Вариант №1 Найти предложения с грамматическими (синтаксическими) ошибками



Скачать 103.52 Kb.
Дата10.05.2016
Размер103.52 Kb.
Приложения

Слайд №1.
Н о р м ы
Лексические Фразеологические Словообразовательные Грамматические

Морфологические Синтаксические

Орфографические Пунктуационные Стилистические Орфоэпические

Слайд №2.

Варианты заданий.

ВАРИАНТ №1

Найти предложения с грамматическими (синтаксическими) ошибками.

Выписать эти предложения в тетради. Ошибки подчеркнуть.

  1. В бараке стояло пять лошадей.

  2. Но он уже понимал выпавшую на его долю ответственность

  3. Об этом нам рассказал не кто иной, как Светлана.

  4. Забастовки произошли в двухстах восьмидесяти одном городе.

  5. Ответ учащегося показывает о его умении анализировать и обобщать материал.

  6. Компьютеры нового поколения не такие громоздкие, чем прежние.

  7. Приехавшие родственники из Сибири остановились у нас.

  8. Много молодёжи пришли на вечер танцев.

  9. В рассказе Чехова «Злоумышленник» речь идёт совсем не о пустяковых проблемах.

  10. Библиотеку переселили в более худшие помещения.

ВАРИАНТ №2

  1. Отправитель просит ответить сразу по получении письма.

  2. Никто из пришедших не поздоровались с ней.

  3. Копаясь в старых бумагах, я нашёл интереснейшие письма.

  4. Их заслуги велики и бесспорны.

  5. Поколение наших отцов дедов победили фашизм.

  6. О чём мечтал Мцыри, живя в монастыре?

  7. Применяя данное лекарство, состояние здоровья послеоперационных больных нормализуется быстрее, чем обычно.

  8. Никто из сестёр, даже старшая, не знал о случившемся.

  9. Братья зашли к друзьям, пригласивших зайти к ним.

  10. Группы туристов можно встретить на улицах, площадях, скверах.

ВАРИАНТ №3

  1. Охотники уничтожили пятьдесят четыре волков.

  2. За дюнами находится обширная площадь земли, расположенная ниже уровня моря и отдалённая от него дамбами.

  3. Журнал «Наука и жизнь» издавались в течении многих лет.

  4. Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождём.

  5. Нельзя не сочувствовать борцам за чистоту языка.

  6. Учитель проэкзаменовал двадцать два ученика

  7. Демонстранты шли с плакатами и радостными лицами.

  8. Идя домой через липовую аллею, Григорий медленно вдыхал и наслаждался волшебными ароматами.

  9. Группы туристов можно встретить на улицах, площадях, скверах.

  10. На самом берегу моря раскинулся Батуми.

ВАРИАНТ №4

  1. Утром в трёх километрах от города приземлился пассажирский самолёт.

  2. Никогда не забудут ужасов войны те, кто её пережил.

  3. Кресло-качалка отремонтирована и торжественно выставлено на середину террасы.

  4. Из-за сильных дождей возможно наводнение.

  5. Посёлок расположен в четырёхстах километрах от железной дороги.

  6. Большинство студентов успешно защитило курсовой проект.

  7. Для переселенцев построено три новых дома.

  8. Потери составили более сорока трёх килограммов.

  9. В вольере содержались обезьяны и шимпанзе.

  10. На свободу русского народа пытались посягнуть множество опасных врагов.

Слайд №3.

Правильные ответы.
Вариант №1.

  1. Библиотеку переселили в более худшее помещение.

  2. Ответ учащегося показывает о его умении анализировать и обобщать материал.

  3. Компьютеры нового поколения не такие громоздкие, чем прежние.

  4. Приехавшие родственники из Сибири остановились у нас.

  5. Много молодёжи пришли на вечер танцев.


Вариант №2.

  1. Никто из пришедших не поздоровались с ней.

  2. Поколение наших отцов и дедов победили фашизм

  3. Применяя данное лекарство, состояние здоровья послеоперационных больных нормализуется быстрее, чем обычно..

  4. Братья зашли к друзьям, пригласивших зайти к ним.

  5. Группы туристов можно встретить на улицах, площадях, скверах.


Вариант №3.

  1. Охотники уничтожили пятьдесят четыре волков.

  2. Журнал «Наука и жизнь» издавались в течение многих лет.

  3. Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождём.

  4. Демонстранты шли с плакатами и радостными лицами.

  5. Идя домой через липовую аллею, Григорий медленно вдыхал и наслаждался волшебными ароматами.


Вариант №4.

  1. Кресло-качалка отремонтирована и торжественно выставлено на середину террасы.

  2. Большинство студентов успешно защитило курсовой проект.

  3. Для переселенцев построено три новых дома.

  4. В вольере содержались шимпанзе и обезьяны.

  5. На свободу русского народа пытались посягнуть множество опасных врагов.



Слайд №4.

Упражнение

Выписать номера предложений с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. Образ Кутузова появляется в романе Л. Н. Толстого, который восхищается и обдумывает его.

  2. Образ поэта-пророка, созданного А.С. Пушкиным, определил и его собственную жизнь.

  3. Блок хотел, чтобы всё его творчество рассматривалось как единый роман в стихах.

  4. Благодаря этого влияния, Пьер Безухов считает себя учеником Баздеева.

  5. Дополнительный материал я не только брал из учебной литературы, но и из книг и журналов.

  6. В картине Сурикова « Боярыня Морозова» отразился один из сюжетов истории раскола.

  7. По приезде в город мы первым делом отправились в гостиницу.

  8. Поднимаясь по лестнице, мне показалось, что на площадке кто-то есть.

  9. Вам нужно немедленно оплатить за телефонные переговоры.

  10. Музей-квартира М.А. Булгакова приобрёл личные вещи писателя.


Слайд №5.

Самостоятельная работа.

Укажите номера предложений, в которых придаточную часть нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотам.

  1. У картины есть одна особенность, которая отличает её от других шедевров этого ряда.

  2. Надя повела ребят светлым коридором, окна которого выходили в город.

  3. У каждого должен быть друг, с которым можно поговорить обо всём на свете.

  4. Юпитер- это планета-гигант, которая содержит в себе более 2/3массы всей нашей планетной системы.

  5. Мне знакомы эти дворы, где весной так сладко пахнет сиренью.

  6. Приходится строить специальные телескопы, объектив которых состоит из линзы и зеркала.

  7. Совокупность разных организмов и неживых компонентов среды, которые тесно связаны между собой потоками вещества и энергии, называется экосистемой.

  8. С первых же дней войны на территории, которая была оккупирована вражескими войсками, начали стихийно возникать партизанские отряды.

  9. Непривычным для читателя был и язык поэмы, в которой звучали совершенно новые ритмы.

  10. Труднее было ликвидировать безграмотность в республиках, где русский язык был иностранным.


ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

Синтаксические нормы
I.Предложения с однородными членами

ОШИБКИ

соединение в одном соединения скрещивающихся соединение в

ряду видовых и понятий логически не -

родовых понятий По улице шли солдаты совместимых

В лесу растут еловые мужчины и женщины. понятий

деревья и пихты. Каждый из

присутствующих

был в осеннем пальто и

приподнятом настроении.
II. Имена собственные в предложении.

Названия книг, газет, журналов, заключённые в кавычки, не изменяются, если относятся к нарицательному существительному:

В газете «Аргументы и факты». Интервью для газеты «Аргументы и факты»

Нельзя: в газете «Аргументах и фактах», но в «Аргументах и фактах»


III. Предложения с причастным оборотом.

Определяемое слово согласуется с причастным оборотом:

Воздух пропитан испарениями земли, смоченной дождём.
IV. Употребление деепричастного оборота.

Следует помнить, что он, как правило, обозначает добавочное действие подлежащего:

Приехав в Москву, я отправился на Красную площадь (я приехал и отправился).

Допускается употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве.

Заполняя бланк ответов, следует использовать гелевую ручку.

V.Форма сказуемого при подлежащем – местоимении.



Единственное число Множественное число
При местоимениях кто, никто глагол Помнить о согласовании

ставится в ф. муж. рода прошедшего подлежащего и сказуемого

времени, даже если речь идёт о в главном предложении.

лице жен. пола. Многие из путешествующих,



Кто из сестёр об этом сказал? кто был на русском Севере,

При местоимениях что и ничто глагол стремятся ещё раз посетить

ставится в среднем роде. Кижи.

Ничто, даже проливные дожди,

не могли помешать соревнованиям.

В придаточной части конструкций

типа те, кто и все, кто:

Те, кто пришёл. Все, кто пришёл.
VI.Другие согласования главных членов предложения.


Единственное число Множественное число

При словах тысяча, миллион, При словах ряд, большинство,

миллиард: меньшинств, часть с др. сущ.,



Тысяча туристов посетила ущелье. если речь идёт об одушевл.

При сущ. часов, дней, месяцев, предметах:

лет, а также много, мало, Большинство детей вышли на

немного и немало: прогулку с мамами.

Немало воды утекло. При числительных два, три, четыре.

Три окна открыты.



VI. Замена придаточной определительной части сложноподчинённого предложения причастным оборотам.

Замена придаточной части причастным оборотом с действительным причастием возможна в том случае, если союзное слово стоит в именительном падеже и выполняет функцию подлежащего.

Уважаю людей, которые предпочитают не говорить, а делать – Уважаю людей, предпочитающих не говорить, а делать.

Заменить придаточное определительное причастным оборотам страдательным причастием можно, если союзное слово стоит в винительном падеже: Я увижу первоклассника, которого обвиняют во всех смертных грехах – Я увижу первоклассника, обвиняемого во всех смертных грехах.


VII. Нарушение управления и согласования в словосочетаниях.

Показать об этом (правильно: показать это).



Слайд №6.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ. ВАРИАНТ №1.

  1. Укажите предложение с грамматической ошибкой ( неправильно построенное).

1)Хор исполнял « Калинку».

2).Все, кто работал на заводе, отдыхали в санатории.

3).Ознакомьтесь со списком учеников, сдавшими экзамены.

4). Один из студентов был удостоен Ломоносовской премии.




  1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

ПРОГУЛИВАЯСЬ ПО ВЕЧЕРНЕМУ ГОРОДУ,

1) мы получили настоящее удовольствие.

2) у нас завязался разговор.

3) подростками часто нарушаются правила поведения.

4) проспект произвёл неизгладимое впечатление.


  1. Укажите предложение без грамматической ошибки (правильно построенное).

1). О поэме А. БЛОКА «Двенадцати» споры не утихают до сих пор.

2) Одним из выдающихся поэтов был А. Фет, воспевших красоту природы.

3) На встречу с писателем пришли те, кто любит научную фантастику.

4) Автор надеялся опубликовать и познакомить с поэмой читающую аудиторию.




  1. Укажите верное утверждение.

Замена придаточного предложения причастным оборотом возможна, если…

1). союзное слово который соотносится в главном предложении с указательным местоимением тот (та, то, те);

2) в придаточном предложении с союзным словом который есть глагол в будущем времени;

3) союзное слово который имеет форму именительного падежа или винительного падежа без предлога;

4) в придаточном предложении с союзным словом который есть глагол в сослагательном наклонении.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ. ВАРИАНТ №2.


  1. Укажите предложения без грамматической ошибки (правильно построенное).

1). В стихотворении А Блока « Осенней воле» просматриваются традиции литературы Х/Х века.

2). Одним из призванных вождей натуральной школы стал В. Белинский, сыгравших важнейшую роль в теории реализма.

3). Воспоминания знакомят и дают полное представление о том или ином писателе.

4). Музыка может выразить не только нежность и радость, но и тревогу, печаль.




  1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

ВЫБРАВ ПЬЕСУ,

  1. мы получили настоящее удовольствие.

  2. оказалось, что там слишком много ролей.

  3. была назначена первая репетиция.

  4. мы немедленно начали её репетировать.




  1. Укажите предложение без грамматической ошибки (правильно построенное.).

1). В стихотворении « Письмо к матери» С Есенин раскрывает

тему любви к самому родному человеку.

2). Н.Некрасов показывает крестьян неспособными на протест.

3) .Все, кто были на спектакле, остались довольны.

4) .Средства языка помогают и выражают самые сложные чувства.


  1. Укажите верное утверждение.

Замена придаточного предложения причастным оборотом возможна, если…

1). союзное слово который соотносится в главном предложении с указательным местоимением тот (та, то, те);

2) в придаточном предложении с союзным словом который есть глагол в будущем времени;

3) союзное слово который имеет форму именительного падежа или винительного падежа без предлога;



4) в придаточном предложении с союзным словом который есть глагол в сослагательном наклонении.





База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница