Весёлое. События до рождения



Скачать 201.63 Kb.
Дата14.11.2016
Размер201.63 Kb.
Весёлое. События до рождения.

История села Весёлого - это, по сути, история о том, как во второй половине 17 века на Белгородской земле сошлись, имея на то каждый свою причину, два братских славянских народа - Великороссийский и Малороссийский. Сошлись, разъединенные ранее на столетия нашествием Орды, чтобы прожить вместе еще трехсотлетнюю жизнь, создав своим трудом могущественную и непобедимую империю, и чтобы в конце двадцатого века снова разойтись, установив границы и таможни.

Коротко о том, какими же были пути их встречи.

Великороссы.

До монгольского нашествия, территории современной центральной России и северная часть центрально - черноземных областей, входили в состав княжеств Киевской Руси, управляемые вконец перессорившимися князьями, потомками Рюрика. К моменту нападения монгол княжества были крайне раздроблены, и не смогли оказать объединенный отпор.

В 1237-38 годах во время нашествия войск Батыя, внука Чингиз Хана, пали и покорились бывшие города и княжества Киевской Руси: Рязань, Москва, Владимир, Суздаль. И в последующие полтораста лет, в результате грабительского правления Орды, нынешние белгородские земли пришли в запустение и были покинуты людьми. Что касательно земель, непосредственно относящихся сейчас Красногвардейскому району, то они не входили в земли Киевской Руси, а были пограничными с половцами, которые так же были сметены войсками Батыя и пополнили ряды его воинов. Пройдет еще около двухсот пятидесяти лет, прежде чем плодородные наши земли начнут осваиваться в очередной, и теперь уже последний раз.

Процесс образования Российского государства будет сложным и длительным. Московское княжество, освободившись от гнета Орды, будет постепенно стяжать земли и к концу 15-го века объединит вокруг себя владимиро-суздальские, ярославские, тверские, и новгородские земли, а Московский князь Иван III, с достаточным на то основанием, станет называть себя «государем всея Руси». В 16 веке объединение русских земель продолжится, и в пределы Российского государства будут официально включены Брянск, Псков, Смоленск, Рязань, а к концу его белгородские, курские, липецкие и тамбовские земли.

В начале 17 века на границах Российского государства обстановка, в отношениях с соседями, складывается недружелюбно. С северо-запада и запада постоянно предъявляют территориальные претензии шведы и поляки с литовцами. Выбитые из Москвы в 1612 году поляки, вовсе не собираются далеко уходить и удерживают занятый ранее город Смоленск. А с юга, оставшиеся после распада, осколки некогда могущественной Орды: Крымское ханство и Ногайская Орда, терзают грабительскими набегами, разоряя деревни, уводя в плен русских людей.

В 1613 году закончилось время между царскими династиями в России, которое в последствие будет названо «смутным» и на престол Российского государства Земским собором избирается первый царь, из рода Романовых, Михаил Федорович, по прозвищу «Кроткий», в правление которого и начнется строительство Белгородской черты.

С этим событием связана известная история о том как, узнав об избрании царем Михаила Романова, поляки попытались помешать ему, занять престол. Небольшой отряд поляков отправился в Ипатьевский монастырь, где находился Михаил Федорович с матерью, с целью убить его, но по дороге заблудился. Простой крестьянин Иван Осипович Сусанин, вызвался показать дорогу и завел их в дремучий лес. После пыток Сусанин был зарублен, так и не показав дороги к монастырю, поляки тоже не вышли из этого леса.

Избрание Земским собором Михаила Федоровича Романова, «на царствие».

К этому времени « на поле», как тогда называли наши земли, уже стояли русские города-крепости: Воронеж 1585 , Ливны 1585 , Елец 1592, Белгород 1596, Курск 1596, Оскол (Старый)1596, Валуйки 1599.

Территория, простирающаяся южнее от рубежных русских городов и до первых поселений левобережья Днепра (Современная территория юга Белгородской, части Харьковской и Донецкой областей Украины), не смотря на ее плодородность, была практически незаселенна. Причиной тому было то обстоятельство, что через эти земли проходили основные дороги, по которым татары делали набеги из Крыма на Московские земли, поэтому они и считали их своими. «Дикое поле», так образно будет названа эта территория сначала в литературе и позже перейдет на географические карты.

Через территорию современной Белгородской области проходили все три основные татарские дороги из Крыма, или как их называли татары - сакмы, а поляки - шляхи. Эти дороги проходили большей частью по водоразделам рек, по «суходолам», как говорили тогда, чтобы избежать частых переправ через реки.

Вот так выглядит схема основных направлений набегов татар из Крыма в то время. (Красной точкой отмечено современное положение села Веселого.)





  1. Муравский шлях проходил по водоразделу рек Ворскла и Северский Донец. Позже он будет перекрыт крепостью Болховец, ныне западный пригород Белгорода.

  2. Изюмский шлях проходил по водоразделу реки Короча и правых притоков реки Оскол. Он будет перерезан валом и крепостями Яблонов (ныне с. Яблоново) и Короча.

  3. Кальмиусский шлях. Основное направление шло через «Каменный брод» на Тихой Сосне примерно в четырех километрах ниже по течению, от впадения реки Усерд. Одно из западных ответвлений этой «сакмы» проходило в направлении: старая посольская гать на Тихой Сосне –Тричакы – Редкодуб – Ровное –Портки, (названия местные), выходя на водораздел рек Оскол и Тихая Сосна.

По мере приближения к русским землям главные направления разветвлялись, потом могли опять соединяться. Существовали так же дороги, соединяющие между собой основные направления. Восточнее, через воронежские земли, проходили ногайские сакмы, по которым приходили ногайские татары.

Охрана рубежей государства в то время состояла из станично – сторожевой службы. Из городов, в «поле», по уже заранее определенному маршруту, пролегающему поперек татарских дорог, выезжали «станицы», - конные отряды из примерно десяти воинов, задача которых состояла в том, чтобы обнаружить и предупредить о приближении неприятеля. Это были достаточно длинные маршруты, например, одна из станиц выходила из Оскола (Старого), дальше проходила вниз по реке Оскол и дальше через наши места, по Тихой Сосне, до ее впадения в Дон. В конце маршрута, в условленном месте, ими оставлялась «признака» (записка) для встречной станицы, которая приезжала в это же место из другого города. По уставу их службы запрещалось покидать седло всем одновременно. Обязательно, хотя бы один, должен находиться постоянно в седле, чтобы успеть ускакать и донести весть в город, в случае внезапного нападения. В «станичники» отбирались самые сильные и смекалистые воины. Это были профессионалы своего дела, которые хорошо знали степь и по следам могли определять количество прошедших по дороге лошадей.

Отношения с западными и южными соседями постоянно напряжены. В 1617 году шведские и польско-литовские отряды разоряют и сжигают город Оскол (Старый). В 1618 нападению подвергаются Ливны, Елец и Белгород. Если со шведами и поляками с литовцами русскому правительству иногда удается договориться о перемирии, то татарские набеги нескончаемы и мало предсказуемы. Они происходят и летом и зимой, «тотаровя» появляются как мелкими самостоятельными отрядами, так и численностью в несколько тысяч, которых посылает крымский Хан. Цель набегов не состояла в захвате территорий. Набеги представляли собой обыкновенный грабеж и захват в плен мирного крестьянского населения. Они нападали на практически беззащитные деревни, поджигали избы, связывали и уводили людей, угоняли скот. Основное, зачем они приходили - был «полон». Причем плененные нужны были не для работ в своих хозяйствах - за них либо требовали выкуп у родственников, если пленник был из знатных, и имел возможность заплатить, остальных же продавали на невольничьем рынке в Кафе (ныне Феодосия). Большинство пленённых после продажи попадали в Турцию. Число угнанных в плен с территории южных поселений России в первой половине 17 века, по минимальным подсчетам историков, доходит до 150- 200 тысяч человек.

В 1632 - 34 годах, как только русские войска начали осаду занятого поляками Смоленска, десятки тысяч татар, по сговору с поляками, вторглись и стали грабить южные и даже центральные уезды, доходя до Серпухова. В результате осаду Смоленска пришлось снять, и так называемая Смоленская война была проиграна. В это же время польско-литовскими отрядами были сожжены Валуйки, осаде подверглись Курск и Белгород.

Становится понятным для российского правительства, что старая система охраны южных и западных рубежей, состоящая из отдельно стоящих «на поле» городов-крепостей и станично - сторожевой службы не в состоянии сдержать одновременно и поляков и татар. Проведя расспросы и беседы с воеводами и «станичными головами» городов «польских», боярской думой принимается решение о строительстве линии укреплений через степь. И осенью 1636 года на белгородскую землю посылаются боярин Федор Вахромеевич Сухотин и подъячий Евсей Юрьев. В Белгороде, им придается внушительная охрана, численностью в двести человек. В течение двух месяцев этот отряд продвигается от Белгорода до Дона, исследуя земли белгородские и воронежские по которым должна будет пройти линия будущих укреплений. В декабре того же 1636 года отряд благополучно возвращается в Москву, и на стол царю Михаилу Федоровичу Романову кладется доклад и план с чертежами предположительных укреплений. Изначально, этот план не предполагал строительство сплошной линии, а только укрепленные участки на основных направлениях татарских набегов. Михаил Фёдорович, 4 января 1637 года «сей росписи слушал и чертежу смотрел и указал о том сидеть бояром». И 7 января 1637 года Боярская дума утвердила план строительства новых укреплений.

Заседание Боярской думы при Михаиле Фёдоровиче.

В январе же состоялись и назначения руководителей работ. На строительство крепостей поперек Изюмского шляха: городов Яблонов и Короча был послан стольник Андрей Васильевич Бутурлин. На Кальмиусскую сакму, на строительство города Усерда (ныне село Стрелецкое) и крепостей по реке Тихой Сосне - стольник Иван Иванович Бутурлин.

Правительству, в связи с этим пришлось ввести новый налог на «строительство южных крепостей». Расходы «на городовое дело и жалования ратным людям» должны были понести крестьяне всех областей России.

Итак, весной, уже в марте 1637 года, в наших местах, после сотен лет запустения, началось строительство городов. Земли утрачивают свое название «дикое поле», и становятся южной границей Российского государства. Первым строится город Усерд. Он даст начало существующим и ныне селам: Стрелецкому и Казацкому, немногим после Бирючу, Засосне, Гредякино. Ровно через десять лет, в 1647 году, начнется строительство городов Царёв Алексеев (Новый Оскол), Верхососенск (ныне село Верхососна) и вала между ними. Верхососенск даст начало селам: Завальское, Красное, Остроухово, Малиново, Раздорное. Большей частью здесь окажутся люди разных сословий из Московских, Тульских, и Рязанских мест, кто вольно, кто по принуждению. Ими будет насыпан вал и построены укрепления Белгородской черты. Строя свои дома, разрабатывая землю, им еще долго придется отражать татарские набеги. Покоя не будет даже после того, как в конце 1653 года Белгородская черта замкнется в сплошную 800 - километровую линию из вала и других защитных крепостей.


Малороссы.

В 1239 году войска Батыя, доходят до Днепра, захватывают и разоряют княжества Киевской Руси на левом его берегу. После ожесточенного сопротивления пал оплот левобережья город Чернигов. В декабре следующего 1240 года, они переходят Днепр, и после 3-х месячной упорной осады разоряют Киев. Войска русских перебиты, а народ на долгие годы попадает под иго Орды. Так проходит еще около ста лет. И в 1320 году Великое Литовское княжество, возглавляемое князем Гедимином воспользовавшись тем, что к тому времени в результате междоусобных распрей, Орда была ослаблена, вступил с войском в пределы земель Киевской Руси. И проведя три к ряду победных сражения, изгоняет татар, которые отходят в Крым. Земли же Киевской Руси, в том числе и северо-западная часть территории современной Белгородской области, присоединяются к Великому княжеству Литовскому. Некоторые исследователи, утверждают, что во время нашествия войск Батыя несколько киевских княжеских семей успели уйти в Литву, и там породниться кровными узами с литовской знатью. Так что в 1320 году освобождать свои земли пришли их потомки. Далее, в 1386 году литовский князь Ягайла, внук Гедимина, женится на польской королеве Едвиге (Ядвиге), и в последствие этого брака образуется новое государство «Речь Посполитая», которое включит в себя Польшу, Литву, и бывшие земли Киевской Руси.



Между ними будет заключен договор, определяющий отношения, как «равного с равным». Что в последствие окажется, в особенности для народа Киевской Руси, только формальностью. Постепенно власть в Речи Посполитой переходит в основном к польскому шляхетству (знати). Надо сказать, что в то время, в сознании и жизни людей вера играла намного большее значение, нежели сегодня. И если поляки с литовцами единоверцы – католики, то народы Киевской Руси – православные, и на этой почве испытывают множество притеснений от поляков. В 1596 году папской церковью Речи Посполитой была принята уния, суть которой заключалась в подчинении и признании русской православной церковью, власти папы. После принятия унии начинается ее жесткое насаждение. Это вызывает у православного народа справедливое недовольство. Православную религию поляки называют «хлопской». Вероятно, от этого названия происходит и слово «хлопцы», означающее - человек православной веры. Эти противоречия нарастают, доводя ситуацию до вспышки народного гнева. И началось все с того, что в 1648 году некий польский чиновник Чаплинский напал на хутор представителя той же польской администрации сотника Богдана Хмельницкого, в его отсутствие. Ограбил, увез его жену (или по другим сведения он к этому времени был вдовец, а это была его женщина), а младшего сына высекли так, что тот в последствие скончался. Подобные нападения происходили и раньше, и как правило, проходили безнаказанно. Не было исключения и в этот раз. Хмельницкий не только не смог добиться наказания насильнику, но и сам угодил в тюрьму, из которой ему удается выбраться только с помощью друзей из казачьих старшин, которые обещают полякам взять его на поруки. Выйдя из тюрьмы, он уходит с группой подвижников на так называемый «Низ», где на острове Днепра, ниже Запорожской Сечи, которая в то время тоже уже контролировалась поляками, собрались беглые недовольные «шляхетским самовластием» казаки. И оттуда, собрав десятитысячное войско, в числе которых и четыре тысячи татар, присланных по его просьбе крымским ханом, который был не доволен в этот год подарками Польского короля, (Хмельницкий за это оставляет в заложниках у них своего сына) выступил против польских войск.



Гетман войска Запорожского Богдан Хмельницкий

Поляки явно недооценили возможности православных повстанцев и потерпели несколько поражений к ряду. После завоевания большей части территорий бывшей Киевской Руси, встал вопрос: что дальше? Устоять как самостоятельное государство, в окружении враждебных соседей вряд ли было возможным, поэтому еще в 1648 году, после первых побед, Богдан Хмельницкий пишет Московскому царю Алексею Михайловичу послание, с желанием объединиться. Но московские правители медлят, понимая, что шаг навстречу Хмельницкому неминуемо приведет к новой войне с Польшей, к которой Россия была еще не готова.

Поляки, потерпев несколько поражений, вынуждены подписать в 1649 году Зборовский мир, по которому в составе Речи Посполитой образуется казачья автономия – Гетманщина. Правителем на территории Гетманщины признавался выборный гетман. Столицей автономии становится город Чигирин. Всем участникам восстания объявлялась амнистия. Эти условия поляки принимают только для того, чтобы получить время для подготовки к следующим сражениям.

В течении 1650 года и те, и другие готовятся к войне, а в декабре польский Сейм принимает решение о новом карательном походе на повстанцев. Поход начнется зимой 1651 года. За этот год казаки Хмельницкого терпят ряд серьезных поражений, и в сентябре вынуждены подписать так называемый Белоцерковский мир, по которому отнимались многие условия предыдущего. В 1652 году казачьими старшинами вновь были нанесены поражения полякам, но очередное предательство татар не даст довести дело до полного их разгрома.

По Белоцерковскому договору большая часть населения опять должна попасть в крепостную зависимость от польской шляхты. Понимая, что ожидает народ после этого, Хмельницкий пишет еще одно обращение к русскому царю с предложением воссоединиться, и позволяет «утесненному от ляхов народу вольно сходить к Полтавщине и в Великую Россию, на житье». Пользуясь таким дозволением, в сторону России потянулись целые караваны переселенцев, селясь по пустующим местам рек Ахтырки, Сулы, Псел, Лопани, Северского Донца. Из городов сел и деревень шли целые обозы, нагруженные скарбом переселенцев. Переселение шло без перерыва, вплоть до 1654 года. Приднепровские земли, особенно левобережные почти опустели. Заселение сначала идет по землям современной Сумской области Украины и западе Белгородской, по причине того, что татары в это время редко используют проходящий там Муравский шлях. Набеги идут в основном по Изюмскому и особенно часто по Кальмиусскому шляхам.

И только после того как основные работы по строительству Белгородской черты будут завершены, Земский собор, 1октября 1653 года вынесет решение о воссоединении.

Ниже приведен текст решения Земского Собора России.

«…>А о гетмане о Богдане Хмельницком и о всем Войске Запорожском бояре и думные люди приговорили, чтоб великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии изволил того гетмана Богтана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами их и з землями принять под свою государскую высокую руку для православные християнские веры и святых божиих церквей, потому что паны рада и вся Речь Посполигая на православную християнскую веру и на святые божий церкви востали и хотят их искоренить, и для того, что они, гетман Богдан Хмельницкой и все Войско Запорожское, присылали к великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю веса Русии бити челом многижда, чтоб он, великий государь, православные християнские веры искоренить и святых божиих церквей разорить гонителем их и клятвопреступником не дал и над ними умилосердился, велел их принята под свою государскую высокую руку. А будет государь их не пожалует, под свою государскую высокую руку принята не изволит, и великий бы государь для православные християнские веры и святых божиих церквей в них вступился, велел их помирит через своих великих послов, чтоб им тот мир был надежен. И по государеву указу, а по их челобитью государевы великие послы в от-ветех паном раде говорили, чтоб король и паны рада междоусобье успокоили, и с черкасы помирились, и православную християнскую веру не гонили, и церквей божиих не отнимали, и неволи им ни в чем не чинили, а ученили б мир по Зборовскому договору.

А великий государь его царское величество для православные християнские веры Яну Казимеру королю такую поступку учинит: тем людем, которые в его государском имянованье в прописках объявились, те их вины велит им отдать. И Ян Казимер король и паны рада и то дело поставили ни во что и в миру с черкасы отказали. Да и потому доведетца их принять: в присяге Яна Казимера короля написано, что ему в вере християнской остеретата и защищати, и никакими мерами для веры самому не теснити, и никого на то не попущати. А будет он тое своей присяги не здержит, и он подданых своих от всякия верности и послушанья чинит свободными. И он, Ян Казимер, тое своей присяги не здвржал, и на православную християнскую веру греческого закона востал, и церкви божий многие разорил, а в-ыных униею учинил. И чтоб их не отпустить в подданство турскому салтану или крымскому хану, потому что они стали ныне присягою королевскою вольные люди.

И по тому по всему приговорили: гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами и з землями принять…»

8 января 1654 года в древнерусском городе Переяславле (ныне Переяслав-Хмельницкий Киевской области) состоится Рада Запорожского Войска, которая примет решение о переходе Войска Запорожского с землями и городами в подданство русского государя. На Раде гетманом Богданом Хмельницким была произнесена такая речь:



"Паны полковники, есаулы, сотники и все Войско Запорожское и вся православнии християне! Ведомо то вам всем, как нас Бог освободил из рук врагов, гонящих Церковь Божию и озлобляющих все христианство нашего православия восточного. Что уже шесть лет живем без государя в нашей земле в безпрестанных бранех и кровопролитиях з гонители и враги нашими, хотящими искоренити Церковь Божию, дабы имя русское не помянулось в земле нашей. Что уже велми нам всем докучило, и видим, что нельзя жити нам без царя. Для того ныне собрали есмя Раду, явную всему народу, чтобы есте себе с нами обрали государя из четырех, которого вы хощете. Первый царь есть турский, который многижды через послов своих призывал нас под свою область; вторый — хан крымский; третий — король полский, который, будет сами похочем, и теперь нас еще в прежнюю ласку приняти может; четвертый есть Православный Великия Росии государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, всеа Русии самодержец восточной, которого мы уже шесть лет безпрестанными молении нашими себе просим. Тут которого хотите избирайте! Царь турский есть бусурман: всем вам ведомо, как братия наша, православнии християне, греки беду терпят и в каком суть от безбожных утеснении. Крымский хан тож басурман, которого мы по нужди и в дружбу принявши, каковыя нестерпимыя беды приняли есмя. Какое пленение, какое нещадное пролитие крови християнския от полских панов утеснения, — никому вам сказывать ненадобеть, лучше жида и пса, нежели християнина, брата нашего, почитали. А православный христианский великий государь царь восточный есть с нами единого благочестия греческого закона, единого исповедания, едино есмы тело Церкви православием Великой Росии, главу имуще Иисуса Христа. Той великий государь, царь християнский, зжалившися над нестерпимым озлоблением Православныя Церкви в нашей Малой Росии, шестьлетних наших молений безпрестанных не презривши, теперь милостивое свое царское сердце к нам склонивши, своих великих ближних людей к нам с царскою милостию своею прислати изволил, которого естьли со усердием возлюбим, кроме царския высокия руки, благотишнейшаго пристанища не обрящем. А будет кто с нами не согласует теперь, куды хочет — волная дорога".

К сим словам весь народ возопил: "Волим под царя восточного, православного, крепкою рукою в нашей благочестивой вере умирати, нежели ненавистнику Христову, поганину достати!" Потом полковник переяславской Тетеря, ходячи в кругу, на все стороны спрашивал: "Вси ли тако соизволяете?" Рекли весь народ: "Вси единодушно". Потом гетман молвил: "Буди тако! Да Господь Бог наш сукрепит под его царскою крепкою рукою!" А народ по нем, вси единогласно, возопил: "Боже, утверди! Боже укрепи! Чтоб есмы во веки вси едино были!"

Переяславская Рада. 8 января1654 года.

После провозглашения о воссоединении, в обращении к Российскому царю «всея Руси» добавится «и Малыя, и Белыя Руси», а присоединившийся народ станет называться «малороссийским» (в оригинальных документах 17 века, малоросияне пишется с одной с).

Провозглашение будет сделано, но до реального воссоединения будет еще далеко. В этом же году начнется русско-польская война, которая продлится до 1667 года, в результате которой только левобережные земли Днепра отойдут к Российскому государству. Правобережье будет захвачено Турцией. Следом, в 1673 году начнется русско-турецкая война за правобережье Днепра. Надо сказать, что территория современной Украины, начиная с середины 17 века, и в течение последующих полтораста лет, будет представлять собой театр военных действий, в котором даже историки затрудняются определить, когда же закончилась одна, и началась другая война. Татары будут помогать Хмельницкому в восстании против поляков, потом вместе с поляками будут воевать против России. Войско гетмана Дорошенко, прикрываемое турками, будет воевать против «черкасских полков» Российских войск, а шведы против поляков вместе с казаками Хмельницкого. Такая ситуация во многом способствовала исходу мирного православного малороссийского населения к границам России.

Борьба за Украину между Российским государством, Турцией, Польшей и Швецией будет длиться, то возникая, то затихая, до конца 18 века. И закончится присоединением правобережья Днепра, Крыма и Кубани после победы Российской империи уже в русско-турецкой войне в 1791 году, войсками под командованием А.В. Суворова и флотом, под командованием адмирала Ф.Ф. Ушакова, во время правления императрицы Екатерины II.

Черкасы – малоросияне – украинцы.

Первых же переселенцев, приходящих со стороны Днепра через «дикое поле» к границам московского государства в документах 16 - 17 века иначе как «черкасы» не называют. Это были днепровские казаки из–под города Черкассы. Почему именно «черкасы»? Существует легенда из летописей о том, как литовский князь Ольгердт, сын Гедеминов еще в 14 веке привел в Литву большую группу людей с Кавказа, желая заселить литовские земли. Но холодный климат им не понравился, и через некоторое время они сбежали и поселились южнее, в Запорожье, и что предки их - это якобы кавказские черкесы. В последствие это название распространится на весь южно - русский народ, который к черкесам не имел никакого отношения, и только после воссоединения с Россией их станут называть - малороссияне, и еще позднее – украинцы.

До восстания Богдана Хмельницкого, а так же во время успешных его действий, переселения не были так многочисленны. Самое большое переселение, как было уже сказано выше, будет происходить с 1651 по 1654 годы, после поражения и подписания Богданом Хмельницким «Белоцерковского мира». После воссоединения, в 1654 году, малороссияне могли селиться на российских территориях беспрепятственно, уже как российские поданные. Московское правительство с самого начала смотрело очень дружелюбно на переселение черкас, селя их по Белгородской черте и перед ней. Царь Алексей Михайлович издал указ «.. не препятствовать ни в чем поселяющимся народам и не делать никаких затруднений в расположении и устройстве их поселений и объявить им Его Царского Величества милость, обнадежив, что и впредь они царскою милостью жалованы будут.»

Вот один из документов того времени:

(Буква похожая на мягкий знак с поперечной палочкой вверху – читается как Е)

Пришедшие черкасы занимаются тем же что и служилые московские люди: строят укрепления, правят сторожевую службу, участвуют в обороне от татар и своих собратьев «воровских черкас». Особо ценились черкасы в станичной службе, поскольку хорошо знали степь. Их поселяют в украинных городах, наделяют землей и всяческими угодьями.

Надо сказать, что традиционное отношение к власти у малороссиян и московских служилых людей имели большое различие. С одной стороны московские воеводы, привыкшие к непрекословному подчинению, пытаются свои порядки перенести на переселившихся малороссиян. Малороссияне, в свою очередь, в особенности казаки, привыкшие к вольнице, ведут себя независимо. Московским воеводам было не по нраву, что малороссияне самовольно

захватывают земли, не несут никаких повинностей, чему немало способствует и вышеупомянутый указ царя Алексея Михайловича «… не делать ни каких затруднений…». От этого происходят постоянные недоразумения. Трагически закончилось первое крупное переселение черкас в Чугуев. Еще в 1638 году 865 черкас во главе с гетманом Яцко (Яков) Остряницей пришли на Чугуево городище (ныне г. Чугуев Харьковской области) и построили крепость. Они были приведены к присяге на верность Московскому государю, и им было велено выдавать хлебное и денежное жалование. Туда же, в Чугуев, был прислан воевода Щетинин и с ним 200 московских служилых людей. В 1641году, между ними произошли раздоры, в результате которых гетман был убит, а черкасы все ушли обратно в Литву. В 1641 году еще можно было возвращаться, но после восстания Хмельницкого, возвращение было равносильно гибели, поляки жестоко мстили участникам восстания.

В марте 1652 года, к городу Путивлю (ныне Сумская область Украины) подошли около двух тысяч черкас, во главе с полковником Иваном Дзиньковским (Дзинковским), с семьями и имуществом. Переселенцы заявили, что пришли «на вечную службу, спасаясь от преследования поляков». После четырех месяцев раздумий московское правительство переводит их в то место, где на черте начинается строительство нового города Острогожска, который они построят и заселят. Позже ими же будет построен город Полатов (ныне село Палатовка). Начиная с 70-х годов, воеводы Белгородского полка начинают получать указания: новых черкас селить только «за чертой». Переселенцы, селящиеся за чертой, получали от царского правительства льготы на беспошлинную торговлю, и освобождение на определенный срок от налогов.

Из постоянно прибывающего малороссийского населения постепенно формируются Сумской, Ахтырский, Харьковский, Изюмский и Острогожский слободские полки, а все вместе составляют территорию, называемую слободской Украиной, которая с 1765 года преобразуется в Слободско-Украинскую губернию.



Слободские полки представляли собой территории большей частью перед Белгородской чертой с построенными на них городами–крепостями и возникающими вокруг посадскими малороссийскими поселениями. После их образования, именно им пришлось в большей степени принимать удары татар. Несмотря, на достаточно обширные территории слободских полков, поселения возникают преимущественно вдали от татарских шляхов. Если посмотреть внимательно на вышестоящую карту, то видно, как Кальмиусский шлях врезается «не тронутым» между территориями Изюмского и Острогожского полков, доходя почти до самой Белгородской черты. В 1673 году татарское войско под руководством хана Селим – Гирея пройдет по этому шляху, проломит и выжжет дубовый ослон вала на участке Н.Оскол - Верхососенск, как раз в том месте, где сейчас находится граница между Красногвардейским и Новооскольским районом. (Кстати, автомобильная трасса на Белгород, с этого места и до Нового Оскола идет практически по бывшему валу.) К этому пролому татары будут приходить и в 1674, и в 1677 и в 1678 годах, пытаясь прорваться. В связи с чем, московское правительство планирует «прибавить валу и всяких крепостей» в виде дуги Усерд (ныне с. Стрелецкое) – Полатов – Новый Оскол, тем самым закрыть «проломное место» и «перелазы» на реке Оскол. В 1679 году, используя затишье в войнах, план меняется, и вал начинает строиться в направлении города Царева Борисова и далее на Изюм (ныне Харьковская область). К концу 1680 года «Новопостроенная» (названная в последствие «Изюмской») черта будет построена и закроет своими укреплениями большую часть территории слободских полков.



Западная часть Белгородской черты и Изюмская черта. 1680 год

Оказавшись под защитой Изюмской черты, эти территории начнут стремительно заселяться.

С большой долей вероятности можно утверждать, что малороссияне в нашей местности массово появляются, начиная с 1651 года и особенно после 1680-го. Небольшие же группы присутствуют и ранее. Известно, например, что черкасы участвовали в строительстве города Усерда, и несли там станичную службу, начиная с 1637 года.



К сожалению, различия в языке, быте и традициях, оказались большим препятствием к сближению двух братских славянских народов. Как показатель этого будут крайне редкие браки между ними. Смешанных поселений образуется тоже очень мало. В основном селятся каждый своей деревней, хотя и рядом. Пожалуй, только в советское время отношения станут более близкими. По-дружески, называя друг друга: одних – «хохлами», других – «москалями», взрослое население станет работать в одном колхозе «Имени Ильича», а дети будут учиться вместе, в одной Веселовской средней школе. И в село Весёлое станут все больше приводить «московских» невест, но это будет потом.

Продолжение в следующих частях....


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница