Выпускная работа по «Основам информационных технологий»



Скачать 377.21 Kb.
Дата09.05.2016
Размер377.21 Kb.
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпускная работа по



«Основам информационных технологий»
Магистрант кафедры теории и методологии журналистики,

группа 2ПМЖ, номер 324

Мжельская Ольга Константиновна

Руководители:

Профессор филологических наук

Фрольцова Нина Тихоновна,

старший преподаватель

Кожич Павел Павлович




Минск – 2009 г.

Оглавление


Оглавление 2

Список обозначений ко всей выпускной работе 3

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ «ПРИМЕНЕНИЕ ИТ В ФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОГО «ЛИЦА» БЕЛОРУССКИХ ПЕЧАТНЫХ СМИ» 4

Введение 4

Глава 1. Региональные издания Беларуси в Интернете: достижения и противоречия. 7

Глава 2. Описание методики анализа Интернет-версий печатных СМИ. 13

Глава 3. Потенциал региональной веб-журналистики. 16

Глава 4. Проблемы белорусских региональных СМИ в сети Интернет. 22

Заключение. 26

Список литературы к реферату. 28



Предметный указатель. 31

Интернет ресурсы в предметной области исследования. 32

Действующий личный сайт в WWW. 33

Граф научных интересов. 34

Тестовые вопросы по ОИТ. 35

Презентация магистерской диссертации. 36

Библиографический список к выпускной работе. 37

Приложение. 38


Список обозначений ко всей выпускной работе

ИТ – информационные технологии;

СМИ – средства массовой информации.


РЕФЕРАТ НА ТЕМУ «ПРИМЕНЕНИЕ ИТ В ФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОГО «ЛИЦА» БЕЛОРУССКИХ ПЕЧАТНЫХ СМИ»

Введение


Современный образ жизни во многом обусловлен информационными технологиями (ИТ), которые влияют практически на все сферы человеческой деятельности. Не является исключением и журналистика. Появление электронных версий печатных СМИ в Интернете, сетевых изданий, веб-телевидения и онлайн-радио быстрыми темпами меняет современное медийное пространство нашей страны. В последние годы основным показателем развития информационной инфраструктуры стали доступ к Интернету и уровень компьютеризации. 1991 год принято считать годом рождения белорусского Интернета. Именно тогда появился первый канал связи между Минском и Москвой, в основе которого была передача сообщений по электронной почте.

С тех пор прошло восемнадцать лет, и сегодня число Интернет-пользователей в Беларуси составляет более трёх миллионов, из которых свыше двухсот тысяч подключены по высокоскоростным каналам. Аудитория Интернета в стране ежемесячно растёт на два-три процента.

Теперь не только жители столицы, но и регионов могут оценить возможности новых технологий.

И всё же из 136 государственных и 60 негосударственных региональных изданий свои сайты в Интернете имеют около 50 газет.

Появление региональной прессы в сети – большой шаг вперёд, несмотря на многочисленные «но». Например, режущий глаз дизайн, низкую посещаемость, а также информацию, которая порой не обновляется целыми неделями.

Создание и поддержка сайта – дело дорогостоящее: расходы на разработку веб-ресурса, на систему управления контентом, на оплату услуг провайдера, хостинг и т.п. Экономическая ситуация обостряется тем, что ни один региональный сайт не способен привлечь серьёзный рекламный бюджет, и вынужден финансироваться за счёт традиционной версии издания.

Но сайт нельзя воспринимать как придаток или дорогостоящую игрушку. Сайт – это инвестиции в будущее, и редакторы должны это четко усвоить.

Американский профессор Филипп Мейер в своей книге «Исчезающая газета» высказал такое мнение: «Последний читатель отправит в макулатуру бумажный экземпляр газеты в апреле 2043 года».

Сбудется это пророчество или нет, никто не знает. Ясно только одно - игнорировать современные тенденции развития нельзя. Так как в будущем это может привести к полной неконкурентоспособности. Поэтому главной задачей на сегодняшний день должно стать создание настолько привлекательных Интернет-версий печатных изданий, чтобы пользователям хотелось сделать их своими домашними страницами.

И хотя проблематике региональных СМИ в Интернете посвящено немало публикаций, но ни одна из них в полном объёме не характеризует состояние региональной прессы в сети на современном этапе, а также не предлагает практических решений существующих в этой области проблем, в этом и заключается актуальность данного реферата.

Объектом исследования являются региональные печатные СМИ в Интернете.

Предмет исследования – состояние белорусских региональных изданий в Интернете, а также перспективы их развития.

Основной целью реферата является теоретическое обобщение и осмысление распространения и развития региональных печатных СМИ в сети Интернет.

Для успешной реализации этой цели в реферате сформулированы и решаются следующие задачи:



  • проанализировать состояние региональных печатных СМИ в Интернете;

  • выявить перспективы региональных печатных СМИ в Интернете на современном этапе;

  • выработать практические рекомендации по определению дальнейших стратегий деятельности региональных СМИ Беларуси в Интернет-пространстве.

В ходе исследования применялись различные методы познавательной деятельности: анализ, синтез и логический метод. Сравнительный метод использовался для сопоставления различных подходов к рассматриваемым проблемам. Наиболее важным в данной работе являются анализ и логический метод, которые использовались для выявления взаимосвязи различных отношений в рассматриваемой области.

Научная значимость работы состоит в недостаточной степени разработанности данной проблематики, в необходимости расширения и углубления представлений о региональных изданиях в Интернете, а также в возможности использования сделанных выводов для решения проблем, связанных с развитием региональных СМИ в киберпространстве.


Глава 1. Региональные издания Беларуси в Интернете: достижения и противоречия.


Процесс формирования мирового рынка СМИ сегодня идет на основе внедрения в индустрию массмедиа ИТ. Новые средства массовой информации в Интернете в начале XXI века представляют собой неотъемлемую часть государственной политики и идеологии, мощный канал коммуникации между субъектами общества, средство идейно-политического воздействия на население. Они формируют как национальное, так и международное общественное мнение. [18,78]

Руперт Мердок, глава международной информационной империи News Corporation, на встрече издателей газет заявил: «Те компании, которые надеются, что их славное прошлое защитит их от необходимости меняться под воздействием развития технологий, глубоко ошибаются и потерпят крах». [17]

Руперт Мердок убежден, что совсем скоро настанет время второй эпохи великих открытий. Обусловлено это в первую очередь компьютеризацией не только профессиональной, но и повседневной среды. Электронные технологии в некотором смысле избаловали человека и изменили его требования к СМИ. Сегодня все большему количеству людей нужна не просто газета, а разнообразный контент на разных носителях 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, а не один раз вечером или утром.

Можно сделать вывод, что изменились требования и к самим журналистам. Теперь они должны уметь не только думать и писать, но и легко пользоваться ИТ. Мультимедийность СМИ требует не просто умения создавать текст, но и обрабатывать его на компьютере, фотографировать цифровой камерой, редактировать изображение, собирать материал по Интернету, размещать его в сети, а также управлять сайтом газеты при помощи современных автоматизированных систем.

Сайт в Интернете для печатного издания – это репутация, престиж, расширение читательской аудитории и возможность выхода на мировой рынок. Но пока многие белорусские сайты находятся в зачаточной стадии и требуют скорейшего обновления своих информационных стратегий.

В настоящее время, помимо бумажной версии издания, надо обязательно иметь его электронный вариант, в котором, помимо текстовых материалов, можно размещать видео и аудиофайлы, иные ресурсы. Без вложений в новые технологии можно остаться в прежнем состоянии и потерять аудиторию.

В ближайшие год-два ситуация в стране для медиаотрасли будет отнюдь не столь благоприятной, как раньше, и потребует от участников рынка прессы значительных усилий по качественной и технологической перестройке своей работы. Пресса должна активно использовать возможности Интернета, мультимедийных технологий, мобильной связи для сохранения и расширения своей доли на рынке.

Практика работы успешных Интернет-СМИ показывает, что электронная версия печатного издания должна соответствовать следующим характеристикам:

1. Лента новостей, которая обновляется несколько раз в час.

2. Работа в режиме реального времени 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

3. RSS-поток.

4. Видео и фотогалерии.

5. Подкастинг (процесс создания и распространения звуковых или видеопередач в Интернете. Как правило, подкасты имеют определенную тематику и переодичность издания).

6. Интерактивные голосования, блиц-опросы, а также пользовательский контент (User-generated content, UGC).

7. Онлайн-интервью.

8. Блоги журналистов .

9. Авторские колонки.

10. Баннерная реклама.

11. Приложение для мобильных телефонов/смартфонов.

Но, если не все веб-версии республиканских СМИ соответствуют даже половине вышеперечисленных критериев, то разве можно предъявлять такие высокие требования к редакциям региональных изданий?

Нет, во-первых, потому что в редакциях региональных СМИ зачастую нет высокоскоростного доступа в Интернет, а установленные компьютеры слишком устарели. Во-вторых, в регионах недостаточно специалистов в области веб-журналистики. В-третьих, отсутствие четко сформулированной законодательной базы в области масс-медиа Интернета затрудняет процесс формирования конкурентоспособных белорусских Интернет-СМИ.

Существующая ситуация осложняется еще и тем, что цены на услуги передачи Интернет-данных в Беларуси достаточно велики. Не каждый житель региона может позволить себе доступ к глобальной сети.

Также как и не каждое региональное издание может позволить себе Интернет-сайт. Поэтому развитие электронных версий в регионах чаще всего происходит по одной и той же схеме. Создается сайт, на который выкладывается несколько номеров издания, создаются архив и поиск.

Архив представляет собой текстовую базу данных, работающую в режиме онлайн. В архиве могут храниться в электронном виде публикации, начиная с даты создания сайта газеты, а поисковая система позволяет за считанные секунды найти необходимые материалы. Архив в значительной степени способствует росту качества продукции журналистики. Благодаря архиву читатель может легко составить общее впечатление и сделать обзор какой-либо темы за недели, месяцы и годы.

Дизайн электронных версий региональных СМИ также часто оставляет желать лучшего. А ведь «дружественность» и гармоничность интерфейса играют далеко не последнюю роль. Так как онлайн-версии читаются непосредственно с монитора, а это в определенной степени переутомляет глаза и снижает скорость чтения. Поэтому отсутствие четкой «иерархии» структуры страницы, слишком плотный текст в блоках и неограниченное количество применяемых цветов могут вызвать у пользователей раздражение и неприязнь. Особенно, если по подсчетам специалистов, большинство белорусских Интернет-пользователей предпочитают развлекательные сайты, а не информационные источники новостей.

Поэтому целесообразно воспроизведение Интернет-версией дизайна печатного продукта. Например, это можно видеть по таким узнаваемым элементам, как оформление рубрик и логотип. Как правило, такой дизайн способствует узнаваемости СМИ.

Также существенной проблемой традиционных региональных СМИ в Интернете является вопрос о финансировании сайта. Региональный сайт вряд ли сможет заработать значительные суммы на размещении баннерной рекламы. Так как из-за низкой посещаемости эффект от рекламы невелик. Делать платный доступ к архивам публикаций также не имеет смысла. Потому что только небольшая часть аудитории интересуется архивами. Попытка привлечения спонсоров всего скорее также обречена на провал.

Поэтому прибыль от электронных версий региональных СМИ пока маловероятна. Отсюда может возникнуть вопрос: «А нужен ли вообще этот сайт?»

Нужен, потому что эффективная Интернет-политика может способствовать росту влияния традиционного СМИ, увеличению территории охвата, привлечению новых читателей без потери подписчиков на печатное издание. Мультимедийный формат проекта (сочетание бумаги, онлайна, аудио и видеоконтента) создает принципиально новые возможности для размещения информационных продуктов.

Нельзя отрицать и такое достоинство электронной версии традиционных СМИ как разнообразные формы общения со своей аудиторией. Более того, сайт может расшить аудиторию газеты в результате привлечения читателей из-за рубежа.

Интернет-версии региональных изданий Беларуси, к сожалению, часто придерживаются политики «монолога», игнорируя возможности интерактивности.

И зря, потому что посредствам организации на сайте форумов, чатов и гостевых книг редакция может узнавать мнения читателей. Также на сайте могут быть установлены специальные счетчики, с помощью которых журналисты узнают, насколько читателям интересна та или иная тема публикации. Эта система хорошо работает в тандеме с пятибалльной шкалой для оценки материала и возможностью отправлять комментарии автору статьи или главному редактору. Также на сайте редакция может выносить на суд читателей новые идеи по поводу газеты, и, получив одобрение, успешно использовать их в традиционной версии издания.

К немаловажным «плюсам» сайта можно отнести и набор ссылок на другие статьи, которые так или иначе связаны с темой данного материала.

Сайт может обеспечивать постоянный приток целевой аудитории через рассылку по электронной почте анонсов публикаций.

Также с помощью сайта можно привлечь внимание потенциальных читателей, устраивая различные конкурсы и онлайн-встречи с интересными людьми.

Ведь, несмотря на многие недостатки, популярность сайтов республиканских печатных белорусских СМИ продолжает расти. Такое активное включение традиционных СМИ в борьбу за Интернет-аудиторию может серьезно потеснить онлайновые издания, которые не имеют своего печатного аналога. Не исключено, что через некоторое время объемы сетевой и «бумажной» аудитории некоторых периодических печатных изданий могут сравняться.

Таким образом, Интернет-версия - своеобразная инвестиция в будущее издания. Но для того, чтобы вложения дали эффективный результат - необходим профессиональный и серьёзный подход.

Как утверждает, автор книги «Информационные технологии в журналистике» Валентина Кихтан: «Хорошо сделанная электронная версия – это отдельное издание со своей экономической стратегией и своим бюджетом. Не надо тратить деньги на создание информационного продукта – он уже есть, его нужно просто оптимизировать для представления в Сети. Грамотно сделанная электронная версия предоставляет пользователю отличные способы оперирования информацией – отличные от печатной и зачастую более удобные. [11, 54]

Проектировщику электронной версии традиционного издания необходимо учитывать, что информационное содержание сайта должно включать местные новости (событийные, социальные, политические, коммерческие), аналитические материалы, справочную информацию (погода, курсы валют), формы обратной связи и различные дополнительные сервисы. [4, 40]

Пока в Беларуси недостаточно квалифицированных специалистов в области веб-журналистики, которые хорошо разбираются в своей теме и наверняка знают, что нужно аудитории. Отсюда возникла необходимость открытия в 2008 году специальности «Журналистика (веб–журналистика)» на базе Института журналистики Белорусского государственного университета.

В будущем это позволит открыть при редакциях специальные отделы, которые будут заниматься не только разработкой сайта, но и подготовкой материалов для размещения в сети.

Также значительно ускорит процесс развития веб-ресурсов печатных СМИ поддержка на государственном уровне. Она включает в себя разработку и создание правовой, научной, экономической и нормативной базы.

Игнорировать или недооценивать значение Интернет-технологий – опасно. Особенно, если обратиться к статистике. За последние три года число газет в Беларуси сократилось с 802 до 663, а это тревожная тенденция.

Аудитория печатных СМИ заметно сужается. Конечно, газеты по-прежнему сохраняют актуальность для людей старшего и среднего возраста. Молодежь в свою очередь читает прессу все реже. И если редакции хотят сохранить и привлечь молодых читателей, им необходимо выходить на новые платформы и кардинально менять свои информационные стратегии.


Глава 2. Описание методики анализа Интернет-версий печатных СМИ.


Процесс становления и развития он-лайновых СМИ Беларуси можно разделить на несколько этапов. Первый, экспериментальный – с 1996 г. по 1998 г. В этот период в Интернете появились сайты первых белорусских СМИ. Пионером в области освоения информационного поля Интернета стала газета «Вечерний Минск» (сайт начал работу 24 июля 1996 г.). В этот же период возникло несколько медиапроектов, созданных специально для функционирования в Интернете, позиционирующих себя как СМИ.

Второй этап – с 1999 по 2002 гг. В Интернете созданы электронные версии нескольких десятков печатных СМИ Беларуси. Все они представляли собой «клоны» газет. В сентябре 2001 г. появилась Интернет-газета «Белорусские новости» (http://www.naviny.by/), которая вскоре стала лидером среди он-лайновых изданий страны.

Третий этап – с 2003 по 2006 г. Дальнейшая «онлайнизация» традиционных СМИ. Смена дизайна ранее существовавших веб-проектов. Расширение представительства в Интернете республиканских СМИ. Увеличение числа он-лайновых изданий (в том числе специализированных), созданных для функционирования только в Интернете и относящих себя к средствам массовой информации. Появление Интернет-радио.

Четвертый этап – с 2007 г. по настоящее время. Развитие мультимедийных проектов, в том числе веб-телевидения (ITV.BY и др.). Начало использования инновационных технологий (RSS-поток; PDA- и WAP-версии, блоги и др.). Распространение новых типов контента.

Проведенное нами исследование показывает, что версии региональных СМИ, в отличие от республиканских изданий, находятся на стадии становления. Хотя сам факт их появления в глобальной сети – это уже большой шаг вперед.

Для выявления основных недостатков и недоработок, а также для выявления тенденций развития, необходимо провести детальный анализ около 50 региональных газет, которые сегодня представлены в сети Интернет.

Перечень изданий взят с Интернет-ресурса http://www.e-belarus.org. В списке, заявленном на сайте, даны ссылки на 47 Интернет-версий, но, 12 из них прекратили свое существование: страницы либо не работают, либо удалены. Ряд изданий не включен в упомянутый список. Таким образом, централизованный учет количества сайтов региональных СМИ в Беларуси на государственном уровне не ведется.

Этот факт лишний раз подтверждает, что региональные печатные СМИ Беларуси пока так и не стали полноправными участниками Интернет-пространства. Возможно, основной причиной является недооценка постоянно возрастающей роли Интернета в системе масс-медиа. Сейчас перед белорусской прессой стоит задача адаптации в новой конкурентной технологической среде путем создания качественного информационного продукта на страницах своих электронных версий.

Анализ будет проводится по следующей схеме:


  1. Адрес в Интернете.

  2. Регион распространения.

  3. Сроки обновления информации на сайте. Современному пользователю сети нужна динамичная информация, постоянно обновляющийся контент- так появляется ощущение причастности к происходящему.

  4. Возможность оставлять комментарии к публикациям как чувство сопричастности.

  5. Форум, гостевая книга, опросы и другие виды обратной связи с читателем. Интерактивность – одно из преимуществ Интернет-технологий, она способствует сближению читательской аудитории и редакции издания.

  6. Основные средства мультимедийности: фото- и видео-галереи, аудиофайлы. Электронные версии не должны предлагать своим посетителям только текст, который к тому же не структурирован и зачастую лишен гиперссылок.

  7. Архив публикаций и поиск.

  8. Блоги журналистов и читателей. Наличие блогов многократно увеличивает оперативность. Блог позволяет самостоятельно публиковать информацию, минуя контроль, отбор и редактирование. Основные недостатки блогов: в своем большинстве они представляют собой личные дневники, и опубликованная информация не всегда является достоверной.

  9. Дополнительные сервисы: прогноз погоды, курсы валют, частные объявления и др.

  10. Баннерная реклама.

  11. Наличие RSS-потока. Используется для быстрого оповещения пользователя об обновлениях на сайте.

  12. Доставка газеты в формате PDF.

  13. Ежедневная посещаемость и количество просмотров страниц. Эти цифры прямопропорциональны читательской заинтересованность, и я вляются главным критерием оценки.



Глава 3. Потенциал региональной веб-журналистики.


Результаты анализа Интернет-версий региональных печатных СМИ сгруппированы по областям республики:

Витебская область, которая лидирует по количеству общего разового тиража печатной продукции, в Интернете выглядит хуже остальных регионов.

Все электронные версии обновляют информацию вместе с выходом газеты, то есть 2-3 раза в неделю. Сайты изданий «Витебский курьер» (http://kurier.vitebsk.by) и «Витьбичи» (http://www.vitbichi.vitebsk.by) не имеют на своих ресурсах ни архива, ни фото- или видео-галереи, ни форума, ни дополнительных сервисов, ни RSS-потока, ни формата PDF.

Интернет-версия гаезты «Віцебскі рабочы» (http://www.vitnews.by) в отличие от них имеет архив, в котором хранятся материалы с 2008 года, но не работает поиск по ним, а также гостевую книгу. Ежедневная посещаемость всех трех ресурсов колеблется от 5 до 15 человек, а количество просмотров страниц составляет 25-30.

Выгодно отличается от них электронная версия издания «Народнае слова» (http://nspaper.info), хотя посещаемость 15-20 человек в день и количество просмотров страниц равное 35-40 нельзя назвать высокими. Сайт газеты «Народнае слова» также обновляет информацию вместе с выходом газеты, архивирует материалы с 2008года, поиск по сайту работает; также на сайте присутствует возможность оставлять комментарии, регулярно размещаются опросы на различные актуальные темы; из дополнительных сервисов – ссылки на сайт Витебского исполнительного комитета, Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, на каталог Интернет-ресурсов государственных органов.



Брестская область благодаря электронной версии газеты «Вечерний Брест» (http://www.vb.by) является лидером по посещаемости среди регионов. Ежедневно на сайт газеты заходит 400 человек, а количество просмотров страниц – более 2100.

«Вечерний Брест» распространяется в Бресте, Брестском районе и в Прибужском регионе. Информация на сайте обновляется два раза в неделю, вместе с выходом газеты, а также на сайте присутствует обновляемая несколько раз в день перепечатка ленты новостей с ресурсов http://www.naviny.by и http://www.lenta.ru. Материалы на сайте архивируются с 2007 года, поиск по сайту работает, есть фотогалерея, возможность не только оставить комментарий, но и оценить публикацию по пятибалльной шкале. Форума нет, но есть опросы и сервис «Ваша новость», нет видео-галереи и блогов. Дополнительные сервисы представляют собой прогноз погоды, курсы валют, частные объявления, подписку ну новости. Сайт издания «Вечерний Брест» один из немногих среди региональных СМИ, на котором присутствует баннерная реклама.

Остальные электронные версии изданий «Брестский Курьер» (http://bk.bynet.name), «Брестская Газета» (http://b-g.by), «Информ-Прогулка» (http://www.progulka.brest.by), «Новости Барановичского региона» (http://www.intex-press.by), «Заря» (http://www.zarya.by) обновляют информацию вместе с выходом печатного номера. Архивы есть на всех версиях, кроме газет «Информ-Прогулка» и «Заря», материалы архивируются с 2008 года, фото-галерея есть только на сайте издания «Брестская Газета», посещаемость газет колеблется от 5 до 40 человек в день, количество просмотров страниц от 30 до 200. Кстати, сайт газеты «Заря» предлагает своим читателям возможность завести блог, но отсутствие архива и свежей информации ведут к снижению читательского интереса.

Далее по посещаемости идет издание, которое распространяется более, чем в одной области – «Газета Слонімская» (http://www.gs.by). Регион распространения этого издания – Гродненская и Брестская области, ежедневно на электронную версию этой газеты заходит до 150 человек, а количество просмотров страниц составляет 899. Информация на сайте обновляется один раз в неделю, вместе с выходом печатного номера. Материалы архивируются с 2008 года, поиск по сайту работает, есть возможность оставлять комментарии, завести блог, а также на сайте есть форум и опросы на актуальные темы, RSS-поток и баннерная реклама. Дополнительные сервисы – прогноз погоды и курсы валют. На ресурсе нет ни фото- ни видео-галереи.

Второе издание, которое распространяется в двух областях- Минской и Гродненской, - «Галоўная Рэгіянальная Газета» (http://rh.by) не обновляет информацию с 2007 года, посещаемость колеблется от 0-1, количество просмтров страниц также от 0-1.

По посещаемости и количеству просмотров страниц далее идет Гродненская область. На электронные версии газет «Вечерний Гродно» (www.vgr.by) и «Гродзенская Праўда» (http://grodnonews.by) ежедневно заходит около 140-165 человек, количество просмотров страниц составляет от 570- 820. Регион распространения этих изданий – Гродно и Гродненская область. Сайты данных изданий обновляют информацию еженедельно, вместе с выходом газеты. «Вечерний Гродно» архивирует материалы с 2000 года, «Гродзенская праўда» с 2007года. Поиск по сайтам работает, а также на обеих версиях имеется фотогалерея, опросы на актуальные темы, дополнительные сервисы - прогноз погоды, курсы валют, афиши, цены на товары и услуги в области, также присутствует возможность комментирования публикаций. На обеих версиях отсутствует видео-галерея и RSS-поток.

Издания «Ашмянскі Веснік» (http://www.oshvestnik.grodno.by), «Дзянніца» (http://www.dzyannica.grodno.by), «Перамога» (http://peramoga.dzyatlava.by) информацию на своих сайтах обновляют нерегулярно, часто с опозданием в два-три дня по сравнению с выходом печатных номеров. Электронная версия газеты «Перспектива» (http://www.perspektiva-info.com) не обновляет информацию на сайте с 2008 года.

Могилевская область представлена в Сети пятью электронными версиями. Лидерами среди них по посещаемости являются сайты газет «Бобруйский Курьер» (http://www.bk.of.by) и «Зара над Друццю» (http://www.zara.by), посещаемость которых колеблется от 25 до 40 человек в сутки, а количество просмотров страниц около 90-210. Регион распространения издания «Бобруйский Курьрер» - город Бобруйск; информация на сайте обновляется еженедельно, вместе с выходом газеты, поиск по сайту работает, есть форум, блоги, видео- и фотогалереи, возможность оставлять комментарии, RSS-поток, баннерная реклама, дополнительные сервисы – прогноз погоды, курсы валют, частные объявления, кроссворды, гороскопы, расписание транспорта. Один из существенных минусов этого сайта – отсутствие архива.

Регион распространения газеты «Зара над Друццю» - городской поселок Белыничи, информация обновляется еженедельно, вместе с выходом газеты, материалы архивируются с 2006 года, поиск по сайту работает, также на электронной версии присутствуют фото-галерея, опросы на актуальные темы, дополнительные сервисы – прогноз погоды, курсы валют, расписание транспорта и график приема граждан руководством района. Один из существенных минусов этого сайта- отсутствие RSS-потока.

Электронные версии остальных изданий «Вечерний Бобруйск» (http://www.bobruisk.org), «Могилевские Ведомости» (http://www.mogved.by), «Бабруйскае Жыцце» (http://www.life.bobr.by) обновляют информацию нерегулярно, иногда с опозданием в два-три дня по сравнению с выходом печатного номера.

Далее по посещаемости и количеству просмотров страниц идет Минская область, ежедневно на сайт газеты «Мінская праўда» (http://minpraud.by) заходит 30-40 человек, количество просмотров страниц составляет 145-200.

Регион распространения – Минская область. Информация на сайте обновляется два раза в неделю, материалы архивируются с 2007 года, поиск по сайту работает, есть возможность оставлять комментарии, дополнительные сервисы представлены ссылками на сайт Президента Республики Беларусь, на сайт Министерства Информации Республики Беларусь, а также на сайт Минского областного исполнительного комитета. На электронной версии нет фото- и видео-галереи, блогов и RSS- потока.

Лидером по посещаемости в Минской области является газета «Інфа-Кур’ер» (http://kunjer.info), ежедневно на сайт издания заходит 60 человек, а количество просмотров страниц составляет 200-400. Регион распространения – Слуцк, Солигорск, Старые дороги, Копыль, Любань. Информация обновляется ежедневно, но в отличие от газеты информация на сайте появляется с опозданием на один день. Материалы архивируются с 2007 года, поиск по сайту работает, есть форум, опросы, блоги, возможность оставлять комментарии, фото-галерея, RSS- поток, дополнительные сервисы - туризм и досуг, товары и услуги, частные объявления, цены на рекламу, справочная региона, афиша недели. На сайте нет виде-галереи и доставки номеров в формате PDF.

Далее по посещаемости и количеству просмотров страниц идет Гомельская область. Сайты изданий «Гомельская Праўда» (http://www.gp.by) и «Газета Советского Района» (http://sr-smi.gomel-region.by) ежедневно посещает от 15 до 30 человек, количество просмотров страниц составляет 120-200.

Регион распространения газеты «Гомельская Праўда» - Гомельская область. Информация обновляется три раза в неделю, вместе с выходом газеты. Материалы архивируются с 2003 года, также в архиве есть доступ к номеру за 1970 год. Поиск по сайту работает, есть фото-галерея, возможность оставлять комментарии, голосования на актуальные темы, доставка газеты в формате PDF, а также дополнительные сервисы – прогноз погоды, курсы валют, афиша. на сайте нет видео-галереи и RSS-потока.

«Газета Советского района» распространяется в Гомеле. Информация обновляется три раза в неделю, материалы архивируются с 2008 года, поиск по сайту работает, есть фото-галерея, опросы, дополнительные сервисы - прогноз погоды, курсы валют, ссылки на Интернет-ресурсы местных органов власти. На сайте нет RSS потока, а также возможности оставлять комментарии.

Посещаемость электронных версий остальных изданий колеблется от 10 до 15 человек в сутки, хотя сайт газеты «Своими Глазами» (http://www.glaza.info) обновляет информацию ежедневно, независимо от выхода газеты. Издания «Светлагорскія Навіны» (http://www.sn.by), «Маяк Палесся» (http://www.mp-smi.gomel-region.by), «Чырвноны Кастрычнік» (http://ch-smi.gomel-region.by), «Добрушскі Край» (http://dk-smi.gomel-region.by), «Светалае Жыцце» (http://sj-smi.gomel-region.by), «Дняпровец» (http://dneprovec.by) обновляют информацию нерегулярно, иногда с опозданием в неделю по сравнению с выходом печатного номера.



Глава 4. Проблемы белорусских региональных СМИ в сети Интернет.


Основной проблемой электронных версий белорусских региональных СМИ является их низкая посещаемость. То есть все проанализированные ресурсы недостаточно востребованы аудиторией Интернета.

В Беларуси количество пользователей Глобальной Сети составляет около 2,2 млн. человек, это приблизительно 22 % всего населения страны.

Абсолютным лидером в Беларуси по размерам Интернет-аудитории является Минская область, где Глобальной Сетью пользуются 38,7 %. Затем идет Брестская область, где Интернетом пользуется 13,8 %, потом Витебская область– 13,2%, Могилевская область – 12,5% , Гомельская область – 11,6%, Гродненская область– 6,1%.

Активный пользователь Интернета - человек образованный, владеющий необходимым минимумом знаний для работы на компьютере и в Интернете, обладающий достаточными средствами и возможностями для подобного времяпрепровождения. Большинство потребителей информации в Интернете - люди среднего и выше среднего достатка, имеющие интеллектуальную работу и стабильные доходы.

В Беларуси 22% Интернет-аудитории имеет доход в 500 тыс. белорусских рублей в месяц, 25% имеют доход в 1 млн. рублей в месяц, 17% имеют доход 1 -1,5 млн. рублей в месяц.

Также активными Интернет-пользователями являются люди с высшим или средним специальным образованием, занимающие активную гражданскую позицию и имеющие собственное мнение по основным общественным вопросам.

21% белорусской Интернет-аудитории составляют студенты, 15 – специалисты, инженеры/ рабочие – 10%, топ-менеджеры и менеджеры среднего звена – 8%, офисные работники – 7%, мелкие предприниматели – 6%.

Как правило, все эти люди находятся в возрасте от 15 до 45 лет. В Беларуси 45% пользователей Интернета составляют молодые люди в возрасте 15-25 лет; 27% пользователей в возрасте 25-34 года; 18% пользователей в возрасте 35-44 года; 10% пользователей в возрасте 45 лет и старше.

Основными пользователями глобальной сети в Беларуси является учащаяся молодежь. И важной задачей газетной отрасли в Беларуси является формирование у молодого поколения привычки к чтению. И сделать это можно не только при помощи различных акций, но и при помощи ИТ. Это не приведет к сокращению читательской аудитории, а напротив будет способствовать ее удерживанию и наращиванию.

Это в частности, подтверждает опыт российского Издательского Дома «Комсомольская Правда», который отказался от электронных клонов печатных СМИ, а создал новый самостоятельный продукт, в котором главный акцент был сделан на новости.

Это связано с тем, что в Интернете новости потребляются лучше, чем те, которые печатаются на бумаге или передаются в эфир. Подавляющее большинство пользователей Всемирной Сети целенаправленно ищут новости.

Поэтому низкую посещаемость электронных версий белорусских региональных СМИ можно объяснить тем, что всего лишь четыре издания ежедневно предлагают своим посетителям свежую информацию, это сайты газет «Вечерний Гродно», «Гродзенская праўда», «Інфа-Кур’ер», и «Вечерний Брест». Кстати, Интернет-ресурсы этих периодических изданий являются лидерами среди остальных по посещаемости: ежедневно их сайты посещает от 100-500 человек, а количество просмотров страниц колеблется от 600 – 1000.

Отчасти в небольшой посещаемости региональных электронных версий виновато появление блогов. Блог в переводе в английского языка– «сетевой журнал», «дневник событий». Благодаря блогам, каждый второй пользователь Интернета может не только потреблять контент, но и создавать его. Популярность блогосферы привела к появлению на постсоветском Интернет-пространстве такого феномена, как «тысячники». «Тысячник» - автор блога, который не будучи известной или влиятельной персоной, по средствам своих публикаций, добился признания, популярности и читаемости. Блоггеры могут даже уличать профессиональных журналистов в ошибках и неточностях, а также восполнять дефицит сообщаемых ими новостей.

По мнению главного редактора газеты «СБ. Беларусь Сегодня», Павла Якубовича: «И люди, которые раньше не представляли себя в журналистике, а газеты и ТВ не представляли этих людей в своих рядах, сейчас имеют уникальную возможность высказаться не только публично, но и на весь мир. Скромно замечу, что некоторые авторы блогов делают это порой более живо и искусно чем профессионалы».

Исследователи считают, что журналистам пока опасаться нашествия блоггеров не стоит. Они еще явно не в состоянии заменить регулярную армию корреспондентов, стрингеров, редакторов, репортеров и аналитиков.

Хотя границы между профессиональной журналистикой и так называемой «народной» стираются. Например, почти на всех электронных версиях изданий читатели могут комментировать новости, или же оценивать их по пятибалльной шкале. А на некоторых электронных версиях белорусских региональных СМИ имеются свои разделы с блогами, где не только журналисты, но и посетители могут участвовать в изготовлении информационного продукта. К таким ресурсам относятся сайты газет «Інфа-Кур’ер», «Заря», «Бобруйский Курьер», «Галоўная рэгіянальная газета».

Также электронные версии региональных СМИ совсем не используют возможность заработка с помощью своих сайтов. Баннерная реклама присутствует только на ресурсах двух газет: «Бобруйский Курьер» и «Cлонімская Газета». Задуматься над этой проблемой неоходимо как и самим редакциям, так и рекламодателям. И это, несмотря, на то, что по данным последнего исследования компании Nielsen Norman Group, проведенного с помощью устройства, которое отслеживает перемещении взгляда пользователя, удалось доказать, что существует такое явление как «баннерная слепота». То есть постоянные пользователи Глобальной Сети не обращают внимание на рекламные баннеры, ссылки, полностью концентрируясь на контенте. Часто это вызвано недоверием к баннерной рекламе, которой изобилуют сайты в Интернете. Электронным версиям печатных СМИ это отчасти на руку, потому как к ним доверие у потребителей по-прежнему остается высоким.

Электронные версии белорусских региональных СМИ в некоторой степени игнорируют тенденции мирового газетного рынка. Например, за рубежом печатные и онлайновые форматы больше не конкурируют, а взаимно дополняют друг друга. На сайте печатного СМИ можно не только читать и комментировать тексты, но и просматривать фотографии, причем их может быть гораздо больше, чем одна или две. На сайте без ущерба для самой публикации можно выкладывать целые фоторепортажи, или популярные сегодня «фото-факты». Но из 35 проанализированных нами электронных версий фотогалереи присутствуют на 19. С видео-галереями ситуация обстоит хуже, из 35 проанализированных СМИ видеогалереи есть только на трех ресурсах.

Помимо всех вышеперечисленных недочетов, на посещаемость негативно влияют отсутствие архива, поиска, RSS-потока, форума, дополнительных сервисов, возможность просматривать номера в формате PDF. Например, из 35 проанализированных электронных версий архив присутствует на 28, поиск на 12, форум на 6, RSS- поток на 12, PDF- формат на 2сайтах; дополнительные сервисы есть на 26 ресурсах, и в основном представляют собой прогноз погоды и курсы валют.

Интернет, чья аудитория вначале 20 века была чуть более 500 миллионов человек, сегодня нарастил ее до 1,6 миллиардов, поэтому игнорировать его преимущества и возможности – невыгодно и даже опасно. Интернет-технологии оказывают существенное влияние на всю медийную сферу во всем мире.



Заключение.


Состояние региональной прессы Беларуси в Интернете на современном этапе нельзя назвать удовлетворительным. Сайты, которыми региональные печатные СМИ представлены в Сети, являются «клонами», причем некачественными. Белорусским региональным СМИ необходимо осознать значимость Интернета как новой медийной сферы, которая оказывает непосредственное влияние на все остальные СМИ.

Также необходимо осознать, что с Интернетом нужно не конкурировать, а сотрудничать. Пора отходить от банального копирования информации со страниц газеты на сайт. Увеличение Интернет-аудитории повлечет за собой укрепление и даже наращивание традиционной читательской.

По результатам работы сделаны следующие выводы:

1. Появление региональных СМИ в Интернете – большой шаг в будущее, но, к сожалению, все ресурсы требуют доработок.

2. Большим плюсом веб-ресурсов региональных СМИ являются работающий поиск по сайту и наличие дополнительных сервисов. Особенно, если дополнительные сервисы представляют собой не только метеосводки и курсы валют, но и расписание движения транспорта в регионе, дают ссылки на органы местной власти.

3. Информация на сайтах должна в лучшем случае обновляться ежедневно, в худшем – вместе с выходом номера газеты, но никак не с опозданием в неделю. Также на сайтах региональных СМИ должен присутствовать анонс свежего номера, который еще не вышел в печать.

4. Все газетные материалы должны регулярно архивироваться. Архив публикаций представляет собой своеобразную информационную историю региона.

5. На сайтах обязательно должны присутствовать фото- и видеогалереи. Их отсутствие снижает уровень мультимедийности, а вместе с ним падает и интерес аудитории. Ведь сайт в идеале представляет собой нечто большее, чем газета – качественные тексты, красочные фотографии и увлекательные видеофайлы.

6. Сайты региональных СМИ обязательно должны предоставлять своим читателям возможности высказываться на форумах, а также вести блоги. В таком случае сайт издания станет зеркалом жизни региона, превратится в открытую и доступную площадку не только для высказываний, но и для коллективных решений проблем.

7. Региональные СМИ должны попробовать зарабатывать деньги не только при помощи традиционных газетных рекламных модулей, но и при помощи баннерной рекламы. Ведь в отличие от других ресурсов, сайты печатных СМИ пользуются доверием у аудитории.

8. Также на сайтах региональных СМИ должны выкладываться не только новости региона, но и информация о республиканских и мировых событиях.

9. Основными причинами запущенности электронных версий являются нехватка технической базы и профессиональных кадров, а также довольно высокие цены на доступ в Интернет.

10. Для решения этих проблем необходима поддержка на государственном уровне: финансирование, организация различных семинаров, тренингов, конференций и курсов повышения квалификации для журналистов.

Не исключено, что в будущем сайты региональных СМИ начнут пользоваться популярностью не только у местных жителей. В современном медийном пространстве региональные СМИ обязаны стать конкурентоспособными и рентабельными. Таких результатов при правильном подходе им помогут добиться их электронные версии. Главное не останавливаться на банальном создании сайта, а заниматься его раскруткой и продвижением.


Список литературы к реферату.


  1. Белякова В.А. Место и роль областной прессы в национальном медиаландшафе // Рэгіянальная прэса: традыцыі, вопыт, перспектывы. Матэрыялы Рэспубліканскай навукова-практычнай канферэнцыі (27кастрычніка 2007г.). Рэдкал: С.В. Дубовік (адк.рэд.) і інш.- Мн.,2005. С.-21.

  2. Вашкевич В. Р. О понятиях «масс-медиа», «СМИ», «web (Интернет)-журналистика, а также «сетевая журналистика» // Журналiстыка-2006: Тэорыя. Практыка. Творчасць. Матэрыялы 8-й Miжнароднай навукова-практычнай канферэнцыi, прысвечанай 85-годдзю Беларускага дзяржаўнага унiверсiтэта (1-2 снежня 2006 г.). Вып. 8. Рэдкал.: С.В.Дубовiк (адк. рэд.) i iнш. – Мн., 2006. С. 114–115.

  3. Градюшко А.А. Сетевая пресса в системе СМИ: Учебно-методический комплекс. Мн.: ЗАО «Современные знания», 2005. – 144 с.

  4. Градюшко А.А. Студенческая печать: проблематика, дизайн, язык и стиль: сб. статей / А.А. Градюшко, В.И. Ивченков, А.К. Свороб; под ред. А.А. Градюшко. Минск: БГУ, 2008. – 207 с.

  5. Градюшко А.А. Дорога в онлайновое будущее// Журналист, 2008. №.9 С.-29.

  6. Дубовик С.В. CMI постсацыялістычнай Беларусі: пошук новай рацыянальнасці. Мн.: БДУ, 2003 – 303 с.

  7. Калмыков А.А. Коханова Л.А. Интернет-журналистика. Москва: Юнити-Дана, 2005. – 383 с.

  8. Засурский Я.Н. Журналистика и мир на рубеже тысячелетий// От книги до Интернета. Журналистика на рубеже тысячелетий/Отв.ред. Я.Н.Засурский, Е.Л. Вартанова.М: Издательство МГУ., 2000. С-34

  9. Засурский Я. Н. Тенденции функционирования СМИ в современной структуре российского общества // Средства массовой информации России / Алексеева М. И., Болотова Л. Д., Вартанова Е. Л. М., 2005. С. 7–58.

  10. Как региональным СМИ выйти на качественно новый уровень//Журналист, 2008. №6. С.-6

  11. Кихтан, В.В. Информационные технологии в журналистике. Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 160 с.

  12. Литвиненко А. Гуттенберги XXI века. Опыт сетевой журналистики в Германии // Журналист, 2006. № 4. С. 53–55.

  13. Лукина, М. М. Новая жизнь старых газет: как пресса приспосабливается к новому читателю // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2006. № 3. С. 52–59.

  14. Лукина М. М. СМИ в Интернете // Средства массовой информации России учеб. пособие для студ.вузов / Алексеева М. И., Болотова Л. Д., Вартанова Е. Л. М., 2005. С. 350–351.

  15. Лукина М.М., Фомичева И.Д. СМИ в пространстве Интернета. М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. – 87 с.

  16. Мультимедийная журналистика Евразии-2007: интегрированные маркетинговые технологии Востока и Запада: Материалы научно-практической конференции, Казань, 5-6 декабря 2007 года. Казань: Изд-во Казанск. гос.ун-та, 2007. – 28 с.

  17. Руперт Мердок:Газеты должны стать электронными или они умрут.// http:www.ewsru.com/world/14mar2006/media.htl

  18. Современная журналистика: методология, творчество, перспективы: сб. науч. ст. / Н.Т. Фрольцова (гл. ред). и др. – Минск, БГУ, 2008. – 203 с.

  19. Средства массовой информации постсоветской России: Учебное пособие / Я.Н. Засурский, Е.Л. Вартанова, И.И. Засурский и др.; под ред. Я.Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2002. – 303 с.


Предметный указатель.


R

RSS-поток 8, 14, 16, 18, 19, 20, 21, 25

RSS-потока 16, 20, 21, 25

А

Архив 9, 15, 27



Б

Баннерная реклама 9, 16, 24

Блог 9, 15, 23

В

Видео 8



Ж

Журналист 28, 29

Журналистика 13, 29

И

Интернет 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 23, 24, 26, 27, 28



Интернет-версия 5, 10, 11, 12, 13, 14, 16

Интернет-СМИ 8, 9

Информационные технологии 3, 4, 7, 23

Л

Лента новостей 8



П

Подкастинг 8

Р

Региональные СМИ 27



С

Сайт 5, 8, 11, 16, 17, 18, 21, 26, 27

СМИ 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29


Интернет ресурсы в предметной области исследования.


  1. http://www.zhurfak.edu.by/ - персональный сайт доцента Института журналистики БГУ Градюшко А. А.;

  2. http://www.journ.bsu.by/ - официальный сайт Института журналистики БГУ;

  3. http://www.mediasprut.ru/media/depress.shtml - список адресов всех немецких газет, работающих в сети Интернет;

  4. http://www.zhurfak.edu.by/main.aspx?uid=33770 – список ссылок на региональные СМИ, работающие так же в Интернете;

  5. http://www.bymedia.net - информационно-образовательный портал по журналистике (архив газет, фоторепортажи, сводки новостей, пресс-досье, тренинги);

  6. http://www.baj.ru - Белорусская ассоциация журналистов (БАЖ);

  7. http://www.pressby.net - Масс-медиа Беларуси;

  8. http://www.journ.ru/links.shtml - Каталог ссылок на различные сайты по журналистике;

  9. http://www.newseum.org/todaysfrontpages/ - первые полосы более 300 ведущих газет из 50 стран мира (ежедневное обновление);

  10. http://kidon.com - ссылки на сайты СМИ всех стран мира (включает виртуальную карту мира);

  11. http://poynteronline.org - The Poynter Institute (один из лучших зарубежных порталов по журналистике);

  12. http://community.livejournal.com/zhurfack_bsu/ - блог журфака БГУ;

  13. http://journ.seo.by/ - сайт для начинающих web-журналистов;

  14. http://www.ijnet.org/ - международная журналистская сеть.


Действующий личный сайт в WWW.


http://ola-mzhe.narod.ru/

Граф научных интересов.


Магистранта Мжельской О. К.

Факультет журналистики

Специальность журналистика

Смежные специальности

10.02.19 – Теория языка

1. онтологическая природа языка как средства коммуникации, как феномена сознания и как общественного явления в его отношениях к социальному бытию, коллективному и индивидуальному сознанию; исследуется роль языка в коммуникативной и познавательной деятельности человечества;

2. своеобразие языка как знаковой системы и его место в кругу природных и культурных (в том числе искусственных) семиотик на основе сопоставления языка с другими знаковыми системами в аспектах их содержательных возможностей, уровневого строения, классов используемых знаков, состава функций.







17.00.04 – Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура

1. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, фотоискусство;

2. Теория, методология художественного творчества.






19.00.05 – социальная психология

1. социальная коммуникация;

2. социальные предубеждения;

3. массы и массовое сознание: теоретические подходы, понятие.



Основная специальность


10.01.10 – журналистика

  1. Дискурсный анализ СМИ.

  2. Социальные, политические, экономические и психологические аспекты журналистики.






Сопутствующие специальности

09.00.04 – Эстетика

1. влияние искусства на социальную жизнь человека;

2. эстетические особенности современной фотографии.






09.00.11 – Социальная философия

1. проблема познаваемости социальных явления и управления со­циальными процессами;

2. Единство природы, общества и человека - исходный принцип научной социальной философии;

3. Социальная и духовная составляющие в понимании сущности человека и его биологической природы;

4. Духовная жизнь общества: формы и содержание.






Теория и история искусства

1. виды искусства, закономерности их развития во взаимоотношениях, взаимовлияниях и синтезе;

2. теоретические аспекты формирования разных видов искусства;



3.Современное искусство и гипотезы его перспективного развития.







Тестовые вопросы по ОИТ.




С помощью каких тегов создаются таблицы в языке html?



br

a

tr

div

td







При редактировании стиля абзаца в Word изменяется:



ничего

один абзац с данным стилем

все абзацы с данным стилем

нет правильного ответа





Презентация магистерской диссертации.


http://ola-mzhe.narod.ru/default.pot

Библиографический список к выпускной работе.


  1. Рудикова Л. В. Microsoft Word для студента. / Л. В. Рудикова. – СПб. : БХВ-Петербург, 2006. – 400 с.

  2. Михеева, В. Microsoft. Access 2000 / В. Михеева, И.Харитонова. – СПб. : БХВ- Петербург, 2001. – 1088 c.

  3. Уокенбах, Дж. Excel 2003 / Дж. Уокенбах. – Киев: Диалектика, 2004. – 768 c.

  4. PowerPoint 2003/ Киев: Диалектика, 2005. – 768 c.

  5. Днепров, А. Google. Секреты эффективного поиска и дополнительные сервисы. Популярный самоучитель. / СПб. : Издательский дом, 2007. – 160 с.

  6. Хольцшлаг, М. Языки HTML и CSS для создания Web-сайтов. / М. Хольцшлаг; [пер. с англ. А. Климович]. — М. : Триумф, 2007. – 304 с.

  7. Электронная справка программы Mathematica.

  8. Электронная справка программы MS Word.

  9. Электронная справка программы Excel.


Приложение.


Приложение 1. Выдачи презентации магистерской диссертации.










База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница