Верования и политика в украшениях из жада майянской знати Азарова Майя Александровна



Скачать 40.12 Kb.
Дата15.11.2016
Размер40.12 Kb.
Верования и политика в украшениях из жада майянской знати

Азарова Майя Александровна

Студентка

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова,

исторический факультет, Москва, Россия

E-mail: mayka91@yahoo.com
Благодаря дешифровке иероглифического лого-силлабического письма майя, выдающимся советским ученым Ю.В. Кнорозовым, стали возможны исследования письменных источников мезоамериканской культуры майя.[Кнорозов Ю.В. 1955 с. 94-125].

Область майя делится на две большие зоны: горная и низменная. Центральная область майя - это территория, если смотреть на современную карту, включающий юг Мексики (штаты Чиапас, Табаско, Кампече, Юкатан), северные департаменты Гватемалы, Белиз и часть Гондураса. Именно здесь открыто большинство из известных на нынешний момент археологических памятников культуры майя. Главные реки текут на западе (р. Усумасинта), юге (р. Пасьон) и востоке (реки Ондо, Белиз и Мотагуа), а в центре находятся заболоченная территория и озера.

Низменности делятся на пять основных регионов: Петен (Центральный регион, включает современный департамент Петен на территории Гватемалы; юг мексиканского штата Кампече; северный и центральный Белиз), Петешбатум (регион р. Пасион), Западный (среднее и нижнее течение р. Усумасинты), Юго-восточный (долина р. Мотагуа и юг Белиза) - все вместе они формируют Южные низменности, с влажным климатом и тропической растительностью, почти непроходимые в сезон дождей джунгли. Последний, пятый регион - Юкатан, который выделяют в Северные низменности [Беляев Д.Д. эл. ресурс].

Большая часть письменных источников классического периода происходит с юга, однако в силу природно-географических особенностей проведение там археологических раскопок довольно затруднительно. Если учитывать тот факт, что регулярные проекты в данной области проводятся лишь с начала XX в., а возможность чтения появилась только в 50-60x гг. XX в., то становится понятно насколько еще всё впереди и по части открытий новых археологических памятников, и по дальнейшему уточнению чтения отдельных иероглифических знаков. Исходя из вышесказанного актуальность изучения политических, экономических и социокультурных проблем данного региона не вызывает сомнений.

За последние годы наука сильно продвинулась вперед. В случае с классическими майя, только в последние три десятилетия исследователи стали понимать надписи и делать реконструкции на их основе. В ходе окончательного отказа от «условного чтения», господствовавшего среди представителей старой западной школы, не признававших открытия Ю.В. Кнорозова, в 90-е гг. XX в. можно говорить о всплеске изучения политической истории майя. Особенно стоит отметить работы американских исследователей Д. Стюарта и С. Хаустона, которые занимались династической историей и выяснили значение «эмблемного иероглифа» как выражения государственности у классических майя [Stuart D., Houston S. p. 3-7]. Нельзя не упомянуть также работу немецкого эпиграфиста Н. Грюбе и его британского коллеги С. Мартина, чей совместный труд по истории классического периода стал важнейшей вехой современной историографии [Martin S., Grube N. 2000].

Дошедшие до нас письменные источники достаточно разнообразны, в Западном регионе преобладают монументальные царские надписи, в то время как в Центральных и Южных низменностях получили широкое распространение владельческие надписи на керамических сосудах и предметах мелкой пластики [Сафронов А.В. 2006 с. 26-27].

В нашей работе мы обращаем внимание на особо интересный источник - это украшения, обнаруженные в погребениях знати и сделанные из жада. Этот собирательный термин, малоупотребительный в русскоязычной литературе, синонимичен названию «жадеит» и обозначает целую группу твердых минералов зеленого цвета.

Следует также упомянуть, что многие артефакты были найдены не профессиональными археологами, зачастую похищены, а потом перекуплены, прежде чем они попали в музеи, поэтому датировку и место находки многих вещей мы знаем весьма приблизительно. В связи с этой особенностью, мы будем использовать довольно широкие хронологические рамки классического периода (250-1000 г. н. э.), взятые нами из работы Сафронова А.В. [Сафронов А.В. 2006 с. 5-6], хотя большинство предметов относится к поздней и терминальной фазе этого периода.

Основной целью нашего исследования мы видим чтение владельческих надписей на различных предметах из жада и анализ их содержания в призме политической и социально-политической истории. В работе мы надеемся показать примеры использования нескольких типов украшений, виды надписей и смысловую нагрузку использования жадеита в качестве материала. Здесь мы коснемся религиозных верований и мифологии, объясняя ассоциации зеленого цвета жада с маисом и перерождением.

Наши выводы будут составной частью более масштабной работы по изучению быта элиты майянского общества классического периода на базе эпиграфических данных. Как в западной, так и в отечественной историографии данная проблематика пока остается в тени. Специальных публикаций предметов мелкой пластики достаточно мало, чаще всего это каталоги выставок, среди них можно назвать работы К. Майера [Mayer K.H. 1997] и Н. Грюбе [Grube N. 2006]. Существует также база данных Дж. Керра, где в собраны многие керамические сосуды и предметы мелкой пластики [Kerr J. Maya Vase Database]. Тематике царского двора посвящены два тома под редакцией Т. Иномата и С. Хаустона, однако там речь идет больше об архитектурной составляющей, а не о быте знати древних майя [Inomata T., Houston S. 2001].



Систематизация уже известной информации, связанной с ежедневной жизнью майянской элиты, а также попытка воссоздать общий облик представителя знати, кажется нам одним из важных направлений для изучения.
Литература.


  1. Беляев Д.Д. Древние майя (III-IX вв. н. э.) / Цивилизация Майя. История и культура [Электронный ресурс]: Месоамерика глазами русских первопроходцев - Электрон. Дан. - Режим доступа: http://www.mezoamerica.ru/indians/maya/classic_maya.html, свободный. - Загл. с экрана.

  2. Кнорозов Ю. В. Письменность древних майя (опыт расшифровки) // Советская этнография. 1955. №1.

  3. Сафронов А.В. Государства майя западного региона в классический период: дис. канд. ист. наук: 07.00.03. - Москва, 2006. - 328 с.

  4. Inomata T., Houston S. Royal Courts of the Ancient Maya. Vol. 1-2. Oxford, 2001.

  5. Grube N., Gaida M. Die Maya. Schrift und Kunst. Berlin und Köln, 2006.

  6. Kerr J. Maya Vase Database [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mayavase.com, свободный. - Загл. с экрана.

  7. Mayer K.H. Miscellaneous Texts: Maya Miscellaneous Texts in British Museums. Graz, 1997.

  8. Martin S. Grube N. Chronicle of the Maya Kings and Queens: Deciphering the Dynasties of the Ancient Maya. London, 2000.

  9. Stuart D., Houston S. Classic Maya Place Names. Washington, D.C., 1994.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница