Выпускная работа по теме: «Познавательные игры на уроках биологии»



Скачать 475.51 Kb.
страница1/2
Дата12.11.2016
Размер475.51 Kb.
  1   2

Выпускная работа


по теме:


«Познавательные игры на уроках биологии»

Работу выполнил:

слушатель группы Б-2

МБОУ СОШ № 75 г. Ульяновск

Заволжского района

Чараева Елена Евгеньевна

.

г. Ульяновск



2013г.
Содержание

Введение ------------------------------------------------------------------- 3-5



  1. Теоретическая часть.

1.1Познавательная игра как средство развития творческой и познавательной активности школьников -----------------------------5-10

1.2 Игры как средство развития познавательного интереса к биологии -----------------------------------------------------------------------------------10-16

2. Практическая часть.

2.1 Примеры игр и игровых моментов на уроках биологии-------16-27

Заключение----------------------------------------------------------------------28-29

Список литературы-------------------------------------------------------------29

Приложение--------------------------------------------------------------------30-47

Введение

… Дитя требует деятельности беспрестанно

и утомляется не деятельностью,

а её однообразием и односторонностью.

К.Д.Ушинский


Играют дети на планете,

Играют птицы и жуки,

Играют все, но только дети,

Играют ото всей души.

И, если в школе на уроке

Вдруг доведётся поиграть,

То нет счастливей их на свете

И выучат всё – всё на пять.

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими.

Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. Они учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом. Игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремлении подрожать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности ребенка, который начинает складываться еще в дошкольном детстве. Таким образом игровая деятельность является актуальной проблемой процесса обучения. Актуальность проблемы определила выбор темы моей курсовой работы.

Цель: изучение учебной игровой деятельности как средство развития творческой и познавательной активности учащихся на уроках биологии.

Задачи:


  • сделать анализ литературы об использовании игры в педагогической деятельности;

  • выявить основные требования, предъявляемые к игре на уроках;

  • выделить типы игровых уроков;

  • применить элементы игры на уроке биологии.

1. Теоретическая часть.

1.1 Познавательная игра как средство развития творческой и познавательной активности школьников.

Учебная игра обладает такой же структурой, как и всякая учебная деятельность, т.е. она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Помимо воспитательной, игра преследует одновременно две цели: игровую и учебную. С одной стороны – это средство моделирования окружающей действительности, а с другой – методический приём обучения. Творческая атмосфера, свобода от шаблона, возникающие в процессе игры, способствуют раскрепощению творческих резервов человеческой психики, нейтрализуют чувство тревоги, создают ощущение спокойствия, облегчают общение .

Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека. По определению игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется управление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет ряд функций: развлекательную, коммуникативную, игротерапевтическую, диагностическую, а также функции самореализации, коррекции и социализации (Селевко, 1998).

Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально – пассивных детей, которых в нашей школе большинство. Проводились специальные исследования, в результате которых выяснилось, что в процессе игры такой ребенок способен выполнить объём учебной работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации (Алексеева, 2006).

Когда же нужна игра? Обучающая игра необходима, во-первых, для активации и формирования коммуникативных отношений, особенно в начале учебного года в установлении отношений «педагог-дети» и отношений меж детьми. Во-вторых, для преодоления порога познания, когда встречаются трудные темы, для их лучшего усвоения (парадоксы, головоломки, игры на аналогию и т.д.) которые позволяют уйти от старых стереотипов и искать новые способы решения задач (Гринченко, 2002).

Игровую форму можно отнести к групповому обучению. Игровые занятия значительно повышают уровень усвоения материала, создают новый психологический механизм памяти (непроизвольное запоминание) и стимулируют адекватную самооценку личности (Тарасова и др.,2004).

Исследования психологов показывают, что если у школьников сформирован устойчивый и глубокий интерес к предмету, то здесь от игры можно отказаться (старшие классы). Если же такого интереса нет, и учитель стремится создать его, то здесь игра может стать добрым помощником педагога. Необходимо также учитывать возраст школьников: чем они младше, тем игра для них важнее. И здесь не надо бояться того, что интерес, возникающий в процессе игры, – это интерес к игре, а не к самому учебному процессу. Развитие интереса имеет закономерность: заинтересованность внешней стороной явлений перерастает в интерес к их внутренней сути. Психолог Давыдов отмечает: «Правильно поставленная игра позволяет многому научить ребёнка. Организация игровой деятельности детей требует не менее глубоких специальных научных знаний, психолого-педагогических изысканий, чем выработка медико-генетических норм обеспечения жизни ребёнка» (цит. по: Алексеева, 2006). «А таких возможностей, которые раскрывает перед наблюдательным педагогом игра в плане оценки творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности, не может дать никакой, даже самый лучший в методическом плане урок», - утверждает В.Ф. Шаталов (цит . по: Алексеева, 2006). В процессе игры мир детства соединяется с миром науки. В играх различные сведения и знания ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недоступным для ученика, во время игры легко усваивается. Интерес и удовольствие – важные психологические эффекты игры. Известный французский учёный Луи де Бройль утверждал, что все игры, даже самые простые, имеют много общих элементов с работой учёного. В том и другом случае сначала привлекает поставленная задача, трудность, которую нужно преодолеть, затем радость открытия, ощущение преодолённого препятствия. Именно поэтому всех людей независимо от возраста привлекает игра. Назначение дидактических игр – развитие познавательных процессов у школьников (восприятие, внимание, память, наблюдательность, сообразительность и другие) и закрепление знаний, приобретаемых на уроке. Характерным для каждой дидактической игры является, с одной стороны, решение различных дидактических задач: уточнение представлений о предмете в целом и о его существенных особенностях и т. д. В этом смысле игра носит обучающий характер. С другой стороны, неотъемлемым элементом каждой игры является игровое действие. Внимание ученика направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет общую задачу. Поэтому дидактические игры представляются учащимся не просто забавой, а интересным, необычным делом (Алексеева, 2006).

Дидактические игры на уроках биологии предназначены для обычных детей, они не требуют особой материальной базы и технической подготовки. Игры требуют разной степени самостоятельности – от игр «с самим собой», до состязательных. Роль учителя на таких уроках складывается из следующих операций:



  • обозначение времени;

  • определение места (расстановка парт, формирование групп);

  • подбор средств (таблицы, видео, диафильмы, гербарии, демонстрационные материалы);

  • ролевое распределение;

  • внесение элементов новизны;

  • эмоциональное подкрепление («снятие страха», поощрение);

  • общее руководство.

Ученикам нравится не только играть, но и быть авторами заданий. Чтобы сделать это, надо глубоко изучить тему. Достоинством является то, что в ходе игры понятия рассматриваются с многих сторон, в полноте их свойств.

В играх применяются как верные, так и неправильные утверждения, что стимулирует развитие логического мышления. Проявляется самостоятельность в принятии решений, представляется возможность отстоять свою точку зрения, почувствовать уверенность в своих знаниях, побороть страх перед аудиторией. В результате этого раскрывается творческий потенциал школьников (Смирнова, 2005).

Эффективным средством развития творческих способностей учащихся на уроке биологии могут служить различные игровые ситуации. Играя, учащиеся ставят перед собой творческие задачи, в решении которых им помогут глубокие знания, разнообразные умения и навыки, выдумка, воображение, фантазия.

Наиболее часто в обучении биологии используют так называемые ролевые и деловые игры, направленные на эффективное совмещение теоретических знаний с их практическим применением. В этих играх создается напряженная, конфликтная обстановка, заставляющая участников принимать определенные решения, в условиях недостатка времени, неполноты информации, противодействия других участников игры (Конюшко и др., 2004).

Знания, накопленные механически, мертвы, т.е. их нельзя использовать в новых условиях, например, в творческой деятельности. Только опыт, наблюдение за объектами и их взаимосвязями благоприятно влияет на получение новых знаний и развивает самостоятельное мышление (Янковский, 2007).

Само участие ребенка в каком-либо исследовании более важно для развития творческих способностей, нежели результат его деятельности. Игры могут побуждать учащихся к высказыванию оригинальных идей и к принятию нестандартных решений. Иногда это приводит к противоречию со сторонниками других взглядов, к необходимости отстаивать свою точку зрения. Таким образом, ролевая игра способствует развитию творческого мышления.

Существует несколько психологических принципов стимулирования творческого поведения учащихся во время игры. Необходима доброжелательная, творческая, непринужденная атмосфера в классе. Учителю следует подавать пример творческого подхода, воздерживаться от оценок и критики творческих начинаний, поощрять оригинальные замыслы и таким образом стремиться к созданию атмосферы «мозгового штурма». Задавая вопросы и направляя ход мыслей школьников, учитель контролирует их активность, способствует творческому решению возникающих проблем. Тем самым реализуется творческое партнерство учителя и учеников .

Времена меняются, но игры и принципы их проведения остаются. Существуют определенные требования к организации дидактических игр.



  1. Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.

  2. Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.

  3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры

  4. Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся.

  5. Игра должна быть доступной, цель игры – достижимой, оформление – красочным, разнообразным .

  6. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.

  7. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.

  8. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения .

Исходя из требований можно сформулировать основные цели, которые преследует игра:

  • вызвать интерес к теме;

  • спровоцировать потребность работы с учебной литературой;

  • направить мыслительные процессы на самостоятельное познание сути вопроса .

1.2 Игры как средство развития познавательного интереса к биологии.

Игра – самое любимое, самое естественное занятие детей. Игрой в широком смысле слова можно назвать любые действия по заранее известным правилам.

Игра даёт нам реальный опыт, которого не дали бы рассказы и книги. Человек, у которого в детстве было много разнообразных, сложных и справедливых игр, вырастает более развитым, гармоничным и готовым к общению с другими людьми.

У игры есть прекрасное свойство – она сама организует обучение. Не обязательно сначала учить по какому-то новому методу и тогда уже вводить игры. Можно наоборот – начнём играть, а сама форма игры не позволит принуждать, читать нотации и требовать зубрёжки. В игре незаметно, сами собой исчезнут стены, разделяющие сейчас учителя и ученика и самих учеников, родится новая атмосфера и новые отношения. Игра сама учит, учит и детей и взрослых, в ней рождаются живая реальность свободного обучения, творческого, радостного, эффективного.

Играть всерьёз непросто. Как играть, чтобы не сорвать урок? Как вести себя? А если дети не хотят? Наконец, во что играть? Какие могут быть игры?

Многие из этих вопросов учитель может решить для себя только сам, исходя из своих склонностей, отношений с детьми, педагогических ценностей.

Не секрет, что в возрасте 11–13 лет в обычной средней школе, где без какого-либо отбора обучаются все дети, трудно привлечь и активизировать внимание на изучаемом предмете всех учащихся в силу появления и проявления у них разных интересов и интеллектуальных возможностей. Достаточно трудно в таких условиях обычными традиционными методами добиться интереса и получить положительный результат. Слабые ученики, как правило, безразличны к оценкам, и все их усилия сводятся к получению хотя бы “тройки”, в то время как успевающие дети стремятся получить больше знаний, лучшую оценку, а иные проявляют явный интерес к предмету, читая дополнительную литературу, посещая биологические кружки и т.д. Естественно, труд учителя направлен, во-первых, на развитие и углубление знаний успевающих, во-вторых, – на привлечение к учебе неуспевающих. При всем разнообразии методических приемов на первый план выдвигается идея развивающего обучения, т.к. воспитательно-образовательный процесс должен всемерно способствовать развитию интеллекта и способностей обучающихся, а просто транслируемое знание не выполняет функции, развивающей личность.

Другое дело, когда обучение и контроль осуществляется активно, например, в форме игры, в процессе общения, соревнования и взаимопомощи, в результате совместной, интеллектуальной работы группы. При организации и планировании занятий по биологии необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. В 6–8-х классах - это: любознательность, наблюдательность, интерес к динамическим процессам; желание общаться с живыми объектами, предметно-образное мышление, быстрое овладение умениями и навыками, эмоциональная возбудимость.

В последние годы интерес к игровой деятельности снова возрастает. Это вызвано и тем, что решать некоторые учебные проблемы без участия в игре невозможно. Выросло целое поколение, не владеющее полноценною игрой, что привело к наличию у них целого ряда трудностей. Ведь многие сущностные характеристики человека возникают и развиваются в игре. Кроме этого, игра – это способ исследования и ориентации в мире, времени, пространстве, людях. Играя, дети экспериментируют, обучаются. Поэтому на уроках биологии (и вне их)  мы играем. Это может быть небольшой игровой момент на уроке, а может быть и сетевая игра, в которой участвует несколько классов.

Игровой метод относится к числу многоцелевых и даёт преподавателям и ребятам широкие возможности для творчества. Целеполагание данного метода состоит в:



  • формировании мотивации и познавательного интереса к биологии ;

  • определении уровня обученности учащихся;

  • оценке степени овладения материалом и переводе его из пассивного состояния – знания в активное – умение.

  • развитии коммуникативных умений, способности к восприятию, сопереживанию;

  • развитии информационной культуры учащихся.

Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик свою, по-новому взглянуть на привычные вещи и собственный опыт подачи информационной культуры действенных знаний, умение пользоваться дополнительными источниками информации. Быть может, в арсенале многих учителей есть подобные любимые формы уроков, но урок никогда нельзя сделать одинаково. В своё время, перебрав много литературы, посещая уроки коллег, испробовав многочисленные собственные варианты, я стала использовать различные формы, адаптированные к условиям кабинета и общему уровню подготовки учащихся конкретного класса. Это уроки в форме соревнований, игр, основанные на развитии творческих особенностей, напоминающие публичные формы общения, ориентированные на фантазию, воображение, основанные на аналитических методах.

Огромную роль игры в жизни и развитии ребенка осознавали и отмечали во все времена деятели педагогической науки. «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития», - писал В.А. Сухомлинский.

К игре, как любой форме, предъявляются психологические требования:


  • игровая деятельность на уроке должна быть мотивирована, а учащимся необходимо испытывать потребность в ней;

  • важную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре;




  • для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия учителю необходимо учитывать характер, темперамент, усидчивость, организованность, состояние здоровья каждого участника игры;

  • содержание игры должно быть интересно и значимо для её участников; игра завершается получением результатов, представляющих ценность для них;

  • игровые действия опираются на знания, умения и навыки, приобретённые на занятиях; они обеспечивают учащимся возможность принимать рациональные, эффективные решения, оценивать себя и окружающих критически;

  • применяя игру как форму обучения, учителю важно быть уверенным в целесообразности её использования.

Учебная игра выполняет несколько функций:

- обучающую;

- воспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор);

- ориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации и применять знания для решения нестандартной учебной задачи);

- мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса.

Приведу примеры познавательных игр, которые применяю на уроках биологии:



1. Игры - упражнения.

Игровая деятельность может быть организована в коллективных и групповых формах, но всё же более индивидуализирована. Её используют при закреплении материала, проверке знаний учащихся, во внеклассной работе.

Пример: «Пятый лишний». Учащимся предлагается найти в данном наборе названий (растения одного семейства, животные отряда и др.) одно случайно попавшее в этот список.

2. Игры-поиск.

Учащимся предлагается найти в рассказе, к примеру, растения семейства Розоцветных, названия которых вперемежку с растениями других семейств, встречаются по ходу рассказа учителя. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты.



3. Игры - соревнование.

Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных передач, конкурсов и т.д. Данные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе. Это игры «Последний герой», «Брейн-ринг»



4. Сюжетно - ролевые игры.

Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам, поставленным учителем. Это "Пресс-конференция", «Круглый стол», и др. Учащиеся могут исполнять роли специалистов сельского хозяйства, рыбоохраны, ученого-орнитолога, доктора и др. Роли, которые ставят учеников в позицию исследователя, преследуют не только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию. В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений учащихся.



5. Познавательные игры - путешествия.

В предлагаемой игре учащиеся могут совершать «путешествия» на континенты, в различные географические пояса, климатические зоны и т.д. В игре могут сообщаться и новые для учащихся сведения и проверяться уже имеющиеся знания. Игра - путешествие обычно проводится после изучения темы или нескольких тем раздела с целью выявления уровня знаний учащихся. За каждую «станцию» выставляются отметки.

В обучающей игре выделяют несколько этапов: подготовительный, вводный, игровой, оценочный. Широкое использование ИКТ в преподавании помогает создавать интересные, красочные, предметные и межпредметные игры. Как показывает опыт, удачным является использование данной технологии на повторительно-обобщающих уроках. Это позволяет систематизировать материал по целому разделу, оценить работу большого количества человек.

При подготовке к урокам свои ответы учащиеся представляют в виде презентаций, публикаций. Школьники не только находят соответствующий  материал – ответ на вопрос,  оформляют отчет на компьютере, защищают его, но и оценивают работу других команд. Такая интегрированная деятельность помогает развитию мыслительных операций (причинно-следственных связей), повышает интерес к предмету,  учит замечать удивительное в самых простых и обычных вещах. Учащиеся активно используют Интернет, различные программы для оформления отчета, что способствует формированию у них более высокого уровня навыков самостоятельной работы, умений ориентироваться в бурном потоке информации, позволяет проявить свой творческий и интеллектуальный потенциал.

Несколько слов о методическом принципе, наиболее важном при проведении игр на уроке – принципе открытой методики. Любая игра будет во много раз эффективнее, если играть открыто, то есть обсудить с детьми, зачем проводится игра, почему правила таковы, можно ли игру усложнить, изменить, улучшить. Нередко такое обсуждение приносит больше пользы, чем сама игра, т.к. развивает творческие способности и мышление ребёнка, закладывает фундамент игровой культуры.

Успех игры зависит в первую очередь от атмосферы, которая сложится в группе. Есть игры, которые немыслимы без азарта, шумных выкриков, стремительно принимаемых решений. А есть другие, требующие спокойной, доверительной обстановки, тишины и неспешности. Если состояние ребят в какой-то момент не соответствует настроению игры, лучше отложить её для другого случая. Чем чаще дети будут играть, чем меньше будут воспринимать игру как неожиданный “перерыв” в учёбе, тем легче и точнее они будут настраиваться на игру.

Игра является важным средством для развития познавательного интереса учащихся к предмету. Включение в учебный процесс познавательных игр способствует раскрытию творческого потенциала, активизации мыслительной деятельности ребенка. Подводя итог вышесказанному, хочу отметить, что необходимо использовать игру не как отвлекающую форму, а как средство, несущее смысловое содержание, опираясь при этом на воображение ребенка. А самое главное, игра должна быть такой, чтобы процесс был интересным,  а результат полезным.

2. Практическая часть.

2 . 1 Примеры игр и игровых моментов на уроках биологии

При подготовке к проведению урока- игры учитель должен предварительно познакомиться с описанием игры и подготовить с помощью учащихся необходимы реквизиты. Чаще всего учитель является « ведущим» игры, он управляет всем процессом и подводит итоги. Оценивать результаты игры могут как сами её участники, так и учитель. Однако нужно помнить о том, что « ведущий» должен быть готов поощрить каждого ученика, чтобы поднять мотивацию даже самых « малоуспевающих».



Игры должны всегда заканчиваться подведением итогов с обязательным выставлением оценок. Безоценочный подход к учебным играм устраняет один из основных стимулов: стремление к лучшему знанию учебного материала. Учебная игра – это не только, когда всем весело и интересно, но это ещё и огромный труд учителя и ученика, направленный на освоение или закрепление изученного материала, развитие абстрактного и логического мышления, умение работать в коллективе.

Игровые моменты можно проводить на различных этапах урока (объяснение, повторение, домашнее задание ); при проведении зачётных и обобщающих уроков; при проведении внеклассных мероприятий

( вечер, биологический турнир, КВН ). Игровые задания можно использовать и как индивидуальные, и как групповые, и как фронтальные, и как парные.
Игра « Кто такой? Что такое? »

Это игра может проводиться практически при изучении каждой темы 6 - 7 класса.



А) К доске вызывается два ученика. Каждый из них получает карточку с рисунком или названием растения, животного соответственно теме, которая изучается. Первый ученик задаёт второму вопросы ( не более 5 ), на которые можно ответить « да» или «нет», и старается определить, что это за растение или животное. Затем они меняются ролями. По характеру вопросов и правильности конечного результата можно судить о знании материала учащимися.

Б) Одного из учеников просим выйти из класса, а оставшиеся загадывают название растения, животного. ( Темы: « Отделы растений», « Классификация цветковых растений », по классам и типам животных ).

Обязательно в классе в этот момент должно быть загаданное растение или животное в виде таблиц, гербариев, комнатных растений.

Например, тема « Классификация цветковых растений. Семейство Паслёновые». У первого ученика в руках карточка с названием растения – картофель. Второй ученик задаёт вопросы:

- У этого растения плод – коробочка?

- Нет.

- У этого растения плод – ягода?



- Да.

- Его плоды съедобны?

- Нет.

- В пищу используются клубни?



- Да.

- Это картофель.

У второго ученика карточка с названием растения этого же семейства – душистый табак.

Первый ученик задаёт вопросы:

- У этого растения плод – ягода?

- Нет.


- У этого растения плод – коробочка?

- Да.


- Это растение декоративное?

- Да.


- У него белый венчик?

- Да.


- Оно обладает приятным запахом и растёт на клумбах?

- Да.


- Это душистый табак.
Игра « Шагай – говори »
Эту игру можно проводить тогда, когда хотят проверить знания учащихся по многообразию растений, животных того или иного семейства, отряда, царства. Ученик вызывается к доске. Он встаёт со своего места и на каждый свой шаг называет растение, животное. Если ученик сидит на первой или второй парте, то ему предлагается шагать вдоль доски.
Игра « Пинг – понг »
В качестве домашнего задания ученикам предлагается составить вопросы по данной теме. При проверке домашнего задания учитель задаёт вопрос по теме одному из учеников, когда тот ответит, то задаёт вопрос ученику сидящему рядом с ним. Тот в свою очередь, ответив, задаст вопрос другому, рядом сидящему ученику и т.д. Если кто- то не может ответить на вопрос, то отвечает другой ученик, которого называет учитель. Оценки ставятся тем, кто ответил правильно и придумал новый интересный вопрос.

Игра « Капитан Врунгель »
Все ученики хорошо знают этого героя и за что его так зовут. Поэтому всегда с интересом встречают домашнее задание, в котором требуется составить рассказ с ошибками по любой теме.

Этот рассказ должен содержать 5 – 6 ошибок. Оформление произвольное. На уроке по указанию учителя дети обмениваются работами и подчёркивают в них ошибки. Работа оценивается с точки зрения биологической грамотности рассказа, правильности найденных ошибок и оформления.

Данную работу можно провести иначе. Ученики, составив рассказ дома, должны указать на обратной стороне листа ошибки, которые были допущены в их рассказе. Учитель проверяет работы и оценивает их. Наиболее удачные рассказы можно использовать при индивидуальной работе, вызывая учеников на первые парты в момент опроса.

Рассказ может быть таким: « Летние месяцы Маша проводила в деревне у бабушки. Недалеко от дома рос густой ельник, по которому она любила бродить в жаркий июльский день. Можно было вдоволь наесться черники и клюквы, собрать красивые букеты их цветов ромашки и медуницы. У забора бабушкиного дома белым цветом цвела крапива. « Вкусные будут из неё щи», - подумала Маша. »



Ошибки: Клюква не растёт в еловом лесу. Ромашка и медуница не цветут одновременно. Ромашки не растут в ельнике. У ромашки и медуницы не отдельные цветки, а соцветия. Крапива с белыми цветками – это глухая крапива ( яснотка ),из неё щи не варят.
Игра « Расскажи мне обо мне »


  1. Тема « Классификация цветковых растений ».

Учитель показывает безымянный гербарий хорошо известного ученику растения ( ландыш, горох, одуванчик, тюльпан..). Ученик должен назвать растение и рассказать о нём по плану:

  1. к какому семейству относится данное растение;

  2. характерные признаки семейства;

  3. другие представители данного семейства.

Если ученик затрудняется ответить на вопрос, он может попросить помощи у класса, но только один раз. При это оценка будет снижена на 1 балл.

  1. Тема « Отделы растений ».

Эту игру можно проводить коллективно. На первые парты вызываются шесть человека, те, кто сидят на одном ряду, являются членами одной команды. На столе учителя лежат гербарии или рисунки растений, а также ручки и листы бумаги. Первые два ученика из разных команд берут любое из растений и записывают на листе их название. Взяв с собой гербарий или рисунок, каждый садится на своё место на первой парте. Затем идёт вторая пара, потом третья пара учеников. Учитель проверяет написанное на листе, и каждое правильное название приносит ученику и его команде 1 бал. Затем каждый из них рассказывает о своём растении по плану, составленному учителем, исходя из тематики игры. Каждый правильный ответ приносит ещё 1 бал ученику и его команде. Затем подводится общий итог и каждому выставляется оценка. Если команда набрала 6 балов, то все члены команды получают оценку « 5 ». Если члены команды допускали ошибки при ответах, то соответственно оценка снижается в первую очередь тому ученику, кто допустил ошибку.
Игра « Кто быстрее »
Эту игру можно проводить в различных интерпретациях по различным темам. В игре участвуют несколько команд по 5 -6 человек.
Классификация цветковых растений


    1. Перед командами на стол кладут безымянный гербарий их числа тех, с которыми ученики работали во время лабораторных работ темы. Гербарии у всех команд должны быть одинаковые, но сложенные в стопку в разной последовательности. На столе лежат ручки и небольшие листы бумаги. По сигналу учителя ученики по одному подходят к столу, берут лежащий сверху гербарий, на листе пишут название растения и кладут его в гербарий. За ним подходит второй игрок, потом третий и т.д. Побеждает та команда, которая выполнила все задания первой, при условии, что не было допущено ошибок.

    2. Класс делится на команды, состоящие из игроков, сидящих на одном ряду. Таким образом команд всего шесть.

Задание командам: определить гербарное растение ( если нет гербариев, то можно использовать открытки, рисунки ) и написать полную систематическую характеристику. В гербарий вкладывают лист бумаги и на нём ученики одной команды, предавая его друг другу, выполняют это задание. Например, первый ученик определяет растение и записывает: вид – горох посевной. Второй ученик: род – горох. Третий ученик: семейство – бобовые. Четвёртый ученик: класс – двудольные. Пятый ученик: отдел – покрытосеменные. Шестой ученик: царство – растения.

Количество учеников в команде должно быть одинаковое. Побеждает та команда, которая первая и без ошибок выполнила задание.


Игра « Шифровальщик »
Эту игру можно проводить на уроках, где требуется дать характеристику того или иного растения или животного. Поэтому её можно проводить при изучении любой темы. Играть может весь класс или вызванный к доске ученик, или ученики на первых партах. На доске написаны признаки растений, животных в определённом порядке. Каждый пункт характеристики имеет свой порядковый номер. Ученик получает задание и должен на листе или на доске зашифровать признаки растения, животного с помощью цифр.

Например, задание: укажите признаки, по которым животных относят к типу Членистоногие, классам данного типа.

На доске:


  1. Имеют сегментированное тело с двусторонней симметрией, членистые конечности и хитиновый покров.

  2. Органы обоняния и осязания развиты плохо.

  3. Органами выделения являются зелёные железы.

  4. Характерно мозаичное зрение.

  5. Развитие прямое.

  6. Имеются простые глаза.

  7. Раздельнополые животные.

  8. Гермафродиты.

  9. Относятся класс Ракообразные, Паукообразные и Насекомые.

  10. Имеется шерстный покров.

  11. Обладают постоянной температурой тела.

  12. Могут впадать в состояние анабиоза при неблагоприятных условиях.

  13. Имеют внутренний скелет.

  14. Хорошо развитые грудные и брюшные мышцы.

  15. Развитие с полным и неполным превращением.

Шифр: 1, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 12, 15.
Игра « Дешифровальщик »

Задание, обратное предыдущему.

Например, признаки какого из грибов: пеницилл, подосиновик, трутовик – здесь зашифрованы:

Шифр: 1, 4, 7, 9, 10, 11.

Признаки ( на доске или на каточке ).


  1. Грибница гриба состоит из ветвящихся нитей, разделённых на отдельные клетки.

  2. Грибница гриба состоит из двуядерных клеток, которые не содержат пластид.

  3. плодовое тело гриба имеет обычно форму копыта или бывает очень твёрдым.

  4. Грибы питаются готовыми органическими веществами.

  5. Гриб питается органическими веществами живого растения.

  6. Гриб питается органическими веществами, которые высасываются вместе с водой и минеральными солями из почвы, а часть получает из корней растения.

  7. Гриб питается органическими веществами, которые всасывает вместе с водой из пищевых продуктов или из почвы.

  8. Размножается гриб спорами, которые созревают в трубочках шляпки.

  9. Размножается гриб спорами, которые созревают на кончиках нитей грибницы в мелких кисточках.

  10. клетки гриба не содержат хлорофилла.

  11. Грибы специально выращивают, чтобы получить из них ценное лекарство.

  12. Грибы причиняют большой вред лесному хозяйству.

  13. Между корнями деревьев и грибницей устанавливается тесная связь , полезная как одному, так и другому организму.

Ответ: это пеницилл.
Игра « Каламбур»
Классификация хордовых животных
На доске нарисована схема, отражающая систематическое положение растения определённого вида. Задача – найти ошибку и исправить её. Ошибка может быть как в последовательности написания таксонов, так и в характеристике животного.
Схема 1.

Царство: Животные

Тип: Хордовые

Класс: Млекопитающие

Подкласс: Плацентарные

Род: Слон

Отряд: Хоботные

Вид: Слон африканский

Ответ к схеме 1: после класса идёт отряд, затем род и вид.

Схема 2.

Царство: Животные

Тип: Хордовые

Класс: Млекопитающие

Подкласс: Низшие млекопитающие

Отряд: Непарнокопытные

Род: Слон

Вид: Слон африканский

Ответ к схеме 2: слон африканский относится к подклассу Высшие звери или Плацентарные, отряду Хоботные.
Игра « Кто лишний»
Эта игра может проводиться при изучении любой темы. Из групп предложенных растений, животных необходимо выбрать лишнее ( исходя из задания ) и объяснить почему. Могут быть использованы гербарии растений, рисунки, фотографии, открытки, комнатные растения. Ученик получает конверт, в котором лежат рисунки, или скрепленные друг с другом гербарные листы, или просто карточка, на которой написаны названия растений, животных.


  1. Тема « Отделы растений».

Задание ( рисунки растений ): улотрикс, спирогира, хламидоманада, хлорелла, сфагнум, фукус, ламинария, порфира, кукушкин лён, нителла.

Ответ: лишний – сфагнум, кукушкин лён, так как перечислены водоросли, а сфагнум и кукушкин лён – мхи.



  1. Тема « Тип Членистоногие Класс Насекомые.»

Задание: определить, какая из карточек лишняя: пчела обыкновенная, омар, краб, мокрица, жужелица, клоп, скорпион, водомерка, муха цеце, комар обыкновенный, шмель обыкновенный.

Ответ: лишний – омар, краб, мокрица; скорпион, так как перечислены представители класса Насекомые, омар, краб, мокрица – класс Ракообразные, скорпион – Паукообразные.



  1. Тема « Бактерии. Грибы. Лишайники».

Задание: на карточке перечислены растения: мукор, пеницилл, ягель, дрожжи, головня, спорынья. Определить, какое из них лишнее.

Ответ: лишний – ягель, так как перечислены грибы, а ягель ( « олений мох» ) – лишайник.


Игра « Доктор Пилюлькин»
Класс делится на две команды. Одна из команд перечисляет симптомы заболевания, а другая должна дать рекомендации о том, как лечить это заболевание народными средствами. Затем команды меняются ролями. Например, первая команда: на ноге вскочил какой – то прыщик. Очень болезненный. Кожа вокруг покраснела, появилось вздутие и белая гнойная головка сверху. Вторая команда: это фурункул. Надо взять небольшую луковицу, запечь её в духовке. Затем разрезать пополам и приложить к фурункулу, плотно прибинтовав. Менять повязку два раза в день.

Игра « Это должен знать каждый»
Командам предлагается 4 -5 открыток или фотографий с изображением ядовитых растений или растений, животных, занесённых в Красную книгу. Открытки сложены в стопку на столе, рядом лежат ручка и лист бумаги. Ученик подходит, берёт первую открытку сверху и пишет название растения, животного на листе бумаги. Открытки откладываются в сторону. Затем подходит второй ученик, за ним третий и т.д. Побеждает та команда, которая первая и без ошибок выполнит задание.


Игра « Ты – мне, я – тебе »
Данная игра проводится при опросе. Ученики, выполняя домашнее задание, должны придумать 1 -2 вопроса по данной теме, не используя вопросы параграфа. На уроке учитель вызывает учеников парами. Они задают друг другу приготовленные ими вопросы. По характеру вопроса и ответу на него учитель определяет знания учеников и ставит оценки. Затем вызывается следующая пара.

Игра « По цепочке »
Игру можно проводить по любой теме курса ботаники, зоологии. В игре участвует команда, которая состоит из учеников, сидящих на одном ряду.

Например, тема « Классификация цветковых растений ».

Учитель называет растение. Первый ученик говорит, к какому классу относится названное растение. Второй ученик в команде – семейство, к которому оно относится. Третий определяет тип плодов данного растения. Четвёртый – формулу цветка. Пятый других представителей семейства. Последовательность ответов, чтобы ученики не путались, записана на доске. Тот ученик, который допустил ошибку, в дальнейшей игре не участвует. Таким образом, количество игроков с каждым разом уменьшается. Побеждают пять учеников, которые продержались до конца игры. Игра должна проходить в быстром темпе.
В качестве игровых моментов на уроках биологии можно предлагать детям разгадывание загадок, ребусов, кроссвордов, анаграмм, криптограмм и мн. другое.

Можно проводить уроки – путешествия, уроки – биологические раскопки, уроки: игра – эстафета, игра – триллер, урок – спектакль, урок – экологическая сказка, урок – игра – конкурс и мн. др. Однако данные уроки требуют большой подготовки, времени и желания; лучше всего их использовать при обобщении знаний.




ВЫВОД: включение в учебный процесс познавательных игр способствует раскрытию творческого потенциала, активизации мыслительной деятельности ребенка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Таким образом, благодаря игровым технологиям   педагогу удается решить очень важные проблемы обучения, а именно заинтересовать учащихся в освоении новых знаний, применить уже имеющиеся знания в конкретных ситуациях, активизировать их  познавательную деятельность, повысить самооценку и  позволить им самореализоваться.  Игровые технологии способствуют развитию ключевых компетентностей, т.к. здесь происходит получение и обмен новой информацией, формируются навыки общения и взаимодействия и, конечно, происходит процесс приобретения и  обогащения знаний и личностного опыта, необходимого в дальнейшей жизни. «Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению  природы к своему собственному развитию» (Ф. Песталоцци).

Благодаря познавательным играм уроки становятся творческими, интересными, глубокими. Они никого не оставляют равнодушными, рождают жаркие споры, дискуссии, обеспечивают неплохие знания и умения школьников, а главное – учат думать. Мои ученики не боятся участвовать в олимпиадах по биологии на разных уровнях и успешно сдают ЕГЭ и поступают на бюджетные места в учебных заведениях. Среди моих выпускников есть преподаватели биологии и химии, психологии, физической культуры, есть медицинские работники и т.д.

Успех игры зависит в первую очередь от атмосферы, которая сложится в группе. Есть игры, которые немыслимы без азарта, шумных выкриков, стремительно принимаемых решений. А есть другие, требующие спокойной, доверительной обстановки, тишины и неспешности. Если состояние ребят в какой-то момент не соответствует настроению игры, лучше отложить её для другого случая. Чем чаще дети будут играть, чем меньше будут воспринимать игру как неожиданный “перерыв” в учёбе, тем легче и точнее они будут настраиваться на игру.

Игра является важным средством для развития познавательного интереса учащихся к предмету. Включение в учебный процесс познавательных игр способствует раскрытию творческого потенциала, активизации мыслительной деятельности ребенка. Подводя итог вышесказанному, хочу отметить, что необходимо использовать игру не как отвлекающую форму, а как средство, несущее смысловое содержание, опираясь при этом на воображение ребенка. А самое главное, игра должна быть такой, чтобы процесс был интересным,  а результат полезным.
Литература

Алексеева Н.В. Открытый урок / www.первое сентября.ru. 2006.

Безух К.Е. Оригинальные способы активации знаний учащихся на уроках биологии // Учебно-методическая и научно популярная газета. – М.: Издательский дом «1 сентября» , 2005 - №18. – С. 22-23.

Борзова З.В., Дагаев А.М. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 400 с.

Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. Учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2002 - 80 с.

Конюшко В.С., Павлюченко С.Е., Чубаро С.В., Методика обучения биологии. - М.: Книжный дом, 2004 - 256 с.

Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. Биология. Человек: 8кл: Методическое пособие 2-е изд., - М.: Вегнтана-Граф, 2005 - 288 с.: ил.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие - М.: Народное образование, 1998-256 с.

.

Размещено на Allbest.r



Приложение 1

Урок–игра «Класс Насекомые»

Обобщающий урок - игра по теме "Класс Насекомые" проводится в форме игры, в ходе которой учащиеся применяют знания, полученные при изучении данной темы. Для победы в игре учащиеся должны целенаправленно наблюдать, выделять существенные признаки, делать умозаключения, анализировать. Такая форма способствует повышению интереса к предмету, позволяет осмыслить пройденный материал. В работе представлен иллюстративный материал.



Цель: создание условий для осмысления учебной информации, для применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях; проверка уровня усвоения системы знаний и умений средствами игровой технологии.
Задачи:

- образовательные: повторить и систематизировать знания о многообразии, строении и жизнедеятельности насекомых, о роли насекомых в природе и жизни человека;


- воспитательные: способствовать формированию чувства ответственности за сохранение своего здоровья и окружающих; подвести к выводу о необходимости охраны насекомых; продолжить формирование научного мировоззрения, расширить биологическую картину мира и экоэтические взгляды на примере значения насекомых в природе и жизни человека.
- развивающие: продолжить развитие логического мышления, навыков по применению биологических знаний на практике; анализировать и обобщать полученную информацию; стимулировать развитие навыков познавательного интереса; разносторонне развивать личность.

Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: частично-поисковый, словесный, наглядно-образный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:

фронтальная, индивидуальная, групповая.


Оборудование: экран, мультимедийный проектор, книги о насекомых, картины и рисунки с изображением насекомых, выполненные учащимися, видеоматериал «Класс Насекомые», аудиокассеты с записью музыки к телевизионной программе «В мире животных», черный ящик, натуральный мед.
Ход урока.


  1. Организационный момент (подготовка игры)

Приветствие учащихся. Определение их готовности к работе. Сообщение о том, что урок пройдет в необычной форме – в форме игры. Каждый ученик станет участником увлекательной съемки телевизионной передачи «В мире животных», в ходе которой узнают о насекомых.

- Вы все будете представлять известные телевизионные передачи.

Программа «В мире животных» объявила конкурс на участие в новом проекте Первого канала о животных. Заявку подали многие программы и ведущие, но на отборочный тур пригласили только две программы: «Здоровье», «Что? Где? Когда?».

Цель игры: определить команду знатоков по насекомым для съемки нового проекта Первого канала и лучшего специалиста по насекомым, который будет объявлен ведущим. На уроке присутствуют гости, среди них независимая экспертная комиссия.




  1. Проверка знаний (взаимопроверка с использованием тестовых заданий).

Перед съемкой всем необходимо пройти тест.

Тест по теме «Класс Насекомые».

    1. Для насекомых характерны следующие признаки:

      1. 4 пары ног и ни одной пары усиков;

      2. 3 пары ног и одна пара усиков;

      3. головогрудь и брюшко;

      4. голова, грудь, брюшко.

    2. Дышат насекомые при помощи:

      1. легких;

      2. легких и трахей;

      3. жабр;

      4. трахей.

    3. Мальпигиевы сосуды – это:

      1. кровеносные сосуды;

      2. органы выделения;

      3. органы пищеварительной системы;

      4. сердце.

    4. Лижущий ротовой аппарат имеют:

      1. таракан;

      2. майский жук;

      3. шмель;

      4. комнатная муха.

    5. Хитиновый покров:

      1. служит наружным скелетом;

      2. защищает мягкие части тела;

      3. орган нападения;

      4. орган размножения.

    6. У насекомых кровеносная система:

      1. замкнутая;

      2. незамкнутая;

      3. отсутствует.

    7. При развитии с полным превращением насекомое проходит следующие стадии:

      1. яйцо – имаго;

      2. яйцо – личинка – имаго;

      3. яйцо – личинка – куколка – имаго;

      4. яйцо – куколка – имаго.

    8. У насекомых количество ног:

      1. 4 пары;

      2. 3 пары;

      3. 2 пары;

      4. 5 пар.

Ответы: 1- Б; 2 – Г; 3- Б; 4 – Г; 5- А; 6-Б; 7- В; 8- Б.

(Ответы на тестовые задания на экране)




  1. Основная часть урока.

(Звучит музыка к программе «В мире животных»).
1. Рассказ учителя.

Класс Насекомые широко распространены по всему земному шару. Это самая многочисленная группа животных, насчитывающая около 1,5 миллионов видов. Свое название насекомые получили за характерные насечки на брюшке. Насекомые освоили все среды обитания – наземную, воздушную, почвенную. Способность к полету обеспечила насекомым широкое распространение по планете.

Мы познакомились с множеством отрядов – это «Отряд Прямокрылые», «Отряд Жесткокрылые», «Отряд Полужесткокрылые», «Отряд Двукрылые», «Отряд Чешуекрылые», «Отряд Перепончатокрылые», «Отряд Равнокрылые» и др.

У многих людей насекомые не вызывают приятные эмоции, а некоторые к ним относятся с неприязнью. Но сегодня мы сможем убедиться в том, что они - наши настоящие друзья.

2. Работа в командах, участие в конкурсах.

Конкурс 1. «Презентация Отряда Насекомых».

Каждая команда должна представить презентацию «Отряд Перепончатокрылые».

Программа «Здоровье» представляет презентацию «Отряд Перепончатокрылые. Пчелы». (Приложение 1.)

Программа «Что? Где? Когда?» представляет презентацию «Отряд Перепончатокрылые. Муравьи». (Приложение 2)


Конкурс 2 . «Галерея».

Первая ассоциация, которая у нас возникает при этом слове – это картинная галерея. В нашей программе представлена необычная выставка картин и ваших рисунков с различными биологическими явлениями. Представители команд должны пройти в нашу галерею, выбрать понравившийся рисунок или картину и соответствующий термин, объясняющий это биологическое явление. (Задание на установление соответствия).

На стенде картины, рисунки:

1. Бабочка на цветке. 2. Майский жук. 3. Клевер и шмель. 4. Муравейник. 5. Бабочка Аполлон. 6. Кузнечик.

На магнитной доске термины: 1. Красная книга. 2. Грызущий ротовой аппарат. 3. Симбиоз. 4. Отряд Прямокрылые. 5. Общественные насекомые. 6. Опыление.
Конкурс 3. «Внимание! Черный ящик!»

В ящике находится продукт деятельности насекомых, обладающий бактерицидным свойством. Его использования еще в Древнем Египте. Тело Александра Македонского, скончавшегося во время похода на Ближний Восток, было перевезено для погребения в столицу Македонии погруженным в этот продукт. Угадайте, что находится в черном ящике! ( Натуральный мед)


Конкурс 4. «Найди ошибки».

Знаменитый выдумщик барон Мюнхгаузен прислал письмо, где он рассказывает о своих наблюдениях во время путешествия. В письме много ошибок. Используя свои знания, командам необходимо исправить ошибки. Работа выполняется каждой командой в отдельности. По итогам работы команды предлагают свои ответы.


Письмо барона Мюнхгаузена.

Уважаемая программа «В мире животных». Хочу поделиться с вами наблюдениями во время своего путешествия.

Когда буря закончилась, мы подняли якорь и недели через две прибыли на остров Вайгач, который находится на Чукотке. Старший сын губернатора предложил пойти вместе с ним на охоту в лес. Я с большим удовольствием согласился. В лесу было много насекомых. Я очень испугался, когда увидел комаров из рода Анофелес, которые вызывают у человека малярию, и много было мух цеце. Я всех их поймал и пошел дольше. Жара стояла невыносимая, и мы решили искупаться. Подошел к берегу, а там летают странные двукрылые стрекозы, тараканы. Муха грызет траву, а стрекоза проглотила лягушку. От увиденного я в ужасе убежал на корабль.

Конкурс 5. «Знаете ли вы?»

  1. Что такое энтомология? (наука о насекомых)

  2. Кто раньше появляется весной – летучие мыши или летающие насекомые? (летающие насекомые)

  3. Какой жук носит название того месяца, в котором он появляется? (Майский жук)

  4. Какие жуки получили название от известных крупных млекопитающих? Почему? (жук-олень, жук-слоник)

  5. Что такое мирмикология? (наука о муравьях)

  6. Как можно узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником? (муравьи закрывают все входы и выходы)

  7. К какому отряду относят Платяную моль? (Отряд Чешуекрылые)

  8. В кого превращала князя Гвидона царевна Лебедь в «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина? (комар, муха, шмель)

  9. Один из женихов Дюймовочки, тоже насекомое? (майский жук)

  10. Вспомните наиболее популярную книгу о насекомых – она начинается именинами и заканчивается свадьбой. (Муха-Цокотуха)

  11. В каких насекомых превращались Юра Баранкин и Костя Малинин в книге В.Медведева «Баранкин, будь человеком»? (в бабочку - Махаон, капустницу, муравьев)

  12. Из какого произведения строчки и о ком идет речь: «Злое насекомое выглядит так грозно, что его боятся медведи, собаки, волки, бегемоты, слоны»? («Тараканище» К.И.Чуковский)




  1. Выводы, заключения.

Каждая команда должна назвать общие признаки «Класса Насекомые».

    1. Насекомые – один из классов Типа Членистоногих.

    2. Насчитывают более 1 миллиона видов. Занимают 1 место по числу видов среди животных.

    3. Среда обитания – почва, наземно-воздушная, водная, организм.

    4. Части тела – голова, грудь, брюшко (3 отдела).

    5. Количество ходильных ног – 3 пары.

    6. Наличие крыльев – 1 или 2 пары.

    7. Органы зрения – 2 сложных глаза. (У пчел есть 2сложных и3простых глазка)

    8. Скелет – наружный, хитиновый.

    9. Кровеносная система – незамкнутая, трубковидное сердце, гемолимфа бесцветная.

    10. Дыхательная система – трахеи.

    11. Пищеварительная система – 4 пары измененных конечностей, ротовой аппарат, глотка, желудок, кишка, анальное отверстие.

    12. Выделительная система - Мальпигиевы сосуды.

    13. Особенности размножения – раздельнополые, внутреннее оплодотворение.

    14. Развитие – без превращений, с превращением, полное и неполное.

    15. Роль в природе – опыление, почвообразование, пища, паразиты.

    16. Значение в жизни человека – вредители сельскохозяйственных культур, паразиты человека, переносчики болезней, дают мед, шелководство.

    17. Специфические особенности – общественные насекомые.


Вывод: класс Насекомые – сложноорганизованные, что позволяет им хорошо приспосабливаться к условиям жизни.


  1. Подведение итогов урока.

Обратить внимание учащихся на достигнутые цели урока; определить команду-победителя; выбрать «Лучшего специалиста по Насекомым»; выставление оценок учащимся.


  1. Задание на дом.

    1. Повторить § 26-29 Проанализировать записи в тетрадях и выполнить одно из заданий:

а) придумать кроссворд «Класс Насекомые»;

б) написать сочинение – миниатюру или сказку о насекомых.


Приложение 2

Урок–путешествие по биологии в 6 классе «Плоды»

Урок-путешествие помогает сформировать у учащихся понятие о плоде, как о важном генеративном органе растения. Учащиеся знакомятся с разнообразием плодов и семян, их строением и функциями. Получают знания об образовании, значении плодов и семян, учатся самостоятельно распознавать и определять типы плодов. Использование натуральных объектов исследования повышает познавательный интерес учащихся, а разнообразие методов и приемов, используемых во время урока, в том числе игровые моменты, позволяют провести его весело и продуктивно.

Цели урока:

Образовательные:

  • изучить разнообразие плодов; растений, показать многообразие плодов;

  • продолжить формирование умений выделять главные признаки в характеристике органов растений;

  • подвести учащихся к выводу о родстве цветковых, расширить кругозор обучающихся.

Развивающие:

  • развивать учебные умения – исследовательские, способствовать развитию логических умений и навыков по применению биологических знаний на практике; стимулировать развитию навыков познавательного интереса, выявлению связей «строение - функция», синтеза, анализа, делать выводы.

Воспитывающие:

  • воспитание аккуратности и самостоятельности в работе, экологическое воспитание. Продолжить формирование коммуникативных и организаторских умений, умений работать в коллективе.


Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: частично-поисковый, словесный, наглядно-образный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:

фронтальная, индивидуальная, групповая.



Оборудование: коллекция семян и плодов, таблицы, учебник, рисунки, мультимедийный материал, экран, медиапроектор.

Ход урока.




    1. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Определение их готовности к работе. Сообщение о том, что урок пройдет в необычной форме – в форме игры.

- Ребята! Сегодня у нас необычный урок - урок-путешествие в «Королевство плодов». Вы знаете много стран в мире. Я предлагаю вам отправиться в путешествие в одну удивительную страну «Королевство плодов». Это страна, где царит полный достаток и изобилие. Вы согласны?

Ну что же, отправимся в путь.

- А на каком виде транспорта? (С учащимися выбираем вид транспорта.)

- Отправимся в путешествие на поезде.

Состав подан.

Учащихся, сидящих в первом ряду, прошу пройти в вагон №1 «Сочные ягодки"; во втором ряду – в вагон №2 «Короли-семена»; в третьем ряду – в вагон №3- «Крепкие орешки».

Места в оставшихся вагонах предложим нашим гостям. Сопровождать наш состав будет строгий проводник. Это очень строгий человек, любящий порядок.

- Я буду машинистом и экскурсоводом одновременно. Но чтобы занять места в вагоне, необходимо приобрести билеты. А билеты в эту страну не продаются за деньги. Мы должны заработать их своими знаниями. Ваше выполненное задание и будет служить билетом, чтобы отправиться в путешествие. Выполнивший тест, приобретает билет и право на посадку.
II. Проверка знаний: взаимопроверка с использованием тестовых заданий.

Тест по теме «Цветок».


    1. Цветок - это:

      1. околоцветник

      2. яркий венчик

      3. видоизмененный побег

      4. часть стебля

    2. Главные части цветка:

      1. лепестки и чашелистики

      2. пестик и тычинки

      3. цветоножка и цветоложе

      4. столбик и рыльце

    3. Тонкий стебелек, на котором у большинства растений сидит цветок называют:

      1. цветоложе

      2. пестик

      3. цветоножка

      4. тычинка

  1   2


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница