Влияние содержания математических задач на формирование знаний о родном городе



Скачать 128.95 Kb.
Дата29.04.2016
Размер128.95 Kb.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 1»


Исследовательская работа на тему:

Влияние содержания математических задач на формирование знаний о родном городе

Работу выполнила:

Жданкова Анастасия, ученица 5А

Руководитель:

Лесникова Елена Сергеевна

учитель математики

Соликамск 2015

У каждого человека есть родина, место на земле, где он появился на свет. И пусть он в течение своей жизни побывает во многих городах, он никогда не забудет родного города. Мы часто не знаем, а порой просто не интересуемся своим городом, не стараемся узнать, как и почему он появился. В этом году Соликамску исполняется 585 лет. Наш город имеет богатую историю, много различных памятников и исторических мест. Знать историю, традицию и культуру своего народа необходимо каждому человеку для того, чтобы быть привязанным к своему отечеству, родной земле, её святыням, прошлому, настоящему и будущему, чтобы вырасти достойной сменой и настоящими гражданами своей страны, чтобы строить будущее, не допуская ошибок прошлого, опираться на опыт предков. Для этого мы должны знать свою малую родину, край, где мы живем. Трудно не согласиться со словами академика Д. С. Лихачёва: «Если вы любите свою страну, вы не можете не любить своей истории, не можете не беречь памятников прошлого».

Как известно, история содержит в себе много различных исторических дат, которые нужно знать и помнить. Я думаю, чтобы лучше ориентироваться во всех исторических событиях, необходимо очень хорошо знать основы такой науки, как математика. Ведь не случайно говорят, что «математика ум в порядок приводит», «математика – царица всех наук».

Как же можно применить математические знания к истории родного города? Сделать можно это, конечно же, через решение математических заданий, содержание которых включает в себя разнообразные исторические факты. А где же взять такие задания?

На уроках математики мы не только решали задачи из учебника, но и сами их составляли. Поэтому я решила попробовать составить такие математические задания, содержание которых основывается на исторических фактах, данных, связанных с географией нашего города.

Объект исследования: обучающиеся 5А класса МАОУ «Гимназия № 1».

Предмет исследования: история и география города Соликамска.

Я поставила перед собой цель: Разработать комплекс задач с краеведческим содержанием, направленный на формирование знаний о родном городе.

Гипотеза: если знания о родном городе не преподносить в готовом виде, а предложить их добывать обучающимся самим, решая математические задачи, то эти знания будут более глубокими и прочными.

Задачи:


  1. Изучить литературу, посвященную данной теме;

  2. Разработать анкеты для изучения знаний обучающихся о родном городе;

  3. Составить комплекс математических заданий с краеведческим материалом;

  4. Дать сравнительный анализ результатов первого и второго тестирования.

Эффективность разработанного комплекса задач проверялась с учащимися 5 «А» класса МАОУ «Гимназия № 1». Работа проводилась на уроках математики в ноябре – январе 2014-2015 гг.

Чтобы выявить знания школьников о Соликамске, нами было разработано и проведено первичное тестирование. Учащимся был предложен тест с десятью различными вопросами о нашем городе (приложение 1). Данный тест позволяет изучить знания учащихся об истории и географии города Соликамска. Информация, полученная по результатам первичного теста, представляет источник сведений для работы по совершенствованию знаний учащихся в данной области.

Первым этапом исследования стало проведение первичного тестирования, которое прошло в ноябре 2014 года. Для того чтобы проанализировать результаты теста, нами были выделены уровни сформированности знаний обучающихся о родном городе, которые представлены в таблице

Таблица 1

Уровни сформированности знаний обучающихся

Уровень

Количество правильных ответов теста

Высокий

8-10

Средний

5-7

Низкий

2-4

После обработки первичного тестирования (приложение 1) результат оказался неутешительным. Диаграмма 1 наглядно показывает в процентном соотношении, какое количество человек обладает тем или иным уровнем сформированности знаний о родном городе. Здесь мы видим, что 60 % учащихся показали низкий уровень знаний. И 40% это средний уровень, т.е. учащиеся, ответившие на 5-7 вопросов правильно. Наиболее легкими оказались следующие вопросы теста: В каком году было основано поселение, названное Соль Камская, Усолье Камское, а позднее – город Соликамск? Как называется дорога, открытая в 1597 году, нулевым километром которой считается Соликамская Соборная колокольня. Данную дорогу строили 40 человек, каждый из которых построил 7 км. Какова длина этой дороги? Назовите самое старинное каменное здание города Соликамска? После проведения первичного тестирования, сделали вывод, что обучающиеся плохо знают историю своего города.

Диаграмма 1

Результаты первичного тестирования



Следующим этапом в организации исследования явилось составление комплекса различных математических задач, направленных на отработку вычислительных навыков обучающихся (приложение 2). Предложенные задания включают в себя подбор основных тем из курса математики 5 класса: действия с натуральными числами, степень числа, составление и решение уравнений, занимательные задачи. Содержание каждого задания носит в себе исторические или географические сведения о родном крае. Кроме того, условие некоторых заданий содержит ещё какие-то дополнительные краеведческие сведения. Все подобранные и составленные нами задачи, были решены на уроках математики в 5 «А» классе.

Последним этапом исследования явилось вторичное тестирование в феврале 2015 года. После которого необходимо дать сравнительный анализ результатов первого и второго тестирования. Подведя итоги вторичного тестирования, было замечено, что результат изменился в лучшую сторону. Результаты тестирования представлены на диаграмме 2. Мы видим, что показатели значительно улучшились. Появились учащиеся, которые верно ответили на 8-10 вопросов, и тем самым получили высокий уровень знаний. Увеличилось и количество детей со средним уровнем. И наоборот уменьшилось количество детей с низким уровнем знаний.

Диаграмма 2

Результаты вторичного тестирования



В ходе исследования, была изучена литература по данной теме, подобраны математические задания с краеведческим материалом, проведено и проанализировано первичное и вторичное тестирование. В результате сравнения двух тестирований, можно сделать вывод, что выдвинутое мною предположение о том, что знания о родном городе, добытые самостоятельно в ходе решения математических задач, являются более глубокими и прочными, подтвердилась.

В настоящее время возрастает потребность в образовании и самообразовании. Чтобы быть человеком образованным и всесторонне развитым, необходимо не только получать и углублять свои знания, но и помнить об исторических корнях своих предков, знать историю своей малой Родины.

Список литературы





  1. Берх В. Н. Путешествие в город Чердынь и Соликамск для изыскания исторических древностей / В. Н. Берх. - Пермь: Литер-А, 2009. - 304 с. 

  2. Бординских Г.А. Соликамская энциклопедия / Г.А. Бординских. - Пермь: Стиль-МГ, 2013. - 266 с.

  3. Косточкин В.В. Чердынь. Соликамск. Усолье. Издательство: Стройиздат, Москва. 1988, стр. 181

  4. Поморский город Соликамск / [автор. кол. О.Ю. Опутин, И.В. Павлова, С.В. Хоробрых; худож. Н.А. Елизарова-Фуфачёва]. - Соликамск: Соликамск, 2010. - 208 с.

  5. Савенкова Н.М. Пермская земля Соликамское воеводство / Н.М. Савенкова. - Соликамск: Соликамск, 2010. - 98 с. 

  6. Чагин Г.Н. Города Перми Великой Чердынь и Соликамск / Г.Н.Чагин. – Пермь: Книжный мир, 2003. – 256 с.

  7. Чирков Ю.С. Позвала Бабиновская дорога: путевой очерк / Ю.С. Чирков. - Соликамск: Типограф, 2012. - 106 с.

  8. Статья «Ботанический сад Григория Демидова». Журнал «Наука и жизнь» №2, 2007

  9. Статья «Первая сухопутная дорога в Сибирь». Журнал «Наука и жизнь» №4, 1999.



Приложение 1

Тест: История города Соликамска



  1. В каком году было основано поселение, названное Соль Камская, Усолье Камское, а позднее – город Соликамск?

а) 1430 б) 1530 в) 1330

  1. Сколько улиц в городе Соликамске, считая северную и южную часть города?

а) 176 б) 236 в) 206

  1. В каком году был основан Соликамский краеведческий музей?

а) 1929 б) 1930 в) 1931

  1. Когда в Соликамске был открыт первый в России частный ботанический сад?

а) 1631 б) 1731 в) 1700

  1. Назовите памятник архитектуры конца XVII века расположенный в городе Соликамске, по адресу улица 1 мая, дом 45?

а) спасская церковь б) дом воеводы

в) богоявленская церковь

  1. Какая высота Соборной колокольни, памятника архитектуры начала XVIII века, расположенного в историческом центре города Соликамска?

а) 150 метров б)60 метров в)20 метров

  1. Как называется дорога, открытая в 1597 году, нулевым километром которой считается Соликамская Соборная колокольня. Данную дорогу строили 40 человек, каждый из которых построил 7 км. Какова длина этой дороги?

Ответ:

  1. Какую глубину имела Людмилинская скважина, пробуренная в 1906 году?

а) 500 м б) 1000 м в) 100 м

  1. Назовите самое старинное каменное здание города Соликамска?

Ответ:

  1. В каком году был открыт памятник соли, который представляет собой бронзовый каравай с солонкой и рушником и расположен на центральной площади

Ответ:

Приложение 2


Комплекс математических задач


  1. Бабиновская дорога – дорога через Урал, открытая в 1597 посадским человеком Соликамска Артемием Бабиновым и получила в честь него своё название. Нулевым километром этой дороги считается Соборная колокольня в городе Соликамск Данную дорогу строили 40 человек. Каждый работник построил 7 км. Какова длина Бабиновской дороги?

  2. Вычисли цепочку и найди год основания города Соликамска




  1. Найди частное в числовом ребусе и узнаешь, когда в Соликамске был открыт первый в России частый ботанический сад?


* 1**3 *3

5* 1*3*

*8*

3*1

**4

*5*

53

*3

0



  1. Сделай необходимые вычисления и назови памятник архитектуры конца XVII века расположенный в городе Соликамске, по адресу улица 1 мая, дом 45?

C) 5500 – 3100 + 400 = П) 8570 – 32 * (372 : 12) =

Р) 450 – 80 – 120 = Ь) (1539 : 27 +400) * 5 =

В) 814 + 619 – 482 = Я) 6720 : 12 * 40 – 890 =

О) 792 – (320 + 192) = К) 15 *15 + 12 *12 : 4 =

Ц) (15 + 12 : 4) * 18 = Е) 680 + (200 + 20) + 800 =

А) 2346 : (209 – 186) * 15 =


















































2800

7578

1530

2800

2800

261

1530

21510

324

1700

250

261

280

951

2285



  1. В 1683г основан в Соликамске женский монастырь. На восточной окраине Соликамска начались работы по возведению каменной Введенской церкви. Церковь освятили  7 декабря 1713 года. Сколько лет прошло со дня начала строительства церкви до ее освящения?

  2. Соборная Колокольня состоит из нижней части-основания: подпледа, в котором до XIX века располагалась цифирная школа, а после XIX века – тюремные камеры, самого каменного здания, В 2-х верхних этажах каменного здания в разное время размещались: магистрат, городская дума, суд. Звонницы, смотровой площадки и высокого шпиля.

Высота подпледа – 5 метров, высота каменного здания - 15 метров, Высота соборной звонницы со смотровой площадкой на 5 метров выше, чем подплед и само здание вместе.

Высокий шпиль в 3 раза выше подпледа. Сделай вычисления и узнаешь высоту Соборной колокольни-звонницы, построенной в 1713 году.



  1. Задумали число. Если его разделить на 2, а к частному прибавить 48, то получится 166. Составь и реши уравнение и узнаешь количество улиц в северной и южной части в городе Соликамске.

  2. Задумали число. Если к нему прибавить 325, а сумму разделить на 5, то получится 85. Составь и реши уравнение и узнаешь, какую глубину имела Людмилинская скважина, пробуренная в 1906 году?

  3. Задумали число. Если его разделить на 10 и из частного вычесть 94, а к разности прибавить 63, то получится 170. Составь и реши уравнение и узнаешь, в каком году был открыт памятник соли, который представляет собой бронзовый каравай с солонкой и рушником.

  4. В 1595 году царь Федор Иоаннович издал указ, в котором предписывал проложить дорогу в Сибирь. На Соборной площади установлена мемориальная доска с надписью: «в 1597 году взяла свое начало Государева (Бабиновская) дорога, соединившая Центр России с Сибирью» Сколько лет прошло со дня издания указа о строительстве Бабиновской дороги царем Федором Иоанновичем до начала ее эксплуатации?

  5. На площадке Соборной Колокольни было установлено 12 колоколов. Самый большой весил 5т 500кг. Один из средних колоколов был отлит соликамским мастером Василием Петелиным и весил 2т 500кг. Маленькие вестовые – 8 кг. На сколько кг колокол, отлитый Василием Петелиным меньше, чем самый большой колокол Соборной Колокольни? Во сколько раз самый большой колокол больше, чем средний и маленькие вестовые вместе?

  6. Ботанический сад Григория Демидова был открыт в 1731 г. В 1743 году в нем числилось 524 вида растений. С 2002 года коллекционный фонд насчитывает: древесные растения - 600 видов. Коллекция травянистых многолетников представлена 1600 видами растений. На сколько увеличилась численность видов растений с 1743 года?

  7. В 1868 году бурей была разрушена Церковь села Красное. Соликамский купец В.А.Рязанов за свой счет восстановил Церковь, потратив на это 2020 рублей. В 1877 году при пожаре сгорела значительная часть верхнего храма. Тот же купец В.А. Рязанов потратил на ремонт Церкви 2485 рублей, в том числе на стенную живопись 1630 руб. Какова была стоимость всех восстановительных работ после бури и пожара для купца Рязанцева?

  8. Людмилинская скважина была пробурена в 1906-1907 годах. Скважина действовала и давала рассол крепостью более 20 градусов с августа 1910 года. Проработала она до 1923 года. Сколько лет проработала Людмилинская скважина?

  9. В день работники Усть-Боровского солеваренного завода переносили на своих спинах 200 мешков. Женщины переносили мешки весом 45кг, а мужчины – 65кг. Сколько килограммов соли за день переносили на своих плечах одна женщина и один мужчина?

  10. Стадион Завода «Урал» имеет 8 секций по 5 рядов. В каждом ряду 10 мест. Сколько болельщиков может прийти на стадион?

  11. Протяженность улицы Коммунистической, расположенной в Боровске 4км. На ней находится одно из крупнейших предприятий города ОАО «Соликамскбумпром». Самая маленькая улица Соликамска в северной части ул. Академика Павлова, её протяженность 100 м. Во сколько раз улица, на которой находится одно из крупнейших предприятий города ОАО «Соликамскбумпром», длиннее, чем самая короткая улица в северной части города?

  12. Протяженность улицы Фрунзе 1850 м. По чётной стороне нумерация домов от 4 до 138, а по нечётной — от 5 до 97. Сколько домов находятся на четной и нечетной стороне улицы? Сколько всего домов было построено на улице Фрунзе в северной части города?

  13. Дом воеводы строился в период 1673-1688 гг. Вначале здание было одноэтажным и использовалось как приказная изба. Домом воеводы оно начало называться в 1720-х гг. Как долго приказная изба называлась Домом воеводы?

  14. Введенская церковь  в 1765 году обращена в приходскую. В приход входили в основном рабочие сользаводов, их семьи и крестьяне нескольких деревень. Всего прихожан было около 500 человек, причем на постоянной службе не бывало и 40 из них. Сколько примерно процентов прихожан бывало на постоянной службе в Введенской церкви?

  15. Церковь села Красное славилась своими колоколами. 18 колоколов были подобраны по тонам. Первый большой колокол назывался Бурлом; весу в нем 320 пуд. Второй полиелейный колокол имел название «Лебедь»; весу в нем 140 пуд. Третий колокол назывался Веселиилом; весу в нем 100 пуд. Сколько килограммов был вес трех больших колоколов церкви вместе?


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница