Выборы в демократическом обществе



Скачать 138.25 Kb.
Дата11.11.2016
Размер138.25 Kb.

Урок обществознания в 11 классе на тему:

«Выборы в демократическом обществе».


Цель урока: Сформировать у учащихся представление об избирательной системе Российской Федерации

Задачи урока:

Образовательные и развивающие:

  1. Сформировать новые понятия по изучаемой теме.

  2. привлечь внимание к проблемам выбора и избирательного права;

  3. Раскрыть принципы избирательного права в демократическом обществе;

  4. Продолжить формирования у учащихся навыков работы с правовыми документами;

  5. Развивать у учащихся умения применять правовые нормы на практике, продолжить выработку умений работать в паре, в группе, выражать свои собственные взгляды, аргументировать их, вести дискуссию.

Воспитательная:

Формировать активную гражданскую позицию



Основные понятия: федеральный закон, выборы, избиратель, избирательные права, активное избирательное право, пассивное избирательное право, ратное избирательное право, прямое избирательное право, тайное голосование. Кандидат, политическая партия.

Основные нормативные документы: Конституция РФ, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

Раздаточные материалы: На столах у учащихся должны быть тексты Конституции РФ. В специальных раздаточных папках находятся: материалы с выдержками из основных документов избирательного законодательства, текст проблемного задания с планом выполнения, карточки для ролевой игры, карточка «Пять слов об уроке»

На доске записаны: дата, тема занятия, цели на время закрыты, определение «выборы» на время закрыто; домашнее задание.



Структура урока.

  1. Мотивационная беседа.

  2. Изучение нового материала.

  3. Работа в группах.

  4. Обобщение.

  5. Закрепление.

  6. Рефлексия.

Используемые педагогические технологии:

  1. Проблемное обучение;

  2. Интерактивные формы;

ТСО:

  • Демонстрационный экран

  • Проектор (в режиме подключения к компьютеру)

  • Компьютер

План изучения темы.

  1. Избирательное право и его роль в избирательной системе.

  2. Избирательный процесс.

III. Типы избирательных систем

Эпиграф урока: “Демократия – это не просто право выбора, а ответственность за свой выбор”.

ХОД УРОКА


I. Мотивационная беседа учителя.


Выборы — центральный инсти­тут демократического государства.

Выборы — это проверенный временем способ обретения властью доверия и поддержки народа. Во время выборов или референдума власть в буквальном смысле слова переходит к народу, идущему на избирательные участки, чтобы отдать голоса за своих представителей в органах власти. А кандида­ты в депутаты представительных органов власти или стремя­щиеся занять пост главы государства в этот судьбоносный для них момент с замиранием сердца ждут конца избира­тельной кампании, чтобы узнать «приговор»: «да» или «нет», поверили или не поверили, поддержали или отвергли.

Выборы обеспечивают систематическое обновление власти. Это чрезвычайно важная задача, решение которой гарантирует общество от застоя, злоупотреблений, опаснос­ти диктатуры.

Участие в выборах — проявление социальной ответствен­ности, совести, политической и правовой зрелости и культу­ры каждого взрослого человека. Каждого гражданина. Гражданин постоянно выбирает, он ответствен за решения, принимаемые в политической, социальной, экономической сферах. Он неравнодушен к судьбе страны, региона, города, села. Вряд ли можно назвать настоящим гражданином чело­века, который в день выборов отсиживается дома, отказыва­ясь от своего права участвовать в управлении страной.

В любом обществе, в демократическом в том числе, есть силы, стремящиеся и умеющие использовать политические, социальные и эконо­мические свободы в своих корыстных целях. Вот почему необходимы хорошо разработанное законодательство, его четкая реализация, безусловное следование установленным правилам, имеющим общественное и государственное зна­чение. Это и есть процедура, без соблюдения которой демо­кратия невозможна.

Но прежде чем начнём наш разговор, мне хочется поставить проблемный вопрос: «До достижения 18 лет, настоящему гражданину Российской Федерации пассивно ожидать, когда его право выбирать наступит или принять активное участие в подготовке к реализации права выбора?» Ответ учащиеся дадут в конце урока.


II. Изучение нового материала.

  1. Избирательное право и его роль в избирательной системе.


Избирательная система — это порядок формирования выборных органов государства. Она включает в себя из­бирательное право, избирательный процесс и право отзыва депутатов.

Избирательное право — это принципы и условия уча­стия граждан и формировании выборных органов. Изби­рательное право может быть активным (право избирать) и пассивным (право быть избранным). Избирательное пра­во может быть ограничено цензами. Цензы бывают: возрастные, образовательные, национальные, расовые, иму­щественные, сословные и оседлости (ограничение избира­тельного права в зависимости от времени проживания в избирательном округе).

В демократических государствах выборы проводятся на основе принципов.



Всеобщее избирательное право, — право на участие в выборах всех граждан, достигших определенного возра­ста (как правило, 18 лет), независимо от пола, расы, на­циональности и других факторов. Допускается лишь ценз оседлости. Не могут участвовать в выборах лица, признан­ные недееспособными по решению суда, и лица, содержа­щиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Равное избирательное право означает, что каждый из­биратель имеет одинаковое количество голосов и участвует в выборах па равных основаниях (упрощенно это форму­ла звучит так: "Один избиратель — один голос"). Каж­дый избранный депутат представляет примерно одинако­вое число избирателей.

Прямое избирательное право означает, что каждый из­биратель голосует непосредственно за избираемого кан­дидата. Выборы могут быть и не прямыми (косвенными), когда избиратели избирают коллегию выборщиков, а те, в свою очередь голосуют за кандидата.

Тайное голосование означает установление такого по­рядка, при котором отсутствует контроль за волеизъяв­лением избирателей.

  1. Избирательный процесс


Избирательный процесс — это порядок и основные ста­дии в организации выборов. Избирательный процесс включает в себя следующие основные этапы:

1) назначение выборов (как правило, главой государ­ства);

2) организация избирательных округов с приблизитель­но равным числом избирателей;

3) создание избирательных комиссий, обеспечивающих подготовку и проведение выборов;

4) регистрация избирателей в установленном законом порядке, составление списков избирателей;

5) выдвижение кандидатов на выборные должности и их регистрация;

6) предвыборная борьба (прекращается за день до го­лосования);

7) процесс голосования по избирательным участкам;

8) подведение итогов голосования (выборы признаются состоявшимися при явке установленного в законе числа избирателей);

9) установление результатов и распределение мест в выборных органах по итогам голосования.

III. Избирательные системы.

Теоретический блок 1


Существуют 3 избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная и смешанная

Мажоритарная система — это способ определения ре­зультатов голосования, при котором для получения ман­дата требуется собрать установленное законом большин­ство голосов. Главным правилом этой системы является правило "победитель получает все". Разновидностями этой системы являются мажоритарная система относительно­го большинства и мажоритарная система абсолютного большинства. При системе абсолютного большинства для избрания кандидату требуется получить абсолютное боль­шинство поданных по округу голосов избирателей (более половины или 50% + 1 голос).

Практическая работа 1


Класс разделен на 4 группы. Подготовить «партийную» программу по антикризисным мероприятиям вывода страны. Каждая группа представляет своего депутата со своей «партийной» программой. Задание к данной работе: в трех тезисах изложить предложения антикризисной программы.

1 тур. Проводим индивидуальное голосование. Подводим результат 1 тура:

  • группа А получила 8 голосов.

  • группа Б получила 7 голосов.

  • группа В получила 2 голосов.

  • группа Г получила 9 голосов.

Устанавливаем (в качестве примера) 10% барьер по голосованию. Группа В выбывает из предвыборной «гонки». Проводим 2 тур голосования по 3 программам.

2 тур. Проводим индивидуальное голосование по выбору . Результат мгновенно обрабатывается программой и выводится результат (например) 1 тура:

  • группа А получила 9 голосов.

  • группа Б получила 7 голосов.

  • группа Г получила 11 голосов.

На данном этапе можно завершить голосование.

Учащимся предлагается обдумать: Каковы недостатки и преимущества данной системы голосования?

Возможный вариант ответа может быть следующим.



Недостатки:

  • Партия или блок партий, «проигравшие» на выборах по одномандатному округу, т. е. получившие, на­пример, 49% голосов, могут быть вообще не представлены в парламенте.

  • По этой системе избираются депута­ты, угодные властям данного региона, или сами представи­тели властных структур.

  • Вероятность проведения не­скольких туров голосования (в случае, если в первом туре ни один из кандидатов не набрал абсолютного большин­ства голосов).

  • Выборы по мажоритарной системе могут вызвать социальную напряженность в нестабильном обществе.

Преимущества:

  • Простота определения результатов

  • Реализуется демократический принцип большинства

  • Осуществляется тесная связь между депутатами и избирателями, потому что каждый депутат представляет свой регион и т.д.

Учитель добавляет для справки, что данная система используется в Ве­ликобритании, Канаде, Индии и других странах.

Пропорциональная избирательная система — это спо­соб определения результатов голосования, в основу ко­торого положен принцип распределения мест пропорци­онально полученным каждой партией количеству голо­сов. При такой системе создаются большие округа, от каж­дого из которых избирается несколько депутатов. Часто избирательным округом становится вся страна. Выборы проводятся только на партийной основе: каждая партия выдвигает свой список кандидатов на вакантные долж­ности, и избиратель голосует не за отдельную личность, а за тот или иной партийный список в целом.

Учащимся предлагается обдумать: Каковы недостатки и преимущества этой системы голосования?

Возможный вариант ответа может быть следующим.

Недостатки:


  • В парламент часто из­бираются политики, не имеющие отношения к той местнос­ти, где живут избиратели.

  • Депутаты, избран­ные по партийным спискам, ответственны не столько перед народом, сколько перед партией.

Преимущества:

  • в представительном органе могут быть широко представлены социальные меньшинства: им достаточно образовать свои партии

  • чем больше граждан проголосовали за партийный список, тем больше и должно быть представителей, которые будут отстаивать интересы этих граждан.

Эта система применяется в Италии, Израиле, Австрии, Португалии, некоторых лати­ноамериканских странах и др.
Принимая во внимание преимущества и недостатки мажоритарной пропорци­ональной систем выборов в Российской Федерации при выборах в Государствен­ную Думу действует смешанная мажоритарно-пропорциональная система. Половина мест (225) в Думе распреде­ляется на выборах по пропорциональной системе; вторая половина депутатов (225 человек) избирается по мажори­тарной системе. При этом оговаривается: те партии, кото­рые при пропорциональной системе на выборах получили менее 5% голосов избирателей, принявших участие в голо­совании, в Думу не проходят.
III. Обобщение.

Демократическому обществу совсем не безразлично, как относятся к политике его члены. Мы уже говорили об этом. Пассивность граждан, отказ от участия в выборах способны парализовать государственную власть, привести к анархии или диктатуре. Государство не вправе заставлять граждан участвовать в выборах, в обсуждении и выдвижении кандидатур, посещать предвыборные собрания. Они сами реша­ют, что делать во время президентских и парламентских выборов, выборов в местные органы власти, на референдумах и т. д.

Для того чтобы со знанием дела участвовать в полити­ческой жизни, недостаточно интересоваться политикой, слушать новости, читать газеты и перемывать косточки по­литикам с друзьями, родственниками и соседями. Глав­ное — нужно научиться самостоятельно думать, делать выводы из полученной информации. Не обязательно быть выпускником университета или кандидатом наук. Доста­точно стремиться стать политически культурным челове­ком.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, ПОЗИЦИЯ В ВОПРОСЕ: МОЖНО ЛИ ДО ДОСТИЖЕНИЯ 18 ЛЕТ, ГРАЖДАНИНУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРЯМО ИЛИ КОСВЕННО ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ПОДГОТОВКЕ И ОРГАНИЗАЦИИ ВЫБОРОВ, РЕШАЕТСЯ В КОНЦЕ УРОКА ОДНОЗНАЧНО. И ВЫВОД ОДИН: СЕГОДНЯШНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТИ ЛЕТНИЕ ШКОЛЬНИКИ - ЭТО АКТИВНЫЕ ИЗБИРАТЕЛИ 2014 – 2015 ГГ.!



IV. Закрепление.

1. Учитель предлагает записать в тетрадь ключевое слово урока – «выборы».

Задания:

Напишите рядом с понятием два-три понятия по ассоциации.



Возможны ответы: власть, государство, народ, избиратель, кандидат, политическая партия.

2. Учитель дает задание классу: попытайтесь дать свое определение понятию «ВЫБОРЫ» и запишите его

Задание выполняется в парах. А затем проверяют насколько совпадает данное ими определение с тем, которое содержится в документах.

Выдержки из документов.

1. «Демократические, свободные, и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируется свободное волеизъявление граждан РФ на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме» ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

2. Выборы – форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица» (ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

Анализируя документы, учащиеся делают соответствующие выводы и дают оценку своей работе.



3. Задание: всегда ли выборы являются демократическими? Назовите несколько ситуаций, когда выборы не будут считаться демократическими.

Для выполнения этого задания учащиеся объединяются в группы. Каждая группа выбирает лидера, который будет направлять и координировать всю работу, выставлять за нее оценки.

Возможные ответы учащихся: безальтернативные выборы, когда не из кого выбирать; не тайные выборы (в бюллетене содержится требование указать паспортные данные); дезинформация избирателей в ходе выборов; не всеобщие выборы ( для участия в выборах установлен имущественный ценз); выборы в обстановке давления на избирателей и т.д.

4. Перед учащимися ставиться вопрос: почему важно принимать участие в голосовании?

Поиск ответа на него ведется в форме «мозгового штурма». Учитель записывает на доске ключевые слова из ответов учеников. Проводиться ранжирование слов по значимости. Выводы делают сами ребята.

Голосование – это минимальное участие в жизни демократического общества. Чем меньше людей участвуют в выборах, тем в большей степени политика государства определяется узкими интересами обособленных групп. Когда снижается явка граждан на выборы, гасятся добровольные инициативы, необходимые для жизни здорового общества. Равнодушие и безучастность граждан позволяют некомпетентным чиновникам оставаться на своих местах, открывают путь для демагогии и авторитарности.



5. Ставятся проблемные вопросы: можно ли человека заставить голосовать? Можно ли привлечь к ответственности за неучастие в выборах?

Для поиска ответов в классе проводиться ролевая игра. Учитель говорит, что группа депутатов разработала законопроект об обязательном участии граждан России в выборах в центральные и местные органы власти.

Учащиеся разбиваются на четыре группы. Каждая группа получает текст законопроекта и задание.

Проект закона «Об обязательном участии в выборах»

Все граждане Российской Федерации, дееспособные и не находящиеся под посто­янным наблюдением врача, обязаны при­нимать участие в выборах в органы власти всех уровней (центральные, региональные и местные). Реализация активного избира­тельного права (права избирать) является важной характеристикой гражданствен­ности.

В случае невозможности принять учас­тие в выборах следует обращаться в избира­тельные комиссии, которые, рассмотрев представленные документы, выносят соот­ветствующее решение.

За неучастие без уважительных причин в выборах в первый раз выносится обществен­ное порицание (в виде письма на место рабо­ты или учебы, а также публикации фамилии и фотографии нарушителя в средствах мас­совой информации), во второй раз — штраф в размере трех минимальных размеров оп­латы труда, в третий раз — общественные работы на срок от 10 до 90 дней.



Задание группе 1. Вы являетесь де­путатами, выдвинувшими законопроект на рассмотрение. Предложите свои ар­гументы в пользу его принятия (предпо­ложите, какие выгоды в социальной, экономической, политической, право­вой, духовной областях может принести принятие этого закона).

Задание группе 2. Вы являетесь пар­ламентской оппозицией и должны пред­ставить аргументы против принятия данного закона.

Задание группе 3. Вы являетесь журналистами и должны подготовить репортаж как о самом законопроекте, так и о ходе его обсуждения. Проанали­зируйте общественное мнение по этому вопросу и напишите короткую статью. Предположите, как политические при­страстия руководства вашей газеты мо­гут повлиять на будущую статью

Задание группе 4. Ваша группа состоит из учителей истории и обществознания. Оцените данный законопроект со своей позиции.

После обсуждения результатов работы групп можно провести общее голосование по предложенному проекту и проанализировать его результаты.

V. Рефлексия.

Вопросы к классу:

- Какие затруднения вы испытывали в ходе работы над понятием «выборы»?

- Какие затруднения возникли при работе с документами?

- Смогли ли вы договориться в вашей малой группе?

- Чьи аргументы оказались наиболее содержательными?

Домашнее  задание.
Написать эссе на одну из предложенных тем (по выбору учащихся):
А) Почему настоящий гражданин должен участвовать в выборах?
Б) Существование множества партий ведёт к ведению политической борьбы. Хорошо это или плохо?

VI. Итог урока.

Урок завершается заполнением карточки

«Пять слов об уроке»

«Дорогой друг! Напиши о своем отношении к проблеме урока. Насколько он для тебя интересен?



Литература:

  1. Обществознание: учебник для 11 класс общеобразовательных учреждений: профильный уровень под ред. Л. Н. Боголюбова – М.: Просвещение, 2008

  2. Сорокина Е. Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 11 класс. – М.: ВАКО, 2009





База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница