Вид работы: исследовательская работа Тема работы: «Политическое лидерство» Гагарова Анна, 9 технический класс



Скачать 296.56 Kb.
Дата10.05.2016
Размер296.56 Kb.


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лицей № 387 им. Н.В. Белоусова
Кировского района Санкт-Петербурга

XIV научно- практическая конференция
учащихся Кировского района

Секция: «Обществознание»

Вид работы: исследовательская работа

Тема работы: «Политическое лидерство»

Выполнила: Гагарова Анна, 9 технический класс

Научный руководитель: Левых Марина Ивановна,

учитель обществознания

Санкт-Петербург

2013

ОГЛАВЛЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..………2

Глава I

Основные трактовки понятия «лидер», «политическое лидерство».…………….….….3

Глава II

Основная характеристика политического лидерства и его типология……………….….5

Глава III

Способы рекрутирования политических лидеров и элит…………………………………..…..8

Глава IV

Психологические аспекты политического лидерства……………………………..……….9

Глава V

Политические лидеры современности……………………………………………………………..9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..…………………....14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………....17

ВВЕДЕНИЕ

Лидерство, его природа волновали человечество во все времена. С государями, полководцами и учеными в памяти человечества связано большинство завоеваний, открытий. Лидеры во многом олицетворяют эпохи и цивилизации.

Лидерство – универсальный по своей природе феномен общественной жизни. Оно существует везде – в больших и малых организациях, в бизнесе и в религии, в компаниях и университетах, в неформальных организациях, в уличных шайках и массовых демонстрациях. Лидерство присуще любой сфере человеческой деятельности, для существования и прогресса которой требуется выделение руководителей и ведомых лидеров и последователей.

Важность проблемы лидерства многократно возрастает в политической сфере. Здесь концентрируются властные интересы граждан, механизмы противоборства или сотрудничества политических лидеров, их последователей и противников. Во многих странах политическое лидерство есть существенный, хотя отнюдь не всесильный элемент в панораме общественной жизни. Лидеры наиболее значимых государств, политических партий и движений обладают таким влиянием, что о них знают во всех уголках Земли. С другой стороны, становится всё меньше людей, которые могут повести за собой, так высказать свою точку зрения чтобы народ им верил. Следовательно, объектом моего исследования является политическая система, инструментом которой является политическое лидерство, а предметом – само понятие «политическое лидерство»



Цель данной работы: рассмотреть политическое лидерство.

Задачи данного исследования:

  1. подобрать и изучить научную литературу по данному вопросу;

  2. дать определение понятиям «лидер» и «политическое лидерство»;

  3. выявить основные характеристики политического лидерства и его типологию;

  4. определить способы рекрутирования политических лидеров и элит;

  5. рассмотреть психологические аспекты политического лидерства;

  6. выявить особенности политического лидерства некоторых лидеров современности;

  7. проанализировать, систематизировать, скомпилировать полученную информацию.

Актуальность исследования диктуется огромным интересом современного общества к политике и ее лидерам. Среди основных и самых важных проблем общественного развития в современном мире, особенно в России, на первом месте стоит проблема политического лидерства - поиска и выдвижения на решающие политические и государственные посты новых людей, способных на преобразование государства в лучшую сторону и на проведение политики улучшающей жизнь населения страны.

В своей научной работе я применяла следующие методы исследования:



  • Анализ;

  • Описание;

  • Сопоставление материала с последующим обобщением полученных результатов.

Данная исследовательская работа состоит из введения, основной части, посвященной политике и ее лидерам, заключения, в котором обобщаются результаты исследования и списка использованной литературы.

Глава I

Основные трактовки понятия «лидер», «политическое лидерство».

Существует огромное количество определений понятия «лидер». Для исследования были взяты наиболее популярные определения:



1Ли́дер (от англ. leader — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

2Лидер, -а, м. 1. Глава, руководитель политической партии, общественно-политической организации или вообще какой-н. группы людей; человек, пользующийся авторитетом и влиянием в каком-н. коллективе. Политический л. 2. Спортсмен или спортивная команда, идущие первыми в состязании. Л. турнира. Гонка за лидером (в велоспорте: вслед за идущим впереди мотоциклом). 3. Корабль, возглавляющий колонну, группу судов. || прил. лидерский, -ая, -ое (к 1 и 2 знач.; разг.).

3Лидер, лидера, м. (англ. leader). 1. Вождь, руководитель политической партии, общественно-профессиональной организации (полит.). Лидеры партии. Профсоюзные лидеры. 2. лицо, идущее первым в каком-н. состязании (спорт.). Лидер турнира. 3. На гонках, преимущественно велосипедных - лицо, едущее впереди гонщика и тем невольно побуждающее его ускорять движение (спорт.).

4Лидер (англ. leader – ведущий) – это авторитетный член организации или социальной группы, личностное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в социально-политических процессах и ситуациях, в регулировании взаимоотношений в коллективе, группе, обществе.

5В современных условиях политический лидер является, как правило, руководителем организации (обычно политиче­ской партии) или государства, т. е. политическим руководи­телем. Ведь политика осуществляется в масштабе всего об­щества и направлена на использование государственной власти. В отличие от лидерства в небольшой группе, совре­менное политическое лидерство невозможно представить себе без опоры на политическую организацию. И в такой ор­ганизации, включая государство, политический лидер зани­мает руководящую должность, выполняет управленческие функции.

На протяжении веков фигуры вождей, полководцев, героев, монархов, законодателей не только привлекали к себе пристальное внимание мыслителей, но и служили живым воплощением власти. Независимо от того, поклонялись, боялись или ненавидели люди того или иного правителя, в глазах населения именно он олицетворял сложившуюся систему власти. В XIX в. французский социолог Э. Дюркгейм, как, впрочем, и ряд других ученых, выдвинул идею о том, что со временем роль личностных компонентов власти будет уменьшаться, уступая место структурам и институтам. Прогноз, однако, не оправдался. Оказалось, что и в сложноорганизованном государстве граждане легче доверяют находящимся во власти людям, а не анонимным структурам.

Памятуя о том, что лидер является высшим представителем политического класса, следует указать и на его функцию сплочения правящей элиты, укрепления ее внутренней целостности, повышения конкурентной способности в отношениях с другими, например оппозиционными, группировками.

С учетом такого рода функций политическое лидерство можно определить как особый институт власти, позволяющий отдельному лицу (группе лиц) за счет обладания решающими полномочиями в процессе принятия решений в масштабах государства (партии, движения, региона) и наличия авторитета проводить определенную политическую линию.

Политический лидер способен и к изменению своих качественных характеристик, перерождению и вырождению в иные политические ипостаси. Так, в авторитарных и тоталитарных государствах хорошо видно, как лидирующая роль политика неизбежно трансформируется в поведение тирана или диктатора, который руководствуется только собственным видением ситуации и игнорирует влияние общественного мнения на политическую сферу.

Т.Рузвельт6 говорил «Президент должен быть очень сильным человеком, ко­торый без колебаний использует всю предоставленную ему власть; но как раз поэтому я полагаю, что народ должен зорко следить за ним».

Функции политического лидера:

Функции лидера – это главные направления его деятельности. Количество функций

зависит от таких факторов, как: тип культуры общества, политический режим,

зрелость гражданского общества, уровень жизни населения, а также от

индивидуальных качеств самого лидера. Граждански общество с высокой

степенью разделения социальных и политических ролей и функций заметно

сокращает возможности доступа к лидирующим позициям политикам-

непрофессионалам, что нередко происходит в традиционных и переходных

обществах.
7Среди общезначимых функций лидеров выделяют следующие:


  • Интегративную. Призвание лидера – согласование и объединение

различных групп интересов на основе общей идеи, общих ценностей и идеалов.

Высокая степень социальной напряженности свидетельствует о том, что

политический лидер слабо реализует интегративную функцию.


  • Ориентационную. Через выработку политического курса,

учитывающего тенденции мирового развития и потребности различных групп

общества, лидером на практике осуществляется достижение целостности и гармонии

социальных интересов.


  • Инструментальную. Политический лидер предлагает механизм

осуществления своего курса (программы) посредством принятия политических

решений и обеспечения их ресурсами.




  • Мобилизационную. Эта функция становится актуальной, когда

лидер стремится осуществить глубокие преобразования в обществе. Мобилизация

населения – это реализация лидером мобилизационной функции, которая может

достигаться на основе возбуждения народного энтузиазма, симпатии к лидеру, его

харизмы, но связана и с созданием экономических стимулов.




  • Коммуникативную. Лидер стремится обеспечить устойчивую форму

политической самоорганизации на основе тесных контактов с общественностью,

различными организациями, группами и слоями.




  • Функцию социального арбитража и патронажа. Она развита в

основном в странах, где высока степень зависимости личности от власти. Лидер

призван выступать гарантом справедливости, законности и порядка, защиты граждан

от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод граждан.


  • Функцию легитимности политического порядка. Эту функцию может

выполнять лидер в тоталитарных и авторитарных государствах. Функция заключается

в обосновании правомерности существующего политического режима и часто

проявляется в формах прямого обожествления личности лидера.

Глава II

Основная характеристика политического лидерства и его типология

8К ведущим признакам и существенным характеристикам политического лидерства можно отнести следующие:

1. наличие собственной политической программы или новаторской стратегии и тактики, которые разработаны лидером или выдвигаются от его имени;

2. умение выражать и отстаивать взгляды и интересы той или иной группы;

3. определенные черты характера, проявляющиеся в деятельности по реализации программы и объединению своих сторонников (настойчивость, воля, гибкость и т.д.);

4. необходимый уровень политической культуры;

5. имидж руководителя, отвечающий нормам морали, принятым в данном обществе, группе;

6. популярность, умение завоевывать сторонников и влиять на людей, коммуникабельность,

7. ораторские способности или иные качества, как-то заменяющие их;

8. наличие “команды” помощников и исполнителей, способных организовать действия своих сторонников;

9. умение добиться определенного уровня поддержки со стороны широких народных масс, от официальных структур власти или от общественных организаций (оптимальный вариант – наличие поддержки на всех уровнях власти, в различных социальных группах и партиях); 

10. умение быть подобным своим сторонникам или избирателям, вести себя так, чтобы каждый член группы мог найти в лидере частичку самого себя, но в то же время быть “недоступным”, “особенным” в глазах общественного мнения;

11. выступление от имени общества или той группы, интересы которой представляет лидер, демонстративное подчеркивание приоритета общественного над личным.

Многообразие выполняемых политическим лидером задач, условий их осуществления, а также иных внешних и внутренних факторов деятельности находит свое отражение в его типологии. Можно сказать, что типология политического лидерства является одним из самых развитых теоретических компонентов. Так, политических лидеров различают по уровню их контроля за властью (правящие и оппозиционные), масштабу деятельности (общенациональные и региональные), стилю поведения (авторитарные и демократические), характеру руководства (формальные и неформальные), отношению к социальным изменениям и реформам (консерваторы, реформисты, догматики, фундаменталисты), ролевым отношениям к целям политического движения (идеологи, идеалисты, прагматики), отношениям к противникам (соглашатели, фанатики) и т.д.
Сложная социально-политическая и психологическая природа лидерства обусловливает возможность классификации этого феномена по различным основаниям. Так, по-прежнему сохраняет свою актуальность типология, предложенная М.Вебером9, в основе которой лежит классификация авторитета лиц, осуществляющих власть. Понимая под лидерством способность “отдавать приказы” и “вызывать  повиновение”, Вебер дифференцировал его на следующие типы:


  • Традиционное лидерство, основанное на вере и следованию обычаям и традициям (власть и функции племенных вождей, шаманов, колдунов; монархическая власть и т.д.).




  • Харизматическое лидерство, основанное на убеждении в выдающихся, близких к сверхъестественным способностях вождя, руководителя, пророка. Для него характерна, в частности, такая модель: “Сказано... (в Библии, Коране и т. д.), а я говорю вам...”.




  • Бюрократическое лидерство, основанное на вере в законность, легитимность существующей политической системы, государственного устройства. В них лидер-чиновник, лидер-бюрократ, лидер-функционер выступают не как индивиды, от которых лично исходит власть и влияние, а как агенты определенной государственной функции, проводники идей существующего правопорядка.

Думается, что приведенную типологию можно дополнить также неформальным лидерством, понимая под ним авторитетность и влияние тех лиц, которые не занимают высоких государственных или партийных постов, но при этом оказывают значительное влияние на политические события. Это могут быть люди самых различных профессий, широко известные и популярные в тех или иных социальных группах. Неформальное лидерство может иметь отдельные признаки харизматического.


10Известный российский исследователь Г.К.Ашин11 наметил, на наш взгляд, достаточно обоснованные принципы изучения и типологизации лидерства:

  • опираясь на принцип историзма, следует различать типы лидеров в зависимости от того, в какую эпоху они действуют; лидер как всякая личность – продукт социальной среды, и тип лидерства зависит от  характера эпохи;

  • основанием для классификации может служить “масштабность” лидерства, уровень решаемых задач – лидеры общенациональные, лидеры определенного класса, лидеры тех или иных социальных групп;

  • в классово-дифференцированных общественных структурах целесообразно исходить из принципа классовости и различать лидеров в зависимости от того, представителями какого класса они выступают, каково место этого класса в системе общественного производства, общественных отношений, какова его роль в историческом процессе (причем классовый интерес нужно рассматривать в диалектическом взаимодействии с общечеловеческими интересами);

  • лидеров можно классифицировать по их отношению к существующей социальной системе – лидер “функционален” по отношению к этой системе, способствует ее функционированию или “дисфункционален”, стремится ее разрушить; лидер-конформист, принимающий нормы и ценности, господствующие в обществе, или нонконформист, стремящийся их изменить;

  • есть лидеры с выдающимися способностями и лидеры с заурядными личностными характеристиками, выдвинувшиеся благодаря обстоятельствам (например, рождение в семье монарха);

  • лидер может быть временным или постоянным;



  • различаются лидеры – инициаторы социального движения (вдохновители, “программисты”) и лидеры – продолжатели начатого дела (исполнители);

  • основанием для классификации может быть стиль лидерства – лидер авторитарный, ориентированный на единоличное принятие решений, или лидер демократический, ориентированный на индуцирование активности и инициативы своих последователей, вовлечение их в процесс управления.



Глава III

Способы рекрутирования политических лидеров и элит

Принципиальным вопросом для обеспечения жизнедеятельности любой системы власти является вопрос отбора и формирования состава правящих элит и лидеров. Причем даже закрытые элиты так или иначе обновляются под влиянием социально-экономических сдвигов, формирования новых групп влияния, перемещения богатства из одних рук в другие и т.д. Приход к власти тех или иных людей может изменить характер самой власти, в корне изменить деятельность государственных органов, отношения государства и общества.

Отбор элитарных кругов и лидеров обычно проходит в острой конкурентной борьбе представителей различных сил, стремящихся завоевать поддержку населения. Сбои в этом важнейшем для общества процессе приводят к отбору нерепрезентативных (неадекватно представляющих интересы населения) лиц, временщиков, не подготовленных к осуществлению должных функций и ориентирующихся лишь на узкокорыстные цели в сфере власти.

В целом политическая теория описывает два класса способов рекрутирования (отбора) лидеров и элит. Это – универсальные способы, а также применяемые в отдельных странах в зависимости от характера сложившихся в них политических систем. Среди общих способов исследователи выделяют в основном два принципиально различающихся способа, или метода – гильдийский и антрепренерский.

Первый из них, гильдийский, характеризует систему в основном закрытого от общественности способа отбора руководящих кадров, в которой важнейшую роль играют заранее определенные критерии, правила и процедуры отбора. По сути это бюрократическая система селекции кадров, предполагающая множество институтов фильтрации претендентов на руководящие посты, иерархичность, протекционизм, медленный, эволюционный путь движения наверх. Например, в советской системе весь отбор кадров был именно таким. Там были заранее известны необходимые требования для продвижения во власть: социальное происхождение, необходимость опыта хозяйственной работы, партийное образование, работа в провинции и т.д. При этом в качестве потенциального резерва для элитарного отбора рассматривались в основном члены партии, большое внимание уделялось национальности претендентов, наличию родственников за границей и т.д.

Второй метод, антрепренерский, представляет собой по преимуществу способ демократического отбора элит, при котором оценка качеств претендентов зависит от общественного мнения и выполнения известных процедур (выборов). При этом статусные свойства людей не играют здесь особой роли.

Каждый из названных способов рекрутирования лидеров и элит имеет свои достоинства и недостатки. Даже бюрократизм и закрытость гильдийской модели обладают рядом преимуществ за счет своей легальности, прогнозируемости и формализации. Как подчеркивал французский социолог П. Бурдье, там, где критерии профессионального отбора менее всего формализованы, там возникают предпосылки олигархиизации элиты. Именно они предупреждают отбор в элиту претендентов на принципах землячества, родства, дружбы или клиентелы (В. Рейнхард).

Наряду с этими методами отбора в каждой стране могут складываться и национальные, присущие только ей и соответствующие особым политическим условиям механизмы отбора и выдвижения людей в структуры власти. Например, в конце 80-х – начале 90-х гг. в России действовал целый ряд таких механизмов, одни из которых обеспечивали так называемую «смену волн» партийно-хозяйственной номенклатуры у рычагов власти; другие характеризовали процесс «конвертации» многочисленными носителями партийно-комсомольских статусов в обладание собственностью, таким образом, они становились ведущими фигурами в правящем классе; третьи раскрывали особенности действий региональных элит, делегировавших на федеральный уровень своих представителей, и т.д.

В демократических государствах принципы и методы рекрутирования элит должны стараться учитывать как деловые качества людей, их приспособленность к выполнению сложных общественных функций, так и их моральные качества, препятствующие отрыву целей их профессиональной деятельности от интересов рядовых граждан.

Глава IV

Психологические аспекты политического лидерства

Природа политического лидерства достаточно сложна и не поддается однозначной интерпретации. Пояснить его субъективные механизмы помогают психологические концепции, и в частности, психоаналитическое объяснение лидерства. Как считает основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд, в основе лидерства лежит подавленное либидо - преимущественно бессознательное влечение сексуального характера. В процессе сублимации оно проявляется в стремлении к творчеству, и в том числе к лидерству. У многих людей обладание руководящими позициями выполняет своего рода компенсаторные функции, позволяет подавлять или преодолевать различного рода комплексы, чувство неполноценности и т.п.

Определенные психологические потребности отражает и подчинение лидеру. Субъективное принятие лидерства закладывается еще в детстве, когда ребенок нуждается в покровительстве и авторитете родителей. И в этом смысле авторитет руководителя государства подобен авторитету отца семейства.

Некоторые ученые выделяют тип личности, предрасположенный к авторитаризму и стремящийся к власти. Такая личность формируется в нездоровых общественных условиях, порождающих массовые неврозы и стремление человека убежать от всего этого в сферу господства или подчинения. Для авторитарной личности власть является психологической потребностью, позволяющей избавиться от собственных комплексов, посредством навязывания своей воли другим. Обладание безграничной властью над другими, их полное подчинение, доставляют такому человеку особое наслаждение. Оно является формой своеобразного садизма. Одновременно авторитарная личность имеет и мазохистские черты, поскольку при столкновении с превосходящей силой, она восхищается и поклоняется ей. Слабость же других вызывает у нее презрение и желание унизить их.



Глава V

Политические лидеры современности
В наше время существует огромное количество лидеров в политике. У всех политических лидеров есть ряд общих черт. Безусловно каждый политический лидер умен и обладает харизмой, обаянием, ораторскими способностями. Для того чтобы составить рекомендацию для будущих политических лидеров, мной был проведён анализ в котором сопоставляются политические лидеры современности с их основными отличительными характеристиками.

Владимир Вольфович Жириновский


12Родился 25 апреля 1946 года в городе Алма-Ате (Казахстан).

Окончил с отличием Институт восточных языков (впоследствии Институт стран Азии и Африки) при Московском государственном университете по специальности "Турция и турецкий язык" в 1970 году, вечернее отделение юридического факультета МГУ по специальности "юрист" в 1977 году. 
Доктор философских наук (диссертацию на соискание ученой степени по теме "Прошлое, настоящее и будущее русской нации" защитил 24 апреля 1998 года). 29 декабря 2000 года Указом Президента РФ. В. В.Путина за заслуги в укреплении российской государственности и активную законотворческую деятельность Владимиру Жириновскому присвоено почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации".

Был кандидатом от ЛДПР на должность Президента РСФСР в 1991 году и на должность Президента Российской Федерации на выборах 1996, 2000, 2008, 2012 годов.

Участвовал в работе Конституционного совещания 1993 г. по подготовке проекта Конституции Российской Федерации.

Избирался депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации первого, второго, третьего, четвертого и пятого созывов. В Государственной Думе первого и второго созывов был руководителем фракции ЛДПР, в Государственной Думе третьего, четвертого и пятого созывов – заместителем Председателя Государственной Думы.

Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 6-го созыва. Руководитель фракции ЛДПР.

Член Комитета Государственной Думы по обороне.



Член Государственного Совета.
Отличительной чертой В.В.Жириновского является его эпатаж (умышленно  скандальная выходка или вызывающее, шокирующее поведение, противоречащие принятым в обществе  правовым,  нравственным,  социальным и другим нормам, производимые с целью привлечения к себе внимания. Свойственен авангардному, и отчасти модернистскому (так или иначе, но любому  деструктивному ) искусству, однако относится «к внеэстетическим и тем более к внехудожественным реакциям». С точки зрения психологии эпатаж является одной из форм демонстративного поведения).. Наиболее узнаваем Владимир Вольфович именно из-за своего эпатажаВ сети пестрят различные мемы (в меметике единица передачи культурной информации, распространяемая от одного человека к другому посредством имитации, научения и др.) с В.В.Жириновским, которые появились именно благодаря его эпатажности. Это его стиль жизни, без которого В.В.Жириновский не был бы таким популярным политическим лидером.

Владимир Владимирович Путин



13Владимир Путин родился 7 октября 1952 года в Ленинграде. «Я из простой семьи, и я жил очень долго этой жизнью, практически всю свою сознательную жизнь. Я жил как рядовой нормальный человек, и у меня всегда сохраняется эта связь», – вспоминает Путин. После войны семья Путиных поселилась в комнате в коммуналке, в обычном питерском доме в Басковом переулке. В 1970 году Владимир Путин поступил на юридический факультет ЛГУ, который окончил в 1975 году. В конце 70-х - начале 80-х годов Путин окончил московскую Высшую школу КГБ №1. В 1985–1990 годах Владимир Путин работал в ГДР. Он проходил службу в территориальной разведточке в Дрездене. После возвращения из Германии в Ленинград Владимир Путин с 1990 года занимал должность помощника ректора Ленинградского госуниверситета по международным вопросам. В 1996 году он с семьёй переехал в Москву, где началась его политическая карьера. С июня 1991 года Путин стал работать председателем Комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга и одновременно – с 1994 года – первым заместителем председателя правительства Санкт-Петербурга. А уже в августе 1999 года Владимир Путин стал Председателем Правительства РФ. Этот пост ему предложил занять Президент РФ Борис Ельцин. Перед новым 2000 годом Президент России Борис Ельцин предложил Владимиру Путину стать исполняющим обязанности Президента.  26 марта 2000 года Владимир Путин был избран Президентом РФ, 14 марта 2004 года избран Президентом РФ на второй срок. 8 мая 2008 года Указом Президента назначен Председателем Правительства РФ. 4 марта 2012 года Владимир Путин был избран Президентом Российской Федерации.
Владимир Владимирович обладает огромной харизмой (приписывание или признание за личностью набора таких свойств, черт и качеств, которые обеспечивают преклонение перед ней её последователей, их безоговорочное доверие и безусловную веру в ее неограниченные возможности). Также В.В.Путин очень властный (имеющий склонность и привычку повелевать; повелевающий), наверное именно это помогаем ему уже третий раз быть избранным на пост Президента Российской Федерации.
Геннадий Андреевич Зюганов



14Родился 26 июня 1944 года в с. Мымрино Знаменского района Орловской области в учительской семье. Государственный деятель, Председатель ЦК КПРФ, руководитель фракции Компартии в Государственной Думе ФС РФ. Возглавляет международный Союз коммунистических партий, действующих в республиках СНГ и Прибалтики. Представляет Россию в Парламентской ассамблее Совета Европы. Доктор философских наук. Воинское звание - полковник запаса. Г.А. Зюганов выступил с инициативой отмены Государственной Думой Беловежских соглашений, а также создания Союзного государства России и Белоруссии, объединительных процессов на территории СССР.По инициативе Г.А.Зюганова принято несколько десятков важнейших законов, направленных на защиту социально-экономических прав граждан, в том числе – по восстановлению дореформенных сбережений, защите детей, об укреплении обороноспособности страны.Инициировал проведение Народного референдума по ключевым вопросам общественной жизни. Среди них – возвращение народу России ее природных богатств; увеличение минимальных зарплат и пенсий до уровня, выше прожиточного; ограничение оплаты жилья и коммунальных услуг 10 процентами совокупного дохода семьи; национализация и передача в общенародную собственность стратегических отраслей экономики.

По натуре Г.А.Зюганов – учитель. Также Геннадий Андреевич популист(сторонник популизма(политическая позиция или стиль риторики, апеллирующие к широким народным массам)). Эти его качества очень помогают ему в политической деятельности. В частности и в том, что он политический лидер.

Барак Хусейн Обама



15Родился 4 августа 1961 года в Гонолулу, столице штата Гавайи. Барак Хусейн Обама-младший (Barack Hussein Obama, Jr.) - действующий (с 20 января 2009 года) 44-й президент Соединённых Штатов Америки. Лауреат нобелевской премии мира 2009 года. До избрания президентом был сенатором США от штата Иллинойс. Первый афроамериканец, выдвинутый на пост президента США от одной из двух крупнейших партий; в отличие от большинства чёрных американцев, Обама — не потомок рабов, а сын студента из Кении.

Барак Обама очень уверен в себе. Об этом говорит его речь. Это делает его популярным, так как речь очень важна для прессы. А СМИ, как было выявлено ранее, является неотъемлемой частью политического лидерства.



Михаил Николозович Саакашвили



16Михаил Николозович Саакашвили родился 21 декабря 1967 года в городе Тбилиси в один день с Иосифом Сталиным (Джугашвили). Саакашвили периодически подчеркивает это обстоятельство и именно им объясняет свою непримиримость к "врагам народа", а таковыми он считает коррумпированных чиновников. В 1993 году Саакашвили работал юристом-консультантом в государственном комитете Грузии по защите прав человека. В конце того же года стал стипендиатом Конгресса США и был направлен на обучение в Колумбийский университет (Нью-Йорк), где получил степень магистра права. В 1995 году защитил докторскую диссертацию в Университете имени Джорджа Вашингтона (Вашингтон, округ Колумбия). Кроме того, в 1993-95 годах Саакашвили прошел курсы обучения в Международном институте прав человека в Страсбурге, Флорентийской академии права и Гаагской академии международного права. В октябре 2000 года Саакашвили был назначен министром юстиции Грузии. На посту министра Саакашвили посещал колонии и тюрьмы, собирал библиотеки для заключенных, ремонтировал водопроводы, завершил строительство новой колонии. Президент Грузии (избирался дважды: в январе 2004 года, затем ушел в отставку в ноябре 2007 года, чтобы принять участие в досрочных выборах президента Грузии, и был избран вновь в январе 2008 года). Председатель партии "Единое национальное движение". Один из лидеров "революции роз", в результате которой был отрешен от власти Эдуард Шеварднадзе. Ранее возглавлял законодательное собрание Тбилиси (2002-2003), занимал пост министра юстиции Грузии (2000-2001) и был членом грузинского парламента (1995-2000), с 1996 года возглавлял парламентский комитет по конституционным и юридическим вопросам. В августе 2008 года Саакашвили объявил о начале операции по восстановлению конституционного порядка в Южной Осетии, которая после вмешательства российских войск переросла в полномасштабные боевые действия, закончившиеся разгромом грузинских войск и признанием Россией независимости Южной Осетии и Абхазии.

М.Н.Саакашвили истерическая личность. Он горд и уверен в себе. Его истеричность (склонность к истерии, то есть к судорожным припадкам смеха, приступам рыданий и т. п.) и уверенность помогает сохранять пост президента Грузии.



Фидель Алехандро Кастро Рус



17Фидель Алехандро Кастро Рус (Fidel Alejandro Castro Ruz) родился 13 августа 1926 года в городке Биран на Кубе, в семье владельца сахарной плантации. Бессменный лидер Кубы с 1959 года по 2008 год. Премьер-министр (1959–1976), а затем председатель Государственного совета Кубы (1976-2008). Юрист по образованию, в 1953 году возглавил неудачную попытку переворота против кубинского диктатора Фульхенсио Батисты, после этого провел два года в тюрьме. Пришел к власти после свержения Батисты в 1959 году. Выступил как противник США и установил союзные отношения с СССР. В 2006 году был госпитализирован и временно передал власть своему брату Раулю Кастро. В феврале 2008 года объявил о своей отставке с постов председателя Государственного совета и главнокомандующего вооруженными силами Кубы, после чего новым председателем Государственного совета страны был избран Рауль Кастро. В последние годы мир внимательно следил за ухудшающимся здоровьем Кастро. В 2004 году во время публичного выступления он упал, повредив ногу и руку. 30 марта 2006 года испаноязычная пресса ошибочно сообщила о смерти Кастро. 31 июля 2006 года было опубликовано официальное заявление кубинских властей, в котором сообщалось, что Кастро перенес операцию в связи с желудочно-кишечным кровотечением. Он временно передал власть министру обороны и вице-президенту – своему брату Раулю. После этого Фидель не участвовал ни в одном публичном мероприятии. Хотя официальные кубинские источники утверждали, что лидер идет на поправку, многие наблюдатели ставили эту информацию под сомнение. 18 февраля 2008 года Фидель заявил, что собирается уйти с постов председателя Государственного совета и главнокомандующего вооруженными силами Кубы. 24 февраля новым председателем Госсовета был избран его брат Рауль Кастро. 20 октября Фидель был награжден орденом Русской Православной церкви "Слава и честь" за большой вклад в развитие религиозного сотрудничества и в честь открытия православного храма в Гаване.

Фидель Кастро прирожденный оратор (тот, кто произносит речь, а также человек, обладающий даром красноречия или владеющий ораторским искусством). Его речи могут продолжаться по несколько часов и люди будут их слушать. По моему мнению, Ф.Кастро стал политическим лидером во многом из-за ораторских способностей


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе освещены основные концепции политического лидерства, наиболее значимые определения и типологии.

Подводя итог вышесказанного можно отметить, что политическое лидерство следует рассматривать не только как процесс взаимоотношений между людьми, при которых одни выражают и знают интересы и потребности своих последователей и в силу этого обладают престижем и влиянием, а другие отдают им добровольно часть своих политических властных полномочий и прав для осуществления их целенаправленного представительства и реализации, но и как власть. Как власть, потому что оно состоит из способности одного лица, находящегося “на вершине”, заставлять других делать то позитивное или негативное, что они не делали бы и могли бы не делать вообще.

Также можно отметить некоторые другие требования, которые надо предъявлять к политическому лидеру:



  • лидер должен выступать носителем новых идей;

  • лидер и его окружение должны соответствовать требованиям времени;

  • возраст не должен быть преградой для реального лидера;

  • лидер должен точно отражать настроение народа.

Все это обусловлено тем, что лидерство - это не новый стиль руководства, а способ организации власти в гражданском обществе с развитым политическим сознанием всех или большинства его социальных слоев. Такое общество возникло сравнительно недавно либо еще только складывается, и то пока не везде. Но это перспектива и необходимость истории и политики. Члены гражданского общества - мыслящие участники политической жизни, поэтому они имеют возможность сознательно выбирать себе лидера. Поведение же лидера должно убеждать их в том, что его действия правильны и выгодны, а не продиктованы своекорыстием или властолюбием. Общество со своей стороны не может манипулировать лидером. Социальное и политическое партнерство, взаимопонимание лидера и его приверженцев - основа новой современной политики.

Мной был проведен опрос в котором был задан вопрос « Какими качествами на ваш взгляд должен обладать политический лидер?» В опросе принимали участие подростки в возрасте 15 – 16-и лет(которых было опрошено 23) и 17-и(которых было опрошено 17) лет. Результаты опроса выражены диаграммами.

На диаграммах видно, что большинство из опрошенных подростков в возрасте 15-16и лет считают решительность качеством, которое должно присутствовать у политического лидера. Чуть меньше из них считают, что он должен обладать ораторским искусством и т.д. Большинство опрошенных подростков в возрасте 16-17и лет считают, что политический лидер должен обладать харизмой. Чуть меньше из них считают, что он должен уметь вести за собой и т.д.

Подростки в возрасте 15-16и лет



Подростки в возрасте 17-18и лет


Опираясь на то, что общество не может самостоятельно регулировать свою деятельность, т.е. не может обойтись без лидера, оно должно создать все условия для подготовки лидера, а также создать систему контроля за лидером со стороны средств массовой информации, разделения властей, законодательства. Цель такого контроля - не вызвать интерес к личной жизни лидера, а уберечь от соблазнов, которых у него гораздо больше, чем у рядовых граждан и даже у его ближайшего окружения. Открытое для наблюдения общества правление лидера и его приверженцев оздоравливает и власть, и народ.



В тоже время, очевидно, что политический лидер должен опираться на ту или иную организацию, будь то партия, союз, ассоциация и т.д. Лидер должен опираться на решающие звенья политической системы, иначе невозможно его продвижение по политической лестнице до самых ее высот. Но в тоже время сама политическая система не должна зависеть от личных качеств политического лидера, его слабостей и достоинств. Иначе эта система не будет демократичной, а скорее всего будет прообразом будущей диктатуры. Все политические формирования, институты, и прежде всего государственные, призваны во время пресекать негативные устремления тех или иных деятелей, а в случае необходимости - заменять их новыми руководителями, отвечающим потребностям общества, требованиям законов и нравственности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Изд. «Оникс», «Мир и образование», 2008. – 736с.

  2. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка.  Изд. «Славянский дом книги», 2011. – 960с.

  3. Грачев М.Н., Ирхин Ю.В.  Актуальные проблемы политической науки. М. Изд. Экономическая демократия, 1996. – 188 с.

  4. Боголюбов Л.Н. Обществознание 11. Изд. «Просвещение», 2008. – 415с.

  5. Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. – М.: Изд. «ПРИОР», 1997. – 400с.

  6. Пушкарева Г.В. Политология: конспект лекций. Изд. « Айрис-пресс», 2002. – 208с.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ УКАЗАНЫ В ТЕКСТЕ РАБОТЫ


1 http://ru.wikipedia.org

2 Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Изд. «Оникс», «Мир и образование», 2008. – 736с.

3  Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка.  Изд. «Славянский дом книги», 2011. – 960с.

4 Грачев М.Н., Ирхин Ю.В.  Актуальные проблемы политической науки. М. Изд. Экономическая демократия, 1996. – 188 с.

5 Боголюбов Л.Н. Обществознание 11. Изд. «Просвещение», 2008. – 415с.

6 Ф. Рузвельт - государственный деятель США.

7 Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. – М.: Изд. «ПРИОР», 1997. – 400с.

8 Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. – М.: Изд. «ПРИОР», 1997. – 400с.

9 М. Вербер - немецкий социолог, историк, экономист. Внёс существенный научный вклад в социальные науки, создатель «понимающей социологии» и теории социальных действий.

10 Пушкарева Г.В. Политология: конспект лекций. Изд. « Айрис-пресс», 2002. – 208с.

11 Г.К. Ашин - Российский социальный философ, социолог, политолог, профессор кафедры философии МГИМО, доктор философских наук, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, действительный член Академии военных наук, действительный член Академии политической науки, Заслуженный деятель науки Российской Федерации

12 http://www.ldpr.ru/#leader/biography

13 http://putin.kremlin.ru/bio

14 http://kprf.ru/personal/zyuganov

15 http://www.biografguru.ru/about/obama/?q=2133

16 http://lenta.ru/lib/14159885/full.htm

17 http://www.ladno.ru/person/kastro/bio/



База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница