Всесоюзная фирма грампластинок



Скачать 55.92 Kb.
Дата08.11.2016
Размер55.92 Kb.




МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ СССР

М ЕЛОДИЯ

ВСЕСОЮЗНАЯ ФИРМА ГРАМПЛАСТИНОК.

СТЕРЕО С10—06137-38

Среди необъятного творческого наследия И. С. Ба­ха важное место принадлежит многочисленным соль­ным и ансамблевым сонатам для различных инстру­ментов. В этих замечательных произведениях широко отразилось богатство образного мира баховской му­зыки, ее поразительная свежесть и красота.

В 1717 году Бах был приглашен на должность ка­пельмейстера при дворе князя Леопольда Ангальт-Кётенского. Молодой князь, по отзыву Баха, был не только страстным любителем, но и отличным знато­ком музыки, а его оркестр, хотя и небольшой, со­стоял из превосходных музыкантов. Именно в кётен-ский период Бах создал большую часть своих орке­стровых и камерно-инструментальных сочинений, среди которых были и сонаты для флейты.

Композитор, безусловно, великолепно знал техни­ку игры на флейте, ее тембровые и колористические ресурсы — вспомним, с каким блеском написаны флейтовые партии в Бранденбургских концертах и в си минорной оркестровой сюите, во множестве арий и ансамблей из месс, кантат из «Страстей». То же мастерство отличает и флейтовые сонаты, где Бах как и в сонатах для скрипки и виолы да гамба, смело опережает свое время, предвосхищая сонатные циклы венских классиков.

Перу Баха принадлежит шесть сонат для флейты и клавесина. Партия чембало выполняет в них раз­личную роль. В трех сонатах BWV 1033—1035 ее функ­ция ограничена сопровождением — цифрованным басом.

В остальном же оба цикла сонат близки друг другу. Строясь по принципу чередования трех и четы­рех контрастных по темпу частей, сонаты поражают неиссякаемым мелодическим богатством, гибкой сме­ной различных образов — элегических и празднич­ных, танцевальных и драматических. В ясной и про­зрачной музыкальной ткани повсюду ощущается ге­ниальное мастерство Баха-полифониста — гомофонная фактура то и дело сменяется сложными полифони­ческими сочетаниями.

Три сонаты для флейты с цифрованным басом в целом проще предыдущих. Подобно большей части камерных ансамблей той эпохи, они построены как четырехчастные циклы по схеме: медленно—быстро— медленно—быстро. Авторская расшифровка цифро­ванного баса не сохранилась — исполнители при­держиваются вариантов расшифровки, сделанных позднее.

Своеобразием композиции отличается первая со­ната, до мажор, BWV 1033. Первой ее части свой­ственна импровизационная свобода — это как бы не­большая фантазия, где начальный раздел Andante сме­няется стремительным Presto. После второй части, Allegro, в духе «вечного движения», и полной суро­вой красоты третьей части, Adagio, сонату неожидан­но завершает словно перекочевавший из сюиты гра­циозный менуэт.

Две другие сонаты — ми минор, BWV 1034 и ми мажор, BWV 1035 — построены более строго. Их первые части, Adagio ma поп tanto, представляют со­бой полные экспрессии монологи флейты. Вторые части охвачены движением быстрого танца, жанровая

И. С. БАХ (1685-I750)

I сторона



Соната № 4 для флейты и клавесина

до мажор, BWV 1033

1. Andante. Presto 2. Allegro 3. Adagio 4. Menuett I. Menuett II

Соната № 5 для флейты и клавесина

ми минор, BWV 1034

1. Adagio ma non tanto 2. Allegro 3. Andante

II сторона


4. Allegro

Соната № 6 для флейты и клавесина

ми мажор, BWV 1035

1. Adagio ma поп tanto 2. Allegro 3. Siciliano 4. Allegro assai

АЛЕКСАНДР КОРНЕЕВ, флейта АЛЕКСАНДР БАХЧИЕВ, клавесин

Редакторы: К. Калиненко, И. Чумаков_а Звукорежиссеры: И. Вепринцев, М. Пахтер

природа которого особенно отчетливо выявлена в Allegro сонаты ми минор, напоминающем бурре. Тре­тьи части — это вносящие успокоение лирические интермеццо; чудесная сицилиана из сонаты ми мажор близка своей знаменитой «сестре» во второй сонате для облигатного клавира и флейты. В финалах, разви­тых и полифонизированных, вновь господствует сти­хия танца, подвижного и энергичного.

Помимо сонат для флейты и клавесина, Баху при­надлежит и соната для флейты соло без сопровожде­ния ля минор, BWV 1013. Как и в сочинениях для скрипки и виолончели соло, композитор средствами только одного инструмента с удивительным мастер­ством создает произведение, полное необыкновенной красоты и обаяния.

Соната для флейты соло гораздо проще и скром­нее сонат с участием клавира. Это образец так назы­ваемой Sonata da camera, по существу ни в чем не отличающейся от сюиты. В цикле сопоставлены че­тыре разнохарактерных танца: моторная подвижная аллеманда, изящная и грациозная куранта, грустная лирическая сарабанда и легкое быстрое бурре.

В настоящей записи использованы клавесины фир­мы «Thierbach» с одним мануалом (первая пластин­ка) и фирмы «Ammer» с двумя мануалами (вторая пластинка).

В. Тирдатов

Флейтист Александр Корнеев (р. 1930) — один из ведущих советских исполнителей на духовых инстру­ментах. Он окончил Московскую государственную

консерваторию (1952) и аспирантуру (1955), где зани мался у профессоров В. Н. Цыбина и Ю. Г. Ягудина А. Корнеев неоднократно участвовал в международ ных конкурсах; ему были присуждены звания лауреа­та на конкурсах Всемирных фестивалей молодежи » студентов в Будапеште (1949), Берлине (1951), кон курсе исполнителей на духовых инструментах имен! Антонина Рейхи в Праге (1953). Александр Корнеег концертирует как солист, а также в составе различ ных камерных ансамблей. Он выступал в Э. Гилель; сом, С. Рихтером, Д. Ойстрахом, Т. Николаевой и дру гими известными музыкантами.

Александр Корнеев является первым флейтистод Большого симфонического оркестра Всесоюзного ра, дио, а также дирижером и руководителем камерногс ансамбля солистов этого оркестра, выступающего с исполнением многих сочинений современных совет­ских и зарубежных композиторов.

А. Корнеев неоднократно гастролировал в горо­дах Советского Союза и за рубежом. Его сольная концертная деятельность получила широкое призна­ние; флейтисту посвятили свои произведения многие советские композиторы — Вайнберг, Левитин, Тактаки-швили и другие. В 1966 году Александру Корнееву присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.

Александр Бахчиев (р. 1930) — воспитанник Мое ковской консерватории, которую окончил в 1953 го­ду по классу профессора Л. Н. Оборина. В 1953— 1956 годах под его же руководством пианист совер­шенствовался в аспирантуре.

Концертную деятельность А. Бахчиев начал еще i студенческие годы, выступая как солист в камерны) и симфонических концертах. В 1951 году пианист был удостоен звания лауреата на III Всемирном фести­вале молодежи и студентов в Берлине. Александр Бахчиев концертирует во многих городах Советского Союза, гастролировал во Франции и ГДР, постоянно выступает и записывается в самых различных по со­ставу камерных ансамблях.

В репертуаре сонатного ансамбля А. Корнеева и А. Бахчиева — все сонаты для флейты и клавира И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, С. Прокофьева, Ф. Пу-ленка и др.

Цикл сонат Баха был впервые исполнен этими му­зыкантами 24 января 1970 года в Малом зале Мос­ковской консерватории.

Газета «Советская культура» (2/1V 1970 г.) писала: «Очарование музыки Баха было столь велико, что зал, кажется, готов был еще раз в тот же вечер про­слушать все шесть изумительных, бесконечно разно­образных, глубоких и удивительно красивых сонат, с блеском исполненных артистами... Виртуозное испол­нительское мастерство А. Корнеева стало красноречи-вейшим доказательством того, что флейта имеет пра­во на существование как сольный инструмент наравне с фортепиано, скрипкой и виолончелью...»

Рецензент журнала «Советская музыка» (1970, №6) отмечал «исключительную ансамблевую чуткость му­зыкантов», «чистую и ясную полифонию», «удивитель­ную штриховую согласованность между исполни­телями».

Т. Ямпольский


(С) «Мелодия», 1975

Всесоюзная студия грамзаписи. Запись 1975 г. Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок Типография АЗГ

Зак. 385—Д—1400—

Арт. 10-9, Цена 1 руб. 45 коп.




База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница