Выпускная работа по «Основам информационных технологий»



Скачать 362.61 Kb.
Дата19.11.2016
Размер362.61 Kb.


БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ЖУРНАЛИСТИКИ

Выпускная работа по


«Основам информационных технологий»

Mагистрант

кафедры теории и методологии журналистики

Калиновская Ирина Валентиновна

Руководители:

кандидат филологических наук, доцент Карпович Мария Петровна,

ст. преподаватель Кожич Павел Павлович
Минск – 2008 г.

Оглавление


Оглавление 2

Список обозначений ко всей выпускной работе 3

Реферат на тему «Перспективы использования новейших технологий в работе информационных агентств» 4

Введение 4

Глава 1 Общая характеристика работы 5

1.1 Обзор литературы 5

1.2 Методика исследования 6

Глава 2 Основные результаты 7

2.1 Феномен сетевых агентств 7

2.2 Использование потенциала ИТ в российском и белорусском медиапространстве (на примере РИА «Новости» и БЕЛТА) 11

Глава 3 Обсуждение результатов 17

3.1 Перспективы изменения медиасистемы под влиянием развития ИТ 17

Заключение 18

Список литературы к реферату 19

Предметный указатель к реферату 22

Интернет ресурсы в предметной области исследования 23

Действующий личный сайт в WWW 25

Граф научных интересов 26

Презентация магистерской диссертации 27

Список литературы к выпускной работе 28

Приложение 1 Слайды презентации магистерской работы 30




Список обозначений ко всей выпускной работе

БЕЛТА  Белорусское телеграфное агентство;

ИА  информационное агентство;

ИТ  информационные технологии;

РИА «Новости»  Российское информационное агентство «Новости»

Реферат на тему «Перспективы использования новейших технологий в работе информационных агентств»

Введение


Информационные агентства – первичные структуры в системе СМИ, которые занимаются сбором и распространением информации. Значение информационных агентств огромно как в историческом развитии журналистики, так и в современном. Они традиционно считались главным субъектом медиапроцессов, наполняя информационные потоки, будучи нервом и двигателем массмедиа в информационном пространстве. Агентства были в ряду первых, кто осознал полезность и перспективность таких изобретений как электричество, телеграф, компьютер, Интернет.

Информационные агентства сегодня полностью инкорпорировались в систему масс-медиа и могут рассматриваться как один из видов средств массовой информации, так как изменения, произошедшие в последние десятилетия в структуре и деятельности агентств, позволяют им быть не только посредниками, а и работать напрямую с клиентами.

Информагентства внесли большой вклад в глобализацию информационных процессов, связав телеграфной и спутниковой связью страны и континенты, что в конечном итоге ведет к становлению нового типа общества  информационного.

Человек XXI века живет в мощном информационном поле, затрагивающем все стороны жизни, так как информация в современном обществе «перешла из полюса дополнительных ресурсов в полюс ресурсов обязательных» [11,8]. Роль информационных агентств в этом обществе как связующих звеньев, позволяющих за счет скорости передачи новостей сблизить разные точки земного шара и ослабить фактор географического расстояния, очень велика. Так, по мнению исследователя О.Р.Лащук, информационные агентства в современной медиасистеме «стали самыми настоящими средствами массовой информации» [6,4]. Это было бы невозможно без стремительного развития мультимедийных технологий.

С момента появления агентств (середина XIX века) и до наших дней информационные агентства лидируют в сфере СМИ по использованию новейших информационных и коммуникационных технологий. Благодаря тому, что ведущие ИА в свое время верно оценили перспективы Интернета, сегодня сайты информагентств являются самыми популярными новостными ресурсами в сети.

Таким образом, деятельность ИА неразрывно связана с развитием информационных технологий. Можно предположить, что своевременное внедрение новейших технических разработок позволит информационным агентствам занять свою, отдельную нишу в системе СМИ и даже выйти на лидирующие позиции по популярности среди конечных потребителей. Исследованию перспективности использования информационных технологий в работе ИА посвящена данная работа.


Глава 1 Общая характеристика работы

1.1 Обзор литературы


Несмотря на масштабность сети информационных агентств и их роль в современном медиамире, научных исследований по вопросам их деятельности на сегодня очень немного. Среди зарубежных авторов, исследующих эту сферу, можно выделить О.Бойда-Бэрретта, Т. Рантаген, К. Паттерсона, Дж. Фенби и Г. Хене.

В российской науке следует назвать работы таких авторов, как К.А. Войцехович [2], А.И. Егоров [3], Ю.А. Погорелый [10], Н.В. Саляхова [12], В.И. Сапунов [13], О.Р. Лащук [6]. (Как правило, названные работы  это диссертационные исследования на соискание ученой степени кандидатов или докторов наук.)

Необходимо отметить, что все вышеперечисленные работы были написаны в период с 2001 по 2007 год, что свидетельствует о проявлении научного интереса к теме информационных агентств именно в последнее время.

В белорусском научном арсенале по теме информационных агентств имеется монография А.М. Михальченко «I верш, i эпас тэлеграфным радком…» (1993 г.) Таким образом, можно утверждать, что в Беларуси сегодня нет научных исследований, системно раскрывающих феномен информационных агентств и освещающих их роль, место в современном медийном пространстве.

Однако нельзя не отметить, что все вышеперечисленные работы были посвящены либо истории развития информационных агентств, либо анализу их места и функций в современном медиапространстве. Исследований же, посвященных технической стороне деятельности информагентств, автору данной работы обнаружить не удалось.

Наиболее приближенными по тематике к предмету нашего исследования являются работы Эльвиры Могилевской, которая подробно изучает явление сетевых агентств. Научные статьи Э. Могилевской «Информационные агентства в Интернете как система», «Информационные агентства в современном сетевом пространстве», «Типологические признаки информационных агентств в Сети», «Информационные агентства в Интернете», опубликованные в журнале relga.ru, представляют неизменный интерес в свете заявленного исследования.

Кроме того, смежными по предмету интереса являются всевозможные исследования, посвященные веб-журналистике.

В свете вышеизложенного актуальность темы данного реферата сомнения не вызывает.



Объектом исследования являются информационные агентства как часть современной системы СМИ. Предмет исследования – влияние и перспективы развития информационных технологий применительно к деятельности ИА (на примере ведущих российских и белорусских агентств  РИА «Новости» и БЕЛТА).

Цель работы – оценить масштабы влияния ИТ на работу информационных агентств и спрогнозировать возможности дальнейшего активного использования передовых технологий агентствами.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

обозначить роль информационных технологий в работе современных ИА;

определить общие тенденции развития информационных агентств в связи с использованием новейших коммуникационных технологий;

оценить, как используют возможности, предоставляемые информационными технологиями, агентства РИА «Новости» и БЕЛТА.

очертить возможные направления развития медиасистемы и ее составляющих под влиянием активного внедрения новейших информационных разработок.



Новизна исследования заключается в том, что впервые в отечественной науке информационные агентства рассматриваются как лидирующие СМИ по признаку использования информационных технологий. Кроме того, приводится прогноз развития медиасистемы и возможных структурных изменений в ней с учетом быстрого развития и внедрения новейших коммуникационных технологий.

1.2 Методика исследования


В данной работе использованы такие методы, как описательный, аналитический, сопоставительный. Помимо исследования теоретических источников по теме, автор реферата провела анализ сайтов крупнейших отечественных и российских информационных агентств (www.belta.by и www.rian.ru) на предмет использования и внедрения мультимедийных технологий, удобства и легкости интерфейса, эффективности поиска по сайту.

Специального оборудования для проведения экспериментов, за исключением ПК с доступом в Интернет, не требовалось.


Глава 2 Основные результаты

2.1 Феномен сетевых агентств


Исследователи доказали, что с развитием «информационного общества» роль информационных агентств как посредников в цепочке «событие – информационное агентство – СМИ – общество» меняется. В XXI веке информационные агентства изыскивают возможности прямого общения с обществом, минуя даже клиентов-посредников в виде СМИ. Это как раз и происходит благодаря развитию новых информационных технологий: у агентства есть возможность поставлять информацию напрямую конечному потребителю, а потребитель может её выбирать. Речь идет, конечно, о всемирной сети Интернет.

Ресурсами информационных агентств в наши дни может воспользоваться практически любой житель Земли, располагающий доступом к компьютеру с модемом или выделенной линией связи, или WAP (протоколу передачи данных для отображения информации на дисплеях мобильных телефонов).

«Выход в Интернет» стал жизненной необходимостью для всех без исключения информационных агентств. Кто-то сделал это раньше, кто-то позже, но сегодня с уверенностью можно сказать, что, если существует информационное агентство и в редакции есть компьютер с выходом в Интернет, есть и соответствующий сетевой ресурс.

В связи с вышеизложенным особый интерес вызывает феномен, проявившийся в течение последних пяти-десяти лет. Речь идет о возникновении нового типа информагентств – сетевых. К ним относятся как интернетресурсы «традиционных ИА» (Рейтер, АП, Интерфакс, БЕЛТА и т.д.), так и собственно сетевые агентства, осуществляющие свою деятельность через всемирную паутину.

Возникновение сетевых информационных агентств, как и появление любого нового вида средств массовой информации, связано с двумя группами факторов – технологическими и социальными. К технологическим относится собственно возможность создания и распространения информации в глобальной сети, относительная простота и малозатратность создания такого информационного продукта для авторов, возможность доступа, неограниченного временными и территориальными рамками для аудитории. С точки зрения технологических возможностей и социального взаимодействия перестали существовать преграды в получении и распространении информации. Технологические возможности создали благоприятную среду для формирования аудитории, заинтересованной в оперативной информации. Она концентрировалась вокруг таких сфер, как политика, экономика, идеология, культура и другие. Эти факторы в свою очередь оказали воздействие на социальные предпосылки возникновения и последующего развития сетевых информационных агентств.

К основным характеристикам информагентства в сети можно отнести:



  • онлайн (от англ. on line  «на линии»)-производство новостей в режиме постоянного обновления;

  • мультимедийное наполнение (объединение текста, фото-, видео- и аудиоматериалов);

  • выход и ориентация на конечного пользователя – конкретного человека;

  • предоставление определенной свободы действий для потребителя: возможность выбора, поиска интересующей информации, доступ к архиву и др.;

  • интерактивность.

По её мнению исследователя Э.Могилевской, на современное состояние информационных агентств в Интернете влияют три фактора:

конвергенция, то есть объединение форм подачи текстовой и аудиовизуальной информации на одном интернет-ресурсе;

диверсификация – появление бесконечного числа разнообразных ресурсов;

сегментация  направленность ресурса на узкоспециализированную аудиторию [13].

Все интернет-ресурсы агентств работают в режиме реального времени. Однако этот режим так же может быть дифференцирован. По мнению исследователей, оптимальным критерием оценки оперативности работы информационного агентства является количество выпущенных новостей в единицу времени (час, день, неделя, месяц) [14].

К примеру, ИА Интерфакс выпускает информационное сообщение каждые три минуты в закрытом доступе для подписчиков и около 7-10 новостей в час для всех посетителей ресурса www.interfax.ru. Объем всех новостей агентства в открытом доступе колеблется от 100 до 200 сообщений в день. РИА «Новости» (www.rian.ru) выдает около 20 новостей в час в свободном доступе, а агентство РосБизнесКонсалтинг (www.rbc.ru) всего 3 -5 новостей.

Информационные агентства в сети различны по множеству признаков: территории информационного охвата и аудитории; объему информации и общественной значимости; роли в информационном потоке; качеству готовых продуктов и оперативности. В то же время они построены на единых принципах, в их основе лежит единая цель – удовлетворение информационных потребностей отдельной личности, определенной группы людей, СМИ и общества в целом. Для достижения этой цели система сетевых агентств выполняет ряд единых задач:



  • объективное и максимально полное отражение всего разнообразия жизни общества;

  • консолидация и коммуникации общества;

  • реализация всех функций средств массовой информации через интернет-канал.

Помимо основных информационных продуктов агентства осваивают дополнительные виды услуг, среди которых: индивидуальные аналитические исследования, составление информационных досье, биографических справок, услуги информационно-справочных служб, издательско-полиграфических комплексов, предоставление видео, аудио и фотоматериалов.

Среди белорусских сетевых информационных агентств можно выделить ресурсы www.belta.by, www.interfax.by, www.ecopress.by, www.belapan.com , www.afn.by , www.lbl-news.com.

Техническая сторона работы сетевых агентств также заслуживает внимания. Очевидно, что без столь быстрого развития ИТ сам факт появления этого феномена был бы невозможен. Однако теперь основным фактором конкуренции между сетевыми агентствами (расширяясь, можно говорить и об агентствах в целом) является быстрота и полнота освоения новых коммуникационных технологий.

Для достижения наилучших результатов (обогнать соперников и, следовательно, получить наибольшую прибыль) информационные агентства разработали совершенно своеобразный тип редакции – так называемый «ньюс-рум» (от англ. news – новости и room - комната). Особенностью таких редакций является их предельная «начиненность» техническими средствами: от цифровых панно с видеоизображением и табло с «молниями» до громкоговорящей связи. Специалисты медиарынка считают, что преобразование традиционных редакций в ньюсрумы «приведет к неизбежному преобразованию всей системы СМИ» [6].

В настоящее время на развитие информационных агентств как элементов интернет-пространства оказывает влияние трансформация Сети, которая началась с 2001 года после краха «доткомов» (обвальное падение акций крупных интернет-компаний на бирже NASDAQ весной 2000 года), и развитие интернет-сообщества по новым принципам открытости и коллективизма. Исследователь Тим О`Рейлли назвал данное явление Web 2.0 [9].

К тенденциям эпохи Web 2.0., активно используемым ИА, относятся:

- Использование веб-синдикации и предоставление новостей в формате RSS.

- Работа с новостными агрегаторами как новым способом работы с аудиторией.

- Использование ресурсов социальных сетей: во-первых, в качестве расширения собственных информпродуктов и предоставления редакторских сетевых дневников; во-вторых, сотрудничество с социальными медиа, обмен новостями, использование комментариев, фото, аудио и видео блоггеров.

- Освоение новых площадок для распространения информации, в частности, виртуальных Интернет-сообществ.

Помимо особенностей развития информационных агентств, обусловленных тенденциями Сети в эпоху Web 2.0, можно выделить некоторые другие направления. Прежде всего, следует отметить усиливающуюся оперативность, которая стала общей тенденцией развития интернет-СМИ. Исследователь Н.Б. Кириллова, выделяет «повышение оперативности сообщений за счет разработки и освоения новых технических средств передачи информации» как основное направление развития информационных агентств [5].

Не последнюю роль в конкурентной борьбе между информационными агентствами играет удобство и привлекательность самого сайта, - критерий практичности. Согласно исследованиям консалтинговой компании МАСМИ-Россия, оформление интернет-ресурса информационного агентства должно учитывать следующие критерии запросов посетителя:

1. Пользователь ресурса должен быстро находить нужную информацию.

2. Пользователь ресурса должен ориентироваться, какую информацию он уже видел, а какую еще нет.

3. Пользователь ресурса должен иметь возможность выбирать информацию по необходимой тематике

Таким образом, специфика деятельности и основных функций сетевых агентств позволяет выделить их как особый вид информагентств. Тем не менее, все «традиционные» ИА уже присутствуют в Сети и таким образом также входят в систему сетевых. Эти агентства наиболее полно сочетают в себе признаки как средств массовой информации (передача информации конечному потребителю, возможность воздействия на аудиторию), так и телеграфных агентств (подготовка информационных продуктов для других СМИ на коммерческой основе).


2.2 Использование потенциала ИТ в российском и белорусском медиапространстве (на примере РИА «Новости» и БЕЛТА)


РИА «Новости» — один из наиболее авторитетных источников оперативной информации в России и за рубежом. Ресурс имеет универсальную специализацию, международное распространение и масштаб деятельности. Агентство находится на первом месте в рейтинге СМИ каталога «Яндекс» в разделе «Информационные агентства» с индексом цитируемости 18 000. Кроме того, по данным исследования компании «Медиалогия» РИА «Новости» возглавило список самых цитируемых в СМИ информагентств за первую половину 2008 года. Отчет составлен по результатам анализа информации из почти трех с половиной тысяч открытых источников, среди которых российские печатные и электронные издания. [15]

История РИА «Новости» довольно продолжительна и начинается с 24 июня 1941 года, когда было образовано Советское Информационное Бюро. Оно стало основным источником информации для радио, газет и журналов во время войны, в послевоенное время освещало основные направления внутренней и внешней политики Советского Союза. В 1961 году на базе Совинформбюро было создано Агентство Печати «Новости» (АПН), которое стало ведущим информационным и публицистическим органом советских общественных организаций. 27 июля 1990 года в соответствии с Указом Президента СССР М.С. Горбачева «О создании информационного агентства «Новости» на базе АПН было создано Информационное Агентство «Новости» (ИАН). Задачи ИАН практически остались прежними — подготовка и распространение в СССР и за рубежом печатных, теле- и радиоматериалов; изучение общественного мнения в стране и за рубежом по вопросам внешней и внутренней политики СССР.

В сентябре 1991 года на базе ИАН и Российского информационного агентства было создано Российское Информационное Агентство «Новости». С 1993 года РИА «Новости» является государственным информационно-аналитическим агентством. В мае 1998 года на основании Указа Президента РФ «О совершенствовании работы государственных электронных средств массовой информации» создан информационный холдинг ВГТРК, в состав которого вошло РИА «Новости».

Ресурс www.rian.ru является представительством традиционного информагентства. Бесплатный доступ к ленте информационного агентства на сайте РИА «Новости» был открыт 1 января 2001 года. Агентство решило предоставлять бесплатно в Интернете часть своих ресурсов: горячую линию, новости российской экономики, ленту «Москва» (городские новости) и хронику происшествий.

В настоящее время новостные материалы открытого доступа представлены в следующих разделах: «В мире», «Экономика», «Общество», «Оборона и безопасность», «Стихии», «Происшествия», «Наука», «Технологии», «Культура», «Спорт», «Калейдоскоп», «Обобщения», «Справки», «День в истории», «Официальная Россия». Вся информация поступает от собственных корреспондентов в России и за рубежом и обновляется круглосуточно. Материалы на сайте агентства можно прочесть на русском, английском, немецком, французском, испанском, арабском, японском и китайском языках. Обобщенный комментарий к главным актуальным темам читатель может найти в разделе «Картина дня».

Кроме оперативной информации агентство предлагает в открытом доступе аналитические статьи, комментарии, интервью, репортажи («Аналитика и комментарии», «От автора», «Хорошо забытое», «Русский характер», «Сюжеты», «Online конференции», «Опросы», «Актуальные темы», «Интервью», «Репортаж»). На сайте помещен архив публикаций и документов, фотоархив и фотоленты. Есть также видеоархив авторских программ корреспондентов агентства: «Сухой остаток», «Азбука перемен», «Тет-а-тет с Петром Романовым», «Кремлевский суп».

За октябрь 2008 года агентство передало в открытом доступе 5542 материала. Максимальное количество сообщений за сутки было подготовлено 22 октября - 249 материалов, минимальное – 5 октября – 93. Среднее количество новостей по всем темам в сутки за октябрь – 178.

Однако это лишь малая часть материалов подготовленных агентством. Как сообщается на сайте РИА «Новости», агентство «публикует лишь небольшую часть новостей, выпущенных, с задержкой по времени».

Подписчикам РИА «Новости» предлагает новостные ленты. Практически все пакеты выходят круглосуточно, в режиме реального времени. Ежедневно в закрытом доступе агентство выпускает более 1500 сообщений.

С точки зрения удобства пользователя ресурс, на наш взгляд, оформлен удачно. Неброская цветовая гамма, наличие разделов и рубрик, «рабочий» поиск. Несомненное достоинство ресурса – возможность просмотреть и прослушать файлы мультимедиа, открытые в свободном доступе. К недочетам можно отнести тематический разнобой, который царит на главной – кстати, очень длинной – странице. Так, вначале (вверху) страницы идут «горячие новости», а в конце (внизу) этой же – главной – страницы глаз читателя радуют викторины и онлайн-кроссворды. Между ними вмещается тьма разнообразной информации – аналитика, сюжеты, мультимедиа, инфографика и многое другое. Пример традиционного оформления главной страницы сайта www.rian.ru (верхней части) см. в Приложении 1.

Агентство РИА «Новости» интересно для нас тем, что оно, являясь агентством национального масштаба, тем не менее использует всевозможные достижения науки и техники максимально быстро и достаточно эффективно. Так, раздел сайта «Мультимедиа» содержит богатое разнообразие продукта: Видео, Фотоленты, Мультисрипт, Кроссворды, Инфографика, Карикатуры (в т.ч. flash-анимация), Мобильный репортер. Одной из мультимедийных «новинок» является услуга мультискрипт. Это новый формат подачи информации, который упрощает навигацию по видеоматериалам большого объема. Сервис позволяет оперативно и с высокой точностью выбрать интересующий фрагмент видеозаписи. Более подробно процесс мультискриптинга описан ниже и представлен на рисунок 1.


Рисунок 1  Схема процесса мультискриптинга
Мультискрипт включает три блока - плеер (1), "Стенограмма"(2) и "Содержание"(3).

Для начала просмотра видеоматериала необходимо нажать на пиктограмму "Play"(4), расположенную под окном плеера.

Выбрать интересующий фрагмент видеозаписи можно тремя способами:

- используя курсор, расположенный под плеером (5)

- нажав в блоке "Стенограмма" фрагмент текста (6);

- активировав в блоке "Содержание" заголовок (7).

Все блоки синхронизированы. При просмотре какого-либо фрагмента видеозаписи в двух других блоках отражаются соответствующие фрагмент стенограммы и заголовок тематического блока.

В январе 2008 года в агентстве был открыт новый ньюсрум, который на данный момент является наиболее технически совершенным среди редакций российских ИА. На 61-м конгрессе Всемирной газетной ассоциации (г. Гетеборг, Швеция, 4 июня 2008 г.) главный редактор РИА «Новости» Светлана Миронюк выступила с докладом по теме «Интегрированные ньюсрумы: когда, как и зачем» Всемирного форума редакторов, состоявшегося в рамках конгресса. Докладчица ознакомила зарубежных коллег с преимуществами уникального интегрированного ньюсрума российского агентства, чем вызвала немалый интерес к этой теме.

Мультимедийность и конвергентность, приметы журналистики ХХI века, заставляют журналистов агентства осваивать смежные специальности. Совместно с агентством «Интерфакс» РИА «Новости» в конце 2007 года открыли «Школу мультимедийного журналиста», что еще раз подтверждает актуальность и перспективность выбранного направления развития.

Днем рождения белорусской профессиональной информационной службы принято считать 7 марта 1931 года, когда решением Совета Народных Комиссаров БССР был образован новый правительственный информационный орган – Белорусское телеграфное агентство  БЕЛТА.

РУП БЕЛТА по сей день остается наиболее авторитетным источником оперативной информации о деятельности высших органов власти Беларуси. Это самое крупное в стране агентство универсальной, общественнополитической, экономической и социальной информации. Агентство работает в режиме реального времени, размещая новости на собственном интернет-сайте – www.belta.by. Ежедневно БЕЛТА готовит и распространяет 150  170 информационных сообщений о важнейших событиях в политической, социально-экономической, культурной, спортивной жизни Беларуси, о действиях и решениях высшего руководства страны и других структур власти, международных связях и контактах; на базе текстовой ленты и фотоленты выпускает более 15 ежедневных, еженедельных и ежемесячных вестников различной тематики.

Фотолента БЕЛТА ежедневно размещает  20  25 фототем – это более 100 фотоснимков со всех регионов Беларуси. БЕЛТА имеет свои корпункты и собственных корреспондентов во всех областных центрах Беларуси, а также в Москве, Киеве, Кишиневе, Нью-Йорке, Варшаве, Вильнюсе и Калининграде. Планируется открыть корпункты также в Швеции, Германии, Франции и Англии [1].

У агентства свыше 700 потребителей его информпродуктов во многих странах мира. В их число входят средства массовой информации в Беларуси и за ее пределами, мировые и национальные информационные агентства, такие как ИТАР-ТАСС, Рейтер и другие, посольства зарубежных стран, республиканские органы государственного управления, крупные компании.

В числе информпартнеров БЕЛТА информационные агентства России, Украины, Молдовы, Казахстана, Армении и других стран СНГ, а также Китая, Кубы, Ирана, Малайзии.

По цитируемости в мировых средствах массовой информации БЕЛТА находится в числе лидеров среди информагентств стран СНГ.

БЕЛТА занимается разработкой, техническим и информационным сопровождением, а также продвижением (оптимизацией) интернет-сайтов для органов госуправления, предприятий и организаций.

В штате агентства работает 70 корреспондентов.

БЕЛТА обладает статусом центрального государственного агентства, и специальным указом Президента ему предоставлено право первоочередного получения и распространения достоверных сведений о деятельности самого главы государства и его Администрации, Совета Министров и Совета Безопасности, Национального собрания и других властных структур, а также высших должностных лиц страны. Это позволяет придать агентству БЕЛТА статус монополиста в области официальной информации.

Сайт БЕЛТА предлагает новостную информацию на русском, белорусском и английском языках. Этот сайт назван лучшим новостным сайтом Беларуси на конкурсах, которые состоялись в рамках международных специализированных выставок по телекоммуникациям и информационным технологиям ТИБО-2003, ТИБО-2004, ТИБО-2005 и ТИБО2008. 15 апреля 2008 года БЕЛТА открыло второй сайт  www.sport.belta.by., на котором собраны новости и сюжеты по спортивной тематике.

Оформление сайта БЕЛТА достаточно просто и удобно при поиске нужной информации. Тем не менее, нельзя не отметить его тематическую ограниченность. Информация разделена на 9 рубрик: Президент, Экономика, Общество, Политика, Регионы, В мире, Культура, Спорт, Калейдоскоп. Каждая из этих рубрик заполнена короткими сообщениями-новостями. Аналитика на сайте представлена разделом «Актуальная тема», в котором размещаются комментарии, подробности и интервью. Наконец, раздел с элементом интерактивности – «Онлайн-конференции».

Вот и все (за исключением некоторых рубрик со справочной информацией) информационное наполнение сайта. Налицо отставание от восточного соседа и по количеству и разнообразию предлагаемого информпродукта (сюжеты, обзоры, авторские программы, аналитические колонки, специальные проекты и многое другое), но также и отсутствие сколько-нибудь мультимедийной базы. На сайте не представлены архивы видео-, фото- или аудиоматериалов. Единственный мультимедийный (с натяжкой) раздел сайта – Инфографика, которая представляет, как правило, плакатно-визуальное отображение актуальной темы средствами графических редакторов.

Как видим, главное белорусское информационное агентство делает ставку в основном на текстовую информацию, что без сомнения является недостаточным в современном медиапространстве. Современный читатель уже не просто читатель, он одновременно и слушатель, и зритель. Массовая аудитория привыкла к потоку инфотейнмента – серьезной информации, поданной в шутливо-развлекательной форме, а потому требует разнообразия информационной продукции (сравните с РИА «Новости» - карикатуры, викторины, тематические кроссворды). Кроме того, клиповое восприятие реальности современного потребителя информации не позволяет ему долго концентрировать внимание на одном феномене; поэтому ему необходимо иметь выбор форм подачи материала.

Добавим также, что сопровождение текстового сообщения видеофайлом безусловно повышает коэффициент его правдоподобности, а потому способствует формированию кредита доверия к источнику информации.
Таким образом, мы видим, что ведущие национальные агентства Беларуси и России используют достижения и возможности информационных технологий. Наличие собственных сайтов, онлайнлент новостей, которые обновляются в реальном времени, проведение интерактивных прессконференций свидетельствует о том, что мировые тенденции приближения агентств к конечному потребителю и использования новейших каналов передачи информации (Интернет) не обошли стороной и наши страны. Тем не менее, нельзя не отметить, что РИА «Новости» намного активнее осваивает перспективные технические новинки, делая значительный акцент на технологии. Анализ сайта РИА «Новости» показал, что для этого агентства очень характерна современная черта журналистики  конвергенция типов информации. Портал агентства вполне может заменить собой и газету, и радио, и телевидение и, кроме того, предложить ряд уникальных сервисов.

Глава 3 Обсуждение результатов

3.1 Перспективы изменения медиасистемы под влиянием развития ИТ


Вопреки прогнозам, с появлением Интернета информагентства не только не ушли с массмедийной арены, но и стали активно использовать Сеть в своих целях. Наряду с появлением новых типов спроса на информацию произошло кардинальное изменение информационных услуг крупнейших информагентств. Продукция современных ИА получила черты так называемых «новых медиа» [10,8]. Определяющей характеристикой является «пакетное» предоставление графической, текстовой и звуковой информации в цифровом «вещательном» стандарте и интерактивность в режиме реального времени.

Мультимедийное наполнение информационных порталов позволяет считать сетевые агентства прототипом «массмедиа будущего», когда потребитель сможет получить одним пакетом текстовую информацию, аудио, видео, фотоинформацию и выбрать наиболее интересное или подходящее ему. Есть основания считать, что подобный подход  наиболее перспективный в сегодняшней ситуации на информационно рынке.

Одновременно нельзя не упомянуть о таком факторе, как резкое уменьшение тиражей печатной прессы во всем мире, начиная со второй половины 90-х годов ХХ века. Об этом постоянно говорят как зарубежные [19], так и отечественные исследователи [2;8] . Таким образом, налицо ситуация изменения парадигм: на смену устаревшей модели печатной журналистики приходит эра журналистики электронной. Исследователи еще не определились в оценке этого явления, но то, что это объективная реальность сегодняшнего дня, уже не подвергается сомнению.

Таким образом, тенденция к количественному уменьшению печатной прессы, скорее всего, будет продолжаться. Журналистика и ее аудитория во все больших масштабах смещаются в веб-пространство, которое уже прочно захвачено информационными порталами крупных агентств. По данным исследователя В. Сапунова, крупные информационные агентства, несмотря на возрастающую силу конкуренции со стороны других видов СМИ, продолжают успешно удерживать контроль над новостными потоками не только телевидения, но и Интернета. Это подтверждается данными его исследований, посвященных новостному наполнению крупнейших и популярнейших сайтов Интернета: «…На сайте АОЛ присутствуют только международные новости АП и внутриамериканские новости Рейтер. Сеть «Гоу», принадлежащая концерну «Уолт Дисней», использует только международные новости Рейтер, разбавляя их новостями Эй-Би-Си. При этом служба «Эй-Би-Си – он-лайн» берет большинство новостей от АП и Рейтер. Порталы «Ликос» и «Яху!» практически на 100% заполнены новостями Рейтер и АП». [18]

С развитием технологий и появлением «бюджетных», удобных и достаточно мощных моделей портативных компьютеров, карманных электронных записных книжек и тп., у читателей отпадет необходимость покупать традиционную бумажную прессу. Следовательно, мы видим, что информационные агентства, которые в большинстве своем вовремя сделали ставки на Интернет, не прогадали. Тенденции сегодняшнего медиапространства позволяют прогнозировать, что электронную журналистику ждет самое радужное будущее.

Исходя из вышеизложенного мы можем выявить общие тенденции развития информационных агентств в связи с дальнейшим внедрением новейших технологий:

1. Расширение набора средств донесения информации. Это уже не только интернет-ресурсы, но и мобильные автономные устройства. Кроме того - готовность воспользоваться любыми другими каналами, которые еще могут появиться.

2. Настройка сайта информационного агентства под конкретного читателя (персонализация) – сервис может позволить пользователю организовать внешний вид сайта, ленты сообщений, таким образом, как это удобно. Создание личной страницы, на которую можно добавлять контент из других сайтов.

3. Возможность ранжирования новостей по степени популярности, которая измеряется количеством комментариев, откликов в блогах, форумах и др.

4. Организация ресурса согласно особенностям веб-чтения, которое характеризуется просмотром информации блоками. А также настройка ресурса под веб-просмотр и прослушивание.

5. Использование мультимедийности – организация на сайтах аудио и видеоподкастов.

Кроме того, неизбежно расширение дополнительных сервисов, в частности, представляется перспективным развитие сервиса он-лайн пресс-конференций, которые предоставляют возможность привлекать различных участников, в том числе и зарубежных.


Заключение


Современные информационные агентства включены сразу в несколько контекстов медийной реальности. Информационные агентства в вебпространстве обеспечивают своих подписчиков гораздо более индивидуализированным мультимедийным контентом, чем традиционные СМИ. Продукт информагентств, как правило, интерактивен и поступает в режиме реального времени. «Современные информационные продукты информагентств могут представлять собой определенный прототип средств массовой информации будущего»,  предсказывают исследователи [3,7].

Рассмотрев современное положение информационных агентств в сфере ИТ, а также прогнозируемые последствия активного использования технологий, мы можем сделать следующие выводы:

Роль информационных технологий в работе информагентств является не только значительной, но и решающей, поскольку исторически агентства опирались именно на мощную и современную техническую базу.

Общими тенденциями развития современных ИА в связи с использованием новых технологий являются выход в вебпространство, конвергентность, пакетное предоставление информации, индивидуализированный подход

Ведущие национальные агентства России (РИА «Новости») и Беларуси (БЕЛТА) развиваются в русле мировых тенденций, однако российские коллеги более активно включают в свою работу технические новинки, что представляется наиболее перспективным направлением развития в современных условиях.

Проведенное исследование показывает, что продукт информационных агентств уже обладает чертами «новых медиа», то есть является весьма перспективным при долгосрочном прогнозировании. Есть основания считать, что дальнейшее развитие технологий и приближение к индивидуальным потребностям каждого пользователя позволят информационным агентствам и их сетевым ресурсам занять лидирующие позиции на рынке массмедиа.



Учитывая постепенный переход человечества к информационному обществу, можно прогнозировать, что информагентства будут усиливать свои позиции и укрепляться на рынке с помощью новейших коммуникативных технологий. Вместе с этим будет расти исследовательский интерес к деятельности информационных агентств как к важному субъекту информационного пространства.

Список литературы к реферату


  1. Белорусское телеграфное агентство [Электронный ресурс] / Национальный источник новостей.  Минск, 2005.  Режим доступа: http://www.belta.by/ru/ourcompany/about. - Дата доступа: 12.11.2008

  2. Бумажной прессе жить 10 лет. // Журналист.  2008.  № 9.  С.25

  3. Войцехович, К.А. Информационное агентство Ассошиэйтед Пресс в условиях современного информационного рынка: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук: 10.01.10 / К.А. Войцехович. – Москва, 2005.

  4. Егоров, А.И. Информационные агентства на рынке экономических новостей Германии: Специфика, основные закономерности и особенности стилистики: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук : 10.01.10 / А.И. Егоров. – Москва, 2001.

  5. Кириллова, Н.Б. Медиасреда российской модернизации / Н.Б. Кириллова.  М.: Академический проспект, 2005.  С. 98-99

  6. Ким, М.Н. Новостная журналистика: базовый курс: учебник / М.Н. Ким. – Спб.: Издательство Михайлова В.А., 2005. – 349 с.

  7. Лащук, О.Р. Редактирование информационных сообщений: учеб.пособие для студентов вузов / О.Р. Лащук.  М.: Аспект Пресс, 2004.  159с.

  8. Мировые тенденции медийной отрасли. // Журналист.  2008.  № 7.  С.21

  9. О’Рейлли Т. Что такое Веб 2.0 / Т. О’Рейлли.  М.: Компьютера, 2005.  43 с.

  10. Погорелый, Ю.А. Международные экономические информационные агентства: стратегия развития и творческие аспекты деятельности: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук : 10.01.10 / Ю.А. Погорелый. – М., 2001.

  11. Погорелый, Ю.А. Информационное агентство: стиль оперативных сообщений / Ю.А. Погорелый.  М., 2001.  36 с.

  12. Почепцов, Г.Г. Информационно-политические технологии / Г.Г.Почепцов.  М.: Центр, 2003.

  13. Релга [Электронный ресурс] / Научнокультурологически й журнал.  2004.  режим доступа: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=1164&level1=main&level2=articles.  Дата доступа: 24.11.2008

  14. Релга [Электронный ресурс] / Научнокультурологически й журнал.  2004.  Режим доступа: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=1756&level1=main&level2=articles.  Дата доступа:  24.11.2008

  15. РИА НОВОСТИ [Электронный ресурс] . 2008.  Режим доступа: http://www.rian.ru/docs/about/index.html. - Дата доступа: 14.11.2008

  16. Саляхова, Н.В. Роль и место агентства «Франс-Пресс» в мировых информационных процессах: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук : 10.01.10 / Н.В.Саляхова. – Москва, 2005.

  17. Сапунов, В.И. Функционирование зарубежных информационных агентств в современной медиасистеме: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук : 10.01.10 / В.И. Сапунов. – Воронеж, 2007.- 38 с.

  18. Сапунов, В.И. Роль мировых информационных агентств в наполнении глобальных коммуникационных потоков / В.И Сапунов // Журналистика и медиаобразование в XXI веке: сб. научных трудов Международной научно-практической конференции.  Белгород, 2006.- С. 2327

  19. Тангейт, М. Медиагиганты : как крупнейшие медиакомпании выживают на рынке и борются за лидерство : перевод с английского / М. Тангейт. – М.: Альпина бизнес букс, 2006. – 251 с.



Предметный указатель к реферату





R

relga.ru 6

W

Web 2.0 9



Б

БЕЛТА 14


д

диверсификация 8

И

Интернет 7



и

информационное общество 7

информационные агентства 4

инфотейнмент 16

к

конвергенция 8



м

массмедиа будущего 17

мультимедиа 13

мультискрипт 13

н

ньюс-рум 9



о

оперативность 10

п

пакетное обслуживание 17



Р

РИА \«Новости\» 11

р

роль информационных технологий 19



с

сегментация 8

сетевые агентства 7

С

Совинформбюро 11



т

тенденции развития 18




Интернет ресурсы в предметной области исследования



www.belta.by – сайт главного национального агентства Беларуси – БЕЛТА. На сайте представлена оперативная информация о событиях в стране и за рубежом. Информационная лента обновляется в режиме онлайн.

www.sport.belta.by – сайт Белорусского телеграфного агентства, посвященный спортивной тематике. Открыт в начале 2008 года.

www.rian.ru – сайт Российского информационного агентства «Новости», крупнейшего национального агентства России. Отличительной чертой сайта является обилие и разнообразие информации, а также активное использование мультимедиа.

www.interfax.by – первый информационный портал Беларуси, созданный ИП «Интерфакс-Запад» (филиал российского агентства «Интерфакс»). Представляет информацию различной тематики, много материалов в стиле «инфотейнмент».

www.ecopress.by – сайт белорусского информационного агентства «Экопресс», посвященный экономической тематике.

http://belapan.com/ - сайт «Беларускага прыватнага агенцтва», предоставляет информацию на белорусском языке. Предлагает много дополнительных сервисов для индивидуального пользования и ведения бизнеса.

www.afn.by – сайт наиболее авторитетного агентства экономической тематики «Агенцтва фінансавых навін». Интересен в том числе с точки зрения дизайна, наиболее приближенного к европейским шаблонам.

www.relga.ru – российский электронный научно-популярный журнал. Главный редактор издания Эльвира Могилевская является специалистом в области сетевых информационных агентств. В журнале регулярно появляются научные публикации на эту тему.

www.ap.org – сайт крупнейшего международного информационного агентства «Ассошиэйтед Пресс». Предлагает широкое разнообразие информации, сервисов, дополнительных опций.

www.reuters.com – сайт международного агентства «Рейтер». «Рейтер» первым из агентств осознал полезность Интернета и вышел в сеть в середине 90-х. С тех пор сайт агентства лидирует по использованию технических достижений и новейших подходов. Разработана система индивидуализированной подачи контента.

Действующий личный сайт в WWW



http://ibozhko.narod.ru/

Граф научных интересов


магистранта Калиновской И.В., Институт журналистики

Специальность  журналистика, печатные СМИ.




Смежные специальности


10.01.08 – Теория литературы. Текстология.

  1. Художественные методы и направления в литературе

  2. Литературные жанры

  3. Изобразительные средства





Основная специальность



10.01.10 – журналистика

  1. Виды СМИ, особенности их деятельности

  2. Типы изданий и соответствующий им тематический жанрово-стилевой диапазон.

  3. Сравнительное исследование белорусской и зарубежной журналистики



Сопутствующие специальности


22.00.04 – Социальная структура, социальные институты и процессы

1. Межгосударственные и межкультурные взаимодействия в условиях глобализации современного мира

2. Коммуникационные процессы, место и роль средств массовой информации в современном обществе





23.00.04 – Политические проблемы международных отношений и глобального развития

1. Массовые коммуникации в системе международных отношений. Новые информационные технологии и международные отношения. Международная информационная деятельность субъектов международных отношений

2. Глобальные инфраструктуры: сети коммуникации и язык





Презентация магистерской диссертации


Презентация доступна в Интернете (http://ibozhko.narod.ru/presentation_Kalinovskaya.ppt)

и локально.


Список литературы к выпускной работе


  1. Белорусское телеграфное агентство [Электронный ресурс] / Национальный источник новостей.  Минск, 2005.  Режим доступа: http://www.belta.by/ru/ourcompany/about. - Дата доступа: 12.11.2008

  2. ВАК Беларуси [Электронный ресурс] / Высшая аттестационная комиссия Республики Беларусь.  Минск, 2004.  Режим доступа: http://www.vak.org.by/.  Дата доступа: 13.12.2008

  3. Грабельников, А.А . Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества / А.А. Грабельников. – М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2001. – 329 с.

  4. Землянова, Л.М. О процессах интернетизации медиа и медиатизации Интернета / Л.М. Землянова // Вестник Моск. унта. Сер. 10. Журналистика.  2005.  №5.  С. 5558.

  5. Ким, М.Н. Новостная журналистика: базовый курс: учебник / М.Н. Ким. – Спб.: Издательство Михайлова В.А., 2005. – 349 с.

  6. Кихтан, В.В. Онлайновая журналистика в России: становление, тенденции и перспективы развития: автореф. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук: 10.01.10/ В.В. Кихтан.  М., 2004.

  7. Культин, Н.А. Word. Быстрый старт./ Н.А. Культин. – Мн.: Изд-во BHV, 2003. - 176 с.

  8. Лащук, О.Р. Редактирование информационных сообщений: учеб.пособие для студентов вузов / О.Р. Лащук.  М.: Аспект Пресс, 2004.  159 с.

  9. Мелюхин, И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития / И.С. Мелюхин.  М.: МГУ, 1999.

  10. От книги до Интернета: Журналистика и лит. на рубеже нового тысячелетия: сб. ст. / Моск. гос. унт им. М.В. Ломоносова, факультет журналистики.  М.: Издво МГУ, 2000.  256 с.

  11. Погорелый, Ю.А. Информационное агентство: стиль оперативных сообщений / Ю.А. Погорелый.  М., 2001.  36 с.

  12. Почепцов, Г.Г. Информационно-политические технологии / Г.Г.Почепцов.  М.: Центр, 2003.

  13. Релга [Электронный ресурс] / Научнокультурологически й журнал.  2004.  Режим доступа:http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=1756&level1=main&level2=articles.  Дата доступа:  24.11.2008

  14. РИА НОВОСТИ [Электронный ресурс] . 2008.  Режим доступа: http://www.rian.ru/docs/about/index.html. - Дата доступа: 14.11.2008

  15. Спека М. В. Microsoft PowerPoint 2003: самоучитель / М.В. Спека. – Мн.: Изд-во Вильямс, 2004. - 108 с.Современная журналистика: тенденции развития, противоречия: тез. науч.-практ. конф., 2223 апр. 1994 г.  Екатеринбург, 1994.  89 с.

  16. Тангейт, М. Медиагиганты : как крупнейшие медиакомпании выживают на рынке и борются за лидерство : перевод с английского / М. Тангейт. – М.: Альпина бизнес букс, 2006. – 251 с.

  17. Тимошок Т.Г. Microsoft Office Access 2007: самоучитель / Т.Г. Тимошок. – Мн.: Изд-во Вильямс, 2008. - 464 с.

  18. Энциклопедия мировой индустрии СМИ: учеб. пособие для высших учебных заведений по специальности «Журналистика» / Е.Л. Вартанова [и др.].  М: Аспект Пресс, 2006.  374 с.

Приложение 1 Слайды презентации магистерской работы














База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница