«Виды работ над орфограммой безударная гласная в корне слова» Пояснительная записка: в начальной школе одной из сложных тем для учащихся является «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением»



страница1/7
Дата10.11.2016
Размер0.79 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
«Виды работ над орфограммой

безударная гласная в корне слова»
Пояснительная записка:

В начальной школе одной из сложных тем для учащихся является «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением». Учителя, выясняя причины ошибок детей, отмечают основные:

а) не знает значения слова;

б) не нашел проверочное однокоренное слово;

г) не умеет находить корень;

д) не знает способа проверки и др.

Поэтому учебно-методическое пособие с включением систематизи-рованного перечня гнёзд родственных слов с подобранным языковым материалом можно использовать при изучении безударных гласных. Оно будет способствовать усвоению языковых понятий (грамматических, лексических, словообразовательных, фонетических), а также совершенствованию орфографических умений учащихся. В пособии собраны виды работ над орфограммой безударная гласная в корне слова, многие из которых дополнены, переработаны автором. Кроме того, их разнообразие способствует более качественному усвоению этой трудной темы, позволяет повторить, обобщить знания учащихся по этой теме. .

Цель:

Повышать грамотность учащихся при изучении орфограммы безударная гласная в корне слова.



Задачи:

  1. Закрепление знаний признаков однокоренных слов (имеют общую часть-корень слова - и общее значение).

  2. Отрабатывать умение выделять общую часть родственных слов.

  3. Закреплять умение распознавать и подбирать однокоренные слова.

  4. Отрабатывать умение единообразного написания корня в однокоренных словах.

  5. Развивать память, речь учащихся.


СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ:

изменить слово (изменить форму слова)

подобрать однокоренное

один–много:

сова - совы, гнездо - гнёзда, нора - норы, река - реки, земля - земли



ласково:

зима - зимушка, скворец - скворушка, птенец - птенчик



много - один:

дома - дом, дрозды - дрозд, грибы -гриб, носы - нос, холода - холод, ножи - нож



маленький:

головы - головка, молод - молоденький; полосы - полоска, дома - домики






букву Е проверять Ё:

принесли - нёс, летают - лёт, ледок - лёд, ведро - вёдра, метла - мётла



корнем:

кормушка - корм, шагал - шаг, ловить -лов, снеговой - снег, вершины - верх



предмет:

мастерят - мастер, смолистые - смолы, выглядят - взгляд, удивлять - диво



признаком предмета:

побелели - белый, голод - голодный, холод - холодный, грозить - грозный



действие предмета:

сидела - сидя, смотрел - смотрит, крошился -крошится, ловить - ловит



При работе над безударной гласной в корне слова совместно с учащимися составляется АЛГОРИТМ (ПАМЯТКА):

  1. Поставь ударение;

  2. Выдели корень;

  3. Обозначь безударную гласную;

  4. Подбери проверочное слово.

Три стихотворных правила, которые с удовольствием учат ребята, чтобы помнить, как надо проверять безударные гласные. Если первые два стихотворения я узнала из литературы, то третье - придумала уже сама.

Гласный звук без ударенья

Вызовет у вас сомнения.

Хочешь знать, что нужно сделать?

Слово проверяй, мой друг!

Так измени его, чтоб в слове

Стал ударным этот звук.

Если буква гласная

вызвала сомнения,

ты её немедленно

ставь под ударение!

Этих гласных ровно

ПЯТЬ,

Нам их надо проверять!

А, О, Е, И, Я -

ошибаться в них нельзя!
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница