Вертепный театр



Скачать 155.21 Kb.
Дата08.05.2016
Размер155.21 Kb.

Вертепный театр


Вертепное представление — народное рождественское представление, разыгрываемое при помощи кукол в специальном ящике. Этот ящик также называют вертепом.

Кукольные вертепы были распространены на территории Польши, Украины, Белоруссии, России. В России и на территории большинства областей Украины использовалось название «вертеп», в Белоруссии «батлейка» или «бетлейка» (от слова Bethleem — Вифлеем), в Польше и прилегающих к ней областях Белоруссии — «шопка», в Закарпатье — «бетлегем».

В широком смысле вертепным представлением может быть названо любое святочное действие об избиении младенцев или Рождестве, исполняемое как куклами, так и людьми.

Вертепный ящик


Ящик для вертепных представлений (вертеп) представляет собой переносную конструкцию с несколькими ярусами для демонстрации кукольного представления. Число ярусов могло составлять от одного до четырех. На территории Российской империи наиболее распространен был двухъярусный вертеп.

Ярусы вертепа имели разное предназначение. Так, при двухъярусной организации верхний ярус представлял собой Пещеру Рождества, а на нижнем разыгрывались сцены, связанные с историей царя Ирода, а также комедийные сцены.

Оформление ящика могло быть различным. Некоторые вертепы имели форму архитектурных сооружений — церкви, усадебного дома.

Материалы и техника


Как материалы, так и техника исполнения могут быть очень различны. Обычно используются технологии, традиционные для данной местности: резьба по дереву, керамика и т. п. В качестве материалов могут использоваться также воск, бумага, пластмасса, металл и др.

Зачастую используются достаточно сложные и разнообразные методы. Так, в неаполитанских вертепах XVIII века лица фигур изготовлены из терракоты, глаза — из стекла, руки вырезаны из дерева, основой для туловища служит металлическая проволока, покрытая сшитой из различных тканей одеждой.

Нередко используются природные материалы: солома для покрытия пола пещеры, земля и растения для изображения окружающей природы, камень для стен пещеры. Иногда композиция украшается еловыми ветвями.

В настоящее время при изготовлении вертепов используется почти весь спектр технологий современных рукоделий.

Размещение и размеры


Размеры вертепной композиции могут быть весьма различны. Величина фигур варьируется от нескольких сантиметров до высоты человеческого роста. Кроме того, размер композиции определяется числом персонажей, которое может достигать нескольких сотен.

Выбор масштаба вертепной композиции зависит от ее предназначения. Вертепы небольшого размера размещаются в домах верующих как элемент праздничного декора. Более крупные вертепы демонстрируются в церквях, а также общественных зданиях. Ростовые фигуры предназначены, как правило, для размещения на улицах, площадях, на территории монастырей.

К Рождеству 2011-2012 года в брюссельской базилике Сакре-Кёр был сооружен, по утверждениям создателей, самый большой Рождественский вертеп в мире: композиция из множества полноростовых фигур занимает весь первый этаж этого здания, входящего в десятку крупнейших христианских церквей мира, а иерусалимские стены поднимаются на высоту семи метров.

Стремление к разнообразию выразительных средств, привело к появлению вертепов необычных размеров: миниатюрных (например, целиком умещающихся в скорлупе ореха) или наоборот, гигантских, с многометровыми фигурами. Самым крупным по размеру фигур, согласно Книге рекордов Гиннесса, был Рождественский вертеп, сооруженный в Монтеррее (Мексика) в 1999 году. Фигуры Девы Марии и Святого Иосифа достигали в высоту 5,3 метров.

Персонажи и атрибуты



Говоря о персонажах вертепа, необходимо упомянуть, что его композиция фиксирует, как правило, не какой-либо один момент Рождества Христова, но совокупность событий, чаще всего поклонение пастухов и поклонение волхвов, которые, согласно христианской традиции, произошли в разное время. В обширных многофигурных композициях в качестве отдельных сюжетов могут присутствовать и другие сюжеты Евангельской истории: Бегство в ЕгипетИзбиение младенцев и др.

Неизменными персонажами вертепа являются Дева МарияМладенец Иисус и (почти всегда) Святой Иосиф. В православных храмах вместо этих персонажей иногда используется икона Рождества, в то время как другие участники сцены представлены объемными фигурками. Младенец Иисус изображается лежащим в яслях. Если основным сюжетом вертепа является поклонение волхвов, то Иисус Христос изображается, в согласии с иконографической традицией, на руках у сидящей Матери.

Кроме того, в вертепе могут присутствовать следующие персонажи:

Вол и осел, которые, по преданию, согревали Младенца своим теплым дыханием.

Пастухи с овцами; один из пастухов часто изображен несущим на плечах или в руках ягненка как символ Агнца Божия.

Три волхва. Согласно католической традиции, поклонение волхвов произошло в день Богоявления (6 января), и фигурки волхвов иногда прибавляются к композиции лишь в этот день.

Ангел или ангелы. В православной традиции весть о рождении Спасителя пастухам принес архангел Гавриил.

В зависимости от масштабов вертепа, региональных традиций и фантазий автора, в композицию вертепа могут быть включены и другие персонажи, например, слуги волхвов (иногда десятки фигур), их верблюды, лошади и даже слоны, многочисленные жители Иудеи, разные животные и птицы, вплоть до персонажей местного быта и фольклора.

Иногда над всей композицией изображается Вифлеемская звезда.

Сюжет и персонажи


Представление обычно состояло из двух частей. Первая была посвящена собственно библейским событиям: Ангелы славят Рождество Христово, Младенцу Иисусу поклоняются пастухи, волхвы. Затем на нижнем ярусе разыгрывается история Избиения младенцев, смерти или самоубийства царя Ирода. Иногда сюжет попеременно разыгрывался на разных ярусах: вначале волхвы приходят к Ироду (нижний ярус), затем поклоняются Младенцу (верхний ярус), после чего действие вновь продолжается в нижнем ярусе.

Вторая часть представления представляла собой народную интермедию, обычно мало связанную с библейской историей. В ней могли присутствовать такие персонажи, как Иродиада, но преобладали образы народного фольклора: Дед и Баба, Солдат, Запорожец, Дьячок, Пономарь или Ксендз, Цыган и Цыганка, Жид, Барин и Мужик и др. Со временем сюжеты все более приобретали черты сатирической комедии. В завершении действия один из персонажей (Нищий, Дед, Цыган и т.п.) собирал деньги со зрителей.

В отдельных случаях вторая часть представления показывалась не куклами, а живыми актерами. Вторая часть состоит из неодинакового в различных местах количества сцен и диалогов, представляющих самостоятельную обработку сюжетов из народной жизни. Сцены эти часто совершенно не связаны одна с другою и могут следовать в произвольном порядке. Все действие в этих сценах заключается почти исключительно в том, что типы различных национальностей, полов и профессий дерутся или пляшут».

Постепенно первая часть представления сокращалась, а вторая, наоборот, расширялась. Действующими лицами сценок с бытовым содержанием были мужик, барин, франт, «новомодные барыни», солдат, священник, еврей-шинкарь, цыган и другие персонажи.

Традиция и современность


На территории Российской Империи вертепы были распространены преимущественно в XVIII-XIX веках. После 1917 года вертепные представления подвергались гонениям и запретам, будучи фактически приравнены к религиозной пропаганде. В связи с этим вертепная традиция стала угасать. Последняя на территории СССР фиксация вертепных текстов от очевидцев была сделана в 1980-е годы.

В последние десятилетия интерес к вертепам вновь возродился. Начиная с середины 1990-х годов, проводятся фестивали вертепных театров.

Вертепное представление

« Смерть царя Ирода»

Представление для публики с пением и рассказами в 2-х действиях.
Действующие лица:
Царь Ирод 

Мудрец.
Ангел

Три волхва

Воин

Рахиль

Ксендз

Смерть 

Черт

Барыня

Анюта-служанка.


1-ое действие
«Щедрый вечер, добрый вечер»- щедровка Рязанской обл.



Мир, покой этому дому!
         Пусть не будет места злому!

Радость в нем пускай живет,


         Каждый день и каждый год!

Мы несем Благую Весть,


         Послание самих Небес!

Сегодня мир переменился,


         Ведь Божий Сын на свет родился!

(Звучит звон колоколов)
«Нова радость стала» - колядка, записана на Украине
1.Нова радость стала, яко не бывало.

Над вертепом, звезда ясна, свету засияло)-2 раза.)
2.Тут Христос родился, с Девы воплотился

Как человек пеленами появился.)-2 раза
3.Ангелы спивают, Слава восклицают

На земле и в небесах мир проповедают.)-2 раза.
Ведущий - В те временна когда в Иерусалиме правил царь Ирод, с востока в страну пришли три странных путника.  Это были волхвы. Они расспрашивали всех о родившемся царе иудейском. Но никто им не мог помочь. Тогда они пришли во дворец к царю Ироду.

Каспар— Приветствуем тебя царь Ирод. (Кланяются)

Я Каспар из Аравии

Мельхиор – Я Мельхиор из Персии.

Бальтасар - Я Бальтазар из Эфиопии.

Мельхиор -Мы пришли поклонится царю Иудейскому.

Бальтасар - Ибо видели мы звезду Его на востоке.

Каспар- Скажи царь Ирод нам, где родившийся царь Иудейский?

Ирод – Царь Иудейский? Ничего не знаю о таком!  Но мои мудрецы и книжники наверняка, знають! Сейчас мы все выясним. Позвать сюда главного мудреца!
(Входит мудрец. Кланяется царю)
Мудрец - Слушаю тебя Царь.

Ирод – вот волхвы с востока Каспар, Мельхиор и Балтазар, пришли поклониться царю Иудейскому! Что знаешь ты об этом?

Мудрец- Царь Ирод, у пророка Михея написано: « …. И ты земля Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше других воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь (Спаситель) который упасет народ Израиля».

Ирод - Волхвы вы слышали слова мудреца?!

Волхвы - Да! (все втроем)

Ирод —  ну так идите и найдите младенца . Да не забудьте вернутся и сообщить мне где его искать? Хочу пойти и поклонится новом царю.

Волхвы — (хором) Да царь! Прощай!

(Волхвы кланяются и уходят).

Ведущий:  – А тем временем волхвы уже были далеко, они следовали за звездой, которая их привела в место, где находился младенец. Волхвы вошли и увидели младенца в яслях с Марией, матерью его и пав на колени поклонились ему.

1 волхв - Приветствую вас. Я Каспар, пришел из Аравии. Принес в дар царю Иудейскому золото, царский дар тому, кто рожден быть царем.

2волхв – Я Мельхиор из Персии. Принес  в дар ладан — дар священнику. Так как перед нами новый учитель и истинный первосвященник.

3волхв — Я Бальтазар (Вальтасар) из Эфиопии. Принес смирну, драгоценное благовонное масло, которым умащают тела умерших. Дар тому, кто должен умереть за род человеческий.

Иосиф – спасибо вам волхвы за дары ваши дорогие.

(Волхвы кланяются)

Каспар —  Нам нужно возвращаться к царю Ироду.

Мельхиор – Рассказать о младенце.

Бальтазар – Ибо хотел Ирод прийти и поклонится царю Иудейскому.

(Волхвы двигаются в ту сторону откуда пришли. На пол пути им дорогу преграждает ангел.)

Ангел —  Стойте, Ирод погубить младенца хочет.

Как солнечный луч падает прямо на землю в полдень, так же прям ваш путь домой- минуя Иерусалим.

Каспар- тогда в путь

Мельхиор — домой

Бальтазар — минуя Иерусалим.

(Волхвы кланяются ангелу и уходят в противоположную сторону).
Ирод. 
Аз есмь царь,
Кто может мя снидь? 
Пошлю своя воины 
В страны вифлеемския
Избить младенцев, 
Сущих первенцев.
(Встает на троне с громким говором.) 
Воины мои, воины, 
Воины вооруженные,
Встаньте предо мной
Воины входят в правую дверь и становятся перед царским троном в два ряда.
Воины. 
Почто, царю, нас призываете,
Что творить повелеваете? 
Ирод. 
Подите в страны Вифлеемские, избейте всех младенцев, 
Сущих первенцев. 


(Воины уходят и приходят)
Ответ Воинов. 
Ваше царское величество,
Ходили мы в Вифлеемские страны
Избивали всех младенцев,
Сущих первенцев. 
Одна госпожа Рахиль 
Не дает своего чада убить, 
А хочет идти 
К вашей милости просить. 
Ирод.
Кто она такова?
Привести ее сюда! 
Воины. 
Идем и приведем!
Воины уходят все в левую дверь.
Один Воин приводит Рахиль к царю Ироду; Рахиль падает на колени и плачет.
Рахиль. 
О, царю,
Великий государю!
Помилуйте мое чадо-отрочате,
Чтобы не было чего на том свете отвечати!
Ирод. 
Воин, возьми его и убей,
Чтобы не было более душе и телу скорбей.
Рахиль. О царю, великий государю. Помилуй мое чадо!

Дай моему чаду жизни хоть на 3 денечка

Ирод.

Не дам не на 3 минуточки
Рахиль. 

О царю, великий государю

Помилуй мое чадо!

Дай моему чаду жизни хоть на 2 денечка

Ирод.

Не дам не на 2 минуточки
Рахиль. 

О царю, великий государю

Помилуй мое чадо!

Дай моему чаду жизни хоть на 1 денечек

Ирод.

Не дам не на 1 минуточку

Воин, возьми и убей!

Воин вытаскивает младенца у нее из рук и втыкает его на копье. Рахиль падает на землю и плачет.

Плач Рахили.

Ах, увы! Ах, увы! В горести и печали!

Ах, увы! Ах, увы! В горести и печали!

Ах, увы! Ах, увы! В горести и печали!

Вижу младенца прободенную утробу.

И предаюся гробу.

(Рахиль все время лежит на полу у трона. Является к ней ангел в белой одежде, с крыльями, поднимает ее и говорит.)

Ангел – Не плач, Рахиля, зря, чадо цело.

«Не плач, Рахиля»- украинская колядка. Из репертуара ансамбля древнецерковного пения "Сретение"


Ангел идет с пением и уводит Рахиль в правую дверь.
В правую дверь входит Ксендз, подходит к Ироду на троне и говорит с дерзостию.
Ксендз. 
О, Ироде...
За твоя превеликия злости
Приидет гибель-дьябел
И поберет черт душу твою и кости. 
Ирод.
Аз злу непричастен,
Ирод семь предвластен,
Царствовать - царствую,
Царство мати - маю,
Равного себе не знаю.
Ксендз. 
Паментуй, паментуй. 
На том-то свете - бездна, смола, деготь будешь пытати. 
Аминь!

Ксендз уходит в левую дверь.
(1 этаж)
(
В правую дверь выходит Смерть в белом саване.)
Смерть. 
Аз есть малахиня, 
Сильнейший воин. 
Всему свету пани. 
Где пребываю, 
Все там царие и князи, 
Все под властью моею. 
Всех я, всех я истребляю 
Косою своею.
(От сего говор к Ироду). 
Полно тебе, Ирод,
Проклятый, безумный,
На сем свете жить.
Пора тебе, Ирод, 
Во ад снить! 
Ирод. 
Ах, Смерть моя, мати,
Я не хочу с тобой добровольно поступати,
А хочу воевати,
Дабы неповинное царство узнати. 
Смерть. 
Ах, ты, Ирод,
Проклятый, безумный,
Не хочешь со мной добровольно поступати,
А хочешь воевати,
Дабы неповинное царство узнати!
Воскликну я своего брата
Из пропускного ада.
Смерть. Смерть поворачивается к левой двери и говорит громким голосом.
Ах, брат мой,
Стань предо мной!
(
Является Черт, с рогами, с хвостом, страшный, как пишется.)
Черт. 
Ого, сестра,
Зачем призвала? 
Смерть. 
Да вот, Ирод
Проклятый, безумный,
Не хочет со мной добровольно поступать,
А хочет со мной воевать,
Дабы неповинное царство узнать. 
Черт. 
Возьми, сестра, косу,
Сними ему главу.
Ему труп и голова,
А нам с тобой держава.
Ирод. 

Ах смерть моя мати,

Помилуй меня!

Дай мне жизни хоть на 3 денечка

Смерть.

Не дам не на 3 минуточки

Ирод. 

Ах смерть моя мати,

Помилуй меня!

Дай мне жизни хоть на 2 денечка

Смерть.

Не дам не на 2 минуточки

Ирод. 

Ах смерть моя мати,

Помилуй меня!

Дай мне жизни хоть на 1 денечек

Смерть.

Не дам не на 1 минуточку

(Черт отходит. Смерть царю Ироду на троне голову снимает косой и держит за волосы, а тело упадает с трона. Черт подбегает к телу царя Ирода.)
Черт. 
О, проклятый Ироде,
За твоя превеликия злости 
Поберу тя в преисподнюю бездну...

(
Захватывает тело царя Ирода. Ирод проваливается вместе с Чертом в люк (в преисподнюю). Смерть с главой Иродовой уходит в левые двери.)
«Рождество Христово ангел прилетел»- Рождественское народное

песнопение.
2-ое действие

 (1 этаж)


Сценка Барыня и Анюта.

Барыня: -Анюта
Анюта: -Секундочку!
Барыня - Анюта!
Анюта - Минуточку!
Барыня - Анюта!!
Анюта: - Часочек!
Барыня: (орет) Анюта!
Анюта: Что, барыня, я тута
Барыня - Принеси мне подушку!
Анюта - Лягушку, барыня? Сейчас! – отвечает Анюта и убегает, через время она возвращается и говорит сокрушенно, барыне:
Анюта - Всё болота обшарила, а лягушки не нашла.
Барыня - Да не лягушку, а подушку!


Анюта - Ах, подушку. Вот барыня подушка.

Барыня - Анюта, принеси мне лукошко.

Анюта - Несу, несу барыня, вареную кошку.

Барыня - Анюта, принеси мне халат.

Анюта - Ой, несу барыня, Чешский салат.

Барыня - Анюта, принеси мне кофию.

Анюта - Несу, несу, вареного картофелю.

Барыня - Анюта, Ты умеешь делать "ласточку»?

Анюта - А воробушка вам не надо?

Барыня - Я поеду к отставному полковнику.

Анюта - А, ясно к алюминиевому половнику.

Барыня - Он пригласил меня в гости .

Анюта - Глотать куриные кости.

Барыня - И к балерине.

Анюта - Точно, к перине.

Барыня - Полковник посадит меня за стол.

Анюта - Ага, посадит, посадит, только не за стол, а под стол.

Барыня - Мы будем есть жареного поросенка.

Анюта - Заморенного куренка.

Барыня - На десерт будут сладкие шоколадные конфеты.

Анюта - Ага, жареные котлеты.

Барыня - Анюта принеси мне бальное платье.

Анюта - Несу, несу халат на вате.

Барыня - Анюта беги, вели запрячь коней, да подать в пролетку.

Анюта - Бегу, велю запрячь тройку лаптей и подать селедку.

Барыня - Анюта, спой мне песню, а то у меня что то голова разболелась.

Анюта - Музыканты, подыграйте мне на балалайке.

(Анюта поет)

Барыня - Анюта, выше.

(Анюта залезает на стул, потом на стол, потом на шкаф.)

Барыня - Анюта выше.

Анюта - Куда выше, на потолок, что ли, залезть?

Барыня - Анюта, мне плохо, позови лекаря.

Анюта - Зову, зову, из под моста аптекаря.

Лекарь - Здравствуйте, я лекарь, умею лечить и рецепты строчить, где больная?

Анюта - Вот.

Лекарь - У нее порог сердца.

Анюта - Ух, ты пирог с перцем, где моя большая ложка. Дайте и мне немножко!"

Барыня - Анюта, что ты там под нос себе бормочешь?

Анюта - А ты барыня как курица квохчешь,

Барыня - Что? Что? (гонится за Анютой)

Барыня - Анюта, ты слышишь, колядовщики идут.

Анюта - Ага, точно барыня, теперь слышу, курей ловщики идут, курей спасать надо.

Барыня - Да не курей ловщики, дурья твоя голова, а колядовщики, сегодня же праздник Рождество. Неси угощение.

Анюта - Несу, несу. Бочку с вареньем.
(Дети входят с пением колядок)

1.«Ой, коляда, коляда, посконная борода»- колядка из сб. «Календарные нар.празд.»

Ходжаева, Крючкова.

2.«Коляда, коляда, ох ты клюзецка»- колядка из сб. «Хрестоматия по нар. тв.»

Гилярова Н.Н.
1-Дай Бог тому, кто в этом дому.

2- Уж как наша коляда, ни мала, ни велика. Она в дверь к вам идет, да всем поклон шлет.

3- Хозяев знает, добром величает.

4-Коляда, коляда, уродилась коляда, накануне Рождества, светло праздничка.

5-Кто подаст пирога, тому двор живота.

6-Еще мелкой скотинки числа бы вам не знать.

7-А кто не даст копейки, завалим лазейки.Кто не даст лепешки, завалим окошки.

8 -Кто не даст пирога, сведем корову за рога.

9-Кто не даст хлеба, уведем деда.

10-Кто не даст ветчины, тем расколем чугуны.

11-Дайте коровку, мазану головку.

12-Уж ты тетушка подай, ты Варварушка подай, не режь, не ломай неси целый каравай.
Хозяйка

-Вот вам гости дорогие, пряники да леденцы. Да тепленький пирог, да маслице, творог.

Да денежка копьем, да рубль серебром.
1 -Ай, спасибо, хозяюшка за сладкие пироги.

2 -Сеем, веем, посеваем, с Рождеством вас поздравляем. (посыпают крупой)

3 -Засей, зароди, жито пшеницу.

4 -Куда конь хвостом, туда и жито кустом.

5 -Куда коза рогом, туда сено стогом.
«Го-го го коза»- вождение козы, из сборника « Хрестоматия по нар. тв.»

Гилярова Н.Н.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница