Всемирная организация интеллектуальной собственности



страница1/14
Дата19.11.2016
Размер3.1 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


ВОИС



R

A/42/2

ОРИГИНАЛ: английский

ДАТА: 31 июля 2006 г.


ВСЕМИРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

ЖЕНЕВА

АССАМБЛЕИ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ВОИС

Сорок вторая серия заседаний

Женева, 25 сентября - 3 октября 2006 г.

ОТЧЕТ О ВЫПОЛНЕНИИ ПРОГРАММЫ ЗА ДВУХЛЕТНИЙ ПЕРИОД 2004-2005 ГГ.



Документ подготовлен Секретариатом

I. ВВЕДЕНИЕ

1. Настоящий документ (далее «Отчет») представляет собой отчет о реализации программы ВОИС на двухлетний период 2004-2005 гг., который подготовлен в рамках составления программных и бюджетных документов, ориентированных на достижение конкретных результатов.


2. Настоящий отчет подготовлен в соответствии с критериями, установленными в Программе и бюджете на двухлетний период 2004-2005 гг. (документ WO/PBC/7/2), которые были приняты Ассамблеями государств-членов ВОИС (далее «Ассамблеи ВОИС») в сентябре 2003 г.
3. В настоящем Отчете дается оценка успехов в осуществлении программ в двухлетнем периоде 2004-2005 гг. на пути достижения двухлетних целей и ожидаемых результатов. В Части II дается краткая оценка достигнутых результатов в двухлетнем периоде на пути решения стратегических задач ВОИС, на основе достижения целей на уровне Основных программ. Структура Части III Отчета определяется последовательным представлением данных о реализации каждой Основной программы и опирается на оценку Достигнутых результатов на уровне каждой подпрограммы и сопровождается таблицами, обобщающими информацию о Показателях результативности работы.
4. В Приложении I содержится Список сокращений, используемых в настоящем документе. В Приложении II содержится предметный указатель к настоящему документу.

II. КРАТКАЯ ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ В ДВУХЛЕТНЕМ ПЕРИОДЕ 2004-2005 гг. НА ПУТИ РЕШЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ВОИС

5. Принятый в сентябре 1999 г. Ассамблеями ВОИС документ Видение и стратегическая направленность ВОИС (документ A/34/3), который носит среднесрочный характер, а также Программа и бюджет на двухлетний период 2004-2005 гг. являются основными руководящими принципами для осуществления работы Организации в двухлетнем периоде 2004-2005 гг.


6. Стратегические задачи ВОИС следует оценивать в более широком контексте Декларации ООН о развитии в связи с вступлением в новое тысячелетие, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в сентябре 2000 г. В соответствии с этой Декларацией глобальная повестка дня имеет в своей основе восемь целей развития в новом тысячелетии. ВОИС уверена в том, что важным вкладом в достижение этих целей окажется сотрудничество с государствами-членами и другими партнерами Организации, так как интеллектуальная собственность (ИС) играет все более возрастающую роль в экономическом и социальном развитии, является основным условием достижения многих этих целей.
7. В этой связи основные итоги деятельности Организации в двухлетнем периоде

2004-2005 гг. приводятся ниже в рамках следующих стратегических сфер деятельности ВОИС:

- формирование культуры ИС;

- охрана ИС и развитие системы ИС; и



- повышение продуктивности работы Секретариата.
8. Двухлетний период отличался бюджетными ограничениями, и в целях повышения продуктивности работы Секретариата, были введены некоторые меры, что, однако, не повлияло на общую дееспособность Организации в достижении ожидаемых результатов на двухлетний период.
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
9. Значительно активизировалась работа над дальнейшей разработкой и уточнением деятельности ВОИС по установлению связей с общественностью и совместной деятельности в целях содействия информированности в области ИС в государствах-членах. По случаю празднования Международного дня интеллектуальной собственности 26 апреля в более чем 60 и 110 государствах-членах проведены мероприятия, направленные на повышение информированности в области ИС, в 2004 и 2005 г. соответственно.
10. ВОИС также начала публикацию серии новых руководств по ИС для школьников с публикации брошюры Изобретения и патенты, что является частью ее усилий по предоставлению практических и подробных учебных материалов по ИС для использования в учебных классах по всему миру. ВОИС планирует выпустить три новых руководства, которые охватывают темы авторского права, товарных знаков и промышленных образцов.
11. Основная направленность работы Межправительственного комитета по интеллектуальной собственности и генетическим ресурсам, традиционным знаниям и фольклору (МКГР) в 2004 и 2005 гг. была продиктована необходимостью дальнейшего повышения содержательности и доступности процессов, происходящих в работе МКГР, и вовлечения широкого круга заинтересованных сторон. Осуществлялись практические меры, направленные на предоставление возможности участия в работе Комитета возрастающему числу аккредитованных в МКГР неправительственных организаций (НПО) и на совершенствование процессов установления связей с общественностью. В конце 2005 г. свыше 120 НПО, представляющих местные и коренные общины, были аккредитованы в МКГР на специальной основе. Ассамблеи ВОИС также приняли решение об учреждении Фонда добровольных взносов для коренных и местных общин в поддержку участия представителей этих общин в работе МКГР.
12. В стремлении скорее «дойти» до малых и средних предприятий (МСП) ВОИС расширяла и укрепляла сотрудничество с рядом внешних партнеров. Это привело к совместной с Международным торговым центром (МТЦ) публикации двух практических руководств по ИС и переводу этих руководств в Серии ВОИС ИС для бизнеса в 62 странах. Кроме того, международный симпозиум, организованный совместно ВОИС, Итальянским министерством производственной деятельности (Итальянским ведомством по патентам и товарным знакам) и Институтом промышленного содействия (IPI) в ноябре 2005 г. в г. Казерта, Италия, подчеркнул значение системы ИС в повышении конкурентоспособности МСП в секторах по производству тканей и выпуску одежды. В работе симпозиума приняли участие около 200 делегатов от 40 стран, представляющих ведущие мировые дома моды, а также правительственные, академические и торговые круги.
13. Продолжилось расширение сферы и интенсивности деятельности ВОИС в отношениях с учреждениями ООН и другими международными организациями. Международное сообщество вновь подтвердило особую роль ВОИС в деятельности Рабочей группы ООН по управлению Internet (WGIG), учрежденной Генеральным Секретарем ООН для подготовки Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (ВВИО), которая состоялась в Тунисе в ноябре 2005 г. В этой связи ВОИС организовала проведение Интерактивного Форума ВОИС по вопросам ИС в информационном обществе, который был связан с Веб-сайтом ВВИО.
ОХРАНА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
14. В 2004-2005 гг. Генеральному директору ВОИС сданы на хранении 107 ратификационных грамот или документов о присоединении к договорам, административные функции которых выполняет ВОИС.
15. В 2004-2005 гг. Афганистан, Коморские Острова, Мальдивы и Сирийская Арабская Республика присоединились к Конвенции, учреждающей ВОИС, доведя общее число государств-членов ВОИС по состоянию на 31 декабря 2005 г. до 183.
Интеллектуальная собственность и генетические ресурсы, традиционные знания и фольклор
16. Межправительственный комитет ВОИС по интеллектуальной собственности и генетическим ресурсам, традиционным знаниям и фольклору (МКГР) созывался в марте и ноябре 2004 г., а также в июне 2005 г. после продления его полномочий Генеральной Ассамблеей ВОИС в октябре 2003 г. Новые полномочия не исключают никаких итогов работы МКГР и повышают возможность выработки международного документа или документов в этой области. В сентябре 2005 г. на Ассамблеях ВОИС государства-члены продлили полномочия МКГР на два года в соответствии с указаниями, данными МКГР Ассамблеями 2003 г.
17. МКГР добился существенных успехов в направлении выработки более ясной и более прочной международной структуры и значительно продвинулся в достижении конкретных результатов в форме двух групп проектов положений, подчеркивающих политические цели и основные принципы защиты традиционных знаний (ТЗ) и проявлений традиционной культуры (ПТК). Он также договорился о процедуре совершенствования его существенной работы за счет выработки процедуры межсессионных комментариев по существующим проектам предложений в дополнение к уже обширным комментариям и предложенным изменениям, внесенным во время заседания Комитета.
18. По предложению Конференции сторон (КОС) Конвенции о биологическом разнообразии (КБР), в соответствии с которым ВОИС должна дополнительно изучить вопросы в отношении требований к раскрытию сущности изобретений, касающихся генетических ресурсов (ГР) и ТЗ, в сентябре 2004 г. государства-члены на Ассамблеях ВОИС одобрили исчерпывающую рабочую программу, направленную на продолжение участия в работе КБР. Начальное техническое исследование, подготовленное ВОИС, было получено после утверждения КС. На Ассамблеях ВОИС в сентябре 2005 г. государства-члены решили, что второе последовательное исследование будет передано на рассмотрение КБР на следующей КС, которая состоится в Бразилии в марте 2006 г.
Обеспечение прав
19. На своей второй сессии, состоявшейся в июне 2004 г., Консультативный комитет ВОИС по обеспечению прав (ККОП) рассмотрел следующие вопросы: роль судебных и квази-судебных органов и ведение судебных дел по вопросам обеспечения прав ИС; соответствие между правовыми системами на основе гражданского и общего права; административные процедуры по обеспечению прав интеллектуальной собственности (ПИС); уголовные процедуры и наказания; а также опыт на основе различных национальных систем. Учитывая ключевую роль судебной системы в обеспечении ПИС, Комитет согласился с глобальным значением постоянного судебного обучения и специализации в области ИС, а также с необходимостью повышения информированности о вопросах, касающихся обеспечения прав ИС, на всех уровнях судебной власти. Он также договорился о том, что на своей следующей сессии Комитет рассмотрит вопрос об образовании и повышении информированности, включая обучение, во всех сферах обеспечения прав, причем особое внимание будет уделено областям, вызывающим общую обеспокоенность. В сентябре 2004 г. на Ассамблеях ВОИС государства-члены обсудили работу Консультативного комитета ВОИС по обеспечению прав и высказались в поддержку продолжения его работы.
Альтернативное урегулирование споров
20. Центр ВОИС по арбитражу и посредничеству публиковал и распространял информацию по альтернативам внесудебного урегулирования споров, связанных с ИС, включая Руководство по арбитражу ВОИС и обновленные редакции Руководства по посредничеству ВОИС и Руководства ВОИС по урегулированию споров в связи с доменными именами. Центр также внес вклад в проведение Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) по вопросам урегулирования споров.
Классификация
21. В 2004-2005 гг. Армения, Бахрейн, Египет, Ямайка, Сент-Китс и Невис, а также Сирийская Арабская Республика стали участниками Ниццкого соглашения о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков, доведя общее число Договаривающихся государств по состоянию на 31 декабря 2005 г. до 78.
22. В 2004-2005 гг. Арменияи и Ямайка стали участниками Венского соглашения, учреждающего Международную классификацию изобразительных элементов знаков. По состоянию на 31 декабря 2005 г. общее число Договаривающихся государств составило 21.
23. В 2004-2005 гг. Бельгия и Латвия стали участниками Локарнского соглашения об учреждении Международной классификации промышленных образцов. По состоянию на 31 декабря 2005 г. общее число Договаривающихся государств составило 45.
24. В 2004-2005 гг. Армения стала участником Страсбургского соглашения о Международной патентной классификации. По состоянию на 31 декабря 2005 г. общее число Договаривающихся государств составило 55.
25. Комитет экспертов Союза Международной патентной классификации (МПК) на своих трех заседаниях, проведенных в 2004 и 2005 гг., принял ряд поправок, рекомендованных Рабочей группой по пересмотру МПК как часть реформы МПК. На своей тридцать шестой сессии в феврале 2005 г. Комитет экспертов согласился с тем, что все основные цели реформы достигнуты и основной период реформы следует считать завершенным. Новая восьмая редакция МПК вступила в силу 1 января 2006 г.
Информация в области ИС
26. Рабочая группа по стандартам и документации (РГСД) Постоянного комитета по информационным технологиям (ПКИТ) на своих заседаниях в январе и ноябре 2004 г. и сентябре 2005 г. приняла поправки к десяти действующим стандартам ВОИС, включая те, которые требует соответствия поправки характеру реформы МПК. РГСД также приняла новый Стандарт ВОИС ST.36, который рекомендует использовать ресурсы XML (расширяемый маркировочный язык) для подачи, обработки, публикации и обмена всеми видами патентной информации. Кроме того, создана Рабочая группа по вопросам обновления содержания Справочника ВОИС по информации и документации в области промышленной собственности.
(а) Системы и службы глобальной охраны
Патенты
27. В 2004-2005 гг. Коморские Острова, Ливийская Арабская Джамахирия, Нигерия, Сент-Китс и Невис, а также Сан-Марино присоединилось к Договору о патентной кооперации (РСТ). По состоянию на 31 декабря 2005 г. общее число Договаривающихся государств составило 128, из которых 73, или 57 %, являются развивающимися странами.
28. В конце 2004 г. РСТ отметил подачу миллионной заявки по системе РСТ. Последние восемь лет ознаменовались особенно существенным ростом подаваемых заявок по системе РСТ. Если для подачи 250000 заявки потребовались 18 лет с начала функционирования системы РСТ в 1978 г., достижение отметки в 500000 заявок заняло лишь четыре года, и еще четыре года потребовались для достижения отметки в 1000000 заявок.
29. В 2004 и 2005 гг. было подано 122898 и 133117 международных заявок по системе РСТ, что на 14,2 % выше, чем в двухлетнем периоде 2002-2003 гг. 16754 международные заявки получены из 23 развивающихся стран по сравнению с 11471 заявкой в 2002-2003 гг., что выше примерно на 46 %.
30. Электронная подача международных патентных заявок стала доступной для всех заявителей в феврале 2004 г. Около 14 и 26 % заявок РСТ поданы полностью в электронной форме в 2004 и 2005 гг. соответственно.
31. Также в 2004 г. введена в эксплуатацию новая прикладная система электронных приоритетных документов (E-Pdoc) Международного бюро, которая позволяет Международному бюро получать, обрабатывать и рассылать приоритетные документы, представленные в электронной форме.
32. 20 июня 2005 г. начата полностью электронная обработка заявок РСТ, получаемых из Корейского ведомства интеллектуальной собственности, а с 4 июля 2005 г. эта система действует для заявок РСТ, получаемых из Национального ведомство по патентам и регистрации Финляндии. Электронная обработка означает, что в ВОИС не создается никакого бумажного фонда. Эта услуга постепенно распространяется на все международные заявки, предоставляемые в ВОИС получающими ведомствами в рамках системы РСТ.
33. Что касается реформы РСТ, в октябре 2004 г. и октябре 2005 г. Ассамблея Союза РСТ приняла предложенные поправки к Инструкции к РСТ, вступающие в силу с 1 апреля 2005 г., 1 апреля 2006 г. и 1 апреля 2007 г. Эти поправки касаются всеохватывающей системы указаний; включения арабского языка в качестве языка публикации по системе РСТ; включения патентных документов из Республики Корея в минимум документации РСТ; международной публикации и Бюллетеня РСТ в электронной форме; восстановления права приоритета; исправления очевидных ошибок; соответствующих мер в случае отсутствия элементов или частей в международной заявке; упрощения процедуры подачи возражений в случае отсутствия единства изобретения; оформления перечней последовательностей нуклеотидов и/или аминокислот для целей поиска и экспертизы; и незначительных опечаток и поправок, вызываемыми другими, уже принятыми Ассамблеей Союза РСТ в 2002 г.
34. 26 июля 2004 г. и 15 июля 2005 г., соответственно, Канадское ведомство интеллектуальной собственности и из Национальное ведомство по патентам и регистрации Финляндии начали функционировать в качестве Международных поисковых органов (МПО) и Органов Международной предварительной экспертизы (ОМПЭ). В конце 2005 г. 12 ведомств функционировали в качестве МПО и ОМПЭ.
Товарные знаки
35. 2004 год ознаменовался важным достижением в членстве в рамках Протокола к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков («Мадридский протокол») после того как 1 июля 2004 г. Совет Европейского союза сдал на хранение документ о присоединении Европейского сообщества к этому договору. Кроме того, в 2004 и 2005 гг. Бахрейн, Хорватия, Кыргызстан, Намибия и Сирийская Арабская Республика присоединились к Мадридскому протоколу, доведя общее число Договаривающихся государств по состоянию на 31 декабря 2005 г. до 67.
36. В 2004 и 2005 гг. Намибия и Сирийская Арабская Республика присоединились к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков. По состоянию на 31 декабря 2005 г. общее число Договаривающихся государств в рамках Мадридского соглашения составило 56.
37. Присоединение Европейского сообщества к Мадридскому протоколу вступило в силу 1 октября 2004 г. и является первым случаем, когда Европейское сообщество подписывает договор, административные функции которого выполняет ВОИС, и первым присоединением межправительственной организации (МПО) к договору ВОИС. Европейское сообщество стало 77-м членом Мадридского союза. Логически последовательная связь между международной системой товарных знаков и Системой товарных знаков Европейского сообщества (СТМ) означает, что владельцы товарных знаков из государств-членов Мадридского протокола могут указывать Европейское сообщество в своих заявках на международную регистрацию товарных знаков. Владельцы товарных знаков также смогут использовать заявку на регистрацию товарного знака, поданную или зарегистрированную в Ведомстве по гармонизации на внутреннем рынке (ВГВР), в качестве основания для международной заявки в рамках Мадридского протокола.
38. Использование системы международной регистрации товарных знаков достигло в двухлетнем периоде 2004-2005 гг. рекордного уровня с получением 63038 международных заявок на товарные знаки, что на 34 % больше по сравнению с предыдущим двухлетним периодом. В конце 2005 г. в международном реестре юридически действовали около 450000 международных регистраций товарных знаков, принадлежащих свыше 150000 различным владельцам товарных знаков. Эти международные регистрации были равнозначны около 5,1 млн. национальных регистраций.
39. После принятия в 2003 г. Ассамблей Мадридского союза испанского языка в качестве рабочего языка Мадридского протокола пользователи международной системы товарных знаков могут с 1 апреля 2004 г. подавать заявки на испанском языке, помимо английского и французского языков.
40. В стремлении содействовать более активному использованию международной системы товарных знаков наименее развитыми странами (НРС) в 2005 г. Ассамблея Мадридского союза приняла предложение относительно уменьшения стоимости для заявителей из НРС при подаче заявок на международную охрану товарных знаков. Предложенное снижение размера пошлин снизит на 10 % сумму основной пошлины, уплачиваемой в настоящее время в ВОИС. Снижение размера пошлин вступит в действие с 1 января 2006 г.
41. В числе других достижений необходимо отметить ввод в действие в 2005 г. онлайновой версии Бюллетеня ВОИС по международным знакам, ввод в действие онлайновой версии ROMARIN и дальнейший значительный рост числа международных заявок и других сообщений по процедурам Мадридской системы электронными средствами.
Промышленные образцы
42. В 2004-2005 гг. Хорватия и Нигерия присоединились к Гаагскому Акту 1960 г. и Дополнительному Стокгольмскому акту. По состоянию на 31 декабря 2005 г. общее число Договаривающихся государств (Гаагский акт) составило 31.
43. В 2004-2005 гг. Хорватия, Египет, Венгрия, Латвия, Намибия, Сингапур и Турция присоединились к Женевскому Акту 1999 г. Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов. По состоянию на 31 декабря 2005 г. общее число Договаривающихся государств составило 19. Акт, вступивший в силу 23 декабря 2003 г., стал действовать с 1 апреля 2004 г.
44. В 2004-2005 гг. Международное бюро получило 2569 международных заявок на промышленные образцы, что на 60,3 % ниже по сравнению с предыдущим двухлетним периодом. Число регистраций составило 2550, что на 61,7 % ниже по сравнению с предыдущим двухлетним периодом. Число продлений составило 7476, что на 10,5 % выше по сравнению с 2002-2003 гг. Представляется, что эта тенденция к снижению, уже наблюдаемая в двухлетнем периоде 2002-2003 гг., является следствием вступления в действие в апреле 2003 г. системы зарегистрированных промышленных образцов Европейского сообщества.
45. В мае 2004 г. в Венеции состоялась двухдневная Международная конференция по промышленным образцам. Конференция предоставила делегатам существенную возможность обменяться мнениями по вопросу стратегического значения международной охраны промышленных образцов для предприятий, деятельность которых касается промышленных образцов. На Конференции также обсуждались пути более эффективного использования Гаагской системы международной охраны промышленных образцов.
Наименования мест происхождения
46. В 2004-2005 гг. Корейская Народно-Демократическая Республика, Грузия, Иран (Исламская Республика) и Перу присоединились к Лиссабонскому соглашению об охране наименований мест происхождения и их международной регистрации. По состоянию на 31 декабря 2005 г. общее число Договаривающихся государств составило 24.
47. В 2004-2005 гг. Международное бюро получило 18 новых международных заявок, что довело общее число наименований мест происхождения, зарегистрированных в рамках Лиссабонской системы, до 867, из которых 793 все еще имели юридическое действие.
48. Электронная база данных наименований мест происхождения, зарегистрированных в рамках Лиссабонского соглашения, «Lisbon Express», стала доступной в режиме «онлайн» в начале 2005 г.
Доменные имена
49. В 2004-2005 гг. Центр ВОИС по арбитражу и посредничеству получил 2632 дела в рамках Единой процедуры урегулирования споров в связи с доменными именами (ЕПУС), что на 12 % выше по сравнению с предыдущим двухлетним периодом. Большинство споров касалось международных доменов, причем .com составили свыше 80 % от всех названий. Вместе с тем Центр также рассмотрел 161 дело, связанное с доменами высшего уровня с кодом стран (ксДВУ), что на 100 % выше по сравнению с 2002-2003 гг. По состоянию на декабрь 2005 г. Центр указан в качестве провайдера услуг по урегулированию споров в отношении 46 ксДВУ, включая .ch (Швейцария), .fr (Франция) и .nl (Нидерланды).
50. В 2005 г. Центр ввел в действие Электронное средство ВОИС по рассмотрению дел (WIPO ECAF), которое предоставляет сторонам возможность использовать электронное средство для ведения их дел в соответствии с Правилами ВОИС по арбитражу и посредничеству. При помощи этой надежной онлайновой функции ведения досье судопроизводства WIPO ECAF облегчает предоставление объемных судебных досье и доступ заинтересованным сторонам к таким досье.
(b) Развитие международного законодательства в области ИС

51. В 2004-2005 гг. Андорра, Коморские Острова и Пакистан присоединились к Парижской конвенции об охране промышленной собственности, доведя общее число Договаривающихся государств по состоянию на 31 декабря 2005 г. до 169.


Патентное право
52. В 2004-2005 гг. Бахрейн, Хорватия, Дания, Финляндия, Румыния и Соединенное Королевство присоединились к Договору о патентном праве (PLT). По состоянию на 31 декабря 2005 г. общее число Договаривающихся государств составило 13. Договор о патентном праве вступил в силу 28 апреля 2005 г., после чего была проведена инаугурационная ассамблея PLT для выработки регламента, рассмотрения применимости некоторых изменений, внесенных в соответствии с РСТ в PLT, и принятия решения относительно будущей работы.
53. На своей десятой и одиннадцатой сессиях в мае 2004 г. и июне 2005 г. Постоянный комитет по патентному праву (ПКПП) продолжил обсуждение положений проекта Договора о материальных нормах патентного права (SPLT) и методов своей работы, направленной на дальнейшую гармонизацию некоторых концепций материального патентного права. Несмотря на достигнутое соглашение относительно важности осуществляемой работы ПКПП, государства-члены высказали различные точки зрения, касающиеся деталей программы работы. Во время обсуждения этого вопроса на Генеральных Ассамблеях в сентябре 2004 и 2005 гг. было принято (на последней сессии) заявление, определяющее процедуру работы по проекту SPLT. В сентябре 2006 г. Ассамблеи ВОИС обсудят достигнутый прогресс, с тем, чтобы определить план работы на следующий год.
54. В 2004-2005 гг. Армения, Грузия и Тунис присоединились к Будапештскому договору о международном признании депонирования микроорганизмов. По состоянию на 31 декабря 2005 г. общее число Договаривающихся государств составило 61.
Законодательство о товарных знаках
55. В 2004-2005 гг. Иран (Исламская Республика) присоединился к Мадридскому соглашению о пресечении ложных или вводящих в заблуждение указаний источника на товарах. По состоянию на 31 декабря 2005 г. общее число Договаривающихся государств составило 34.
56. В 2004-2005 гг. Бельгия, Германия и Турция ратифицировали Договор о законах по товарным знакам (TLT). По состоянию на 31 декабря 2005 г. общее число Договаривающихся государств составило 33.
57. Делегаты, участвовавшие в заседаниях Постоянного комитета по законодательству о товарных знаках, промышленных образцах и географических указаниях (ПКТЗ) в 2004 и 2005 гг., значительно преуспели в разработке окончательного варианта юридических текстов пересмотренного TLT. ПКТЗ достиг консенсуса по ряду статей и правил, включая положения, касающиеся знаков, к которым применяется договор, вопросы, касающиеся электронных и других сообщений, мер в случае несоблюдения сроков, продолжительности и продления регистрации, вопросы, относящиеся к требованиям о внесении записей, поправок или об аннулировании лицензий, а также положения, касающиеся учреждения Ассамблеи. На состоявшихся в сентябре 2004 г. Ассамблеях ВОИС государства-члены договорились о созыве в марте 2006 г. Дипломатической конференции по принятию пересмотренного Договора о законах по товарным знакам (TLT), которая обновит существующий договор, приведя его процедуры в соответствие с техническими достижениями. В апреле 2005 г. ПКТЗ принял текст, предлагаемый в качестве основы для ведения переговоров на Дипломатической конференции. На Ассамблеях ВОИС в сентябре 2005 г. государства-члены приняли предложение от правительства Сингапура провести Дипломатическую конференцию в Сингапуре. В декабре 2005 г. ПКТЗ обсудил ряд вопросов, предложенных делегатами в качестве возможных пунктов повестки дня будущей работы ПКТЗ и обратился к Международному бюро с просьбой подготовить рабочие документы по следующим темам:


  • Нетрадиционные товарные знаки, такие как одноцветные знаки, звуковые знаки, знаки движения или формы, и, в частности, как такие товарные знаки регистрируются и публикуются, если это вообще когда-либо происходит.

  • Взаимосвязь между товарными знаками, промышленными образцами и авторским правом и частичное совпадение этих разных видов охраны.

  • Процедуры возражения против регистрации товарных знаков, поскольку они склонны приобретать все большее значение в условиях все возрастающего числа подаваемых заявок на регистрацию товарных знаков.

  • Процедуры регистрации промышленных образцов и процедуры по охране государственных эмблем в соответствии со статьей 6ter Парижской конвенции об охране промышленной собственности.

58. В отношении географических указаний ПКТЗ на своем заседании в октябре 2004 г. рассмотрел вопрос о недобросовестной регистрации географических указаний в качестве доменных имен в Internet. Не начиная дискуссии по существу, ПКТЗ решил оставить этот пункт на среднесрочной повестке дня.


59. Что касается охраны государственных эмблем, в 2004 г. была создана база данных «Article 6ter Express», являющаяся самым последним дополнением к Цифровой библиотеке ВОИС по интеллектуальной собственности (ЦБИС). База данных представляет собой бесплатное интерактивное средство поиска всех знаков и эмблем, охраняемых в настоящее время в соответствии со статьей 6ter Парижской конвенции об охране промышленной собственности.
Авторское право
60. В 2004-2005 гг. Андорра, Бутан, Коморские Острова, Ирландия, Непал, Сирийская Арабская Республика, Объединенные Арабские Эмираты, Узбекистан и Вьетнам присоединились к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений. По состоянию на 31 декабря 2005 г. общее число Договаривающихся государств составило 160.
61. В 2004-2005 гг. Андорра, Азербайджан, Бахрейн, Турция и Объединенные Арабские Эмираты присоединились к Римской конвенции по охране интересов исполнителей, производителей фонограмм и органов вещания. По состоянию на 31 декабря 2005 г. общее число Договаривающихся государств составило 82.
62. В 2004-2005 гг. Албания, Армения, Бахрейн, Ботсвана, Доминиканская Республика, Иордания, Казахстан, Оман, Катар, Республика Корея, Сингапур и Объединенные Арабские Эмираты присоединились к Договору ВОИС по авторскому праву (ДАП). По состоянию на 31 декабря 2005 г. общее число Договаривающихся государств составило 56.
63. В 2004-2005 гг. Армения, Бахрейн, Ботсвана, Кипр, Доминиканская Республика, Индонезия, Иордания, Казахстан, Оман, Катар, Сингапур, бывшая Югославская Республика Македония и Объединенные Арабские Эмираты присоединились к Договору ВОИС по исполнениям и фонограммам (ДИФ). По состоянию на 31 декабря 2005 г. общее число Договаривающихся государств составило 55.
64. Делегаты, участвовавшие в заседании Постоянного комитета по авторскому праву и смежным правам (ПКАП) в ноябре 2004 г., значительно преуспели в обновлении международных стандартов в области ИС в отношении организаций эфирного вещания за счет уменьшения расхождений по основным вопросам, содержащимся в Переработанном тексте предложений к договору с последующими изменениями и дополнениями. Делегаты также призвали к ускорению процесса заключения Договора. Второй переработанный вариант текста с последующими изменениями и дополнениями был подготовлен для региональных консультаций, состоявшихся в 2005 г. На Ассамблеях ВОИС в сентябре 2005 г. государства-члены решили провести два дополнительных заседания ПКАП для активизации дискуссий в целях достижения соглашения и окончательной подготовки Основного предложения, с тем, чтобы дать возможность государствам-членам на Ассамблеях ВОИС в сентябре 2006 г. дать рекомендации относительно созыва Дипломатической конференции в декабре 2006 г. или в соответствующее время в 2007 г. Второй переработанный вариант текста с последующими изменениями и дополнениями и рабочий документ, в котором рассматривается вопрос относительно того, должна ли, и если да, то каким образом должна распространяться охрана на органы широковещательной трансляции через Веб, обсуждались на первой из этих сессиях ПКАП в ноябре 2005 г.
65. Вопрос охраны неоригинальных баз данных обсуждался ПКАП на его заседаниях в июне 2004 г. и ноябре 2005 г; принято решение вернуться к рассмотрению данного вопроса только по запросу государств-членов.
66. На Ассамблеях ВОИС в сентябре 2004 и 2005 гг. государства-члены обсудили состояние дел в проведении консультаций по спорным вопросам, касающимся охраны аудиовизуальных исполнений. Ряд стран настаивали на скорейшем решении этих вопросов с целью разработки нового договора. Данный вопрос будет вынесен на повестку Ассамблей ВОИС в сентябре 2006 г. Перед заседанием ПКАП, состоявшемся в ноябре 2004 г., была проведена информационная встреча по вопросам охраны аудиовизуальных исполнений. Многие делегации и представители МПО и НПО проявили заинтересованность в продвижении вопросов, не решенных во время проведения Дипломатической конференции по охране аудиовизуальных исполнений в декабре 2000 г.
Доменные имена
67. В сентябре 2004 и 2005 гг. государства-члены, участвовавшие в работе Ассамблей ВОИС, обсудили деятельность ВОИС в отношении охраны ИС в Системе доменных имен в Internet (DNS) и положение дел относительно последовательного выполнения рекомендаций, касающихся Второго процесса ВОИС в связи с доменными именами в Internet по охране названий стран и сокращений МПО, который по-прежнему обсуждается Корпорацией Internet по названиям и числам (КИНЧ).
68. В 2005 г. ВОИС опубликовала новый отчет под названием Новые родовые домены высшего уровня: соображения с позиции интеллектуальной собственности, который касается того, какое влияние на ИС оказывает введение дополнительных родовых доменов высшего уровня (рДВУ). Учитывая опыт ВОИС в области охраны ИС в системе DNS, в отчете рекомендуется ввести механизм единообразной охраны ИС, предназначенный для дальнейшего сдерживания несанкционированной регистрации доменных имен во всех новых рДВУ. В отчете приведена информация, касающаяся всесторонней стратегии дальнейшего распространения системы DNS, разрабатываемой КИНЧ.
(с) Сотрудничество в целях развития
69. В двухлетнем периоде 2004-2005 гг. произошел стратегически важный сдвиг в отношении приоритетных задач и направлений деятельности ВОИС в целях развития. При сохранении традиционной деятельности по оказанию поддержки учреждениям, развитию людских ресурсов и предоставлению юридической помощи больше внимания стало уделяться тесному сотрудничеству с правительствами-бенефициариями с тем, чтобы они могли получать более осязаемые преимущества в результате использования активов ИС, содействуя решению задач национального развития.
70. В сентябре 2004 г. на Ассамблеях ВОИС государства-члены согласились с дополнительным изучением предложения, представленного группой развивающихся стран в отношении совершенствования аспектов развития во всей работе ВОИС, во время проведения межсессионных межправительственных встреч (ММВ). Соответственно в 2005 г. были проведены три заседания ММВ, открытые для участия аккредитованных в ВОИС МПО и НПО. В этой связи в мае 2005 г. ВОИС стала местом проведения международного семинара по вопросам ИС и развития с участием всех заинтересованных сторон, включая представителей от НПО, гражданского общества и научных кругов. Отчет по этим вопросам был представлен на рассмотрение Ассамблей ВОИС в 2005 г., на которых государства-члены договорились о продолжении совместных действий, направленных на совершенствование деятельности Организации в сфере развития на основе результатов работы за предыдущий год. Было принято решение учредить Временный комитет в целях ускорения и завершения обсуждений по предложениям в связи с Повесткой дня ВОИС в области развития и отчитаться о рекомендациях Ассамблеям ВОИС на сессии в сентябре 2006 г. Государства-члены также приняли решение о том, что работа Временного комитета «не ставит под сомнение деятельность других органов ВОИС в обсуждении всех вопросов, касающихся развития», и «в промежуточный период и без ущерба предоставлению технической помощи, Постоянный комитет по сотрудничеству в целях развития в области интеллектуальной собственности (ПКРИС) прекратит свое существование».
71. На Ассамблеях ВОИС в сентябре 2004 г. правительство Сингапура официально предложило разместить в стране Бюро ВОИС по координации. Официальное открытие Бюро ВОИС по координации в Сингапуре состоялось в марте 2005 г. Это Бюро станет узловым пунктом, способствующим решению стратегических задач ВОИС в Азиатско-тихоокеанском регионе, в частности субрегионе АСЕАН.
72. ВОИС и Корейское ведомство интеллектуальной собственности (КВИС) заключили соглашение о траст-фондах, направленное на активизацию сотрудничества между двумя организациями и укрепление системы ИС на благо развивающихся и наименее развитых стран. На осуществление этой деятельности КВИС выделило 1 млрд. корейских вонов (около 1 млн. шв. франков). В рамках соглашения КВИС и ВОИС будут совместно поставлять другим ведомствам, получающим международные патентные заявки в рамках РСТ, программное обеспечение, которое облегчит управление заявками РСТ как в электронной форме, так и на бумажном носителе.
73. В июле 2004 г. был подписан Меморандум о согласованных пунктах (МСП) между ВОИС и Испанским ведомством по патентам и товарным знакам (ИВПТЗ). МСП предполагает значительную финансовую поддержку проектам в Испано-Американском регионе.
74. Для обеспечения лучшего понимания взаимосвязи между ИС и экономическим развитием в двухлетнем периоде постоянно совершенствовалась методология в области научных исследований, что привело к разработке практических средств и информационных материалов для оказания помощи лицам, ответственным за принятие политических решений, при формулировании стратегии на основе ИС, в целях национального и регионального развития.
75. В ответ на растущую заинтересованность государств-членов в принятии стратегии на основе ИС, способствующей использованию активов ИС в целях экономического роста и социального развития, в апреле 2004 г. был создан Отдел интеллектуальной собственности и новых технологий, задачей которого является оказание помощи государствам-членам, в частности развивающимся странам и странам с переходной экономикой, в повышении их потенциала в сферах отечественного развития, владения, управления, использования и коммерциализации ИС в качестве экономического средства, способствующего повышению благосостояния граждан.
76. В этой связи в сентябре 2004 г. началась реализация проекта, координатором которого является ВОИС при финансовой поддержке Международной научной сети Женевы (RUIG-GIAN) и который направлен на оказание помощи научно-исследовательским учреждениям в области здравоохранения в развивающихся странах в охране результатов их исследований. Целью проекта является создание сетей научно-исследовательских учреждений с линиями коллективного пользования ИС (центры ИС) для охраны и коммерциализации результатов научных исследований за счет использования патентов и других объектов охраны ИС. В конце 2005 г. данный проект объединял свыше 30 научно-исследовательских учреждений в семи странах Африки и Южной Америки.
77. Кроме того, в целях более рационального предоставления помощи ВОИС странам при оценке их творческого потенциала, в июне 2005 г. был создан Отдел творческих отраслей промышленности, задачами которого являются проведение научных исследований, осуществление деятельности, направленной на создание необходимого потенциала, содействие разработке методологических средств, дающих возможность оценить влияние системы ИС на творческий процесс, и участие в международных дискуссиях по вопросам концептуализации творческих отраслей промышленности с особым ударением на их компоненте ИС.
78. В соответствии с Программой действий в отношении наименее развитых стран на десятилетний период 2001-2010 гг., принятой 3-й Конференцией Организации Объединенных Наций по НРС, которая проходила в Брюсселе в мае 2001 г.,

значительно продвинулся процесс выполнения обязательств ВОИС перед НРС, особенно в сферах развития людских ресурсов, информационных технологий, генетических ресурсов, ТЗ и проявлений традиционной культуры (фольклора), МСП и обществ коллективного управления правами. Государства-члены постоянно подчеркивали значение программы ВОИС по оказанию помощи НРС, что отмечалось в Сеульской декларации, принятой на Конференции на уровне министров по вопросам ИС и наименее развитых стран (НРС), состоявшейся в октябре 2004 г. в Сеуле.


79. Развитие людских ресурсов в развивающихся странах и странах с переходной экономикой в целях эффективной реализации и использования системы интеллектуальной собственности продолжалось через посредничество Всемирной Академии ВОИС. В 2005 г. общее число обучающихся по программе курсов дистанционного обучения впервые превысило 10000. В двухлетнем периоде продолжалась разработка новых усовершенствованных интерактивных курсов дистанционного обучения: охрана сортов растений, патенты, ремесла и изобразительные искусства (для МСП), а также урегулирование споров в связи с ИС (Центр ВОИС по арбитражу и посредничеству). Кроме того, 385 служащих из развивающихся стран и стран с переходной экономикой завершили обучение по Программе профессиональной подготовки. Различные мероприятия на высшем уровне были организованы в целях повышения информированности и компетентности разработчиков политики, политических консультантов и других старших по должности чиновников, для анализа и реализации новых направлений политики в области ИС.
80. Значительный вклад был внесен в укрепление и эффективное использование систем интеллектуальной собственности в некоторых странах Европы и Азии. В связи с тем, что несколько стран в регионе 1 мая 2004 г. стали членами Европейского союза, а другие страны собирались присоединиться к Союзу, ВОИС активизировала координационную деятельность с Европейским союзом в отношении предоставления технической помощи в области ИС.
81. В двухлетнем периоде ВОИС умножила свои усилия по оказанию помощи ведомствам ИС в вопросах автоматизации их деятельности, в целях повышения эффективности работы. По состоянию на декабрь 2005 г. 34 ведомства ИС во всех регионах пользовались программным обеспечением, изготовленным по техническим условиям ВОИС. Еще несколько ведомств ИС находились на разных стадиях планирования, подготовки и развертывания средств автоматизации.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ СЕКРЕТАРИАТА
82. Основное внимание, по-прежнему, уделялось повышению эффективности работы Секретариата и сокращению общих эксплуатационных расходов за счет мер, направленных на снижение цен. Для этой цели возрос объем использования средств информационных технологий (ИТ), проведена дальнейшая модернизация административных процедур, а в службах административной и управленческой поддержки произошла экономия затрат.
83. В сентябре 2005 г. Ассамблеи ВОИС приняли Программу и Бюджет на двухлетний период 2006-2007 гг., в которых содержится сбалансированный бюджет.
84. Функции внутреннего надзора ВОИС значительно укрепились в двухлетнем периоде после принятия в сентябре 2005 г. Ассамблеями ВОИС Устава внутреннего аудита, учреждения Комитета ВОИС по аудиту и увеличения размера денежных средств, выделяемых на осуществление надзорной деятельности.
85. Переговоры с авиакомпаниями привели к значительному сокращению расходов, связанных с обеспечением поездок, которые сократились приблизительно на 3 млн. шв. франков по сравнению с предыдущим двухлетним периодом. Плата за пользование телефонными линиями связи и мобильными телефонами уменьшилась на 30 % по сравнению с 2002-2003 гг.; а типографские расходы сократились в результате ввода в эксплуатацию внутренней специализированной типографии и возросшего объема печатной продукции в формате CD и DVD.
86. Другая значительная экономия затрат достигнута в отношении арендуемых служебных помещений. В начале 2004 г. были пересмотрены существующие контракты на аренду, в целях снижения арендной платы и связанных с арендуемыми помещениями эксплуатационных расходов. В 2004-2005 гг. арендная плата и связанные с ней расходы уменьшились на 17 % по сравнению с предыдущим двухлетним периодом.
87. Что касается нового строительного проекта, по инициативе ВОИС Архитектором проведено иссследование в отношении возможного снижения издержек. В сентябре 2005 г. Ассамблеи ВОИС приняли пересмотренный проект и предложение к ВОИС относительно использования внешнего источника (банка) для финансирования строительства. Ожидается, что строительные работы возобновятся в 2008 г. после проведения тендера на получение банковской ссуды, тендера на выявление компании, занимающейся вопросами внешнего управления ходом реализации проекта, и международного тендера на генерального подрядчика.
88. Двухлетний период также ознаменовался успешным завершением реализации Проекта интегрированной системы управления административной информацией (AIMS), который повысил эффективность финансовых операций ВОИС. Лингвистические службы пополнились новыми средствами ИТ, включая терминологические базы данных, что привело к росту общей производительности труда. Продолжалась модернизация систем управления людскими ресурсами, которая привела, среди прочего, к более высокой производительности операций, связанных с административным обеспечением пособий и льгот для персонала. Требования к набору персонала Организации соблюдались в большей мере за счет внутреннего переоснащения вслед за введением ограничений по набору персонала.
89. Сдерживание расходов оставалось основной задачей в деятельности ВОИС в области ИТ, приведшей к значительной экономии средств. В настоящее время функционирует проекты в рамках основных инициатив ВОИС в области ИТ за последние шесть лет.
90. Секретариат координировал последовательное выполнение рекомендаций, содержащихся в отчете, опубликованном Объединенной инспекционной группой (ОИГ) ООН под названием Обзор руководства и административного управления в ВОИС: бюджет, надзор и связанные с ними вопросы1, и начал подготовку к проведению Комплексной повсеместной оценки людских и финансовых ресурсов ВОИС в соответствии с Рекомендацией 1, содержащейся в данном отчете.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница