Вот компания какая! Форма: поэтическая гостиная поэзия абсурда Для детей: 9-12 лет. Предварительная работа



Скачать 220.98 Kb.
Дата19.11.2016
Размер220.98 Kb.
ВОТ КОМПАНИЯ КАКАЯ!

Форма: поэтическая гостиная - поэзия абсурда

Для детей: 9-12 лет.

Предварительная работа: желательно, чтобы дети заранее получили список стихов Юрия Владимирова, Александра Введенского, Николая Заболоцкого.

Оформление: книжная выставка «Страна веселого детства».
Библиотекарь 1: Здравствуйте, дорогие читатели! Позвольте узнать: вы любите стихи? Да? Вот и хорошо! Именно сегодня мы будем говорить о поэзии. И не просто о поэзии, а о детской поэзии «абсурда» (по тол. словарю: «абсурд» - нелепость, бессмыслица). Вы что-нибудь о ней слышали?

Библиотекарь 2: Слышали, слышали! Это такие шумные озорные стихи. В них много шуток и розыгрышей. И слова в них шиворот-навыворот и все наоборот. Сразу ясно, что писали их веселые люди.

Библиотекарь 1: Вот бы познакомиться с ними – со всеми сразу.

Библиотекарь 2: Конечно, познакомимся. А для начала я вам расскажу одну давнюю историю:

«… Однажды, более половины столетия назад в городе Петербурге появился журнал для совсем маленьких читателей с очень интересным названием – «ЧИЖ». «ЧИЖ» - Чрезвычайно Интересный Журнал. А немного погодя, произошло странное событие: жители Петербурга услышали новость: « В городе появился огромный зверь. Сверкая острыми иглами, он медленно передвигался по улицам. Завидев прохожих, зверь останавливался и кричал громовым голосом: «Читайте журнал «ЕЖ»! Читайте лучший в мире журнал для детей!»



Библиотекарь 1: «ЕЖ» - Еженедельный Журнал или Еще Журнал.

Библиотекарь 2: Эти два журнала придумали выпускать замечательные детские писатели Николай Олейников и Евгений Шварц.

«Олейникова и Шварца прежде всего сблизил юмор, и очень разный у каждого, и очень родственный. Они любили смешить и смеяться, они подмечали смешное там, где другим виделось только торжественное и величавое», - отмечал Н. Чуковский.



Библиотекарь 1: Каких только историй, веселых и увлекательных, не придумывали для ребят в этих журналах их редакторы, писатели и художники! В «Еже», к примеру, из номера в номер печаталась «Карта с приключениями». Вел ее Е. Шварц. Рассказывала «Карта» не только о географии и невероятных приключениях своих героев, но и об истории, и о том, что происходило и происходит в мире. А как весело, озорно умели и в «Еже», и в «Чиже» придумывать рекламу! Это был фонтан выдумки, шуток и смеха. Н. Олейников придумывал похождения отчаянного смельчака и борца за справедливость Макара Свирепого. О приключениях Умной Маши рассказывал художник Б. Малаховский.

Инсценировка стихотворения Д. Хармса «ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЕЖА». (Хармс Д. И. Все бегут, летят и скачут: Стихи, песни, удивительные случаи/ Д. И. Хармс; Худож. С. Остров.- М.: Малыш, 1993.- с.55

Библиотекарь 2: «Никогда в России, ни до, ни после, не было таких искренне веселых, истинно литературных, детски озорных детских журналов», - говорил Н. Чуковский.

На страницах этих журналов появились первые стихи Даниила Хармса, Юрия Владимирова, Александра Введенского, Николая Заболоцкого. Ребята, вы знаете стихи этих поэтов?



Библиотекарь 1: Эти удивительные чудаки жили и работали так давно, когда ваши прабабушки и прадедушки были детьми. Эти самые чудаки создали литературное объединение «ОБЭРИУ». Расшифровывалось это так: «ОБ»- объединение, «ЭР» - реальное, «И» - искусство. «А почему «У»?» - спрашивали у них. А для смеха. «Потому что, потому, все оканчивается на «У»», - отвечали обэриуты. Все поэты-обэриуты пытались очистить слово от старого значения и придать ему новый смысл. Они смело эксперементировали с речью, поэтическими формами и им это не плохо удавалось.

Библиотекарь 2: Ребятам, очень интересно как это происходило. Давайте поближе познакомимся с творчеством этих замечательных поэтов.

Библиотекарь 1: Итак, Юрий Дмитриевич Владимиров (1908-1931) родился в Петербурге. С детства он отличался фамильной способностью к рисованию, и ему прочили будущее талантливого живописца. Не меньшей страстью мальчика оказалась литература (он много читал) и сочинение стихов. Став еще в школе автором и актером школьной «живой газеты», он рано дебютировал в игровой и шуточной поэзии. Ю. Д. Владимиров ушел из жизни очень рано, и причина его смерти точно не известна: по одним версиям он умер от туберкулеза, другие источники сообщают, что он утонул во время купания.

Библиотекарь 2: Не обнаружено ни одной фотографии поэта, есть только словесный портрет Л. Чуковской: « …он кудряв, черноглаз, совсем еще мальчик, немного Том Сойер. Карман Тома Сойера, наверно, позавидовал бы Юриному портфелю: чего там только нет! – сломанный нож, ключ непонятного назначения, чужие и свои стихи, и какие-то причудливые камешки, и какие-то гвозди….». Юрий Дмитриевич прославился как мастер словесной игры, фантазер, любивший придумывать забавные, оригинальные сюжетные положения. Часто становившийся среди друзей объектом розыгрышей, шуток и пари, он нередко переносил в свои произведения эти приключения.

Библиотекарь 1: Вот одна из историй: Д. Хармс ехал в Москву. Друзья надавали ему поручений, а Юра Владимиров вручил две пятерки (рублей), сказав, чтобы на одну он купил крючков и лесок для рыбалки, а на другую книг. Вернувшись из Москвы, Хармс возвратил Владимирову те же пятерки:

- Видел и крючки, и лески, и книги, но не купил, так как перепутал деньги и не помнил, какая пятерка на что.

- Моя месть будет ужасной, - засмеялся Юрий.

И написал стихотворение «Чудаки». Давайте мы с вами вместе попробуем завершить строчки этого стихотворения.


Чтение стихотворения «ЧУДАКИ». (Веселые чижи: Стихи детских поэтов/Ю. Владимиров, Н. Заболоцкий и др.: Илл. В. Конашевич, С. Остров, В. Чижиков и др.-М.: ООО»Издательство Астрель»: ООО»Издательство АСТ», 2003.- с.16.)

Я послал на базар чудаков,

Дал чудакам пятаков.

Один пятак - ----------- (на кушак),

Другой пятак - ----------- (на колпак),

А третий пятак - -----------(так).

По пути на базар чудаки

Перепутали все пятаки:

Который пятак - ----------- (на кушак),

Который пятак - ----------- (на колпак),

А который пятак - ---------------(так).

Только ночью пришли чудаки,

Принесли мне назад пятаки.

- Извините, но с нами беда:

Мы забыли который куда:

Который пятак - ----------- (на кушак),

Который пятак - ----------- (на колпак),

А который пятак - ---------------(так).



Библиотекарь 2: Хармс встретил Ю. Владимирова:

- Кстати, опять еду в Москву. Давай деньги….только те, что на книги, пометь крестиком.

( Из воспоминаний Олегри)

Ребята, вы бы смогли запутаться с деньгами, как чудаки? Объясните.



Библиотекарь 1: А в стихотворении «Ниночкины покупки» - игровая ситуация усиливается еще и словесной игрой. Действие разворачивается по закону анекдота, основанного на путанице.
Инсценировка стихотворения «НИНОЧКИНЫ ПОКУПКИ». (Веселые чижи: Стихи детских поэтов/Ю. Владимиров, Н. Заболоцкий и др.: Илл. В. Конашевич, С. Остров, В. Чижиков и др.-М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО»Издательство АСТ», 2003.- с.28.)

Мама сказала Нине:

- Нина, купи в магазине:

Фунт мяса,

Бутылку кваса,

Сахарный песок,

Спичечный коробок,

Масло и компот.

Деньги - вот.

Нина сказала: - Несусь!

Бежит и твердит наизусть:

- Фунт мяса,

Бутылку кваса,

Сахарный песок,

Спичечный коробок,

Масло и компот.

Деньги в кармане - вот.

Народу в лавке масса,

Большая очередь в кассе,

Перед Ниной – шесть человек,

А Нине нужен чек

На фунт мяса,

Бутылку кваса,

Сахарный песок,

Спичечный коробок,

Масло и компот.

Деньги - вот.

Наконец очередь Нинки.

Нина твердит без запинки:

- Дайте фунт кваса,

Бутылку мяса,

Спичечный песок,

Сахарный коробок,

Масло и компот.

Деньги – вот.

Кассир говорит в ответ:

- Такого простите, нет!

Как же вам свесить квасу,

Не лезет в бутылку мясо…

На масло и компот

Чек – вот!

А про сахарный коробок

И спичечный песок

Никогда не слыхала я лично, -

Верно, товар заграничный…

Библиотекарь 2: Ю. Д. Владимирову был понятен мир мальчишек и девчонок – главных персонажей его стихов, потому что он сам был ребенком. А дети всегда разные: то тихие и молчаливые, а то задиристые и озорные, зато они всегда полны энергии, задора и веселья.
Чтение стихотворения «ОРКЕСТР» с элементами игры на «музыкальных» инструментах: кастрюле, ложках.. (Веселые чижи: Стихи детских поэтов/Ю. Владимиров, Н. Заболоцкий и др.: Илл. В. Конашевич, С. Остров, В. Чижиков и др.-М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО»Издательство АСТ», 2003.- с.18.)

Папа и мама ушли к дяде Косте,

У Саши и Вали – гости.

И придумали Саша с сестрою:



- Давайте устроим оркестр.

И устроили:

Валя – на рояле,

Юля – на кастрюле,

Лешка – на ложках,

Саша – на трубе,

Представляете себе?

Кошка – в окошко,

Кот – под комод,

Дог – со всех ног

На порог и на улицу.

И по всем этажам –

Страшный шум, страшный гам.

Кричат во втором:

- Рушится дом!

Провалился этаж!

Схватили саквояж,

Лампу, сервиз,

И – вниз.

А в парадном говорят:

- Без сомнения – наводнение.

Захватили сундуки,

И – на чердаки.

А на улице, где дом,

Разгром:

Очень страшно, очень жутко,

Своротила лошадь будку.

Страшный шум, страшный крик –

В лавку въехал грузовик…

Прибегает управдом:

- Почему такой содом?

Где пожар, где обвал?!

И оркестр увидал:

Валя – на рояле,

Юля – на кастрюле,

Лешка – на ложках,

Саша – на трубе,

- Представляете себе?

А дворник дал

Пожарный сигнал,

И по этому сигналу

Часть тотчас же прискакала:

- Где горит? Что горит?

Управдом говорит:

- Нет пожара здесь поверьте, -

Все несчастье тут – в концерте.

Папа и мама на улице Лассаля

И то услыхали:

- Что за шум, что за гром?

Ах, несчастье дома! –

Побежали так, что папа

Потерял платок и шляпу,

Папа с мамой прибегают,

Папе дети говорят:

- Тише, - здесь оркестр играет!

Ну-ка, вместе, дружно, в лад:

Валя – на рояле,

Юля – на кастрюле,

Лешка – на ложках,

Саша – на трубе, -

Представляете себе?

Библиотекарь 1: Звонкие строки, легко запоминающиеся точные рифмы и осмысленный ритм, оригинальные игровые сюжеты-анекдоты стали отличительными чертами творчества Ю. Д. Владимирова.

Библиотекарь 2: По словам И. Рахтанова: «… Владимиров обладал удивительной способностью – все, к чему ему доводилось прикоснуться словом, немедленно становилось детским…Он буквально упивался словесными играми, радуясь им, как тот ребенок, для которого он их создавал.»

Библиотекарь 1: Теперь я хочу познакомить вас c чудесным детским поэтом – Введенским Александром Ивановичем. Родился Александр Иванович (1904-1941) в Петербурге 6 января 1904 года. Обладая прекрасными способностями и разнообразными дарованиями, он после окончания гимназии учился сначала на юридическом, потом на восточном факультете Петроградского университета и получил прекрасное образование. Большую роль в жизни А. И. Введенского сыграл С. Я. Маршак, который и привлек Александра Ивановича в детскую поэзию. «Мне казалось, что этот человек может внести причуду в детскую поэзию, ту причуду в считалках, поговорках и припевках, которой так богат детский фольклор во всем мире», - говорил Маршак. И он оказался прав. Первая книжка Введенского для детей «Много зверей» вышла в 1928 году. С тех пор до своей смерти в 1941 году поэт выпустил более 30 стихотворных и прозаических книг для малышей.

Библиотекарь 2: В лучших стихах Александра Введенского царит атмосфера раскованности, легкости, новизны. Оригинальная рифма со своеобразными звуковыми перебивками организует игровую структуру стихов-диалогов. Например, в стихотворении «Кто?» основой которого является – парадокс, комическое расследование, опровержение заданного в начале.

Чтение стихотворения «Кто?». (Стихи про орла, про лису, про медведя./А. И.Введенский.: Илл. Б. Калаушин.- М.: Малыш, 1991.- с.31.)

Дядя Боря говорит, ЧТО

Оттого он так сердит, ЧТО

Кто-то на пол уронил

Банку, полную чернил,

И оставил на столе

Деревянный пистолет,

Жестяную дудочку

И складную удочку.

Может это серый кот виноват?

Или это черный пес виноват?

Или это курицы залетели с улицы?

Или толстый, как сундук, приходил сюда индюк?

Банку, полную чернил,

На тетрадку уронил

И оставил на столе

Деревянный пистолет,

Жестяную дудочку

И складную удочку?

Тетя варя говорит, ЧТО

Оттого она ворчит, ЧТО

Кто-то сбросил со стола

Три тарелки, два котла

И в кастрюлю с молоком

Кинул клещи с молотком.

Может это серый кот виноват?

Или это черный пес виноват?

Или это курицы залетели с улицы?

Или толстый, как сундук, приходил сюда индюк,

Три тарелки, два котла

Сбросил на пол со стола

И в кастрюлю с молоком

Кинул клещи с молотком?

Дядя Боря говорит:

- Чьи же это вещи?

Тетя Варя говорит:

- Чьи же это клещи?

Дядя Боря говорит:

- Чья же это дудочка?

Тетя Варя говорит:

- Чья же это дудочка?

Убегает серый кот,

Пистолета не берет.

Удирает черный пес,

Отворачивает нос.

Разлетелись курицы,

Бегают по улице

Важный, толстый, как сундук,

Только фыркает индюк,

Не желает дудочки,

Не желает удочки.

А является один

Пятилетний гражданин,

Пятилетний гражданин,

Мальчик Петя Бородин.

Напечатают в журнале, ЧТО

Наконец-то все узнали, КТО

Три тарелки, два котла

Сбросил на пол со стола

И в кастрюлю с молоком

Кинул клещи с молотком,

Банку, полную чернил,

На тетрадку уронил

И оставил на столе

Деревянный пистолет,

Жестяную дудочку

И складную удочку.

Серый кот не виноват, НЕТ.

Черный пес не виноват, НЕТ.

Не летали курицы

К нам в окошко с улицы.

Даже толстый, как сундук,

Не ходил сюда индюк.

Только Петя Бородин

Виноват во всем один.

И теперь об этом Пете

Мы расскажем всем на свете.

Библиотекарь 1: Ребята, что вы можете сказать о Пете? (ответы детей).

Внешняя незамысловатость, простота стиля, воспроизводящая наивное детское мировосприятие, сочетается в стихах А.Введенского с серьезным содержанием, образуя эффект специфического комизма. Это просматривается в стихотворении «Умный Петя».


Чтение стихотворения «Умный Петя». (Уважаемые дети: Сборник.- Ленинград: Детская литература, 1989.- с.367.)

Вот сидит перед вами Петя,

Он умнее всех на свете,

Все он знает, понимает,

Все другим он объясняет.

Подходили дети к Пете,

Говорили с Петей дети:

- Петя, Петя, ты ученый, -

Говорят они ему. –

Облетает лист зеленый,

Объясни нам, почему?

И ответил Петя:

- Дети! Хорошо я объясню.

Лист зеленый облетает,

По траве сухой шуршит,

Потому что он плохими

К ветке нитками пришит.

Услыхали это дети и сказали:

- Что ты, Петя,

Неужели в самом деле,

В самом деле это так?

И опять сказали дети:

- Если ты все знаешь, Петя,

Если ты умнее всех,-

Расскажи-ка нам про снег.

Не поймем –зачем зимою

Снег на улице валит

И над белою землею

Больше зяблик не летит?

И ответил Петя:

- Дети! Ладно, ладно, расскажу.

Знаю очень хорошо:

Снег – зубной порошок,

Но особый, интересный,

Не земной, а небесный.

Как известно, оттого:

Крылья к туче примерзают,

Примерзают у него.

Услыхали это дети, удивились:

- Что ты, Петя,

Неужели в самом деле,

В самом деле оттого?

И тогда сказали дети:

- Хороши ответы эти,

Но ответить на вопросы

Мы еще тебя попросим:

Видишь, стали дни короче

И длиннее стали ночи?

Почему, ответь потом,

Вся река покрыта льдом?

И ответил Петя:

- дети! Так и быть уж, объясню.

Рыбы в речке строят дом

Для своих детишек

И покрыли речку людом –

Он им вроде крыши.

Оттого длиннее ночи,

Оттого короче дни,

Что мы стали рано очень

Зажигать в домах огни.

Услыхали это дети, засмеялись:

Что ты, Петя.

Неужели в самом деле,

В самом деле оттого?

Как вы думаете, дети:

А не врет ли этот Петя?



Библиотекарь 2: Попробуем ответить на последний вопрос стихотворения (Как вы думаете, дети: А не врет ли этот Петя?)

Лаконичная форма стиха нередко сочетает в себе юмор с лирикой. В этих стихах почти всегда присутствует элемент игры и они рассчитаны на чтение вслух. Давайте попробуем прочитать стихотворение «Сны».



Чтение стихотворения «Сны». (Стихи про орла, про лису, про медведя./А. И.Введенский.: Илл. Б. Калаушин.- М.: Малыш, 1991.- с.15.)

Звезды в небе заблестели,

Тишина стоит везде,

И на мху, как на постели,

Спит малиновка в гнезде.

Я к малиновке склонился,

Тихо с ней заговорил.

- Сон какой тебе приснился? –

Я малиновку спросил.

- мне леса большие снились,

Снились реки и поля,

Тучи синие носились,

И шумели тополя.

О высоких ярких звездах

Распевала песни я, -

Встрепенулись птицы в гнездах

И заслушались меня.

Тяжела, сыта, здорова,

Спит корова на лугу.

Вот увижу я корову,

К ней с вопросом подбегу.

- что тебе во сне приснилось?

Эй, корова, отвечай!

А она мне: - сделай милость.

Отойди и не мешай.

Не тревожь ты нас, коров, -

Мы, коровы, спим без снов.

Села кошка на окошко,

Замурлыкала во сне.

- Что тебе приснилось, кошка?

Расскажи скорее мне.

И сказала кошка: - Тише,

Тише, тише говори.

Мне во сне приснились мыши,

Не одна, а целых три.

Ночь настала, свет потух.

На дворе уснул петух.

На насест уселся он.

Спит петух и видит сон.

Звезды блещут, ночь тиха.

Разбужу я петуха.

- Что увидел ты во сне?

Отвечай скорее мне.

Говорит петух: - Мне снятся

Сорок тысяч петухов,

И готов я с ними драться,

Растерзать их я готов.

Спят корова, кошка, птица,

Спит петух. И на кровать

Стала Люша спать ложиться,

Стала глазки закрывать.

Сон какой приснился Люше?

Может быть, - зеленый сад,

Где на каждой ветке груши

Или яблоки висят..

Ветер травами колышет,

Тишина кругом стоит.

Тише, люди, тише, тише,

Не шумите – Люша спит.

Библиотекарь 1: А. И. Введенский оставил значительное творческое наследие: веселая занимательная повесть - сказка «О девочке Маше, о собаке Петушке и о кошке Ниточке»; рассказы «Авдей-Ротозей», «Бегать, прыгать»; пьеса «Елка у Ивановых»; сборники стихов о природе, детских играх и забавах; переводы сказок братье Гримм, Х. К. Андерсена, В. Гауфа, Ш. Перро.
Библиотекарь 2:

В Чудетство откроешь окошки –

Счастливень стучит по дорожке,

Цветет Веселютик у речки,

И звонко поют Соловечки,

А где-то по дальним дорогам

Бредут Носомот с Бегерогом…

Мы с ними в Чудетство скорее войдем…..

М. Яснов

Библиотекарь 1: А там:


Вот посмотрите-ка

какое представленье!

Каждый удивляется,

кто близко подойдет!

23 разбойника

в это воскресенье

сделали на речку

разбойничий налет.

Атаман Ванюшка

с Николашей вместе

в лодку залезли,

поехали на юг.

Только отъехали,

а лодка ни с места:

ребята прицепились,

ехать не дают.

Батюшки! Матушки!

Громче паровоза

воет какой-то

ужасный зверь!

Это Парамошка

выкупал Барбоса:

- Будешь ты, Барбоска,

чистенький теперь.

Разбойники на солнышке

лежат – загорают,

разбойники по мячику

ладошками бьют,

а солнечные зайчики

на мячике играют,

и белые кораблики

по речке плывут!

(«На реке», Н. Заболоцкий)

Библиотекарь 2: Автор этого стихотворения – Николай Заболоцкий (1903-1958). Кем же был этот удивительный чудак с вечным детством в душе? Родился 24 апреля (7 мая н.с.) под Казанью в семье агронома. Детские годы прошли в селе Сернур Вятской губернии. Потом поступает в Московский университет сразу на два факультета — филологический и медицинский. В 1921 переехал в Петербург и поступил в Педагогический институт им. Герцена. В эти годы он сближается с группой молодых поэтов, называвших себя "обэриутами" ("Объединение реального искусства").

Библиотекарь 1: Поэты-обэриуты смотрели на мир весело и задорно. Например, для вступления в общество Д. Хармс и Н. Заболоцкий придумали шуточные анкеты. Там стояли такие вопросы: «Где находится ваш нос?», «Любите ли вы земляничное мороженое?». Поэтов редко и мало печатали, но они часто выступали с чтением своих стихов. Участие в этой группе помогло Николаю Заболоцкому найти свой путь. Последнее десятилетие много работал над переводами грузинских поэтов-классиков и современников. 14 октября 1958 Заболоцкий скончался от инфаркта.

Библиотекарь 2: А пока… В начале 30-х жизнь идет своим чередом. Растут дети – «старший сын Никитушка» и «младшая дочь Наташа». Он пишет в «Чиже» и «Еже» (псевдоним Я. Миллер) для детей. А что любят дети? Ну, конечно же, сказки. Вот одна из них.

Чтение сказки «Как мыши с котом воевали». ( Змеиное яблоко.: Стихи, рассказы, сказки/Н. А. Заболоцкий- М.: Детская литература, 1972.- с.27.)

Жил-был кот,

Ростом он был с комод,

Усищи- с аршин,

Глазищи – с кувшин,

Хвост трубой, сам рябой.

Ай да кот!

Пришел тот кот

К нам в огород,

Залез кот на лукошко,

С лукошка прыгнул в окошко,

Углы в кухне обнюхал,

Хвостом по полу постукал.

- Эге, говорит,- пахнет мышами!

Поживу-ка я недельку с вами!

Испугались в подполье мыши –

От страха чуть дышат.

- Братцы, - говорят, - что же это такое?

Не будет теперь нам покоя.

Не пролезть нам теперь к пирогу,

Не пробраться теперь к творогу,

Не отведать теперь нам каши,

Пропали головушки наши!

А котище лежит на печке,

Глазищи горят как свечки.

Лапками брюхо поглаживает,

На кошачьем языке приговаривает:

- Здешние, говорит, - мышата

Вкуснее, - говорит, - шоколада,

Поймать бы их мне штук двести –

Так бы и съел всех вместе!

А мыши в мышиной норке

Доели последние корки,

Построились в два ряда

И пошли войной на кота.

Впереди генерал Культяпка, на Культяпке – железная шляпка,

За Культяпкой – серый Тушканчик,

Барабанит Тушканчик в барабанчик,

За Тушканчиком – целый отряд –

Сто пятьдесят мышиных солдат.

Бум! Бум! Бум! Бум!

Что за гром? Что за шум?

Берегись, усатый кот,

Видишь – армия идет,

Видишь – армия идет,

Громко песенку поет.

Вот Культяпка боевой

Показался в кладовой.

Барабанчики гремят,

Громко пушечки палят,

Только ядрышки летят!

Прибежали на кухню мыши,

Смотрят – а кот не дышит,

Глаза у кота закатились,

Что случилось с котом?

Собрались мыши кругом, -

Глядят на кота, глазеют,

А тронуть кота не смеют.

Но Культяпка был не трус –

Потянул кота за ус, -

Лежит котище – не шелохнется,

С боку на бок не повернется.

Окочурился, разбойник, окочурился,

Накатил на кота карачун, карачун!

Тут пошло у мышей веселье,

Закружились они каруселью,

Забрались котищу на брюхо,

Барабанят ему прямо в ухо,

Все танцуют, скачут, хохочут…

А котище-то как подскочит,

Да как цапнет Культяпку зубами –

И пошел воевать с мышами!

Во какой он был, котище, хитрый!

Во какой он был, котище, умный!

Всех мышей он обманул,

Всех он крыс переловил.

Не лазайте, мыши, по полочкам,

Не воруйте, крысы, сухарики,

Не скребитесь под полом, под лестницей,

Не мешайте Никитушке спать-почивать!



Библиотекарь 1: Настоящий поэт – это волшебник слова. Таким волшебником и был Н. Заболоцкий. Его стихи интересно читать не только детям, но и взрослым, а значит, они настоящие.

Библиотекарь 2: В записной книжке К. Чуковского отмечено: « У ребенка есть великая потребность смеяться. Дать ему добротный материал для удовлетворения этой потребности – одна не из последних задач воспитания. Обэриуты – интереснейшие поэты, и они много писали для детей. Обэриуты считали, что стихи для детей должны быть веселыми, похожими на игру. Их стихи печатались в детских журналах «Чиж» и «Еж». В 1930 году был проведен специальный опрос: дети называли своих любимых писателей и поэтов. Так вот, у большинства детей любимыми поэтами оказались обэриуты. Воспитать в ребенке юмор – драгоценное качество, которое, когда ребенок подрастет, увеличит его сопротивление всякой неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами.»

Библиотекарь 1: Вот и подошел наш экскурс к своему логическому завершению. Я надеюсь, вы по достоинству оценили творчество этих необыкновенных поэтов. Пусть книжки Юрия Владимирова, Александра Введенского, Николая Заболоцкого станут вашими настоящими друзьями.

Девчонки и мальчишки,

Всегда читайте книжки,

Всегда любите книжки,

Девчонки и мальчишки.
ЛИТЕРАТУРА:


  1. Книги – детям. Статьи материалы по руководству детским чтением: Составитель Г. И. Трухагева. – М.: Дет. Лит., 1973.

  2. Русские детские писатели 20 века: Библиографический словарь.- М.: Флинта, Наука. – 1997.

  3. Писатели нашего детства: Библиографический словарь.- Т. 2. – М.: Либерия. – 1999.

  4. Хармс Д. И. Все бегут, летят и скачут: Стихи, песни, удивительные случаи/ Д. И. Хармс; Худож. С. Остров.- М.: Малыш, 1993.- с.55

  5. Веселые чижи: Стихи детских поэтов/Ю. Владимиров, Н. Заболоцкий и др.: Илл. В. Конашевич, С. Остров, В. Чижиков и др.-М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.- с.16.

  6. Стихи про орла, про лису, про медведя./А. И.Введенский.: Илл. Б. Калаушин.- М.: Малыш, 1991.- с.31.

  7. Уважаемые дети: Сборник.- Ленинград: Детская литература, 1989.- с.367.

  8. Змеиное яблоко.: Стихи, рассказы, сказки/Н. А. Заболоцкий- М.: Детская литература, 1972.- с.27.


СПРАВОЧНЫЙ И ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:


  1. Олейников Николай Макарович (1898 – 1942)

Родился на Дону, в станице Каменская, в се­мье зажиточного казака. Участвовал в боль­шевистском подполье, затем ушёл в Красную Армию. В 1920 году стал коммунистом. После гражданской войны сотрудничал в газете до­нецких шахтёров «Всесоюзная кочегарка», в газетах «Красный казак», «Молот», органи­зовал журнал «Забой».

В 1925 году переехал в Ленинград, рабо­тал в журнале юных пионеров «Новый Робин­зон», активно участвовал в создании ленин­градских детских журналов «Еж» и «Чиж», альманаха «Советские ребята». Редактор, поэт, прозаик, Н. Олейников участвовал в журналах ещё и как персонаж, храбрый и находчивый путешественник Макар Свирепый.

Н. Олейников написал очерки о гражданской войне, о революционных событиях 1905 и 1917 годов, о пионерской жизни — рассказы, полные выдумки и приключений. Организовал первые детские дачи. Вместе с Е. Шварцем написал сценарии первых советских фильмов для детей: «Леночка и виноград», «Разбудите Леночку», другие.


  1. Малаховский Бронислав Брониславович (1902—1937)

Родился в Сормове, в семье инженера-конструктора известных в России сормовских паровозов. С детства проявил склонность к ка­рикатуре. Учился во ВХУТЕМАСе (Академии художеств) на архитектурном факультете. Его яркий сатирический талант привлёк внимание ещё в студенческие годы. С 1926 года, рабо­тая архитектором, сотрудничает в сатиричес­ких журналах «Смехач», «Чудак», «Пушка», в 30-е годы — в «Крокодиле».

Его лучшие шаржи на писателей и ху­дожников вошли в книгу Л. Флита «Братья писатели» (1935).

В 30-е годы работает в книжной графике, иллюстрирует произведения М. Салтыкова-Щедрина, М. Зощенко, создаёт серию эскизов сценических костюмов и грима для инсцени­ровки гоголевской поэмы «Мёртвые души».

В журнальной и книжной графике для детей наиболее известны: серия рисунков «Приключения Умной Маши» (для журнала «Чиж») и иллюстрации к повести-сказке А. Толстого «Золотой ключик, или Приключе­ния Буратино».




  1. Шварц Евгений Львович 91896-1958)

Родился в городе Казани, в семье врача. Учил­ся на юридическом факультете Московского университета. Был актёром в ростовском теат­ре. Некоторое время сотрудничал в шахтёрской газете «Всесоюзная кочегарка» (Донбасс), где познакомился с Н. Олейниковым и вме­сте с ним организовал журнал «Забой». Затем приехал в Ленинград, стал редактором Детского отдела Госиздата и детских журна­лов «Еж» и «Чиж».

Самое трудное время блокады пережил в Ленинграде.

Первые детские книжки Е. Шварца — по­этические: «Рассказ старой балалайки», «Вой­на Петрушки и Стёпки-Растрёпки», «Лагерь», «Рынок», «Шарики», «Кто быстрей?», «Ку­паться, кататься» и другие. Позже появились книги прозы: «Приключения Шуры и Маруси», «Чужая девочка», «Первоклассница» и пьесы для детей: «Ундервуд», «Клад», «Красная Ша­почка», «Кукольный город», «Снежная Коро­лева», «Золушка» и другие.

Пьесы-сказки Шварца «Голый король», «Тень», «Обыкновенное чудо», «Дракон» идут во многих театрах страны.

По его сценариям сняты фильмы «Дон Кихот», «Золушка», «Первоклассница», «Снежная Королева».


  1. Даниил Хармс (Даниил Иванович Ювачев) 1905-1942.

Родился в Петербурге. Сын народовольца. (Отец Даниила Ивановича был приговорён царским правительством к повешению, затем приговор заменили пожизненным заклю­чением в крепость, затем — ссылкой на Са­халин.)

После окончания школы Д. Ювачев учил­ся в Электротехническом институте. В дет­скую литературу привлечён С. Маршаком. Печататься начал в 1928 году в журнале «Еж», затем в «Чиже» под псевдонимами Иван Топорышкин, Карл Иванович Шустерлинг, Писатель Колпаков, Профессор Трубочкин, Д. Шардам и Д. Хармс.

Прославился как мастер словесных стихо­творных игр, фантазёр. Умел сказать обо всём по-своему, необычно. Маршак считал Хармса поэтом «с абсолютным вкусом и слухом».

При жизни Д. Хармс успел опубликовать 11 книг.



Считается одним из основоположников ве­сёлой и озорной детской книги.



База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница