Выпускная работа по «Основам информационных технологий»



Скачать 255.03 Kb.
Дата19.11.2016
Размер255.03 Kb.


БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

УДК 341.96

Веремейчук

Ирина Николаевна

Электронное правосудие в Республике Беларусь

Выпускная работа по


«Основам информационных технологий»

Магистранта кафедры международного частного и европейского права

Специальность 1-24-80-01 – юриспруденция

Научные руководители:


кандидат юридических наук Леанович Е.Б., старший преподаватель Громко Н.И.

Минск, 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ


ОГЛАВЛЕНИЕ 2

Перечень условных обозначений 3

введение 4

Глава 1
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 5

Глава 2
ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРМИНА «ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВОСУДИЕ» 7

Глава 3
ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВОСУДИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 11

3.1 Система хозяйственных судов 11

3.2 Система общих судов 13

3.3 Достижения 14

Заключение 16

библиографический список 17

Приложения 19

Приложение А 19

Предметный указатель 19

Приложение Б 20

Интернет-ресурсы в предметной области исследования 20

Приложение В 23

Действующий в WWW личный сайт (http://Irina-Veremejchuk.narod2.ru) и printScreen главной страницы 23

Приложение Г 24

Граф научных интересов


магистранта Веремейчук И.Н., факультет международных отношений Специальность “Юрисрпуденция” 24

Приложение Д 27

XML-формат тестовых вопросов по Основам информационных технологий 27

Приложение E 28

Презентация магистерской (кандидатской) диссертации 28




Перечень условных обозначений


E-justice – электронное правосудие;

E-mail – электронная почта;

Internet – всемирная компьютерная сеть;

IT– информационные технологии;

Online – режим реального времени;

АИС-ВС– Автоматизированная информационная система «Верховный Суд»;

АИС-СХС– Автоматизированная информационная система управления делопроизводством системы хозяйственных судов Республики Беларусь;

ВС – Верховный Суд;

ВХС – Высший Хозяйственный Суд;

ХС – хозяйственные суды.


введение


Международный опыт свидетельствует о том, что современные IT и системы телекоммуникаций являются важными составляющими в процессе достижения экономического и социального развития. Очевидно, что использование IT в деятельности практически любой организации в значительной степени позволяет повысить уровень и качество управления самыми сложными комплексными процессами. Поэтому во всем мире вопросам информатизации уделяется огромное значение.

Система ХС Республики Беларусь не остается в стороне от этого процесса и в силу своих возможностей стремится применять в своей деятельности самые современные IT [8]. Этот процесс привел к появлению нового явления в сфере IT, так называемого «электронного правосудия», или e-justice. В широком смысле под e-justice понимают не только, собственно, электронное судопроизводство, но и все сопутствующие судопроизводству процессы, включая организацию деятельности суда, не связанную с отправлением правосудия. Как правило, к элементам e-justice относят:



  • подача иска и иного процессуального документа посредством Internet;

  • использование средств доказывания в электронной форме;

  • проведение судебного заседания online через видеоконференции, пересылку e-mail;

  • формирование электронного досье, а значит и перевод документооборота и делопроизводства в электронную форму;

  • доступ к материалам дела участникам процесса и иным лицам через Internet;

  • использование электронных судебных повесток;

  • осуществление всего судопроизводства исключительно посредством Internet — электронный суд, или e-court.

В зависимости от уровня технического развития страны, могут быть реализованы, как все вышеперечисленные элементы e-justice одновременно, так и поэтапно [10].

Настоящая работа посвящена изучению данного явления на территории Республики Беларусь, масштабов его внедрения, а также перспектив его развития.


Глава 1
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ


Изучение вопросов, касающихся применения e-justice в Республике Беларусь, следует начать с обзора литературы по данной теме. Сразу следует отметить, что имеющиеся литературные источники можно условно разделить на две группы:

  • западноевропейская и американская литература;

  • постсоветская литература, к которой относятся и работы белорусских специалистов в данной сфере.

Приведенное деление обусловлено тем, что в Западной Европе и Америке возникновение понятия e-justice относится к 80-ым годам ХХ века, в то время как на постсоветском пространстве идеи создания e-justice стали возникать лишь в конце 90-х годов ХХ века. Таким образом, в настоящее время западноевропейская и американская литература по рассматриваемому вопросу преимущественно касается вопросов совершенствования уже созданной системы e-justice, а на постсоветском пространстве – посвящена начальным этапам создания подобной системы.

Так, среди западноевропейской и американской литературы можно выделить следующие работы: научная статья Napoleon Xanthoulis «Introducing the concept of ‘E-justice’ in Europe: How adding an ‘E’ becomes a modern challenge for Greece and the EU» [15], которая освещает этапы становления e-justice в Европе и его нынешнее влияние на правовую систему стран-участниц Европейского Союза; статья Andreas Neocleous «E-justice» [13] указывает на основные цели, которые необходимо достичь на современном этапе, чтобы усовершенствовать нынешнюю систему e-justice в Европейском Союзе; научная статья Marco Velicogna, Antoine Errera Stéphane Derlange «e-Justice in France: the e-Barreau experience» [14] анализирует систему e-justice во Франции и некоторые другие.

Среди литературы постсоветских стран следует выделить следующие работы: статья Бекназарова Бектаса Абдыхановича «Актуальные вопросы применения e-justice в Казахстане» [1], в которой представлен общий обзор достижений в сфере e-justice в Казахстане; статья М. Проценко «Электронный суд» в Украине – скоро ли?» [12], в которой анализируются основные проблемы e-justice Украины; в статье Решетняка В.И. «К вопросу об электронном правосудии в арбитражном и гражданском судопроизводстве» [5], представлены проблемные моменты реализации проекта e-justice в Российской Федерации, а также аспекты, на которые необходимо обращать особое внимание и многое другое.

Характеризуя работы национальных авторов, следует отметить, что в настоящее время практически отсутствуют обширные научные исследования по рассматриваемой теме, в основном ей посвящены работы судей ХС Республики Беларусь, а также публикации в средствах массовой информации: Каменков В.С. «Развитие «электронного правосудия» - одна из важнейших задач правовой информатизации хозяйственных судов Республики Беларусь», в статье Жук М.Г., Шулейко Е.И., Бойко В.К. «Электронные документы как элемент электронного правосудия» электронный документ рассматривается как основополагающий документ электронного правосудия [9]; Н. Конопацкая «Электронное правосудие в Беларуси развивается»; Пастухов В.И. «Использование информационных технологий в деятельности судов – требование времени».

Таким образом, избранная для изучения тема, не смотря на ее актуальность, не изучена в полной мере и нуждается в дальнейшем исследовании национальными правоведами и специалистами в IT сфере.

Глава 2
ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРМИНА «ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВОСУДИЕ»


Впервые в Республике Беларусь о необходимости использования разработок IT в деятельности судов было продекларировано в Концепции судебно-правовой реформы 1992 года [4]. В последующем указанные вопросы затрагивались в других правовых актах: Указ Президента Республики Беларусь от 10 октября 2011 года № 454 «О мерах по совершенствованию деятельности общих судов Республики Беларусь», Стратегия деятельности хозяйственных судов Республики Беларусь на 2011-2015 года, утвержденная постановлением Пленума ВХС Республики Беларусь от 4 марта 2011 года № 1; постановление Пленума ВХС Республики Беларусь от 23 декабря 2011 года № 23 «Об итогах работы хозяйственных судов Республики Беларусь в 2011 году и задачах на 2012 год» и другие. Однако все указанные источники регулируют лишь некоторые аспекты рассматриваемого явления, но ни один из них не подходил комплексно к изучению данной проблемы.

Реализацию положения вышеуказанных правовых актов нашли в сфере экономического правосудия в начале 1998 года, когда ВХС начал активную работу по созданию и внедрению различных информационных систем [8].

В качестве причин внедрения e-justice в хозяйственный процесс, стоит назвать реализацию таких основополагающих принципов как:

Процессуальная экономия. Под процессуальной экономией подразумевается выполнение задач судопроизводства в возможно короткие сроки в пределах, установленных законодательными актами. За счет внедрения современных технологий в процесс сокращаются затраты (как материальные, так и временные), которые несут участники, суд.

Доступное правосудие. Путем снижения затрат, которые несут стороны, упрощения порядка обращения в суд, правосудие становится более доступным как в материальном плане, так и с точки зрения соблюдения различный формальностей.

Гласность. Данный принцип заключается в открытости процесса, возможности присутствия на заседаниях. Безусловно, внедрение отдельных элементов e-justive значительным образом послужит в развитие указанного принципа, к примеру, даст возможность удаленного наблюдения за ходом процесса.

Транспарентность. Возможность практической реализации данного принципа упрощается с учетом внедрения современных технологий: доступ возможен более широкому кругу лиц с учетом упрощения самой процедуры.

Вышеуказанные принципы за счет внедрения e-justice наполняются новым содержанием, получают импульс для своего развития как с точки зрения теоретического осмысления, так и практической реализации.

Практическая реализация системы e-justice началась с создания и внедрения программного комплекса по судопроизводству АИС-СХС [8].

Внедрение данной системы ставило перед собою решение следующих задач:



  • возможность формировать и размещать на Internet-портале ВХС (court.by) и на других ресурсах практически любые блоки информации, касающиеся деятельности ХС;

  • установка информационно-справочных киосков во всех судах. С ее помощью посетители смогут получать самую разнообразную информацию о времени судебных заседаний, образцах заявлений, размерах госпошлины. Можно будет также ознакомиться с систематизированным перечнем принятых судебных актов и многим другими;

  • свободный доступ к информации о движении судебных дел, результатах их рассмотрения;

  • разработка шаблонов для дополнительной подачи электронных копий поступающих в суды документов (исковых заявлений, заявлений, ходатайств, отзывов, возражений и т.д.);

  • использования в залах судебного заседания так называемых док-камер. С их помощью на экран передается изображение предоставленных сторонами копий документов, что значительно облегчает ведение процесса. В электронное дело будут включаться и первичные документы, поступающие в суды только на бумажных носителях;

  • развитие видеоконференцсвязи. Данный вид связи предназначен для проведения удаленных совещаний, заседаний президиума и пленума ВХС и других мероприятий. Использование данной технологии позволяет судам сэкономить средства на командировочных расходах, кроме того, управленческие решения принимаются более оперативно. Видеооборудование можно использовать и для записи судебных заседаний;

  • в перспективе возможно размещение некоторых аудио- и видеоматериалов в Internet. Кроме того, трансляция актуальных и показательных процессов будет полезна многим аудиториям: юристам-практикам, преподавателям ВУЗов, студентам [2].

Система общих судов также активно включилась в процесс информатизации. Так, ВС совместно с Институтом прикладных программных систем Национальной академии наук подготовлена АИС-ВС.

Основными целями названной разработки являются повышение эффективности организации деятельности ВС с использованием возможностей современных IT; создание интегрированного программного комплекса по основным направлениям деятельности ВС (судопроизводство, делопроизводство, обобщение судебной практики, работа с законодательством, обращениями граждан, исполнение судебных решений, управление кадрами, ведение архива); оперативное информационное взаимодействие ВС с государственными органами, нижестоящими судами, Министерством юстиции, управлениями юстиции облисполкомов и г. Минска [4].

С момента внедрения АИС-СХС и АИС-ВС данные системы принесли свои плоды и уже многое было достигнуто на пути создания системы e-justice. Однако многие из поставленных целей не были достигнуты из-за возникновения ряда проблем. Информатизация систем судов остается пока на низком уровне: комплексная автоматизация судов до конца не осуществлена, компьютерный парк и программное обеспечение устарели, имеются проблемы с освоением компьютерных технологий как среди судей, так и служащих судов. Кроме того, недостаточно активно прорабатываются вопросы внедрения механизмов формирования единой информационной инфраструктуры судов, в частности организационно-правового и методического обеспечения работ по внедрению и эксплуатации компьютерных средств в судах, механизмов формирования целостной системы классификации, кодирования и унификации судебной информации. В сети Internet практически отсутствуют информационные ресурсы, касающиеся структурного построения, деятельности и правоприменительной практики системы общих судов Республики Беларусь [4].

И наконец, одной из наиболее трудноразрешимых проблем является недостаточно высокий уровень электронного обеспечения всех без исключения пользователей, в том числе и физических лиц. То есть реальный доступ в Internet должен быть обеспечен каждому юридическому и физическому лицу, в противном случае e-justice так и останется проектом и не сможет воплотиться в действительность.

Таким образом, необходимость изменения подхода к реализации программы по информатизации правосудия и созданию системы e-justice очевидна. Более того, учитывая задачу повышения открытости и доступности правосудия, информационные системы должны совершенствоваться с учетом потребностей не только представителей фемиды, но и граждан, субъектов предпринимательской деятельности [8]. В связи с этим государством предпринимаются конкретные шаги для регулирования сложившейся ситуации. Этим вопросам посвящена глава 3 настоящей работы.

Глава 3
ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВОСУДИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ


Приступая к рассмотрению перспектив развития e-justice в Республике Беларусь, в первую очередь, следует отметить, что реализация программы по информатизации правосудия была осложнена отсутствием единого подхода к данной проблеме.

Мнение правоприменителей разделилось на тех, кто поддерживал наиболее широкий путь информатизации правосудия, конечной целью которого должно стать применение IT абсолютно во всех сферах отправления правосудия, без каких-либо ограничений.

Позиция другой группы правоприменителей основывалась на ограниченном применении IT. Их позиция базировалась в основном на необходимости соблюдения коммерческой и иной тайн, так как максимальная открытость, которая достигается созданием e-justice, приводит к тому, что не только каждая из сторон, но и все желающие получают возможность изучить отношения, которые складываются между сторонами.

Однако законодатель, изучив практику других государств, пошел по пути достижения максимальной открытости процедур отправления правосудия и связанных с ним мероприятий. Основанием для принятия такого решения является принцип публичности судебного процесса, когда любое лицо имеет право на нем присутствовать, записывать его и воспроизводить. Таким образом, e-justice не создает никаких дополнительных рисков для сторон.

Указанный тезис подтверждается и практикой других государств. К примеру, в Российской Федерации, в Республике Казахстан электронное правосудие пошло также по пути наиболее широкого применения IT и описанные риски не привели к возникновению каких-либо проблем [1, 7].

3.1 Система хозяйственных судов


В основу технического задания на модернизацию и совершенствование системы e-justice в сфере хозяйственного судопроизводства легли предложения всех ХС, а также передовой опыт в области информатизации судов других государств. Кроме того, в целях реализации указанного проекта были изучены самые современные IT, проведены процедуры закупки необходимого серверного оборудования и системного программного обеспечения.

Обновленная АИС-СХС должна обеспечить эффективное функционирование деятельности системы ХС на основе создания корпоративной сети и общей базы данных посредством новейших телекоммуникационных технологий с применением волоконно-оптических линий связи. Создаваемая система будет иметь высокую степень безопасности и защищенности информационных потоков, обеспечивать механизмы многоуровневого доступа как внутренним пользователям системы, так и определенному кругу внешних пользователей. АИС-СХС позволит на качественно новом уровне решать задачи, поставленные перед системой ХС.



Результатом модернизации программного комплекса АИС-СХС станет:

  • создание единого банка данных судебных и иных документов в рамках системы хозяйственного правосудия Республики Беларусь, а также возможность предоставления выборочного доступа к информации другим государственным органам;

  • обеспечение постоянного защищенного доступа к общему банку данных в рамках системы ХС Республики Беларусь;

  • получение оперативной информации и осуществление контроля за состоянием дел в ХС республики в заданный момент времени по конкретному судье, категории спора, субъектному составу участников и другой;

  • оперативность контроля за движением дела по судебным инстанциям, всем совершаемым процессуальным действиям, результатом рассмотрения дела с целью возможности получения оперативной информации и своевременного реагирования;

  • автоматизация рутинных операций, связанных с судопроизводством;

  • обеспечение информационных потребностей системы ХС в информации из баз данных других государственных органов;

  • обеспечение граждан и субъектов экономической деятельности информацией о ходе рассмотрения судебных дел, заявлений и жалоб;

  • предоставление открытого доступа ко всем судебным постановлениям посредством Internet-портала и информационных киосков.

  • Внедрение модернизированной «АИС-СХС» должно обеспечить:

  • оперативную информационно-правовую поддержку правоприменительной деятельности судов;

  • открытость работы всей судебной системы;

  • повышение оперативности сбора и оформления судебных документов в процессе подготовки и слушания дел;

  • сокращение сроков рассмотрения дел;

  • формирование единой информационной технологии судебного делопроизводства в целях сокращения времени на переписку и передачу информации;

  • доступность для судей и работников аппаратов судов всего объема информации о законодательстве Республики Беларусь и судебной практике;

  • полноту и достоверность информации о деятельности судов;

  • повышение оперативности сбора и обработки соответствующих статистических данных и обеспечение объективного анализа правоприменительной практики;

  • повышение эффективности кадрового, организационного, материально-технического и ресурсного обеспечения деятельности судов;

  • информационно-аналитическую поддержку принятия решений во всех сферах обеспечения судебной деятельности;

  • формирование полнотекстового единого банка данных судебных постановлений, выносимых в рамках всей системы ХС;

  • упрощение процесса обеспечения лиц, участвующих в деле, информацией о ходе рассмотрения ХС дел [8].

Таким образом, в настоящее время разработан комплексный план по модернизации и совершенствованию системы e-justice в сфере хозяйственного судопроизводства.

3.2 Система общих судов


В отношении же системы общих судов следует отметить отсутствие должного внимания указанной проблеме. Важно помнить, что обеспечение доступа граждан к судебной информации и упрощение порядка судопроизводства в системе общих судов не менее важная задача, чем информатизация системы ХС. При этом также необходимо понимать, что общие суды сегодня не должны ограничивать информацию, предоставляемую пользователям сети Internet, только общей информацией о суде, лентой новостей (что имеет место по отношению к общим судам) и т.п. Пользователям необходима полная и точная информация о движении судебных дел, расписании судебных заседаний, результатах рассмотрения дел, включая тексты судебных актов [8].

3.3 Достижения


Так уже сегодня в отличие от общих судов, Internet-портал ХС представляет собой мощный информационный ресурс, обеспечивающий многогранное представление в сети Internet информации о деятельности ХС Республики Беларусь. В целях более полного информирования общественности на Internet-портале был создан электронный банк данных «Судебная практика», предоставляющий авторизованным подписчикам журнала «ВестникВысшего Хозяйственного Суда» бесплатный доступ к более чем 11 тысячам судебных постановлений всех судебных инстанций, а в перспективе – ко всем судебным постановлениям системы ХС Республики Беларусь.

В режиме опытной эксплуатации на базе ВХС и ХС Гродненской области организован прием документов (исковых заявлений, заявлений, ходатайств, отзывов, жалоб, возражений и т.д.) в суд дополнительно в электронном виде посредством Internet-портала ХС Республики Беларусь. В дальнейшем это позволит не только формировать базу данных «электронное дело», но в перспективе предоставит возможность без фактора «присутствия» подавать в ХС Республики Беларусь документы из любой географической точки.

Кроме того, указанные изменения находят свое закрепление и в законодательной базе. В настоящее время ВХС подготовил проект закона "О внесении дополнений и изменений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам совершенствования хозяйственного судопроизводства". В проекте предлагается совершенствование Хозяйственного процессуального кодекса с учетом практики его применения, требований времени и развития действующего законодательства, которым предусматриваются новые формы обращения в ХС.

Концептуальным направлением данного проекта выступает нормативное закрепление положений по использованию в хозяйственном судопроизводстве электронного документооборота и IT. В частности проект предлагает урегулировать вопрос применения системы видеоконференцсвязи для проведения судебных заседаний и осуществления отдельных процессуальных действий, а также использование электронных копий документов, рассылки уведомлений о дате и времени проведения судебных заседаний по e-mail [11].

Для сравнения в соседнем государстве – Российской Федерации - уже до 15 процентов исковых заявлений в настоящее время подается посредством Internet. Все акты, которые принимают наши суды, публикуются в открытом доступе [7].

Новшеством для системы ХС Республики Беларусь стало внедрение в этом году технологии организации видеоконференцсвязи.

Использование видеоконференцсвязи явилось эффективным инструментом в повседневной деятельности судов, позволило повысить оперативность подготовки и проведения различных мероприятий, а также, что немаловажно в современных условиях, сократить командировочные расходы по системе.

Уже сегодня сеансы видеоконференцсвязи используются для:



  • проведения заседаний Пленума и Президиума;

  • проведения оперативных совещаний с участием председателей, судей и специалистов ХС;

  • организации рабочих совещаний руководства ВХС с председателями любого из судов;

  • организации оперативной работы и взаимодействия управлений и отделов ВХС со структурными подразделениями ХС областей (г. Минска);

  • просмотра в режиме online важных судебных процессов, проходящих в любом из ХС областей (г. Минска);

  • дистанционного обучения стажеров, судей и специалистов ХС посредством трансляции показательных судебных процессов и иных мероприятий;

  • аудио-, видеофиксирования судебных заседаний [8].

По словам Виктора Каменкова, в ближайшее время планируется предпринять и другие шаги по развитию e-justice. К примеру, резолютивную часть решения можно будет сразу получить на мобильный телефон, подписавшись на соответствующий сервис на сайте ВХС. Кроме того, следуя примеру России и других государств, планируется сделать открытым доступ к текстам судебных постановлений. "Причем это будут не какие-то выдержки, а текст целиком", - пояснил председатель суда [3].

В отношении общих судов также созданы предпосылки для развития e-justice. Так, в Указе Президента Республики Беларусь № 454 от 10 октября 2011 года «О мерах по совершенствованию деятельности общих судов Республики Беларусь» закреплены положения, направленные на обеспечение материально-технической базы и нормативного регулирования фиксации и хранения информации о ходе судебного процесса на электронных носителях, поэтапного внедрения в 2012–2013 годах средств аудио-, видеозаписи в деятельность судов по осуществлению правосудия; внедрение видеоконференцсвязи между общими судами всех уровней [6]. Однако на практике реализация указанных положений происходит очень медленно.


Заключение


Наступление IT эры неизбежно приводит к применению данных технологий во всех сферах деятельности человека. Правосудие Республики Беларусь не может оставаться в стороне от общемировых тенденций, поэтому развитие e-justice стало приоритетной задачей правовой информатизации в системе общих судов и ХС.

За более чем 10-летний период реализации данной программы отмечены существенные положительные сдвиги, однако многие проблемы по-прежнему остаются неразрешенными. Так, комплексная автоматизация судов до конца не осуществлена, компьютерное оборудование и программное обеспечение устарели, недостаточно активно прорабатываются вопросы внедрения механизмов формирования единой информационной инфраструктуры судов, в сети Internet практически отсутствуют информационные ресурсы, касающиеся структурного построения, деятельности и правоприменительной практики системы общих судов Республики Беларусь [4]. Одной из наиболее трудноразрешимых проблем является недостаточно высокий уровень электронного обеспечения всех без исключения пользователей, в том числе и физических лиц. Если же реальный доступ в Internet каждому юридическому и физическому лицу не будет обеспечен, то e-justice так и останется проектом и не сможет воплотиться в действительность.

Выявленные проблемы позволяют сформировать комплексный подход к их разрешению на основе изучения практики иностранных государств, переняв у них лучшие достижения в данной области.

На наш взгляд, целесообразно воспользоваться практикой реализации программ информатизации правосудия Российской Федерации и Республики Казахстан, так как судебная система Республики Беларусь близка по своей природе к правовым системам указанных стран, имеются общие исторические корни, а реализации программ e-justice в данных странах является более успешной и длительной.


библиографический список


  1. Актуальные вопросы применения электронного правосудия в Казахстане / Legalforum 2012 [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: legalforum2012.by/ru/wp-content/uploads/2012/.../Beknazarov.pdf. – Дата доступа: 01.12.2012.

  2. ВХС Беларуси начнет эксперимент по приему электронных документов в 2010 году / Беларусское телеграфное агентство [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://www.belta.by/ru/person/comments/Vasilij-Malashenkov_i_510766.html. – Дата доступа: 01.12.2012.

  3. ВХС Беларуси расширяет границы электронного правосудия / Белорусское телеграфное агентство [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://www.belta.by/ru/all_news/society/VXS-Belarusi-rasshirjaet-granitsy-elektronnogo-pravosudija_i_542316.html. – Дата доступа: 15.10.2012.

  4. Использование информационных технологий в деятельности судов – требование времени / Национальный центра правовой информации Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://mail.ncpi.gov.by:8081/leginform/pdf/0206/83-87.pdf. – Дата доступа: 01.12.2012.

  5. К вопросу об электронном правосудии в арбитражном и гражданском судопроизводстве / Юриспруденция [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://justicemaker.ru/view-article.php?id=1&art=2718. – Дата доступа: 01.12.2012.

  6. О мерах по совершенствованию деятельности общих судов Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь, 10 октября 2011 г. № 454 // Консультант Плюс: Версия Проф [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2012.

  7. Судебный паритет соседей / Газета «Республика» [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://www.respublika.info/5508/erights/ article54494/print/– Дата доступа: 01.12.2012.

  8. Технология судебной прозрачности / Журнал «Беларуская думка» [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://beldumka.belta.by/isfiles/000167_494220.pdf. – Дата доступа: 01.12.2012.

  9. Электронные документы как элемент электронного правосудия / Научная библиотека [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: www.lib.grsu.by/cgi-bin/fulltext/get.cgi?K_IZD...K...N.... – Дата доступа: 01.12.2012.

  10. Электронное правосудие в Республике Беларусь / E-government [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://e-gov.by/themes/ekspert/elektronnoe-pravosudie-v-respublike-belarus. – Дата доступа: 01.12.2012.

  11. Электронное правосудие в Беларусь развивается / Белорусская служба новостей [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://belnovosti.by/society/jelektronnoe-pravosudie-v-belarusi-razvivaetsja.html. – Дата доступа: 15.10.2012.

  12. "Электронный суд" в Украине – скоро ли? / LB.ua [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://economics.lb.ua/state/2012/08/22/166804_ elektronniy_sud_ukraine-skoro.html. Дата доступа: 01.12.2012.

  13. E-justice / Global Legal Resources [Electronic resource]. – 2012. – Mode of access: http://www.hg.org/article.asp?id=20871– Date of access: 15.10.2012.

  14. E-Justice in France: the e-Barreau experience / Utrecht Law Review [Electronic resource]. – 2012. – Mode of access: http://www.utrechtlawreview.org/ index.php/ulr/ article/view/153– Date of access: 15.10.2012.

  15. Introducing the concept of ‘E-justice’ in Europe: How adding an ‘E’ becomes a modern challenge for Greece and the EU / Effectius [Electronic resource]. – 2012. – Mode of access: effectius.com/.../Introducing_the_concept_ – Date of access: 15.10.2012.



Приложения

Приложение А

Предметный указатель


E

e-justice 3, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 13, 15, 16, 21, 22

I

Internet 3, 4, 8, 9, 12, 13, 14, 16, 20, 21, 22



IT 3, 4, 6, 7, 9, 11, 12, 14, 16

O

online 3, 4, 15, 22



А

АИС-ВС 3, 9

АИС-СХС 3, 8, 9, 12

в

видеоконференции 4



видеоконференцсвязи 8, 14, 15

В

Виктора Каменкова 15



Г

Гласность 7

Д

Доступное правосудие 7



К

Казахстане 5, 17

П

Процессуальная экономия 7



Р

Российской Федерации 6, 11, 14, 16

с

системы 8, 9, 11, 12, 13, 14, 16



С

Судебная практика 14

Т

Транспарентность 8



э

электронное судопроизводство 4





Приложение Б

Интернет-ресурсы в предметной области исследования


В настоящем приложении представлены ссылки на Internet-страницы наиболее важных источников по теме настоящей работы. Каждая ссылка дополняется краткой характеристикой, раскрывающей важность данной Internet-страницы для изучаемой темы.

Страница Internet-энциклопедии «Википедия», содержащая информацию по теме выпускной работы: http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE&stable=0.



Рисунок Б.1 – Принтскрин страницы Википедии до редактирования



Рисунок Б.2 – Принскрин страницы Википедии после редактирования

Официальный сайт ВХС (http://court.by). Данный сайт представляет собой наглядное отражение степени воплощения в реальность проекта e-justice в хозяйственном судопроизводстве. Кроме того, на данном сайте содержатся статьи различных ученых-правоведов по данной тематике.

Официальный сайт ВС (http://court.by). Данный сайт отражается степень воплощения проекта e-justice в системе общих судов Республики Беларусь. Как и предыдущий Internet-источник, данный сайт содержит статьи по теме данной работы.

Официальный сайт Национального центра правовых исследований (http://ncpi.gov.by). Данный сайт представляет пользователям ознакомиться с актуальной информацией по вопросам правового регулирования e-justice в Республике Беларусь, а также с перспективами развития данного проекта.

Официальный сайт НИРУП «Институт прикладных программных систем» (http://mpt.gov.by). На данном сайте можно ознакомиться с основными разработками данного института-разработчика автоматизированных инвормационных систем для проекта e-justice.

Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь (http://pravo.by). На данном Internet-ресурсе представлены в действующие правовые акты по рассматриваемой теме, а также проекты будущих актов.

Официальный сайт электронного правительства и электронного правосудия (http://e-gov.by). Данный сайт предоставляет информация о проекте «Электронное правительство и электронное правосудие», представляет возможность получить сведения об оказываемых государственными органами услугах online, т.е. увидеть реальное функционирование данных проектов.

Официальный сайт журнала «Юрист» (http://jurist.by). На данном сайте представлена информация о публикациях, о проводимых семинарах и лекциях на юридическую тематику, в том числе, по вопросам реализации проекта e-justice.

Официальный сайт журнала «Вестник ВХС» (http://new.court.by). На данной Internet-странице также представлены публикации юристов-практиков по теме исследования, их взгляд на проблемные моменты реализации проекта e-justice.

Далее представлены ссылки на Internet-источники средств массовой информации, на которых представлена наиболее актуальная информация о ходе реализации проекта e-justice: http://belta.by, http://respublika.by, http://sb.by.

Приложение В

Действующий в WWW личный сайт (http://Irina-Veremejchuk.narod2.ru) и printScreen главной страницы


Рисунок В.1 – Принтскрин главной страницы личного сайта



Приложение Г

Граф научных интересов
магистранта Веремейчук И.Н., факультет международных отношений Специальность “Юрисрпуденция”





Смежные специальности

12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

  1. История и предпосылки возникновения права и государства как науки.

  2. Право в систее нормативного регулирования.

  3. Реализация закона, ее формы и методы обеспечения.

  4. Пробелы позитивного права: понятие, виды, установление, устранение.

  5. Юридическая ответственность: понятие, признаки, принципы, виды, основание.




12.00.02 — конституционное право; муниципальное право

  1. Сущность, юридические свойства и функции Конституции.

  2. Проблемы государственного, национального и народного суверинитета.

  3. Конституционные формы государственного и территориального устройства и проблемы их совершенствования.

  4. Сравнительный анализ моделей конституционно-правовых институтов и практики конституционно-правового регулирования в странах СНГ. Других зарубежных государств.

  5. Принципы, функции, система, структура и организационно-правовые формы местного управления и самоуправления.




12.00.05 — трудовое право; право социального обеспечения

  1. Трудовое законодательство, проблемы его совершенствования.

  2. Субъекты трудового права.

  3. Централизованное и локальное регулирование трудовых отношений.

  4. Заключение, изменение и прекращение трудового договора, права и обязанности работников и нанимателей.

  5. Контрактная форма найма работников.

  6. Правовое регулирование заработной платы, нормирования труда.

  7. Гарантии и компенсации в облати трудовых отношений.

  8. Совмещение работы с обучением.

  9. Ответственность работников и нанимателей.

  10. Правовое регулирование трудоустройства и занятости населения.




12.00.06 — природоресурсное право; аграрное право; экологическое право

  1. Природоресурсное право как комплексная отрасль права об использовании и охране природных ресурсов.

  2. Право собственности и иные права на природые ресурсы, основания возникновения, осуществления, прекращения и ограничения этих прав (сервитуты).

  3. Правовое регулирование предпринимательства в аграрном секторе экономики.

  4. Юридическая ответственность за нарушение экологического законодательства.




12.00.10 — международное право; европейское право

  1. Соотношение международного публичного и международного частного права.

  2. Взаимодействие международного и внутригосударственного права.

  3. Нормативная система международного права.

  4. Источники междунардного права.

  5. Международно-правовое признание.

  6. Право международных договоров.




12.00.14 — административное право; финансовое право; информационное право

  1. Налоговая система и налоговые правоотношения.

  2. Финансово-правовое регулирование заемных отношений с участием госудрства.

  3. Правовые основы денежного обращения.

  4. Правовые основы валютного регулирования.

  5. Правовое регулирование электронного документооборота.




12.00.15 — гражданский процесс; арбитражные процесс

  1. Виды гражданского судопроизводства.

  2. Стадии гражданского процесса.

  3. Подведомтсвенность и подсудность.

  4. Исполнительное производство.




Основаная специальность

12.00.03 – гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

  1. Понятие, предмет и система международного частного права.

  2. Источники международного частного права.

  3. Понятие, толкование и применение коллизионной нормы. Виды коллизий.

  4. Вопрос о взаимности и реторсиях в международном частном праве.

  5. Юридические лица в международном частном праве.

  6. Право собственности и иные вещные права.

  7. Сделки в международном частном праве.

  8. Договор международной купли-продажи.

  9. Международные перевозки.

  10. Международные расчеты и кредитные отношения.

  11. Трудовые отношения в международном частном праве.

  12. Международный гражданский процесс. Рассмотрение споров в порядке арбитража.




Сопутствующие специальности

Упразднены ВАК





Приложение Д

XML-формат тестовых вопросов по Основам информационных технологий




01 Какой тег в языке HTML используется для создания ссылки на Интернет-страницу?:



li

a

a href

marquee






01 Проведение судебного разбирательства с использованием видеоконференцсвязи вступает в противоречие с принципом хозяйственного судопроизводства, именуемым:



Гласность

Состязательность

Непосредственность

Равенство




Приложение E

Презентация магистерской (кандидатской) диссертации






Рисунок Е.1 – Принтскрин презентации магистерской диссертации






База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница