Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку



Скачать 90.83 Kb.
Дата14.11.2016
Размер90.83 Kb.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ


Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ»
350000 г. Краснодар,

ул. Красная, 76

тел. 259-84-01

E-mail: cdodd@mail.ru







Всероссийская олимпиада школьников

по русскому языку
2014-2015 учебный год
Муниципальный этап
9 класс, ответы


Председатель предметно-методической комиссии: Исаева Л.А., д.ф.н., профессор.





1. Прочитайте текстовые фрагменты. Найдите в каждой паре предложений такие слова, которые состоят из одних и тех же звуков.

1) а) Ты румян, как маков цвет, / Я, как смерть, и тощ, и бледен.

б) Князь для белочки потом / Выстроил хрустальный дом, / Караул к нему приставил / И притом дьяка заставил / Строгий счет орехам весть.

2) а) И тут краб каким-то незаметным боковым, чисто крабьим движением вильнул вбок, где лежала большая плоская зелено-белая глыба.

б) Кабинет был огромный, чистый, светлый, с высокими окнами на детский парк.

Приведите словарную запись этих слов и затранскрибируйте их. Назовите фонетические процессы, произошедшие в указанных словах, и объясните их причины.


Ответ: тощ – счет (2 б.), краб – парк (2 б.).

В слове счет – слияние согласных звуков (2 б.) (фузия (1 б.)); в слове краб – оглушение (1 б.) в абсолютно слабой позиции конца слова (2 б.).


Итого: 10 баллов
2. В книге лингвиста А.И. Моисеева «Звуки и буквы, буквы и цифры» читаем: «Группа туристов в Новгороде Великом подошла к памятнику «Тысячелетие России». Один из туристов спросил: «Почему на щите воина в надписи «SТО» первая буква нерусская?»

1) Ответьте на вопрос любопытного туриста.

2) Объясните, что могут значить буквосочетания STO, SYДI, BPI, SWOД в современном русском языке и древнерусском тексте? Каких символов не хватает в этой записи, чтобы однозначно интерпретировать ее с исторической точки зрения?
Ответ: 1) «S» в надписи STO – это буква кириллицы (1 б.) зело (S) (1 б.), ей было свойственно цифровое значение «6» (1 б.). Надпись на щите обозначает дату (6370 г.) по старому летоисчислению (от сотворения мира). По нынешнему летоисчислению это 862 год – год призвания Рюрика на княжение в Новгород, считающийся годом начала русской государственности (1 б.).

2) С точки зрения современного русского языка, это могут быть, например, аббревиатуры каких-либо наименований организаций, в названии которых содержаться графемы как кириллические, как и латинские (принимаются и другие убедительные объяснения учащихся о возможности интерпретации этих «слов»: специальный авторский прием, «игра» с графической системой и др.) (до 2 б.)

С исторической точки зрения, это числа (1 б.) (6370, 6414, 2110, 6874 (по 0,5 б. за восстановление каждого числа – 2 б.)), но для однозначного прочтения их как чисел необходимы специальные (диакритические) знаки (1 б.): титло (1 б.) в сочетании с двумя точками по бокам (1 б.).
Итого: 12 баллов
3. Сколько звуков может быть в русском окончании? Свой ответ аргументируйте, приводя примеры (на каждый тип окончания не более 3 примеров).
Ответ: В русском окончании разных частей речи может быть звуков от 0 до 3 (3 б.).

Нулевое окончание (кум, пол, дом) (0,5*3 б.). Примечание: за указание в качестве примера слов, не имеющих окончания (неизменяемых), снимается 1 балл.

1 звук (сорока, гости, несу) (0,5*3 б.).

2 звука (несут, красным, мечтой) (0,5*3 б.).

3 звука (внимательными, красного, мечтою) (0,5*3 б.).
Итого: 9 баллов
4. А.С. Пушкин в своем романе в стихах писал об Онегине:

Он дамам к ручке не подходит;
Всё да, да нет, не скажет да-с
Иль нет-с — таков был общий глас.

Чем является «-с», которое А.С. Пушкин использовал на конце слов «да» и «нет»? Что вы знаете о его происхождении, значении и функциях?


Ответ: Частица «-с» (принимается и ответ постфикс) (1 б.) прибавлялась к определенным словам в некоторых ситуациях. Название частицы: словоерс / словоер / словоерик (1 б.) (от наименования букв, составляющих ее, «слово» (С) и «ер» (Ъ) (1 б.). Сокращенно от «сударь», «государь» (1 б.), произносилось тогда, когда удобно было сказать, например, «да, сударь» («да-с») (1 б.). Обычно прибавлялось к словам «да», «нет», к глаголам и др. (1 б.) Изначально выражала почтение к собеседнику, демонстрировала вежливость и под. (1 б.), однако к концу 19 в. приобрела и новое значение: выражение подобострастия, демонстративного самоуничижения (1 б.) (это не раз иронически обыгрывалось в произведениях русских писателей, например, А.П. Чехова) (1 б.).
Итого: 9 баллов
5. Раскройте скобки. Объясните свой выбор.

1. (Легко)ранен(нн)ый солдат.

2. (Легко)ранен(нн)ый осколком солдат.

3. Солдат, (легко)ранен(нн)ый, …

4. Ранен(нн)ый легко солдат.
Ответ:

1. Легкораненый солдат ( 0,5 б.).

2. Легко раненный осколком солдат (0,5 б.).

3. Солдат, легко раненный, … (0,5 б.)

4. Раненный легко солдат. (0,5 б.)

Н/ НН: в №1 пишется одна Н, т.к. отсутствуют зависимые слова (принимается также объяснение, что это слово является исключением). В №№2-4 пишется НН, т.к. везде есть зависимое(ые) слово(а) (до 2 б.)

Слитно/раздельно: в случаях, когда возможны слитные написания сложных прилагательных и раздельные написания наречий с определениями, выраженными прилагательными или причастиями, т.е. однословность или двусловность, прежде всего необходимо установить, не термин ли это. Термины и слова книжные пишутся, как правило, слитно (1 б.). Перестановка частей таких слов (1 б.), изменение порядка слов в предложении (образование причастного оборота) (1 б.), а также наличие пояснительных слов (1 б.) часто разрушает терминологический характер и приводит к возникновению свободных словосочетаний с двумя самостоятельными ударениями (в отличие от одного основного ударения в сложном слове).
Итого: 8 баллов.
6. Известный лингвист Л.П. Крысин, анализируя особую группу слов современного русского языка, называл их словами-«кентаврами». По его мнению, «в переносном смысле кентавром можно назвать нечто единое, но состоящее из разных, трудно совместимых (и все же совмещаемых) частей». Как вы считаете, какие единицы современного русского языка могли быть метафорически названы Леонидом Петровичем «кентаврами»? Что обычно именуют эти слова, с чем связано их появление, каков их статус в языковой системе и насколько они нормативны?
Ответ:

Словами-кентаврами Л.П. Крысин называет сложные слова (1 б.): 1) первая часть которых иноязычная и пишется латиницей, а вторая – русская или также иноязычная, но при этом пишется кириллическим шрифтом (например, SMS-сообщение, PIN-код, TV-программа и под.) (1 б.); и 2) первая часть которых хоть и пишется кириллицей, но не существует в русском языке в виде самостоятельного слова (например, Сити-банк, Витабанк и под.) (1 б.). Примечание: принимаются и другие убедительные версии объяснения термина «слова-кентавры» (1 б.)

Большая часть подобных слов обозначает новые реалии (1 б.) или придуманные имена собственные (1 б.). Появление этих слов – несомненный результат влияния английской словообразовательной системы (1 б.), это слова-чужаки, не принадлежащие русской лексике (варваризмы) (1 б.), так как свойственны лишь некоторым разновидностям русских текстов, некоторым сферам общения, коммуникативным ситуациям (1 б.). Большая часть таких слов остается за пределами литературного языка и литературной нормы (1 б.), но некоторые наиболее употребительные постепенно могут быть освоены говорящими, сохраняя, однако, при этом стилистические ограничения в своем употреблении (например, сидюшник из СD-диск) (1 б.)
Итого: 11 баллов
7. Даны две фразы в символической записи с их переводом на русский язык:

А 1 В – А съело В,

С: (А 1 В) – С специально сделало так, чтобы А съело В.

Пусть теперь «2» означает «иметь», а «3» - «увидеть».

Попробуйте записать подобным образом приведенные фразы (кое-где, возможно, упрощая смысл). Существительные можно обозначать первыми буквами слов: М, Б, А, И.

В магазине была игрушка. Андрей заметил игрушку. Андрей показал игрушку бабушке. Бабушка подарила Андрею игрушку. У Андрея появилась игрушка.

Ответ:

М 2 И. А 3 И. А : (Б 3 И). Б : (А 2 И). А 2 И.

За каждую верно записанную символами фразу по 2 б.
Итого: 10 баллов
8. В диалектологии (науке, изучающей территориальные разновидности общенародного языка – говоры) существует такое понятие, как семантический диалектизм. Ниже приведены отрывки из речи наших земляков – жителей станиц и хуторов Кубани. Найдите в этих предложениях диалектизмы указанного типа, укажите их значения и раскройте смысл понятия «семантический диалектизм».

Примечание: Предложения записаны приёмом «малограмотного» письма, принятого в диалектологии для записи звучащей речи (принцип: как слышу, так и пишу).

1) Виски¢ ни распуска¢ли, то¢льки с ко¢сами хади¢ли. 2) Пато¢м у их близницы¢ нашли¢сь, або¢и таки¢и курно¢сыи, харо¢шыи бы¢ли. 3) У миня¢ каро¢вы усе¢ бы¢ли сми¢рныйи, никаго¢ ни тро¢гали. А есь таки¢йи, што ко¢люцца. 4) Си¢льный уража¢й был. 5) А мы идэ¢мо с рабо¢ты и пе¢сни игра¢им. 6) А мы каву¢н розбы¢лы, ду¢шу вы¢тяглы, зди¢лы, а то мо¢жно куря¢м вы¢кынуть.
Ответ: 1) Виски – волосы (1 б.); 2) найтись – родиться (1 б.); 3) колоться – бодаться (о корове) (1 б.); 4) сильный – богатый, хороший (об урожае) (1 б.); 5) играть песни – петь песни (1 б.); 6) душа – сердцевина арбуза (1 б.).

Семантический диалектизм – слово, совпадающее с литературным по форме, но отличающееся от них семантикой (значением) (до 2 б.).


Итого: 8 баллов

9. Образуйте от приведенных ниже существительных формы множественного числа. Укажите слова, в которых этого сделать нельзя. Почему?

Примечание: если возможных форм множественного числа более одной, объясните их семантические и/или стилистические различия.

Бельё, бухгалтер, учитель, шулер, достоинство, свитер, договор, профессор, директор, молодежь, песок.
Ответ:

Белье – формы мн.ч. нет (0,5 б.), у многих собирательных существительных не образуется форма множественного числа (0,5 б.) (singularia tamtum) (0,5 б.).

Бухгалтер – бухгалтеры (0,5 б.).

Учитель – 2 формы с разным значением (0,5 б.) учителя (преподаватели) (0,5 б.) и учители (глава учения, имеющий последователей) (0,5 б.).

Шулер – шулера (0,5 б.).

Достоинствоформы мн.ч. нет (0,5 б.), у многих отвлеченных (абстрактных) существительных не образуется форма множественного числа (singularia tamtum) (0,5 б.).

Свитер – свитеры (0,5 б.).

Договор – договоры (0,5 б.).

Профессор – профессора (0,5 б.).

Директор – директора (0,5 б.).

Молодежьформы мн.ч. нет (0,5 б.), у многих собирательных существительных не образуется форма множественного числа (singularia tamtum) (0,5 б.).

Песок: если это вещественное существительное (0,5 б.) (особая горная порода), то формы множественного числа нет (как и у многих других вещественных существительных) (0,5 б.). Однако форма пески возможна (0,5 б.), если слово меняет свое значение на «обширные пространства, покрытые песком» (например, зыбучие пески) (0,5 б.).
Итого: 10 баллов
10. Прочитайте стихотворение.

Парус

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом. —
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?


Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит;
Увы! — он счастия не ищет
И не от счастия бежит! —


Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой: —
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Кто автор этого стихотворения? Почему в качестве заглавия выбрано именно слово «парус»? Какие переносные значения (не более 7) вы можете выделить у данного слова после прочтения стихотворения, почему они возникают? Какие способы образования переносных значений используются автором? С опорой на текст аргументируйте свой ответ.



Ответ: М.Ю. Лермонтов (1 балл).

За каждое выделенное и убедительно аргументированное значение слова «парус» по 1 баллу. За указание на то, что переносные значения могут возникать как на основе сходства, метафорически, так и на основе смежности, метонимически – до 2 баллов.


Итого: 10 баллов

ВСЕГО: 97 баллов


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница