поможет

развернуть яхту на новый галс.

ПОВОРОТ ФОРДЕВИНД

Поворот фордевинд считается опасным поворотом, т.к. при пересечении линии ветра кормой грот (гик) переходит с одного борта на другой, происходит резкий переброс гика («хлопок» па­русом) под напором ветра, что может привести к аварии, если гик не придержать гика-шкотом.

Поворот фордевинд не рекомендуется выполнять при свежем ветре с несработанной командой и при незарифленных парусах. В этом случае выполняется «коровий оверштаг», т.е. с курса фордевинд одного галса на курс фордевинд другого галса совершается поворот оверштаг. Тогда гик переходит с одного борта на другой в процессе циркуляции без резкого «хлопка».

При повороте фордевинд управляем гротом, стаксель настроим (перебросим) потом.

Непосредственно поворот фордевинд

выполняют с курса фордевинд

одного галса на курс

фордевинд другого галса

через «бабочку», тогда

при переносе гика на

другой борт стаксель

остается на

прежнем, в этом

случае яхта не

теряет ход.



Лечь на курс фордевинд



1. Подготовка к повороту фордевинд

Плавно увалиться до курса фордевинд. Потравить завал-таль (если она заведена). Немного добираем гика-шкот. Стаксель не работает (загорожен гротом).



2. Поворот фордевинд

Выбирать гика-шкот и травить завал-таль, придерживая гик, до положения грот в ДП, увалиться до пересечения линии направления ветра кормой, грот сам перекидывается на другой борт, стаксель, уже не загороженный гротом, наполняется ветром.



3. Завершение поворота фордевинд

Отдать завал-таль. Травить гика-шкот. Паруса стоят «бабочкой». Поворот фордевинд завершен. Если планируется дальнейшее движение курсом фордевинд, зафиксируйте гик завал-талью с другого борта.



4. Изменение курса

Стаксель перенести на тот же борт, где находится грот. Стаксель-шкот и гика-шкот выставляем в нужное положение на новом курсе (настраиваем паруса).



ВЛИЯНИЕ ТЕЧЕНИЯ

Течение меняет не только скорость судна, но и его курс. Угол сноса Р (угол между линией истинного курса и линией пути судна) определяется векторами скорости судна Vc и скорости течения vt.

Судно легче управляется при движении вверх — против течения, чем вниз.

При маневрировании всегда учитывайте снос судна по течению. При швартовке старайтесь вставать носом против течения — судно будет лучше управляться благодаря тормозящему действию течения.




ШВАРТОВКА КОРМОЙ

Для швартовки кормой к причалу при



отсутствии ветра или течения используйте

эффект заброса винтом. Помните, что

если у вас «правый» винт, то при

движении назад поворот в сторону левого

борта осуществить значительно легче

(меньше радиус поворота), чем правого.



При сильном боковом ветре особенно важно правильно выбрать, с какой стороны подходить к свободной ячейке. Если вы пойдете против ветра, он будет вам помогать остановиться и повернуть. Эффект от его действия может быть больший, чем от поперечного упора винта. Если вы не уверены в том, что сможете встать к наветренному причалу, защитите борта необходимым количеством кранцев, прижмитесь к подветренному судну или пирсу, затем заведите длинные швартовы и с их помощью переместите свое судно на место.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУРИНГА

Многие марины оборудуются мурингами - швартовными концами, проведенными от причала к мертвому якорю. В нерабочем положении муринг лежит на грунте. Подойдите кормой к причалу, подберите муринг отпорным крюком, проведите его на бак и там закрепите, оттянув нос. Одновременно заведите швартовы с кормы. Задним ходом отрегулируйте натяжение муринга, выбирая кормовые. Работать следует в перчатках: муринг обрастает ракушками.



ПРИ ПОСАДКЕ НА МЕЛЬ

Проверьте состояние корпуса, при обнару­жении серьезных повреждений примите ме­ры по ремонту. Закройте все люки и иллюми­наторы. Если нарушена герметичность судна - заделайте пробоину, а только затем сни­майтесь с мели.

Осмотрите глубину вокруг судна — определи­те в какую сторону сниматься с мели.

Для снятия с мели судно необходимо закре­пить. Крен уменьшает осадку судна. Для за-кренивания судна максимально нагрузите один борт. Иногда достаточно перехода всех пассажиров на один борт. Если крена не хва­тает - используйте гик, нагрузив его тузи­ком, заполненным водой. После этого дайте судну ход.

Иногда для закренивания судна или прида­ния лодке хода (при невозможности исполь­зования двигателя) необходимо при помощи надувной шлюпки - тузика завести в сторо­ну глубокой воды якорь и сниматься с его помощью. Вместо якорной цепи возьмите длинный трос. Чтобы якорь хорошо держал, длина троса должна в 7—10 раз превышать глубину воды. Заводите его на максимальное расстояние, а коней заводите на лебедку. Ес­ли у вас нет тузика, якорь можно завернуть в спасательный жилет и завести его вплавь. Для того чтобы не потерять якорь, исполь­зуйте томбуй.

Если своими силами вы не справились и вам помогает буксирное судно, закладывайте бу-ксирный конец, как это описано в главе «Бу­ксировка». Буксир сначала разворачивает (если необходимо), а затем стягивает вас с мели. Если вам помогает малое судно, то бу­ксирный конец закладывайте за мачту (ис­пользуйте гротафал или топенант гика). В этом случае буксир одновременно создает крен и стаскивает вас с мели в направлении, перпендикулярном диаметральной плоско­сти судна.

При снятии с мели в районах с приливно-от-ливными явлениями учитывайте их. В сред­нем смена полной и малой воды происходит приблизительно за 6 часов.



ПОДХОД К ПРИЧАЛУ И ШВАРТОВКА ЛАГОМ

Для швартовки лагом (бортом) подходите к причалу под острым углом на малом ходу левым бортом по инерции, если у вас «правый» винт. На нос вывесите дополнительный кранец. Перед самым причалом реверсом погасите инерцию, а эффект «заброса винтом» прижмет корму к причалу. Первым подавайте на причал носовой шпринг (носовой продольный швартов).

Старайтесь всегда швартоваться против ветра или течения. Если сильный ветер или

течение действует с кормы вдоль причала, то швартовка носом может быть затруднительной. В этом случае необходимо сначала развернуться и только потом

подходить к причалу носом против ветра.


НАВАЛЬНЫЙ ВЕТЕР

Остановите яхту как можно ближе напротив предполагаемого места швартовки параллельно причалу. Ветер прижмет вас к причалу. Особое внимание уделите кранцам.

В некоторых случаях, при сильном навальном ветре, целесообразно использовать якорь, чтобы затормозить слишком активный дрейф и удерживать судно параллельно причалу.




ОТЖИМНОЙ ВЕТЕР


Подойдите к причалу носом и удерживайте яхту работой двигателя, пока не заведете носовой швартов.

При стационарном винте положите руль на тот борт, которым вы хотите швартоваться, включите реверс — поперечный упор винта начнет разворачивать яхту.


ОТХОД ОТ ПРИЧАЛА

Отходя от причала, используйте шпринги. Если вы отходите кормой, повесьте с носа допол­нительные кранцы и оставьте только носовой шпринг, заве­денный серьгой. Ходом вперед отбросьте корму от причала. После поворота на необходи­мый угол дайте ход назад и от­дайте кормовой шпринг. Если вам необходимо отойти носом, используйте кормовой шпринг и задний ход.








ВЫХОД ИЗ ЯЧЕЙКИ ПРИ БОКОВОМ ВЕТРЕ


При сильном боковом ветре выход из ячейки

может быть затруднительным, т.к. нос может

уйти под ветер, как только вы отдадите

наветренный швартов.

Предварительно защитив подветренный борт

дополнительными кранцами и убедившись

в отсутствии препятствий на вашем пути,

действуйте более решительно двигателем,

добавив оборотов больше обычного.

При этом не забудьте про эффект



заброса винтом кормовой части яхты

в первый момент движения.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница