В. В. Андреевым совместно с мастерами Пасербским и Налимовым. Создано семейство модернизованных балалаек прима, секунда, альт, бас, контрабас. Балалайка используется как сольный концертный, ансамблевый и оркестровы



Скачать 56.29 Kb.
Дата06.05.2016
Размер56.29 Kb.
Балала́йка — русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент, от 600—700 мм (балалайка прима) до 1,7 метров (балалайка субконтрабас) длиной, с треугольным слегка изогнутым (в XVIII—XIX веках также овальным) деревянным корпусом.

Корпус склеен из отдельных (6-7) сегментов, головка длинного грифа слегка отогнута назад. Струны металлическиеXVIII веке две из них жильные; у современных балалаек — нейлоновые или карбоновые). На грифе современной балалайки 16—31 металлических ладов (до конца XIX века — 5—7 навязных ладов).

Академический строй балалайки — две струны в унисон — нота «ми», одна — на кварту выше — нота «ля». Существует также «народный» строй — первая струна «ля», вторая — «ми», третья — «до». При этом строе проще берутся трезвучия, недостатком его является затрудненность игры по открытым струнам.

Звук звонкий, но мягкий. Наиболее частые приемы для извлечения звука: бряцание, пиццикато, двойное пиццикато, одинарное пиццикато, вибрато, тремоло, дроби, гитарные приемы.

Балалайка известна с начала XVIII века; в 1880-х годах усовершенствована В. В. Андреевым совместно с мастерами Пасербским и Налимовым. Создано семейство модернизованных балалаек — прима, секунда, альт, бас, контрабас. Балалайка используется как сольный концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент.

Балалайка — это один из инструментов, ставших (наряду с гармонью и, в меньшей степени, жалейкой) музыкальным символом русского народа.

[править] Этимология


Любопытно уже само название инструмента, типично народное, звучанием слогосочетаний передающее характер игры на нём. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить (восходят к общеславянскому *bolbol того же значения). Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки — инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного.

Впервые слово засвидетельствовано в украинском языке начала XVIII века (в документах 1717—1732 годов) в форме «балабайка» (очевидно, это его старшая форма, сохранившаяся также в курском и карачевском диалектах).[1] На русском языке впервые в поэме В. И. Майкова «Елисей», 1771, песнь 1: «настрой ты мне гудок иль балалайку».


[править]


У этого термина существуют и другие значения, см. Хохлома (значения).





И.М. Баканов. Хохломские художники за работой. Палех. 1929 г.



Марка СССР, 1979 г.





Макет вертолёта, расписанный под хохлому на выставке МАКС-2007



Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Является одним из наиболее известных видов русской народной живописи.

Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотой цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.

Традиционные орнаменты Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Первоначально слово Хохлома означало название одной из торговых деревень, в которую мастера из окрестностей привозили свои изделия. Про хохломскую роспись знают все. А вот время и место ее возникновения не известно никому. Предполагают, что произошло это в 17в., на левом берегу Волги в деревнях Большие и Малые Безлели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли ее для продажи в село Хохлома, где был торг. Отсюда и пошло название "хохломская роспись", или просто "хохлома". Существует и легендарное объяснение появления хохломской росписи. Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона, и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные изделия, да писать иконы по старому образцу. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжег себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошел, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски хохломы. В настоящее время у хохломской росписи два центра- город Семенов и село Ковернино. В Семенове находятся фабрики "Хохломская роспись" и "Семеновская роспись", а в Семино- объединение "Хохломской художник".

Как создаются изделия с хохломской роспись? Сначала бъют баклуши, т.е. делают грубые бруски-заготовки из дерева. Затем мастер встает за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придает предмету нужную форму. Так получается "белье"-неокрашенные изделия- резные ковши и ложки, поставцы и чашки.

Изготовление "белья"

После сушки "белье" грунтуют жидкой очищенной глиной- вапой, как ее называют мастера. После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла). Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем быстро втирает в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно. Эта операция очень ответственная. От нее будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность росписи. В течении дня изделие покроют олифой 3-4 раза. Последний слой высушат до "небольшого отлипа"- когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его. Следующий этап- "лужение", т.е. втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Исполняют его также вручную тампоном из овечьей кожи. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск и готовы для росписи. В росписи применяются масляные краски. Главные из них- красная и черная, киноварь и сажа, но для оживления узора допускаются и другие- коричневая, светлого тона зелень, желтый тон. Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию.

Лужение и художественная роспись

Выделяют роспись "верховую" (когда сначала закрашивают фон, а сверху остается серебряный рисунок) и "под фон" (сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется черной краской фон). Кроме того существуют разообразные виды орнаментов:

"пряник" - обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура- квадрат или ромб, украшенный травкой, ягодами, цветами; "травка" - узор из крупных и мелких травинок; "кудрин" - листья и цветы в виде завитков золотого цвета на красном или черном фоне; Используют мастера и упрощенные орнаменты. Например, "крап", который наносят штампиком, вырезанным из пластинок гриба-дождевика, или особым образом свернутым кусочком ткани. Все изделия расписываются вручную, причем роспись нигде не повторяется. Какой бы выразительно не была роспись, пока узор или фон остается серебристым, это еще не настоящая хохлома.


Хохломская роспись




Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течении 3-4 часов в печи при температуре 150-160 градусов до образования масляно-лаковой пленки золотистого цвета. Так получается знаменитая "золотая хохлома".


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница