Влияние хозяйственной деятельности на состояние природного комплекса



Скачать 244.16 Kb.
Дата14.11.2016
Размер244.16 Kb.


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ивановская средняя общеобразовательная школа



Влияние хозяйственной деятельности на состояние

природного комплекса
творческое название научно - исследовательского проекта

Три возраста улицы Школьной

Автор:

обучающаяся 10 класса

МОУ Ивановской СОШ

Лобова Алёна Сергеевна


Руководитель:

учитель географии

МОУ Ивановской СОШ

Ерохина Галина Васильевна.

Ивановка - 2011

Содержание:

Введение. ……………………………………………………………………………3

I. Влияние хозяйственной деятельности на состояние

природного комплекса………………………………………………………………8

1. История хозяйственного освоения территории бывшего профтехучилища с начала XIX века и до начала XXI века………………………………………….8

1.1 От графа И. П. Кутайсова к герцогу Лейхтенбергскому……………....8

1.2 События 1917 года и их отражение на жизни ивановских крестьян……………………………………………………………………………. .9

1.3 От школы механизации до наших дней……………………………….10

2. Взаимосвязь в системе «растительность – хозяйственная

деятельность человека» в прошлом и настоящем………………………………11

3. История возникновения улицы Школьной………………………………...15

4. Демографическая ситуация на улице Школьной…………………………..17

5. Характеристика источников водоснабжения улицы………………………19

Заключение ………………………………………………………………………..20


Список литературы………………………………………………………………..23

Приложения…………………………………………………………………….24-40

Введение

Проблематика исследования

Проблемы, касающиеся взаимодействия природы и человека, рационального природопользования, охраны окружающей среды были актуальны во все времена. В настоящее время, которое характеризуется высоким уровнем научно–технического прогресса, эти проблемы стали ещё более значимыми. Наблюдается взаимосвязь экологических проблем с проблемами социальными, экономическими и политическими. Существует зависимость качества природопользования от современного уровня промышленного и сельскохозяйственного производства, влияния различных видов загрязнений на деятельность человека и его здоровье. Значимой проблемой является деградация природных и антропогенных комплексов.

В XXI веке, когда в нашем государстве проводятся программы модернизации экономики, общества, когда приоритетными являются наука, высокие технологии, когда меняют свой облик, становятся лучше, краше города, очень хочется, чтобы и российская глубинка - деревни и сёла - имели современный, ухоженный вид. Есть необходимость в изучении изменений природных и антропогенных комплексов с целью привлечения внимания населения к проблемам деградации комплексов и нахождения путей улучшения социоприродной среды.

Актуальность исследования

Мы живём в сельской местности. У нас нет промышленных предприятий как в крупных городах, экологические проблемы не стоят так остро, но они существуют, переплетаясь с социальными и экономическими. Экологической проблемой является загрязнённость территории бытовыми отходами. Скопление бытовых отходов можно увидеть на окраинах села, где возникли несанкционированные свалки, на улицах, особенно удалённых от центра, в ближайших лесополосах.

Другая проблема – деградация природных и антропогенных комплексов.

Для нашего села, как и для множества сельских населённых пунктов России, характерно сокращение населения. Это вызвано тем, что на протяжении многих лет существовал отток молодёжи в города, смертность превышала рождаемость. В последние годы демографическая ситуация ещё больше обострилась. Кроме того, в селе трудно найти работу, сокращаются рабочие места. Закрылись животноводческие комплексы: молочно-товарная и свинотоварная фермы. В сельском хозяйстве низкие зарплаты, поэтому молодые люди предпочитают уезжать из села в поисках работы и лучших условий жизни.

Наблюдается старение населения. Одинокие старики без посторонней помощи не могут содержать в порядке приусадебные участки, поэтому они зарастают сорными травами, кустарниками. В нашем селе найдётся немало уголков, где хозяйственная деятельность прекращена и в бывших антропогенных комплексах единственным хозяином стала природа.

Напротив МОУ Ивановской СОШ располагается территория бывшего СПТУ №5, густо поросшая лиственными породами деревьев, местами очень загрязнённая. Когда-то она была ухоженная, благоустроенная, но в настоящее время имеет заброшенный, неприглядный вид.

Наблюдая данную территорию, мы решили найти ответы на интересующие нас вопросы: как выглядела эта территория раньше, как давно произошли изменения в природе, что стало причиной изменений экосистемы, каким образом можно улучшить этот уголок села.

Поиск ответов навёл на мысль о необходимости выполнения проекта по изучению состояния территории СПТУ № 5 и улицы Школьной.

Творческое название проекта «Три возраста улицы Школьной». Надеемся, что мы сможем познакомить с результатами работы обучающихся нашей школы, жителей села, привлечь их внимание к проблемам экологии.

Объект исследования

Ландшафт улицы Школьной – небольшого микрорайона села Ивановка.



Предмет исследования

Антропогенные изменения, происходящие на улице Школьной и прилегающей к ней территории.

Район исследования расположен на территории Первомайского сельского совета и имеет следующий адрес: Тамбовская область, Сампурский район, посёлок совхоза «Россия», ул. Школьная.

Географические координаты исследуемого участка: 52о 15’ с.ш., 41о 35’ в.д. Средняя высота над уровнем моря – 120 м. Территория находится на правом берегу речушки Антюшевки (длина 17 км, левый приток Цны). Почвы – типичные мощные чернозёмы, мощность гумусового горизонта составляет 80-100 см. Климат - умеренно-континентальный. Средняя температура января — - 10,5о, средняя температура июля — 21о С. Годовое количество осадков составляет 450-475 мм Число дней в году с температурами выше плюс 5 о — 185. Природная зона – лесостепь.



Цель

Определение степени изменения природных комплексов под влиянием антропогенного воздействия



Задачи:

1) Проследить историю хозяйственного освоения территории бывшего профтехучилища с начала XIX века и до начала XXI века.

2) Проследить взаимосвязи в системе растительность - хозяйственная деятельность человека в прошлом и настоящем на данной территории.

3) Узнать историю возникновения улицы Школьной и её современное состояние.

4) Изучить демографическую ситуацию в микрорайоне улицы Школьной и её влияние на состояние окружающей среды.

5) Установить источники водоснабжения улицы Школьной и дать их характеристику.



Гипотеза

Деградация природных и антропогенных комплексов за последние 18 лет - результат прекращения хозяйственной деятельности.



Исходные материалы

В основу работы положены материалы брошюры В. Кученковой «Лейхтенбергские», архивные материалы Первомайского сельского совета, личные фотографии и воспоминания бывшего директора СПТУ №5 Бастрыкина Александра Павловича и Клеймёновой Анны Фёдоровны - жительницы улицы Школьной, а также результаты собственных наблюдений.


Методы исследования

  • Работа с картографическим материалом (картами атласа Тамбовской области, картой Сампурского района и ситуационным планом села Ивановка 1984 года)

  • Беседа со старожилами села Ивановка, улицы Школьной и бывшими преподавателями СПТУ №5, специалистами сельского совета и его председателем В.И. Мокиной.

  • Работа с архивными документами Первомайского сельского Совета.

  • Наблюдения лугового участка и участка с древесной растительностью.

  • Изучение результатов исследования питьевой воды ФГУ здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Тамбовской области» в Сампурском, Знаменском, Мордовском, Жердевском и Токарёвском районах.

Новизна исследования заключается в том, что мы первыми в нашем населённом пункте изучили состояние некоторых компонентов природы в антропогенном ландшафте территории бывшего профтехучилища, узнали историю возникновения улицы Школьной.

Практическая значимость

Результаты нашего исследования будут интересны не только жителям улицы Школьной, населению села Ивановка, администрации сельского совета, обучающимся школы, но и всем неравнодушным людям.



Сроки проведения исследования

Исследования проводились с мая по декабрь 2009 года. Затем полученные данные анализировались и обобщались.



«Чтобы идти вперёд, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе

вы забудете, откуда вы вышли и куда нужно вам идти».

Л. Андреев.

Влияние хозяйственной деятельности на состояние природного комплекса

1. История хозяйственного освоения территории бывшего профтехучилища с начала XIX века и до начала XXI века

1.1 От графа И. П. Кутайсова к герцогу Лейхтенбергскому

Возникновение села Ивановка связано с именем Ивана Павловича Кутайсова (1759-1834) – фаворита императора Павла, которому были дарованы земли в Тамбовской губернии в 7 верстах от Сампура. В Ивановском имении Кутайсов создал отличный конный завод, для которого выписывал лошадей из Англии и Аравии. После смерти графа Кутайсова, наследником Тамбовских имений стал его старший сын Павел Иванович (1782-1840).

В
Портрет графа И.П. Кутайсова

Портрет М. Лейхтенбергского

в молодости

Неизвестный художник.
селе Ивановском Павел Иванович построил на свои средства каменную церковь в 1836 году. После Павла Кутайсова имение перешло во владение его матери и сестёр и было продано с публичных торгов в Петербурге в 1846 году герцогу Максимилиану Лейхтенбергскому (1817-1852). Он организовал в ивановском поместье образцовый порядок и отличное ведение хозяйства.

После его смерти в 1852 году, имение перешло к его старшему сыну Николаю(1843-1890). В момент вступления в наследство ему исполнилось всего 9 лет, поэтому имением управляли опекуны: мать – Мария Николаевна (любимая дочь Николая I), соопекун - великий князь Александр Николаевич (будущий император). В 1890 имение в Ивановке перешло к его брату - Георгию Максимилиановичу (1852-1912), а позже переходит к его детям: князю Александру Георгиевичу (1881-1942), Сергею Георгиевичу (1890-1974) и Елене Георгиевне (1892-1971). Вероятнее всего, наследники никогда не бывали в громадном, площадью в несколько тысяч десятин, тамбовском имении своего отца. Имение было известно своим образцово поставленным конным заводом, представляющим племенную ценность.

Территория улицы Школьной и её окрестности расположены на землях, некогда относящихся к имению Лейхтенбергских. На ситуативном плане Генеральной застройки села Ивановка, выполненном в 1984 году, место конюшен обозначено №37, кирпичный завод находился в точке под № 64. Эти постройки до нашего времени не сохранились. На месте нашей школы находилась площадка для выезда лошадей – небольшой ипподром. На исследуемой территории был пустырь и небольшое поле, занятое бахчой. (Приложение 1)

1.2. События 1917 года и их отражение на жизни ивановских крестьян

Исторические события 1917 года затронули имения Лейхтенбергских. Уже летом 1917 года, боясь расправы мятежных крестьян, бежал из имения управляющий. 28 мая 1917 года бывшее имение поступило в распоряжение волостного комитета. В марте 1918 года делили землю между крестьянами и чуть позже на базе барского имения образовали совхоз «Ивановский», переименованный в 20-х годах в «Красноивановский». Позднее эти земли принадлежали колхозу имени Кагановича.



1.3. От школы механизации к филиалу СПТУ №4

В 1936 году, на базе совхоза им. Кагановича, была организована школа механизации по подготовке трактористов. Она называлась «Школа молмясосовхоза имени Кагановича». Основатель школы – Шахов Илья Фёдорович - участник Гражданской и Великой Отечественной войн. Первый выпуск механизаторов был сделан 1937году. (Приложение 2). Жители села все годы называли школу механизации «Шаховой школой». Сначала занятия проводились в здании маслозавода, под кабинеты были приспособлены различные имеющиеся помещения, а в 1939 году построен новый корпус. С этого времени можно говорить об освоении, преобразовании И.Ф.Шахов выделенной школе механизации территории. Строились необходимые хозяйственные помещения: склады, мастерские, цеха. Были у училища электрическая установка, заправка, столовая. В подсобном хозяйстве были конюшня, коровник и свинарник.

В годы Великой Отечественной войны, когда мужчины и юноши были призваны на фронт, обучать работе на тракторах и комбайнах стали женщин и девушек, освоивших непривычную для них технику и заменивших мужчин в поле и в ремонтных мастерских. В приложении 3 показан документ – удостоверение о прохождении курсов комбайнеров Макаровой Анной Сергеевной в 1944 году.

В 1958 году школу механизации переименовали в училище механизации сельского хозяйства № 5, а в октябре 1963 года - в «Ивановское сельское профессиональное техническое училище №5», которое с 1974 году стало филиалом СПТУ № 4, расположенном в селе Сампур. Закрыли филиал в 1992 году.



2.Взаимосвязь в системе «растительность - хозяйственная деятельность человека» в прошлом и настоящем

Руководили профессиональным учебным заведением разные люди.

В 1938 – 1942 гг. директором был Шахов Илья Фёдорович. Вскоре ушёл на фронт. Территорию тогда отделили канавой и обнесли оградой из широких досок.

В
Т.Н.Ивашкевич


1942 -1954 гг. – Ивашкевич Таисия Николаевна. (Позже она возглавила областное управление профтехобразования). Под её руководством по периметру ограды высадили самую первую аллею акаций. Больше никаких деревьев и кустарников на территории учебного заведения не было!

В 1954 – 1961 гг. директор - Ефимов Степан Яковлевич. В этот период посадили перед зданием училища сирень.

В 1962 – 1964 гг. - Мельник Андрей Георгиевич – подполковник Тамбовского ДОСААФ. Этот руководитель уделял большое внимание благоустройству территории. Все аллеи из тополей посажены в 1962 -1964 годах. Вероятно, в то же время посадили небольшое количество американских клёнов.

В 1964 -1969 гг. руководил училищем Ветров Александр Васильевич.

В 1969 – 1974 гг. – Третьяков Николай Сергеевич.

В 1970 году было построено общежитие, для курсантов оборудовали несколько спортивных площадок, поставили спортинвентарь перед учебным корпусом.

В 1974 году училище становится филиалом Сампурского СПТУ №4.

С 1974 и до 1990 года руководителем – заведующим филиалом – был Бастрыкин Александр Павлович.

Александр Павлович в 1950-1951 гг. сам обучался в Училище механизации сельского хозяйства № 5 им. Кагановича, об этом свидетельствует его аттестат.

А.П.Бастрыкин.

(Фото 1973 года)

В СПТУ № 5 А.П. Бастрыкин трудился с 1960 года, когда он был принят на должность мастера производственного обучения, о чём и была сделана запись в его трудовой книжке.



В 1967 году он был назначен на должность заместителя директора.

А.П. Бастрыкин всегда выступал инициатором озеленения территории. Вместе с коллегами, курсантами он ездил за саженцами. В 1973 году были посажены аллеи жимолости, яблони. В 1977 году высадили аллею рябины и 1200 саженцев берёз и небольшого количества тополей. (Приложение 4)

Парк из берёз и небольшого количества тополей находится с северо-запада улицы Школьной. Деревья посажены в 8 рядов, буквой «Г», расстояние между ними – 3 метра, расстояние между деревьями -1,8 метра. Несколько берёз, дубов, вязов посадили перед училищем, где образовался со временем парк. Перед входом в училище были разбиты клумбы. В 1980 оду Александр Павлович занимался оборудованием автодрома для обучения курсантов вождению. Часть пустыря, на которую вывозился навоз, очистили, поставили необходимые элементы. За чистотой и порядком на автодроме (площадь - 4,5га.) тщательно следили, выкашивали сорные травы.

Территория бывшего СПТУ занимает более 7,5 га земли. Все годы она была благоустроенной, образцом для всего села Ивановка. На плане – схеме показана исследуемая территория в 80-е годы XX века. (Приложение 5)

После закрытия учебного заведения в 1992 году, целенаправленная хозяйственная деятельность прекратилась. За прошедшие 18 лет территория неузнаваемо изменилась. Некоторые здания разобрали совсем, некоторые - полуразрушенные. Даже спортивные снаряды были перенесены на другое место. За состоянием аллей и парков стало некому следить. Буйно разрослись сорные травы, клёны, тополя, стремительно завоевали территорию парков, а затем и другие участки, которые не могли обустроить люди. В прошлом ухоженная территория парков и аллей была заброшена и превратилась в растительное сообщество, представленное кленом, ясенем, тополем. Нет и следа от аллеи из сирени, жимолости, которые вытеснены разросшимся клёном. Осталась одна яблоня от прежней аллеи вдоль улицы Школьной. Сохранилась только рябиновая аллея. Состояние ландшафта показано на плане – схеме 2009г. (Приложение 6). Сравнить состояние ландшафта в разное время можно по фотографиям разных лет. (Приложения 7-11)

На 7,5 га территории есть и степные участки, представленные в основном засухоустойчивой (ксерофильной) травянистой растительностью. Эти участки представляет собой луговую степь, характеризующейся большим видовым разнообразием растений: тимофеевка степная, мятлик луговой, овсяница луговая, полевица собачья, типчак, осока заячья, клевер белый, тысячелистник, полынь горькая, полынь равнинная, зопник клубненосный, одуванчик лекарственный, донник лекарственный, подорожник ланцетолистный, подорожник средний и другие. Под влиянием деятельности человека типичный для луговой степи видовой состав растений изменяется. Луговые растения вытесняются такими сорными видами: репейник, цикорий, крапива двудомная, пустырник, чертополох, марь белая и т.п.

Животный мир данной территории представлен разнообразными видами птиц: синица большая, большой и малый пестрый дятел, поползень обыкновенный, щегол, славка садовая, воробей полевой и домовой, грач, галка, сорока, ворон, ворона серая. Осенью на исследуемом участке появляются снегири. Часто встречаются млекопитающие: заяц-русак, ёж, мышь полевая, мышь–малютка, землеройка. В последние годы нередким гостем стала лиса обыкновенная. Имеются представители земноводных (жаба серая), пресмыкающихся (ящерица обыкновенная) и насекомых, видовой состав которых наиболее разнообразен.

Экологическое состояние исследуемой территории оставляет желать лучшего. Некогда самый красивый и исключительно ухоженный уголок села, который раньше был любимым местом отдыха молодёжи, теперь заброшен, завален бытовыми отходами. С соседних улиц Ивановки привозится мусор, организуются несанкционированные свалки. Места свалок показаны на плане – схеме (Приложение 6) и фотографиях (Приложение 12).

3. История возникновения улицы Школьной

В настоящее время улица имеет протяжённость 380 метров, на ней всего 16 домов, один из которых - дом № 9 -заброшен. Улица появилась благодаря училищу. Чтобы обеспечить жильё преподавателей и рабочих, стали возводить дома на пустом месте. Первый двухквартирный дом был заселён в 1940 году (Сейчас это дом №5). Следующие дома строили постепенно: в 1948, 1950, 1952, 1954, 1958. Девятый (по счёту, а по № -19) дом по улице заселили в 1960 году. Второй ряд домов начали строить в 1967 году (теперь это дом № 4), следующий – дом № 6 - в 1970, затем - № 2 - в 1976. Дом № 8 возведён в 1978 на месте детской площадки. Дом № 10, построенный в 1990, занял часть стадиона, который действует до сих пор.



Улица, на которой проживали в основном преподаватели, работники СПТУ, считалась лучшей в селе. Приусадебные участки содержались в образцовом порядке, рядом с домами высаживались плодовые деревья, овощи, цветы.

На улице справляли весёлые свадьбы, накрывали столы под навесами, или в арендованном помещении столовой. Здесь было несколько спортивных площадок, где с удовольствием и пользой для здоровья проводила время молодёжь. (Приложение 13)

Названия улица не имела. Её знали как СПТУ №5. Название – «Школьная» и нумерацию домов ввели в 1997 году. Последние дома построены и заселены после 2000 года - №№ 23 и 25. Дом № 4 строится заново. (Приложение 14) Улица не имеет асфальта, водопровод действует с 1958 года, газифицирована в 2002 году.

На улице много деревьев. Растут 7 елей (посажены в 1986 году), около 20 берёз (с 1977), 1 дуб, несколько ясеней. Ясеню у дома № 5 – 60 лет, а ели у дома № 3 - 23 года. (Фото 2009 года).



4.Демографическая ситуация на улице Школьной

Демографическая ситуация показана на диаграммах «Динамика численности населения», «Возрастной состав населения улицы Школьной в разные годы», «Численность курсантов» и «Численность сотрудников СПТУ № 5».





Возрастной состав населения улицы Школьной в разные годы.
1974-1975 1984-1985 2009-2010




Численность населения улицы связана с количеством курсантов и преподавателей училища.



В 50 – 60 -е была большая потребность в трактористах, шофёрах, механиках. Набирали 10 групп по 30 человек, которые обучались полгода.

В 60-70 годы курсанты обучались уже 1 год, набирали 8 групп по 30 человек. С 1970 года училище готовит механизаторов широкого профиля. Училище славилось качественной подготовкой кадров, сюда приезжали учиться не только с близлежащих районов, но и из соседних областей. Для размещения иногородних курсантов было построено общежитие. Выпускники училища, получив хорошую базу знаний для повышения профессионального уровня, продолжали обучение в городе Энгельс Саратовской области, становились мастерами производственного обучения, занимали руководящие должности.

С 1974 года училище становится филиалом, с этого времени курсантов набирают по 6 групп (тоже по 30 человек) по той же специализации. С 1980 года готовят только шофёров по направлению военкомата. Курсанты набирались в основном из 3 районов: Ржаксинского, Сампурского и Знаменского. 180 человек учились 4,5 месяца.

С 1990 года военкомат перестал выдавать направления на учёбу. Два года набирали 2 группы на 5 –месячные курсы и 3 группы – на 4,5 месяца, после чего училище закрыли. Курсантов перевели на 3 годичные курсы в СПТУ № 4 (в настоящее время – Профессиональный лицей) села Сампур.

По мере уменьшения количества курсантов, сокращалось число преподавателей, мастеров производственного обучения. Многие из них покинули улицу и Ивановку навсегда.

Прошли годы. Выросли дети, которые родились на улице Школьной и покинули родину, обосновавшись в разных районах страны. Опустели многие дома. В настоящее время на улице постоянно проживает 32 человека. Из них пенсионеры – 15 (причём 13 из них старше 70 лет), трудоспособные -7 человек, дети (0-15 лет) - 8, молодёжь (15 -20 лет) - 2. На улице проживает одна многодетная семья - семья Гарибян Ольги Викторовны и Армена Грантовича, которые воспитывают шестерых детей. (Фото 2007 года)



5. Характеристика источников водоснабжения улицы в прошлом и настоящем.

5. Характеристика источников водоснабжения

На исследуемом участке нет водоёмов. Атмосферные осадки пополняют подземные воды.

В военные и послевоенные годы, примерно до 1950 года, для нужд школы механизации воду привозили на лошади из колодца с другой улицы и для технических нужд – из пруда. Затем выкопали колодец недалеко от главного входа в училище (позже рядом посадили рябиновую аллею). В 1958 году (директор Ефимов Степан Яковлевич) соорудили водопровод, кирпичную водонапорную башню. В училище вода была подведена в учебный корпус, токарный цех, баню, прачечную. Для населения на улице имелись две колонки, из которых брали воду до 1985 года. Потом воду многие провели в дом. Постепенно колонок не стало. Последняя была демонтирована несколько лет назад у дома № 5. Общая длина водопровода составляет 1200 метров. В 1995 году соорудили новую башню, а в 2003 году пробурили новую скважину. Вода теперь подаётся с глубины 60 метров. В 2009 году выкачали 3583 кубометра воды. В башне счётчика нет, количество выкачанной воды определяется по расходу электроэнергии: 1 кВт/ч поднимает 1,5 кубометра воды.

В настоящее время старая кирпичная башня приносит пользу – в ней находится электрический щит и счётчик для воды. (Приложение 15).

В ФГУ здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Тамбовской области» в Сампурском, Знаменском, Мордовском, Жердевском и Токарёвском районах была получена справка о качестве питьевой воды. По всем показателям, кроме содержания железа, питьевая вода соответствует нормам. (Приложение 16).

Заключение. На основании проведённых исследований мы сделали следующие выводы:

1. Изученная территория активно использовалась населением села Ивановки в разное время, превращена в антропогенный комплекс ещё в XIX веке, когда она была частью дворянского имения. Наиболее значительные изменения произошли в XX веке и связаны с функционированием школы механизации (позднее СПТУ №5).

2. Сначала в ходе озеленения территории, а затем в результате прекращения хозяйственной деятельности, степная растительность на открытой местности вытесняется лиственными породами деревьев (в основном клёном).

3. История улицы Школьной насчитывает чуть более 60 лет. Количество домов с течением времени растёт. Улица имеет водопровод, газифицирована, но вместе с тем имеет заросшие, неухоженные усадьбы.

4. Демографическая ситуация значительно изменилась. В 1975 году на улице проживало 80 человек, из которых 53 человека были трудоспособного возраста, 18 –молодёжь. В 2010 году из 32 постоянно проживающих здесь людей, 15 – пенсионеры, 13 из которых старше 70 лет.

5. Единственным источником водоснабжения населения является водонапорная башня, подающая воду с глубины 60 метров. Вода соответствует санитарно – гигиеническим нормам почти по всем показателям. Несколько выше нормы показатели содержания железа.

Считаем, что цель, поставленная в проекте, достигнута. Мы установили, что степень изменения природных комплексов под влиянием антропогенного воздействия очень высока. Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась: деградация природных и антропогенных комплексов за последние 18 лет - результат прекращения хозяйственной деятельности.

Работая над проектом, мы пришли к выводу, что данная территория изменялась с течением времени. Она была освоена и ухожена, в настоящее время она заброшена. Но есть надежда на возрождение былой красоты и порядка. Молодые семьи – это энергичные, современные люди, которые живут на улице и те, которые поселятся здесь в будущем, смогут изменить ландшафт на улице Школьной. Но возрождение собственно территории СПТУ произойдёт только в том случае, если серьёзные организации помогут, при наличии средств, обустроить её. Не только жителям улицы Школьной, но и всем жителям Ивановки очень нужно, чтобы этот уголок села снова стал благоустроенным, ухоженным, полезным, местом отдыха людей разного возраста. Хотелось бы увидеть вместо «непроходимых дебрей» детские и спортивные площадки или просто парк отдыха со скамейками, беседками, скульптурами. (Приложение 17). «Первый возраст» улицы в прошлом, «второй возраст» - настоящее время, «третий возраст» - будущее, более достойное, более прекрасное. Хочется верить в то, что «третий возраст» скоро наступит и за этот уголок села в душах жителей Ивановки будет гордость и любовь, как в стихотворении сампурской поэтессы О. Александровой:

Наш Сампурский район.

Твое богатство-люди,

Бескрайние поля и голубая Цна,

Церквей старинных вид

Он сердцу мил, и чуден,

У родников твоих есть синева, нет дна.

В кольце больших прудов, как острова, деревни

И в кружевной фате цветение садов,

И лучший чернозем, дар бесконечно древний,

Тебе назначен был из глубины веков.

Как выразить сильней, чем может сделать слово,

Всю гордость за тебя и всю любовь к тебе?

Цвети и процветай, и будь всему основой.

Зато, что мы с тобой, земной поклон судьбе.



Выражаем благодарность за помощь в работе над проектом бывшему руководителю филиала СПТУ №5 Бастрыкину Александру Павловичу, бывшему преподавателю училища Бастрыкиной Тамаре Сергеевне, работникам Первомайского сельсовета и жителям улицы Школьной.

Библиография

1. Атлас Тамбовской области. - Роскартография, 1999г.

2. Дубровин О.И., Петухов Б.Е. Геоэкология Тамбовской области. Учебное пособие для учащихся 8-х классов. - Тамбов: ООО «Издательство Юлис», 2006г.

3. География и экология Тамбовской области: Учебное пособие для учащихся 8-9 классов. – Тамбов, 2001г.

4. Кученкова В.серия «Русские усадьбы», «Лейхтенбергские» - Компьютерный центр: Тамбов, 2000г.

Приложение 1.

Территория бывшего СПТУ № 5 на ситуационном плане с.Ивановка (1984 года)




- Исследуемая территория, до революции здесь был пустырь и небольшие участки бахчи.

№ 37 - бывшие конюшни Лейхтенбергских

№ 64 - здесь находился кирпичный завод в имении



Приложение 2



Приложение 3



Приложение 4

В 1977 году посажены 1200 саженцев берёз рядом с улицей Школьной.

Фото 2009 года. Рябиновая аллея.



Приложение 5

План – схема исследуемой территории в 80-е годы XX века.

Приложение 6

План – схема исследуемой территории в настоящее время. (2009 год)





Приложение 7

Фото 1967 года. Линейка перед учебным корпусом СПТУ №5.



Фото 2009 года.

Приложение 8.

Фото 1982 года. Белое здание справа – токарный цех.



Фото2009.

Приложение 9

Фото 1971 года.

Рядом с учебным корпусом.

Фото 2009г. Та же территория.

Приложение 10

Фото 1980года. На автодроме.

Фото 2009 года. Современное состояние бывшего автодрома.



Приложение 11.

Так выглядит большая часть территории бывшего СПТУ. (Фото 2009 года)

Руины общежития в декабре 2009года.



Приложение 12.

Экологическое состояние территории.





Приложение 13.









Приложение 14.

Фото 2009 года. Новые дома на улице Школьной



Приложение 15

Линейка на фоне водонапорной башни. 1983г.



Старая кирпичная башня воду уже не качает. Фото 2009г.



Приложение 16.




Приложение 17.








База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница