Выпускная работа по «Основам информационных технологий»



Скачать 142.97 Kb.
Дата19.11.2016
Размер142.97 Kb.


БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

УДК 56.24.(01)

Корнилов


Игнат Аркадьевич

Развитие Интернет - банкинга в Республике Беларусь

Выпускная работа по


«Основам информационных технологий»

Магистранта кафедры банковской и финансовой экономики

Специальность: 08.00.10 – финансы, денежное обращение и кредит

Научные руководители:


преподаватель Господарик Е., старший преподаватель Кожич П.П.

Минск, 2012

Оглавление


Оглавление 2

Перечень условных обозначений 3

введение 4

общая характеристика работы 5

Глава 1
РОЛЬ ИНТЕРНЕТ-БАНКИНГА В БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6

Глава 2
анализ клиентской активности в интернет-банкинге на примере ОАО «Хоум КредитБанк 9

Глава 3
перспективы развития интернет-банкинга 13

Заключение 15

библиографический список 16

Приложения 17

Приложение А 17

Предметный указатель 17

Приложение Б 18

Интернет-ресурсы в предметной области исследования 18

Приложение В 19

Действующий в WWW личный сайт (http://ignat-kornilov.narod.ru/) и printScreen главной страницы 19

Приложение Г 20

Граф научных интересов 20

Приложение Д 21

XML-формат тестовых вопросов по Основам информационных технологий 21

Приложение E 22

Презентация магистерской (кандидатской) диссертации 22





Перечень условных обозначений


ДБО – Дистанционное банковское обслуживание

ИБ – Интернет-банкинг


введение


Современный интернет банкинг это весьма развитое направление банковской деятельности в странах западной Европы и северной Америке. Республика Беларусь с остальными странами восточной Европы пока что отстают от лидеров предоставления услуг онлайн банкинга.

Интернет-банкинг представляет собой технологию, которая дает возможность клиентам (физическим и юридическим лицам) управлять своими счетами посредством персонального компьютера или мобильного телефона (мобильный банкинг), подключенных к сети Интернет. Термин интернет-банкинг означает, что банк предлагает своим клиентам возможность проводить с ним сделки (трансакции) исключительно через Интернет.

Учитывая все преимущества дистанционного банковского обслуживания , данный продукт можно отнести к одному из наиболее перспективных направлений в банковской деятельности.

Цель данной работы – проанализировать текущее состояние интернет-банкинга в Республике Беларусь и выявить основные пути дальнейшего развития.

Исходя из поставленной цели работы, определены следующие задачи:

1. Определить понятие и значение интернет-банкинга в банковской деятельности.

2. Проанализировать клиентскую активность.

3. Выявить преимущества и основные недостатки интернет-банкинга.

Объектом исследования являются информационные технологии в банках. Предмет исследования – технологии дистанционного банковского обслуживания.

В ходе исследования была изучена научная литература как зарубежных, так и отечественных авторов по данному вопросу. Труды авторов (Ковалев М., Терешко Л., Федорищев А.и др.),

При написании работы также использовались аналитические материалы, разработанные специалистами ОАО «ХоумКредитБанк»



общая характеристика работы

Работа состоит из введения, трех глав, заключения. Во введении обоснована актуальность исследуемого вопроса. В первой главе приводится обзор литературы в исследуемой предметной области, определяется предмет и задачи. Во второй главе описаны основные подходы к решению поставленной задачи. В третьей главе рассматриваются перспективы развития а также основные проблемы развития Интернет-банкинга в Республике Беларусь. В Заключении указаны основные выводы, полученные в ходе написания работы.



Глава 1
РОЛЬ ИНТЕРНЕТ-БАНКИНГА В БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Конкуренция на рынке банковских услуг заставляет банки предлагать новые продукты с использованием интернет-технологий. Они позволяют повысить качество обслуживания клиентов при одновременном снижении затрат. Поскольку банковские интернет-технологии — сравнительно новое для Республики Беларусь направление, перспективы его использования рассматривались только на основе анализа развития данной отрасли в Европе, США и России [1]. Однако комплексного исследования развития банковских интернет-услуг в Республике Беларусь не проводилось.

Лидирующее место в использовании интернет-технологий принадлежит “Приорбанк” ОАО, так как данный банк первым среди отечественных банков в январе 2009 г. совместно с системой электронных платежей WebPay предложил своим клиентам воспользоваться услугой интернет-эквайринга.

Особое место среди используемых банками интернет-технологий занимают системы интернет-банкинга. Следует отметить, что в настоящее время банки стали активно использовать системы интернет-банкинга, который дает ряд видимых преимуществ.

Интернет-банкинг — это общее название технологий дистанционного банковского обслуживания, при котором доступ к счетам и операциям (по ним) предоставляется в любое время и с любого компьютера, имеющего доступ в Интернет. Для выполнения операций используется браузер, то есть отсутствует необходимость установки клиентской части программного обеспечения системы.[2]

Термин интернет-банкинг означает, что банк предлагает своим клиентам возможность проводить с ним сделки (трансакции) исключительно через Интернет [3, с. 28].

Для клиентов эта технология выгодна удобством, оперативностью и невысокой стоимостью услуги. Системы интернет-банкинга позволяют производить весь спектр операций со счетом, кроме выдачи наличных денежных средств, в любое время суток, тем самым обеспечивая экономию как времени, так и денег. Данные системы незаменимы для отслеживания операций с пластиковыми карточками. Любое списание средств с карт-счета оперативно отображается в выписках, это позволяет клиенту дополнительно контролировать расходование средств со своего счета.

Также следует отметить, что удаленное обслуживание через Интернет выгодно и банкам. Издержки, связанные с проведением операций, снижаются до минимума, повышаются скорость окупаемости и общая эффективность. Появляется возможность привлечь большее число клиентов, не привязанных к географическому расположению банка. В результате банки, занимающиеся развитием систем интернет-банкинга, имеют превосходство над конкурентами [4].

В нашей стране уже несколько лет существует система интернет-банкинга, широко представленная во многих населенных пунктах. По состоянию на 14.05.2012 в Республике Беларусь действовали 32 банка, из них 24 предоставляли услуги своим клиентам посредством системы интернет-банкинга.



Основные банковские продукты с которыми предоставляется возможность работать клиенту:

-Текущие счета

-Карт-счета

-Депозиты

-Счет кредитных продуктов

Из основных операций для работы со счетами обычно выделяются следующие группы:

-Переводы и платежи

-Сервисные операции

При всем разнообразии доступных услуг и видов платежей лишь около 10% держателей банковских карт в Беларуси подключили услуги интернет-банкинга.

Причинами такой небольшой популярности ИБ в Беларуси могут стать следующие факторы:

-низкий уровень интернет-сервиса. Зачастую интерфейсы ИБ слишком сложны и непонятны для среднестатистического пользователя

-финансовая неграмотность населения.

-низкий уровень проникновения Интернета в обществе. В большей мере это касается небольших населенных пунктов.

-информированность. Большинство банков Беларуси не выделяют средств на рекламные кампании ИБ, предпочитая продвигать более прибыльные и фундаментальные продукты (кредиты, депозиты).

-обеспокоенность безопасностью. Общество переполнено слухами о том, как воруют деньги во время удаленных платежей.

Можно сказать, что ИБ в Республике Беларусь плавно развивается и набирает обороты. На текущий момент данное направление можно отнести скорее к перспективному чем к приоритетному. В основном, ИБ банки используют как важное преимущество в конкурентной борьбе за крупных клиентов по зарплатному обслуживанию.




Глава 2
анализ клиентской активности в интернет-банкинге на примере ОАО «Хоум КредитБанк

На данный момент в системе Интернет-Банк ХоумКредитБанка можно:

Просматривать информацию по своим счетам и картам;

Просматривать Выписки по Договору и Историю движений по счету;

Совершать платежи ЕРИП (коммунальные платежи, платежи за телефон и другие);

Осуществлять переводы между своими счетами в Банке;

Совершать безналичные валютно-обменные операции, за исключением операций по покупке иностранной валюты за белорусские рубли;

Осуществлять оплату в счет погашения задолженности по кредиту;

Просматривать графики погашения и Извещения по кредиту;

Осуществлять пополнение вкладов;

Переводить денежные средства на счета клиентов Банка или клиентов других банков Республики Беларусь;

Осуществлять денежные переводы любому поставщику товаров или услуг по свободным реквизитам.[5]




Рисунок 1. - Количество клиентов, совершающие различные операции


Таким образом, из 2575 клиентов, заключивших Договор на пользование услугой Интернет-Банк, только:

29,7% - являются пользователями Интернет-Банка, которые совершали хотя бы один платеж в системе, из них регулярными пользователями являются лишь 17,3%;

9,8% - совершали хотя бы один перевод между собственными счетами, регулярно совершают переводы 2,4%;

2,3% - совершали хотя бы один перевод клиенту Банка, регулярно – 0,5%;

70% - доля пользователей Интернет-Банка ,которые не совершали ни одной операции в Интернет-Банке.

Основную долю платежей ЕРИП составляют оплаты за мобиьный телефон, за кабельное телевидение и интернет.



Рисунок 2. - Количество платежей ЕРИП


Среднее количество платежей ЕРИП в месяц составляет около 913 операций, в том числе платежей за мобильную связь - 553, за коммунальные услуги - 70, за интернет, кабельное телевидение, покупки в интернет магазинах – 131, за другие услуги ЕРИП - 159.[6]

Сотрудникам банка был задан следующий вопрос: «Возникают ли у Вас трудности при работе с системой Интернет-Банк?». Результат опроса показал следующие результаты:



Варианты ответов

Кол-во ответов

%

1. У меня не возникает трудностей, я активно пользуюсь Интернет-Банком;

27

31%

2. У меня возникают трудности в связи с низкой скоростью работы Итернет-Банка;

25

28%

3. У меня возникают трудности, так ка интерфейс системы достаточно сложный для восприятия;

11

13%

4. Я редко совершаю платежи в Интернет-Банке, так как меня не утраивает плата за авторизационный код;

11

13%

5. Я не совершаю платежи через Интернет –Банк, так как считаю это небезопасным;

7

8%

6. Я не знаю о возможностях системы Интернет-Банк;

5

6%

7. Я привык пользоваться интернет-банкингом другого банка.

2

2%

Как показал опрос, основной проблемой при использовании системы Интернет-Банк является низкая скорость работы. Одним из вариантов решения данной проблемы может стать переход на новую операционную систему, что по оптическим прогнозам должно увеличить скорость работы ИБ на 20%. В то же время наблюдается тенденция роста количества пользователей системы Интернет-Банк. Однако, как показывают результаты анализа, только около 30% клиентов пользуются данной услугой.


Глава 3
перспективы развития интернет-банкинга


Интернет-банкинг будет увеличивать свои масштабы вместе с развитием интернета и все более высоким уровнем образованности населения. Все большее число операций можно будет выполнить самостоятельно, без участия посредников в виде банковских специалистов. Вместе с тем и банковская система должна повышать свой уровень, совершенствовать технологии обработки запросов, увеличивать уровень безопасности. 

Современные тенденции:

Борьба за кошелёк потребителя – ради увеличения прибыли, крупные транснациональные розничные сети последовательно избавляются от услуг сторонних банков, заводя собственные каптивные банки. В России уже известны существующие или планируемые каптивные банки IKEA, METRO, BMW, FORD, TOYOTA и пр. Таким образом, сам по себе канал доступа к клиенту на территории розничной сети ритейлера или салона-магазина автодилера постепенно закрывается для стороннего банка. Просто в силу того что ритейлер или сеть уже не нуждаются в его услугах или область их применения существенно сокращается.

Увеличение финансовой грамотности населения и увеличение доверия к интерактивным банковским услугам. Это несомненно повлечёт за собой отток клиентов из физических отделений к интернет банку, к мобильному банку.

Качественный рост проникновения смартфонов с устройствами геолокации, одновременно со скачком передаваемого по мобильным сетям LTE трафика вызовут настоящий бум сервисов привязанных к расположению потребителя.

Развитие пользовательских мобильных интерфейсов, их производительности приведут к росту геймификации (gamefication) процессов взаимодействия клиентов и собственно приложениями и сервисами клиент-банков. По аналогии с тем как пассивное прослушивание радио передач замещается интерактивным доступом к информации, так и финансовые услуги будут все более и более востребованы в социальном контексте, контексте интерактивного общения и игры.

Снижение интереса к посещению физических филиалов в реальном мире с одной стороны и заинтересованность в сокращении затрат на физические офисы и обслуживание клиентов людьми.

Увеличение конкуренции между платёжными системами, между карточными и с онлайновыми платёжными системами за клиентские финансовые потоки.[7]

Заключение


Интернет-банкинг — инновационное явление в банковской системе, которое получило широкое распространение за последнее десятилетие во всем мире.

Интернет-банкинг направлен на повышение качества обслуживания клиентов и обладает

многочисленными преимуществами:

— оперативность проведения операций (экономия времени), осуществление любых online платежей без задержек;

— круглосуточный доступ ко многим операциям без посещения офиса банка;

— отслеживание операций с пластиковыми карточками;

— возможность совершать безналичные платежи любого назначения и управлять различными счетами одновременно;

— осуществление денежных переводов;

— круглосуточный контроль счетов;

— возможность открытия счета в любом банке.

В Республике Беларусь уже несколько лет существует система интернет-банкинга, широко представленная во многих населенных пунктах.

При всем разнообразии доступных услуг и видов платежей лишь около 10% держателей банковских карт в Беларуси подключили услуги интернет-банкинга.

ИБ в Республике Беларусь плавно развивается и набирает обороты. На текущий момент данное направление можно отнести скорее к перспективному чем к приоритетному.

На данный момент практически нет целевых клиентов. В основном, клиенты выбирают зарплатное обслуживание в определенном банке, либо текущие счета, а ИБ выступает в качестве одного из дополнительных факторов, влияющих на выбор потребителя.



библиографический список

Список использованных источников



  1. Ковалев М.М. Основные понятия интернет-банкинга// Вестник Ассоциации белорусских банков. 2004. №13.




  1. Интернет-банкинг. Википедия [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://ru.wikipedia.org— Дата доступа:05.12.2012.




  1. Бойко, В. Интернет-эквайринг/ В. Бойко// Корпоративный буклет “Приорбанк” ОАО — PriorTimes. — 2009. — С. 13, 14.




  1. Терешко Л. Испоьзование возможностей сети Интернет банками Беларуси//Банковский вестник - 2012г. – С. 31-37




  1. Интернет-банкинг. ХоумКредитБанк [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.homecredit.by — Дата доступа:05.12.2012.




  1. Анализ клиентской активности в Интернет-Банке – аналитические материалы, разработанные сотрудниками ОАО «ХоумКредитБанк»




  1. Развитие интернет банкинга - текущее состояние, тренды развития и монетизации. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.fedorischev.info/ - Дата доступа:05.12.2012.



Приложения

Приложение А

Предметный указатель


И

Интернет-банк 4, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 15





Приложение Б

Интернет-ресурсы в предметной области исследования


Гиперссылка на статью в Википедии:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

Рисунок Б.1 – Принскрин добавленного раздела в статью «Адвокат» на странице в Википедии







Рисунок Б.1 – Принтскрин с сайта Prabook.org
Сайт журнала «Банковский вестник» http://www.nbrb.by/bv/

Сайт Ассоциации белорусских банков http://www.abbanks.by/



Сайт Международного валютного фонда www.imf.org

Приложение В

Действующий в WWW личный сайт (http://ignat-kornilov.narod.ru/) и printScreen главной страницы



Приложение Г

Граф научных интересов


Смежные специальности

08.00.13 – математические и инструментальные методы экономики

  1. Разработка и исследование моделей и математических методов анализа микроэкономических процессов и систем.







08.00.01 – экономическая теория

  1. Теория информации, неопределенности и риска.

  2. Экономическая безопасность и факторы её обеспечения.

  3. Теоретические проблемы функционирования домашних хозяйств.



Основная специальность

08.00.10 – финансы, денежное обращение и кредит

  1. Кредит и банковская деятельность, специальные кредитно-финансовые институты и их операции.

  2. Центральный и коммерческие банки.

  3. Финансы домашних хозяйств.



Сопутствующие специальности

Упразднено ВАК





Приложение Д

XML-формат тестовых вопросов по Основам информационных технологий




01 Элемент, позволяющий перечеркнуть текст в языке HTML:



u

s

em

strong








01 Название устройства в виде USB-брелока, которое служит для авторизации пользователя в системе Интернет-банкинг:



Логин

Токинг

Токен

Торен





Приложение E

Презентация магистерской (кандидатской) диссертации














База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница