Викторина «Брейн-ринг»



Скачать 267.93 Kb.
Дата11.11.2016
Размер267.93 Kb.


Методическая страница





Николаева Татьяна Андреевна, учитель математики и информатики, высшая квалификационная категория

Проведение недели математики в МОУ «Шумерлинская СОШ»
Викторина «Брейн-ринг»

Цель игры: повышение интеллектуального уровня учащихся, привитие интереса к изучению математики.
Правила игры: в игре принимают участие несколько команд. В первых турах играют по 2 команды, а в последнем туре встречаются победители первых двух туров. Первые туры играются до трех очков, последний тур играют до шести очков, по принципу телевизионной игры «Что? Где? Когда?».
Задания 1 тура.

1. Известно, что этот ученый покинул свой родной Самос в знак протеста против тирании правителя и появился в греческом городе Кротоне на юге Италии. Ученый много путешествовал по странам Востока: был в Египте, Вавилоне. Там познакомился с восточной математикой. Математика стала частью его учения, причем важнейшей его частью. Математик первым разделил числа на четные и нечетные, простые и составные. Как звали этого ученого? ( Пифагор)

2. В каком году впервые появилась керосиновая лампа, если от начала летоисчисления до этого года прошло полных 1844года? (1845г)

3. У трех трактористов был брат Андрей, а у Андрея братьев не было. Как это получилось? (Трактористы были сестрами)

4. У мальчика столько же сестер, сколько и братьев, а у его сестры вдвое меньше сестер, чем братьев. Сколько в этой семье братьев и сестер? (4 брата и 3 сестры)

5. Четверо играли в домино 4 часа. Сколько часов играл каждый из участников? (4 часа)

6. Пять рыбаков съели 5 судаков за один день. За сколько дней 10 рыбаков съедят 10 судаков? ( За один день)

7. Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода? (нет, будет ночь)

8. Летела стая из 25 гусей. Одного убил охотник. Сколько гусей осталось? (один)

9. Это слово имеет латинское происхождение, означающее «лен, льняная нить, шнур, веревка». Назовите это слово в том значении, в каком мы употребляем его сейчас. (Линия)


Пауза. (Задача – загадка для зрителей) Арифметика.

Четыре года Светику,

Он любит арифметику.

Светик радостную весть

Объявляет всем:

- Если к 2 прибавить 6 –

это будет 7!

Услыхав его слова,

Юра стал считать:

-Нет, к 6 прибавить 2 –

Это будет 5!

Спор горячий начался,

Разделились голоса.

Тут как раз на счастье

Прибежала Настя.

Настя знает правила:

2 к 6 прибавила,

И скажи на милость …

Сколько получилось?

По какому правилу

Ответ она исправила? (А. Барто)

( Вместо 2+6 взяла 6+2, применила переместительное свойство сложения).


Задание 2 тура.

  1. Когда учитель одного будущего известного ученого хотел, чтобы в классе хотя бы час стояла тишина, он задавал всем ученикам разные задачи, требовавшие сложных расчетов. Одноклассники его подолгу корпели над своими грифельными досками. А у него ответы были готовы уже через несколько секунд, хотя ему было всего 9 лет. Математические заменяли ему обычные детские игры. Назовите этого ученого, которым стал впоследствии этот ученик. (Гаусс).

  2. В старину в России применялись другие меры массы, чем в настоящее время. Так, для взвешивания мелких, но дорогих товаров, применялась мера в 4 грамма. Какая существует пословица, имеющая прямое отношение к этой мере массы? ( Мал золотник, да дорог).

  3. Прочитайте слова, которые вы видите в рамке. Найдите «лишнее» слово. Остальные слова замените общим названием.

СЛОЖЕНИЕ


ВЫЧИТАНИЕ

УМНОЖЕНИЕ

РАЗДРОБЛЕНИЕ

ДЕЛЕНИЕ

( Раздробление. Действия)



  1. При каком царе впервые русские меры ( верста, сажень, аршин, вершок, дюйм, фут, пуд, фунт, золотник) были определены в определенную систему? ( При Петре I)

  2. Шарада.

К названию животного

Поставь одну из мер.

Получишь полноводную

Реку в России. ( Волга)



  1. Логогриф.

Арифметический я знак,

В задачнике меня найдешь

Во многих строчках,

Лишь «О» ты вставишь, зная как,

И я – географическая точка. ( Плюс – полюс)

7. Найдите лишнее по смыслу слово. Остальные слова замените общим названием: метр, дециметр, километр, килограмм, сантиметр, миллиметр. ( Килограмм. Единицы длины)

8. В клетке находилось 4 кролика. Четверо ребят купили по одному кролику, и один остался в клетке. Как это могло получиться? ( Одного кролика купили с клеткой)

9. Некто имеет шесть сыновей. Один старшего другого на 4 года, а самый старший сын второе старше самого младшего. Каков возраст сыновей?

Ответ: 10 лет, 14лет, 18 лет, 22 года, 26 лет, 30 лет.
Пауза. «Песенка об арифметике».

Чтоб водить корабли,

Чтобы в небо взлетать,

Надо многое знать,

Надо много уметь.

И при этом, и при этом,

Вы заметьте-ка,

Очень важная наука –

Арифметика!

Почему корабли

Не садятся на мель,

А по курсу идут

Сквозь туман и метель?

Потому что, потому что,

Вы заметьте-ка,

Помогает капитанам

Арифметика!

Чтоб врачом, моряком

Или летчиком стать,

Надо, прежде всего

Арифметику знать.

И на свете нет профессии,

Вы заметьте-ка,

Где б ты нам не пригодилась,

Арифметика!
Задания 3 тура.


  1. С каждым последующим веком творческое напряжение человеческой мысли все чаще завершается удовлетворенно – эмоциональным восклицанием: «Эврика!» По преданию это ставшее крылатым восклицание, знаменующее торжество разума, подарил человечеству этот великий ученый. Он родился более 20 веков назад. По сей день во всех школах мира изучается закон о телах, погруженных в жидкость. На надгробном памятнике этого ученого изображен шар и описанный около него цилиндр. Кто же этот ученый? ( Архимед).

  2. ( Древнеримская задача) Некая вдова должна разделить наследство, оставшееся после смерти мужа в размере 3500 динариев, с еще неродившимся ребенком. По римским законам, если родится сын, то мать получает половину причитающейся ему доли, в случае рождения дочери мать получает вдвое больше нее. У вдовы родились близнецы – сын и дочь. Как разделить наследство, чтобы все требования закона были соблюдены?

Ответ: Мать – 1400 динариев, сын – 1400 динариев, дочь – 700 динариев.


  1. Карасей я поймал вдвое больше и еще на три штуки больше, чем щук. Всего я поймал 30 рыб. Сколько я поймал щук и сколько карасей? (9 щук, 21 карась)

  2. Площадь квадрата 25 см2. Сторону квадрата увеличили на 3 см. Найдите площадь полученного квадрата. (64 см2)

  3. В 3 ящиках 300 яблок. Количество яблоко первого ящика составляет половину количества яблок второго ящика и треть количества яблок третьего ящика. Сколько яблок в каждом ящике?

(1 ящик – 50 яблок, 2 ящик – 100 яблок, 3 ящик – 150 яблок).


  1. Собака и поросенок имеют такую же массу, что и пять ящиков. Масса поросенка равна массе 4 кошек. Две кошки и поросенок имеют такую же массу, что и три ящика. Масса скольких кошек равна массе одной собаки? (6 кошек)

7.Мельник пришел на мельницу. В каждом из 4 углов он увидел по 3 мешка, на каждом мешке сидело по 3 кошки, а каждая кошка имела при себе 3-х котят. Спрашивается: много ли ног было на мельнице? ( Две ноги, так как у животных – лапы).

  1. Разделить полтину на половину. (Полтина – 50копеек) (Ответ:1рубль)

  2. У одного старика спросили, сколько ему лет. Он ответил, что ему сто лет и несколько месяцев, но дней рождения у него было всего 25. Как это могло быть? ( Это человек родился 29 февраля и день рождения у него бывает раз в 4 года)

  3. Шарада.

За мерой ноту вставить вдруг,

И целое найдешь среди подруг. (Галя)

11. Метаграмма.

Я приношу с собою боль,

В лице – большое искаженье.

А «ф» на «п» заменишь коль,

То превращусь я в знак сложенья. ( Флюс – плюс)


  1. Для измерения больших расстояний на Руси использовали единицу «поприще», замененную позже верстой. От восточных купцов пошла единица аршин, персидский аршин и другие. Поэтому и возникла поговорка… ( Мерить на свой аршин)

  2. Часы с боем отбивают один удар за 1 секунду. Сколько времени потребуется часам, чтобы отбить 12 часов? (11 секунд).

  3. В квартире есть настенные часы с боем. Они отбивают полные часы и одним ударом каждые полчаса. Сколько ударов отобьют часы за сутки? (180 ударов).

  4. Из двух селений навстречу друг другу выехали два велосипедиста: первый со скоростью – 20 км/ч, второй – 15 км/ч. Чему равно расстояние между ними за 2 часа до встречи? (70 км).

  5. Найти число, одна треть которого составляет 12. (36)


Пауза. Математические игры.( Игры для зрителей)

  1. Кто первым скажет сто?

Правила игры:

Двое (трое) поочередно называют произвольные числа, не превышающие 10. Эти числа складываются, одно за другим, и выигрывает тот, кто первым достигнет 100.

Например: I – 7, II-10, сумма 17; затем I-5, сумма 22; II –8, сумма 30 и т.д. Числа суммы не называются. Победит тот, кто первым назовет 100.


  1. Кто возьмет последнюю спичку?

На столе 15 (можно больше) спичек. Играющие по очереди берут спички, причем каждый игрок должен взять не меньше одной и не больше трех спичек за один раз. Выигрывает тот, кто возьмет последнюю спичку.
СЦЕНАРИЙ ИГРЫ «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КВН»

по теме: «В мире сказочной математики»
Начало игры: (жеребьевка)

Приглашаются капитаны команд, разыгрывается начало игры.

Вопрос для жеребьевки: Каким образом получить 50, удалив из 40 десять? Ответ: XL =40, L=50.

Команда капитана первым ответившего на вопрос, начинает игру.

Запасной вопрос: Переложите спичку, чтобы из дроби вышла . Ответ:=,=.
1.Приветствие и эмблема (2+2б)(10 минут)

Каждая команда готовит свое приветствие соперникам и жюри, а также эмблему своей команды.

2. Разминка команд (3б) (15 минут)


  • К Айболиту пришли на прием животные: все, кроме 2, собаки, все, кроме 2, кони, все, кроме 2, попугаи. Сколько всего животных? (3)

  • Золушка перебирает крупу. Который сейчас час, если с начала суток прошло вдвое больше, чем осталось, а ей еще надо посадить 7 розовых кустов.(16)

  • Попрыгунья Стрекоза половину времени каждых суток красного лета спала, третью часть времени танцевала, шестую часть - пела. Остальное время она решила готовиться к зиме. Сколько часов в сутки Стрекоза готовилась к зиме? (Ответ: на подготовку к зиме у Стрекозы не хватило времени)

  • У Бабы Яги собрались 15 внуков и внучек. Количество внучек составляет половину количества внуков. Сколько внуков и внучек у Бабы Яги? (5 и 10)

3. Команды получают задания для конкурсов:

а) пантомимы (от каждой команды 3 участника)(10 минут)



  • изобразить понятия: развернутый угол, окружность.(1команда)

  • изобразить понятия: неправильная дробь, острый угол.(2команда)

б) художников (2б. - за изображение, 1б. – за комментарий)



  • нарисовать любимого сказочного героя, используя как можно больше математических знаков, цифр, геометрических фигур. В конкурсе участвует один представитель от каждой команды.

4. Разминка болельщиков.(3б)

  • На берегу собрались 12 черепах, тридцатилетние и пятидесятилетние. Число тридцатилетних составляет половину числа пятидесятилетних. Сколько было каждых? (4и8)

  • Незнайка, почесывая затылок, никак не может придумать, какой знак надо поставить между 7 и 8, чтобы получилось число большее 7, но меньшее восьми. Ответ: «,» (7,8)

  • Поставьте знаки и скобки, чтобы равенство было верным:

1 2=2 3 2 1 = 2 1 2 3 4 5 = 2
Ответ: 12=2

3-2+1=2


(1+2+3+4):5=2
5. Пантомима: Конкурс оценивается 2б.- за загадывание,1б.- за отгадку.

6. Конкурс художников. (2б. - за изображение, 1б. – за комментарий)

7. Домашнее задание (3б) (15 минут)

Каждая команда показывает заранее подготовленную сцену из сказки «12 месяцев»: профессор обучает принцессу правилам сложения дробей с разными знаменателями.

8. Конкурс капитанов. (2б)

- В деревне Простоквашино на почтовом ящике написано: «Выемка писем пять раз в день с 7ч до 19ч».

Первый раз Печкин подходит к ящику в семь часов утра, а последний – в семь часов вечера. Через какие интервалы времени он вынимает письма? Ответ: 3часа.


  • Карлсон хочет угостить друзей круглым пирогом. Какое наибольшее число кусков можно получить, сделав 3 разреза? (8)

9. Итоговый цейтнот(1б). Назвать как можно больше литературных произведений, в названиях которых встречаются числительные. Например: «3 толстяка», «3 медведя», «3 мушкетера», «Волк и 7 козлят» и т.д.

10. Подведение итогов.




СЦЕНАРИЙ ИГРЫ

«КТО ХОЧЕТ СТАТЬ МИЛЛИОНЕРОМ?»
ЦЕЛЬ ИГРЫ: проверка интеллектуальных способностей детей.
РЕКВИЗИТ: карточки с вопросами, блокнот для подведения результатов игры, специальное приспособление для карточек.
Вопросы 1 тура:

100 б. Кто освободил Красную Шапочку и ее бабушку от волка?

A. Дедушка B. Робин Гуд C. Охотники D. ОМОНовцы

200 б. Что согласно обычаю запекают в новогодний пирог «на счастье»?

A. Подкову B. Монетку С. Еловую шишку D. Рождественскую открытку

300 б. Чем отравила Белоснежку Колдунья?

А. Яблоком B. Персиком С. Печеньем D. Едким замечанием.

500б. Когда, по мнению Винни-Пуха, ходит в гости тот, кто «поступает мудро»?

А. По утрам B. Днем С. По вечерам D. По ночам

1000б. Какой монарх ввел в России нынешние атрибуты встречи Нового Года?

А. Алексей Михайлович B. Василий III C. Екатерина II D. Петр I

2000б. Что в старину на Руси называли « лукоморьем»?

A Залив B. Остров С. Лес D. Поляну

4000б. Кто из перечисленных злодеев не противостоял героям фильма «Новогодние приключения Маши и Вити»?

A. Баба-Яга B. Кощей Бессмертный C. Леший D. Соловей - разбойник

8000б. На сколько квадратов разделена шахматная доска?

A. 16 B. 24 C.32 D. 64

16000б. Сколько букв используется в римской системе написания чисел?

A. 5 B. 6 C. 7 D. 8

32000б. Кем приходился российский император Петр II российскому императору Петру I?

A. Сыном В. Внуком С. Племянником D. Братом

64000б. Ученые, какой области науки в России наибольшее число раз удостаивались Нобелевской премии?

A.Экономика B. Химия C. Физика D. Медицина

125000б. Если у слона 7 шейных позвонков, то, сколько их у жирафа?

A. 7 B. 8 C. 10 D. 12

250000б. В каком месяце наступают «овечьи холода»?



  1. Январь B. Август C. Май D. Июнь.

500000б. Какой город является краевым, а не областным центром?

A. Томск B. Хабаровск C. Новосибирск D. Омск

1000000б. Какой из этих языков программирования был разработан специально для управления роботами?

A. Кобол B. Паскаль C. Фортран D. Ада

Вопросы 2 тура

100б. Костюм, какого цвета носит классический Санта-Клаус?

A. Красный B. Белый C. Клетчатый D. Цвета хаки

200б. Кем по степени родства приходится Деду Морозу Снегурочка?

A. Свояченица B. Внучка C. Кума D. Тёща

300б. С какими грызунами отчаянно сражался храбрый герой сказки Гофмана «Щелкунчик»

A. С тушканчиками B. С морскими свинками C. С мышами D. С хомяками

500б. Какие литературные герои придуманы не Эдуардом Успенским?

A. Дядя Федор и кот Матроскин B. Гена и Чебурашка C. Следователи Колобки D. Винтик и Шпунтик

1000б. Какой, из праздников наступает последним?

A. Рождество B. Новый год С. Крещение D. Старый Новый год

2000б. Какой из этих представителей сказочной нечисти не живет в воде?

A. Русалка B. Водяной C. Леший D. Анчутка

4000б. Как называется день, предшествующий Рождеству?

A. Крещенский вечер B. Святки C. Сретенье D. Сочельник

8000б. Кем по профессии, согласно фольклору, является Мороз?

A. Жнец B. Чтец C. Кузнец D. На дуде игрец

16000б. Как называется печенье, по русской традиции, выпекаемое исключительно в канун одноименного праздника?

A. Рождественка B. Новогодка C. Колядка D. Святочка

32000б. Как называется персонаж, исполняющий испанский танец в балете П.И. Чайковского «Щелкунчик»?

A. Кофе B. Какао C. Чай D. Шоколад

64000б. При какой русской царице выстроили знаменитый Ледяной дом, чтобы отпраздновать «Шутовскую свадьбу»?

A. Екатерина I B. Анна Иоанновна C. Елизавета Петровна D. Екатерина II

125000б. Что, в основном изображали фигурные печенья, которые пекли, празднуя Святки?

A. Птицы B. Цветы C. Животные D. Ангелы

250000б. Какой месяц назван в честь бога входа и выхода?

A. Январь B. Февраль C. Март D. Апрель

500000б. Какой месяц славянского календаря является началом года?

A. Листопад B. Травень C. Снежень D. Березень

1000000б. Как иначе называется зернышко «сезам»?

A. Кунжут В. Маис C. Соя D. Рис

Вопросы 3 тура:

100б. Что должен был сделать сказочный Иван, чтобы получить полцарства?

A. Победить Змея Горыныча B. Поймать Конька-Горбунка

C. Привезти Аленький цветочек D. Жениться на царевне

200б. Какую зимнюю госпожу воспели Братья Гримм?

A. Метелица B. Гололедеца C. Вьюжница D. Простужница

300б. Как называется празднование Нового года в детском саду?

A. Утренник B. Полдник C. Полуночник D. Вечеря

500б. Какой из этих персонажей не является героем кино сказки «Королевство кривых зеркал»?

A. Абаж B. Яло C. Анидаг D. Азор

1000б. Кто пересказал для русских читателей сказку Фрэнка Баума « Мудрец из страны Оз»?

A. Толстой B.Чуковский C.Волков D. Заходер

2000б. Какой из перечисленных знаков Зодиака открывает годовой цикл?

A. Овен B. Телец C. Водолей D. Рыбы

4000б. Какая кличка была у собаки в одноименной американской комедии?

A.Бетховен B. Вивальди C. Моцарт D. Бах

8000б. Как называется пост, предшествующий Рождеству?

A. Великий B. Петров C.Успенский D. Филиппов

16000б. Что такое «елань»?

A. Лесная поляна B. Густой хвойный лес С. Темнохвойный лес D. Темнохвойная тайга

32000б. Какая из этих видимых с Земли планет самая яркая?

A. Марс B. Венера C. Меркурий D. Сатурн

64000б. Какой вид фигурного катания был включен в программу Олимпийских игр самым последним?

A. Соревнования мужчин B. Соревнования женщин C.Парное катание D. Танцы на льду

125000б. По сколько очков получают шахматисты, если партия заканчивается в ничью?

A. Пол очка B.Одно очко C. Полтора очка D. 2 очка

250000б. Кем была мать Снегурочки в «весенней» сказке А. Островского?

A. Метель B. Вьюга C. Зима D. Весна

500000б. Чей образ стремятся увидеть в зеркале девушки во время Святочных гаданий?

A. Суженного B.Ряженного C. Домового D.Гулящего

1000000б. Какому возрасту соответствовал Январь в известной сказке «12 месяцев»?

A. Ребенок B. Юноша C. Мужчина D. Старик

Сценарий.

Математический КВН.
Цель: проверка знаний учащихся в познавательно-развлекательной форме, привитие интереса к изучению математики.


  1. Выход ведущих. Стихотворение.

Ракета небо прочеркнула,

Ей в космос путь давно не нов.

Не слышно рокота и гула,

Уж из-под облачных ковров.

Все это плод людских исканий,

Всем это создано не вдруг.

Могучей силой точных знаний

И мастерством рабочих рук.

И прежде чем, заметьте кстати,

Ракеты той был дан прицел.

Ее маршрутом математик

На крыльях формул пролетел.

Сухие строки уравнений:

В них сила разума влилась,

В них объяснение явлений,

Вещей разгаданная связь.

Так будем же смотреть без

Скуки на «икс» и «игрек», и на «зет»

Математической науке мы посвящаем КВН.
Уважаемые жюри, болельщики и зрители! Мы начинаем КВН.

Самые веселые, находчивые, остроумные ребята будут состязаться в знаниях по математике.

Условия КВН (математический): дисциплина и порядок не только среди участников команд, но и среди болельщиков. Очки за подсказку снимаются.


  1. Выход команд. Участвуют две команды: «Икс» и «Игрек».

Команда «Икс»

Команда «Игрек»

Девиз: «Проблем хотите, вдвойне получите»

Девиз: «Решай задачу уравнением получишь верное решение».

Приветствие командами жюри.

«Уважаемое жюри закройте глаз, который смотрит против нас».



«Дорогие судьи помогите, команду «Икс» скорее рассудите, ох и любим мы вас и боимся мы вас, не забудьте про нас в этот трудный час»

Приветствие командами друг друга.

Команде «Игрек» наш привет. Желаем счастья на 100 лет. В КВМе встретиться мы рады, но не ждите от нас вы пощады. Пусть в КВМе тот побеждает, кто в математике соображает.

В команде нашей всяк, но зато остряк, весельчак как говорят отличный. На любой вопрос в ответ никогда не скажет «нет»! Так велят законы КВМа.


Конкурс 1. Разминка команд. (Вопросы и ответы шуточные, задаются ведущими)

  1. Что такое точка? (Угол, у которого вырваны стороны)

  2. Что такое круг? (Раздувная точка)

  3. Что такое угол? (Треугольник, у которого вынута сторона)

  4. Что такое прямая? (Убегающая точка)


Конкурс 2. « Ты мне, я тебе» (вопросы команд друг другу)



В Московском Кремле хранятся старинные пушка и колокол. За большую величину их назвали: Царь-колокол и царь-пушка.

Вместе они весят 240 тонн. Царь- колокол в 5 раз тяжелее царь-пушки. Сколько весят в отдельности царь-колокол и царь- пушка? (200 и 40 тонн)



Сумма двух чисел равна 330. Когда в большем числе отбросили один «нуль», то числа оказались равными. Какие это числа? (300 и 30)

Стая гусей.

Летела стая гусей: один гусь впереди, а два позади, один гусь между двух и три в ряд. Сколько гусей в стае было? (3)



Что легче?

Что легче: килограмм ваты или килограмм железа? (одинаково)



Сколько воробьев?

На грядке сидят 6 воробьев, к ним прилетели еще5. Кот подкрался и схватил одного воробушка. Сколько воробьев осталось на грядке? ( Все улетели)




У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей? (8)


Два сына и два отца съели три яйца. По сколько яиц съел каждый?


На столе лежали конфеты в кучке. 2 матери, 2 дочери да бабушка с внучкой взяли конфет по одной штучке, и не стало этой кучки. Сколько было конфет в кучке? (3 штучки)


Конкурс 3. Конкурс капитанов. (Вопросы задает ведущий)

В каком году впервые появилась керосиновая лампа, если от начала летоисчисления до этого года прошло полных 1844года? (1845г)


В каком году была изобретена первая электрическая лампочка накаливания Ладыгина, если от начала летоисчисления до этого года прошло полных 1872 года? (1873г)

Какого числа, месяца и года был запущен первый искусственный спутник Земли, если до этого дня прошло от начала летоисчисления полных 1956 лет, 9 месяцев и 3 дня. (4.10.1957)

Какого числа, месяца и года была запущена первая космическая ракета, если от начала XX века прошло полных 58 лет и один день. (2.01.1959)


Конкурс 4. Конкурс художников. ( По 1 представителю от команды)

Задание. Нарисовать человека, используя как можно больше геометрических фигур и цифр.

( Кто быстрее и лучше).

Конкурс 5. Конкурс болельщиков.

Задание. Кто больше назовет песен, пословиц, поговорок, названий художественных книг, в которых встречаются числа.



Конкурс 7. Домашнее задание. Тема: « Математика и жизнь»

Домашние задание команды «Икс» - инсценировка «Легенды о шахматной доске».

Действующие лица:

Ведущий.


Брамин Сесса, изобретатель шахмат.

Царь Шеран, правитель Индии.



Ведущий: Брамин Сесса, сын Дагера, придумал игру в шахматы, где король, хотя и самая важная фигура, не может ступить шагу без помощи и защиты своих подданных пешек и других фигур. Изобрел он эту игру в забаву своему монарху и правителю Индии, Шерану.

Царь Шеран: (Восхищенный выдумкой брамина) – Я дам тебе все, что ты только пожелаешь!

Брамин Сесса: « В таком случае, прикажи дать мне столько зерен пшеницы, сколько их получится, если на I клетку шахматной доски положить 1 зерно, II –2, III-4, IV – 8 и т.д., все время, удваивая, пока не дойдут до 64-й клетки.

Ведущий: Повелитель Индии не смог этого сделать. Число требуемых зерен выражалось двадцатизначным числом. Чтобы удовлетворить «скромное» желание брамина, нужно было бы восемь раз засеять всю поверхность земного шара и восемь раз собрать жатву. Тогда бы только получилось нужное для Сессы количество зерен. Обещать «все, что хочешь» легко, но трудно выполнить.
Домашние задание команды «Игрек» - инсценировка пьесы на школьную тему «Чижик – пыжик».

Действующие лица:

Ведущий.

Чижик- маленькая птичка.

Ученица.

Место действия: парк возле школы.



Ведущий: По зеленой травке чижик-пыжик скачет, а в саду на лавке ученица плачет.

Чижик: Что с тобой бедняжка, может, заблудилась? Может мыла чашку, а она разбилась?



Ученица: Вовсе не разбилась, я не заблудилась, у меня в тетрадке «2» появилась.

Чижик: Что ты, что ты Зойка, «2» ведь не дело. У тебя наверно голова болела?

Ученица: Вовсе не болела, я кино смотрела, за уроки села, только поздно было, так и не решила трудную задачку, от того и «2» , от того и плачу.

Ведущий: Глянул чижик- пыжик в Зойкину тетрадку, полетел из сада в страхе без оглядки.
Подведение итогов конкурсов и награждение.
СЦЕНАРИЙ ИГРЫ « ПОЛЕ ЧУДЕС»

ТЕМА «Информатика».


Цель игры: развивать кругозор детей, повышать их интеллект, общую культуру, интерес к изучению предмета «информатика».
Оборудование: портреты ученых, барабан, таблички со словами.
Вступление:

Ребята, послушайте правила игры. Во время игры никто никому не подсказывает.

Если игрок не отгадал букву, ход переходит к следующему игроку. Если стрелка на барабане указывает сектор «0» , то ход переходит к другому игроку. Если стрелка указывает сектор «Б» - это банкрот, т.е. «очки» сгорают, право хода достается другому игроку, если стрелка на барабане показывает сектор «П» - приз, то у игрока есть шанс получить приз или продолжить игру с максимальным количеством возможных очков «750». Если на барабане стрелкой показан сектор «+», то игрок имеет возможность открыть любую букву в слове. В ходе игры участники могут передавать приветы друзьям. Форма привета – песня, стихотворение и т.п. Участник игры, угадавший 3 буквы подряд, имеет право на 2 шкатулки (в одной сувенир, другая пустая). Для сектора «П» - приз, в ящике могут находиться: тетрадь, ручка, карандаш, сувенир, фломастер, яблоко, конфета и т.д.


Задание для первой тройки игроков.

Самая большая единица измерения информации в современных компьютерах?



Г

и

г

а

б

а

й

т



Игра со зрителями.

Сколько горошин может войти в пустой стакан? (Горошины не ходят)

У человека на руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)

Какой нужно поставить знак между 5 и 6, чтобы получилось число большее 5, но меньшее 6? (Запятую)


Задание для второй тройки игроков.

Точное предписание выполнения последовательных действий исполнителю (человеку или автомату), направленное на достижение определенных целей.




А

л

г

о

р

и

т

м


Игра со зрителями.

Почему в поездах стоп-краны красные, а в самолетах голубые? (В самолетах нет стоп-кранов)

Как двум пиратам разделить добычу, чтобы оба остались довольны? (Один делит добычу на 2 части, а другой выбирает ту часть, которая ему больше нравится)

У одного человека спросили, сколько ему лет. Он ответил, что ему 100 лет и несколько месяцев, но день рождения он отмечал 25 раз. Как это могло произойти? ( Этот человек родился 29 февраля, и отмечал день рождения раз в 4 года)




Задание для третьей тройки.
Назовите фамилию известного французского философа, писателя, математика, физика, создавшего первую вычислительную машину в возрасте 19 лет. Эта машина носит его фамилию.

П

а

с

к

а

л

ь


Задание для финала.

Назовите фамилию ученого – программиста, создавшего язык программирования Паскаль, а также ряд алгоритмических языков Модула –2 и Оберон, удостоенный премии им. Тьюринга в 1984г. (аналог нобелевской премии для программистов).



В

и

р

т

Сценарий «Турнир смекалистых».

Цель: проверка знаний, умений и навыков учащихся, развитие интеллектуальных способностей, привитие желания изучать математику в нестандартной игровой форме.

Оформление зала: стенгазеты посвященные математике, высказывания известных математиков, их портреты.

Столы и стулья для участников команд, столы и стулья для жюри.


Места для зрителей.


  1. Выход ведущего турнир.

( Звучит песня о математике на мотив песни «Пора-пора –порадуемся» в исполнение детей либо фонограмма)

В тот час, когда создатель,

Все создавал вокруг,

Он создал Математику –

Царицу всех наук.

И игреки, и иксы

Шагают дружно в ряд,

И дружною толпой нас веселят.

И коль на жизненном пути

Не повезет, мой друг, ты вспомни

Математику - царицу всех наук.

На рынке и в спортзале

Нам нужен чисел ряд,

И пусть они тебя повеселят.

Уважаемые жюри, болельщики и зрители! Мы начинаем наш «Турнир смекалистых».

Самые находчивые и остроумные ребята будут состязаться в знаниях по математике.

Условия «Турнира»: дисциплина и порядок не только среди участников команд, но и среди болельщиков, зрителей.

Баллы за нарушение дисциплины и подсказки будут сниматься.




  1. Представление команд. ( Девиз, эмблема, название)

Участвовало 3 команды.

1 команда «Пифагор» - .

2 команда « Геоматики» - .

3 команда «МИДЭНС» - . (МИДЭНС – молодость и дружба это наша сила).

Каждая команда приветствует друг друга и жюри.

Жюри оценивает «Визитную карточку» команд.

Каждая команда получает задания на карточках в соответствии с программой. Идет работа по обсуждению и решению заданий.

Вопросы и задания первого тура. Алгебра.

Карточка с вопросами для первой команды «Пифагор»(9класс)



  1. Вычислить:

а) 2*2-3 = 2-2 = ; б) ()-2 = 16; в)= 3-6+6-1=3-1=

  1. Найдите значение выражения:

а) = 2*0,1=0,2; б) =3; в) = 2-8+8-3=2-3=;

г) =5 –4=


  1. Решите уравнения:

а) 2x3- 128=0 (x=4); б) 64x3=1 (x=1/4); в) x6=64 (x=2); г) 27 +x3=0 (x=-3); д) x4-81=0 (x=3)


  1. Найдите значение произведения:

а) ; б) ;

в) ; г)





  1. Упростить выражение:

а) (y-3/4)4* y5/2 =y-1/2; б) 2/3; в) b-1/3*b1/2=b1/6; г) (у2)-1/2*y3/2=y1/2; д) (с3/2)2–8/31/3

Карточка с заданиями для второй команды «Геоматики» (8 класс).



  1. Какие неравенства называются строгими и нестрогими?

а) Укажите наибольшее целое число, удовлетворяющее неравенству

а ≤6 (6); а<0 (-1)

б) Укажите наименьшее целое число, удовлетворяющее неравенству:

а ≥8 (8); а > -3 (0)



  1. Сформулируйте все свойства неравенств, используемые при их решении:

а) x-6>4 (x>10); б) –3x< -9 (x>3); в) 8x > 32 (x>4); г) x/5<1 (x<5)


  1. Решить неравенство, содержащее переменную под знаком модуля:

а) < 4 (-2>7 (x>8, x<-6)

  1. Дайте определение арифметического квадратного корня. Найдите значение выражения, пользуясь определением:

а) =15; б)=0,12; в) =1,1; г)=1,2

  1. Какое из равенств является верным, ответить, используя тождество :

а) б)
Карточка с заданиями для третьей команды « МИДЭНС» (7класс).

  1. Представить в виде степени произведения:

а) а32*а =а6; б) a9*a2*a4 =a15; в) (-4)3*(-4)*(-4)6= (-4)10

  1. Упростить выражение:

а) x8*x3/x5=x6; б) x20 /x10*x=x11; в) x7/x3/x3=x

  1. Сравните с нулем значение выражения:

а) (-12)6* (-12)5<0; б) (-4)16/ (-4)6>0; в) (-4)19 / (-4)7>0

  1. Выполнить возведение в степень:

а) (x2)6=x12; б) (x3)3=x9; в) (x5)4=x20; г) (a5)2=a10; д) (-a4)3=a12; е) (-a3)2n=a 6n

  1. Упростить выражение:

а) ((a3)4)5= a60; б) ((a2)2)2=a16; в) ((a3)3)3=a27; г) ((-a2)3)1=a6; д) (-(-a3))2=a6
Вопросы и задания второго тура. Геометрия.

Карточка заданий первой команды «Пифагор» (9класс)



  1. Как изменится площадь треугольника, если каждую его сторону увеличить в два раза? (увеличится)

  2. Найдите «лишнее» слово в математическом предложение и объясните свой выбор: «Сумма двух острых углов прямоугольного треугольника равна 90º».

  3. а) Как называется часть секущей лини, заключенная внутри окружности? (хорда)

б) Как называется хорда, проходящая через центр окружности? (диаметр)

в) Как называется многоугольник с наименьшим числом сторон? (треугольник)



  1. Найдите среднюю линию трапеции, если известны длины ее оснований:

AB=6см; CD=8см ( MN= ½*(6+8)=7см)

  1. Найти площадь треугольника, если известны a=10 см, b=12см, угол α=30º.

(S= 1/2 *10*12 sin30º=1/2*10*12*1/2= 30см)


  1. Дайте определение синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника.

Карточка заданий второй команды «Геоматики»(8класс).



  1. Дать определение параллелограмма, трапеции, ромба, квадрата, прямоугольника.

  2. Сформулировать свойства диагоналей прямоугольника, ромба, квадрата.

  3. Перечислить формулы площадей прямоугольника, квадрата, ромба, трапеции, параллелограмма, треугольника. ( S параллелограмма = a*h1=b*h2; S прямоугольника =a*b;

S квадрата=a2; Sтрапеции =1/2*(a+b)*h; Sтреугольника=1/2*a*b; Sромба=1/2*d1*d2)

  1. Назовите «лишнее» слово в сформулированном математическом предложении и объясните свой выбор: «Если катет прямоугольного треугольника равен половине гипотенузы, то противолежащий ему угол равен 30º» .

  2. Найдите площадь прямоугольного треугольника, если его катеты равны 4 см и 11см. (S= ½*4*11=22см)

  3. Чему равны углы ромба, если одна из его диагоналей равна стороне? (60º,60º,120º,120º)

Карточка заданий третьей команды «МИДЭНС» (7класс)

  1. Что такое периметр треугольника? (сумма всех его сторон)

  2. Сколько медиан, биссектрис и высот в равностороннем треугольнике? В любом треугольнике? (3,3,3)

  3. В каком треугольнике все его высоты пересекаются в одной из его вершин? (прямоугольном)

  4. Чему равна сумма острых углов прямоугольного треугольника? (90º)

  5. От четырехугольной крышки стола отпилили один угол. Сколько углов останется у крышки? (5)

  6. В каком треугольнике медиана, проведенная к основанию, совпадает с высотой и биссектрисой? (в равнобедренном)

Вопросы и задания на смекалку для всех команд.



  1. Когда мы смотрим на два, а говорим –14. (в 2 часа дня)

  2. Угол в полтора градуса рассматривают в лупу, увеличивающую в 4 раза. Какой величины покажется угол? (угол не изменится)

  3. У лестницы 15 ступенек. Какая ступенька у нее средняя? (восьмая)

  4. Нам надо сварить яйцо всмятку. Известно, что всмятку яйцо варится 4 минуты. Но у нас есть двое песочных часов на 7 минут и 3 минуты. Как с их помощью варить яйцо, точно положенное время? (запустить часы одновременно, когда 3 минуты истекут, положить варится яйцо)

  5. Деревянный окрашенный куб с ребром 3см распилили на кубические сантиметры. Сколько кубиков среди получившихся, будут иметь окрашенными три стороны? (восемь)

  6. В прямоугольном равнобедренном треугольнике один угол 45º и катет равен 1 дм. Найдите его гипотенузу? (ответ:)





База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница