Вид работы: Исследование. Тема работы: «Памятники М. О. Микешина история в металле». Шушкова Ольга, 8 ест



Скачать 280.24 Kb.
Дата11.11.2016
Размер280.24 Kb.

Государственное общеобразовательное учреждение

Лицей №387 имени Н.В. Белоусова

Кировского района Санкт-Петербурга




XIV научно – практическая конференция
учащихся Кировского района

Секция: Культурология.

Вид работы: Исследование.

Тема работы: «Памятники М.О. Микешина – история в металле».

Выполнил: Шушкова Ольга, 8 ест

Научный руководитель: Богданов Г.Н.,

учитель истории СПб



Санкт-Петербург

2013

Содержание:


Введение: 3

I. Михаил Осипович Микешин. Краткая биография. 4

II. Памятники. 6

1. История создания. 6

2. Судьба памятников. 8

3. Композиции. 9

4. Одинаковые персонажи. 11

5. Легенды. 12



Заключение: 14

Список литературы: 15

Иллюстрации: 16

Приложения: 20


Введение:

Я очень часто вижу памятник Екатерине Великой в Санкт-Петербурге на площади Островского, летом я побывала в Новгороде и увидела памятник «Тысячелетие России», меня заинтересовало их внешнее сходство. Я предполагала, что они созданы по проекту одного скульптора, так и оказалось. В процессе поиска информации я нашла ещё один монумент, созданный этим скульптором, который внешне похож на памятник Екатерине II в СПб и «Тысячелетие России» - памятник Екатерине Великой в Краснодаре. Мне захотелось узнать, чем похожи эти памятники. В наше время памятники являются достопримечательностью своих городов и очень популярны, поэтому я считаю тему актуальной. Данные монументы не только художественная ценность, но и свидетели многих исторических событий, поэтому их необходимо охранять.

Объект моего исследования – памятник Екатерине II в СПб, памятник Екатерине II в Краснодаре, «Тысячелетие России». Предмет – их сходства и отличия.

Цель моей работы – найти все сходства и отличия этих монументов, сравнить их истории, судьбы, композиции. Многие замечают, что они очень похожи внешне. Чем они похожи? Почему похожи? Что ещё их объединяет? Узнать это – задачи моего исследования.

. В процессе написания исследования я познакомилась с большим количеством литературы, благодаря которой смогла провести аналогию этих памятников, исследовать их историю и судьбу.

Данная тема заинтересовала меня своей необычностью. Памятники изучены по отдельности, но вместе сравниваются лишь поверхностно. В этом и заключается новизна темы.

В своём исследовании я рассматриваю монументы с разных сторон. На нас лежит большая ответственность – сохранить эти памятники для потомков. Я уверена, что мы справимся. Изучая литературу, я нашла множество вопросов, которые мне впоследствии захотелось изучить более тщательно и включить в работу. Мне кажется, что изучая эти памятники любой человек откроет для себя что-то новое и изученная информация будет полезна.

I. Михаил Осипович Микешин. Краткая биография.

«Михаил Осипович Микешин родился 9 февраля 1835 года в небольшом селе Максимовке Рославльского уезда Смоленской губернии. Его отец Осип Егорович Микешин был мелким чиновником и исполнял должность соляного пристава. Во время Отечественной войны 1812 года он воевал в партизанском отряде А.С. Фигера, слыл отчаянным храбрецом, был ранен и отмечен наградами . Впоследствии в своих воспоминаниях скульптор рассказывал, что в семье как великая реликвия хранились часы с выгравированной надписью: «От полковника партизанских команд Фигера партизану Рославьской дружины Иосифу Егоровичу Микешену».

Михаил получил начальное образование в приходской школе, а затеи также в Рославльском уездном училище, где был лучшим учеником. Затем он несколько лет учился в гимназии в Смоленске, где также отличался успехами.

Первые уроки живописи мальчик получил у местного иконописца Тита Андронова, а первой скульптурной работой Михаила был бюст его деда, вылепленный из глины.

Гимназию юноша так и не закончил. В шестнадцать лет он устроился чертежником, а строительство Московско-Варшавского шоссе. В свободное время он брал уроки у местного живописца А.Е. Рокачевского.

Способности молодого человека заметил смоленский помещик А.А. Вонлярский, бывший в то время главным подрядчиком строительства смоленского участка дороги. Он уговорил Осипа Егоровича отпустить сына и в 1852 года на свои средства отправил его в Петербург для поступления в Академию Художеств. Михаил выдержал все экзамены и стал учиться в классе батальной живописи у профессоры Б.П. Виллевальде. Одновременно он по посещал лекции вольнослушателем в Санкт-Петербургском университете.

Успехи юноши были очевидны. Уже в первый год обучения за картину «Лейб-гусары у водопоя» он получил Малую серебряную медаль. Картина принесла ему и первый заработок – ее купил для своей коллекции император Николай I. В дальнейшем Микешин последовательно получил все возможные ученические награды и медали. Работы молодого художника были столь профессиональны, что великая княгиня Мария Николаевна заказала ему шесть холстов с изображениями повседневной жизни донских казаков, а сам Михаил был приглашен давать уроки рисования великим княжнам Марии Максимилиановне и Евгении Максимилиановне.

В период обучения в Академии Микешин создал целый ряд картин, посвященных страницам военной истории, среди которых особенно выделялись «Дело при Башкадыкларе», «Падение литовской крепости Пиллоны», «Гусары у колодца».

В 1858 году юноша с отличием окончил Академию, получив Большую золотую медаль за историческое полотно «Въезд графа Тили в Магдебург в 1613 году». Микешину было присвоено звание классного художника и предоставлено право на шестилетнюю пенсионерскую поездку за границу. Но он не поехал в Европу.

В 1859 году в России был объявлен конкурс на создание памятника «Тысячелетие России», который хотели установить в Великом Новгороде. Всего на конкурс было представлено 57 работ, однако лучшим признали неизвестного юного скульптора Микешина.

Величественный монумент был открыт в 1862 году. За свои труды Микешин был награжден орденом Святого Владимира IV степени и пожизненным пенсионом в размере 1200 рублей серебром в год.

В 1858 году Михаил Осипович начал работать над другим проектом – памятник Екатерине II. Памятник был торжественно открыт на площади перед Александринским театром в 1873 году, за создание этого монумента Микешину присвоили звание академика.

В 1888 году в Киеве по проекту Микешина был открыт памятник Богдану Хмельницкому, который по сей день является одним из символов этого города.

Скульптор создал ещё немало памятников, в том числе: «Победа русского флота» и адмиралу А.С. Грейгу в Николаеве, «Победам русского оружия» в Полтаве, Ермаку в Новочеркасске, императору Александру II в Ростове-на-Дону, Минину в Нижнем Новгороде, адмиралам В.А. Корнилову, П.С. Нахимову и В.И. Истомину на Малаховом кургане в Севастополе и многие другие.

В 1906 году по проекту Микешина был сооружен памятник Екатерине II в Краснодаре, проект которого скульптор не успел закончить.

Также Микешин участвовал в многочисленных заграничных конкурсах, что и принесло ему известность за пределами России.

По отзывам современников Микешин был очень добрым, веселым, жизнерадостным, «высок ростом, очень красив, необычайно силен». Он был очень любознательным, поэтому очень много путешествовал. В его квартирах часто проходили встречи, на которых собирались художники, скульпторы, архитекторы, артисты, писатели, критики.

Михаил Осипович умер в Петербурге в своей квартире (адрес: наб. Фонтанки, 128) 19 января 1896 года. Он был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. На могиле6 установлено надгробие, выполненное сыном скульптора – Б.М. Микешиным. В Смоленске в 1985 году был установлен памятник Михаилу Осиповичу, выполненный скульптором А.И. Рукавишниковым.»1

О своем же главном творчестве скульптор говорил: «Каждый памятник должен представлять собой идею, а эта идея должна быть выражена в такой ясной и наглядной форме, которая была бы понятна всем и говорила сердцу и уму людей о великих деятелях, оставивших неизгладимый след своей деятельности в исторической жизни».

Микешин придерживался этих принципов. Его главная идея особенно хорошо выражена в трех его работах – памятник «Тысячелетие России» в Великом Новгороде, памятник Екатерине Великой в Санкт-Петербурге и памятник Екатерине Великой в Краснодаре. В каждом из этих памятников есть свой особый смысл, идея, «душа». Эти памятники увековечили великие события, великих людей, великую эпоху. Все три памятника похожи внешне, но каждый памятник по-своему отличается от других. Сходства и отличия этих памятников я рассматриваю в следующих главах моего исследования.


II. Памятники.




1. История создания.


Первая работа скульптора Микешина после окончания Академии художеств – памятник «Тысячелетию России» в Великом Новгороде.

О предстоящем в 1862 году тысячелетнем юбилее России заговорили ещё при императоре Николае I. Датой «рождения» Государства Российского принято считать прибытие князя Рюрика на Русь (около 862 года), поэтому такое событие нельзя было пропустить. Настоящая подготовка началась только в царствование Александра II. Император Александр Николаевич был занят подготовкой к отмене крепостного права и не уделял большого внимания подготовке к юбилею. Инициатива создать памятник поступила от саперного полковника Керне, он предложил создать памятник первому русскому князю Рюрику. Его поддержал С.С. Ланской, который был тогда министром внутренних России. Но окружение императора не поддержало эту идею. Окончательное решение должен был принять император. Он счел необходимым установление данного монумента.

Вскоре был объявлен конкурс на проект памятника «Тысячелетие России». В нем могли участвовать не только русские скульпторы, но иностранцы, проживающие в России. Срок выполнения проекта – шесть месяцев. На конкурс было предложено 52 проекта, среди которых проект юного скульптора Микешина. По результатам тайного голосования членов совета Академии художеств за проект скульптора Архипова проголосовали 10 членов жюри, за Горностаева – 11, за Микешина – 17. Это была неожиданная победа юного скульптора. Но вся работа была ещё впереди.

На плечи Микешина «легла» огромная ответственность. На создание памятника у скульптора оставалось три года. А его ещё надо было вылепить из глины, сделать в гипсе и отлить из бронзы. Поэтому при создании памятника участвовали многие мастера, без помощи которых скульптор не уложился бы в сроки. Также был проведен конкурс, кто будет отливать памятник. В нем победили петербургские фабриканты Никольс и Плинке. На строительство фундамента тоже был объявлен конкурс, в котором победил петербургский купец Балушкин. «Над скульптурами трудились недавние выпускники Академии художеств и ее студенты Иван Шредер, Матвей Чижов, Александр Любимов, Николай Лаверецкий. Работа над скульптурами продолжалась два года, затем фигуры на баржах по Волхову повезли в Новгород.»2

Работа была выполнена в срок. Торжественное открытие памятника произошло 8 сентября 1862 года. В преддверии открытия население Великого Новгорода увеличилось в три раза. Все гостиницы и частные дома были переполнены. День начался очень ярко – пятью пушечными залпами. Потом митрополит Исидор окропил памятник святой водой. Император подошел к Микешину, обнял его и вручил орден Владимира четвертой степени. Далее в центре новгородского кремля был устроен парад и праздничный обед, который устроило новгородское купечество.

Памятник Екатерине Великой в Санкт-Петербурге был открыт 24 ноября (6 декабря) в 1873 году. Открытие памятники приурочили к столетию с восхождения Екатерины II на престол. Этот памятник также как и «Тысячелетие России» был создан в царствование Александра II. Идея поставить императрице памятник появилась ещё в первые годы ее правления, но Екатерина была против. Поэтому монумент был установлен после ее кончины.

В 1860 году в Академии Художеств объявляется конкурс на создание монумента. В нем снова побеждает Михаил Осипович Микешин. На этот раз у скульптора много времени, хотя у него опять есть помощники. На создание монумента ушло 10 лет. Гранит для сооружения постамента везли с Карельского перешейка по воде, потом его выгружали на набережной Невы около Летнего сада, откуда по специально сооруженной железной дороге доставляли к месту установления. Местом установления изначально должно было стать Царское село, но по окончательному решению его установили на Александровской площади(ныне площадь Островского). Памятник дал название скверу около Александровского театра – Екатерининский. И вновь возведением фундамента занимается петербургский купец – Балушкин, но в этот раз с купцом Остреровым.

Также как и памятник «Тысячелетие России» он был открыт со всеми почестями. Сначала памятник был освящен. Далее на площади прогремел салют, был устроен парад и праздничный обед в здании публичной библиотеки.

Памятник Екатерине II в Краснодаре был открыт 6 мая в 1907 года. Данный памятник был установлен в честь столетия с того дня, когда запорожские казаки высадились на берегу Таманского полуострова. Казаки очень хотели отблагодарить императрицу за то, что она отдала им эти земли, и отправили письмо с просьбой установить данный памятник в Екатеринодаре(название Краснодара в то время). На этот раз памятником вновь занималась академия Художеств. Но конкурс проводить не пришлось, в письме казаков было указано, что они хотели бы, чтобы памятник создавал Михаил Осипович Микешин.

Данный монумент создавался 11 лет (т.е. дольше своих предшественников). Скульптор Микешин скончался, так и не успев закончить работу. Возведение памятника передали ученику великого скульптора – Борис Вениаминович Эдуарс. Открытие состоялось в 1907 году в торжественной обстановке.

Все три монумента были возведены в городах, которые были связаны с событиями, в честь которых они установлены. Место для возведения памятника «Тысячелетие России» вовсе не случайно. По приданию князь Рюрик прибыл именно в город Новгород, который был некоторое время столицей Руси. Сейчас, заходя в новгородский «Детинец», мы сразу же можем увидеть огромный монумент, который является одним из символов города. Памятник «Тысячелетие России» находится в самом «сердце» города, также как и памятник Екатерине II в Петербурге. Невский проспект – главная магистраль города Петербурга. Перед Александринским театром находится площадь Островского. Все здесь призывает к искусству: Александринский театр, Публичная библиотека, Дворец Творчества Юных. И Великая императрица здесь оказалась не случайно. Изначально памятник хотели поставить в Царском Селе, но по предложению А.А. Суворова (внук известного полководца) памятник установили на этой площади около здания Публичной Библиотеки, которая многим обязана императрице. Памятник Екатерине II в Краснодаре также как и его предшественники был воздвигнут в честь великого события. Место для памятника было определено однозначно – в самом центре города. Вновь работа скульптора Микешина украшает главную магистраль города. Памятник располагается на Соборной площади, в которую «упирается» Красная улица.

Памятники Екатерине Великой в Краснодаре и в Петербурге еще и дали названия скверам, которые их окружают, правда названия довольно предсказуемы: оба сквера называются Екатерининскими.

Истории создания этих трех памятников схожи: это были великие проекты, которые были воплощены Микешиным в жизнь, стали настоящим «чудом» во время постройки, сейчас они являются гордостью городов и охраняются государством.

2. Судьба памятников.


После открытия «Тысячелетия России» скульптором и его твореньем восхищались все. Но после Октябрьской революции отношение к памятнику изменилось. Было принято решение уничтожить памятник, но правительство было занято другими делами. Памятник пока оставили в покое, но по праздничным дням его закрывали фанерными щитами, которые были расписаны революционными лозунгами.

В 1941 году Новгород захватили немецкие войска. Небо над городом словно затянулось темной тучей. В новгородском кремле повсюду лежали трупы русских солдат, и немцы разгуливали в захваченном городе, позволяя себе всё, что взбредет в голову. «Не обошли они и памятник, известен инцидент, когда немецкие ефрейтор позволил себе забраться на памятник и встать в одном ряду с русскими полководцами. Выдумка была оценена гоготом и аплодисментами, ефрейтора много фотографировали. (Один из снимков даже сохранился в новгородском музее).»3

В январе 1944 года немецкий генерал фон Герцог расхаживал по кремлю. И вдруг взглянув на заснеженный памятник, решил сделать подарок своему другу детства. По его приказу памятник по частям начали транспортировать из России. При транспортировке многие скульптуры были покалечены, они падали на камни и сильно ударялись о землю. Когда русские войска вошли в Новгород, они увидели полу разрушенный памятник. Советское правительство отдало приказ снова восстановить памятник. Этим занимались в голоде и холоде восемь рабочих, которыми командовал реставратор Чернышев. К памятнику снова начали относиться с уважением.

После окончания Великой Отечественной войны власти снова изменили свое отношение к памятнику, они сочли, что памятник «искажает историю» (т.к. на нем нет некоторых важных персонажей истории). В семидесятые годы советские люди заинтересовались историей, а памятник был им в этом «помощник».

Памятник был ещё раз отреставрирован и по сей день является национальным достоянием России.

После октябрьской революции памятник Екатерине II также как и его предшественник (памятник «Тысячелетие России») был неугоден советским властям. Его сочли «старорежимным». Было принято решение заменить фигуру Екатерины фигурой В.И. Ленина, а фаворитов Великой императрицы заменить членами ленинского политбюро. Памятник был изуродован, пропали многие детали. Но «приговор» советских властей так и не был приведен в исполнение.

Во время Великой Отечественной войны памятник не был укрыт, но от бомбежек не пострадал. Но после войны отреставрировать монумент все-таки пришлось.

Но в отличии «Тысячелетия России» и памятника Екатерине Великой в Петербурге, памятник Екатерине II в Краснодаре после Октябрьской революции пострадал. Было принято решение демонтировать памятник, что и было сделано в 1920 году, а в 1931 году монумент был переплавлен. Так был уничтожен один из главных символов Краснодара.

Но памятник не был забыт. 8 сентября 2006 года в Краснодаре состоялась торжественная церемония открытия воссозданного памятника. Руководил реконструкцией заслуженный художник России – Александр Аполлонов.

Данные монументы сейчас охраняются государством не только из-за своей художественной ценности, но и потому, что они являются свидетелями исторических событий: Октябрьской революции, Великой Отечественной войны, Советского времени.

3. Композиции.


Три работы скульптора Микешина, безусловно, похожи внешне. Все три памятника выглядят законченно, и главная суть памятника заключена в верхней скульптуре. В «Тысячелетии России» наверху ангел с женщиной, которая олицетворяет Россию. Чему посвящен памятник становится понятно. В памятниках Екатерине Великой монументы завершает фигура императрицы, что в свою очередь объясняет, в честь чего поставлен памятник.

В основе трех памятников лежит «колокол», это можно назвать самой характерной чертой для скульптора Микешина в этих работах. В этих «колоколах» мы также видим многоярусную композицию. Как я уже упоминала, есть верхняя фигура, раскрывающая суть памятника. Также есть второй ярус, который «дополняет» главную мысль монумента (т.е. в «Тысячелетии России» сверху ангел и Россия, а на втором ярусе показаны основные периоды российской истории; в памятнике Екатерине Великой (СПб) ниже расположены фавориты императрицы, которые неоднократно помогали императрицы в ее правлении; в памятнике Екатерине Великой (Краснодар) второй ярус занимают граф Потемкин и казачьи атаманы, участвующие в боевых действиях).

А вот третий ярус у всех памятников нельзя назвать их сходством, его вообще можно выделить однозначно только у «Тысячелетия России». В «Тысячелетии России» - это барельеф с известными персонажами русской истории. В памятнике Екатерине II в СПб третьим ярусом можно назвать надпись под самой скульптурой. А в памятнике Екатерине II в Краснодаре третий ярус - это вновь памятная табличка. Рассмотрим композиции памятников подробней:

Памятник «Тысячелетие России» содержит в себе 128 фигур. Среди них 2 фигуры первого яруса, эта скульптурная группа называется «Православие». Здесь мы видим ангела с крестом и женщину, приклонившеюся к ангелу. Они стоят на шаре-державе. Второй ярус отображает в себе всю историю Государства Российского. Обходя памятник можно наглядно представить «многоликую» историю России. А именно такие исторические периоды:



  1. Основание государства Российского – 862 год. Эта скульптурная группа состоит фигуры князя Рюрика и языческого идола. Он стоит перед нами в полный рост, в полном воинском обличии.

  2. Введение христианства – 988 год. В этом сюжете участвуют Святой князь Владимир, который собственно и крестил Русь, и молодая женщина, несущая ребенка на крещение.

  3. Начало освобождения от татарского ига – 1380 год. Здесь мы видим две фигуры. Дмитрий Донской – легендарный победитель Куликовской битвы и ордынец, попираемый великим князем.

  4. Основание самодержавного царства Русского – 1491 год. Главный персонаж этой скульптурной группы – Иван III. Справа от него поверженный литовец, а слева ливонский воин, также побежденный.

  5. Восстановление самодержавия – 1613 год. Эта скульптурная группа состоит из трех фигур: Михаил Романов, основоположник династии Романовых, Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин, присягающие новому царю.

  6. Основание Российской империи – 1721 год. Мы видим Петра I, а за ним ангел, указывающий на север, к месту основания города Петербурга.

Микешин расположил все фигуры этого яруса в определенном порядке, точнее направлении. Изначально может показаться, что этот ярус не логичен. Исторические периоды идут не по хронологии, а в произвольном порядке. Нет, это вовсе не случайно. Все скульптурные группы расположены в определенном направлении. Князь Рюрик обращен на юг – к Киеву. Князь Владимир также обращен на юг. Дмитрий Донской устремил свой взгляд на Москву. Иван III смотрит на восток. Михаил Романов обращен к Сибири. А Петр I смотрит на север, на место основания Санкт-Петербурга.

Третий ярус также делится на группы:


  1. Просветители. Среди них: Святая княгиня Ольга, Кирилл и Мефодий, Феофан Прокопович и др.

  2. Государственные люди. Среди них: Владимир Мономах, Александр I, Алексей Михайлович и др.

  3. Военные деятели и герои. Среди них: Александр Невский, Иван Сусанин, М.И. Кутузов, Барклай-де-Толли и др.

  4. Писатели и художники: А.С. Пушкин, К.И. Брюллов, М.Ю. Лермонтов, М.Глинка и др.

Всего на третьем ярусе 109 фигур.

Верхний ярус памятника Екатерине Великой в СПб – фигура императрицы. Екатерина ΙΙ держит в руках скипетр и лавровый венок, с плеч спадает складками горностаевая мантия, у ног лежит корона Российской империи. Императрица изображена с осанкой высочайшей особы, однако без строгости и с лёгкой улыбкой на лице. На груди виден орден святого Андрея Первозванного.

Второй ярус это девять фигур, известных деятелей екатерининского времени:

Фельдмаршал Пётр Румянцев-Задунайский, государственный деятель Григорий Потемкин, полководец Александр Суворов, поэт Гавриил Державин, президент Российской академии Екатерина Дашкова, князь Александр Безбородко, президент Российской Академии художеств Иван Бецкой, полярный исследователь Василий Чичагов и государственный деятель Алексей Орлов-Чесменский.

Третий ярус это памятная табличка: «Императрице Екатерине ΙΙ в царствование Императора Александра II-го». Табличка украшена атрибутами наук, искусства, земледелия, военного дела и морского дела, что еще раз указывает на большой вклад Екатерины Великой в образование и просвещение Российского государства.

Памятник Екатерине Великой в Краснодаре также увенчан фигурой Великой императрицы. «На высоком постаменте с оригинальным орнаментом в стиле Людовика XVвозвышается фигура императрицы в царственной порфире со скипетром и державой как символами самодержавия. Ее лицо выражает величие, и светиться добротой. По мысли скульптора императрица должна изображаться такой, какой писали ее художники Левицкий и Боровиковский, ее современники, воспевали поэты Державин и Ломоносов – мудрой и образованной государыней века Просвещения.»4 На карнизе переднего кронштейна постамента из-под золоченой короны ниспадает длинный свиток, на котором вверху помещен золотой гербовый орел, а ниже выпуклым шрифтом прописана Высочайшая грамота от 30 июня 1792 года. У основания постамента стоит фигура светлейшего князя Потемкина-Таврического, который рукой повернул грамоту в сторону казаков, последних старшин запорожцев и первых старшин Черноморского казачества: войскового судьи А. Головатого, кошевого атамана С.Белого и войского есаула З. Чепиги.

На задней стороне памятника изображён слепой кобзарь с поводырём, а также список побед, одержанных Россией при участии кубанских казаков. На памятной табличке надпись: «От благодарного и верного Кубанского казачьева войска 1892 г.».

Также эти памятники сходны внешне, так как в принципе они примерно одинаковой высоты Но абсолютный лидер в весе – это «Тысячелетие России», он тяжелее двух других памятников вместе взятых почти в 14 раз. Это объясняет сумму расходов затраченных на изготовление и установление памятника. (см. приложение 1)

В своих памятниках Микешин зашифровал идеологию Российской империи середины XIX века. С.С.Уваров (министр народного просвещения) считал исконными основами русской жизни православие, самодержавие и народность. Это и использовал Михаил Осипович во всех трех памятниках. Православие – форма колокол. Самодержавие – фигура императрицы Екатерины II, а в «Тысячелетии России» - держава. Народность – это все фигуры, присутствующие на памятниках.

Основное внешнее сходство этих памятников – это их многоярусная композиция и форма «колокол». Сравнивая памятники, мы можем увидеть особенности скульптора Микешина: его распределение фигур на монументе, форма всей скульптуры, символическое значение многих элементов.

4. Одинаковые персонажи.


Легко можно отметить наличие одних и тех же персонажей на разных памятниках одних и тех же персонажей. На трех этих монументах есть и одни и те же персонажи. Это прежде всего императрица Екатерина Великая, которая является главной фигурой в петербуржском и краснодарском памятниках. А вот в «Тысячелетии России» императрица скромно разместилась на барельефе. Там она включена в группу Государственные люди России. На всех памятниках Екатерина изображена в выходном платье с наградами на груди. Также на ней есть синяя лента - один из императорских символов, на котором носят награды. Еще императрица неразлучна с лавровым венком. На «Тысячелетии России» Екатерина Алексеевна держит два венка, один из которых надевает на голову Александра Безбородко. А на двух других памятниках венок одет императрице на голову.




Также на этих трех памятниках присутствует Григорий Потемкин. В «Тысячелетии России» он вместе с Екатериной разместился на барельефе, а в двух других памятника он гордо стоит на среднем ярусе. На всех трех памятниках Потемкин одет парадно, на груди у него крест – свидетельство, о том, что его наградили ордером Святого Георгия.


Также есть персонажи, которые встречаются только на двух памятниках («Тысячелетие России», Памятник Екатерине Великой в СПб). Суворов Александр Васильевич и Румянский Петр Александрович, Орлов Алексей Григорьевич находятся на втором ярусе петербургского памятника Екатерине II, а в «Тысячелетии России» на барельефе третьего яруса «Военные люди и герои». Державин Гавриил Романович разместился на барельефе «Писатели и художники» в новгородском памятнике и на втором ярусе петербургского памятника. Безбородко Александр Андреевич и Бецкой Иван Иванович есть и на втором ярусе памятника Екатерине II в Петербурге и на барельефе «Государственные люди» «Тысячелетия России».



Все эти люди сделали много для Российского государства, за что по праву присутствуют на этих памятниках.

5. Легенды.


С памятником «Тысячелетие России» связан один скандал. На этом памятнике нет фигуры Ивана Грозного. Это не случайность. А причиной отсутствия Ивана Грозного на памятнике стали события второй половины XVI века. Иван Грозный всегда чувствовал себя в опасности, поэтому окружил себя телохранителями. После очередного покушения царю доложили, что измена раскрыта в Новгороде. Тогда Иван Грозный решил стереть с лица земли город Новгород. «30 декабря 1570 года опричное войско вступило в Новгород. Сражу начались аресты. Были схвачены самые состоятельные горожане, бояре и дети боярские, городские чиновники. <…> Началась вакханалия казней. Царь и его подручные изощрялись в садистских фантазиях. Людей посыпали порохом и поджигали, превращая в живые факелы. Надев рыцарские доспехи, царь вместе с сыном Иваном верхом на конях копьями пронзали стариков, детей и женщин. Потом к Волховскому мосту потянулись длинные вереницы людей, привязанные к саням. На мосту приговоренных сотнями сбрасывали в ледяную воду. Детей привязывали к матерям. Тех, кто всплывал, опричники добивали баграми. <…> Город нищал на глазах».5 По этой причине или по какой-то другой Ивана Грозного нет на памятнике, мы однозначно определить не можем.

В наше время памятник «Тысячелетие России» является одним из главных символов города Новгорода. Его можно увидеть на чашках, магнитах, открытках, футболках, которые продаются в сувенирных лавках города. Также памятник запечатлен и на российской денежной купюре номиналом 5 рублей (не используется), монете номиналом 5 рублей(не используется) и сейчас действующей монете номиналом 10 рублей.

Про памятник Екатерине II в Петербурге можно рассказать много легенд. Одна из легенд утверждает, что под памятником зарыты «несметные богатства». При закладке памятника одна из экзальтированных дам сорвала с себя перстень и бросила в котлован. Её примеру последовали и другие дамы. Если верить городским слухам, то в советское время власти хотели провести раскопки в Екатерининском саду. Однако дело дальше кабинетных разговоров не пошло. Памятник Екатерине — самый несчастный монумент города. У него постоянно пропадают скульптурные детали (бронзовые цепи, ордена, шпаги), осколки стеклянных бутылок реставраторы обнаружили даже на голове императрицы. А как-то раз Екатерина была замечена в тельняшке с бутылкой в руке. Говорят, что это сделали подвыпившие моряки.

В советское время Екатерининский сад стал любимым местом сбора шахматистов, которые и сейчас зачастую на скамейках устраивают турниры. «Екатерининский сквер популярен и сегодня. Только зовут его обычно фамильярно – «Катькин садик». Так вот городской фольклор превратил императрицу Екатерину Великую в обычную Катьку.»6

Памятником Екатерине Великой в Краснодаре горожане восхищаются. Некоторое время даже город носил имя великой императрицы – Екатеринодар. Сейчас в Краснодаре ходит легенда, что этот памятник может исполнять желания.

Эти памятники популярны в наше время. Этим можно объяснить появление многочисленных легенд. Чего только не придумывают петербуржцы, новгородцы и краснодарцы. Но памятники по-прежнему пользуются популярностью и, возможно, в бедующем легенд наберется столько, что можно будет собрать целую библиотеку.

Памятники сходны не только внешне, но и по своему значению, месторасположению, по истории, композициям и легендам. Но главное, что их объединяет – это то, что они все созданы по проекту великого скульптора Михаила Осиповича Микешина. «В каждом памятнике должна быть идея…» - говорил великий скульптор. И в своих работах он следовал своему правилу.

Заключение:


В своих памятниках Микешин зашифровал идеологию Российской империи середины XIX века. С.С.Уваров (министр народного просвещения) считал исконными основами русской жизни православие, самодержавие и народность. Это и использовал Михаил Осипович во всех трех памятниках. Православие – форма колокол. Самодержавие – фигура императрицы Екатерины II, а в «Тысячелетии России» - держава. Народность – это все фигуры, присутствующие на памятниках.

Истории создания этих трех памятников схожи: это были великие проекты, которые были воплощены Микешиным в жизнь, стали настоящим «чудом» во время постройки, сейчас они являются гордостью городов и охраняются государством.

Следует отметить, что фигуры Екатерины II и графа Потемкина встречаются на всех трех памятниках. И если в памятниках Екатерине II ее фигура и фигура Потемкина не вызывают вопросов, то их наличие на «Тысячелетии России» символизирует стремление России установить контроль над черноморскими проливами и напоминает, что решение восточного вопроса было основной проблемой XIX – начала XX веков.

Памятники сходны не только внешне, но и по своему значению, месторасположению, по истории, композициям и легендам. Но главное, что их объединяет – это то, что они все созданы по проекту великого скульптора Михаила Осиповича Микешина. «В каждом памятнике должна быть идея…» - говорил великий скульптор. И в своих работах он следовал своему правилу.

Подводя итог, хочу сказать, что сходства и отличия этих памятников вопрос многогранный. Можно подробно исследовать их историю, биографии людей, которые принимали участие в создании памятника, рассмотреть биографии людей, изображенных на памятниках.

Работая над данной темой, я открыла для себя много нового и надеюсь, что моя работа будет интересна читателям.



Список литературы:




  1. Дмитриев В.К. Скульпторы Санкт-Петербурга. – СПб.: Корона принт, 2009. – 304 с.




  1. Кириков Б.М., Кирикова Л.А., Петрова О.В. Невский проспект. Дом за домом. – СПб.: Центрполиграф, 2009. – 382 с.




  1. Коваленко Г.М., Смирнов В.Г. Легенды и загадки земли Новгородской. / Геннадий Коваленко, Виктор Смирнов. – М.: Вече, 2007. – 352 с.




  1. Кривдина О.А., Тычинин Б.Б. Скульптура и скульпторы Санкт-Петербурга. 1703-2007. – СПб.: «Logos», 2007. – 768 с.




  1. Лавров Л.Л. 1000 АДРЕСОВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ. КРАТКИЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ. – СПб.: «Автобус», 2008. – 416 с.




  1. Николаева Л.А. ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД. – Спб.: «П-2», 2007. – 128 с.




  1. Помпеев Ю.Цари и императоры России. – СПб.: «Галерея», 2009. – 18 с.




  1. Пукинский Б.К. Знай свой город. – Л.: Лениздат, 1982. – 176 с.




  1. Романова Е.П. Любимый город Санкт-Петербург. Справочник-путеводитель школьника. – СПб.: «Литера», 2004. – 96 с.




  1. Смирнов В. Памятник государства Российского. – М.: Вече, 2008. – 400 с.




  1. Хорошенко Е.В. Екатеринодар. Возрождение шедевра. – М.: 2010.– 296 с.




  1. Шварц В. Ленинград. Художественные памятники. Очерк. – Л.-М.: «Искусство», 1967. – 398 с.




  1. Шерих Д.Ю. Невский без секретов. Были и небылицы. – М.: Центрполиграф, 2006. – 428 с.


Сайты:

Прогулки по Петербургу //Памятник Екатерине II: [сайт]. – 2005. - http://walkspb.ru/pam/ekaterin2.html (дата обращения 22.11. 12).


Памятники Екатерине II //Памятник Екатерине II в Петербурге: [сайт]. - http://ekaterina.e812.ru

(дата обращения 16.12.12)


Памятники Екатерине II //Памятникв Краснодаре: [сайт]. - http://ekaterina.e812.ru

(дата обращения 01.12.12)


Иллюстрации:




Иллюстрация №2

Памятник «Тысячелетие России» в войну.
Иллюстрация №1

Потрет Михаила Осиповича Микешина

(Автор: И.И. Репин, 1888).


Иллюстрация №3

Деньги с изображением «Тысячелетия России»

Иллюстрация №4

«Тысячелетие России»
Иллюстрация №5

Памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге



Иллюстрация №6

Памятник Екатерине II в Краснодаре

Приложения:

Приложние №1

Сравнительная характеристика памятников.


Памятник

Высота памятника

Вес памятника (приближенное значение)

Сумма затраченная на создание памятника

Кол-во фигур на памятниках

Год открытия памятника

«Тысячелетие России»

15, 7 м

96 тонн

500 000 рублей

128

1862 год

Памятник Екатерине Великой в Санкт-Петербурге


14, 9 м

60 тонн

456 896 рублей

10

1873 год

Памятник Екатерине Великой в Краснодаре

13, 8 м

40 тонн

118 930 рублей

7

1907 год



1Дмитриев В.К. Скульпторы Санкт-Петербурга

С.181-187



2 Николаева Л.А. Великий Новгород

с. 45


3 Смирнов В. Памятник государства Российского

с. 59


4 Хорошенко Е.В. Екатеринодар. Возрождение шедевра.

с. 56


5 Коваленко Г.М. Легенды и загадки земли Новгородской.

с. 150-152



6 Шерих Д.Ю. Невский без секретов

с. 270




База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница