Влияние ассоциаций бизнеса на поведение инновационных компаний



Скачать 52.71 Kb.
Дата27.04.2016
Размер52.71 Kb.
Влияние ассоциаций бизнеса на поведение инновационных компаний

Аннотация
В докладе обсуждаются результаты эмпирического исследования влияния межфирменных взаимодействий в рамках ассоциаций бизнеса на особенности поведения компаний, возможности повышения их конкурентоспособности. Основное внимание уделено инновационной активности.

У любой фирмы есть мотивация взаимодействовать с другими участниками рынка. Бизнес ассоциации (БА) - одна из «мягких» форм такой интеграции. Проблемы БА, их роль и место исследуются в ряде работ отечественных и зарубежных авторов. А. Рой (Roy, 2005) доказал, что членство в ассоциации позволяет существенно повысить эффективность деятельности компании. При этом получаемые положительные эффекты затрагивают различные аспекты: структурный, экологический, социально-психологический. Множество работ посвящено опыту развития бизнес-ассоциаций и регулирования их деятельности в разных странах мира – США, Бразилии, Китае и других странах. Франц Тракслер отмечает, что в условиях глобализации деятельность ассоциаций претерпевает изменения (Traxler, 2010) Исследуя данные по развитым странам, он показывает, что крупные компании заинтересованы не только в своем членстве в ассоциациях, но и в привлечении в них малых фирм. Проблемы развития БА в российской экономике рассматриваются в работах А.Ю.Зудина (Зудин.2009). Е.Г.Ясин, оценивая ассоциации, показал, что они могут стать инструментом внедрения стандартов качества, продвижения фирм на новые рынки, подготовки кадров и т.п. Несмотря на то, что ассоциации объединяют, прежде всего, лидеров рынка, значима их и роль как канала поддержки эффективных фирм второго эшелона (Предприятия и рынки, 2010). Однако некоторые аспекты развития российских ассоциаций бизнеса изучены не достаточно, различные особенности их деятельности воспринимаются участниками рынка неоднозначно. Представители бизнеса нередко выражают сомнения относительно целесообразности вступления в БА.



Цель данного исследования состоит в том, чтобы выявить влияние членства в БА на инновационную активность компании, на особенности ее инновационного поведения. Насколько полезно БА фирмам участие в БА? Если связь между эффективностью деятельности компании и ее членством в ассоциациях? Можно ли считать, что участники рынка, обладающие рыночной властью, усиливают свои позиции посредством вступления в БА? Мы попытались ответить на эти вопросы, анализируя поведение сибирских компаний и их ассоциаций.

На начальных этапах исследование шло по пути анализа отдельных кейсов, выявлялись особенности функционирования БА в различных сферах экономики. На примере рынка лизинговых услуг было показано, что ассоциации оказывают эффективную и действенную помощь участникам рынка. Так в период кризиса Сибирская ассоциация лизинговых компаний сумела решить актуальную для многих компаний проблему реализации активов, конфискованных у лизингополучателей. Эконометрический анализ опыта Сибирской Ассоциации Автомобильных дилеров показал, что членство в ней положительно коррелирует с эффективностью деятельности дилеров. Весомую роль играют ассоциации сибирских инновационных компаний.

Далее мы исследовали связь между характеристиками отдельных компаний и их склонностью к участию в БА. В качестве эмпирической базы использовались данные анкетного обследования компаний малого и среднего инновационного бизнеса, работающих в Сибири. Количество обследованных компаний - 87.

Анкета включала вопросы, часть которых касалась мер и инструментов поддержки развития инновационного бизнеса. Участие в ассоциациях бизнеса входило в этот перечь. Респондентам (а это были либо собственники, либо первые руководители компаний) предлагалось оценить значимость данного фактора на этапе создания и на этапе развития их фирмы. Результаты показали, что в целом инновационные компании считают БА значимым фактором поддержки, важным как в период создания, так и развития бизнеса.

Далее полученные оценки значимости БА сопоставлялись с различными характеристиками компаний. Ставилась задача выявить связь между периодом создания компании, уровнем новизны ее продукции, широтой рынка, на который она ориентирована, и тем, насколько важно для нее участие в БА. В зависимости от времени основания все фирмы были разделены на три группы: компании, созданные до 1998 года; в период 1998 – 2000; 2000 – 2008. Выделенные периоды отличаются в первую очередь характеристиками внешней среды. Базовая гипотеза состояла в том, что фирмы, созданные в условиях нестабильной среды, считают участие в ассоциациях бизнеса более важным и значимым по сравнению с теми, которые были учреждены в годы «благополучного» состояния экономики (Н1). Отметим, что компаний, созданных в период последнего кризиса, в нашей выборке не было.

Рассматривалось пять возможных уровней новизны продукции: традиционная, новая для компании, новая для местного рынка, новая для России, новая в мировом масштабе. При этом по фирмам, выпускающим продукцию различной степени новизны, учитывался самый высокий уровень. На основе предварительного анализа отдельных кейсов мы выдвинули гипотезу о том, что более высокий уровень новизны соответствует большей значимости для фирмы членства в БА (Н2). По критерию рынка сбыта компании были разделены на пять групп: работающие в пределах Новосибирской области; Сибирского федерального округа; России в целом; стран СНГ; на глобальном рынке. Здесь ставилась задача проверить гипотезу о положительной связи между масштабом рынка и оценкой роли БА (Н3).



Результаты проверки гипотезы Н1 показали, что значительно более высоко роль БА оценивают фирмы, созданные в условиях нестабильной внешней среды, т.е. в период кризиса. Этот вывод относится как к стадии создания, так и к стадии роста, что на наш взгляд, подтверждает потенциал БА. Интересно, что компании, созданные в «благополучные» годы, склонны выше оценивать роль БА на стадии развития. Можно предполагать, что координация и интеграция с другими участниками рынка становится более важной по мере расширения деятельности компании. Влияние уровня новизны на оценку значимости БА не однозначно. БА более важны для компаний, выпускающих традиционные продукты и продукты, новые для регионального и национального рынков. Для компаний, выпускающих продукцию, новую для местного и национального рынков, роль БА возрастает на стадии развития. Гипотеза Н3 подтвердилась - чем шире рынок, чем выше оценка роли БА. Интересно отметить, что инновационные фирмы, работающие в пределах СФО, значительно выше оценивают значимость БА на этапе развития по сравнению с этапом создания. Наши результаты дают основания предполагать, что БА оказывают действенную поддержку компаниям, ориентированным на развитие и расширение территориальных границ рынка. Далее, используя эконометрические методы, мы установили наличие статистически значимой функциональной связи между периодом создания компании и ее оценкой роли БА. Этот фактор оказался значимым, как для этапа создания (p – значение 0,008), так и для этапа развития фирмы (p – значение 0,012) (Yusupova, 2011).

Исследование продолжается. На следующих этапах планируется расширить перечень анализируемых характеристик компаний, включив в него особенности менеджмента, используемые формы партнерских связей, особенности рынков, на которых работают фирмы.

Уже полученные результаты дают основания предполагать, что БА имеют высокий потенциал, членство в них оказывает влияние на эффективность деятельности фирм, они могут оказывать значимую поддержку инновационным компаниям.
Литература:

Roy Abhijit Marketing to and Through Associations: A Descriptive Analysis and Research Issues JOURNAL OF BUSINESS-TO-BUSINESS MARKETING Paul D. Berger 2005 http://www.HaworthPress.com

Traxler Franz The long-term development of organised business and its

implications for corporatism: A cross-national comparison of membership, activities and governing capacities of business interest associations, 1980–2003ejpr European Journal of Political Research 49: 151–173, 2010



Yusupova A. The importance of innovative firms associations: The case of Siberia // A Global Economy / M.P. van der Hoek. - Papendrecht : Forum for Economists Int., 2011. - P. 102-115. 17

Зудин А.Ю. Ассоциации – Бизнес – Государство «Классические» и современное формы отношений в странах Запада – Препринт WP1/ 2009/ 05 – Москва ГУ ВШЭ, 2009

Предприятия и рынки в 2005-2009 года: итоги двух раундов обследования российской обрабатывающей промышленности: докл. к XI междунар. Науч. Конф. ГУ ВШЭ – М.: Изд. Дом Гос. ун-та – Высшей школы экономики, 2010 – 150



База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница