«возвращение к истокам»



Скачать 124.04 Kb.
Дата08.11.2016
Размер124.04 Kb.
Муниципальное бюджетное учреждение культуры

«Городская библиотека»

ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан

«ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ»
Рекомендательный список литературы

для широкого круга читателей
autoshape 1



Каждый народ свою историю должен написать сам

Ризаитдин Фахретдинов

Шежере - родословная, генеалогическая летопись башкирских племен и родов по мужской линии, куда включались сведения об исторических событиях, важнейших фактах жизни родов и племен.

Наличие шежере в башкирском роде было также обязательно, как и родовые атрибуты: тамга, птица, дерево. В ХУП-ХУШ вв. эти элементы патриархально-родовой жизни превратились большей частью в пережитки, но все же, в обществе, где господствовали патриархально-феодальные отношения, эти атрибуты еще долго сохраняли определенное значение в быту башкир. Поэтому башкиры и в целом бережно относились к сохранившимся наиболее старым текстам шежере, стремясь не вносить в них существенных изменений. Согласно обычаям башкиры должны были запоминать имена своих предков до 10-15 колена.

В связи с тем, что шежере каждого рода записывалось в течение нескольких поколений, оно представляло собой большую ценность и свидетельствовало о древности происхождения данного рода, о богатстве его истории. Этими шежере башкиры очень дорожили и бережно их хранили. Хранителями шежере обычно были мулла или один из наиболее авторитетных аксакалов рода. Они записывали в шежере события и имена людей, современниками которых являлись сами. Перед смертью аксакал или мулла передавал шежере своему преемнику, который нередко заново его копировал. Потерять шежере рода считалось большим позором и ис­толковывалось как забвение принципов родовой солидарности, памяти отцов. Поэтому родовое шежере строго охранялось, редко, кому показывалось, за пределами рода его местонахождение почти никому не было известно.

Когда башкирские родовые общины распались, родословную стали составлять члены отдельных родов, семей, как правило, по отцовской линии в форме дерева. Была и другая форма составления родословных, когда имена писались в квадратиках и соединялись между собой линиями по степени родства. Если женщины и вносились в шежере, то не указывалось их потомство, так как их дети должны были быть внесены в родословные по отцовской линии. Это помогало избегать путаницы. Каждый род (ара, семья) имел собственную родословную.

В шежере находили отражение факты и события, которые могли сохраниться только в памяти народа в форме исторических преданий, легенд. Поэтому в любом шежере, независимо от того, составлялся он одним человеком или многими людьми, содер­жится переложение или точный пересказ более старых шежере, исторических фактов, сохранившихся в памяти народа. В этом смысле башкирские шежере донесли до нас не только родословные биев и описание их жизни, но и правдивые страницы летописи народной жизни. В создании шежере одного рода участвовали многие поколения, много людей. Среди них могли быть представители различных социальных групп башкирского общества. Они, каждый по-своему, преломляли события, свидетелями или участниками которых они являлись. С другой стороны, большое значение имеет преемственность летописания, то есть тот факт, что каждый новый список шежере включал в себя ко­пию предыдущих (данного рода или племени) или же их синтезированное переложение. А в предшествующих текстах, в свою очередь, могли быть факты, социальная природа и возраст которых были различны.

В более широком смысле шежере - не только генеалогическая летопись, не только родословная, но и бесценный источник изучения истории башкирского народа, летопись важнейших событий и фактов. Поэтому историки в своих работах ссылаются на башкирские шежере.

В настоящее время известно о существовании около 60 башкирских шежере. В основном это шежере юго-восточных и южных башкирских племен (Кыпсак, Бурзян, Тамьян, Юрматы, Мин и др.). В северо-восточной Башкирии шежере сохранилось очень мало. До настоящего времени сохранились главным образом те шежере, которые были записаны в XWI - XIX вв. Десятки шежере, спрятанные их хранителями-стариками в тайниках их сундуков, а то и подальше - где-нибудь в лесу в дупле, или зарытые в землю, не сохранились, потому что часто их некому было уже передавать. Немало шежере было уничтожено в конце XIX и в начале XX вв. фанатиками родовых традиций, нежелающими последнюю память о давно прошедшей жизни дедов передать в руки чуждой им по духу молодежи.

Башкирские шежере являются ценными историческими источниками. Они содержат факты и события, которые сохранились в памяти народа и нашли отражение в устно-поэтическом и музыкально-обрядовом фольклоре. Об этом свидетельствуют многочисленные кубаиры, эпосы, предания, легенды, песни баш­кирского народа.

В рамках подготовки к празднованию 450-летия добровольного вхождения Башкирии в состав России в целях привлечения населения к изучению своей родословной, истории родного края Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 121 от 10 мая 2006 года утверждено “Положение о проведении народного праздника “Шежере байрамы” (“Праздника родословной”) в Республике Башкортостан”.

В современных условиях, когда башкирский народ вновь обратился к собственным корням и своей богатейшей истории, народный праздник “Шежере байрамы” в Республике Башкортостан способен стать одним из тех праздников, который послужит сохранению национальных традиций и преемственности поколений.

В настоящее время известно о существовании около 60 башкирских шежере. В основном это шежере юго-восточных и южных башкирских племён. В северо-восточной Башкирии шежере сохранилось очень мало. До настоящего времени сохранились главным образом те шежере, которые были записаны их хранителями-стариками в тайниках их сундуков, а то и подальше - где-нибудь в лесу в дупле, или зарытые в землю, не сохранились, потому что часто их некому было уже передавать. Немало шежере было уничтожено в конце XIX и в начале XX вв. фанатиками родовых традиций, нежелающими последнюю память о давно прошедшей жизни дедов передать в руки чуждой им по духу молодежи.

Башкирские шежере являются ценными историческими источниками. Они содержат факты и события, которые сохранились в памяти народа и нашли отражение в устно-поэтическом и музыкально-обрядовом фольклоре. Об этом свидетельствуют многочисленные кубаиры, эпосы, предания, легенды, песни баш­кирского народа.

В рамках подготовки к празднованию 450-летия добровольного вхождения Башкирии в состав России в целях привлечения населения к изучению своей родословной, истории родного края Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 121 от 10 мая 2006 года утверждено “Положение о проведении народного праздника “Шежере байрамы” (“Праздника родословной”) в Республике Башкортостан”.

В современных условиях, когда башкирский народ вновь обратился к собственным корням и своей богатейшей истории, народный праздник “Шежере байрамы” в Республике Башкортостан способен стать одним из тех праздников, который послужит сохранению национальных традиций и преемственности поколений.

В данном рекомендательном списке литературы собраны книги и публикации из газет и журналов, которые вы можете найти в фонде нашей библиотеки. Список состоит из четырех разделов:

1.Башкирские родословные как памятники истории

2.Шежере отдельных родов и племен

3. Шежере отдельных фамилий

4. Шежере - праздник поколений



Литература во всех отделах расположена в алфавите авторов и заглавий. Список адресован молодежи - студентам и учащимся, а также всем, кто интересуется шежере.

Башкирские родословные - как памятник истории


  1. Антонов И.Р. Г. Кузеев и его концепция происхождения башкирского народа: [автор отмечает, что при недостатке сведений письменных источников, именно археологии отводится решающая роль в изучении этнических процессов на Южном Урале эпохи средневековья, о башкирских племенах, которые согласно их шежере, имеют 500-600 летнюю историю] И. Антонов // Ватандаш.- 2009.- №3 .- С.29-45.

  2. АсфандияровА.З. Башкирские тарханы: [цель данной работы - проследить краткую историю башкирского тарханства. Источниками при ее написании, отмечает автор, послужили законы Российского государства, материалы по истории Башкирской и Татарской АССР, Золотой Орды, башкирские шежере] / А.З. Асфандияров.- Уфа: Китап, 2006.- 160 с.

  3. Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана. Т. 1-9.- Уфа: Китап, 1991-2001.

  4. Башкирские родословные / сост., предисл., поясн. к пер., пер. на рус. яз., послесл. и указ. Р. М. Булгакова, М.Х. Надергулова; науч. рук. Р.Г. Кузеев. - Уфа: Китап, 2002.- Вып. 1.- 480 с.

  5. Башкирское народное искусство/ под общ. ред. С. Шитовой.- Уфа: Демиург, 2002.- 360 с.: ил.

  6. Брыгина О. Помню корни свои… : [урок: "Шежере - моя родословная"] /О. Брыгина // Башкортостан укытыусыхы.- 2007 .- №6.- С. 23-25.

  7. Буракаева З. Посвящение дочери :[ Проведение "Шежере-байрам" - важный аспект духовного воспитания подрастающего поколения] / З. Буракаева // Уфа.- 2008.- №8.- С. 70-71.

  8. Валеев И. Преемственность поколений: [о шежере и отношении к прошлому, культурному наследию] / И. Валеев, Э. Валеева // Истоки.- 2008.- №22 (28 мая).- С.8-9.

  9. Давлетбаев Б. Что за прелесть эти сказки! Особенно ревизские, добавляет историк Булат Давлетбаев: [беседа с доц. каф. ист- культ. Наследия БГПУ Б. Давлебаевым о родословных] / записала А. Нафиккова // Республика Башкортостан .- 2001 .- 12 мая.

  10. Законы Российской империи о башкирах, мишарях, тептярях и бобылях .- Уфа, 1999 .- 567с.

  11. Знаешь ли ты свои корни? : науч. -метод. пособие по подгот. и проведен. нар. праздника "Шежере байрамы" .- Уфа: Белая река,2006 .- 64с .- на баш. и рус. яз.

  12. Калимуллина Р. Хранитель шежере Серегула: [Ишбулды Султанович Абизов пишет шежере деревни Серегул Зиянчуринского района] / Р. Калимуллина // Республика Башкортостан .- 2006 .- 12 дек.

  13. Кильмухаметова А. О. О чем расскажет шежере?: [ в биографии одной семьи отражается история поколений] / А. Кильмухаметова // Республика Башкортостан .- 2006 .- 12 авг.

  14. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения: [книга посвящена исследованию этнической истории башкирской нации,приводятся выдержки из шежере отдельных родов] / Р.Г. Кузеев .- 2-е изд., доп. - Уфа: ДизайнПолиграф-Сервис, 2010 .- 560с.: ил.

  15. Кутлугаллямов М. Мы были, есть и будем!: [ к 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав Русского государства. Ранняя и средневековая история башкир в башкирских шежере] / М. Кутлугаллямов // Ватандаш .- 2007 .- №4 .- С. 50-67.

  16. Максимова З. Шежере - праздник поколений: новая фформа патриотического воспитания населения / З. Максимова // Бельские просторы .- 2007 .- №9 .- С. 106-113.

  17. Населенные пункты Башкортостана. Ч. 1. Уфимская губерния,1877.- Уфа: Китап,2002 .- 432с.

  18. Руденко С.И. Башкиры: историко-этнографические очерки / С.И. Руденко .- Уфа: Китап, 2006 .-376с.:ил.

  19. Султангареева Р. Истинный башкир должен знать двенадцать поколений своего рода: народное творчество - бесценный клад духовных, материальных богатств каждой нации / Р. Султангареева // Республика Башкортостан .- 2009 .- 21 янв.

  20. Хисамутдинова Ф.Г. Башкирские шежере / Ф.Г. Хисамутдинова // Башкортостан Укыты усыхы.- 2009.- №7.- С. 36-37

  21. Хусаинов Г.Б. Шежере: / Г.Б. Хусаинов // Башкортостан: краткая энциклопедия.- Уфа,1996 .- с.644.

  22. Шакурова Ф.О. О реакционных писаниях и ногайских мурзах: [ малоизученные исторические источники становятся основой для иного прочтения прошедших событий] / Ф.Шакурова // Бельские просторы.- 2008.-№3.-С.146-149

  23. Шарова Е. Смотреть на мир с улыбкой: [ журнал "Веселые картинки" проводит в республике акцию "Моя родословная"] /Е. Шарова //Республика Башкортостан.- 2007.- 17 янв.

  24. Шарова Е. Наследство работает на будущее: съезды башкирских родов, праздники шежере способствуют объединению народов республики: [ в Уфе прошел III съезд рода табын - самого крупного из древнейших башкирских родов] /Е. Шарова //Республика Башкортостан .- 2007.- 15 марта.

  25. Шевелев Г. Бесконечный поиск: [генеалогия] /Г. Шевелев //Республика Башкортостан.- 2004.- 13 января.

  26. Яппаров Х Шежере деревни Дюмеево /Х. Яппаров // Ватандаш.- 1998.- №7.- С.199-205.



Шежере отдельных родов и племен

1. Аралбай К. Сурабан-бий - аманат русского царя:[история родового подразделения голубь (кугарсен) племени усерган и родоначальника этого рода (ара) Сурабан-бия - первого заложника (аманата) из башкир у русского царя] / К. Аралбай // Бельские просторы.- 2007.- №7.- С 126-129.

2. Бадретдинов В. Ольха, сорока, полумесяц: [о създе башкир рода тунгаур] /В. Бадретдинов // Республика Башкортостан.- 2007.- 24 окт.

3. Насыров Р. Корни: [из древнего шежере барын-табынского рода] /Р. Насыров // Ватандаш.- 2000.- №11.- С.19-21

4. Сулейманов Ф. История древнего рода: [из истории древнего рода Тунгаур] / Ф. Сулейманов // Истоки.- 2007.- №42.- С. 14.

5. Хусаинов А. Айлинцы - крепкая семья: [о племени айлинцев] / А. Хусаинов // Уфа .- 2007.- №8.- С.60

6. Хусаинов А. Кипчаки - привратники вечности: [о племени кипчаков] / А.Хусаинов // Уфа.- 2007.- №9.- С. 73

7. Хусаинов А. Ковш священной горы: [из истории башкирского рода табын] / А. Хусаинов // Уфа.- 2007.- №7.- С. 69

8. Хусаинов А. Танцы с волками: [ из истории племени тангаур] / А. Хусаинов // Уфа.- 2007.- №11.- С. 67

9. Хусаинов Г.Б. "Шежере племени усерган" / Г.Б. Хусаинов // Башкортостан : краткая энциклопедия.- Уфа,1996.- С. 644.

10. Шакур Р. Здесь наши корни, здесь наша земля: [ из истории башкир рода меркит-мин. История деревни Мурадым Кугарчинского р-она] / Р. Шакур // Ватандаш.- 2008.- №4.- С. 20-28.

11. . Шакур Р. Племя мудрецов и поэтов: [о башкирах племени усерган] / Р. Шакур // Панорама Башкортостана.- 2008.- №1.- С. 50-51.

12. Шарипов Ф. Шежере рода Кан- Канлы:корни башк. ханства с IY века нашей эры] / Ф. Шарипов // Ватандаш.- 2007.- №5.- С. 178- 195.

13. Шежере племени Усерган / пер. А. Хусаинова // Антология поэзии Башкортостана. Голоса веков.- Уфа,2007.- С. 104-106.

14. Шежере племени Усерган / пер. А. Хусаинова // Ватандаш.-2007.- С. 193-194.

15. Юланова А. Будущее рода тунгаур: глава был избран на собрании древнего башкирского объединения:[ о съезде башкир рода тунгаур] / А. Юланова // Республика Башкортостан.- 2007.- 1 нояб.




Шежере отдельных фамилий

1. Багишаев З.А. Шежере моего рода / З.А. Багишаев.- М.: Московский Север,2006.- 152с.

2. Билярские башкиры в зеркале эпох: личного дворянина русские звали Никанором: [ фрагменты из исследования У.И. Кинзикеева из Буздякского района, составляющего шежере вотчинных билярских башкир Кинзикеевых] // Республика Башкортостан.- 2007.- 20 сент.

3. Вахитов Р. Ш. Шежере Салавата / Р.Ш. Вахитов.- Уфа.: Китап,2008.- 248с.:ил



4. Зыкина Р. Дороже клада имя в родословной: род Рахимкуловых объединяет более трех тысяч человек четырнадцати национальностей / Р. Зыкина // Республика Башкортостан.- 2007.- 12 июля.

  1. Кильмухаметов Т. Уметбаевы на коронациях русских царей: [страницы из истории, связанные с деятельностью членов знаменитого рода Уметбаевых из Юмран-Табынской волости Уфимского уезда] / Т. Кильмухаметов // Истоки.- 2007.- №35.- С.7

  2. Кинзикеев У. Родословное наследие вотчинных башкир Кинзикеевых / У. Кинзикеев //Ватандаш.- 2005.- №7.- С.188-195.

  3. КурбангуловР. Шежере Канзафар-бия / Р.Курбангулов // Ватандаш.- 2002.- №12.- С. 117-120.

  4. Муталлапов З. Мы - Ильмяшевы / З Муталлапов // Наше время.- 2008.- 8 мая

  5. Рахматуллина Р. Человек силен памятью: [ из истории башкирских племен. Шежере племени тамьянцев, племени Шагали Шакмана] / Р. Рахматуллина // Истоки.- 2007.- №27.- С.7

  6. Шерстобитова А. Цветок из рода Бабичей по имени Розалия: [ восьмиклассница из Благовещенского р-н составила шежере до десятого колена] / А. Шерстобитова // Республика Башкортостан.- 2006.- 20 дек.



Шежере- праздник поколений


  1. О проведении народного праздника "Шежере Байрамы" в Республике Башкортостан: постановление Правительства Республики Башкортостан №121 от 10 мая 2006 г. // Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан.- 2006.- №12.- Ст 793.

  2. Положение о проведении народного праздника "Шежере байрамы" в Республике Башкортостан // Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан.- 2006.- №12.- Ст 793.

  3. Горопашная Н. "Кем был твой дед?"/ Н Горопашная // Межгорье.- 2009.- 18 декабря.

  4. Егорова О. Соединяя прошлое и настоящее / О. Егорова //Наше время.\ 2006.- 14 июля.

  5. Кильмухаметова А. Реликвия для потомков: "Праздник родословной в Стерлитамаке стал синонимом интернационализма / А. Кильмухаметова //Республика Башкортостан.- 2007.- 26 апр.

  6. Макаров И. Помни землю свою и предков: "Шежере байрам собрал гостей, а для кого-то стал подведением итогов весенних полевых работ: ["Шежере байрамы" в Илишевском р-не / И. Макаров //Республика Башкортостан .- 2007.- 29 мая.

  7. Максимова З. Шежере - праздник поколений / З. Максимова // Бельские просторы.- 2007.-№9.- С.106-113.

  8. Методические рекомендации по проведению народного праздника " Шежере байрамы" // Знаешь ли ты свои корни?: научно-методическое пособие по подготовке и проведению народного праздника "Шежере байрамы".-Уфа,2006.- С. 12-14.

  9. Нафикова А. Ветка огромного дерева: праздник шежере в Нагаево никого не оставил равнодушным / А.Нафикова // Республика Башкортостан.- 2007.- 25 мая.

  10. Помнить родство: [ праздник шежере на горе Акташ в Зилаирском районе с участием правительственной делегации во главе с президентом РБ М.Г . Рахимовым] //Рампа.- 2007.- №1-2.- С.2

  11. Скворцов В Бассейн реки по имени Россия: на поляне возле Большеустьикинского встретились прошлое,настоящее и будущее:[в Мечетлинском р-не прошол ежегодный народный фестиваль "йыйын родов племени Айлинцы-Сабантуй - Праздник Дружбы] /В. Скворцов // Республика Башкортостан.- 2007.- 2 июня.

  12. Тиненева В. Все мы друг другу родственники:[шежере жителей деревни Новый Актанышбаш Краснокамского р-на насчитывает четыре тысячи имен] / В. Тиненева // Республика Башкортостан.- 2007.- 18 янв.

  13. Файзрахманов Р. Золото Зиргана: им богато здесь каждое родословное дерево:[ в старейшем селе Мелеузовского р-на - Зиргане состоялся "Шежере байрамы" - "Праздник родословной"] / Р. Файзрахманов // Республика Башкортостан.- 200.- марта.

  14. "Шежере байрамы" - праздник родословной :[в рамках подготовки к празднованию 450- летия добровольного вхождения Башкирии в состав России в целях привлечения населения к изучению своей родословной, истории родного края Постановлением Правительства Республики Башкортостан утверждено Положение о проведении народного праздника " "Шежере байрамы" ( "Праздника родословной " в Республике Башкортостан)] // Республика Башкортостан.- 2006.- 19 мая.

  15. Шильников А. В. В "шалаше из бересты" тепло и уютно: молодые тузлукушевцы помнят свою историю: [ двойной праздник отметили жители села Тузлукуш Чекмагушевского р-на - "Шежере байрамы" и 100-летие школы] / А.В. Шильников // Республика Башкортостан.- 2008.- 11 декабря

  16. Я нбаева А. Горжусь своей родословной: [ в деревне Сафарово Учалинского р-на прошел праздник шежере] / А. Янбаева // Республика Башкортостан.- 2007.- 17 апреля


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница