Вопреки многочисленным и крайне неприятным для ее экономики последствиям мирового кризиса Африка сохраняет привлекательность для иностранных инвесторов



Скачать 58.33 Kb.
Дата09.05.2016
Размер58.33 Kb.
@ЗАГОЛОВОК = Поиски выхода из мирового финансово-экономического кризиса,

часть-11


@ЗАГОЛОВОК = Африка сохраняет привлекательность для иностранных инвесторов

@АВТОР = /Павел Мыльцев, корр. ИТАР-ТАСС в Претории/

Вопреки многочисленным и крайне неприятным для ее экономики последствиям мирового кризиса Африка сохраняет привлекательность для иностранных инвесторов. Как считают эксперты, этому способствует мощный потенциал развития континента: хотя темпы экономического роста снизились, они все же составляют 3,5 проц. годовых, в то время как в большинстве государств мира они упали до нуля, а то и до минусовых величин. Кроме того, Африка остается поставщиком крайне важных для промышленности сырьевых товаров: каменного угля, металлических руд - в том числе урановой, редкоземельных элементов. Социально-экономическая отсталость сулит перспективы модернизации и расширения инфраструктуры, а население в несколько сот миллионов человек представляет обширный рынок сбыта.

Наглядный пример - Восточноафриканское сообщество /ВАС/, которое в последнее время значительно активизировало интеграционные процессы. Кения и Уганда готовятся начать сооружение современной железной дороги стоимостью 3,2 млрд долл. между кенийским портом Момбаса на побережье Индийского океана и рынками в Уганде, Руанде, Бурунди, Демократической Республике Конго /ДРК/ и южном Судане. Правительства Кении и Уганды подтвердили готовность предоставить финансирование для начала строительства главной ветки железнодорожной магистрали, а также совместными усилиями найти средства для всего проекта.

Впервые проект был выдвинут еще в 1985 году, но распад ВАС и насилие в Кении приостанавливали осуществление проекта. Повлиял и общий упадок в торговле между Африкой и Западом. Однако последние годы интеграционные процессы в ВАС усилились, и план вновь был вызван к жизни. Сказываются и задержки с доставкой грузов, отправляемых из Момбасы вглубь континента автомобильным транспортом. Железную дорогу намечается завершить к 2017 году, что станет частью Программы развития "северного коридора". Эта программа развития инфраструктуры осуществляется Администрацией координации транзитного транспорта с целью связать район Великих озер Африки - Руанду, Бурунди и Уганду с Момбасой через угандийскую столицу Кампалу. Отдельная ветка пойдет к северо-востоку ДРК и южным районам Судана, которые в 2011 году могут получить независимость.

Строительство транспортного коридора создало, в свою очередь, целую сеть вторичных инфраструктурных проектов, которые также достаточно привлекательны для потенциальных инвесторов. Сюда относится ряд проектов стоимостью в несколько миллиардов долларов каждый - они должны связать стратегически важные районы с прежде изолированными областями. В целом речь идет о 21 автомобильной дороге, 4 железнодорожных линиях, 4 морских портах и сухих доках, трех водных каналах и 3 нефтепроводах. Развитие коридора улучшит контакты между различными районами, повысит эффективность и снизит издержки перевалки грузов через основные транспортные узлы в регионе. Ожидается, что увеличение объема перевозок грузов по "северному коридору" в ближайшие пять лет составит 75 проц., что повышает значение эффективной инфраструктуры. Только ввод в строй участка железной дороги Момбаса - Кампала, сообщают СМИ, позволит уменьшить задержки с доставкой грузов из морского порта на 70 проц.

"Северный коридор" - один из 23 первоочередных проектов Африканского банка развития /АБР/. Среди других следует отметить коридоры Дакар - Лагос, Дар-эс-Салам - Лусака - Лобиту, Катанга - Габороне - Дурбан, Дар-эс- Салам - Кигали.

Особое значение для модернизации инфраструктуры и развития в целом экономики Африки имеют ЮАР и ее компании, стремящиеся стать центром деловой активности континента. Южноафриканские компании постоянно ведут поиск все новых возможностей для инвестиций на континенте.

Крупнейшая компания недорогих супермаркетов PEP разворачивает, например, сеть магазинов в Анголе. Первый такой супермаркет был открыт там в октябре 2008 года в Лобиту. Теперь на очереди - дистрибьюторский центр в Бенгеле. Сейчас компания действует в 11 африканских государствах.

Туда же, в Анголу, направляет свои усилия южноафриканский филиал компании по производству грузовиков и автобусов MAN Truck and Bus SA.

Компания отдает Анголе приоритет в дальнейшем развитии своих продаж и сети послепродажного обслуживания. Достигнуто соглашение о строительстве в Анголе завода по сборке грузовиков. Также создается дилерская сеть в Нигерии, Кот-д'Ивуаре и Гане, в Северной Африке. Объявлено о планах создания новых производств в Центральной Африке. Компания поставила задачу ежегодно продавать там 15 тыс. грузовиков и автобусов.

Крупнейшая южноафриканская компания проводной телефонной связи Telkom расширяет присутствие в других странах континента и приобрела Интернет- провайдера MWEB Africa в добавление к уже совершенным сделкам по приобретению значительной доли акций компаний Africa Online и Multi-Links.

Компании, кроме того, принадлежат 75 проц. акций MWEB Namibia, приобретенных у Naspers за 61,5 млн долларов. Ранее Telkom продала свою долю в южноафриканской компании сотовой связи Vodacom для развития своего бизнеса в странах Африки южнее Сахары, в первую очередь в Нигерии.

Южноафриканский пивоваренный гигант Sabmiller объявил о планах строительства завода по производству светлого пива в южном Судане. Это будет первый такой завод, построенный в Судане за последние четверть века.

Проект стал возможен благодаря заключению мира в Судане и переходу власти на юге к светскому правительству, которое не придерживается законов шариата. Компания уверена, что на юге Судана есть обширный рынок для сбыта пива, и намерена инвестировать 37,3 млн долл. в строительство нового завода в Джубе - центре южного Судана. На заводе будут работать 250 человек.

Nedbank - четвертая по величине банковская группа Южной Африки - и южноафриканская страховая группа Old Mutual создали с тоголезским банком Ecobank банковское СП с тысячью отделений в трех странах Юга, Севера и Запада Африки.

Эфиопия, которая в 2009 году, как ожидается, произведет больше электроэнергии, чем необходимо для внутреннего потребления, сможет продать этот излишек в Судан, Джибути и Кению. Это станет возможно после завершения строительства трех новых ГЭС, а также строительства ЛЭП стоимостью 45,2 млн долл. - до Судана и стоимостью 62 млн долл. - до Джибути. Обсуждается также проект поставки электричества в Египет в рамках реализации программы развития бассейна Нила.

В этом же году начинается строительство первой в Западной Африке платной автомобильной дороги Лекки - Эпе /Нигерия/. Полуостров Лекки переживает период экономического расцвета. Проект оценивается в 382 млн долл., которые будут предоставлены АБР, Standard Bank, а также местными банками и правительством. Строительство дороги разгрузит движение вокруг экономической столицы Нигерии - Лагоса.

Нигерийская национальная нефтяная корпорация подписала соглашение на сумму 16 млрд долл. с Dubai World Corporation. Эти средства пойдут на строительство инфраструктуры, включая плотины, электросети, разработку природных ресурсов и развитие сельского хозяйства.

Британская нефтяная компания Heritage Oil объявила об обнаружении крупных запасов нефти в регионе Великого африканского рифта. Однако полная оценка размеров запасов займет не менее двух-трех лет. Ожидается, что они превысят 400 млн баррелей, что намного больше объемов нефтяного месторождения М'бунди в Республике Конго.

Бурунди и Руанда планируют построить автомобильную магистраль, которая связала бы их с Танзанией. Стоимость проекта оценивается в 688 млн долл., 100 млн из которых предоставит АБР. Ее ввод в строй через четыре года не только уменьшит их зависимость от кенийского порта Момбаса, но и снизит стоимость импорта и экспорта.

Ангола получит в 2009-2013 годах займ на сумму примерно в 1 млрд долл.

от Всемирного банка. Средства пойдут на диверсификацию ангольской экономики, ныне односторонне ориентированной на добычу нефти. Каждый год на развитие промышленности и строительства, которые, как ожидает правительство, вырастут в 2009 году на 15,5 проц., будет поступать по 250 млн долл.

Показатель уверенности бизнеса в Африке повысился на 2,5 пункта в ноябре 2008 года, затем упал на 83,8 пункта в декабре 2008 года - это самый низкий уровень с 2003 года. Ожидается, что экономический рост возобновится только к концу нынешнего года.

Дальнейшее развитие водного проекта Шире - Замбези в Малави стоимостью

6 млрд долл. включает строительство порта Нсандже. Оно было начато в декабре 2008 года. Правительство Малави подписало соглашение с компанией Mota Engil для организации финансирования проекта и поставки оборудования.



Партнерами проекта выступают Сообщество развития Юга Африки /САДК/, а также Общий рынок для Восточной и Южной Африки /КОМЕСА/, Новое партнерство для развития Африки /НЕПАД/, правительства Мозамбика и Замбии, Африканский банк развития. АБР выделяет 60,2 млн долларов. Проектом предусмотрено строительство 238-километрового водного пути из малавийского порта Нсандже по рекам Шире и Замбези до порта Шинде в Мозамбике. В результате на 50 проц. будут снижены транспортные расходы во взаимной торговле для Малави, Мозамбика, Замбии, Танзании, Зимбабве, Бурунди и Руанды.--0--

КЦ.ПВ.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница