В системе трансграничного сотрудничества



Скачать 153.2 Kb.
Дата18.11.2016
Размер153.2 Kb.
Центр международных исследований



ЕВРОРЕГИОНЫ

В СИСТЕМЕ ТРАНСГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Европейский Союз и Республика Беларусь с мая 2004 г. имеют общую границу протяженностью 1213 км и объективно заинтересованы в том, чтобы она не стала препятствием на пути экономического взаимодействия, развития торговли, социально-культурных обменов и сотрудничества. В этом контексте особую значимость приобретают еврорегионы как трансграничные социально-экономические союзы интегрированных территорий сопредельных стран.

Вопросы трансграничного сотрудничества и рассмотрели участники международной научной конференции «Субрегиональное сотрудничество: перспективы белорусских еврорегионов», которая состоялась в октябре 2004 г. на базе национального парка «Беловежская пуща». В конференции приняли участие эксперты из Беларуси, России, Германии, Польши и Украины. По ее итогам готовится к изданию сборник научных статей. Настоящий материал представляет собой обобщенное видение проблематики трансграничного сотрудничества и роли в нем белорусских еврорегионов, с учетом европейского опыта.

Европейский опыт: проблемы и перспективы


«Европа регионов» предметом конкретной политики стала в 80-е гг. прошлого века. Политические деятели федеральных земель ФРГ, испанских «автономных коммун» и французских департаментов стали рассматривать принцип субсидиарности как механизм передачи властных полномочий из Брюсселя и Страсбурга не на национальный, а на региональный уровень.

Участие в еврорегионах позволяет оперативно решать приграничные проблемы на местном уровне, создавать гибкие хозяйственные структуры с привлечением внешних инвестиций для строительства и расширения инфраструктуры, налаживать приграничную торговлю, туризм, расширять сотрудничество в культурной, социальной, природоохранной и других областях.

Трансграничному сотрудничеству в рамках еврорегионов в Европе придается большое значение. В Западной Европе действует несколько десятков еврорегионов. В основе их функционирования лежат принципы самоуправления, трансграничной кооперации, равных полномочий сторон, соблюдения внутреннего законодательства. В странах ЕС еврорегионы существуют в условиях отсутствия барьерных функций внутренних границ, поступления значительных средств из бюджетов относительно богатых государств и структурных фондов ЕС. Накоплен опыт регионального сотрудничества между тремя новыми землями ФРГ, Баварией с регионами Польши, Чехии.

В странах ЦВЕ еврорегионы создаются с начала 90-х гг. Еврорегионы, трансграничное сотрудничество служат важными звеньями развития сотрудничества как внутри ЕС, так и между ЕС и его новыми соседями, в том числе Беларусью.

Трансграничное сотрудничество между новыми членами ЕС и их восточными соседями имеет следующие формы и уровни:

- непосредственное сотрудничество местных властей;

- поддержание связей между органами центральной власти;

- деятельность общественных организаций;

- экономическое сотрудничество.

Еврорегионы становятся довольно распространенной формой сотрудничества на восточной границе ЕС, представляя собой основу трансграничного взаимодействия областных и районных властей с неправительственными организациями. Они не имеют административного характера, а их деятельность основывается на координации работы субъектов данного еврорегиона, которые действуют согласно законодательству данного государства.

Деятельность еврорегионов финансируется из трех источников: местные власти, центральные власти и зарубежные средства (государства Западной Европы, фонды ЕС и др.).

В ЦВЕ еврорегионы сначала создавались по инициативе центральных административных структур государств. Теперь начинают преобладать общественные инициативы; в этом направлении продвигается реформа функционирования еврорегионов, и появляются новые еврорегионы, например «Беловежская пуща».

Среди направлений трансграничного сотрудничества можно выделить:

- развитие инфраструктуры и коммуникаций,

- экономическое развитие,

- обмен ноу-хау и технологиями,

-образовательные программы,

- экология,

- взаимодействие в сфере культуры,

- здравоохранение,

- развитие деловых контактов,

- согласованное пространственное планирование,

- получение и дальнейшее использование финансовой помощи,

- популяризация сотрудничества между органами самоуправления,

- сотрудничество в области ликвидации последствий стихийных бедствий.

Еврорегионы способствуют диалогу культур, их взаимообогащению, сохранению культурного многообразия. В их рамках реализуются программы культурных обменов, проводятся фестивали национальных культур, фольклорные праздники, выставки.

Важным элементом сотрудничества становится совместное обоснование и разработка бизнес-планов для получения финансовых средств, необходимых для реализации проектов.

При общих задачах формирование региональных структур внутри ЕС и в постсоциалистических странах отличается. Если для западноевропейских стран приоритетом является улучшение развитой многоуровневой системы взаимоотношений, то для Восточной Европы главная цель – восстановление сотрудничества всех уровней на территории бывшего СССР и СЭВ. Существенно отличаются уровень рыночных отношений и стартовых условий взаимодействия на межгосударственном и региональном уровнях, состояние нормативно-правовой базы и исходной инфраструктуры.

С вхождением в ЕС 8 государств ЦВЕ создались новые условия для развития отношений с соседями на восточной границе Евросоюза. Не допустить возникновения разделительных линий между новыми членами ЕС и их соседями можно только с помощью сотрудничества, путем создания еврорегионов. Ввиду трудностей, с которыми сталкивается региональная политика Брюсселя в деле выяснения и решения на местах проблем населения, кооперация на региональном уровне приобретает решающее значение.

Трансграничное сотрудничество служит средством оживления социально-экономических процессов. Еврорегионы выполняют функцию привлечения средств европейских фондов для решения региональных проблем, повышая шансы местных властей в решении различного рода задач. Развитие приграничных территорий необходимо для повышения конкурентоспособности экономики страны на глобальном уровне.

Между новыми членами ЕС и их восточными соседями есть диспропорции, связанные с административными, правовыми и экономическими отличиями между этими странами. Разница заметна в возможностях сотрудничающих субъектов разных стран. Органы местного самоуправления в странах, вступивших в ЕС, имеют более широкие компетенции. Возможности стран, не являющихся членами ЕС, во многом зависят от решений на центральном уровне. В западных странах приоритетами сотрудничества являются интересы местной общественности, а в странах Восточной Европы трансграничное сотрудничество рассматривается с точки зрения государственных интересов. Социально-экономическое развитие старых и новых членов ЕС имеет большие различия. Ни одна из стран ЦВЕ, за исключением Словении, до сих пор не выходит на уровень беднейших стран ЕС – Португалии и Греции. Структурные преобразования создали в странах ЦВЕ армию безработных. Уровень безработицы в новых членах ЕС (в среднем почти 15%) вдвое выше, чем в «старых» членах Евросоюза.

Общественные организации западных стран лучше организованы, располагают более значительными средствами и опытом работы, чем их коллеги из стран Восточной Европы. Сложности создают несовершенные правовые нормы.

Одна из главных проблем – финансирование. Нехватка средств, проблемы с их получением и эффективным распределением препятствуют развитию деловых и культурных отношений в приграничных районах. Административные единицы стран – членов ЕС располагают бюджетными средствами, которые дают им возможность работать в области развития межрегиональных международных отношений. Их партнеры по другую сторону располагают существенно более ограниченными средствами, и поэтому для них ключевое значение имеет возможность получения средств из европейских фондов.

В рамках ЕС есть программа, ориентированная на развитие трансграничного сотрудничества (INTERREG). Ее специфика состоит в развитии трансграничных связей, повышении проницаемости пространства по обе стороны границы. Акцент делается на развитие инфраструктуры, улучшение состояния среды, сотрудничество субнациональных органов власти, разработку планов совместного развития и т.п. Программа предусматривает и меры по снижению нематериальных барьеров трансграничного сотрудничества (унификация внешнеторговой документации, ускорение ее обработки и т.д.), а также развитие практической деятельности еврорегионов.

В 2004–2006 гг. в рамках программы INTERREG новым членам ЕС из Восточной Европы на развитие трансграничного сотрудничества будет выделено 700 млн. евро, а размер средств в рамках программы TACIS CBS для стран, не входящих в ЕС, составит 75 млн. евро. В 2004–2006 гг. Польша, принимающая участие в «Программе развития добрососедских отношений между Польшей, Белоруссией и Украиной», получит 38 млн. евро, в то время как Беларусь и Украина – 8 млн. евро, которые могут быть получены в рамках программы TACIS. Взаимодействие этих программ – довольно сложный процесс. Формальные требования нередко усложняют получение средств. Европейские программы чаще касаются вопросов безопасности границ и реже – развития приграничных регионов.

Белорусские еврорегионы как инструмент

трансграничного сотрудничества

По мнению многих экспертов, в ближайшее время следует ожидать дальнейшего прогресса приграничного сотрудничества в Европе. Развитие по периферии ЕС потребует помощи государств с обеих сторон границы.

Расширение ЕС 2004 г. выводит трансграничное сотрудничество на первый план во взаимоотношениях по линии Беларусь – ЕС. Еврорегионы приобретают для Беларуси особое значение, что было подчеркнуто на совещании руководителей белорусских загранучреждений в Министерстве иностранных дел 22 июля 2004 года.

Из 5 еврорегионов, действующих в Беларуси, 4 расположены почти по всему пограничному сопряжению Беларуси и Евросоюза. На западе это «Буг», «Беловежская пуща», на северо-западе – «Неман» и «Озерный край». Анализ их деятельности свидетельствует о том, что отдельные еврорегионы («Неман», «Буг») прошли период становления, выстраивания на своем уровне политики трансграничного взаимодействия, другие («Беловежская пуща», «Днепр») только миновали этап формирования, решения организационно-административных и правовых вопросов.

Важное условие успешного развития еврорегионов – наличие правовой базы. Основной юридический документ, устанавливающий рамочные условия сотрудничеств на региональном и местном уровнях, – Европейская конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей (1980 г., Мадрид). Согласно этому документу субъектами сотрудничества являются органы местного самоуправления и местной государственной администрации, действующие в рамках внутренних законодательств. Юридические нормы большинства европейских государств не содержат законодательных актов, касающихся трансграничного сотрудничества. Это относится и к Беларуси. Однако такие правила предусмотрены многосторонними международными конвенциями, межгосударственными договорами, а также декларациями региональных властей об установлении единых правил, касающихся трансграничного сотрудничества.

«БЕЛОВЕЖСКАЯ ПУЩА»


Белорусско-польское общественное объединение еврорегион «Беловежская пуща» создано в мае 2002 г. в городе Гайнувка (Польша), в том же году зарегистрировано в министерствах иностранных дел Польши и Беларуси.

Участники: Каменецкий, Пружанский, Свислочский районы (Беларусь), Гайнувский повет и входящие в его состав гмины (Польша).

Руководящий орган – секретариат.

Основные цели деятельности: сохранение природного комплекса Беловежской пущи; содействие развитию международного туризма; создание новых возможностей для трудовой деятельности населения приграничных районов.




С 1997 г. Республика Беларусь применяет положения Мадридской конвенции. Трансграничное и региональное сотрудничество с Польшей, Литвой, Латвией и Украиной регламентируется соглашениями, предусматривающими обязательства сторон по обеспечению благоприятных условий для установления и развития прямых контактов, связей и сотрудничества административно-территориальных единиц.

Эффективность еврорегионов обеспечивает научно обоснованная региональная политика государства, закрепленная в правовой сфере. Так, в России действует указ президента «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации». Верховная рада Украины приняла закон «О трансграничном сотрудничестве». В Беларуси пока нет документа, выражающего систему намерений и действий по реализации интересов государства в отношении регионов, а также интересов самих регионов, не прописан механизм их функционирования.



«ДНЕПР»


Приграничное сообщество «Еврорегион «Днепр» создано в 2003 г. в Гомеле.

Участники: Гомельская область (Беларусь), Черниговская область (Украина), Брянская область (Россия).

Руководящие органы:

Совет приграничного сообщества «Еврорегион «Днепр», президиум, секретариат, ревизионная комиссия, рабочие группы.

Основные сферы деятельности: экономика и занятость, транспорт и связь, культура и образование, туризм, здравоохранение, социальная сфера, инфраструктура и защита окружающей среды. Один из приоритетов сотрудничества с европейскими организациями – чернобыльская проблематика.

Создан Международный институт славистики.




Региональная политика требует скоординированного политического подхода, т.е. сотрудничества правительства, местных властей, граждан и представителей разных сфер из соседних государств. Новая политическая практика сотрудничества позволяет находить дополнительные возможности для решения проблем регионов в области образования, экологии, здравоохранения, жилищного строительства и т.д.





«ОЗЕРНЫЙ КРАЙ»


Документы о создании еврорегиона «Озерный край» были подписаны в г. Браслав (Беларусь) 4 сентября 1998 г. Участники: Браславский, Верхнедвинский, Миорский, Поставский и Глубокский районы (Беларусь); Даугавпилсский, Краславский, Прейльский и Резекненский районы (Латвия); Зарасайский, Игналинский, Утенский и Швенченский районы (Литва).

Высший орган управления – Совет. В странах-участницах созданы координационные структуры – секретариаты. Офисы директората еврорегиона в каждой стране функционируют как исполнительные структуры.

Созданы рабочие группы по образованию, НГО и спорту; социальной сфере; культуре; охране природы и туризму; приграничным проблемам; планированию развития региона; бизнесу и инфраструктуре.

Основные проекты:

создание латвийско-белорусского информационного центра;

содействие развитию малых и средних предприятий;

«Озерный край» – менеджмент и маркетинг сельского туризма;

развитие приграничных территорий;

совершенствование кулинарных услуг в Латгалии;

ежегодные фестивали народного творчества Дзвіна – Даугава – Двина.

Региональная политика предопределяет комплексный подход к решению экономических, социальных, экологических и других задач. Органы государственной власти воздействуют на подсистемы регионов, осуществляя вмешательство государства в процессы регионального развития в области экономики, экологии, культуры и т.п. Программно-целевой метод государственной региональной политики позволяет объединить средства и ресурсы финансового, материального, организационного и иного рода для решения актуальных задач развития регионов. Этот метод широко используется многими странами. В Беларуси программы управления развитием регионов находятся в стадии обсуждения. Специальный раздел по региональной политике представлен в «Основных положениях программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 годы» и «Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 года». С целью координации деятельности органов государственного управления при реализации политики трансграничного сотрудничества 18 декабря 2004 г. создан Межведомственный координационный совет по вопросам приграничного сотрудничества с сопредельными странами, в который вошли представители МИД РБ, ГКНТ, Госкомпогранвойск, других министерств и ведомств. Совет возглавляет министр иностранных дел Беларуси. Эффективному воздействию государства на развитие регионов могли бы содействовать целевые комплексные программы, в которых были бы обозначены приоритеты в деятельности органов государственной власти; определены формы и методы государственного регулирования; выделен перечень ресурсов государства для достижения поставленных задач; определены механизмы и процедуры реализации региональной политики; предложены меры мониторинга ее результатов. Комплексные программы применительно к регионам способствовали бы скоординированному, а значит, более эффективному их развитию.

«НЕМАН»


Подписание соглашения состоялось 6 июня 1997 года в Сувалках (Польша). Участники: Гродненская область (Беларусь), Марьямпольский и Алитусский районы (Литва), Подлясское воеводство (Польша, с 1998 г.), Черняховский, Краснознаменский, Озерский, Гусевский и Нестеровский районы Калининградской области (Россия).

Основные направления деятельности: реализация совместных экологических проектов; сотрудничество в сферах образования, культуры, туризма; развитие приграничной инфраструктуры.




Децентрализация – один из ключевых принципов региональной политики – предполагает передачу прав и обязанностей в области регулирования регионального развития местным органам государственного управления, самоуправления, а также законодательное закрепление за ними источников пополнения местных бюджетов.

К сожалению, практически для всех еврорегионов с участием Беларуси пока характерны недостаточная инициативность, слабая финансовая база, нехватка управленцев, сложности реализации проектов, обусловленные различиями в правовых системах сопредельных государств и недостаточным уровнем межгосударственных связей.

Важный аспект развития еврорегиона – наличие квалифицированных кадров. На региональном уровне сотрудники местных органов власти отвечают за деятельность еврорегионов в дополнение к основной функциональной нагрузке, у них не хватает необходимых знаний для подготовки проектных предложений. Приграничные местные органы власти других стран в настоящее время уже приступили к созданию национальных бюро или исполнительных дирекций еврорегионов.

Для Беларуси, как и для ЕС, повышается роль оснащенности контрольно-пропускных пунктов на границах, взаимодействия административных властей, пограничных и правоохранительных органов в борьбе с незаконной миграцией, наркотрафиком, торговлей людьми, организованной преступностью. В последнее время открыты переходы «Домачево – Словатычи», «Песчатка – Половцы». На территории Национального парка «Беловежская пуща» открывается пункт пропуска «Переров – Белавежа». Развивается инфраструктура международных пограничных переходов европейского значения. Реконструированы переходы «Варшавский мост» и «Козловичи», ведется строительство таможенного терминала «Козловичи-2».



«БУГ»


Образован в 1995 г. Участники: Брестская область, Люблинское воеводство (Польша), Волынская область и Сокальский и Жовковский районы Львовской области (Украина).

Действуют совместные рабочие группы:

1. Территориальное планирование, инфраструктура, коммунальная сфера, транспорт, связь.

2. Охрана и улучшение состояния окружающей среды.

3. Расширение информации и создание баз данных.

4. Сотрудничество между организациями и различными отраслями хозяйства.

5. Образование, здравоохранение, культура, спорт и туризм.

6. Контакты органов местного самоуправления.

7. Безопасность, взаимодействие правоохранительных органов и ликвидация угрожающих ситуаций.

Созданы национальные бюро секретариата в Бресте, Луцке и Хелме.



В 2001 г. Европейской комиссией был одобрен и реализован совместный проект платформа «ТРИК: трансграничная информация и контакты Брест – Бяла-Подляска» в рамках программы ТАСIS «Содействие развитию трансграничного сотрудничества», а также проект «ТРИК-Регио», цель которого - создание на уровне местных органов управления взаимоувязанного регионального территориального планирования в приграничной зоне со стороны как Польши, так и Беларуси. В 2003 г. был принят проект «Развитие Брестского трансграничного инфоцентра».

Для развития сотрудничества в рамках еврорегиона «Озерный край» ЕС готов выделить в 2004 г. 1 млн. евро, в 2005 г. – 4 млн. евро. В рамках программ добрососедства Беларусь – Литва – Латвия и Беларусь – Польша – Украина также предусмотрено выделение средств со стороны ЕС. От активности использования этих средств зависят объемы финансирования в последующие годы. В целом же, с 1996 по 2001 гг. в рамках программы ТАСIS по трансграничному сотрудничеству нашей стране было выделено 19,9 млн. евро.
Артеменко С.В. Еврорегиональное сотрудничество: специфика и тенденции развития: Сборник научных трудов географического факультета Брестского университета. Серия «География». 1998. № 1. Вып. 1.

Шавров В.Ф. Новые формы межгосударственного сотрудничества в Европе // www.rami.ru/publications/gorchakov/index.html

Лобач А.И. Еврорегионы: зарубежный опыт и белорусские перспективы // Региональная экономика: проблемы и перспективы: Тезисы междунар. конф. Гродно, 1998.

Граник И.М. Еврорегионы как эффективная форма регионального сотрудничества // Региональная экономическая политика: Тезисы междунар. науч. конф. Гродно, 1999.

Полуденная М.В. Некоторые особенности приграничного сотрудничества в рамках еврорегионов // www.mstu.cdu.ru/publish/conf/11ntk/section8/section8_17.html

Колидовски В. Еврорегионы: формирование и регулирование развития // Проблемы прогнозирования и государственного регулирования социально-экономического развития: Материалы докл. междунар. науч. конф. Мн., 2000. Т. 3.

Суздалева И.В. Местное самоуправление – ресурс государства для управления региональным развитием Республики Беларусь // Правовые и институциональные проблемы социально-экономического развития в Республике Беларусь: Материалы респ. науч.-практ. конф. студ., магистр. и аспирантов. Мн., 2003.

Экономика региона / Под ред. В.И. Борисевича. Мн., 2002.

Еврорегион «Днепр»: создание и развитие, проблемы и перспективы // Материалы междунар. учред. науч.-практ. конф. Гомель, 29 апреля 2003 г. Гомель, 2003.

Карев Д.В. Проблемы эффективности еврорегиона «Неман» в контексте расширения Европейского Союза // Расширение Европейского Союза: в поиске новой политики: Материалы междунар. науч.-практ. конф. (27–28 ноября 2002 г.). Мн., 2003.


Summary

The topical issues of trans-border cooperation between Belarus and neighbouring countries in the context of contemporary integration processes, taking into account the European experience of establishment of the Euroregions are considered in the given material.



Trans-border cooperation is the most important instrument of the establishment of the “ring of friends” around the European Union along its Eastern border and promoting the increasing of the social-economic level of the development of the border regions of Belarus.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница