Военная реформа Петра Великого, создание регулярной русской армии



Скачать 184.14 Kb.
Дата01.05.2016
Размер184.14 Kb.
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Тема: «Военная реформа Петра Великого, создание регулярной русской армии. »
Тип пособия: методическая разработка

Для кого предназначена: для преподавателей




Обсуждено на заседании методической комиссии

«_____»_______2012 года.


Председатель: ______________

В.Ю.Леонов

Составил: преподаватель ОБЖ

Леонов В.Ю.

г. Биробиджан

2012 г.


Содержание


  1. Введение

  2. Цели урока

  3. Ход урока

  4. Анализ урока

  5. Список литературы

  6. Приложения


1.Введение
Изучение раздела «Основы военной службы» необходимо начать с изучения истории комплектования, организации, вооружения армии, чтобы перейдя к сегодняшнему дню было с чем сравнить, ведь в будущее мы берем все лучшее, что было ранее и отбрасываем не зарекомендовавшее себя.

Изучение проведения военной реформы Петра Первого дает классические понятия о способах комплектования армии, тактике действий, подготовке, вооружении, приведшие к появление регулярной профессиональной армии, к которой стремится Россия в настоящее время.

Активные формы работы, используемые на уроке, способствуют выработке у учащегося навыков творческого мышления, организаторской работы и самостоятельности в принятии решений.

Преподаватель должен ввести учащихся в урок, дать им целевую установку, общее представление об изучаемой теме, использовать план изучения нового материала.

Актуализация опорных знаний учащихся начинается с вопросов, которые связаны с новым материалом, и которые известны из курса истории. Большое внимание уделяется закреплению полученных знаний.

В ходе урока преподаватель разнообразит виды работ: работа в тетрадях, просмотр видеоотрывков, презентации, перекрестные вопросы учащихся противоположной команде, составление вопросов по материалу, составление ответов на поставленные вопросы по видеоотрывку. Закрепление нового материала осуществляется в ходе соревнования команд по выработанным критериям.



2. Цели урока:
Цели: 1. Обучающая- дать знания учащимся в области реформирования русской армии эпохи Петра I , основным родам войск, вооружении, тактике боя .

2. Развивающая- развить у учащихся представление о славном прошлом нашей Родины.

3. Воспитательная- воспитывать у учащихся гордость за боевую историю и настоящее Вооруженных Сил, готовность служить Отечеству.
Основные средства обучения: схемы, таблицы, учебники, наглядные пособия, цветные иллюстрации, презентации.
Тип урока: урок изучения нового учебного материала.
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный.
Межпредметные связи: с основами законодательства, физикой, географией, историей.
Виды работ: работа учащихся с конспектами, самостоятельная работа, опережающие задания, состязание, составление вопросов по материалу, составление ответов на поставленные вопросы по видеоотрывку.

3. Ход урока.

1.Организационный момент: -проверяю наличие учащихся, принимаю доклад старосты, выясняю дежурных, пишу тему и число.
2.Основная часть урока:
Актуализация опорных знаний: проверяю знание домашнего задания, выясняю степень знаний предложенной темы, предлагаю сделать вывод о необходимости получения конкретных знаний в этой области, вспомнить об исторических событиях Северной войны и правлении Петра I.
Изучение нового материала. Напоминаю тему и цель урока.

Предлагаю напомнить о славном прошлом нашей Родины, исторических фактах, свидетельствующих о необходимости реформирования военной организации государства к началу 18 века.


План изучения нового материала:

Новые понятия и термины: дворянские формирования, стрелецкое войско, ополчение, рекруты, фунты, калибр, рангоут, такелаж, рекрутская система комплектования
Преподаватель: Что такое военная реформа и чем она вызвана?
Военная реформа-это проводимые по решению высших органов государственной власти существенные преобразования военной системы государства, с целью ее приведения в качественно новое состояние, соответствующее реалиям внутреннего и международного положения страны.
Слово педагога:

Предлагаю обучающимся сформировать две команды по 5 человек в каждой, которые бы в ходе урока готовили перекрестные вопросы противоположной команде. Предлагаю назначить жюри, которое бы фиксировала правильность ответов и сложность вопросов, определяя победу команды. За правильные ответы и сложность вопросов обучающиеся будут оценены

По замечанию В. О. Ключевского: "Военная реформа была первоочередным преобразовательным делом Петра, наиболее, продолжительным и самым тяжелым как для него самого, так и для народа. Она имеет очень важное значение в нашей истории; это не просто вопрос о государственной обороне: реформа оказала глубокое действие и на склад общества, и на дальнейший ход событий".

Военная реформа Петра I включала комплекс государственных мероприятий по реорганизации сиcтемы комплектования армии и военного управления, созданию регулярного военно -морского флота, совершенствованию вооружения, выработке и внедрению новой системы обучения и воспитания военнослужащих. Необходимость ее проведения вытекала из тех недостатков в развитии вооруженных сил, которые были рассмотрены нами выше.

Какие мероприятия провел Петр I с целью повышения боеспособности войск:
В ходе военных реформ 1698-1721 гг. Петра была упразднена прежняя военная организация: дворянское и стрелецкое войско и полки "нового строя". Эти полки пошли на формирование регулярной армии и составили ее ядро.

1.Строительство регулярной армии потребовало новой системы комплектования. С 1699 г. вводится рекрутская повинность, узаконенная указом Петра I в 1705 г. Суть ее состояла в том, что государство в принудительном порядке ежегодно набирало в армию и на флот из сословий крестьян и горожан определенное количество рекрутов. Ежегодно с 1705 до конца 1709 гг. набирали по одному рекруту с 20 тяглых дворов, что должно было давать в каждый набор по 30 тыс. рекрутов. К концу царствования Петра всех регулярных войск, пехоты и конницы, числилось уже от 196 до 212 тысяч, да 110 тысяч казаков и другой нерегулярной рати.

2
1. Петр Великий


. Успешная реорганизация армии во многом зависела от качества и быстроты подготовки командных кадров. Правительство Петра I уделяло особое внимание воспитанию национального офицерского корпуса. Вначале всех молодых дворян обязывали пройти солдатскую службу в Преображенском и Семеновском гвардейских полках в течение 10 лет, начиная с 15 летнего возраста. С получением первого офицерского чина дворянские дети направлялись в армейские части, где служили пожизненно. Однако такая система подготовки офицеров не смогла полностью удовлетворить возрастающие потребности в новых кадрах, и Петр I учреждает ряд специальных военных школ. В 1701 г. в Москве открывается артиллерийская школа на 300 человек, а в 1712 году в Петербурге вторая артиллерийская школа. Для подготовки инженерных кадров создаются две инженерные школы ( в 1708 и 1719 гг.). Петр I запрещал производить в офицеры лиц, которые не получили соответствующей подготовки в военной школе. Он решительно наказывал тех, кто производил сродников, своих друзей в офицеры из молодых, которые с фундамента солдатского дела, не знают, ибо не служили в нижних чинах. Нередки были случаи, когда Петр I лично экзаменовал "недорослей" (детей дворянских). Тех, кто не выдерживал экзамен, отправляли служить на флот рядовыми без права производства в офицеры.

3. Вводилась единая система воинских званий, окончательно оформившаяся в Табели о рангах 1722 г. Служебная лестница включила 14 классов от фельдмаршала и генерал- адмирала до прапорщика. В основу службы чинопроизводства Табель положила не родовитость, а личные способности. Обеспечивалась возможность производства в офицеры выходцев из низших сословий. Все, кто получал низший военный чин на службе, становились потомственными дворянами.

4. Была проведена реформа военного управления. Вместо Приказов Петр I учредил военную коллегию (1718 г.), в ведении которой находились полевая армия, "гарнизонные войска" и все "воинские дела". Окончательное устройство Военной коллегии было определено указом 1719 г. Первым ее президентом стал А. Д. Меньшиков. Коллегиальная система отличалась от приказной прежде всего тем, что один орган занимался решением всех вопросов военного характера. В военное время во главе армии стоял Главнокомандующий, который подчинялся инспектору. При нем создавались Военный совет (как совещательный орган) и полевой штаб во главе с генерал- квартирмейстером.
5.В рамках военной реформы проводилось перевооружение.
Оно завершилось к 1709 г. Пехота получила лучшие в Европе гладкоствольные ружья единого калибра. Они хотя и уступали мушкетам в дальности, зато в два раза превосходили их в скорострельности.
1-й ученик с опережающим заданием:
О вооружении русской пехоты

Русская винтовка времен полтавского сражения называлась фузея. Она была скопирована со шведского мушкета конструктора Гартмана и превосходила мушкет в скорострельности. Солдат того времени мог прицельно стрелять примерно на 100 метров.

Н
2. Фузея 1701 года
а ствол фузеи надевался штык, в русской армии он назывался багинет. Что интересно, что в европейских армиях штык вставлялся в ствол и после этого нельзя было стрелять. Петр Первый сам придумал специальный замок-защелку для штыка и теперь из нее можно было стрелять не снимая штыка.

Солдат мог за все сражение выстрелить 1-2 раза. Заряжание происходило со ствола и занимало много времени. Сначала надо было снять винтовку с плеча и открыть подсумок с порохом. Доставалась мерка пороха и засыпалась в ствол. Затем подсумок закрывался, доставался шомпол и трамбовался порох в стволе.

Затем открывался второй подсумок и доставалась пуля, которая тоже помещалась в ствол и прижималась шомполом. Все это занимало много времени, поэтому основным средством поражения противника в бою оставался штык.

Подразделения стреляли залпами. Первая шеренга стояла на колене, вторая стреляла стоя, третья- заряжала оружие и передавала его в первую шеренгу.

Русская военная форма была характерна для того времени. В ней было много украшающих элементов и она была не удобна для войны. Мундиры русских полков в основном были зеленого, голубого, красного цвета. Гвардия в знак особого отличия носила красные чулки, так как в 1701 году под Нарвой по словам Петра I «стояла по колено в крови».
Гренадерские же роты снабжались гранатами, а на вооружении пехотного полка были два трехфунтовых орудия и четыре легкие мортиры, что привело к созданию полковой артиллерии.
2-й ученик с опережающим заданием:
О полковой артиллерии

Р


3. Экспериментальная «секретная» гаубица Шувалова
азнообразие типов и калибров орудий той поры было ошеломляющим. Например, при осаде Нарвы располагала четырьмя 30- и 48-фунтовыми пушками, двадцатью шестью 18- и 25-фунтовыми, тридцатью тремя 6-, 10- и 12-фунтовыми, а также пятьюдесятью трехфунтовыми. Кроме того, имелось двадцать пять 80- и 120-фунтовых мортир и одна 40-фунтовая гаубица. Роль этих орудий в бою была невелика: они были неудачно расположены, расчеты недостаточно опытны, станки ломались при стрельбе ("понеже все было старо и неисправно" - записал в дневнике Петр). Для многих мортир не хватало бомб нужного калибра, так что их приходилось заряжать булыжниками. Неудивительно, что большинство орудий досталось шведам в качестве трофеев. Несмотря на то, что командующий русской артиллерией генерал-фельд-квартирмейстер Александр Арцилович Имеретинский изучал артиллерийское дело в Гааге в 1698-1699 годах, успеха он не добился. После Нарвы он был смещен.

Важность введения в русской армии полковой артиллерии состяла в том, что она позволила каждому отдельно взятому комадиру определять важные цели и поражать их перд линией фронта своего полка не обращаясь к старшему командиру.

С
4. Мортиры
1697 года в гвардии Преображенском полку имелось подразделение "бомбардиров", на вооружении которого состояли шесть 6-фунтовых мортир и четыре 3-фунтовых полковых пушки. Канонирская команда Семеновского полка располагала шестью 3-фунтовыми пушками. Во время Нарвского похода во всех пехотных ("солдатских") полках имелась полковая артиллерия - две 3-фунтовых пушки. Полковая артиллерия сохранялась в русской армии на протяжении всей Великой Северной войны.
3-й ученик с опережающим заданием:
О кавалерии- драгунских полках
8 ноября 1699 года царь Петр начал формирование новой армии по западному образцу. Первоначально армия набиралась как из "даточных" (крепостных, которых сдавали в армию помещики), так и из "вольницы" (добровольцев). В конце января 1700 года рекруты были собраны в селе Преображенском под Москвой. Часть новобранцев была определена в два новых драгунских полка. Для усиления и более интенсивного обучения части были усилены более опытными кавалеристами из других частей. Организация и обучение драгунских полков были поручены двум офицерам-иностранцам - полковнику Иоахиму Гулицу и полковнику Шневенцу. По обычаю того времени, полки носили имена своих командиров. Оба полковника были саксонцами родом, как и большая часть офицеров их полков. Численность первого и второго полков равнялась соответственно 998 и 800 офицерам и солдатам.

Указом от 10 марта 1708 года повелевалось, чтобы отныне все линейные драгунские полки носили названия по месту своего формирования (городу или провинции), а не по имени командира.

Указ от 19 февраля 1712 года стал основой для дальнейших реформ русской армии. Согласно этому документу, численность личного состава драгунского полка устанавливалась в 1328 человек, сводившихся в десять рот, при 1100 строевых лошадях. Списочный состав полка включал:

Полковника

Двух штаб-офицеров

22 обер-офицера

10 прапорщиков

40 сержантов и старших унтер-офицеров

60 капралов

Одного литаврщика

11 барабанщиков

Двух трубачей

900 рядовых драгун

94 слуги

31 мастерового

100 обозных

34 нестроевых.

Общая численность полка в 1720 году была несколько уменьшена: в мирное время в полку предусматривалось наличие 35 офицеров, 1162 "нижних чинов" и 54 слуг. Эти штаты сохранялись вплоть до смерти Петра I в 1725 году.

Драгуны (конница) вооружались карабинами, длинными пистолетами и палашами.

6. Армия получила новую форму одежды.


Слово преподавателя:

-описывает русскую военную форму начала 18 века, отмечая ее однообразие, но вместе с тем неудобство и излишнюю любовь к украшениям;

-напоминает о форме гвардейских полков, имевших отличие в виде красных чулок, как знак отличия на Нарвское сражение
7. Время Петра выдвинуло на арену элиту русской армии- гвардию е ее первые полки- Преображенский, Измайловский, Семеновский.

4-й ученик с опережающим заданием:
О
5. Форма офицера и солдат гвардейских полков
гвардейских полках

Гвардия (итал. guardia стража, охрана) — отборная привилегированная часть войск.


Гвардией традиционно называли отборную, привилегированную, лучше других обученную и экипированную часть войск. Это было ядро армии, вооруженные отряды, состоявшие непосредственно при монархе, часто выполняющие функции его личной стражи.
Первое упоминание о российских гвардейских частях, приводится в исторической летописи российской армии в связи с боевыми походами петровских войск под Азов и Нарву.

Гвардия учреждена в начале царствования Петра Великого из полков Преображенского и Семёновского.

В архиве Семёновского полка есть сведения, что он уже в 1698 году назывался Семёновской лейб-гвардией. В 1700 году во время Нарвской конфузии два гвардейских полка в течение трёх часов сдерживали натиск шведов, за что обер-офицеры этих полков награждены знаком отличия (самым древним в России, сохраняющимся и до сих пор) с надписью: «1700, ноября 19».
В царствование Петра I гвардия пополнялась преимущественно дворянами; только после значительных потерь в сражениях стали допускать в ней переводы из армии и приём рекрутов.
Каждый дворянин, поступивший на военную службу, прежде чем сделаться офицером армии, должен был поступить рядовым в один из гвардейских полков и прослужить в этом звании до тех пор, когда государь утвердит баллотировку его в офицеры, на которой основывалось в то время производство в чинах.
До 1722 года гвардия не имела в чинах никаких преимуществ, но 22 января этого года утверждена была табель о рангах, по которой офицеры гвардейских полков получили старшинство двух чинов против армейских.

В гвардию новобранцев-солдат отбирали по внешнему виду: в Преображенский полк - самых высоких и русых, в Семеновский - блондинов, в Измайловский - брюнетов, в лейб-егеря - легкого сложения с любым цветом волос. Лейб-гвардии Московский полк - рыжие, Гренадерский - брюнеты, Павловский - рыжие и курносые.


Показываю отрывок из фильма «Слуга государев» о результатах военной реформы, прошу ответить на вопрос, что увидели обучающиеся нового в русской армии на Полтавском поле?
8. Наряду с реорганизацией сухопутной армии Петр приступил к созданию военно-морского флота и морской пехоты. К 1700 г. Азовский флот насчитывал более 50 кораблей, он был уничтожен после неудачного Прутского похода.

В ходе Северной войны был создан Балтийский флот, который к концу царствования Петра I насчитывал в своем составе 35 больших линейных наружных кораблей, 10 фрегатов и около 200 галерных (гребных) судов с 28 тысячами матросов.


5-й ученик с опережающим заданием:
Быт парусного флота
На русском флоте моряки снабжались продовольствием с учетом чина и должности, причем продукты выдавались на неделю и каждый мог со своей "пайкой" делать что угодно: хочешь, сразу съедай, хочешь, на камбуз иди, приготовь себе, любимому, что-нибудь вкусненькое.

К


6. «Гого Предестенация»- первенец Азовского флота
урение, а табак полагался к выдаче с пайком, разрешалось только на баке (на больших кораблях разрешалось и на юте) возле обреза (тазика) с водой для окурков в целях безопасности. Кроме этого матросы должны были выполнять и иные работы: тянуть, двигать, поднимать, выбирать слабину и карабкаться по снастям. На борту "искателя ветра" было два главнейших орудия труда - шпиль и такелаж. Шпиль представлял собой ручной ворот, предназначенный для отдачи и подъема тяжелого якоря. Однако применяли его и для замены поломанной мачты, и для установки стеньги или рея. Головка шпиля была как бы осью огромного колеса, спицами которого являлись восемь -десять вымбовок - прочных деревянных шестов. Схватившись за них обеими руками, налегая грудью, люди вращали шпиль. Словно арестанты на тюремном дворе, тяжело топали матросы вокруг шпиля, наматывая или разматывая цепь или канат.
Очень тяжелой была работа с тросами, заключающаяся преимущественно в натягивании какой-либо снасти для установки паруса. Выполнялась она частично на палубе, частично же на головокружительной высоте между небом и морем. Она требовала, в особенности от марсовых, цирковой акробатики, хладнокровия и неподверженности головокружению. Ветровой двигатель, этот старинный привод из дерева, канатов и холста, был значительно сложнее в управлении, чем современные судовые машины. Остальные матросы вахты должны были работать с помпами, теребить паклю, смолить тросы (случалось иной раз, что канаты натирали шкуркой свиного окорока), прибирать палубу, красить, конопатить, выполнять множество дел - всего и не перечесть.
Иных незадачливых моряков времен парусных кораблей караулила на вахтах их злая судьба. Застигнутый ночью на посту спящим, в соответствии со строгим уставом многих военных и торговых флотов, считался конченым человеком. Если даже проштрафившемуся дарили жизнь, то его ожидало протягивание под килем или наказание плетьми.

7. Петровский линейный корабль


Традиционную формулу вызова очередной вахты на смену не произносили, а пели. Прежде вахта делилась на восемь склянок - четыре часа. Для этой цели имелись специальные песочные часы. По этим-то часам и ориентировались во времени моряки. Песок из верхней колбы пересыпался в нижнюю за полчаса. Это время соответствовало одной склянке, что и отмечалось ударом в судовой медный колокол, и так восемь раз за вахту. Как следствие нескончаемой череды вахт, на судах в любое время есть люди, которые спят, и люди, которые бодрствуют. Таким образом, время суток на судне - понятие весьма относительное: то, что для одних - ночь, для других - рабочий день. Используя это обстоятельство, прежние судостроители, чтобы выгадать каждый кубический метр для груза, делали в помещениях для команды коек меньше, чем требовалось на весь экипаж. На боевых кораблях к этому добавлялась еще и военная муштра. Самыми ненавистными для "смоляных курток" были учения по исполнению приказания: "Корабль к бою готовить!", на которых отрабатывалось выполнение всех операций за кратчайшее время. Учения такого рода состояли в основном из приведения орудий в готовность открыть огонь, а обеспечивалось это в первую очередь тем, что каждый занимал свой боевой пост как можно быстрее. Сигналом к исполнению этого приказа была глухая, продолжительная барабанная дробь. Тяжелейшей частью работы было откатывание пушек от орудийных портов.

Между тем подносчики пороха и зарядов проворно, словно муравьи, тащили канонирам боеприпасы, а запаренный фейерверкер истекал потом в крюйт-камере, располагавшейся, как правило, рядом с офицерской кают-компанией или помещением для кадет.


9. Реформы вводили единую систему обучения и воспитания войск. На основе опыта Северной войны были созданы наставления, инструкции и уставы: "'Статьи воинские", "Учреждение к бою", "Для волевой битвы правила", "Морской устав", "Устав воинский 1716 года".

Итак, в итоге военных реформ Петра I в России были созданы регулярная армия и военно-морской флот, которые обеспечили победу России в Северной войне со Швецией.




8. Организационная структура армии России

начала 18 в.


Военная система, созданная правительством Петра I, оказалась настолько устойчивой, что без существенных изменений продержалась до конца века. В последующие после Петра I десятилетия XVIII в. русские вооруженные силы развивались под влиянием Петровских военных реформ, продолжали совершенствоваться принципы и традиции регулярной армии.

Свое продолжение они нашли в боевой деятельности П. А. Румянцева и А. В. Суворова. Труды Румянцева "Обряд службы", Суворова "Полковое учреждение" и "Наука побеждать" явились событием в жизни армии большим вкладом в отечественную военную науку.

Из школы Суворова вышли такие блестящие полководцы, как М. И. Кутузов, П. И. Багратион, Н. Н. Раевский и др., покрывшие себя немеркнущей славой в ожесточенных сражениях с наполеоновской армией.
Объявляю о начале конкурса перекрестных вопросов. Заслушиваем вопросы и ответы команд.

Вывод: Таким образом, мы изучили необходимость и основные этапы военной реформы Петра I , основные рода и виды войск, их возможности и боевое применение, определили, что эта реформа положила начало созданию регулярной русской армии.
Закрепление материала:

Что такое рекрут ?

Как отбирали в солдаты в начале 18 века ?

Чем вооружались воины в русской армии?

Что вы знаете о русской артиллерии этого времени?
Определяю лучших, выставляю оценки.
Задание на дом:
Изучить Учебник «Основы военной службы»» Москва 2001 г. Стр. 5-7

Урок окончен. Можно идти.



4.Анализ урока
Урок тщательно подготовлен, хорошо оснащен. Используются таблицы, схемы, видеофрагменты. Преподаватель применяет разнообразные виды работ: работа в тетрадях, перекрестные вопросы учащихся противоположным командам, просмотр видеосюжетов и презентаций. Закрепление нового материала осуществляется через соревнования команд, итоги его подводит жюри.
5. Список литературы
1. А.Т. Смирнов Учебник 11 класс «Основы безопасности жизнедеятельности» Москва. Просвещение. 2003 г.
2.Энциклопедия Все монархи мира. Москва. 1998 г.
3.www.wikipedia
4. Военная энциклопедия. Москва Военное издательство 1986 г.

6. Приложения
Карточки для работы жюри




Команда _№1________


Ответы на вопросы








1





2





3





4




Команда №2


Время выполнения






Ответы на вопросы








1





2





3





4


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница