Выпускная работа по «Основам информационных технологий»



Скачать 233.95 Kb.
Дата09.11.2016
Размер233.95 Kb.


БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

УДК 56.24.(01)

Егорова
Анна Юрьевна



Информационные технологии и литература

Выпускная работа по


«Основам информационных технологий»

Магистранта


кафедры зарубежной литературы

Специальность – 05.01.13


литературоведение

Научные руководители:


Бутырчик Анна Михайловна,
старший преподаватель Громко Н.И.


Минск, 2012

Оглавление


Оглавление 2


ВВЕДЕНИЕ

Информационные технологии тесно связаны со всем, что нас окружает: с научными работами, литературоведением, искусством и т.д. В своей дипломной, а после и магистерской работе, связанной с литературоведением, я также применяла информационные технологии.

Как правило, каждый литературовед пользуется программой Word для печати и редактирования своих текстов. Также есть ряд программ, которыми пользуется, например, переводчик в своих работах. Таким образом, видно, что каждый филолог, так или иначе применяет в своих работах информационные технологии.

Каждый из нас хоть раз в жизни пользовался Интернетом: скачивал оттуда учебники, художественные тексты и т.п. Существует и ряд электронных энциклопедий, которыми можно воспользоваться, например, Википедия. Или, например, электронных библиотек: библиотека Максима Мошкова.

Филологические ресурсы Интернета — главный источник информации для филолога. К филологическим ресурсам относятся электронные энциклопедии, сайты универсальных библиотек, имеющих ссылки на сайты университетов, институтов, кафедр. Сайты университетов и институтов — основные носители специальной (филологической) информации. Авторские сайты. Постоянный просмотр этих сайтов позволяет быть в курсе всего, что происходит в научном мире. Персональные странички современных учёных, их монографии и статьи, методические разработки, программы читаемых курсов, научная библиография.

В филологическом образовании используется ряд компьютерных программ, которые можно классифицировать по разным основаниям:



Основания классификации:

  1. по функциональному признаку, определяющему значение и место ОЭИ в учебном процессе;

  2. по структуре;

  3. по организации текста;

  4. по характеру представляемой информации;

  5. по форме изложения;

  6. по целевому назначению;

  7. по наличию печатного эквивалента;

  8. по природе основной информации;

  9. по технологии распространения;

  10. по характеру взаимодействия пользователя и электронного издания.

По функциональному признаку, определяющему их значение и место в учебном процессе:

  • программно-методические (учебные планы и учебные программы);

  • учебно-методические (методические указания, руководства, содержащие материалы по методике преподавания учебной дисциплины, изучения курса, выполнению курсовых и дипломных работ);

  • обучающие (учебники, учебные пособия, тексты лекций, конспекты лекций);

  • вспомогательные (практикумы, сборники задач и упражнений, хрестоматии, книги для чтения).

  • контролирующие (тестирующие программы, базы данных)

По структуре подразделяются на:

  • однотомное электронное издание;

  • многотомное электронное издание;

  • электронная серия.

По характеру представляемой информации:

  • учебный план,

  • учебная программа,

  • методические указания,

  • методические руководства,

  • программы практик,

  • задания для практических занятий,

  • учебник,

  • учебное пособие,

  • конспект лекций,

  • курс лекций,

  • практикум,

  • хрестоматия,

  • книга для чтения.

По форме изложения материала учебные издания могут быть разделены на следующие группы:

  • конвекционные учебные издания;

  • программированные учебные издания;

  • проблемные учебные издания;

  • комбинированные, или универсальные учебные издания.

По целевому назначению электронных средств учебного назначения могут быть разделены на следующие группы:

  • для школьников;

  • для бакалавров;

  • для дипломированных специалистов;

  • для магистров;

  • для взрослых.

По наличию печатного эквивалента выделяются две группы электронных средств учебного назначения:

  • электронный аналог печатного учебного издания;

  • самостоятельное электронное средство учебного назначения.

По природе основной информации выделяются:

  • текстовое (символьное) электронное издание;

  • изобразительное электронное издание;

  • звуковое электронное издание;

  • программный продукт;

  • мультимедийное электронное издание.

По технологии распространения можно выделить:

  • локальное электронное средство учебного назначения;

  • сетевое электронное издание;

  • электронное издание комбинированного распространения.

По характеру взаимодействия пользователя и электронного издания можно выделить две группы:

  • детерминированное электронное издание;

  • недетерминированное электронное издание.

Следовательно, связь между информационными технологиями и филологией, в т.ч. и литературой существует.

Интересен тот факт, что даже в литературе сложилось такое понятие как сетература, т.е. литература, созданная в сети Интернет и для чтения в сети Интернет.



ГЛАВА 1

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЛИТЕРАТУРЫ

При взаимодействии литературы и информационных технологий возникает такое понятие, как сетература. В широком смысле предмет сетературы - литературные тексты, размещаемые авторами в сетевых журналах и изданиях.

Сетевая литература (сетература) — понятие, предлагаемое некоторыми публицистами для обозначения совокупности литературных произведений, основной средой существования которых является Интернет.

Интернет как носитель текстов предоставляет в распоряжение автора ряд средств и приёмов, недоступных на бумаге:



  • нелинейность текста: за счёт гиперссылок читатель может самостоятельно строить свою траекторию движения по тексту;

  • интерактивность текста: автор может предоставить читателям возможность дописывать имеющийся текст — в соответствии с определёнными правилами или произвольным образом;

  • мультимедийность текста: в литературное произведение, размещённое в Интернете, легко вставить звуковые файлы, файлы с анимированными изображениями и т. п.

Интернет способствует изменению иерархии жанров и форм: типы текста, наилучшим образом приспособленные к сетевому существованию, выходят на первый план и постепенно вытесняют другие. На роль преимущественно сетевых жанров и форм предлагались прозаическая миниатюра (текст размером «в один экран», не требующий вертикальной прокрутки для прочтения от начала до конца), эссе, литература дневникового типа.

Противники этой идеи полагают, что роль Интернета в судьбе тех или иных жанров и форм, в самом деле, заслуживает изучения, но не даёт оснований говорить об особой сетевой литературе. Здесь, возможно, изменяется лишь место эссе или малой прозы во всей литературе.

О сетературе написано немного: статья в Википедии, статья Дырдина А.А., Куранова А.О. «Сетевая литература: потенциал и тенденции развития», статья из книги по современной русской литературе («Сетература»), статьи Таранькова А.Л., Соленского В., а также исследования Скоропановой И.С.

ГЛАВА 2
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Современное культурное пространство - поле взаимодействия различных сфер человеческой мысли, интеллектуальных и информационных стратегий. В ситуации постмодерна появление такой суперсистемы как Интернет (в России - Рунет) открыло дорогу «динамической и полиавторской текстуальности». В этой новой глобальной парадигме усиливается не только межкультурный и междисциплинарный обмен, но и создаются предпосылки для создания гибридных культурных форм. В этой связи весьма интересны результаты взаимовлияния разных направлений человеческого творчества.

В конце XX века компьютерные технологии вступили во взаимосвязь с такой эстетической, нравственно-философской ценностью, как художественная литература. Начало тесного взаимодействия традиционной литературной деятельности и информационных технологий привело к рождению феномена, получившего название «сетевая словесность» или «сетература». Под сетевой словесностью понимают электронный художественный текст, размещаемый непосредственно в международной сети (Интернет). Данное явление получило широкую поддержку среди начинающих литераторов, не имеющих возможности, достаточно средств, и, как правило, известности для публикации своих произведений в литературных журналах или для издания собственных художественных текстов в печатном виде. Сетевая литература сразу стала популярной в силу известных преимуществ электронного документа. Предоставляемые web-сайтами услуги по размещению художественных текстов практически бесплатны, что делает интернет-публикации привлекательным для данной категории писателей.

Небезынтересно рассмотреть этот новый литературный пласт с позиций издательской судьбы произведений.

На данный момент все издательства (независимо от того, частные они или государственные), прежде чем приступить к выполнению заказа, опираются на один показатель - предполагаемый уровень продаж. Опираясь на данный показатель, издательство решает, работать с автором дальше или нет. Издатели исходят из уровня известности («раскрученности») автора. Соответственно уровень продаж, а вместе с ней и прибыль, напрямую зависят от признания писателя читательским сообществом.

Принцип публикации художественных текстов в литературных журналах опирается на аналогичные схемы работы с авторами. Уровень продаж литературного журнала и соответственно его престиж определяет уровень популярности тех, кто публикует в нём свои произведения. Высокий уровень реализации и престиж литературного журнала стимулируются рекламой, что увеличивает тираж, приносит дополнительную прибыль. Для того, чтобы иметь возможность представить литературной общественности художественные тексты в печатном варианте, автору необходимо иметь достаточный авторитет в этой среде. Известность формируют дорогостоящие рекламные проекты. Однако качественные PR-компании - не могут гарантировать того, что рекламируемый ими автор и его творчество явятся достойными кандидатами в классики современной литературы. Они не выдают входного билета в литературный мейнстрим (тексты Д. Донцовой, Б. Акунина, Л. Улицкой). Для огромного числа писателей «известность» - это непреодолимый барьер. Отсутствие возможностей (в первую очередь финансовых) приводит молодых и не пользующихся известностью писателей к миру сетевой словесности.

 Сетевая словесность уникальна, поскольку сочетает в себе современные информационные технологии, общедоступность и определенное образно-художественное содержание, что позволяет ей консолидировать вокруг себя огромное количество творческих людей. Кроме того, гипертекстовыми конструкциями активно пользуются маститые писатели, создатели романов-кроссвордов (М. Павич, У. Эко), романов-игр. Некоторые писатели-современники размещают тексты произведений на сайтах еще до их появления в печати. Появилась сетевая критика, созданы виртуальные литобъединения. Популярностью пользуются сетевые проекты, персональные страницы писателей: В. Пелевина, В. Сорокина и др. несколько лет назад вышел в свет печатный вариант женского сетевого романа. Складываются критические концепции развития сетевого художественного творчества. Это позволяет предположить, что сетевая литература постепенно становится творческим этапом, с которого начинается путь на литературный олимп.

С момента своего появления сетевая словесность не была предметом серьёзного и адекватного литературоведческого исследования. Филологическая наука на протяжении своей истории работала с художественными текстами, изданными с помощью печатного станка. Сетевая книжность ныне нуждается в выработке критериев отбора художественных текстов, представляющих ценность для современного читателя. Исследователи пока что предпочитают говорить о сетевом литературном процессе, а не о многожанровой электронной литературе.

Современные ученые, литературные критики нередко относятся к сетевой литературе как к питательной среде для графоманов.

Вместе с тем, необходимо заметить, что филологическое сообщество не готово оценить преимущество сетевых публикаций даже в утилитарном плане.

Высокая литература доступна для восприятия и понимания только подготовленными читателями, количество которых весьма невелико. Сегодня потребители массовой литературы, беллетристики и периодических изданий составляют основную часть общества. Поэтому издание высокохудожественной литературы в нынешних условиях не выгодно. Есть у сетевой литературной среды и еще одна институциональная особенность. Поиск литературных талантов, преемников лучших традиций художественной культуры, может вестись на просторах интернет-словесности, где автор не зависит от экономических факторов.

Негативное отношение исследователей литературы к сетевой словесности вполне естественно. До появления ЭВМ в работе писателя (как создателя художественного текста) главными инструментами были ручка или печатная машинка, а материалом - бумага. Все известные представители художественной литературы пользовались в своей творческой деятельности именно этими средствами. Сложился стереотип восприятия литературы: серьёзность, идейно-духовная глубина художественного текста обеспечивается его печатным вариантом. Однако развитие издательского бизнеса и литературоведческие традиции идут в разных направлениях. Постоянно забывается (или до сих пор не осознается), что, к сожалению, после развала СССР вектор развития литературно-художественного творчества задают издательства и книготорговцы, а не опыт русской художественной литературы.

Современные информационные технологии далеки от вмешательства в творческий процесс, но помогают автору адаптироваться в мире цифровых технологий и Интернета. Сетевая словесность уникальна тем, что сочетает в себе творческие и технические аспекты. Участие в литературно-сетевом проекте - один из способов, первая стадия преодоления дилетантства. Не замещая собой школы писательского мастерства, сетевая публикация осуществляет функцию подготовки литераторов к работе с издательствами и типографиями. К тому же гипертекстовые и интерактивные произведения вряд ли способны противостоять традиционной литературе. В России, где словесность на протяжении столетий заменяла собой другие формы национального сознания, тяга к писательству по-прежнему велики. Увидеть текст, сотворённый напряжением собственных творческих сил, в хорошем полиграфическом исполнении - сокровенная мечта многих авторов сетевой литературы.

Несмотря на бурное развитие сетевой словесности, эта разновидность художественного творчества остаётся малоисследованной. В настоящее время отсутствует чёткое понимание данного явления с позиций филологической науки. Представляется, что качественный рост литературы, созданной в опоре на потенциал современных информационных технологий, сможет воздействовать на эту парадоксальную ситуацию.



ГЛАВА 3
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате взаимодействия литературы и информационных технологий получаются следующие продукты взаимодействия:



  1. электронные книги (книги, сохраненные в формате Word, Pdf или каком-либо другом);

  2. электронные энциклопедии (например, Кругосвет, Википедия);

  3. электронные библиотеки (библиотека Максима Мошкова);

  4. электронные порталы для начинающих авторов (проза и поэзия ру);

  5. сетература – литература создаваемая в сети и для сети преимущественно, причем с использованием гипрессылок, отсылок, что дает различные возможности прочтения текста, множественности авторов или мистификации;

Сетература (составное от сетевая литература) — направление в литературе и литературной критике, в рамках которого тексты рождаются и реализуются в Сети (Интернете), также сообщество писателей, эссеистов, критиков (сетераторов), начинавших и продолжающих активно работать в сетевом пространстве. Первый русский литературный веб-журнал был создан в 1994 году Леонидом Делицыным. А официальным началом русскоязычной сетературы принято считать 10 октября 1995 года, когда Роман Лейбов дал старт своему гипертекстовому проекту «Роман». В свою очередь, сетератор Алексей Андреев вывесил в Интернете «Cetera. Манифест Сетевой Литературы, или Личный Опыт Поэтической Независимости», где попытался обобщить основные жанровые и стилеобразующие признаки сетературы. Итак, сетевой автор имеет возможность «свободно публиковаться и не зависеть при этом от различных нелитературных аспектов... связанных с расходами на публикацию и распространение, со знакомствами и исповедуемой идеологией,и пр. Более того, автор может хранить полную анонимность, что позволяет ему раскрыть те стороны своего таланта, которые в реальной жизни человека часто подавляются "рамками" и "ролями" материального мира». Важнейший момент — четкая и скорая обратная связь. Конечно сетевая аудитория на несколько порядков меньше аудитории книгоиздателей. Зато творение сетератора почти сразу комментируется и рецензируется, причем с разных сторон, как простыми читателями, так и коллегами по цеху. Более того, вокруг более-менее значительного произведения может выстроиться целый сетевой семинар, а дискуссия не имеет географических ограничений — можно получить отклик от коллег с другого континента. Отсюда — обилие различных конкурсов и хит-парадов. Наконец, специфически сетевые качества:

— гипертекстуальность, то есть объединение электронных текстов посредством гиперссылок друг с другом, также с невербальной информацией — рисунками, цветом, звуком;

— возможность нелинейной организации текста;

— коллективное творчество — превращение исходного текста в своего рода палимпсест, с множеством расходящихся сюжетных и образных линий;

— динамичность, игровой характер работы. Стоит упомянуть о чрезвычайно популярных в Сети литературных играх и различных креативных сайтах, наподобие «Живого Журнала». В таком игровом постоянно обновляющемся пространстве создаются довольно любопытные тексты.

Впрочем, каждое, даже самое многообещающее дело проверяется результатом. Не так давно сетевой и бумажный литератор Макс Фрай составил рейтинг популярности авторов Рунета — один свой, другой — путем голосования. В обеих «Чертовых дюжинах» оказались такие авторы: Николай Байтов, Рома Воронежский, Данила Давыдов, Максим Кононенко, Антон Никитин, Олег Постнов, Владимир Пузий, Александр Ромаданов, Кира Тени- шева, Константин Шаповалов, Мери и Перси Шелли, Баян Ширянов, Линор Горалик, Алексрома, Валерий Сегаль, Алексей Андреев, 0*Санчес, Михаил Березин, Дмитрий Коваленин, Ольга Родионова. Некоторые из названных известны не только в своей сетевой, но в традиционно книгопечатной ипостасях: Алексей Андреев, Олег Постнов и, в особенности, Баян Ширянов, к произведениям которого внимание общества привлекли моралистские акции движения «Идущие вместе». О качестве их текстов можно спорить, но, будучи довольно одаренными авторами, они, все-таки, не входят в число лучших — если судить исходя из общелитературного российского контекста.

Здесь кроется ответ на дискуссии, постоянно сопутствующие сетературе — о том, насколько вообще правомерен этот термин, насколько самостоятельно явление. Выше отмеченная специфика все-таки не делает сетературу новым видом словесности. Самые невероятные комбинации текстов, стилевые игры, нелинейные построения, в том числе и с привлечением «инородного», небуквенного материала, уже опробованы офлайновыми художниками, кинематографистами, писателями. Наиболее талантливые сетераторы рано или поздно находят себя на бумаге, и этот процесс сейчас набирает обороты — солидные издательства вовсю издают сборники сетевых стихов и прозы. То же, что иногда принято считать особенным сетературным стилем — раскованность, даже расхлябанность слога, беспрерывное жонглирование словами, жанрами и дискурсами — также имеет массу более убедительных аналогов за пределами сети. Чаще всего именно офлайн инвестирует таланты в Сеть: наиболее яркие примеры — «Русский журнал», поддерживаемый реальными публицистами и интеллектуалами, или качественный веб-альманах «Потяг-76», созданный крупнейшим украинским литератором Юрием Андруховичем.

Иными словами, сетература как таковая — не особый вид литературы, но, скорее, ее подготовительный класс, лаборатория, в которой почти стихийно смешиваются все мыслимые компоненты, дабы на выходе получилось нечто невиданное или, по крайней мере, освежающее.



ГЛАВА 4

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Становление и развитие в последние годы XX в. явления, получившего обтекаемое название «сетевая словесность», привело к необходимости введения неких терминологических договоренностей, определения используемых понятий. В этом направлении одним из самых продуктивных сетевых проектов стала «Дискуссия о сетературе 1997–98 годов». Ее участники в течение нескольких месяцев размышляли об особенностях нового по тем временам явления, а также о перспективах его дальнейшего развития.

Сегодня в разговорах о литературе, опубликованной в Интернете,

чаще всего используется одно из трех понятий: «сетература» (или как вариант — «сетевая литература»), «кибература», «Интернет-литература». Несмотря на общее семантическое поле, значение каждого из них обладает некими специфическими особенностями. Наименее расплывчатым выглядит значение термина «кибература». Так, большинство исследователей, понимают под ним вид виртуального творчества, в котором основную смысловую нагрузку получает не содержание произведения, а его оформление, визуальная оболочка, в которую оказывается «запакован» текст. Авторы кибературных произведений широко используют различные мультимедийные возможности, объединяя в единое целое текст, графику, звук, анимацию, видео. Важным элементом кибературы является интерактив с читателем-зрителем-слушателем: иногда только активное участие адресата позволяет прочитать-просмотреть-прослушать текст до конца. Наиболее интересные примеры кибературного творчества собраны в одноименном разделе Интернет-портала «Сетевая словесность».

Разграничить понятия «Интернет-литература» и «сетература» несколько сложнее. Прежде всего нужно иметь ввиду две точки зрения о влиянии Сети на литературу. Сторонники одной (в основном это деятели офлайновой культуры) считают, что Интернет никак не повлиял на литературный процесс, а стал лишь новым инструментом, площадкой для публикации текстов, пространством для коммуникации. Представители второй точки зрения (чаще всего активные Интернет-пользователи, нередко авторы и руководители сетевых проектов, стоявшие у истоков Рунета) утверждают, что Сеть привнесла уникальные механизмы, повлекшие создание новых литературных форм, существование которых невозможно на бумаге.

Сетевая литература как явление «расцвела» в эпоху становления Рунета (наиболее популярными сетературными проектами того времени стали прозаический «РОМАН» и поэтические игры «Буриме», «Сонетник», «Пекарня лимериков», «Сад расходящихся хокку», «Ренга») и пошла на спад к началу XXI в.

Сегодня количество текстов, опубликованных в Сети, растет колоссальными темпами: посты в блогах, заметки в социальных сетях, пробы

пера на персональных сайтах и в рамках крупных проектов, подобных

«Стихи.ру» и «Проза.ру». Многие из них обладают признаками литературных (литературно-художественных) текстов. Однако весь этот массив вряд ли можно называть сетературой — многие тексты впоследствии появляются в печати, а Интернет становится лишь местом первой литературной коммуникации для начинающих авторов. Литературное творчество подобного рода следует относить к понятию «Интернет-литература», являющегося самым широким и включающим в себя понятия «сетература» и «кибература». С большими оговорками можно считать Интернет-литературой любые формы бытования художественных текстов в Глобальной сети.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие и широкое внедрение информационных технологий воздействует на все сферы современной жизни, включая экономику, политику, науку и образование.

Частью национального информационного ресурса является культурно-историческая информация. К этой категории можно отнести литературное и философское наследие, музейную и архивную информацию (включая кино-, фоно- и фотоинформацию), фундаментальные справочные сведения (энциклопедии, словари и т. д.) и некоторые другие виды информации.

Филологи (преимущественно лингвисты, но также стиховеды и литературоведы) одними из первых начали применять в своей работе вычислительную технику. Достаточно будет упомянуть исследования по машинному переводу, ведущиеся с 1950-х годов; создание машинных словарных фондов и словарей; разработку методов и алгоритмов морфологического анализа лексики, которые легли в основу программного обеспечения современных поисковых систем; работы по синтаксическому и семантическому анализу текстов и многие др.

К началу 1990-х годов информационные технологии сделали огромный скачок, позволяющий говорить о возможности и даже необходимости их применения в практике филологических наук. Компьютеры превратились в персональные устройства и стали доступны любому пользователю (как по цене, так и по эксплуатационным характеристикам). Начали интенсивно развиваться текстовые процессоры, средства автоматической проверки орфографии и грамматики, программы оптического распознавания текста и другие компьютерные средства. Память и быстродействие персональных компьютеров достигли таких значений, что появилась реальная возможность создания полнотекстовых информационных систем вне лабораторных условий. Специалисты стали пользоваться компьютерами в повседневной работе - для подготовки публикаций, получения необходимой информации из Интернета, общения с коллегами по электронной почте и решения прикладных задач.

Результаты освоения филологами современных информационных технологий заметнее всего проявляются в создании профильных интернет-ресурсов. По объему, составу и качеству этих ресурсов, по их функциональным возможностям и ряду других параметров можно составить некоторое представление о нынешнем уровне информатизации филологических наук.



За последнее время в российском секторе Интернета (в Рунете) появилось довольно много информационных ресурсов, имеющих более или менее близкое отношение к филологии (всё, что представляет хоть какой-то интерес для филолога: коллекции текстов, биографические материалы, результаты научных исследований, библиографическую информацию, электронные версии профильных журналов и т. д.). Однако найти эти web-сайты, за исключением пары десятков самых известных, непросто: в сетевых каталогах сведения о них обычно рассеяны по трем рубрикам ("Наука", "Образование", "Литература"), где они теряются среди массы ресурсов нефилологического характера; прямые (лексические) поиски помогают и того меньше. Т.е. добраться до большинства существующих филологических ресурсов гуманитариям, не занимающимся проблемами информационного поиска, как правило, не удается.

Список литературы

  1. Альтернативная культура. Энциклопедия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://alternative_culture.academic.ru/109/%D0%A1%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0 – Дата доступа: 28.11.2011.

  2. Вигурский К.В., Пильщиков И. А. Филология и современные информационные технологии (К постановке проблемы). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rd.feb-web.ru/vigursky-03.html – Дата доступа: 28.11.2011.

  3. Википедия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikibooks.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8_%D0%B2_%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8_%D0%B8_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8 – Дата доступа: 28.11.2011.

  4. Десятерик Д. Альтернативная культура: Энциклопедия. Екатеринбург, 2005.

  5. Дырдин А.А., Куранов А.О. Сетевая литература: потенциал и тенденции развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rae.ru/snt/?section=content&op=show_article&article_id=4701 – Дата доступа: 28.11.2011.

  6. Розанов К.А. Сетература, кибература, Интернет-литература: объем понятий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sgu.ru/files/nodes/39239/RozanovKA_Seteratura_kiberatura_Internet-literatura_ob%27em_ponjatij.pdf – Дата доступа: 28.11.2011.

  7. Сетература // Современная русская литература (1990-е гг. - начало XXI века). - СПб.; М., 2005. С. 269-288.

  8. Смоленский В. Русская сетевая литература // Русская культура на пороге нового века. - Университет Хоккайдо, Центр Славянских Исследований. 2000. С. 190-207.

  9. Траньков А.Л. «Роман-кроссоворд» и «роман-клепсидра»: варианты гипертекста // Современная русская литература: проблемы изучения и преподавания. - Пермь, 2003. С. 232-241.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Предметный указатель к реферату

  1. Сетевая литература - Стр. 6, 10, 13

  2. Гипертекстуальность – Стр.11

  3. Коллективное творчество – Стр.11

  4. Кибература 13

  5. Интернет-литература 13

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Интернет-ресурсы в предметной области исследования

  1. Альтернативная культура. Энциклопедия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://alternative_culture.academic.ru/109/%D0%A1%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0 – Дата доступа: 28.11.2011.

  2. Вигурский К.В., Пильщиков И. А. Филология и современные информационные технологии (К постановке проблемы). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rd.feb-web.ru/vigursky-03.html – Дата доступа: 28.11.2011.

  3. Википедия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikibooks.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8_%D0%B2_%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8_%D0%B8_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8 – Дата доступа: 28.11.2011.

  4. Дырдин А.А., Куранов А.О. Сетевая литература: потенциал и тенденции развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rae.ru/snt/?section=content&op=show_article&article_id=4701 – Дата доступа: 28.11.2011.

  5. Розанов К.А. Сетература, кибература, Интернет-литература: объем понятий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sgu.ru/files/nodes/39239/RozanovKA_Seteratura_kiberatura_Internet-literatura_ob%27em_ponjatij.pdf – Дата доступа: 28.11.2011.

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Действующий личный сайт в WWW (гиперссылка) и Print SCreen главной страницы



http://hannaegorova.narod2.ru/



ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Граф научных интересов

магистрантки Егоровой А.Ю. Филологический факультет



Специальность «литературоведение»

Смежные специальности

10.01.02 – Русская литература

  1. Периоды развития русской литературы, их особенности.

  2. Закономерности и тенденции развития литературного процесса разных периодов.

  3. Типы художественного сознания и их преломление в творчестве писателей. Творчество конкретного писателя как отражение определенного типа художественного сознания.

  4. Родово-жанрово-стилевые процессы в историко-литературном контексте  и их отражение в индивидуальной творческой практике.

  5. Художественные методы, школы, направления и течения в истории русской литературы.

  6. Типологические особенности развития русской литературы.

  7. Национальная специфика русской литературы.

  8. Творчество писателей (генезис, мастерство, индивидуальность).

  9. Восприятие и интерпретация творчества русских писателей.

  10. Система образов и поэтика конкретных художественных произведений.

  11. Интертекстуальность в художественном творчестве русских писателей.

  12. Традиции и новаторство в истории русской литературы.

  13. Критика и публицистика как вид литературно-художественного творчества.

  14. Творчество русскоязычных писателей зарубежья.







Основная специальность

10.01.03 – Литература народов стран зарубежья

  1. Периодизация зарубежной литературы, её национальные особенности.

  2. Художественные методы, школы, направления и течения в истории зарубежной литературы.

  3. Специфика жанрового развития зарубежной литературы.

  4. Проблемы художественного стиля.

  5. Творческие методы и индивидуальные стили и их функционирование в истории зарубежной литературы.

  6. Универсальные проблемы человечества и современная зарубежная литература.

  7. Компаративистика (зарубежная – русская литература).

  8. Американская литература.

  9. Система образов и поэтика отдельных художественных текстов.



Сопутствующие специальности




10.01.08 – теория литературы

1. Литература и другие виды искусства.

2. Методология литературоведения.

3. Художественные методы и направления.

4. Литературные роды, жанры и жанровые модификации в национальном, региональном, европейском и всемирном контекстах. Национальное и универсальное в литературе.

5. Содержание и форма литературного произведения. Уровни формообразующей организации литературного произведения.

6. Теория литературно-художественного стиля.

7. Теоретическая и историческая поэтика.

8. Литературное произведение в творческом и рецептивном контекстах. Генезис художественного произведения.

9. Концепция личности в литературном произведении.

10. Философия литературы.

11. Литературно-критические методологии.

12. Критерии художественности литературного произведения.



13. Автор как литературоведческая категория.




ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Тестовые вопросы по ОИТ





01 Какая из прогрмм не входит в стандартный пакет Microsoft Office 2003:



Word

Excel

Photoshop

PowerPoint







01 Кто является основателем и владельцем компании Microsoft :



Билл Гейтс

Стив Джобс

Стив Баллмер

Пол Аллен







01 Кто является основателем Apple :



Билл Гейтс

Стив Джобс

Стив Баллмер

Пол Аллен







ПРИЛОЖЕНИЕ Е

Презентация магистерской диссертации























База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница