Вопросы правового регулирования миграции населения Валюшко Н. В



Скачать 146.87 Kb.
Дата01.11.2016
Размер146.87 Kb.


Валюшко, Н.В. Вопросы правового регулирования миграции населения / Н.В. Валюшко // Законность и правопорядок: правовой научно-практ. журнал. – 2011. – № 2 (18). – С. 54–59.

Вопросы правового регулирования миграции населения
Валюшко Н.В.
В настоящее время миграцию населения можно охарактеризовать как глобальный процесс, охвативший практически все континенты и страны. Миграция населения порождается экономическим, политическим, военным и другими факторами и, в свою очередь, активно воздействует на экономическую, политическую, демографическую обстановку в той или иной стране [1, с. 3].

В этой связи вполне закономерными процессами в современной международной миграции населения являются трудовая миграция; значительное увеличение среди мигрирующих доли высококвалифицированных специалистов; рост числа беженцев и лиц, ищущих убежище; демографический аспект международных миграций; незаконная миграция [2, с. 3-6].

Заметную и решающую роль в современной международной миграции населения занимает трудовая миграция. Какие бы мотивы (политические, религиозные, национально-расовые и др.) ни определяли современные международные миграции населения, это, прежде всего, явление экономическое, обусловленное в конечном счете поисками нового места приложения труда за пределами родной страны [2, с. 3]. С расширением Европейского Союза упрощается режим пересечения границ для граждан новых стран-членов. Одновременно это способствует активизации роста трудовой миграции.

Согласно данным Национального статистического комитета, численность граждан Республики Беларусь, выехавших за границу по трудовым договорам, уменьшилась (в 2007 г. – 7 335, в 2008 г. – 6 204, в 2009 г. – 4 178), а количество иностранных граждан и лиц без гражданства, въехавших в Республику Беларусь для работы, – увеличилось (в 2007 г. – 1 496, в 2008 г. – 2 463, 2009 г. – 4 835) [3].

Лидерами по приему “трудящихся-мигрантов” в 2009 году являются: город Минск (2 955 чел.) и Брестская область (727 чел.). Из государств-участников Содружества Независимых Государств за указанный период въехали в Республику Беларусь на работу граждане: Украины (1 308), Молдовы (118), Таджикистана (104), Азербайджана (77), Армении (77), Грузии (31). Из других стран в Беларусь прибыли граждане Турции (988), Литвы (786), Китая (399), Вьетнама (180) [3].

Иностранцы в нашей стране преимущественно заняты в качестве сельскохозяйственных рабочих, строителей, на должностях руководителей, в качестве спортсменов-инструкторов, тренеров, поваров и других специалистов [3].

В Республике Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства обладают довольно широким спектром прав и свобод, в частности, к их числу относится и право на социальную защиту.

Право граждан на социальную защиту в качестве одного из основополагающих и неотъемлемых прав закреплено в ст. 22 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, которая гласит: “Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.” [4, с. 4]. В ст. 9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. определено, что “участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование” [5, с. 8].

Следует отметить, что мировое сообщество с помощью общепринятых международных стандартов в области прав человека признает право каждого на социальное страхование. Социальное страхование было также подтверждено как основное право человека во время Генеральной дискуссии о социальном страховании на Международной конференции труда в 2001 году [6, с. 174].

Согласно ст. 11 Конституции Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами [7].

В ст. 1 Закона Республики Беларусь от 31 января 1995 г. № 3563-XII “Об основах государственного социального страхования” (далее – Закон № 3563-XII) определено, что государственное социальное страхование представляет собой систему пенсий, пособий и других выплат гражданам Республики Беларусь за счет средств государственных внебюджетных фондов социального страхования в случаях, предусмотренных настоящим Законом [8].

В данном определении ненадлежащим образом выделен субъектный состав соответствующих отношений. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона № 3563-XII иностранным гражданам и лицам без гражданства, работающим в Республике Беларусь, в том числе являющимся индивидуальными предпринимателями, предоставляется право участия в правоотношениях по государственному социальному страхованию [8].

Характерно, что в случае участия в правоотношениях по государственному социальному страхованию, указанные лица пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами, за которых и (или) которыми взносы на государственное социальное страхование уплачиваются в обязательном порядке (ч. 3 ст. 7 Закона № 3563-XII) [8].

С учетом изложенного полагаем, что ст. 1 Закона № 3563-XII следует после слов “гражданам Республики Беларусь” дополнить словами “иностранным гражданам и лицам без гражданства”.

В соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному социальному страхованию подлежат не только граждане Российской Федерации, но и иностранные граждане и лица без гражданства. Так, согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 16 июля 1999 № 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования” (далее – Федеральный закон № 165-ФЗ) обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании [9].

В силу п. 2 ст. 6 Федерального закона № 165-ФЗ субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования [9]. Так, согласно абз. 4 п. 2 ст. 6 Федерального закона № 165-ФЗ застрахованные лица – граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования [9].

По нашему мнению, временно или постоянно проживающие иностранные граждане и лица без гражданства в Республике Беларусь, работающие по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, должны подлежать обязательному государственному социальному страхованию. Таким образом, ч. 1 ст. 7 Закона № 3563-XII следует дополнить абзацем 7 следующего содержания: “временно или постоянно проживающие иностранные граждане и лица без гражданства в Республике Беларусь, работающие по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам”.

Возникает обоснованный вопрос: для чего необходимо обязательное государственное социальное страхование иностранных граждан и лиц без гражданства временно или постоянно проживающих на территории Республики Беларусь и работающих по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам?

Обязательное государственное социальное страхование названных лиц позволит гарантировать их права в рамках системы, создаваемой государством, правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения, указанных лиц. Например, в случаях заболевания, травмы, несчастного случая на производстве, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до трех лет и других событий.

Статьей 4 Федерального закона определены основные принципы обязательного государственного социального страхования: устойчивость финансовой системы обязательного государственного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствами обязательного государственного социального страхования; всеобщий обязательный характер государственного социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий; государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному государственному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика; обязательность уплаты страховых взносов; ответственность за целевое использование средств обязательного государственного социального страхования; обеспечение надзора и общественного контроля

Таким образом, суть государственного социального страхования состоит в том, что оно выполняет функции не только социального риска, но и служит предупреждением неблагоприятных последствий ситуаций, могущих повлечь наступление такого риска. Профилактическая направленность страхования – предварительно выявить и учесть риск, что следует из принципа обеспечения надзора и общественного контроля. Это прослеживается, например, при социальном страховании от несчастных случаев на производстве. Так, неудовлетворительное состояние охраны труда и правил по технике безопасности на предприятии может служить основанием для возникновения производственного травматизма и его роста. При такой постановке вопроса государство будет иметь реальную возможность сэкономить средства, которые направляются на социальное страхование, а также предотвратить возможность наступления производственного травматизма.

В переходных положениях Закона № 3563-XII Кабинету Министров Республики Беларусь было поручено разработать и представить в Верховный Совет Республики Беларусь до 1 апреля 1996 года проект Кодекса о государственном социальном страховании. По нашему мнению, законодателю следует обратиться к указанной проблеме, поскольку множество нормативных правовых актов определяют и регулируют вопросы государственного социального страхования в Республике Беларусь. На наш взгляд, Кодекс Республики Беларусь о государственном социальном страховании должен состоять из Общей и Особенной частей, в которых найдут отражение наряду с основными понятиями, принципами государственного социального страхования, конкретные условия, размеры (тарифы) взносов, порядок организации государственного социального страхования по каждому страховому случаю применительно к гражданам Республики Беларусь, а также к иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно или постоянно проживающим на территории Республики Беларусь.

Как отмечалось, одной из основных закономерностей современной международной миграции населения является значительное увеличение среди мигрирующих доли высококвалифицированных специалистов. Что касается ситуации, сложившейся в нашей стране, то трудовые мигранты, занятые на выезде умственной деятельностью, составляют около 10–11 % их общей численности. Из 4 178 выехавших – 452 руководители и специалисты [3]. Анализируя распределение трудящихся-мигрантов по возрасту, можно сделать вывод, что выезжают для трудоустройства за границу люди более молодого возраста, чем приезжают. Так, в 2009 году более половины (2 512 человек) выехавших из Республики Беларусь составили молодые люди до 24 лет, в то время 4 052 прибывших – лица старше 25 лет [3].

Американские исследователи в области миграции определяют четыре основных вида возвратного потока, способствующего циркуляции научных знаний, которые различаются по месту и продолжительности пребывания международных интеллектуальных мигрантов: 1) предложения по трудоустройству на постоянной основе, получаемые учеными и инженерами, прошедшими зарубежную подготовку; 2) временная занятость ученых и инженеров, прошедших зарубежную подготовку или работавших за рубежом; 3) долгосрочное научное сотрудничество; 4) создание “научных сетей”, т. е. механизма передачи научной информации (создание единого научного пространства для ученых, работающих как за границей, так и на родине) [10].

В Республике Беларусь наиболее подходящим было бы создание “научных сетей” [11, с. 90; 12, с. 19]. Наряду с этим им следует гарантировать обеспечение жилой площадью, выплату соответствующей заработной платы [12, с. 19].

В то же время необходимо предоставлять нашим ученым-соотечественникам временную или постоянную занятость в Республике Беларусь и поддерживать связь с ними путем развития международного сотрудничества и организации их визитов. Вопросами возвращения в Республику Беларусь высококвалифицированных специалистов и перспективных научных работников, по нашему мнению, должен заниматься специально созданный Департамент репатриации и интеграции в структуре Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь [11, с. 91; 12, с. 20].

Во всем мире складывается тенденция к росту числа беженцев и лиц, ищущих убежище. Наша страна уделяет большое значение проблемам вынужденной миграции. Республика Беларусь подписала в рамках Содружества Независимых Государств Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам от 24 сентября 1993 года, а также в мае 2001 года присоединилась к Конвенции о статусе беженцев, принятой 28 июля 1951 года, и Протоколу, касающемуся статуса беженцев, принятому 31 января 1967 года, и осуществляет защиту лиц, ищущих убежище, и беженцев в соответствии с названной Конвенцией и национальным законодательством.

С 1997 по 2009 год в компетентные органы с ходатайствами о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты обратилось немногим более 3,5 тыс. иностранцев из 48 государств мира. В последние годы наметилась тенденция к увеличению количества иностранцев, обращающихся с ходатайством о защите. Так, в 2008 году с ходатайством о защите обратилось 93 иностранца, что на 63 % больше в сравнении с 2007 годом, в 2009 году – 160 иностранцев, что на 72 % больше в сравнении с 2008 годом и на 180 % больше, чем в 2007 году. Из 160 иностранцев, обратившихся с ходатайством о защите в 2009 году, граждане Афганистана составили 50 % от общего количества обратившихся, Грузии – 11,9, Украины – 9,4, Ирана, России и Пакистана – по 5, других государств – 13,7 % [3].

На 1 января 2010 года в Республике Беларусь статус беженца предоставлен 817 иностранцам, 2 иностранцам предоставлена дополнительная защита. Наибольшее количество иностранцев, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, составляют граждане Афганистана – 577 человек (70,6 %). Граждане Грузии составляют 16,3 % из общего числа беженцев, Таджикистана – 3,9, Азербайджана – 3,5, Эфиопии – 2,8, Палестины – 1,1, Ирана – 0,9, представители еще шести государств (Армения, Индия, Ирак, Камерун, Либерия и Руанда) составляют 0,9 % от общего количества иностранцев, которым предоставлен статус беженца, по каждой из стран [3].

Важный аспект работы с беженцами — создание благоприятных условий для их интеграции в общество. Решение жилищных проблем, оказание содействия в трудоустройстве, изучении языка и получении образования являются приоритетными направлениями успешной интеграции беженцев, реализация которых осуществляется, в том числе, в рамках проектов международной технической помощи. Наиболее ярким примером полной интеграции является натурализация. По состоянию на 1 марта 2010 года 110 беженцев, что составляет более 13 % от их общего числа, приобрели гражданство Республики Беларусь [3].

Международная миграция как естественный процесс перераспределения населения по территориям различных государств значительно влияет на развитие демографической ситуации.

Всемирный демографический прогноз на ближайшие пятьдесят лет позволяет говорить о двух важнейших для европейских стран тенденциях: уменьшении численности коренного населения и его старении [13, с. 213].

Внешняя миграция выступает одним из источников пополнения численности населения во всем мире. Свыше 125 млн. человек проживает вне стран своего гражданства, а количество внешних мигрантов достигает миллиарда человек [14, с. 13]. Без продуманной иммиграционной политики численность населения Республики Беларусь в 2050 году сократится до 8 млн. человек. В результате демографического старения доля лиц в возрасте старше 60 лет увеличится с 18,9 процента в 2000 г. до 35,8 процента в 2050 г. [15]. При этом приток мигрантов в определенной мере может затормозить процесс демографического старения. Учитывая тенденцию старения населения Республики Беларусь и сокращения ее численности, одним из направлений миграционной политики в нашей стране должно быть осуществление мер по разумной интеграции иностранцев и лиц без гражданства [11, с. 91; 12, с. 20; 16, с. 16].

В настоящее время для Республики Беларусь достаточно актуальны проблемные вопросы незаконной миграции. По причине прозрачности белорусско-российской границы, а также ввиду своего месторасположения между государствами-участниками Содружества Независимых Государств и Европейским Союзом территория Республики Беларусь используется в качестве транзитного коридора незаконными мигрантами, которые перемещаются на запад из Афганистана, Бангладеш, Китая, Вьетнама, Индии, Пакистана, Ганы, Египта, Нигерии, Конго и других стран. Всего в 2009 году за нарушение срока запрета въезда в Республику Беларусь возбуждено 169 уголовных дел. За нарушение правил пребывания к административной ответственности привлечено: органами внутренних дел – 15 763 иностранца, органами пограничной службы – 3 786. Органами внутренних дел депортировано (выслано) из республики 2 017 иностранцев, нарушивших миграционное законодательство, из них 925 под конвоем, органами пограничной службы депортировано 267 лиц [3].

Не исключается и такое обстоятельство, что незаконная миграция впоследствии может оказать негативное влияние на национальную безопасность нашей страны. Так, в целях консолидации усилий и повышения эффективности деятельности государственных органов и иных организаций, граждан Республики Беларусь по обеспечению национальной безопасности Республики Беларусь, защите ее национальных интересов Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575 утверждена Концепция национальной безопасности Республики Беларусь. Согласно п. 49 названной Концепции одной из мер по защите от внешних угроз национальной безопасности является развитие международного сотрудничества в вопросах борьбы со всеми видами транснациональной организованной преступности, в первую очередь, связанной с терроризмом, незаконной миграцией, торговлей людьми, наркобизнесом [17].

По своей сути незаконная миграция носит транснациональный характер и в этой связи очень важно расширять международное сотрудничество, благодаря которому повысится эффективность по реализации односторонних национальных мер. В связи с все увеличивающейся миграцией населения, необходимо единение в координации деятельности органов по реализации правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, что позволит повысить эффективность работы в данной сфере.

Таким образом, в современном мире миграционные процессы характеризуются многообразием и сложностью. Каждое государство должно максимально обеспечивать регулирование внешних миграционных процессов, разрабатывая и принимая нормативные правовые акты внутригосударственного характера, соответствующие общепризнанным нормам и принципам международного права [1, с. 168].

Национальное законодательство постоянно развивается и совершенствуется, обогащается новым содержанием в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права. Это, в свою очередь, создает реальные условия для дальнейшего развития унитарного демократического социального правового государства.



Список цитированных источников


  1. Зинченко, Н.Н. Миграция населения: теория и практика международно-правового регулирования: монография / Н.Н. Зинченко. – М.: Внешторгиздат. – М., 2003. – 264 с.

  2. Ионцев, В.А. Мировые миграции / В.А. Ионцев. – М.: Знание, 1992. – 62 с.

  3. Миграционная политика Республики Беларусь // Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cis.minsk.by/main.aspx?uid=17232. – Дата доступа: 26.10.2010.

  4. Всеобщая декларация прав человека: принята резолюцией 217 А (III) Генер. Ассамблеи ООН, 10 дек. 1948 г. // Права человека: сб. междунар.-правовых док. / сост. В.В. Щербов. – Минск, 1999. – С. 1–5.

  5. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах: принят резолюцией 2200 А (XXI) Генер. Ассамблеи ООН, 16 дек. 1966 г. // Права человека: сб. междунар.-правовых док. / сост. В.В. Щербов. – Минск, 1999. – С. 5–13.

  6. Руководство по разработке эффективной политики в области трудовой миграции в странах происхождения и назначения / Нилим Баруа [и др.]; Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) [и др.]. – Вена, 2006. – 293 с.

  7. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2007. – 48 с.

  8. Об основах государственного социального страхования: Закон Респ. Беларусь, 31 янв. 1995 г., № 3563-XII: с изм. и доп., внес. Законом Респ. Беларусь от 06.01.2009 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.

  9. Об основах обязательного социального страхования: Федеральный закон, 16 июля 1999 № 165-ФЗ: в ред. Федерального закона от 24. 07. 2009 г. // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=90069. – Дата доступа: 10.11.2010.

  10. Центр исследований и статистики науки представляет информацию о международном опыте возвращения ученых и специалистов / подгот. Л.И. Леденева // Мониторинг реформирования российской науки: экспресс.-информ. [Электронный ресурс] / Центр исслед. и статистики науки. – 2005. – Режим доступа: http://www.csrs.ru/Public/Period/Xpress/15_03_05.pdf. – Дата доступа: 15.03.2005.

  11. Валюшко, Н.В. Международный опыт и перспективы развития системы обеспечения правового статуса иностранцев и лиц без гражданства в Республике Беларусь / Н.В. Валюшко // Вестн. Белорус. гос. экон. ун-та. – 2007. – № 3. – С. 89–95.

  12. Валюшко, Н.В. Научно-методические рекомендации по изучению конституционно-правового статуса иностранцев и лиц без гражданства в Республике Беларусь / Н.В. Валюшко. – Минск: Право и экономика, 2008. – 28 с.

  13. Гринблат, Ж.-А. Иммиграционные сценарии для стареющей Европы / Ж.-А. Гринблат // Отечеств. зап. – 2004. – № 4. – С. 212–221.

  14. Васильева, Л. Незаконная миграция в современной Беларуси: проблемы уголов. ответственности / Л. Васильева, О. Бахур // Журн. междунар. права и междунар. отношений. – 2005. – № 1. – С. 13–17.

  15. Денисенко, М. Поможет ли развитым странам замещающая миграция? / М. Денисенко // Научная сеть [Электронный ресурс]. – 2002. – Режим доступа: http://nature.web.ru/db/msg.html?mid=1183506. – Дата доступа: 24.09.2006.

  16. Валюшко, Н.В. Демографический аспект международных миграций // Актуальные проблемы международного частного и гражданского права: материалы междунар. науч.-практ. конф., Челябинск, 15 декабря 2009 г. / Соврем. гуманитар. акад.; отв. ред.: О.Ю. Малкин. – М., 2010. – С. 15-18.

  17. Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 9 нояб. 2010 г., № 575 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.





База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница