Выступления



Скачать 336.27 Kb.
Дата11.11.2016
Размер336.27 Kb.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КУБИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №2 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА БЕЗБОРОДОВА В.П.

143070, Московская область, Одинцовский район,

г.Кубинка -1, строение-1

тел.8-498-695-95-42

Тема выступления

«Роль учителя в формировании устойчивого навыка соблюдения речевых (лексических) норм учащимися 5 классов основной общеобразовательной школы»

Выполнила:

Cулицкая Ольга Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

Кубинской средней общеобразовательной школы № 2


Кубинка


2015
Введение

Современному обществу, быстро развивающемуся в области науки, техники, нужны образованные, грамотные люди, которые могут самостоятельно решать любые вопросы.

В настоящее время преподавание русского языка осуществляется в весьма сложных социокультурных условиях, отражающих неоднозначность общественных, политических и идеологических преобразований в России, что и сказывается на качестве знаний учащихся.

С одной стороны, происходит деформация русского литературного языка, расшатывание его норм, сужение его внешних и внутренних функций, Снижение речевой культуры и грамотности населения, падение интереса к изучению родного языка. В условиях постоянно меняющегося общественного мира и мира науки школа не может оставаться неизменной. «Концепция модернизации российского образования» предписывает внедрение компетенций и компетентностного подхода, формирование новой системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личностной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые концепции. В соответствии с требованиями современного общества основной задачей школы становится подготовка думающего человека высокой гуманитарной культуры.

Учение о речевой культуре зародилось ещё в Древнем Риме и Древней Греции – в теории и практике ораторского искусства. В России его оригинально осмыслил и развил на материале общественной словесности М.В.Ломоносов.

В XX веке Л.В.Щерба, Г.О.Винокур, В.В.Виноградов, С.И.Ожегов и их ученики постепенно всё полнее и шире осмысливали совокупность явлений, обозначаемую термином «культура речи».

Правильная речь – это залог успешной профессиональной деятельности в будущем, поэтому более глубоко как теоретически, так и практически, культура речи должна изучаться в старших классах школы, для того чтобы подготовить грамотного специалиста.

Вряд ли кто-нибудь будет спорить с тем, что речь культурного человека должна быть выше простого умения объясняться в быту. Именно поэтому просто необходимо начать овладевать литературным языком и его нормами с того момента, как начинается полноценный процесс общения.

Таким образом, современная школа должна подготовить человека, который не только имеет знания, но и может использовать эти знания в жизни, умеет действовать и решать проблемы в любых ситуациях, который владеет правильной речью. Приоритетные средства для этого – культура речи и культура общения.

Однако нельзя не признать, речь наших учащихся часто бессвязна, логически непоследовательна, содержит много ошибок и, как правило, невыразительна.

Особого внимания, с моей точки зрения, требует работа над соблюдением лексических норм языка, как наиболее проблемных для обучающихся. Поэтому существует необходимость преодолеть эти недостатки. Всё вышесказанное определило выбор темы исследования: «Роль учителя в формировании устойчивого навыка соблюдения речевых (лексических) норм учащимися 5 классов основной общеобразовательной школы».

Исходя из этого, цель работы – раскрыть содержание деятельности учителя по формированию устойчивого навыка соблюдения речевых (лексических) норм учащимися 5 классов основной общеобразовательной школы.



Объект исследования – речевые (лексические) нормы в школьном курсе изучения русского языка.

Предмет исследования – процесс работы учителя по формированию устойчивого навыка соблюдения речевых (лексических) норм учащимися 5 классов основной общеобразовательной школы.

В соответствии с вышеизложенным были определены задачи исследования:

1. Изучить историю вопроса; дать общее понятие «культуры речи»; представить определение литературного языка и литературной нормы;

2. Дать характеристику лексических норм русского языка и классификацию ошибок, связанных с их несоблюдением;

3. Сформулировать требования к культуре речи самого учителя; раскрыть содержание деятельности учителя по формированию устойчивого навыка соблюдения речевых (лексических) норм учащимися 5 классов основной общеобразовательной школы и обосновать её особую значимость;

4. Проанализировать действующие УМК по русскому языку для 5 классов с точки зрения представленности в них материала для работы над лексическими нормами;

5. Дать анализ результатов, полученных в ходе исследования работ учащихся 5 классах МБОУ Кубинской сош №2 имени Героя Советского Союза Безбородова В.П. по теме исследования;

6. Описать некоторые виды заданий и упражнений для организации работы над лексическими нормами на уроках русского языка в 5 классе основной общеобразовательной школы;

7. Подобрать серию упражнений для работы по предупреждению речевых (лексических) ошибок, связанных с несоблюдением учащимися лексических норм русского.

Таким образом, актуальность данного исследования определяется тем, что деятельность учителя по формированию у учащихся устойчивого навыка соблюдения лексических норм является важнейшей задачей школьного образования, так как свободная, правильная, соответствующая нормам языка речь учащихся – это не только главный показатель мастерства работы учителя, но и стратегическая цель школьного курса русского языка.


Глава 1. Теоретическое обоснование содержания деятельности учителя по формированию устойчивого навыка соблюдения речевых (лексических) норм учащимися 5 классов основной общеобразовательной школы
1.1. Из истории изучения норм литературного языка в отечественной лингвистике

Возросший интерес к проблемам речевого общения в настоящее время обусловлен потребностью каждого человека реализовать свои возможности в профессиональной сфере.

Само слово «культура» (от лат. – cultura) буквально значит «возделывание», «обрабатывание». История возникновения и переосмысления понятия «культура речи» неотделима от культуры и истории общества.

Как специальная языковедческая дисциплина культура речи появилась недавно. В её становление внесли вклад отечественные лингвисты XIX – XX веков: В.В. Виноградов, Б.Н. Головин, С.И. Ожегов, В.И. Чернышёв, Л.В. Щерба и другие. В центре внимания этих учёных были проблемы классификации языковых фактов, вопросы литературной нормы. При этом они стремились к популяризации грамотности, пропагандировали любовь и бережное отношение к родной русской речи.

Наиболее развёрнутым пособием по культуре речи в начале XX века была книга В.И. Чернышёва «Правильность и чистота русской речи» 1991 года. Прочно в языкознание термин «культура речи» и связанное с ней понятие норма литературного языка входят уже после войны: в 1948 выходит книга Е. С. Истриной «Нормы русского литературного языка и культура речи», а в 1952 году создаётся сектор культуры речи Института русского языка АН СССР, который возглавляет С.И.Ожегов.

В 70-80-х годах XX века опубликованы труды К. С. Горбачевича «Изменение норм русского литературного языка», «Вариантность слова и языковая норма», в которых автор стремился показать, как складываются нормы литературного языка, пытался отыскать причину их колебаний и определить общее направление в развитии русского литературного языка. Так, в классическом пособии Горбачевича «Нормы современного русского литературного языка» автор даёт классификацию современных норм русского литературного языка (орфоэпических, словоупотребительных, морфологических, синтаксических); уделяет особое внимание так называемым отступлениям, объясняет их природу, выясняет закономерности в их развитии.

Не надо также забывать, что борьба за речевую культуру, за соблюдение литературных норм получила всестороннее развитие и в творчестве многих поэтов и писателей, живших в разное время. В творчестве тех, кого мы называем классиками русского художественного слова - А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова и А.П. Чехова, А.И. Куприна и М. Горького и др. – мы находим образцы не только нормативного, но и образного, яркого, выразительного употребления русской речи, которые мы можем использовать в практике уроков русского языка.

В настоящее время языковедческая дисциплина Культура речи неразрывно связана со школьным предметом Русский язык. В последнее время, благодаря коммуникативной направленности в обучении русскому языку, возросло внимание к проблемам культуры речи и в практике школьного обучения.

Почему же одним ученикам удаётся полностью решить поставленную перед ними задачу, другим – лишь частично, а третьих ожидают на каждом шагу трудности?

Существующие различия в речевом развитии школьников обусловлены многими факторами: успешностью обучения на уроках русского языка и литературы, природными особенностями их речи, уровнем общего развития, влиянием той речевой среды в школе и дома, в которой они ежедневно находятся. Учёт этих факторов является важнейшей предпосылкой успешной работы учителя русского языка по развитию речи школьников и совершенствованию её культуры.

Предметом школьного изучения является современный русский литературный язык. Литературный язык – форма общенародного языка, понимаемая как образцовая. К одному из главных признаков литературного языка относится его нормированность.

Языковые нормы не выдумывается учёными. Они отражают закономерные процессы и явления, происходящие в языке, и поддерживаются речевой практикой.

Норма играет роль фильтра. Установление и соблюдение норм помогают литературному языку сохранить свою целостность и общепонятность, защищают его от диалектизмов, социальной, профессиональной и просторечной лексики. Это позволяет литературному языку выполнить свою основную функцию – культурную.

Литературная норма обязательна для устной и письменной речи. Соблюдение норм является признаком речевой культуры личности и общества в целом. Этим и обусловлена значимость деятельности учителя по формированию у учащихся устойчивого навыка соблюдения литературных (в нашем случае – лексических) норм русского языка.

В 5 классах основной общеобразовательной школы начинается изучение систематического курса русского языка, который включает также изучение речевой культуры. Поэтому уже с 5 класса учитель просто обязан не только проводить систематическую работу по усвоению норм литературного языка, но и включать, по возможности, в уроки по каждой теме специальные упражнения, направленные на отработку и закрепление навыка нормативного лексического словоупотребления, поскольку соблюдение именно лексических норм – важнейшее условие точности речи, ее правильности, а значит, условие успешной коммуникации.
1.2. Характеристика лексических норм русского языка и ошибок, связанных с их несоблюдением
Лексические нормы – это правила, регулирующие точность выбора слова из ряда единиц, близких по значению или форме; употребление слова только в том значении, которое оно имеет в языке; уместность его использования в той или иной коммуникативной ситуации в общепринятых в языке сочетаниях. Соблюдение лексических норм – важнейшее условие точности речи и ее правильности.

Наиболее полное определение речевых (в нашем случае - лексических) ошибок и недочетов дано в работах Т. А. Ладыженской. По ее мнению «весь отрицательный языковой материал делится на ошибки и недочеты. Ошибка - это нарушение требований правильности речи, нарушение норм литературного языка. Так, употребление слова в несвойственном ему значении относится к речевой ошибке «В голове у него метнулась мысль». Недочет - это нарушение требований правильности речи, нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей речи, т. е. богатой, точной и выразительной. Например, употребление лишнего слова «Речка замерзла льдом. Наступил август месяц»1. С. Н. Цейтлин понимает под речевыми ошибками «любые случаи отклонения от действующих языковых норм»2. В нашей работе мы будем придерживаться именно этого определения.

Перечислим типичные лексические ошибки, допускаемые носителями русского языка:

1.Нарушение лексической сочетаемости признаётся одним из распространённых видов лексических ошибок.

Нельзя, например, сказать облокотиться спиной, вернуться вперёд. Объединению слов могут препятствовать и их лексические особенности. Так, не принято говорить стая ос, стая кошек.

Но случается и так, что по смыслу слова как будто и подходят для выражения того или иного значения, но, тем не менее, не соединяются в словосочетания. Мы говорим «одержать победу» и «потерпеть поражение», но никогда не скажем «потерпеть победу». Можно сказать «круглый год (сутки)», но не «круглый час (месяц)». Есть бархатный сезон, но не бархатный период, время, месяц.

2.Плеоназм и тавтология – это два вида лексических ошибок, обозначающие лексическую избыточность – ненужную, неуместную многословность.

Плеоназм (др. греч. – «излишний») – это лексическая избыточность, возникающая из-за неоправданного употребления в одном контексте слов, дублирующих часть значения друг друга. Вдумайтесь в эти фразы: внутренний интерьер, молодой юноша, бесплатный подарок.

Тавтология (др. греч. – «высказывание того же самого») – это лексическая избыточность, при которой в границах словосочетания в предложении повторяются однокоренные слова: Из лекций по этому предмету мы узнали много новых знаний.

Однако учителю следует помнить, что тавтология может и не быть ошибкой, когда используется как стилистический приём: Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; когда употребляется в пословицах и поговорках: Дружба дружбой, а служба службой; когда звучит в фразеологических оборотах: ходить ходуном, битком набит.

3.Одной из распространенных причин нарушения лексических норм становится неумение выбрать точное слово из синонимического ряда: Вчера у нас в деревне был сильный шторм. В данном примере неудачно выбрано определение для слова шторм. Шторм – это итак очень сильный ветер, поэтому из синонимического ряда нужно было выбрать другое слово, или вместо «шторма» написать «ветер».

4.Смешение паронимов нередко становится причиной серьёзных лексических ошибок. Паронимы – это однокоренные слова, которые сходны по звучанию, но различны по значению, что не позволяет им употребляться в одном контексте. Они, как правило, относятся к одной части речи и выполняют в предложении аналогичные синтаксические функции, поэтому возможность перепутать их в речи велика. Использование неверного паронима в речи приводит к искажению смысла высказывания. Ср.: Представить (вместо предоставить) сотруднику комнату в общежитии.

5.Ошибки, связанные с употреблением омонимов и многозначных слов, могут придать фразе двусмысленность: Студентов, у которых есть хвосты, просят зайти в деканат. Данное предложение имеет несколько смысловых значений, что вызвано многозначностью слова «хвост». Имеется в виду «остаток, не выполненная часть чего-нибудь», а читающий понимает как «придаток на задней части тела».

6.Неоправданное употребление стилистически окрашенной лексики ведёт, естественно, к ошибкам в речи. Их наибольшее количество связано с употреблением лексики официально-делового стиля в других стилях, что влечёт за собой появление канцеляризмов – слов, применяемых в официально-деловой речи и неуместных в других стилях: Дело о влетении и разбитии стёкол вороною.

7.Часто встречается искажение фразеологических оборотов. Например, провести вокруг пальца (надо: обвести).

Таким образом, учитель, организуя на уроках русского языка работу по предупреждению лексических ошибок, должен сам хорошо в них ориентироваться и не допускать в собственной речи.


1.3 Содержание деятельности учителя по формированию устойчивого навыка соблюдения речевых (лексических) норм учащимися 5 классов основной общеобразовательной школы
Задача учителя – быть пропагандистом правильной русской речи. Нужно, чтобы учащиеся подражали не только его дикции, интонации, стилю, но, самое важное, учились у него соблюдению языковых норм. Обучение правильному словоупотреблению организуется в различных УМК, во-первых, на основе краткого толкового словаря, данного в конце учебника, во-вторых, на основе заданий, направленных на подготовку учащихся к изложениям и сочинениям. Объём и содержание упражнений для отработки навыков нормативного словоупотребления в разных учебниках отличается.

Что же обеспечивает успех учителя в проведении работы по формированию у учащихся устойчивых навыков соблюдения лексических норм? По мнению Т.А. Ладыженской, это:

1. Чёткая установка учителя на то, что ученики должны овладеть лексическими нормами русского литературного языка, что это не менее важно, чем усвоение норм правописания. В сознании ученика должны соотноситься такие понятия, как «культура», «культура речи», «культурный человек». У учащегося должно быть сформировано стремление овладеть правильной русской речью, её нормативной стороной как одной из слагаемых того, что входит в понятие «культура речи», «культурный человек».

2. Осмысление учениками понятия лексическая норма как принятого в языке правила словоупотребления. В тех случаях, когда это возможно, необходимо объяснить ошибки. В других случаях учитель, опираясь на введённое понятие лексической нормы, замечает: «Так не говорят по-русски», «Это нарушает принятие нормы (правила) русского языка».

3. Учёт необходимости многократно повторять правильный вариант словоупотребления, чтобы выработать нужный автоматизм управления одного слова другим. Понятно, что само по себе количество повторений не решает вопроса. Важно, в чём оно будет состоять, как оно будет построено и организовано, насколько ученик сам будет заинтересован в достижении цели.

4. Целенаправленная система упражнений и речевых задач, обеспечивающая формирование вначале осмысленных умений, а в последующем – речевых навыков3.

Достигая цели и решая поставленные задачи, в своей деятельности по формированию у учащихся устойчивого навыка соблюдения лексических норм русского языка учитель должен помнить, что ошибки проще предупреждать, чем их потом исправлять. И в этой работе, он может использовать следующие виды упражнений:

- анализ лексической нормы, сопоставительный анализ нормы и её нарушений;

- указание в тексте профессионализмов (диалектных, многозначных слов);

- подбор синонимов (антонимов, фразеологизмов и т.п.) к данному слову;

- составление словарной статьи какого-то слова (по его контекстам);

- выбор одного из данных (ошибочного и нормативного) языковых средств;

- нахождение в словаре омонимов (паронимов, устаревших слов и пр.);

- определение значения, в котором употреблено выделенное (указанное учителем) слово;

- замена ошибочных вариантов нормативными;

- устный пересказ, письменное изложение текста. В данном случае ученики контролируют свою речь, что способствует успешному усвоению языковой нормы;

- свободный диктант, творческий диктант, письменный пересказ с дополнительным заданием: употребить какие-то слова или конструкции;

- составление словосочетаний, предложений, небольшого текста с языковыми средствами, норму употребления которых следует не только осмыслить, но и запомнить.

Эффективным также является использование рисунков, обозначающих предметы, словоупотребление которых нужно запомнить; игровых форм работы; различных мнемонических приёмов; проговаривания вслух тех слов или конструкций, употребление которых нужно запомнить, объединение их в группы; заучивания стихотворных строк, где нормативный вариант словоупотребления поддерживается рифмой и потому легко запоминается. Примеры некоторых таких заданий приведены в Приложении1.

Для нахождения правильного, нормативного варианта учитель должен учить своих подопечных пользоваться различного рода словарями: толковыми, фразеологическими, словарями синонимов, антонимов, омонимов.

Интересен и полезен также словарь-справочник «Лексические трудности русского языка» составителей — А.А. Семенюка, И.Л. Городецкой, М.А. Матюшина. В словаре собраны слова, лексические значения которых могут представлять трудности для читателя.

Глава 2. Практические основы работы учителя по формированию устойчивого навыка соблюдения речевых (лексических) норм учащимися 5 классов основной общеобразовательной школы
2.1 Анализ действующих учебно-методических комплексов по русскому языку для 5 классов с точки зрения представленности в них материала для работы над лексическими нормами
Хотелось ба проанализировать учебные комплексы по русскому языку М.Т. Баранова и Т.А. Ладыженской, а также С.И. Львовой с целью определить, в каком объёме представлены материалы для усвоения лексических норм русского языка в данных УМК, как отличаются эти материалы по содержанию, по принципу включения их в уроки русского языка в 5 классах основной общеобразовательной школы по другим темам (фонетики, морфологии и т.п.).

Так, например, в программе по русскому языку под редакцией М.Т. Баранова нет особого указания на содержание работы над лексическими нормами. С ними учащиеся знакомятся при изучении темы «Лексика». Также следует отметить, что в упражнениях из школьного учебника под редакцией М.Т Баранова и Т.А Ладыженской представлены далеко не все лексические нормы, требующие отработки на уроках русского языка.

Определение нормы (в том числе и лексической) в учебниках отсутствует. Трудности для учителя создает также то обстоятельство, что упражнения на предупреждение лексических ошибок, на исправление их в тексте в данном УМК практически отсутствуют, поэтому учителю самому приходится подбирать или составлять такие упражнения, которые помогут учащимся в работе по устранению собственных лексических ошибок в сочинениях, изложениях, а также в устной речи.

Таким образом, несмотря на то что в учебнике для 5 класса под редакцией М.Т. Баранова представлены упражнения и задания, которые можно использовать при работе по формированию у учащихся навыка соблюдения лексических норм, а также при работе по предотвращению и коррекции такого рода ошибок, он больше направлен всё-таки на работу по освоению орфографических и пунктуационных норм. Также следует отметить, что, помимо небольшого объёма таких упражнений, и представленные в учебнике задания, в большей степени не содержат сложных, спорных случаев, привлекающих внимание учащихся и позволяющих их заинтересовать тем или иным материалом.

Возьмем учебник для 5 класса из УМК под редакцией С.И. Львовой. С моей точки зрения, этот УМК предоставляет учителю больше возможностей для работы по формированию навыка соблюдения учащимися лексических норм. Учебники построены так, что каждый урок русского языка в определённой степени направлен на развитие речевой культуры школьников.

Особенностью учебников под редакцией С.И. Львовой является то, что при изучении каждой части речи учащиеся узнают не только значение, морфологические признаки, словообразование и синтаксическую роль, но и правильное (нормативное) употребление этой части речи: существительного, прилагательного, глагола, причастия, деепричастия, числительного и местоимения. Учащиеся отрабатывают наиболее трудные литературные нормы, с нарушением которых часто связаны их ошибки, такие как орфоэпические, грамматические и, конечно, лексические.

Для обучающихся по данным учебникам авторы вводят понятие нормы и культуры речи. Это даёт учащимся возможность самостоятельно подумать над вопросом: «Соответствует ли их речь нормам современного русского литературного языка?». Перед тем, как работать над упражнениями, направленными на формирование навыка соблюдения лексических норм, учащиеся 5 классов отвечают на следующие вопросы: «Что изучает раздел культура речи?», «Какие литературные нормы существуют?», «Какие вы знаете лингвистические словари, в которых содержится информация об этих литературных нормах?»; выполняют практические задания, такие как: «Приведите примеры, иллюстрирующие разные языковые нормы» и т.п.

При изучении каждой части речи составители учебника предлагают выполнить различные задания и упражнения на отработку лексических норм: найти в толковом словаре слова, объяснить их значение и употребление; найти недочёты в употреблении однокоренных слов, устранить речевые ошибки, заменив одно из родственных слов синонимом; найти в тексте лексические ошибки, допущенные учениками и исправить их; составить словосочетания или предложения с данными словами, учитывая их лексическое значение, пользуясь толковым словариком.

Очень часто речь учащихся, как устная, так и письменная грешит лексической избыточностью: это и повторение однокоренных слов, и употребление слов, дублирующих часть значения друг друга и т.п. Поэтому работа по предупреждению плеоназмов и тавтологии в речи учащихся должна продумываться особенно тщательно. Составители УМК под редакцией С.И. Львовой учли и это обстоятельство. В значительном количестве представлены в учебниках данного автора задания, например, такого характера: найти и устранить повторяющиеся слова в работах школьников, переписать в исправленном виде.

Чтобы не только в полной мере овладеть лексическими нормами, но и расширить свой кругозор и словарный запас, учащимся предлагаются задания с использованием пословиц, картин знаменитых художников, произведений различных писателей русской литературы. Таким образом, осуществляются межпредметные связи с искусством, литературой и историей, и присутствует работа над формированием навыка соблюдения лексических норм.

Перед учащимися также ставятся проблемные вопросы, касающиеся лексических норм. В большинстве случаев это задание – «Что считать нормой?» Ответы ученики 5 классов должны найти сами, что способствует отложению в их памяти той информации, которую они добыли сами. Они уже будут знать, что считать нормой, а что нет. Такие проблемные вопросы направлены не только на усвоение знаний о языке, но и на повышение их культуры речевого общения, на знание лексических норм русского языка.

Таким образом, УМК под редакцией С.И. Львовой имеет большее разнообразие упражнений, направленных на предупреждение речевых ошибок и на более успешное овладение учащимися лексическими нормами по сравнению с УМК под редакцией М.Т. Баранова.

А какой УМК всё-таки выбрать для своей работы, решает, конечно, сам учитель.
2.2 Анализ письменных работ учащихся 5 классов МБОУ Кубинской сош №2 имени Героя Советского Союза Безбородова В.П. на предмет соблюдения лексических норм
В ходе работы были проанализированы письменные работы учащихся 5 классов с целью выявления ошибок, связанных с нарушением лексических норм русского языка.

В 5 «Б» классе было проверено 25 тетрадей по развитию речи. В течение месяца учащимися были выполнены такие виды работ, как изложение и сочинение.


Таблица. В работах учащихся 5 классов были выявлены следующие речевые ошибки, связанные с нарушением лексических норм:




Типы ошибок

Пример ошибки

5 класс

1.

Употребление слова в несвойственном ему значении

Костёр всё больше и больше распалялся.

9

2.

Неразличение синонимичных слов

Идеи Серёжи были храбрыми.

2

3.

Смешение паронимов

У Серёжи было праздное настроение.

2

4.

Нарушение лексической сочетаемости

Он причинил ему много радости.

4

5.

Лексическая избыточность

По дорожке бежал молодой щенок.

7

6.

Ошибки, связанные с употреблением омонимов и многозначных слов

В питомнике, который питался за счёт собаководства, было много собак.

2

7.

Лексическая неполнота

Его достоинство было в том, что ничего лишнего.

1

8.

Искажение фразеологических оборотов

Он постоянно сидел сложив руки.

2

9.

Употребление слов иной стилевой окраски

Лермонтов – автор шикарных произведений.

5

10.

Неудачное употребление местоимений

После своего убийства им овладел страх




11.

Неоправданное употребление просторечных и диалектных слов

Неожиданно на подмогу пришёл мой друг Илья.

-

12.

Ошибки, связанные с употреблением антонимов

Лицо Макара было радостным, хотя и суровым.

1

Анализ работ учащихся 5 класса показал, что речевые ошибки разнообразны. Большинство лексических ошибок заключается в употреблении слов в несвойственном значении. (С параллельной стороны бежала моя собака). Также распространенной ошибкой является искажение значения слова (Мама приняла каплю, и ей стало легче). В данном случае произошло сужение значения слова капли (жидкое лекарство), что и привело к ошибке. Были случаи образования окказионализмов (Он был таким болтунчиком!). Ученик хотел сказать, что человек много разговаривал, и придумал своё слово для выражения данного значения.

Таким образом, проанализировав работы учащихся 5 классов, мы пришли к выводу, что теоретические предположения об актуальности проблемы, связанной с формированием устойчивых навыков нормативной речи обучающихся, подтвердились результатами анализа собственного практического опыта по выяснению уровня владения лексическими нормами учащимися конкретных классов. Мы выяснили, что нарушение лексических норм современного русского литературного языка – это действительно сложная и трудно решаемая проблема для школьного учителя.
2.3 Организация работы над лексическими нормами на уроках русского языка в 5 классе основной общеобразовательной школы

Предлагаемые виды работ:



  • Устный диалог, в котором каждый участвующий играет роль одного из персонажей картинки. При этом работа может оцениваться в соответствии со следующими критериями: сумел ли ученик индивидуализировать речь героя, показать речевыми средствами его характер; являются ли его реплики психологически достоверными: может ли человек так мыслить и говорить в подобной ситуации; насколько хорошо ученик слышит реплики своих визави, являются ли его реплики действительно ответами на то, что он слышит, или они содержательно не связаны с услышанным; насколько интересно, ярко, остроумно, лаконично он говорит; насколько разнообразную лексику использует; литературна ли, грамотна ли его речь.

  • Устный рассказ. Это монологическая работа, поэтому она должна следовать за устным диалогом: кто-то из детей рассказывает (но не читает), остальные слушают его рассказ. Первый этап, выделенный в работе с устным диалогом (совместное рассматривание), исключается: каждый сам придумывает свой рассказ, рассматривая рисунки самостоятельно. Третий этап здесь тот же, что и в работе с устным диалогом. .

  • Творческие работы (сочинения) на основе личных впечатлений. Ученик не должен писать и говорить о том, чего он не пережил лично, что не стало фактом его жизни, что он не пропустил через свою душу. Когда у ребенка есть личные впечатления, личные переживания, ему всегда есть что сказать. Личные впечатления могут быть разными:

  • Музыкальные впечатления. Дети прослушивают в классе небольшой музыкальный фрагмент, например, из произведения «Зима» А.Вивальди, «Баркаролы» П.И. Чайковского, а затем пишут сочинение или устно высказываются на тему: «Какое состояние природы я представил себе, слушая музыку?».

  • Читательские впечатления. Это можно делать только по произведению, которое прочитано в классе и большинству детей понравилось. Читаются произведения на уроках литературы, но работа по развитию речи может происходить и на уроке литературы, и на уроке русского языка.

  • Жизненные впечатления. Например, темой устного или письменного сочинения может быть: «Моя дорога в школу», «В школе» и т.п.

  • Фантазийные впечатления. Дети любят мечтать, и их мечты также могут стать темой устных и письменных рассказов, в том случае, если эти мечты не носят интимного характера. Очень важным принципом этого вида работы является внимание и интерес к внутреннему миру каждого ребенка. Учитель стремится создать такую обстановку в классе, когда все, что связано с индивидуальностью каждого ребенка, его отличием от других, воспринимается положительно и с интересом.

  • Устные дискуссии. Основная цель этого вида работы - научить слушать и слышать, формулировать свои мысли и аргументировать их. Темы дискуссий должны быть интересны и в то же время хорошо знакомы детям, это может быть, например, то художественное произведение, которое они вместе читали, или какое-то волнующее их событие.

  • Устная и (или) письменная газета. Дети делают сообщения о том, что происходит в школе, в классе, в городе, где они живут. Сообщение должно быть в определенном стиле, точным, информативным, интересным. Основная задача - выбрать интересный материал и грамотно его оформить.

  • Языковые игры. Можно использовать как всем известные «На одну букву», «Одним словом», «Барыня прислала сто рублей…», так и игры, придуманные методистами. Их использование позволяет сделать уроки живыми, веселыми, отдохнуть от тяжелых для детей видов работы.

  • Лингвистическая работа с опорой (опорным сигналом или опорным конспектом). Опорный конспект (например, «Имя существительное») вывешивается перед классом или рисуется на доске, затем учитель читает его, на следующем уроке читают желающие дети, затем все остальные. Класс задает вопросы, делает замечания, предлагает примеры и просит их объяснить, затем оценивает ответы (непосредственно после каждого ответа). В данном случае от ребенка требуется не импровизация, а точность, ясность речи, в том числе умение правильно употреблять термины, объяснять их, формулировать абстрактные положения, подкрепляя их конкретными примерами.

  • Доклады и сообщения. Это обычная форма работы в школе, однако ее, как правило, не рассматривают как работу по развитию речи. Если ученик может готовить какие-то доклады и сообщения на любом уроке, то учитель-филолог обязан научить ребенка готовить и оформлять сообщение, то есть отделять главное от второстепенного, абстрактное от конкретного, структурировать, строить сообщение так, чтобы заинтересовать слушателей.

  • Пересказ художественного текста от имени героя.

Все эти виды работ могут использоваться на каждом уроке русского языка наряду с обычным тренингом орфографических и пунктуационных навыков и лингвистической работой, однако развитие речи не должно восприниматься детьми только как довесок к обычной работе и не должно отделяться от других видов учебной работы [Ладыженская, 2004].

Но, как показывает опыт, учителя, несомненно, понимают значение данного вида деятельности, имеют разработки уроков, упражнений, которые весьма разнообразны, но не могут порой включать их в занятия систематически по причине нехватки времени. За 45 минут необходимо успеть выдать новый материал, закрепить его, отработать в упражнениях, поэтому времени для работы по повторению и закреплению ранее изученного материала, в том числе и материала, связанного с освоением лексических норм, совсем не остаётся, или же подобная работа проводится в сокращённом объёме при написании сочинений и изложений, результаты которых и показывают комплексное овладение учащимися всеми видами языковых норм. Особенно эта нехватка времени ощутима именно в пятых классах, так как по учебной программе практически на каждом уроке даётся новый материал для изучения и даже не всегда остаётся время в конце года для обобщения изученного.



Заключение

Изменения в российском образовании создают необходимость воспитания личности, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор. Кроме уроков развития речи, работу над созданием речевых произведений учащихся следует проводить систематически. Традиционная методика направлена на формирование коммуникативной потребности, мотивацию к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами. Школьники знают o них, но не умеют использовать в практической деятельности. Применяемые в процессе урока технологии достижений знаний и компетентностных результатов призваны активизировать учебную деятельность школьника.

Речь - это сложнейшая человеческая деятельность, причем творческая деятельность, включающая в себя умение наблюдать, мыслить, фантазировать, а также слушать и слышать; прежде всего выучивается говорить тот, кому есть что сказать, поэтому необходимо учить детей не техническому оформлению высказываний, а речевому мышлению, речевому творчеству, а также адекватному восприятию чужой речи. Самостоятельный поиск решения, активная мыслительная деятельность способствуют повышению эффективности учебного процесса.

Проблема деятельности учителя по формированию устойчивого навыка соблюдения речевых (лексических) норм учащимися основной общеобразовательной школы в методике преподавания русского языка не нова. Но она ещё сравнительно мало изучена, хотя в современной школе считается одной из актуальнейших.

Изучив литературу по теме, мы пришли к выводу, что эта работа на уроках русского языка должна занимать значительное место и проводиться систематически на протяжении всего курса изучения русского языка.

Список литературы


  1. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов. – М.: Академия, 2001. – 368 с.

  2. Баранов М. Т. Русский язык: учеб. для общеобразоват. учреждений 5-6 класс / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская. – М.: Просвещение, 2014.

  3. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов / Л. А Рыбникова, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 544 с.

  4. Головин Б. Н. Основы культуры речи: учебное пособие / Б. Н. Головин. – М.: Высшая школа, 1990. – 328 с.

  5. Казарцева О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: учебное пособие / О. М. Казарцева. – 4-е изд. – М.: Флинта, 2001. – 496 с.

  6. Ладыженская Т. А. Живое слово: устная речь как средство и предмет обучения: учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов по спец. «Рус. яз. и лит.» / Т. А. Ладыженская. – М.: Просвещение, 1986. – 127 с.

  7. Львов М. Р. Риторика. Культура речи: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по пед. спец. / М. Р. Львов. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2004. – 272 с.

  8. Львова С. И. Учебно-методический комплекс: 5 и 6 класс / С. И. Львова, В. В. Львов. – М.: Мнемозина, 2010.

  9. Павлова Н. С. Речевая культура молодого специалиста: учебное пособие / Н. С. Павлова, Ю. Б. Пикулёва, И. В. Шалина. – Екатеринбург: изд-во Уральского ун-та, 2008. – 178 с.

  10. Прудникова А. В. Лексика в школьном курсе русского языка: пособие для учителей / А. В. Прудникова. – М.: Просвещение, 1979. – 144 с.

  11. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение: пособие для учителей / С. Н. Цейтлин. – М.: Просвещение, 1982. – 143 с.

Приложение 1
Упражнения на формирование навыка соблюдения учащимися лексических норм русского языка

1) Определите значение следующих слов. Составьте с ними несколько словосочетаний.

Абонемент, гурман, лексикон, манекен,

2) Отметьте, в каких случаях употребление «лишнего» слова является средством передачи логического ударения или средством создания речевой выразительности, а в каких – лексической ошибкой:

Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ…

Эта девушка оставила о себе очень прекрасное впечатление.

3) Найдите ошибки, связанные с лексической избыточностью, определите их вид и исправьте предложения.

1. Свою автобиографию я вношу в дневник. 2. Она гордилась своей профессией, выполняя работу профессионально. 3. Фирма объявила о свободной вакансии на место главного бухгалтера. 4. Он был ведущим лидером в классе. 5. Хронометраж времени был просчитан до секунды. 6. Это свойство свойственно всем писателям.

4) В каких сочетаниях вместе оказываются слова, которые соединять нельзя?

Автор книги, автор конструкции, автор станка, автор проекта, автор инициативы, автор костюма, автор недоразумения. География нефтедобычи, география туризма, география поиска, география достижений, география шелка, география рекордов.

5) Исправьте предложения, в которых антонимы употреблены неудачно:

1. Лично я в этом ничего плохого, кроме хорошего, не вижу. 2. В силу слабой разработки этого метода оценка его преждевременна.

6) Составить словарную статью толкового словаря таких слов:

1 вариант – вода, 2 вариант – коса.

7) Отберите из предложенных слов тот синоним, который в данном тексте точнее всего обозначает необходимый автору смысл. Что изменится во фразе, если заменить другим синонимом? Обдумайте вариант правки.

1. В нашем крае много (далекий, отдаленный, дальний, удаленный) населенных пунктов, в них (жить, обитать, проживать) до трети населения. 2. Все три даты будут отмечаться (вместе, одновременно, заодно), но наиболее (важный, значительный) считается последняя. 3. (Произойти, случиться) провал (традиционный, обычный, обыкновенный) российской системы подбора певцов. 4. (Знаменитый, известный) преступник наконец-то был пойман и предан суду.

8) Неправильный выбор синонимов привел к неточности словоупотребления. Исправьте эту ошибку.

1. Екатерина была поставлена на престол. 2. Ей удалось обогнать Кейт Мосс, давно уже считающуюся иконой стиля в туманном Альбионе. 3. Имя драматурга знакомо во многих странах. 4. Теннис культивируется в нашем городе с 1950 года. 5. Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для рекламы, и это нам не импонирует. 6. Около палаток сновали ребята, торопя друг друга, чтобы установить палатки до дождя. 7. Старый моряк вышел на прогулку в своем нарядном кителе. 8. Благодаря плохой подготовке он не сдал экзамен. 9. Оратор выдвинул инициативу, но его не поддержали. 10. Молодой предприниматель быстро узрел деловитость своего менеджера.

9) О каких фразеологизмах напомнили вам картинки животных?

10) Вместо точек вставьте названия животных:

Голоден, как…(волк), упрям, как…(осел), труслив, как …(заяц), съесть…(собаку), пишет как ... лапой (курица), ... носа не подточит (комар), на сердце ... скребут (кошки)

11) Определите, являются ли данные слова синонимами. Если нет, то какие различия в их лексических значениях:

Меценат – спонсор, суицид – самоубийство, тост – гренок, корректив – поправка.

12) Правильно сочетайте слова с данными в скобках: Друг, человек, аметист, документ, охотник (истинный, настоящий, подлинный, натуральный, заправский). Взгляд, насос, живопись, блин (масленый, масляный).

13) Составьте словосочетания с данными словами: Выборный – выборочный, одеть – надеть.

14) Определите значение следующих слов паронимов. Объясните, с чем связаны ошибки при их употреблении.

Абонент – абонемент, одеть – надеть, дипломат – дипломант, романтичный – романтический, основание – обоснование, веский – весомый, бережный – бережливый, адресат – адресант, придворный – притворный, крепостной – крепостник, статут – статус.

15) Исправьте ошибки. Определите их характер.

1. Я сегодня очень занятый. 2. Ваше поведение можно назвать нетактическим.

16) Выясните, в какой роли используется профессионально-терминологическая лексика в приведённых примерах: 1) для описания технических процессов; 2) как средство образной характеристики).

1. Покровский завод направляет нам лемехи тракторных плугов, зубья для борон (П. Проскурин). 2. Лицо у него некрасивое, но очень располагающее. Ноздри мясистые, подвижные, а глазищи – как два светофора. (Г. Николаева). 3. Севообороты утверждены, сев на носу. (Г. Николаева). 4. В сосновом бору начинался ветер. Явно транзитный ветер, пришедший сюда с другого континента. (И. Петров). 5. Внутренняя полость вентиля изолирована от внешней среды сильфонным устройством.

17) В произведениях А. И. Солженицына широко используется диалектная лексика. В данных ниже предложениях из произведений писателя определите целесообразность употребления диалектных слов, приёмы их введения в текст:

1. Гнила и старела когда-то шумная, а теперь пустынная изба – и старела в ней беспритульная Матрена. 2. Она начала рассказывать, сперва в общих чертах, однако он потребовал дотонка. 3. «Да чего говорить, обапол!» – сердилась Матрена на кого-то невидимого. 4. Он пытался теперь выбиться во двор за единым глотком свежего воздуха, за жменею снега для обтирания. 5. И без того приземистый, Федор Михеевич еще осел и странно смотрел, будто его перелобанили прямым ударом палки. 6. В спины им прижаривало не по весне горячее солнце: не давали тени еще не слившиеся ветки, отдельно каждая с первой озеленью.

18) Найдите ошибки, связанные с многословием, определите их вид и исправьте предложения.

1. Знать не знаю, ведать не ведаю. 2. Свою автобиографию я вношу в дневник. 3. Она гордилась своей профессией, выполняя работу профессионально. 4. Фирма объявила о свободной вакансии на место главного бухгалтера. 5. Ударение в русском языке, ну разноместное, ну, оно подвижное. 6. На уроках ребята хорошо ведут. 7. Он был ведущим лидером в классе. 8. Народный фольклор очень ярок и разнообразен. 9. Хронометраж времени был просчитан до секунды. 10. Это свойство свойственно всем писателям.

19) Вам, конечно, известно сочетание «проливной дождь». Здесь слово «проливной» значит «очень сильный». Найдите прилагательное, которое передает такой же смысл в сочетании с такими словами: брюнет, друг, враг, ошибка, тьма, восторг, негодяй.

20) Определите, какие из выделенных слов употреблены в переносном значении.

1. Так своеволием пылая, роптала юность удалая. (А.Пушкин.). 2. Я хочу подышать возле тёплого тела искусства. (М.Светлов). 3. Яростный ветер подталкивал путника в спину. (М.Матусовский). 4. Книга – это духовное завещание одного поколения другому. (А.Герцен). 5. Имел слова любимые, и выпускал их дедушка по слову через час. (Н.Некрасов).

21) Выберите из данных в скобках слов такие, которые наиболее точно выражают мысль.

Всё, что люди (делают, совершают, творят, создают) (в мире, на земле, во вселенной) действительно человеческого, (творится, делается, совершается, происходит) при помощи языка. (Невозможно, немыслимо, нельзя) без него работать (дружно, согласно), совместно с другими. Без его посредства (невозможно, немыслимо, нельзя, невероятно) ни на шаг (двинуть вперед, развивать, совершенствовать) науку, технику, ремесла, искусство – жизнь … (Создавать, созидать, строить, основывать) (будущее, грядущее) счастье (беречь, запрещать, оборонять, охранять), (будущее, грядущее) Родины и всего человечества от врагов, (громить, сокрушать, разбивать) (трудные, тяжелые, тяжкие, жестокие) (заблуждения, недочеты, ошибки, просчеты) прошлого, радоваться и грустить, делиться с другими своей любовью и своим (гневом, ненавистью) мы (можем, имеем возможность, способны) только при помощи слов (Л. Успенский).

22) В каком предложении вместо слова поступок нужно употребить проступок?

1. Слова безвольного человека никогда не превращаются в действия, в поступки. 2. Этот юноша способен на благородные поступки. 3. Ребята с восторгом обсуждали самоотверженный поступок одноклассника. 4. В прежние времена за большие поступки наказывали студентов солдатчиной.



23) В каком предложении вместо слова единый нужно употребить единичный?

1. После долгой дискуссии на Учёном совете была сформулирована единая позиция по обсуждаемому вопросу. 2. Вокруг голубовато-белая пустыня без единой складочки – ни бугров, ни впадин. 3. М. Горький советовал критикам обращать внимание на литературу в целом, а не на единые явления её. 4. Почему-то ночью нам представляется, будто ёлки в лесу держат единую правильную форму.

24) Значение какого слова определено неверно?

1. Колоритный – сытный, содержащий много калорий. 2. Напрочь – совсем, окончательно. 3. Стабильный – постоянный, устойчивый. 4. Приватизация – передача собственности в частные руки

25) Какое из перечисленных слов имеет значение «старательный, хорошо исполняющий свои обязанности, поручения»?

Исполненный, исполняемый, исполнительский, исполнительный

26) Укажите неправильно подобранную антонимическую пару.

1. дерево — цветок 3. ранний — поздний

2. родной — чужой 4. правда — ложь

27) В предложениях найдите ошибки, вызванные употреблением слова в несвойственном ему значении.

1. Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать. 2. Он попытался высказать свое замечание в корректорской форме. 3. Большое значение в моей жизни сыграл этот человек. 4. Главную роль в моем воспитании имела школа. 5. Его душа тяготила к поэзии. 6. Длинные наблюдения за поведением животных привели меня к этим выводам. 7. Он усвоил свою профессию очень быстро.

28) Спишите, вставляя вместо точек подходящее по смыслу слово, невежа или невежда. Обоснуйте свой выбор.

1. Это люди образованные, начитанные, но настоящие…, потому что не умеют себя вести. 2. Я полный … в математике.

29) Найдите недочёты в употреблении однокоренных слов. Устраните ошибки, заменив одно из родственных слов синонимом. Запишите предложения в исправленном виде.

1. Командир дал команду к наступлению. 2. В этом небольшом рассказе автор рассказывает о жизни детей. 3. С моей подружкой мы дружим уже три года. 4. Писатель в своём письме вспомнил свои воспоминания. 5. Жили они в ветхом жилище.

30) Разъясните, в чём заключаются ошибки в употреблении имён прилагательных. Исправьте ошибки.

1. Этот день был самый лучший, самый воспоминательный день моих летних каникул. 2. Идёт Алёнушка лесами дремучими, болотами вязкучими. 3. Это смелый и волелюбный человек. 4. Он очень спокойно относится к своей бездельной жизни.

31) Объясните, почему в приведённых пословицах использованы прилагательные-антонимы? Раскройте смысл одной из пословиц (на выбор).

1. Маленькое дело лучше большого безделья. 2. Ранняя птичка носик прочищает, а поздняя – глаза продирает. 3. Корень учения горек, да плод его сладок. 4. Новых друзей наживай, а старых не теряй. 5. Не отведав горького, не узнаешь и сладкого.

32) Объясните, в чём заключаются ошибки в употреблении глаголов. Исправьте их.

1. По голубому небу ходят белые облака. 2. На другой день нам сказали результаты игры. 3. Отец не щадил ничего для своего сына. 4. Я легла на кровать и не увидала, как заснула. 5. Поженилась Марья с молодцом, стали они мужем и женой. 6. Учёному построили памятник в городе.

33) Составьте предложения с однокоренными глаголами. Следите за правильным употреблением данных слов.

Крепить (что?), закрепить (что? чем?), прикрепить (что? к чему?), укрепить (что? чем?).

34) Прочитайте словосочетания. В книжной или разговорной речи они чаще употребляются? Замените их подходящими по смыслу глаголами.

Отдать приказ, принять решение, сделать попытку, допустить ошибку, приводить в смущение, проявить интерес, нанести обиду.




1 Ладыженская Т. А. Живое слово: устная речь как средство и предмет обучения: учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов по спец. «Рус. яз. и лит.» / Т. А. Ладыженская. – М.: Просвещение, 1986. – 45 с.

2 Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение: пособие для учителей / С. Н. Цейтлин. – М.: Просвещение, 1982. – 32 с.


3 Ладыженская Т. А. Живое слово: устная речь как средство и предмет обучения: учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов по спец. «Рус. яз. и лит.» / Т. А. Ладыженская. – М.: Просвещение, 1986. – 65 с.




База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница