Вариант 1 Часть 1



Скачать 123.93 Kb.
Дата14.11.2016
Размер123.93 Kb.

Шифр

Вариант 1


Часть 1

Эта часть работы содержит задания 1-30 с выбором ответа. Из четырех предложенных вариантов ответа только один верный. Внимательно прочитайте каждое задание и все варианты ответа. Обведите цифру выбранного вами варианта ответа.
1. В каком ряду указаны даты, связанные с принятием и распространением христианства на Руси

1) 862-882 гг.

2) 907-945 гг.

3) 988-1036 гг.

4) 1097 г., 1113 г.
2. «Уроки и погосты» были установлены:

1) Олегом

2) Игорем

3) Святополком

4) Ольгой
3. Высший орган управления у древних славян – это

1) Народное собрание

2) Сенат

3) Совет старейшин

4) вече
4. Съезд русских князей в 1097 г. В Любече был созван с целью

1) установить новый порядок взимания дани

2) остановить междоусобицу

3) принять Русскую Правду

4) принять решение о введении на Руси христианства
5. Прочтите отрывок из летописи и укажите год, когда произошло данное событие.

«И сошлись оба войска и было на Калке сражение великое, и победили поганые татары половцев, и князей русских, и пала русская сила…»

1) в 1223 г.

2) в 1337 г.

3) 1380 г.

4) 1480 г.


6. В каком веке в России появились Сенат, Синод, коллегии?

  1. XVI в.

  2. XVII в.

  3. XVIII в.

  4. XIX в.


7. Одна из причин выдвижения Москвы в качестве центра собирания русских земель в XIV в. заключалась в

  1. передаче с конца XIII в. ярлыка на великое княжение московским князьям

  2. независимости Московского княжества от Золотой Орды

  3. отсутствии других претендентов на главенство в Севе­ро-Восточной Руси

  4. использовании московскими князьями всех средств для расширения своей территории и влияния


8. Существовавший в России в XV-XVII вв. порядок на­значения должностных лиц по знатности их рода назывался

  1. кормлением

  2. местничеством

  3. земщиной

  4. вотчиной


9. Что из названного относится к целям, которые, по мнению историков, преследовал Иван IV, вводя опричнину?

  1. создание базы для укрепления армии и победы в Ли­вонской войне

  2. ослабление политических и экономических позиций боярства

  3. предотвращение социальных выступлений

  4. перестройка системы государственного управления


10. Прочтите отрывок из «Нового Летописца» и напишите, как назывался период истории, к которому относятся описанные события.

«В тот же день новым царем был наречен царевич Федор Борисович вместе с матерью царицей Марией Григорьевной. Царевич Федор не смог воцариться. Стоявшее под Кромами войско ему изменило. В Москву были посланы два дворянина с грамотами от Лжедмитрия, которые настроили простых людей против Годуновых и подняли их на восстание. В итоге Федор с матерью были схвачены и убиты. Царевну Ксению отвели на двор к князю Василию Мосальскому, стороннику самозванца. Позднее ее постригли под именем Ольга».

1) бироновщина

2) смута


3) пугачёвщина

4) аракчеевщина


11. Россия заключила Тильзитский мир с Францией в

  1. 1799 г.

  2. 1807 г.

  3. 1812 г.

  4. 1815 г.


12. Кто был назначен главнокомандующим русской армией в августе 1812 г.?

  1. М. Б. Барклай-де-Толли

  2. П. И. Багратион

  3. М. И. Кутузов

  4. А. П. Ермолов


13. Что из названного связано с понятием «аракчеевщина»?

  1. создание Корпуса жандармов

  2. учреждение военных поселений

  3. издание указа о трехдневной барщине

  4. введение циркуляра «о кухаркиных детях»

14. В ряду причин, побудивших Александра I в начале его царствования приступить к разработке проектов либеральных реформ, было влияние

  1. идей славянофильства

  2. теории официальной народности

  3. идей Просвещения

  4. теорий «общинного социализма»


15. Прочтите отрывок из указа (1721 г.) и определите, как назывались крестьяне, проживавшие в деревнях, о которых идет речь.

«...Ныне... многие купецкие люди компаниями, и особенно многие возымели к приращению государственной пользы за­водить вновь разные заводы, а именно: серебреные, медные, железные, игольные и прочие… Того ради позволяется сим нашим указом, для размножения таких заводов, как шляхетству, так и купецким людям, к тем заводам деревни покупать невозбран­но, с позволения Берг- и Мануфактур-коллегии, токмо под та­кою кондициею, дабы те деревни всегда были уже при тех за­водах неотлучно».



  1. посессионными

  2. удельными

  3. черносошными

  4. отходниками


16. Даты 1649 г., 18061 г., 1874 г., 1884 г. относятся к истории

1) крестьянского вопроса

2) Восточного вопроса

3) общественной мысли

4) литературы, искусства
17. М. Д. Скобелев, И. В. Гурко были известными воена­чальниками во время


  1. Отечественной войны 1812г.

  2. русско-турецкой войны 1828-1829 гг.

  3. Крымской войны 1853-1856 гг.

  4. русско-турецкой войны 1877-1878 гг.


18. В результате крестьянской реформы 1861 г.

  1. был разрешен выход крестьян из общины с землей

  2. было отменено крепостное право

  3. были созданы военные поселения

  4. ограничивалось помещичье землевладение


19. К политике контрреформ Александра III относится:

1) перевод крестьян на обязательный выкуп

2) понижение выкупных платежей

3) открытие новых университетов

4) ограничение прав земств
20. Прочтите отрывок из «Записок» А. И. Кошелева и назовите течение общественного движения в России XIX в., о котором идет речь.

«Этот кружок, как и многие другие ему подобные, исчез бы бесследно с лица земли, если бы в числе его участников не было одного человека замечательного по своему уму и харак­теру, по своим разнородным способностям и знаниям, и в осо­бенности по своей самобытности и устойчивости, т.е. если бы не было Алексея Степановича Хомякова».



  1. славянофильство

  2. народничество

  3. западничество

4) консерватизм
21. II съезд Советов, провозгласивший власть Советов, со­стоялся

  1. 2-3 марта 1917 г.

  2. 24-29 апреля 1917г.

  3. 14-22 сентября 1917 г.

  4. 25-26 октября 1917г.


22. В декабре 1922 г.

1)

подписан Договор об образовании СССР

2)

принята Конституция СССР

3)

подписан сепаратный мирный договор с Германией

4)

принята Декларация прав народов России


23. Что из названного было характерно для политики военного коммунизма?

1)

введение всеобщей трудовой повинности

2)

замена продразверстки продналогом

3)

разработка первого пятилетнего плана

4)

образование промышленных монополий


24. Одной из причин форсированной индустриализации в СССР была необходимость

1)

преодолеть технико-экономическую отсталость от ведущих стран Европы и Северной Америки

2)

восстановить довоенный уровень промышленного производства

3)

обеспечить ускоренное развитие легкой промышленности

4)

ограничить приток иностранного капитала


25. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите, с каким событием он связан.

«В… комнату быстрым и твердым шагом входит рослый, широкоплечий Дыбенко… Давясь от хохота, он звучным и раскатистым басом рассказывает…, что матрос Железняков только что подошел к председательскому креслу, положил свою широкую ладонь на плечо оцепеневшего от неожиданности Чернова и повелительным тоном заявил ему: «Караул устал. Предлагаю закрыть заседание и разойтись по домам».



1)

свержением Временного правительства

2)

роспуском Учредительного собрания

3)

запретом деятельности партии кадетов

4)

закрытием редакции газеты «Новая жизнь»


26. В какие годы проводилась экономическая реформа под руководством А. Н. Косыгина?

  1. в первой половине 1950-х гг.

  2. во второй половине 1960-х гг.

  3. в первой половине 1980-х гг.

4) в первой половине 1990-х гг.

27. Советские войска в 1980–е годы участвовали в боевых действиях в (во)

  1. Венгрии

  2. Корее

  3. Афганистане

  4. Вьетнаме


28. Какое из событий, явлений относится к понятию «холодная война»?

1) подписание Антикоминтерновского пакта

2) политическая конфронтация СССР и США

3) советско-югославский конфликт 1948-1949 гг.

4) открытое вооружённое столкновение двух «центров силы»
29. По конституции Российской Федерации 1993 г. высшим органом исполнительной власти стал (-о)


  1. Федеральное собрание

  2. Правительство РФ

  3. Конституционный суд

  4. Всероссийский съезд Советов


30. Прочтите отрывок из постановления и укажите, в каком году оно было принято.

«В целях защиты жизненно важных интересов народов и граждан СССР… Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР постановляет:



  1. Всем органам власти и управления СССР…обеспечить неукоснительное соблюдение режима чрезвычайного положения…»

1) 1982 г.

2) 1985 г.

3) 1991 г.

4) 1996 г.



Часть 2

В этой части содержатся задания, которые требуют ответа в виде сочетания букв, слова (задания 1-8) или развернутого ответа на поставленные вопросы (задания 9, 10). Ответы на задания 1-8 следует записать в находящуюся в бланке ответов таблицу или строку ответа.

1. Расположите в хронологической последовательное названные события.

  1. поход войск Батыя на Северо-Восточную Русь
    Б) «стояние на Угре»

  2. Ледовое побоище
    Г) битва на р. Калке

Ответ:

1

2

3

4














2. Прочтите отрывок из летописи и напишите имя князя, о котором идет речь.

«В год 6472 (964). Когда [князь] вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и легко ходил в походах, как пардус, и много воевал... И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас идти». И пошел на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей, и сказал вятичам: «Кому дань даете?» Они же ответили: «Хазарам — по щелягу с сохи даем».

В год 6473 (965). Пошел [князь] на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу во главе со своим князем Каганом и сошлись биться, и в битве одолел [князь] хазар и столицу их Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов...

В год 6475 (967) Пошел [князь] на Дунай на болгар...».

Ответ _______________________________________________________
3. Что из названного относилось к результатам внешней политики Екатерины II? Укажите два верных положения из четырех предложенных.

A) присоединение Крыма

Б) завоевание выхода к Балтийскому морю

B) присоединение Западной Сибири

Г) превращение России в черноморскую державу

Ответ:









4. Установите соответствие между именами российских государей и названиями документов, принятых в их царствование.




ГОСУДАРИ




НАЗВАНИЯ ДОКУМЕНТОВ

1)

Петр I

А)

«Соборное Уложение»

2)

Алексей Михайлович

Б)

«Табель о рангах»

3)

Иван IV

В)

«Манифест о вольности дворянской»

4)

Петр III

Г)

«Судебник»

Ответ:

1

2

3

4














5. Расположите в хронологической последовательности события.


  1. основание Московского университета
    Б) создание Царскосельского лицея

  2. выход первой русской печатной газеты

Г) выход первой русской печатной книги

Ответ:


1

2

3

4













6. Установите соответствие между фамилиями представителей культуры и сферами их деятельности.




ФАМИЛИИ

СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1)

И.О. Дунаевский

А)

живопись

2)

С.А. Есенин

Б)

киноискусство

3)

К.С. Петров-Водкин

В)

поэзия

4)

С.М. Эйзенштейн

Г)

музыка

Ответ:

1

2

3

4














7. Прочтите отрывок из исторического очерка и напишите пропущенную в тексте фамилию ученого.

«Переворот в представлениях о ракетах и их полезности начался с напечатания статьи «Исследование мировых пространств реактивными приборами» (1903). Идея создания космической ракеты для межпланетных полетов того времени получила прочную основу. Теории ракетных полетов касались и последующие труды (особенно «Реактивный прибор как средство полета в пустоте и атмосфере» 1910г., три работы о космических полетах 1911-1914 гг.)».

Ответ _______________________________________________________

8. Установите соответствие между сражениями Великой Отечественной войны годами, когда они произошли.

СРАЖЕНИЯ

ДАТЫ

1) битва за Москву

2) Сталинградская битва

3) битва за Берлин

4) Курская битва



А) 1941 г.

Б) 1943 г.

В) 1942 г.

Г) 1945 г.



Ответ:

1

2

3

4













Задания 9-10 предполагают ответы в свободной форме. Обязательно напишите номер задания, а затем ответ на него. Постарайтесь ответить на все содержащиеся в заданиях вопросы. Ответы записывайте разборчиво.

9. Прочтите отрывок из работы историков А. Некрича и М. Геллера. «Годы растерянности и надежд»:

«Одна из серьезнейших проблем 50 - 60 годов заключалась в том, чтобы перестроить промышленное производство в соответствии с требова­ниями новой технической революции...

Были созданы новые научно-исследовательские институты. Почти угасшие было исследования в облас­ти фундаментальных наук и естествознания были возобновлены и расши­рены. Потребности государства, неизменно связанные с усилением его во­енного потенциала, требовали более совершенной технологии, более усо­вершенствованного оружия.

...На наиболее перспективные научные направления были даны крупные субсидии. Это сделало возможным, например, рывок советской науки и технологии в области строительства ракет...

Однако однобокость развития советской промышленности привела к хроническому недостатку товаров массового потребления и к крайне низ­кому качеству многих видов товаров и услуг».

1. Как назывался описываемый авторами период, и кто был руководите­лем

2. Используя текст документа и знания по истории, назовите основные особенности научно-технического развития СССР в рассматриваемое вре­мя.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


10. Некоторые историки утверждали, что основной причиной поражения армии Наполео­на в 1812 г. в России были суровые природные условия страны. Какие другие суждения о причинах поражения армии Наполеона Вам известны? На каких фактах, положениях они основываются?

Какие суждения Вы считаете более убедительными? Назовите факты, положения, ко­торые могут служить аргументами, подтверждающими эти суждения.



____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница