Выборы в государственную думу



страница1/4
Дата24.04.2016
Размер0.68 Mb.
  1   2   3   4





Бюро по демократическим институтам и правам человека

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ВЫБОРЫ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ

4 декабря 2011

Итоговый отчет Миссии по наблюдению за выборами ОБCЕ/БДИПЧ

Варшава

12 января 2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ

I. РЕЗЮМЕ...........................................................................................................................1

II. ВВЕДЕНИЕ И СЛОВА БЛАГОДАРНОСТИ..............................................................3

III. ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ..................................................................................4

IV. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА И ПРАВОВАЯ БАЗА............................................5

A. Избирательная система...................................................................................................5

B. Нормативно-правовая база............................................................................................5

V. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫБОРОВ.........................................................................................6

А. Избирательные комиссии...............................................................................................6

B. Голосование на дому и по открепительным удостоверениям.................................8

C. Новые избирательные технологии...............................................................................9

VI. РЕГИСТРАЦИЯ ИЗБИРАТЕЛЕЙ..............................................................................10

VII. РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ...............................................................................10

VIII. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ..............................................................................11

A. Атмосфера избирательной кампании........................................................................11

B. Финансирование предвыборной кампании..............................................................13

IX. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ............................................................14

A. Предыстория и контекст..............................................................................................14

B. Законодательная база для СМИ..................................................................................14

C. Результаты мониторинга СМИ...................................................................................15

X. УЧАСТИЕ ЖЕНЩИН..................................................................................................17

XI. УЧАСТИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ.........17

XII. ЖАЛОБЫ И АПЕЛЛЯЦИИ........................................................................................18

XIII. МЕСТНЫЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ НАБЛЮДАТЕЛИ.......................................19

XIV. ДЕНЬ ГОЛОСОВАНИЯ...............................................................................................21

XV. РАЗВИТИЕ СОБЫТИЙ ПОСЛЕ ДНЯ ГОЛОСОВАНИЯ.....................................23

A. Политические события.................................................................................................23

B. Жалобы и апелляции в день голосования................................................................23

C. Объявление результатов...............................................................................................24

XVI. РЕКОМЕНДАЦИИ........................................................................................................25

A. Приоритетные рекомендации......................................................................................25

B. Другие рекомендации....................................................................................................26

XVII. ПРИЛОЖЕНИЕ: ОКОНЧАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.......................................28

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБСЕ/БДИПЧ.....................................................................................30

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ВЫБОРЫ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ

4 декабря 2011
Итоговый отчет Миссии ОБСЕ/БДИПЧ по наблюдению за выборами1
I. РЕЗЮМЕ

Центральная избирательная комиссия (ЦИК) Российской Федерации (РФ) пригласила Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ (ОБСЕ/БДИПЧ) наблюдать за парламентскими (в Государственную Думу) выборами, назначенными на 4 декабря 2011 г. Опираясь на рекомендации Предвыборного оценочного визита, ОБСЕ/БДИПЧ направила в страну миссию по наблюдению за выборами (далее – МНВ). МНВ ОБСЕ/БДИПЧ оценивала соответствие избирательного процесса обязательствам ОБСЕ и другим международным стандартам демократических выборов, а также национальному законодательству. В день голосования МНВ ОБСЕ/БДИПЧ объединила усилия с делегациями от Парламентской ассамблеи ОБСЕ и Парламентской ассамблеи Совета Европы.

В техническом отношении подготовка к выборам в Государственную Думу РФ 4 декабря была организована хорошо, но сами выборы характеризовались тесным слиянием государственных органов власти и правящей партии. Несмотря на то, что в выборах принимали участие семь партий, отказ некоторым партиям в регистрации сузил пространство для политической конкуренции. Также, борьба была смещена в пользу правящей партии. Свидетельством тому послужили отсутствие независимости избирательных органов, предвзятость большинства СМИ, а также излишнее вмешательство государственных органов на разных уровнях. Это не обеспечило необходимых условий для честной предвыборной борьбы. Несмотря на отсутствие равных условий для участников избирательного процесса, избиратели воспользовались правом выбора и выразили свое мнение.

В ходе голосования сотрудники избирательных комиссий предстали в глазах наблюдателей как преданные делу и опытные специалисты, и все процедуры были в целом соблюдены. Однако качество процесса значительно ухудшилось во время подсчета голосов, который характеризовался частыми процедурными нарушениями и случаями явных манипуляций, включая несколько случаев с серьёзными признаками вброса бюллетеней. Более чем на одной трети избирательных участков, на которых осуществлялось наблюдение, для публичного ознакомления не были вывешены протоколы с результатами голосования. В течение дня голосования наблюдатели также сообщили о целом ряде случаев препятствования их деятельности, особенно во время подсчета голосов и сведения результатов.


ЦИК объявил окончательные результаты 9 декабря. Состоялся ряд массовых митингов и демонстраций, связанных с обвинениями в фальсификациях в день голосования; эти манифестации вызвали большой общественный резонанс, также в сети интернет.
Законодательная база содержит все необходимые положения и предоставляет достаточную основу для проведения выборов. Вместе с тем, законодательство имеет сложную
1 Английская версия данного отчета является единственным официальным документом. Неофициальный перевод будет предоставлен на русском языке.


Российская Федерация Стр.: 2

Выборы в Государственную Думу, 4 декабря 2011

Итоговый отчет Миссии по наблюдению за выборами ОБСЕ/БДИПЧ
структуру и открыто для интерпретаций, что привело к его непоследовательному применению различными участниками избирательного процесса, часто в пользу одной партии по отношению к другим. Законы, гарантирующие свободу собраний, в некоторых случаях применялись как ограничивающие, что нарушало права участников избирательного процесса. С момента последних выборов в законодательную базу было внесено большое количество поправок. Некоторые изменения положительно сказались на определенных аспектах избирательного процесса, хотя снижение парламентского порога до пяти процентов к этим выборам не применялось.
ЦИК приняла ряд подробных инструкций для обеспечения подготовки к выборам. Комиссия проводила регулярные сессии, большинство решений принимались единогласно и без обсуждений. Процесс рассмотрения жалоб ЦИК не был прозрачным, что не позволило участникам выборов своевременно и эффективно бороться с нарушениями. ЦИК не следовала положению закона, в котором говорится, что по всем жалобам должны предприниматься действия, и по каждой должен быть дан письменный ответ. Представители большинства политических партий выразили серьезные сомнения относительно беспристрастности избирательных комиссий всех уровней и поставили под вопрос их независимость от различных органов государственной власти.
Отказ Министерства юстиции в регистрации некоторым политическим партиям ограничил имевшийся у избирателей выбор. В одном случае, Европейский суд по правам человека недавно постановил, что ликвидация государством одной из партий была необоснованной и представляла собой незаконное вмешательство во внутренние дела партии.

Предвыборная кампания отличалась низкой активностью. Наблюдатели ОБСЕ/БДИПЧ отметили неравное отношение избирательных комиссий и поставщиков услуг к участникам выборов в пользу правящей партии. В некоторых регионах политические партии подали официальные жалобы об изъятии агитационных материалов, неравном доступе к рекламным площадям билбордов и чрезмерных ограничениях на проведение митингов.

По причине того, что государственные и местные власти в ходе предвыборной кампании пользовались преимуществами своего ведомства или служебного положения с целью увеличить шансы одной партии перед другими, грань между государством и правящей партией часто стиралась, что противоречит параграфу 5.4 Документа Копенгагенского совещания ОБСЕ 1990 года. Наблюдатели получили большое количество достоверных сообщений о попытках местных органов государственной власти повлиять на выбор избирателей и оказать ни нах давление, чтобы те проголосовали за правящую партию.

Большинство вещательных СМИ предоставляли ограниченное освещение предвыборной кампании. С 5 ноября по 2 декабря, в соответствии с требованиями законодательства, государственные СМИ были обязаны предоставить равные условия всем участникам избирательного процесса. В соответствии с этими требованиями, все партии, участвовавшие в выборах, могли принимать участие в телевизионных дебатах на федеральном уровне, что предоставляло им равные возможности для обращения к избирателям. В большинстве новостных выпусков в СМИ, которые охватывал мониторинг Миссии, преобладали сообщения о деятельности властей и чиновников. В вещании всех федеральных каналов, включенных в мониторинг, за исключением одного, предпочтение отдавалось правящей партии.



Российская Федерация Стр.: 3

Выборы в Государственную Думу, 4 декабря 2011

Итоговый отчет Миссии по наблюдению за выборами ОБСЕ/БДИПЧ
Избирательное законодательство допускает присутствие на выборах международных наблюдателей и наблюдателей от политических партий. Вместе с тем, ограничения деятельности наблюдателей, содержащиеся в законе, вызывают обеспокоенность. Несмотря на своевременное приглашение и в целом хороший уровень сотрудничества, вследствие позиции, занятой российским руководством, ОБСЕ/БДИПЧ не смогло направить необходимое количество наблюдателей. Помимо этого, законодательство не допускает работу местных наблюдателей от групп гражданского общества на парламентских выборах. Несмотря на это, некоторые группы осуществляли активное наблюдение за приготовлениями к выборам и предвыборной кампанией. Притеснение и давление на ключевую группу местных наблюдателей, имевшее место в последние дни перед выборами, было направлено на создание препятствий их работе и дискредитацию.
II. ВВЕДЕНИЕ И СЛОВА БЛАГОДАРНОСТИ
Выборы в Государственную Думу, нижнюю палату двухпалатного парламента Российской Федерации (РФ), прошли 4 декабря 2011 г. В соответствии с Конституцией РФ выборы были назначены указом президента от 29 августа. 7 октября Центральная избирательная комиссия (ЦИК) Российской Федерации направила ОБСЕ/БДИПЧ приглашение осуществлять наблюдение за парламентскими выборами.
На основании рекомендаций Предвыборного оценочного визита, который прошел с 17 по 22 августа2, 24 октября ОБСЕ/БДИПЧ направил миссию по наблюдению за выборами (МНВ) во главе с г-жой Послом Хайди Тальявини. Миссия включала в себя основную группу из 14 экспертов, находящихся в Москве, и 40 долгосрочных наблюдателей из 24 стран-участниц ОБСЕ, командированных по всей стране.
Во многих регионах страны параллельно с парламентскими проводились, также, региональные и местные выборы; наблюдение за ними осуществлялось ОБСЕ/БДИПЧ в той мере, в которой они оказывали влияние на проведение парламентских. В день голосования МНВ ОБСЕ/БДИПЧ объединила усилия с делегациями от Парламентской Ассамблеи ОБСЕ (ПА ОБСЕ) и Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ). Глава делегации ПА ОБСЕ, г-н Петрос Ефтимиу, назначенный Действующим Председателем ОБСЕ на должность Особого Координатора, возглавил Миссию краткосрочных наблюдателей. Г-н Тини Кокс возглавил делегацию ПАСЕ. В целом в наблюдении за выборами приняли участие 325 наблюдателей, включая наблюдателей от ОБСЕ/БДИПЧ, делегацию из 88 наблюдателей от ПА ОБСЕ и 34 наблюдателя в составе делегации ПАСЕ. Наблюдение за процессом голосования осуществлялось на примерно 1500 избирательных участках. Наблюдение за подсчетом голосов осуществлялось на 137 участках для голосования, за сведением результатов – в примерно 100 территориальных избирательных коммиссиях (ТИК).
Эти выборы оценивались на предмет их соответствия обязательствам ОБСЕ, другим международным стандартам демократических выборов, а также национальному законодательству. Этот заключительный отчет следует за Заявлением о предварительных результатах и выводах, обнародованным на пресс-конференции 5 декабря.
2 Все отчеты ОБСЕ/БДИПЧ по Российской Федерации, на которые ссылается данный документ, находятся на http://www.osce.org/odihr/elections/russia.


Российская Федерация Стр.: 4

Выборы в Государственную Думу, 4 декабря 2011

Итоговый отчет Миссии по наблюдению за выборами ОБСЕ/БДИПЧ
ОБСЕ/БДИПЧ выражает благодарность Центральной избирательной комиссии за приглашение наблюдать за этими выборами и за предоставленные аккредитации. ОБСЕ/БДИПЧ желает также выразить особую признательность Министерству иностранных дел и иным федеральным и местным властям, политическим партиям и гражданскому обществу за их сотрудничество в течение миссии. Миссия также желает выразить признательность дипломатическим представительствам государств-членов ОБСЕ за сотрудничество.

III. ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ
В этих выборах приняли участие все семь политических партий, зарегистрированных Министерством юстиции (Минюст).3 Четыре из семи партий были представлены в Государственной Думе текущего созыва. В их число вошли правящая партия «Единая Россия» (ЕР), Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ), Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) и партия «Справедливая Россия» (СР). Тремя другими претендентами были Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» (Я), «Патриоты России» (ПР) и «Правое дело» (ПД).4
Последней партией, зарегистрированной Минюстом в 2009 году, стало ПД. С момента проведения последних парламентских выборов в 2007 Минюст отказал в регистрации нескольким партиям.5 Некоторые незарегистрированные оппозиционные партии и активисты гражданского общества заявляли, что отказ в регистрации некоторым политическим партиям ограничил имевшийся у избирателей выбор. В апреле 2011 года Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) постановил, что роспуск в 2007 году Республиканской партии России (ЕПР) не соответствовал заявленным правительством целям, а также заключил, что имело место нарушение статьи 11 Европейской конвенции по правам человека.6 Российские власти обжаловали решение в Большой Палате ЕСПЧ; обжалование было отклонено. Представители от РПР сообщили МНВ ОБСЕ/БДИПЧ о том, что партия обратилась в Верховный суд с требованием восстановить ее регистрацию на основании данного решения.

3 Для регистрации Минюстом документально подтвержденное количество членов политической партии должно составлять 45 000 человек. Более чем в половине из 83 субъектов Российской Федерации количество представителей партии должно быть не менее 450 человек и не менее 200 членов в каждом из остальных субъектов.

4 Аббревиатуры названий политических партий соответствуют аббревиатурам на русском языке.

5 В их число вошли: «Народ за демократию и справедливость», «Курсом правды и единения», «Воля», «Партия народной свободы» (ПАРНАС), «РОТ-Фронт», «Пиратская партия», «Родина: здравый смысл» и «Другая Россия». См. Предвыборный оценочный отчет ОБСЕ/БДИПЧ: www.osce.org/odihr/elections/Russia/82440. Ниже приведены причины отказа в регистрации различных партий, указанные Минюстом: ошибки и неточности в представленной документации, наличие членов партии, не имеющих права голоса, недостаточное количество членов или региональное представительство, расхождения в информации об адресах, переплата регистрационных сборов, отсутствие подписей в требуемых документах, использование символов, похожих на экстремистские, продолжительный период между учредительным съездом и представлением документов.

6 Решение по делу «Республиканская партия России против России», заявление № 12976/07 от 12 апреля 2011 года, доступно на сайте: www.echr.coe.int.


Российская Федерация Стр.: 5

Выборы в Государственную Думу, 4 декабря 2011

Итоговый отчет Миссии по наблюдению за выборами ОБСЕ/БДИПЧ
IV. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА И ПРАВОВАЯ БАЗА
A. Избирательная система
Законодательный орган Российской Федерации – Федеральное Собрание – включает в себя две палаты: Совет Федерации (верхняя палата), состоящий из 166 членов, и Государственную Думу (нижняя палата), в состав которой входит 450 депутатов. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых на пятилетний срок7 по пропорциональной системе представительства по единому федеральному избирательному округу; региональные результаты принимаются во внимание при распределении мандатов. К выборам допускаются только зарегистрированные политические партии. Участие независимых кандидатов и образование избирательных блоков не допускается.8 Однако политические партии могут включать в списки своих кандидатов граждан, не являющихся членами каких-либо партий. Основной избирательный порог для распределения мандатов – семь процентов действительных голосов.
B. Нормативно-правовая база
Процедура выборов в Государственную Думу регламентируется, прежде всего, Конституцией, законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – закон «Об основных гарантиях») и законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее – закон «О выборах депутатов Государственной Думы»).9 Обязательными также являются постановления, распоряжения, инструкции и решения избирательных комиссий.
Комплексная нормативно-правовая база предоставляет необходимую основу для проведения выборов, однако является чрезмерно сложной и содержит дублирующие положения, что преуменьшает ее точность и ясность. Наблюдатели ОБСЕ/БДИПЧ отметили некоторую запутанность и непоследовательное применение законодательства. Недостаточная ясность нормативно-правовой базы допустила ее непоследовательное использование, по большей части в пользу одной партии и в ущерб другим.10

Нормативно-правовая база подверглась значительному пересмотру с момента проведения последних парламентских выборов в 2007 году. Одним из наиболее значимых положительных изменений является то, что политические партии, которые не достигают проходного барьера, равного семи процентам, но набирают от пяти до шести процентов голосов, получают один мандат, а партии с количеством голосов от шести до семи

7 Конституционные поправки 2008 года продлили депутатский мандат с четырех до пяти лет.

8 Это входит в противоречие с параграфом 7.5 Документа Копенгагенского совещания ОБСЕ, который говорит о том, что «Государства-участники […] уважают право граждан добиваться политических или государственных постов в личном качестве или в качестве представителей политических партий или организаций без дискриминации».

9 Также применимы закон «О политических партиях», Кодекс об административных правонарушениях и закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – закон «О собраниях»).

10 Это было особенно заметно в отношении жалоб; подавляющее большинство жалоб, доведенных до сведения МНВ ОБСЕ/БДИПЧ, которые касались избирательной кампании ЕР, отклонялось, в то время как жалобы в отношении оппозиционных партий удовлетворялись.



Российская Федерация Стр.: 6

Выборы в Государственную Думу, 4 декабря 2011

Итоговый отчет Миссии по наблюдению за выборами ОБСЕ/БДИПЧ
процентов – два мандата. Эти партии также наделяются правом назначать членов избирательных комиссий. Кроме того, были исключены положения о внесении партиями залогов, необходимых для регистрации с целью участия в выборах, сокращено количество подписей, которые необходимо собрать непарламентским партиям в свою поддержку для подачи в ЦИК, чтобы зарегистрироваться для участия в выборах, увеличены потолки расходов на избирательную кампанию, а также ужесточены положения, которые регламентируют процедуры голосования по открепительным удостоверениям (далее – ОУ) и досрочного голосования. Недавнее снижение порога на парламентских выборах до пяти процентов к этим выборам не применялось.

Право на мирные собрания гарантируется статьей 31 Конституции. Согласно действующему законодательству, для организации массовых мероприятий необходимо уведомить местные органы власти за десять дней до их проведения. На практике, однако, это требование зачастую истолковывалось как разрешительная процедура. Такие толкования основывались на праве местных органов власти, предлагать альтернативные указываемым организатором время и место из соображений общественной безопасности и правопорядка, а также запрещать проведение митинга, если организатор не соглашается с предлагаемыми изменениями. Это привело к разгону полицией нескольких мирных собраний и аресту многочисленных участников.11 Партии также выразили МНВ ОБСЕ/БДИПЧ недовольство тем, что десятидневный срок уведомления является слишком большим и не позволял организовать стихийные митинги или демонстрации.


V. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫБОРОВ
А. Избирательные комиссии
Выборы в Государственную Думу проводились с использованием четырехуровневой системы избирательных комиссий: Центральная избирательная комиссия (ЦИК), 83 избирательные комиссии субъектов Российской Федерации (далее – ИКС), 2 746 территориальных (районных, городских и других) избирательных комиссий и 95 249 участковых избирательных комиссий (УИК).12 Две ТИК и 376 УИК были сформированы для обеспечения голосования в 145 иностранных государствах. В то время как ЦИК, ИКС и ТИК являются постоянными органами, которые назначаются сроком на пять лет, УИК формируются перед каждыми выборами или референдумом.
В то время как политические партии имеют право быть представленными в избирательных органах всех уровней, на практике большинство членов избирательных комиссий были выдвинуты различными государственными учреждениями и органами местной власти, включая губернаторов и мэров. Это обстоятельство создало косвенную связь между сотрудниками избирательных органов и государственным аппаратом, который был аффилирован с партией власти в большинстве наблюдаемых регионов. Все партии, принимавшие участие в данных выборах, могли, также, на всех уровнях назначить членов комиссий без права голоса. Вместе с тем, это не всегда было возможно, поскольку
11 Это отразилось на митингах СР и КПРФ в ряде городов, а также на студенческом протесте в Москве. Это также коснулось некоторых протестов, которые имели место после дня голосования.

12 Перед выборами ЦИК обнародовал иные данные по количеству ТИК и УИК. Цифры приведенные в этом отчете были объявлены во время заседания ЦИК, на котором были утверждены окончательные результаты.


  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница