Вхождение башкортостана в состав россии как процесс интеграции разнотипных систем социальной организации



Скачать 71.25 Kb.
Дата06.11.2016
Размер71.25 Kb.
Р.И. Ирназаров,

д.с.н., профессор БашГУ

ВХОЖДЕНИЕ БАШКОРТОСТАНА В СОСТАВ РОССИИ

КАК ПРОЦЕСС ИНТЕГРАЦИИ РАЗНОТИПНЫХ СИСТЕМ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Вхождение Башкортостана в состав России изучается представителями многих наук – историками, правоведами, культурологами и др. И это хорошо, ибо чем разностороннее изучается явление, тем полнее знания о нем. Данное событие представляет большой интерес и для социологов – оно выражает взаимодействие между особыми субъектами, представленными на социетальном уровне (обществами в целом), различающимися особенностями организации общественной жизни.

Известно, что все события, происходящие в общественной жизни, – результат деятельности людей. И совершают они свои действия, объединяясь в сообщества определенным образом, вступая друг с другом в определенные отношения и связи. Способ формирования и реализации отношений и связей, обеспечивающих совместную жизнедеятельность людей, будем называть социальной или общественной организацией. Она достигается благодаря усилиям социальных институтов, а также господствующей в обществе культуре. Разделяемые членами общества ценности, нормы, принципы, интересы, цели придают действиям людей смысл, без которого не может совершиться ни одно действие. Высшим уровнем социальной организации выступает общество.

Вхождение Башкортостана в состав России можно рассматривать как процесс взаимодействия двух систем социальной организации. При таком рассмотрении мы обнаружим в данном историческом событии не только взаимодействие людей, но и взаимодействие разных культур, социальных институтов, связей, отношений. Тем самым появится возможность изучать действия участников, события, взятые не сами по себе, а как обусловленные социальными обстоятельствами.

На момент начала процесса вхождения Башкортостана в состав России (середина ХVI в.) Башкортостан представлял собой традиционное общество, а Россия – общество, переходящее от традиционного пути развития к индустриальному. Они существенно различались друг от друга по социальной структуре, по социальным институтам и их направленности функциональной деятельности, основаниям формирования социальных групп и отношений между ними, культуре – словом, по всем параметрам, которые позволяют их различать как разные системы общественной организации.

Начальный этап вхождения Башкортостана в состав России был спокойным – стороны действовали в соответствии с достигнутыми договоренностями, не вмешиваясь во внутренние дела, сохраняя целостность и самобытность социальной организации.

По истечении ста лет, с середины ХVII в., отношения между сторонами начинают портиться, и это происходит, если сказать обобщенно, из-за столкновения разнотипных систем социальной организации. Поскольку люди свою жизнь строят, сообразуясь со своими взглядами, ценностями, интересами, целями, то столкновение разных типов социальной организации будет проявляться как столкновение людей, по-разному понимающих смысл того, что является для них «яблоком раздора». Далее мы попытаемся проиллюстрировать сказанное на конкретном примере – примере земли.

Известно, что с середины ХVII в. царские власти начинают активные действия по захвату башкирских земель. Сам факт появления интереса России к башкирским землям и решимости насильственными действиями захватить их свидетельствует о том, что значение земли в принципе изменчиво, и это значение предопределяет содержание и характер взаимодействия сторон. Башкирские земли для Российского государства представляли интерес в двух значениях. Во-первых, как дополнительная территория, укрепившись на которой можно будет в дальнейшем продвигаться на восток. Во-вторых, башкирские земли привлекали внимание богатыми природными ресурсами.

Важно заметить, что инициатива и практические действия по захвату башкирских земель исходили от государства, которое было в то время в России авторитарным. Данное обстоятельство, как нам представляется, дает основание полагать, что тогдашняя политика по насильственному захвату новых земель вытекала не столько из интересов самого российского народа, сколько из имперских амбиций правящих кругов расширять границы государства.

Для башкирской стороны земля имела совершенно другое значение. Она являлась основой основ жизнеустройства и жизнеобеспечения башкир. Все у них замыкалось на земле. Так, скотоводство, являющееся основным видом хозяйственной деятельности, предполагало наличие пастбищ, притом на больших территориях, так как было выгонным. Земля являлась формирующим началом социальных отношений, находилась в общинной собственности. Каждый член общины имел равные права на пользование землей. Деления людей на группы по отношению к земле не было. Земля, вообще природа являлись первым источником духовного вдохновения башкир, мировоззренческих и нравственных установок, эстетических вкусов, патриотических чувств. Различались и отношения к земле представителей российской и башкирской сторон. Если для первой она есть изъятый у «чужих» источник полезных ископаемых, то для вторых она «своя», неотделимая часть собственного «я».

Словом, социальный смысл земли представителями взаимодействующих сторон выделялся по-разному и они придерживались фактически несовместимых взглядов, ценностей, ориентаций.

Из истории известно, что тяжба из-за земли между сторонами тянулась веками. Она была завершена лишь в 1917 г. декретом советской власти о земле, лишившим башкир вотчинного права на землю. История противостояния сторон, особенно той, которая подвергалась мощному силовому давлению со стороны другой, свидетельствует о потенциале социальных источников «заряжать» людей стойкостью, непреклонностью, упорством. Подтверждается истинность мысли о том, что народ, вдохновленный определенными идеями, уверовавший в своей правоте, насильственным путем приобщить к чуждой системе социальной организации невозможно.

Тем не менее сегодняшняя реальность такова, что Башкортостан находится в составе России, интегрирован в общую систему социальной организации. Возникает вопрос: как, под воздействием каких обстоятельств происходил этот процесс?

Встречное движение сторон друг к другу (рассматриваемых как разнотипных обществ, а не как башкирского общества и российского государства, представленных на первых этапах взаимодействия) начинается с Пугачевского восстания. Пугачев в своих воззваниях к башкирам обещает землю, волю, свободу вероисповедания, административную автономию. Воззвание Пугачева привлекло в его сторону много нерусских народов Урало-Поволжья и оказалось более значимым в укреплении доверия к России, нежели многолетние «отеческие заботы» российских царей и императоров по отношению к этим народам. Башкиры в Пугачевском движении увидели, что Россия – это не только источник зла, но и источник добра, выражающийся в виде борьбы против существующего социально-политического порядка, за отмену крепостного права, за передачу земли народу, за личную свободу крестьян.

Важным обстоятельством, оздоровляюще влияющим на российско-башкирские отношения, следует считать возникновение и активизацию оппозиционной официальной власти социальной мысли и политического движения в самой России. В начале Х1Х в. в России появляются различные общества с требованиями отмены крепостного права, самодержавия, демократизации общественной жизни. Такое общество было создано и в Оренбурге отбывающим здесь ссылку декабристом Петром Михайловичем Кудряшевым. Петр Михайлович изучил историю Башкортостана, интересовался этнографией и фольклором. Он является одним из первых русских писателей, восторженно писавшим об активном участии башкирского народа в Отечественной войне 1812 г., выражающим свое несогласие с тем, что этот народ находится под гнетом, живет в нищете, и надеется, что башкиры найдут в себе силы выйти из тяжелого положения. Можно назвать целую плеяду представителей передовой русской интеллигенции, сочувственно относящихся к башкирскому народу (В.И. Даль, М.Л. Михайлов, А.М. Федоров, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой,


С.Т. Аксаков. В позднее время смелым обличителем политики царской администрации в Башкирии выступал Николай Владимирович Ремезов).

Оппозиционная мысль оказывала давление на официальную власть, вынуждала последнюю учитывать общественное мнение в своей политике по отношению к Башкортостану. С другой стороны, она укрепляла позиции башкирской элиты в отстаивании общих интересов башкирского народа, убеждала ее (элиту) в том, что проводимая российской властью политика – это еще не то, что идет от всего общества.

Предпосылкой интеграции Башкортостана в Россию являлись налаживание и укрепление культурных связей сторон. Еще в 20–30-е гг. ХVIII в. при заводах Южного Урала открывались русские школы, куда принимались дети и нерусских народов. Большую роль в распространении русской (через нее и западной) культуры в Урало-Поволжском регионе сыграло открытие в 1804 г. Казанского университета, в 1825 г. в Оренбурге – Неплюевского военного училища. Выпускники данного училища впоследствии становятся выдающимися личностями башкирской нации, ярыми поборниками распространения русской культуры, русского опыта, организации хозяйственной деятельности в крае. Среди них особое место занимает Мухаметсалим Уметбаев, которого по праву можно назвать первым башкирским социологом. В своих трудах он демонстрирует хорошее владение теорией, методологией, технологией разрешения сложнейших социальных проблем. Это особенно заметно в работе «Общественные порядки», написанной по просьбе Уфимского губернатора, где раскрываются причины объединения башкирского населения и разрабатываются пути и способы выправления положения. Видя в просвещении главный инструмент преобразования общественной жизни, он призывал перестроить школьное дело, быт народа на европейский лад.

Важно подчеркнуть, что оставившие свой след в истории башкирского народа знатные люди, защищая интересы своего народа, ни в коем случае не противопоставляли их интересам других народов, выступали за сотрудничество во всех областях жизни (А. Исекеев, Батырша, С. Юлаев, К. Арсланов, М. Бикчурин, М. Акмулла, М. Уметбаев, Р. Фахретдинов, А.З. Валиди и др.).



Своеобразно сказалась на слияние российского и башкирского способов социальной организации Октябрьская революция 1917 г. Она отменила и тот и другой и перевела дальнейшее развитие событий на новые основы – на советские принципы организации.

История вхождения Башкортостана в состав России показывает, что хотя при этом и происходят сближение и слияние способов организации общественной жизни, однако утраты народами своей субъектности не происходит. Они в рамках общего продолжают действовать на основе единых взаимоприемлемых принципов, механизмов организации совместной жизнедеятельности, сохраняя свою оригинальность, утверждая самобытность. Интеграция Башкортостана с Россией не означает, что он поглощен Россией, растворен в ней. В результате вхождения Башкортостана и других народов в Россию сформировалось качественно новое социальное образование, принципиально отличающееся от той России, когда она была предоставлена сама по себе. Это новое социальное образование, продолжающее именоваться Россией, представляет собой полиэтничное общество, а организация совместной жизнедеятельности людей обременена проблемами обеспечения равных условий и возможностей для полноценного социального и этнокультурного развития представителей всех народов. С решением этих проблем связано дальнейшее развитие современной России. Но это – тема для отдельного разговора.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница