я. «Юрий Соколов. Влюбленный в искусство»



Скачать 101.79 Kb.
Дата11.11.2016
Размер101.79 Kb.
Глава 6-я. «Юрий Соколов. Влюбленный в искусство»

Есть люди, о которых невозможно не написать. Они притягивают сумасшедшей творческой энергетикой из далекого прошлого, давая о себе знать строками из газетных статей, записями в программках, изображениями на черно-белых фотографиях. Они становятся близкими друзьями для всех, кто о них вспоминает, кто так или иначе соприкасается с их судьбами.

Удивительно легкий и открытый в общении человек Юрий Соколов оставил потомкам драгоценный дар – частичку души – две книги воспоминаний о своем творческом пути. Нескромно? Возможно так считали его современники. Но для нас, работников театра нового поколения, эти книги – кладезь информации, которую не почерпнешь ни в одном учебнике по истории театра. В них - целая эпоха театрального искусства. «Я прожил большую жизнь и могу считать себя ровесником Советского театра. Я был свидетелем его зарождения, его исканий, борьбы с устаревшим и отсталым, его становления в свете новых задач, которые диктовались революционными преобразованиями всей нашей жизни».
Родившись в семье успешного артиста Соколова-Дубовика, впитав в себя опыт старого, дореволюционного провинциального театра, Юрий Александрович не мыслил себя вне сцены и отдал ей более 50 лет жизни.

Не смотря на то, что первую роль Юрий сыграл в 8-летнем возрасте, семья не поддержала его естественного стремления быть артистом. Юридическое образование пришлось получить только ради того, чтобы обрести полную самостоятельность и наконец, заняться тем, о чем мечталось – ТЕАТРОМ! Нет, он не всегда был артистом. Был тем, кем приходилось – суфлером, монтировщиком декораций, помощником режиссера, статистом в массовых сценах. Иногда одно совмещалось с другим, но, главное – его театральные университеты позволили приобрести самые разнообразные знания и навыки, владея которыми этот удивительный человек стал настоящим Мастером, так увлеченно создающим то оригинальные сценические образы, то полномасштабные спектакли.  

В Николаевском русском театре Соколов появился в 1937 году. Одновременно с приглашением получил такую желанную для него роль – Черкуна в «Варварах» Горького - которой болел, из-за которой пришлось уволиться из Воронежского театра. Чудо? Иногда  полезно поделиться своими бедами со старыми друзьями: режиссер Леонид Луккер, знакомый Соколову еще по Курску, принял руководство Николаевским театром и как раз включил пьесу «Варвары» в репертуарный план!

Впрочем, дебютировал на николаевской сцене Соколов в спектакле «Очная ставка» бр. Тур в роли следователя Ларцева. А Черкуна довелось сыграть в следующем театральном сезоне, спустя год. Зато какой был успех!

За 17 лет работы в Николаевской русской драме Юрий Александрович успешно сыграл целый ряд разных по жанру ролей, неутомимо наделяя их самыми необычными характеристиками, что позволило ему создать образы непохожие друг на друга как по внутреннему содержанию, так и по форме, всегда выпуклой, объемной, насыщенной богатством красок и эффектными приемами внешней выразительности. Это Филипп Бридо в «Хищнице» О.Бальзака, Вронский в «Анне Карениной» Л.Толстого, Сталин в «Незабываемом 1919-м» Вс.Вишневского, Фердинанд в «Коварстве и любви» Ф.Шилллера, Алексей в «Оптимистической трагедии» Вс.Вишневского, Павел I во «Флаге адмирала» А.Штейна, Князь Кирилл Владимирович в «Порт-Артуре» А.Степанова, И.Попова; Макар Дубрава в одноименном спектакле по пьесе А.Корнейчука и многие другие. С первых же дней, узнав об увлечении Соколова режиссурой, Луккер позволил ему ассистировать, а позднее и самому ставить спектакли. Репертуар театра пополнили его постановки «Поздняя любовь» и «Без вины виноватые» А.Островского, «Обрыв» И.Гончарова, «После грозы» Ю.Чепурина, Г.Бояджиева; «Далеко от Сталинграда» А.Сурова,  «Анна Каренина» Л.Толстого, «В степях Украины» А.Корнейчука, «Дворянское гнездо» И.Тургенева, «Угрюм-река» В.Шишкова, «Сын рыбака» В.Лациса, «Отверженные» В.Гюго. Всего – более 40 спектаклей! В «Украденном счастье» И.Франко режиссуры Соколова на сцене Николаевской русской драмы в роли Миколы Задорожного выступал сам Амвросий Бучма, народный артист СССР, легенда украинского театрального искусства.

В 1941 году вместе с коллективом театра Юрий Александрович был эвакуирован в Алапаевск Свердловской области. В 1943-м его назначили руководителем Уральской фронтовой концертной бригады, которая обслуживала авиачасти 2-го Белорусского и Ленинградского фронтов. В 1945 году, уже в Николаеве, Соколов официально вступил в должность очередного режиссера театра, продолжая играть на сцене. В 1951-м получил звание заслуженного артиста УССР.

В крепком, слаженном, творчески активном коллективе Николаевской русской драмы Соколов, не имеющий никакого специального образования, реализовал свой талант всесторонне. И вот, в 1954 году совершенно неожиданно получил приглашение на работу от директора Кишиневского театра К.Н.Дружбина. «Думал долго. С одной стороны – бросить насиженное гнездо, расстаться с коллективом, с которым тебя связывают долгие годы совместной работы, с которым пережил тяжелые минуты и познавал радости – было тяжело. С другой стороны – не засиделся ли я? Не успокоился ли? Не оброс ли жирком благополучия? Да! Пожалуй, пора окунуться в новую обстановку. Пора встряхнуться. Пора сдать новый экзамен».

Всегда восторженно-вдохновенный, энергичный и неутомимый в своих исканиях, целеустремленный и авантюрно-легкий на подъем, влюбленный в искусство в себе не менее, чем в себя в искусстве, Юрий Соколов покидает Николаев ради новых неизведанных горизонтов. Ох, уж эти неспокойные творческие натуры!..

В 1980 году Юрием Александровичем Соколовым, народным артистом МССР, была прислана из Кишинева та самая книга воспоминаний в двух томах. «В дар музею Николаевского театра им. В.П.Чкалова. Музею театра, работу в котором с любовью вспоминаю!» И – длинная, красивая подпись Мастера… Спасибо Вам, Юрий Александрович!

Марина Васильева,
руководитель литературно-драматургической части театра
специально для «Вестника Прибужья»
Фото из архива театра
Опубликовано 18.06.2015
Глава 7-я. «Второе рождение. Город Алапаевск»

На фото: Фронтовая бригада. В центре - Н.Огонь-Догановская

«Я сидел в гримировочной и готовился к дневному спектаклю, как вдруг вбежал кто-то из наших молодых актеров и, крикнув «Война!», тут же исчез. В первое мгновение это было воспринято как глупая шутка, но оказалось, что это жестокая правда. Война! Да! Рано или поздно она должна была начаться»…


Строки воспоминаний Юрия Соколова, артиста и режиссера Николаевского драматического театра им. В.Чкалова читаем в его мемуарах «Недописанная книга». Случился вышеописанный эпизод во время гастролей в Полтаве перед показом «Кремлевских курантов» Погодина. Весть о начале войны облетела город, но спектакли не отменили - театр продолжал запланированную работу по культурному обслуживанию жителей Полтавы. Когда пришло распоряжение вернуться в Николаев, сделать это уже не представлялось возможным – железнодорожное сообщение для гражданских нужд было недоступным: шли эшелоны с солдатами, ранеными, вагоны поездов были переполнены женщинами, детьми и стариками, направлявшимися в эвакуацию… Добирались домой долго, на чем пришлось: сначала - до Кременчуга, оттуда – ночью, на угольной барже до Херсона, смыв с себя черную пыль – на попутных машинах в Николаев.

В Николаеве дыхание войны ощущалось острее: через город двигались воинские части, военная техника, возводились оборонительные сооружения, шел демонтаж заводов. Начались бомбежки. Коллектив чкаловцев мужественно продолжал работу. По сигналу тревоги спектакли прерывались, актеры и зрители спускались в бомбоубежище. Когда все утихало, действие на сцене продолжалось. Ежедневно давали концерты в госпиталях, на призывных пунктах, не раз выезжали на переднюю линию обороны, своим вдохновенным творчеством поддерживая боевой дух солдат.

Эвакуировали театр Чкалова одним из последних эшелонов. В архиве театра хранится документ – свидетель тех событий - постановление исполнительного комитета Николаевского областного Совета депутатов трудящихся за № 3143 от 2 августа 1941 года «О дальнейшей работе областного театра им. Чкалова в гор. Николаеве».  Он гласит: «В связи с тем, что дальнейшая нормальная работа в условиях военного времени в г.Николаеве театра им. Чкалова нарушена… эвакуировать его во главе с директором театра тов. Павленко А.М. и художественным руководителем тов. Луккером Л.В. в районы Урала для организации работы театра». В Свердловске, куда прибыл коллектив, для театра места не нашлось: на вокзале размещения в тылу ожидала вереница самых разных учреждений. Николаевский областной драматический театр им. Чкалова был расформирован…

Слишком крепким и цельным был коллектив чкаловцев, чтобы вот так просто, по трагической случайности, прекратить свое существование. Когда в отдел искусств Свердловска пришло предложение выслать смету театра на 1942 год, режиссер Л.Луккер, артист Э.Далматов и назначенный директором З.Молчанов в короткие сроки собрали работников, разъехавшихся по разным городам. И вот уже труппа почти в полном составе. Во главе – ведущие артисты: Н.Огонь-Догановская, В.Высоков, М.Любимова, Ю.Соколов, М.Васильчикова, А.Юрова, Д.Славин, В.Разумов, Н.Афанасьев. Появляются новые имена: Л.Полякова, В.Бескин, А.Ратомский, М.Янковская и другие. Разместился Николаевский театр Чкалова в Доме культуры г. Алапаевска Свердловской области.

Желая поскорее начать работу, приступили к постановке сразу трех пьес. Для изготовления декораций, костюмов и реквизита требовались материалы, но доставались они с большим трудом – все шло на нужды фронта. Не хватало и рабочих рук. Творческие люди осваивали новые профессии: столяров, швей, бутафоров, художников.

Второе рождение театра состоялось 1 мая 1942 года. Премьерой «Парень из нашего города» К.Симонова был открыт театральный сезон.  «Исключительно заботливое отношение к нам со стороны общественности Алапаевска и интерес, проявленный к нашим спектаклям со стороны зрителей, согревали нас и заставляли забывать, что мы в гостях», - вспоминает Ю.Соколов, - «Ритм нашей деятельности постепенно входил в обычную колею».

Почти три года коллектив чкаловцев работал на уральской земле. За это время было выпущено 27 премьер, показано 484 спектакля. Особенным успехом пользовались «Русские люди» и «Жди меня» К.Симонова, «Надежда Дурова» В.Кочеткова, «Без вины виноватые» и «Гроза» А.Островского, «Стакан воды» Э.Скриба и «Пигмалион» Б.Шоу. Был проведен ряд благотворительных мероприятий по сбору средств в фонд обороны Родины, для помощи фронтовикам и их семьям, собраны деньги на постройку самолета «Николаевский театр Чкалова». В 1943 году была сформирована Уральская фронтовая концертная бригада. В неё вошли ведущие артисты и, без преувеличения, лучшие люди театра – Надежда Огонь-Догановская, Даниил Славин, Юрий Соколов. Лидеры по натуре, твердые в жизненных убеждениях, дерзкие в творчестве, они считали своим долгом быть там, где они нужнее всего – на передовой. В течение года их фронтовая бригада обслуживала авиачасти 2-го Белорусского и Ленинградского фронтов. Выступали, где приходилось: в лесах, землянках, полуразрушенных избах. «Мы ощущали себя небольшой частицей армии, солдатами искусства. В дни горьких поражений и в дни побед, в часы горя и в минуты радости рядом с солдатом шел актер. И как знать, не приближали ли эти встречи с искусством хоть на миг нашу общую победу?» (Ю.Соколов, «Музы не молчали»).

Марина Васильева,
руководитель литературно-драматургической части театра
специально для «Вестника Прибужья»
Фото из архива театра
Опубликовано 16.07.2015

Глава 8-я. «Леонид Луккер. Герой своего времени»

На фото: Сцена из спектакля ''Вишнёвый сад'' А. Чехова, Раневская - Н.Огонь-Догановская, 1940 г.

Своим «вторым рождением» в 1942 году Николаевская русская драма во многом обязана Леониду Луккеру, режиссеру, чьё имя золотыми буквами должно быть вписано в историю театра, существование которого могло прекратиться после спешной эвакуации из родного города. Был ли Луккер гениальным режиссером? Обладал ли бесценным актерским талантом? Судить по прошествии стольких десятилетий не представляется возможным. Но то, что именно этот инициативный и ответственный руководитель собрал под своим крылом расформированный и разъехавшийся по всей стране коллектив, при полном отсутствии материально-технической базы заново создал Николаевский театр Чкалова в Алапаевске Свердловской области, вывел и удержал коллектив на достойном художественном уровне в тяжелые годы войны – неоспоримый факт. У каждого периода в истории – свои лица и свои герои. Для алапаевского периода Николаевской русской драмы Луккер – и лицо, и герой номер один.

Леонид Викторович Луккер – человек интересной творческой судьбы. Уже в 28 лет актер и начинающий режиссер Луккер становится директором нового театра Свердловска – Театра музыкальной комедии. Сам формирует труппу, сам организовывает непростое театральное дело и руководит созданным коллективом первые два сезона – с 1933-го по 1935-й. Год работы в Курском театре - и его имя впервые появляется на афишах Николаевской русской драмы. «Анна Каренина» по Л.Толстому, «Любовь Яровая» К.Тренева, «Дубровский» по А.Пушкину, «Земля» Н.Вирты, «Мачеха» О. де Бальзака – вот далеко не полный перечень работ Луккера в качестве главного режиссера театра с 1936-го по 1939-й год. Уступив место Леониду Южанскому, сменяет его уже в 1940-м. Первая премьера – «Вишневый сад» А.Чехова, в котором блистала в главной роли Надежда Огонь-Догановская, талантливейшая актриса, муза и супруга Луккера, долгие годы остававшаяся бесспорной примой Николаевского русского театра. Далее шли «Хищница» Бальзака, «Кровавая шутка» по Шолом-Алейхему, «Кремлевские куранты» Погодина, «Анджело, тиран Падуанский» Гюго, «Лейтенант Волгин» Таратутиных… Современники отмечали, что Луккер выстраивал репертуар тонко и умело, точно распределял роли. Мудрый руководитель, чуткий педагог, он сплотил вокруг себя коллектив и создавал спектакли, отличавшиеся исключительной ансамблевостью, многогранностью и полнотой раскрываемых образов. В труппе формировались яркие творческие индивидуальности, царил дух товарищества. Во время первых бомбежек 1941-го театр продолжал работу. Покидали город одним из последних эшелонов…

Когда появилась возможность возродить в Алапаевске уже расформированный Николаевский театр, Луккер решительно взялся за дело. Доказать, что коллектив необходим в условиях военного времени, что его творческий потенциал высок и театр своей работой способен поддерживать соответствующий культурный и духовный уровень солдат и работников тыла, - вот задачи, помимо бытовых и творческих, стоявшие перед Луккером, совмещавшим должности художественного руководителя и директора театра. В ситуации отсутствия необходимых материалов и нехватки рабочих рук, один за другим появлялись новые спектакли. Сезон открыли «Парнем из нашего города» К.Симонова режиссуры Луккера. Часть артистов, среди которых ведущие мастера сцены Даниил Славин, Юрий Соколов и Надежда Огонь-Догановская, выехали на фронт в составе концертных бригад, что значительно «обескровило» творческий коллектив. Тем не менее, за 27 месяцев работы на уральской земле было выпущено 27 премьер! Показано около 500 спектаклей! Это ли не пример мужества, самоотверженности и ответственности перед зрителем и временем? Николаевский театр Чкалова вновь заявил о себе как о сильном, творчески активном, стабильно работающем коллективе. Существенный вклад внесли чкаловцы в культурное развитие уральского региона, оставив глубокий след в его истории. Крепкая команда единомышленников под руководством Леонида Луккера, не спотыкаясь об условия и обстоятельства, уверенно шагала в ногу со временем, сохраняя своё лицо и приумножая творческие успехи.

В 1944-м вместе с коллективом театра Луккер вернулся в освобожденный Николаев. Ненадолго. Сезон 1944-1945 он уже провел в Днепропетровске. Потом были Ташкент, Тула, Мичурин, Красноярск, Новосибирск, Куйбышев, Мукачево, Ереван, Псков...

Николаевский театр Чкалова Луккер по праву считал одним из основных в своей творческой биографии. Заслуги его перед этим коллективом неоценимы. И если сегодня новому поколению бывших чкаловцев есть чем гордиться, то стоит помнить и чтить людей, которые в свое время героически отстояли творческие позиции коллектива. Леонид Викторович Луккер – в их числе.



Марина Васильева,
руководитель литературно-драматургической части театра
специально для «Вестника Прибужья»
Фото из архива театра
"Вестник Прибужья", 13.08.2015


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница