Выпускная работа по «Основам информационных технологий»



Скачать 493.67 Kb.
страница1/5
Дата19.11.2016
Размер493.67 Kb.
  1   2   3   4   5


БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпускная работа по

«Основам информационных технологий»

Магистрантка

кафедры телевидения и радиовещания

Камендова Виктория Леонидовна

Руководители:

к.ф.н., доцент Яконюк Д.Л.

старший преподаватель Кожич П.П.


Минск – 2007 г.

Оглавление


Выпускная работа по 1

«Основам информационных технологий» 1

Оглавление 3

Список обозначений ко всей выпускной работе 4

Реферат по ИТ в предметной области 5

Список литературы к реферату 29

Предметный указатель к реферату 30

Интернет-ресурсы в предметной области исследования 31

Действующий личный сайт в WWW (гиперссылка) 34

Граф (круг) научных интересов 35

Презентация магистерской диссертации 37

Список литературы к выпускной работе 38

Приложения 39




Список обозначений ко всей выпускной работе

ИТ – информационные технологии

СМИ – средства массовой информации

ТВ – телевидение


Реферат по ИТ в предметной области

Введение

Тема моей магистерской диссертации звучит как «Формирование и развитие массмедийных символов (на примере передач белорусского телевидения)». Однако для освещения в реферате по информатике я выбрала область проблемного поля взаимодействия телевидения и аудитории. Почему?

Массмедийные символы, в силу своей природы, являются одним из определяющих факторов нормального взаимодействия телевидения и аудитории. От них в значительной степени зависит, будет ли коммуникация между субъектами взаимодействия полноценной и взаимообогащающей, а статусные отношения – равнозначными, или же будут присутствовать негативные последствия неумелого использования массмедийных символов в эфире, например – один из коммуникаторов будет доминировать над другим.

К сожалению, белорусское телевидение не может похвастать безоблачными отношениями с телеаудиторией. Причин тому много, однако основная – неправильное выстраивание «политики общения» со зрителем – как с точки зрения формы, так и содержания.

Рассмотрению самой проблемы взаимодействия телевидения с аудиторией мы посвятим разделы 1 и 2 второй главы. Однако в целом реферат посвящён выявлению полезности и необходимости применения информационных технологий в исследованиях подобного рода.

В своём реферате я попробую предложить идеи для полноценного исследования проблемы взаимодействия аудитории и телевидения, причём решающую роль в реализации технической части исследования сыграют именно информационные технологии.

Поэтому основной целью данного реферата будет обнаружение информационных технологий, необходимых для проведения полноценного исследования проблем взаимодействия аудитории и телевидения.

Исходя из цели исследования, ставим задачи:

рассмотреть особенности взаимодействия аудитории и телевидения;

определить ключевые проблемы этого взаимодействия;

обозначить основные требования к информационным технологиям, применяемым в исследовании;

выявить на практике доступность, а также положительные и отрицательные качества существующих информационных технологий, их соответствие поставленным требованиям.


Глава 1. Обзор литературы

Без освещения темы взаимодействия телевидения и аудитории не обходится сегодня ни одно учебное пособие по тележурналистике.

Безусловно, должное отдаётся такому необходимому для телеэфира качеству, как интерактивность – возможность зрителей «реагировать» на телепередачи посредством телефонных звонков, голосования, и т.д.

Выходит немало литературы по дисциплине «Социология журналистики», в которой изложены основные принципы проведения социологических исследований для получения наиболее достоверной социологической информации о массовой телеаудитории. Цель подобных социологических исследований – узнать мнение большого количества людей, и согласно полученным результатам изменить телепередачи и поднять рейтинг телеканала.

Много говорится и о психологическом воздействии телевидения на аудиторию, однако, отметим, именно воздействии. Предполагается, что аудитория не может повлиять на телевидение в психологическом плане, в то время как высказать собственное мнение по поводу увиденного, повлиять на ход телеголосования, или подтвердить свои симпатии к определённым телеканалам и передачам у неё возможность хоть и изредка, но есть.

Однако, сами проблемы взаимодействия вряд ли можно назвать на сегодня изученными в той мере, которой они заслуживают.

В основном это критические статьи о телевидении или отдельных передачах, в которых гневно осуждается навязываемая телевидением стереотипизация вкусов, плоскость мышления, невысокие запросы аудитории, требующей «хлеба и зрелищ», и т.п.

Со стремительным развитием интеллектуальных технологий увеличивается и количество способов их применения в сфере СМИ, и особенно телевидения. В связи с этим предлагается немало решений (!) проблем (в основном, связанных с жесткими временными рамками, которые задаёт для своих зрителей ТВ, в то время как, например, в Интернете передачи можно скачивать и смотреть в любое время суток), однако напрямую проблемы при этом как таковыми не называются. Чаще всего говорится лишь, что использование достижений ИТ сделает просмотр телепередач для зрителей более удобным и комфортным. Например, телевидение в Интернете можно смотреть в «фоновом режиме», занимаясь параллельно какой-то другой нужной работой. Именно с этих позиций – т.е. повышения комфортности просмотра, а не оптимизации взаимодействия, рассматриваются эти решения.


Глава 2. Методика исследования




2.1 Взаимодействие телевидения и аудитории

«Взаимодействие» – значит взаимное действие, кооперация, сотрудничество. Это значит, что обе стороны прилагают усилия для достижения общей цели. Обе стороны взаимодействия – субъекты, и это значит, что отношения друг к другу у них должны быть равноправные. Это очень важный момент, и дальше мы к нему ещё вернёмся.

Говоря о телевидении, отметим, что в данном случае и телевидение, и аудитория выступают субъектами, и именно между ними происходит взаимодействие, в то время как объектом воздействия и преобразования со стороны субъектов является телепродукт (или – телепередачи, новости, шоу… В общем, всё то, что находится в телевизионном производстве).

В условиях рынка, в которых оказались и телевидение, и аудитория, когда обычная телевизионная телепередача становится «телепродуктом», можно смело назвать телевидение «производителем», а аудиторию – «потребителем».

Вспомним общие законы для производителей материальных ценностей: товар должен быть удобным в обращении и употреблении, он должен привлекать и нравиться как можно большему количеству людей, и, наконец, он должен удовлетворять потребности, запросы покупателей. При соблюдении всех этих правил товар будет раскупаться и пользоваться спросом.

Применим эти же законы к современному телевидению. Мы увидим, что оно движется именно по такому пути. Правда, одна деталь способна разрушить эту «идиллию». Удовлетворять запросы – значит, точно знать эти запросы, знать, чего именно хочет потребитель. Для этого нужна «обратная связь», способная отразить всеобщие интересы и настроения. В среде маркетинга изучение потребительских интересов – не новость, а ключевой фактор развития технологий и продукции. В борьбе за первенство среди симпатий покупателей возникает конкуренция. Но чтобы эти симпатии завоевать – среди рядовых покупателей проводятся всевозможные опросы, тесты, маркетинговые исследования, позволяющие отразить полную картину тенденций в современном обществе.1 Именно это и можно назвать «обратной связью». Производитель борется за потребителя через сотрудничество с ним по производству действительно нужного товара, «советуясь» с ним, изменяя и дополняя продукцию.

А теперь нелишним будет вспомнить о функциях телевидения, о которых так много пишут во всех учебниках по тележурналистике.2

Информационная функция

Культурно-просветительская функция

Интегративная функция

Социально-педагогическая функция

Организаторская функция

Образовательная функция

Рекреативная функция

Как видим, все функции телевидения направлены на то, чтобы, глядя телевизор, человек развивал свои аналитические и интеллектуальные способности, наполнялся духовно, познавал новое, отдыхал «с умом», формировал своё собственное мнение и научился делать выбор. Предполагается (!), что у человека возникают именно такие – «высокие» потребности.

Возможно, отголоски этого можно найти в передачах советского телевидения.

Что касается телевидения западного – то и у него, безусловно, прописаны те же самые функции. Только раскрываются они и объясняются совсем по-другому! Именно поэтому и передачи «на Западе» совсем другие…

Но – что же? Если у «высокого» зрителя потребности «высокие», то и телепродукт нужно делать соответствующий, а если нет – то наоборот? Ведь схема взаимодействия между телезрителем и аудиторией, казалось бы, формально сохраняется: зритель требует – «сервисное» телевидение подаёт, и совместными усилиями вырабатывается новый телепродукт…

В подобном размышлении и таится западня.

Об этом мы поговорим в следующем разделе.


2.2 Проблемы взаимодействия телевидения и аудитории

Чем советское телевидение отличалось от западного? В первую очередь тем, что оно было некоммерциализировано, в эфире не было рекламы, а значит – и всего того, что способно привлечь человека через низшие его инстинкты.

Но суть, как ни странно, и у советского, и у западного и американского «капиталистического» телевидения была одна и та же: приковать зрителей к телеэкрану.

Конечно, в СССР в телеэфире не было секса, насилия и вседозволенности, зато была идеология со своими мировоззренческими штампами и установками.

Да и всё не так уж плохо, если повернуть под нужным углом… Западное и американское телевидение вполне могли бы олицетворять собой желание зрителей быть свободными и раскованными; советское – стремление людей из СССР быть лучшими и первыми.

Что давали эти иллюзии самому телевидению? Власть над зрителями.

Мы уже говорили о современных «производственно-потребительских» взаимоотношениях между телевидением и аудиторией.

Теперь встанем на сторону телезрителей. Неужели удовлетворит нас то, что мы видим сегодня по телевизору, даже если предположим, что наполнение программ составлялось исходя из интересов аудитории? (а это не всегда так) С точки зрения наших эмоциональных желаний (испугаться, удивиться, пощекотать нервы, возмутиться) – возможно… Но вот в интеллектуальном плане – далеко нет. И это не удивительно. С одной стороны, сами тележурналисты уверены в том, что их зритель ограничен и примитивен, а потому и передачи делаются «под стать». Именно такие результаты показали социологические исследования, проведённые на одном из российских телеканалов.3 С другой – нет сомнения в том, что на телевидении сегодня происходит диверсия, что именно по политическим и экономическим мотивам зрителей сознательно «зомбируют», упрощают их мышление и логику, подвергают психику эмоциональному воздействию.

Как пишет один из авторов сайта http://www.dere.com.ua Ю. Кувшинов в своей статье «Влияние средств массовой информации на подсознание людей»:
«Средства массовой информации, особенно электронные, превратились в оружие массового психопрограммирования. Применяется не метод убеждения и логики, основанный на законе свободной воли, а тотальная гипнотизация, воздействие на подсознание, т.е. внушение. Внушение оказывает влияние как на отдельного человека, так и на большие массы и социальные общности. Члены коллективов взаимно влияют друг на друга и создается общая целевая установка, появляется специфический психологический климат.

Во время телепередач используются так называемые фразы-кувалды, которые действуют на определенные центры мозга, и человек после этого неосознанно совершает преступления, насилие. Причем, он совершает это неосознанно, запрограммировано, хотя потом может и раскаиваться в содеянном. Это своего рода телевизионный психотронный СПИД. Древняя техника гипнотизации вынесена на телеэкран и вошла в каждую квартиру. Суть такого состояния - это гипноз наяву в состоянии бодрствования. Создается так называемая «виртуальная реальность», в которую человек верит. Особенно эффективно это срабатывает, когда форма совпадает с внутренними установками. Форма образует информационный канал, а эмоции наполняют мыслеформу энергией, поэтому сильная эмоциональная окраска в условиях доверия передается неотвратимо. Выстраивается следующая цепочка:

1. Техника привлечения внимания и удержания его любой ценой.

2. Техника установления контакта, бессознательного доверительного состояния. В мозгу формируется очаг повышенного возбуждения.

3. Установление управляемого воздействия суживается поле активного внимания, и органы чувств переводятся с внешних факторов восприятия на внутренние.

Сознание переводится из режима работы левого аналитического полушария на доминирование правого, эмоционально-образного».


Так что же? Получается, что телевидение и аудитория далеко не равноправные субъекты. Да и субъекты ли? В руках телевидения аудитория превращается в объект, а телепродукт, являющийся объектом изначально, превращается в симулякр, ловушку, иллюзию, «тень тени». И уже не о взаимодействии, а о воздействии (телевидения на аудиторию) мы должны говорить.

Что мешает нормальному функционированию телевидения и его гармоничному взаимодействию с аудиторией? Почему изначальные функции телевидения (информационная, рекреативная, и др.) превращаются в своих антиподов, и уже не информация – а «невротизация», не рекреация – а развлечение и пустая трата времени?

Объяснением тому – желание со стороны телевидения доминировать, властвовать, быть диктатором. Причины здесь и коммерческие, и, безусловно, политические… И, говоря об идеалах телевидения, ни Запад, ни Советский Союз не смогли их достигнуть. Лишь потому, что каждый раз телевидение представляли люди, которые брали власть в руки и пытались доминировать над зрителем – не важно, интеллектуально или эмоционально. Главное, что зритель сидел, грубо говоря, раскрыв рот. Главное – привлечь и удержать, остальное не так важно.

Доминирование над зрителем – явное или скрытое – мы обнаруживаем на современном телевидении повсюду!

Если обратиться к формальной стороне доминирования, то отметим:

- жесткую запрограммированность сетки вещания, время выхода передач, их продолжительность, которая формируется телевизионщиками (изредка по просьбам телезрителей программу переносят на другое время, или повторяют);

- решающее слово в подборе телепрограмм фильмов и наполнении эфира остаётся за руководством телевидения (играют свою роль коммерческие и политические мотивы);

- преобладание передач «для масс», отсутствие широкого выбора;

- малое количество, а нередко и вовсе отсутствие вариантов интерактивного взаимодействия (телезрителю предлагается высказать своё мнение в прямом эфире или через sms, проголосовав, и т.д.);

- открытое игнорирование со стороны ведущих и авторов телепередач зрительских голосов (к сожалению, случается и такое). Например, в «Ледниковом периоде», несмотря на то, что против одной пары участников проголосовало почти 80% зрителей – их оставляют участвовать; или похожий случай встречаем на «Что? Где? Когда?», когда определяли лучшего игрока сезона: с огромным перевесом у зрителей лидирует Борис Бурда, однако ведущий все равно выносит вопрос о выборе лучшего игрока на обсуждение уже внутри клуба (как будто 80 миллионов голосов телезрителей ничего не значат по сравнению с 20-30 присутствующими участниками интеллектуального клуба).

Следует упомянуть и о скрытом доминировании и, следовательно, манипулировании со стороны телевидения.

В первую очередь, это монтаж. Причём не только тот, когда за кадром остаётся лишний отснятый материал, а и тот, когда, например, чтобы подтвердить проводимую в репортаже идею, тележурналист убирает и высказанные, но противоречащие ей мнения. В данном случае иначе как обманом назвать такие действия нельзя.

Но самую весомую роль в скрытом доминировании играют распространяемые телевидением образы, имиджи, образцы поведения, жизненные стереотипы, односторонние взгляды, штампы, массмедийные символы, воспринимающиеся зрителем чаще всего бессознательно, но способные полностью изменить и повернуть картину мира любого человека при «грамотном» подходе к созданию таких «целевых» телепередач. Кроме того, усвоению массмедийных символов немало содействует и психологическое, эмоциональное воздействие, которое вводит телезрителя в состояние своеобразного аффекта и рассеивает его внимание. Хотя, не будем отрицать, что многие тележурналисты не используют в своих передачах массмедийные символы сознательно, а лишь следуют по пути более «продвинутых» коллег, используя их подход к работе и стиль за образец. Таким образом, телевидение, беря реальность за основу и видоизменяя её, создаёт новую, уже наполненную необходимым контентом и несущую в себе нужный «месседж», «телереальность».

И хотя общество в любую эпоху нуждается в своих «правилах игры», которые передаются через традиции и поколения (для адаптации в этом мире каждого нового появившегося на свет человека), всё же можно сказать, что телевидение, возложив на себя миссию «транслятора» культурных тенденций, нередко использует свои права не в интересах аудитории.

Как ни странно, но и сама аудитория немало способствует этому. Например, нельзя не заметить пассивность, которая исходит от среднестатистического зрителя, подчинение эмоциональному воздействию (в результате психологического воздействия на расслабление от просмотра любого), смирение с условиями, выставляемыми телевидением (та же жесткая запрограммированность сетки вещания)… Кроме того, имеет вес и убеждённость в том, что телевидение, несмотря ни на что, телевидение сегодня является практически «последней инстанцией», признание телевидения доминантом, «четвёртой властью» («уж если по телевидению это признают и считают там нормальным, то, наверное, я сам как-то неправильно мыслю и считаю»). Не последнюю роль играет и изначальная пассивность зрителя (исследованиями доказано, что телевидение в основном смотрят люди, пассивно относящиеся к жизни), а потому не удивляют высказывания вроде «справятся с ошибками сами», «что я могу сделать? разве я могу что-то изменить?».

Но, несмотря на всё это, зрителя всегда и при любом политическом режиме привлекает возможность выбора, действенного и открытого равноправного (!) диалога, участия в создании действа. Возможно, именно поэтому сегодня немалая часть бывшей телеаудитории «перебазировалась» в Интернет – место, где достаточно и свободы, и открытого диалога, и даже телевизионные программы можно скачивать из архивов и пересматривать в любое время суток.

Как сказал Э. Фромм, «Основная проблема человеческого бытия – когда нарушаются естественные, гармоничные связи человека с природой, другими людьми, с самим собой».

Таким образом, проблема взаимодействия телевидения и аудитории состоит в том, что нет равного, открытого взаимодействия, а телевидение стремится доминировать над зрителем, превращая взаимодействие двух субъектов в субъект-объектные отношения. Аудитория же находится в подчинении, не может выступить против, вынуждена довольствоваться тем, что есть, и привыкать к этой новой «телереальности» (т.к. большинство телеканалов похожи друг на друга и работают для массового (т.е. наиболее широкого) потребителя). Кроме того, и сама аудитория ложно принимает свои инстинктивные потребности (потребности в сильных эмоциях и переживаниях, в потакании страстям – «заглянуть в замочную скважину» на звезду шоу-бизнеса, позлословить над телегероем) за истинные, способствующие её духовному и культурному развитию. Однако развиться «нужным» потребностям не даёт само телевидение, продолжая переделывать аудиторию в стереотипизированную, однородную массу.


2.3 Пути использования ИТ в исследовании проблем взаимодействия телевидения и аудитории

В этом разделе мы поговорим о том, как информационные технологии способны нам помочь в исследовании взаимодействия телевидения и аудитории (т.е. доказательстве или опровержении уже высказанной в Разделе 2 гипотезе – поиске фактов, подтверждающих её).

Так как, по определению, проблема – это столкновение интересов, то попробуем определить, какие же интересы движут аудиторией (т.е. какие требования она предъявляет к телеэфиру), в какой степени они игнорируются телевидением, и насколько «открыто» телевидение навстречу аудитории.
«Информационные технологии или информационные и коммуникативные технологии (ИКТ [Information & Communication Technology, ICT]) – это технологии, применяемые для обработки информации. В частности, они используют компьютеры и программное обеспечение для преобразования, хранения, защиты, передачи и извлечения информации в любом месте и в любое время».4
Безусловно, в первую очередь нам поможет Интернет.

Множество поисковых систем (http://yandex.ru, http://ramler.ru, http://open.by, http://google.com, http://yahoo.com, и др.) помогут найти информацию (статьи, книги, отчёты научных институтов) о том, проводились ли подобные исследования раньше, к каким выводам пришли учёные, с какой динамикой меняется картина взаимодействия телевидения и аудитории за последние годы.

Если же тексты с результатами будут в Интернете отсутствовать, то, зайдя на сайт исследовательского института можно будет отправить письмо по указанному адресу с запросом о нужной информации.

Интернет поможет и в установлении предпочтений современной телеаудитории, и в выяснении причин её недовольства.

Здесь можно действовать двумя путями.

Первый – это исследование уже имеющихся в Интернете мнений. В таком случае следует обратиться к форумам (желательно – специализированным, а также к форумам на сайтах самих телекомпаний – если такие имеются), и «просканировать» диапазон мнений и взглядов (желательно до этого ознакомится с передачами самих телеканалов, которые, кстати, нередко можно взять в электронных архивах телеканалов).5 Правда, при этом достаточно сложно следовать правилам социологического исследования, т.к. отсутствует выборка, да и данные о месте проживания респондента, его род занятий, возраст в краткой анкетной справке форумов часто оказываются неуказанными.

Намного удобнее, когда респондент указывает все свои данные сразу в специальную форму. Кроме того – и это главное – интервьюер уже заранее готовит список вопросов, которые его интересуют, а это залог того, что ответы всех респондентов будут соответствовать заданным параметрам, чего в принципе не может быть при анализе сообщений с форумов. Подобный опрос проще всего разместить на собственном сайте (для этого вполне может подойти конструктор сайтов http://narod.yandex.ru, где уже предусмотрена такая услуга, как размещение опросов на сайте, исходя из готовых шаблонов).

Хорошо, если сайт уже раскручен и пользуется популярностью. Однако «раскрутить» его можно и самостоятельно – например, размещая рекламные объявления на форумах (желательно, соответствующих тематике исследования, т.е. касающихся психологических эффектов телевидения и его взаимодействия с аудиторией), или же закупив сразу базу электронных адресов нужного региона и разослав по всем e-mail’ам приглашения поучаствовать в соцопросе (здесь, правда, есть свои этические ограничения, т.к. подобные письма расцениваются за спам, т.е. мусор).

При анализе мнений о традиционном телевидении важную роль могут сыграть отзывы и об Интернет-телевидении (например, белорусском Интернет-телевидении http://itv.by), и о таких сервисах, как подкасты и YourTube (сервер для хранения самого разнообразного видео, в том числе и музыкальных видеоклипов, и отдельных телепередач).

После того, как первичная информация собрана, нам понадобятся базы данных для хранения информации, а также математические пакеты для вычисления статистики и выведения конечных результатов.

Подсчёт числовых данных нужен и в случае вычисления процентного соотношения рейтингов разных телеканалов и для сравнения уровня рейтингов с процентом недовольных и довольных телезрителей (по итогам проведённых опросов), а также с процентом «скрытой» информации, содержащейся в телевизионных сообщениях.

Здесь возникает наибольшая трудность. Возможно ли перевести образы, символы, имиджи, да и просто текст в математическую информацию, чтобы ими можно было оперировать точно так же, как и числами? Ведь массмедийные символы, кроме обычных слов, могут включать в себя и значение слова в современном контексте, и особую стилистику, и звучание, и интонацию (а значит – и подтекст), с которым было слово сказано. Слово могло быть сказано в общем потоке речи, а могло и многократно повторяться, или же на нём мог быть сделан особый акцент. В конце концов, у каждого из зрителей одно и то же слово могло вызывать разные, совершенно противоположные ассоциации. Всё это значит, что без комплексного исследования в лабораторных условиях и с добровольцами нам для решения этой проблемы не обойтись.

Но попытаться приблизиться к её решению в наших силах.

Сначала – слово.

Для того, чтобы перевести словесную информацию в числа, нужно сначала вычленить её из общего массива информации. Нам вряд ли подойдут для этого количественные методы социологического анализа, зато компьютерные программы, основанные на качественных социологических методах, предназначенных для работы с содержанием, будут как раз. Значит, нам необходимы программы, позволяющие выполнять контент-анализ текстовой информации.

Кроме того, нелишним будет поискать и программы, способные анализировать графику (сочетания цветов, их яркость, контраст, и т.д.), динамику и ритм движения, а также звук и звучание (перепады звука, уровень шума, диссонанс или консонанс музыкального звучания, диапазон звука, и т.д.). Все эти «атрибуты» создают на телевидении, как аудиовизуальном средстве информации, нужную «оболочку» для массмедийного символа, который может как представлять собой просто яркую, но наполненную смыслом картинку, или же быть совершенно «невидимым», скользя между строк в тексте и прячась за многословием ведущего и употребляемыми им синонимы и фразеологические обороты…

Лишь проанализировав нужные передачи (эфир телеканалов) по упомянутым параметрам, мы будем в состоянии перевести полученные данные в цифровые таблицы и выяснить соотношение массмедийных символов в разных типах передач, после чего сравнить высокие показатели по символам с высокими рейтингами, и обратиться к опросам респондентов, обратив внимание на этот раз на выделенные ими негативные стороны телеэфира.

В результате, когда круг подобных проверок и сравнительных анализов замкнётся, мы будем считать гипотезу подтверждённой, а в наличии у нас будут иметься готовые результаты исследования, полученные с помощью информационных технологий.


  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница