Всеобщая история



страница1/5
Дата31.10.2016
Размер0.6 Mb.
  1   2   3   4   5


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»



Факультет философии

Программа дисциплины
Всеобщая история

для направления 030100.62 Философия, подготовки бакалавра

Автор Зарецкий Ю.П.

yzaretsky@hse.ru



Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


_____________________________ _____________________________

Председатель Зав. кафедрой

_____________________________ _____________________________

«_____» __________________ 2011г. «____»_________________2011 г.

Утверждена УС факультета

_________________________________

Ученый секретарь

_________________________________

« ____» ___________________2011 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа курса “Всеобщая история” составлена в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми к вузовской подготовке специалиста в гуманитарной области. Первая её часть предполагает проблемно-систематическое изучение мирового исторического процесса с древнейших времён до нового времени. При этом программа в первую очередь ориентирует на знакомство с центральными сюжетами в истории различных цивилизаций Запада (и отчасти Востока), опуская многие, порой достаточно значительные, пласты прошлого человечества из-за ограниченности отведённого на курс времени.

Она включает предисловие, разъясняющие содержание таких центральных понятий, как “история” и “цивилизация”, а также дающее общее представление о важнейших этапах изучения прошлого человечества. Основная её часть охватывает периоды первобытного общества, Древнего Востока, Античности, Средних веков, раннего Нового, Нового и Новейшего времени. Используемое в программе понятие “раннее Новое время” может оказаться непривычным для большинства читателей, знакомых преимущественно с отечественной исторической литературой. Однако совершенно очевидно, что без специального выделения этого периода, как это принято в мировой науке, и уяснения его особого места в истории мировых цивилизаций, сегодня уже трудно не обойтись.

Заложенное в основу программы понятие “цивилизация” трактуется чрезвычайно широко. Оно вбирает в себя всё то главное, что было наработано теоретиками цивилизационного подхода к изучению прошлого человечества в XIX и XX вв., но не сводится ни к одной из существующих моделей (О. Шпенглера, М. Вебера, А.Тойнби или какой-либо иной). Таким образом, программа представляет собой в известном смысле альтернативу наметившемуся в некоторой нашей новейшей литературе подходу, предполагающему замену всего многообразия и богатства событий и процессов мировой истории новомодными историософскими моделями. Её задача видится не столько в том, чтобы уместить исторический процесс в какие бы то ни было жёсткие логические конструкции, сколько в том, чтобы представить его многообразие и многовариантность. При этом структура программы не отвергает необходимость стройных дидактических схем, наоборот, во многом покоится на тех основах, которые были созданы в нашей стране и за рубежом за десятилетия преподавания аналогичных курсов, прежде всего курса всеобщей истории.

В настоящее время формационная модель мирового исторического развития, до недавнего времени почти безраздельно господствовавшая в отечественном обществоведении, утратила свою авторитетность. Недостатки ее слишком серьезны и многочисленны: сильный “крен” в сторону социально-экономической проблематики, упрощенческий классовый подход к изучению всех исторических явлений, включая идеологию и мораль, преувеличение исторического значения социальных конфликтов и наоборот уничижительное отношение к эволюционным путям развития, наконец, сам “скелет” этой модели, периодизация всеобщей истории, основывающаяся на умозрительной схеме смены общественно-экономических формаций. Вопрос, однако, заключается не в том, чтобы заменить эту старую модель на другую “единственно верную” и вновь попытаться пользоваться ею в качестве “универсальной отмычки” при решении основных проблем преподавания истории мировых цивилизаций. Современные требования к построению учебного процесса основываются на иных принципах, исходящих прежде всего из идеи плюрализма, из необходимости сопоставления различных точек зрения и творческого поиска истины.

Именно эти принципы и заложены в основу предлагаемой программы. Здесь дается более широкая характеристика различных подходов к анализу дискуссионных вопросов мировой истории, предлагается ее “гибкая” периодизация, приближенная к общепринятой в мировой практике, обращается особое внимание на проблему “человек в истории” в ее различных аспектах, а также на развитие политико-государственных и правовых институтов. Одним из ключевых понятий является понятие модернизации как общий термин для обозначения широких социально-экономических (в меньшей степени – культурных) изменений, которые произошли и сейчас ещё происходят в различных регионах при переходе от корпоративно-общинного традиционалистского жизненного уклада к новому индустриальному и постиндустриальному.

При подготовке программы использовался опыт разработки аналогичных учебных программ и пособий в нашей стране, особенно в последние годы, учитывались также принципы построения университетских курсов за рубежом. Её структура и содержание предполагают творческий подход к освоению материала, при котором особое значение имеет организация самостоятельной работы студентов с литературой и источниками. Список рекомендуемой литературы составлен с таким расчетом, чтобы максимально сориентировать преподавателя и студента на новейшие издания исследований отечественных и зарубежных учёных, а также публикации источников последних лет. При этом ставилась задача представить как можно больше разнообразных спорящих позиций, создать определённый фон, ту многоголосицу, безусловно усложняющую труд и преподавателя, и студента, но совершенно необходимую для подлинного освоения богатств, скрытых в столетиях мировой и отечественной истории.

Все текущие материалы курса (темы семинарских занятий и др.) присылаются преподавателями на почтовый ящик worldhist11@yandex.ru, пароль для входа world11.



Тематический план учебной дисциплины




пп




Название темы




Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Сем. и практ.

занятия

Первый модуль













Введение.

2

РАЗДЕЛ I. У ИСТОКОВ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИСТОРИИ


1.1

Общая характеристика первобытного общества.



1

2



1.2.

Происхождение человека (антропогенез).



2





1.3.

Религиозные представления древних людей. Первобытное искусство.



1

2






Итого по разделу:





4






РАЗДЕЛ II. ДРЕВНЕЙШИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ ВОСТОКА
















Введение.



1







2.1.

Зарождение древневосточных цивилизаций и географическая среда.



1

2



2.2.

Экономика и социальное устройство древних обществ.



1

2



2.3

Государства Древнего Востока.



2

2



2.4.

Религии Древнего Востока.



1








Итого по разделу:





6






Итого в первом модуле:




12

10







Второй модуль



РАЗДЕЛ III. АНТИЧНЫЙ МИР

















Введение.




1







3.1.

Образование городов-государств в Греции VIII-VI вв. до н.э.



1






3.2.

Возвышение Афин в V в. до н.э. Расцвет древнегреческой цивилизации.



2

2



3.3.

Империя Александра Македонского и эллинистический мир.



1

2



3.4.

Рим от основания до диктатуры Цезаря.



1






3.5.

Социальная структура и экономика античного общества.



1

2



3.6.

Политическое устройство античного общества.



1

2



3.7.

Античная мифология и религиозные представления людей.



2

2



3.8.

Рим в эпоху империи. Принципат Августа. Упадок и гибель Римской империи. Раннее христианство.



2

2






Итого по разделу:



12

12






Итого во втором модуле:



12

12






Третий модуль


РАЗДЕЛ IV. ЕВРОПА В СРЕДНИЕ ВЕКА













Введение



2







4.1.

Начало новой Европы: великое переселение народов и образование варварских государств на территории Западной Римской империи.



2





4.2.

Феодализм в Западной Европе XI-XIII вв.: экономические и социальные структуры.



2

2



4.3.

Византия в IV-XV вв.



2

2



4.4.

Христианство и церковь в Западной Европе Крестовые походы.



2

2



4.5.

Европа в позднее Средневековье. Складывание национальных государств.



2

2



4.6.

Человек Средневековья.



1

2






Итого по разделу:



13

10






РАЗДЕЛ V. АРАБСКО-МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР И НОВЫЙ СВЕТ В VI-XV ВЕКАХ
















Введение



1







5.1.

Исламские цивилизации.



2

2



5.2.

Цивилизации Центральной и Южной Америки.



2

2






Итого по разделу:



5

4






Итого в третьем модуле:




18

14







Четвертый модуль














РАЗДЕЛ VI. ЕВРОПА НА РУБЕЖЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ





Введение



1







6.1.

Эпоха Возрождения. Гуманизм.



1

2



6.2.

Великие географические открытия.



1





6.3.

Реформация в Германии и других странах.



1

2



6.4.

Политическая история раннего Нового времени.



2








Итого по разделу:





4





РАЗДЕЛ VII. ЕВРОПА И МИР В НОВОЕ ВРЕМЯ









7.1.

Модернизация экономики.



1





7.2.

Духовная жизнь. Эпоха Просвещения.



1

2



7.3.

Американская и Великая французская революции конца XVIII в. Становление западной демократии.



2

4



7.4.

Построение индустриальных обществ.



1








Итого по разделу:



11

6



РАЗДЕЛ VIII. XX ВЕК ВО ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ












Введение

1


8.1.

Первая половина XX века: между двумя мировыми войнами.



2

2



8.2.

Вторая половина XX века: вехи исторического развития.



2





8.3.

Модернизация традиционалистских обществ.



1






8.4.

Глобализация мировых процессов. Научно-техническая революция и складывание постиндустриального мирового сообщества.



1

2






Итого по разделу:



7

4







Итого в четвертом модуле:




18

14







ИТОГО:



60

50


  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница